Научная статья на тему 'Психологические факторы частоты нарушений производственной дисциплины водителей трамвая'

Психологические факторы частоты нарушений производственной дисциплины водителей трамвая Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
807
130
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
производственная дисциплина / нарушения / активность / Мотивация / профессионально важные качества / industrial discipline / infringements / activity / Motivation / professionally important qualities

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Сытова Ирина Геннадьевна

В работе показано влияние на частоту нарушений производственной дисциплины высокой активности и эмоциональности водителей трамвая. Активность способствует предпочтению выбора мотивации, типы которой в свою очередь взаимодействуют с профессионально важными качествами, уровень последних влияет на частоту нарушений производственной дисциплины водителей трамвая.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In work influence on frequency of infringements of industrial discipline of high activity and an emotionality of drivers of a tram is shown. Activity promotes preference of a choice of the motivation which types in turn cooperate with the is professional-important qualities, level of the last influences frequency of infringements of industrial discipline of drivers of a tram.

Текст научной работы на тему «Психологические факторы частоты нарушений производственной дисциплины водителей трамвая»

Психологические факторы частоты нарушений производственной

дисциплины водителей трамвая

И.Г. Сытова

В работе показано влияние на частоту нарушений производственной дисциплины высокого активности и эмоциональности водителей трамвая. Активность способствует предпочтению выбора мотивации, типы которой в свою очередь взаимодействуют с профессиональноважными качествами, уровень последних влияет на частоту нарушений производственной дисциплины водителей трамвая.

Ключевые слова: производственная дисциплина, нарушения, активность, мотивация, профессионально важные качества.

Особое место в системе человеческой деятельности занимает труд. Именно благодаря труду человек построил современное общество, создал предметы материальной и духовной культуры, преобразовал условия своей жизни таким образом, что открыл для себя перспективы дальнейшего, практически неограниченного развития.

С трудом связано создание и совершенствование орудий труда. Они в свою очередь явились фактором повышения производительности труда, развития науки, промышленного производства, технического и художественного творчества.

Дисциплина труда предполагает сознательное отношение к труду, добросовестное подчинение работников определенному внутреннему трудовому распорядку, установленному в организации, творческое отношение к своей работе, обеспечение ее высокого качества, производительное использование рабочего времени, бережное отношение к оборудованию и материальным ценностям нанимателя, четкое исполнение приказов и распоряжений руководителей.

Обеспечение дисциплины труда на производстве - процесс двухсторонний, в котором участвуют как сами работники, так и наниматель.

Работники обязаны: трудиться честно и добросовестно, соблюдать дисциплину труда. В свою очередь наниматель обязан: правильно

организовать труд работников, обеспечить дисциплину труда, соблюдать

законодательство о труде и правила охраны труда, внимательно относиться к нуждам и запросам работников [1].

Из понятия трудовой дисциплины выделяется более узкое понятие дисциплины производственной, под которой понимается выполнение работником установленных технологических правил и производственных инструкций. Производственная дисциплина подразумевает соблюдение правил техники безопасности, режимов работы, своевременное выполнение производственных заданий, бережное отношение к оборудованию, инструменту, оснастке и другим материальным ценностям, точное исполнение распоряжений и указаний руководящего персонала, соблюдение правил, установленных производственными и должностными инструкциями, правил охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и пожарной охраны [7].

К особым формам регулирования трудовых отношений можно отнести мероприятия государства и работодателей (предпринимателей) по укреплению дисциплины труда на производстве. В большинстве источниками правового регулирования производственной дисциплины служат нормативные государственные акты, правила внутреннего трудового распорядка и положения коллективных договоров (соглашений). Главным нормативным источником поддержания производственной дисциплины на современном этапе служат правила внутреннего трудового распорядка, которые в большинстве случаев составляют сами работодатели (предприниматели), консультируясь иногда с представителями трудового коллектива (профсоюзами) и учитывая действующее в стране трудовое законодательство.

Эти правила в странах с рыночной экономикой охватывают весьма широкий круг вопросов трудовых отношений. В них обычно подробно излагаются вопросы оплаты труда (в том числе система повышения вознаграждения), продолжительности рабочего времени, сверхурочной работы, социального страхования, охраны здоровья, техники безопасности,

дисциплинарные. Правила внутреннего трудового распорядка представляют собой строгий с юридической точки зрения документ. За нарушение правил внутреннего трудового распорядка предприниматель вправе наказывать работника, но при этом должен действовать в соответствии с нормами дисциплинарного права, которые защищают работников от произвола и злоупотребления работодателей [1].

Отметим некоторые характерные особенности профессии водителя трамвая: управление трамвайными поездами с соблюдением расписания и правил безопасности движения в депо и на линии; сцепка поездов для буксировки и управление буксируемым поездом; подготовительные работы перед выездом на линию и после возвращения в парк; контроль над соблюдением правил посадки и высадки пассажиров; устранение простейших неисправностей во время работы на линии; объявление с использованием радиоустановки остановочных пунктов.

Характеристика труда: тип профессии - «человек-техника». Работа посменная. Постоянная вибрация. Напряженное внимание. Профессионально важные качества: любовь к технике, хорошее зрение, цветовая

чувствительность, точный глазомер, хорошая координация движений, уравновешенность, осторожность, внимательность.

Водитель трамвая должен знать: устройство, принцип действия и возможные неисправности трамвайных вагонов и их оборудования; правила дорожного движения, технической эксплуатации и пользования трамваями; инструкцию по экономии электроэнергии; особенности вождения трамваев в осенне-зимних условиях; порядок оформления поездной документации.

К формам регулирования трудовых отношений на предприятии относятся правила внутреннего трудового распорядка, коллективный договор, должностная инструкция водителя трамвая, правила технической эксплуатации трамвая, правила техники безопасности и пожарной безопасности, производственная санитария. Коллективный договор рассматривается и принимается на очередном профсоюзном собрании

сроком на три года, в нем рассматривается организация труда, система оплаты труда, оказание материальной помощи, льготные условия для работников, выходящих на пенсию. Правила технической эксплуатации являются нормативным техническим документом и устанавливают основные требования к технической эксплуатации трамвайных вагонов. Должностная инструкция водителей трамвая устанавливает перечень нарушений производственной дисциплины, правила пассажироперевозок на городском электротранспорте, права и обязанности водителей трамвая.

Повышение дисциплины труда является одним из важных условий высокой организации труда и общего экономического подъема. И наоборот, недостаточно высокий уровень дисциплины приводит к потерям, дополнительным затратам, дезорганизует производство.

Решающим причинным фактором результативности деятельности людей является их мотивация. При рассмотрении мотивации следует сосредоточиться на факторах, которые заставляют человека действовать и усиливают его действия. Основные из них: потребности, интересы, мотивы и стимулы. Для управления трудом на основе мотивации необходимы такие предпосылки, как выявление склонностей и интересов работника с учетом его персональных и профессиональных способностей, определение мотивационных возможностей и альтернатив в коллективе и для конкретного лица. Необходимо полнее использовать личные цели участников трудового процесса и цели организации.

К структурным элементам процесса мотивации относят потребности, интересы, желания, стремления, ценности, ценностные ориентации, идеалы, мотивы. Процесс формирования этих внутренних побудительных сил трудовой деятельности понимают как мотивацию трудового поведения [1].

Мотивационный процесс может быть представлен в виде следующих одна за другой стадий: осознание работником своих потребностей как системы предпочтения, выбор наилучшего способа получения определенного вида вознаграждения, принятие решения о его реализации; осуществление

действия; получение вознаграждения; удовлетворение потребности. Стержнем управления на основе мотивации будет воздействие определенным образом на интересы участников трудового процесса для достижения наилучших результатов деятельности.

Тип мотивации влияет не только на эффективность труда, но и на личность работника. Высокая удовлетворенность возможна, в основном, при преобладании внутренней мотивации.

Если преобладает внешняя мотивация, то труд становится просто средством для достижения чего-то, не являясь самоцелью; он выступает как обязанность чему-то внешнему, как цена за приобретение благ, необходимых человеку.

Если внутренняя мотивация является источником развития человека, стимулирует совершенствование профессионального мастерства, то внешняя мотивация ориентирует его на сугубо личные интересы (цели), подавляет коллективистские устремления, приводит к отчуждению от коллектива.

Внешняя мотивация не стимулирует в должной мере профессионального развития, превращает труд в деятельность, совершаемую под давлением внешней необходимости Особенно разрушительна для личности роль отрицательных мотиваторов, которые порождают конформизм, ограниченность, пассивность, безответственность.

Профессиональные функции любого специалиста обусловливаются объективными характеристиками трудовой деятельности. Деятельностноролевая характеристика опосредуется субъективными данными, основой которых являются профессионально важные качества. Профессиональноважные качества (ПВК) рассматриваются как способности человека к деятельности в широком смысле слова, выступающие в роли тех внутренних психологических характеристик субъекта, в которых выражаются внешние специфические воздействия факторов трудового процесса как форма профессиональных требований к человеку. В ПВК проявляются все основные

характеристики структуры личности: мотивационно-потребностные,

когнитивно-психомоторные, эмоционально-волевые [4].

Профессионально-важные качества выявляются по сфере взаимодействия, в которой вступает человек по ходу выполнения функциональных обязанностей:

- человек - человек (врач, педагог, продавец...);

- человек - техника (водитель, ремонтник, слесарь...);

- человек - природа (ветеринар, биолог, агроном...);

- человек - знаковая система (переводчик, программист...);

- человек - художественный образ (художник, писатель...).

Разные области взаимодействия предъявляют требования к различным аспектам человеческой психики.

Работа в системе «человек-техника» в основном затрагивает психофизиологические характеристики: внимание, память,

работоспособность, особенности восприятия и т.п. Это связано с тем, что человек вынужден приспосабливаться к машине - ее ритму работы, индикаторам, скорости. При работе в системах «человек - человек» психофизиология отходит на второй план, и более значимыми становятся личностные качества: коммуникабельность, тревожность, агрессивность, склонность к риску и т.п. Взаимодействие со знаковыми системами часто связано с развитием определенного стиля мышления - требованиям к логике, умению перекодировать различные знаковые системы, их обобщать и анализировать [3].

Профессиональную пригодность субъекта, конечный успех в становлении человека как специалиста определяет совокупность характеристик. Основными из них называют профессиональную мотивацию; общую и профессиональную подготовленность (знания умения, навыки, необходимые для деятельности в типовых и нештатных ситуациях); уровень функциональной готовности и резервов организма к трудовой деятельности; уровень развития анализаторов и физических качеств, актуальных для

успешной работы; состояние индивидуально - психологических функций организма человека (специфические ПВК, психомоторика, познавательные процессы, темперамент, характер и эмоционально волевые особенности личности) [1].

Актуальность исследования в сфере выявления психологических факторов нарушений производственной дисциплины связана с решением проблемы по качественному подбору кадров для организации, занимающейся пассажироперевозками, выявлению степени взаимодействия психологических характеристик личности, мотивации с уровнем

производственной дисциплины.

Объект исследования - нарушения производственной дисциплины.

Предмет исследования - психологические факторы частоты нарушений производственной дисциплины водителей трамвая.

Цель исследования: определить специфику влияния психологических характеристик личности на уровень нарушений производственной дисциплины.

В качестве гипотез исследования выдвинуты предположения:

1) слабая нервная система с проявлением высокой чувствительности, характерной для таких черт характера как эмотивность, тревожность, циклотимность и возбудимость способствует нарушениям производственной дисциплины;

2) структура личности, состоящая из свойств темперамента, акцентуаций характера и мотивов, влияет на частоту нарушений производственной дисциплины..

Методика проведения исследования

Исследование было проведено на базе Муниципального предприятия г.о. Самара «Трамвайно-троллейбусное управление». Данное предприятие имеет дивизионную структуру: три трамвайных депо, три троллейбусных депо, службы Пути и Энергохозяйства, ЖКО. Основная цель организации

является перевозка пассажиров и обеспечении ее безопасности. В исследовании принимали участие 45 женщин - водители трамвая, средний возраст которых составил 34,5 года. Из них 12 показали высокие результаты по шкале социальной желательности и были исключены из дальнейшей обработки результатов.

Исходя из анкеты, которая предлагалась участникам исследования можно определить, что большинство человек воспитывались в полных семьях и на период исследования были замужем, имеют детей. Стаж работы на данном предприятии варьируется от 1 года до 16 лет. Уровень образования: большинство составляют девушки со средне-специальным и средне-техническим образованием, и три человека с высшим. Следовательно, основную группу водителей составили женщины, которые воспитывались в полных семьях, замужем, имеют детей и среднеспециальное образование.

В работе применялись методы описательной статистики, корреляционный и регрессионный анализ. Математическая обработка материала исследования выполнена с помощью статистических программ STATISTICA 6.0 и SPSS 11.5 for Windows.

В методологическую основу данной гипотезы принята концепция В.Д.Небылицына, который определил темперамент как устойчивую совокупность черт, характеризующих динамические особенности психических процессов, состояния и поведения человека, их силу, темп, скорость, ритм, возникновение, прекращение и изменение. В структуре темперамента выделяются два основных компонента - активность и эмоциональность. Динамические особенности активности можно охарактеризовать с помощью трех основных показателей - скоростной (темп), вариационный (пластичность) и эргический компоненты активности. Под эмоциональностью понимают особенности возникновения, протекания и прекращения разнообразных чувств, аффектов и настроений.

В исследовании использовались следующие методики:

1) Батарейный тест-опросник «Темперамент - характер» (ОФДСИ) В.М. Русалова [5]:

Метод ОФДСИ является валидным и надежным инструментом, позволяющим оценить как отдельные формально-динамические свойства, так и индексы темперамента, отражающие различную степень интеграции формально-динамических свойств человека. Методика является модифицированным вариантом, объединяющим в себе сокращенные формы «Опросника формальных свойств индивидуальности» и «Опросника черт характера» для взрослых, валидизированных на репрезентативной выборке в норме, разработанных в русле теоретических принципов школы Теплова -Небылицына. Измерительная процедура позволяет проанализировать усредненные характеристики выборки, индивидуальных профиль характера субъекта, осуществить оценку динамики отдельной черты, исследовать согласованность черт в профиле характера в масштабе выборки, провести сравнительные операции. Под влиянием средовых воздействий, содержания жизнедеятельности индивида, личностных накоплений, реального опыта, темпераментальные свойства (выносливость, темп, пластичность, эмоциональная ранимость) получают дальнейшее развитие и проявляются в типичных, повторяющихся паттернах поведения, репертуаре стратегий и тактик индивида, специфике отношений, выборе ролевых предпочтений.

2) Диагностика мотивационной сферы личности В.Э. Мильмана:

Предназначен для оценки выраженности базовых потребностей

человека по А. Маслоу. Позволяет оценивать выраженность потребностей поддержания жизнеобеспечения, комфорта, социального статуса, достижения, самореализации, общественной полезности, степень удовлетворенности потребностей путем соотнесения реального и идеального профилей потребностей. Методика позволяет выявлять некоторые устойчивые тенденции личности: общую и творческую активность,

стремление к общению, обеспечение комфорта и социального статуса и др. На основе всех ответов можно составить суждение о рабочей (деловой) и

общежитейской направленности личности. Мотивационные шкалы, отражающие собой основные направленности личности, представлены на координатной оси в порядке возрастания в континууме от потребительного, поддерживающего к производительному, развивающему - в материальной, духовной и социальной сферах, или, другими словами - от потребностей «дефицита» к потребностям «роста» (по Маслоу), от «обладания» к «бытию» (по Фромму):

На основе диагностики выделено 5 основных типов мотивационного профиля - прогрессивный, регрессивный, экспрессивный, импульсивный, уплощенный и смешанные типы.

3) Методика «человек-машина» выявления и анализа профессиональных важных качеств специалистов системы «человек -техника»:

Диагностический опросник предназначен для первичного определения пригодности испытуемого для работы на транспорте. Он позволяет выявить интерес к технике, физическое развитие, определить усидчивость, внимание, чувство самосохранения, реакцию, выдержку, ответственность, умение сосредоточиться при наличии внешних раздражителей. Для более углубленного изучения испытуемого необходимо провести психофизиологическое обследование, которое предусматривает использование аппаратурных и бланковых методик, изучение свойств личности и степени ее нервно-психической устойчивости.

4) Журнал нарушений водителей трамвая:

В журнале фиксируются нарушения производственной дисциплины водителей трамвая, в том числе нарушения должностной инструкции водителей трамвая, правил технической эксплуатации и правил дорожного движения. Данные для исследования взяты за 8 месяцев (январь - август) по каждому испытуемому. Журнал ведет ревизор по безопасности движения, в зависимости от степени нарушения к работнику применяются дисциплинарные взыскания.

Результаты исследования

Первым этапом является первичная обработка результатов по выбранным методикам. С помощью опросника В.М. Русалова мы установили наибольшие значения по шкалам темперамента: СМ (скорость моторная), ЭИ (эмоциональность интеллектуальная), ПК (пластичность коммуникативная) и СК (скорость коммуникативная), по шкалам характера: эмотивность. Низкие значения по шкалам характера: застенчивость, возбудимость и дистимность. Результаты опросника «Человек-машина» выявили высокий уровень интереса к технике, внимания, устойчивости к внешним раздражителям, чувство ответственности, чувство самосохранения и психической устойчивости. Низкие значения определены по следующим параметрам: реакция, склонность к однообразной работе и техническая грамотность.

С помощью опросника мотивационной структуры личности

Э. Мильмана выявлены высокие значения по шкалам идеального состояния мотива общежитейской сферы П - жизнеобеспечение, К - комфорт, рабочей сферы: П - жизнеобеспечение, К - комфорт, ОД - общественная полезность. Данной группе испытуемых свойственно стремление к обеспечению себя и своих близких материальными ресурсами жизни, заботе о средствах существования, принести общественную пользу своим трудом. По шкалам реального состояния мотива высокие значения получены у ДР - творческой активности рабочей сферы, т.е. стремления использовать свою энергию и возможности в той сфере, где можно получить творческие результаты. Низкие значения получены у реального состояния мотивов рабочей сферы: К

- комфорт, С - статусно-престижная мотивация, Д - общая активность, ДР -творческая активность, а также реального состояния мотива общежитейской сферы у Д - общая активность и идеального состояния мотива С - статус. Для данной группы характерна низкая мотивация стремления к уважению, престижу, активности, выносливости.

По результатам опросника мотивационной структуры личности можно построить мотивационный профиль, соответствующий данной группе испытуемых. Результаты диагностики мотивационной сферы группы испытуемых представлены на рисунках 1 и 2.

Рис. 1. Соотношение идеального и реального состояний мотивов общежитейской сферы

Примечание: П - жизнеобеспечение; К - комфорт; С - статусно-престижная мотивация; О - общение; Д - общая активность; ДР - творческая активность; ОД -общественная полезность.

Состояние мотива рабочей сферы между идеальными представлениями и реальными схожи только по параметру «О» - общение, стремление к идеальному состоянию наблюдается у параметрах «С» - социальный статус и «ОД» - общественная полезность. Остальные параметры существенно отличаются.

Выраженность мотивов рабочей сферы

Идеальное состояние Реальное состояние

П К С О Д ДР ОД

Рис. 2. Соотношение идеального и реального состояния мотивов рабочей сферы

Примечание: П - жизнеобеспечение; К - комфорт; С - статусно-престижная мотивация; О - общение; Д - общая активность; ДР - творческая активность; ОД -общественная полезность.

На основе полученных результатов определили мотивационные профили, характерные для группы испытуемых (таблица 1).

Таблица 1

Мотивационные профили исследуемой выборки (п = 33)

Профили Количество испытуемых

Прогрессивный 1

Регрессивный 4

Экспрессивный 2

Импульсивный 5

Прогрессивно-экспрессивный 9

Прогрессивно-импульсивный 4

Регрессивно-экспрессивный 4

Регрессивно-импульсивный 4

По данным таблицы 1 наиболее выражен прогрессивно-экспрессивный мотивационный профиль личности. В смешанных мотивационных профилях совмещаются характеристики составляющих их простых типов.

Прогрессивный профиль характеризуется превышением общего уровня мотивов производительного ряда (Д - ДР - ОД) над уровнем мотивов потребительного типа (П - К - С).

Дополняют прогрессивный тип такие поведенческие качества, как склонность к тревожности, чувствительность и впечатлительность, высокий уровень притязаний и упорство в достижении выбранных целей. Экспрессивный тип характеризуется наличием соответствующих рядов предпочтительных («пики») и отвергаемые («завалы»). Конкретные мотивационные предпочтения (и отвержения), реализующие единство и борьбу противоположностей. Для данного типа характерно живость характера, контроль над эмоциональной сферой, постоянное повышение уровня притязаний.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Для корректного проведения анализа необходимо определить коэффициент множественной корреляции каждого изучаемого признака. Оценка тесноты связи между признаками (между показателями теста В.М. Русалова и данными других опросников) проводилась в исследуемой группе по величине коэффициента ранговой корреляции (г8) Спирмена. В таблице 2. приведены коэффициенты корреляции между шкалами темперамента.

Из таблицы 2 видно, что некоторые переменные взаимодействуют между собой. Статистические значимые положительные корреляционные связи выявлены между (ЭРМ) эргичностью психомоторной и (ЭИ) интеллектуальной эмоциональностью (г = 0,43), (ПМ) психомоторной пластичностью и (СИ) скоростью интеллектуальной (г = 0,39), (СМ) скоростью психомоторной и (СК) скоростью коммуникации (г = 0,35), (ЭРИ) интеллектуальной эргичностью и (СИ) скоростью интеллектуальной (г = 0,59), (ПИ) интеллектуальной пластичностью и (СК) коммуникативной скоростью (г = 0,39), (ЭРК) коммуникативной эргичностью и (ЭИ) интеллектуальной эмоциональностью (г = 0,37).

Таблица 2

Матрица значимых коэффициентов корреляции между переменными

темперамента опросника ОФДСИ (п = 33)

параметры ЭРМ СИ ЭИ ЭРК СК

ЭРМ я 1 .225 .41* .098 .137

р .208 .017 .589 .448

ПМ я .226 .39* .285 .150 .186

р .205 .022 .108 .404 .300

СМ я .046 .220 .251 .082 .34*

р .797 .219 .158 .651 .047

ЭРИ я -.021 .59** .091 -.246 .070

р .907 .000 .614 .168 .697

ПИ я .011 .287 -.121 .070 .35*

р .950 .105 .503 .700 .047

ЭИ я .400* .16 1 .37* .038

р .017 .368 .032 .835

Примечание: ЭРМ - эргичность моторная, ПМ - пластичность моторная, СМ -скорость моторная, ЭМ _ эмоциональность моторная, ЭРИ - эргичность интеллектуальная, ПИ - пластичность интеллектуальная, СИ - скорость

интеллектуальная, ЭИ - эмоциональность интеллектуальная, ЭРК - эргичность

коммуникативная, ПК - пластичность коммуникативная, СК - скорость коммуникативная, ЭК - эмоциональность коммуникативная;. (**) - р < 0,01; (*) - р < 0,05.

Потребность в движении связана с чувствительностью по поводу расхождения результатов деятельности и сильным эмоциональным беспокойством по поводу работы; скорость в различных видах двигательной активности взаимодействует с быстрой вербализацией; гибкость переключения, плавность движений связана со скоростью умственных процессов; уровень интеллектуальных возможностей взаимосвязан со

скоростью вербализации; потребность в общении, круг контактов взаимодействует с чувствительностью, связанной с умственным

напряжением.

При проведении корреляционного анализа между шкалами темперамента и характера опросника ОФДСИ В.М. Русалова выявлены статистические значимые положительные и отрицательные связи, которые представлены в таблице 3.

Таблица 3

Матрица значимых коэффициентов корреляции между свойствами

темперамента и чертами характера (п = 33)

параметры Гип Эмо Пед Цик Дем Дис Экз

эрм я р -.070 .698 -.013 .943 .607** .000 .093 .606 -.290 .101 -.075 .679 .198 .269

см я р .255 .151 .224 .210 -.095 .597 .187 .298 -.018 .920 -.466** .006 -.069 .705

пи я Р .387* .026 .022 .903 -.150 .403 .184 .304 .500** .003 -.074 .681 .081 .654

эи я Р .024 .896 .293 .098 .382* .028 .095 .598 -.167 .354 -.143 .426 .264 .138

пк я р .402* .020 .137 .446 .202 .260 .138 .442 .420* .015 -.556** .001 -.022 .903

ск я р .639** .000 -.038 .832 -.010 .954 .011 .950 .213 .233 -.425* .014 -.094 .602

эк я р -.116 .522 .527** .002 -.071 .697 .406* .019 -.162 .369 .312 .077 .405* .019

Примечание: ЭРМ - моторная эргичность, СМ - моторная скорость, ПИ -

интеллектуальная пластичность, ЭИ - интеллектуальная эмоциональность, ПК - коммуникативная пластичность, СК - коммуникативная скорость, ЭК - коммуникативная эмоциональность, (**) - р < 0,01; (*) - р < 0,05.

Рассмотрим выявленные статистически значимые связи для каждой шкалы характера.

Так, гипертимность тесно положительно связана со следующими формально-динамическими характеристиками - коммуникативная сфера: (ПК) пластичность (г = 0,42), (СК) скорость (г = 0.64); интеллектуальная сфера: (ПИ) пластичность (г = 0,39). Сравнивая корреляционные связи с результатом исследования В.М. Русалова, подтвердились корреляционные зависимости с (ПК) коммуникативной пластичностью и (СК) скоростью (неспецифические связи). Но в данной группе на гипертимность влияет и другой параметр (специфические связи с (ПИ) интеллектуальной пластичностью). Следовательно, гипертимной черте характера свойственны гибкость мышления, легкость переключения в процессе общения, высокая скорость речевой активности, которые характерны для сангвинического типа темперамента, что соответствует данным результатов исследования В.М.

Русалова по связям свойств темперамента и характера, который пришел к выводу, что гипертимный тип является усилением сангвино-холерических свойств темперамента. Данную закономерность определяем как

неспецифическую.

Эмотивная черта характера взаимосвязана с (ЭК) коммуникативной эмоциональностью (г = 0,53). Эмоциональность, свойственная такой черте характера как эмотивность связана с чувствительностью в общении, неуверенностью. Полученные данные указывают на то, что эмотивная черта характера базируется на высоких показателях эмоциональности. По данным исследований Русалова эмотивная черта формируется по принципу усиления у холериков, обладающих высокими значениями (ЭРК) коммуникативной эргичности и (ПМ) психомоторной пластичности.

Педантичность взаимодействует с (ЭРМ) психомоторной эргичностью (г = 0,61) и (ЭИ) интеллектуальной эмоциональностью (г = 0,39). Аккуратность, пунктуальность, свойственные педантичности

взаимодействуют с двигательной активностью и чувствительностью к умственной работе. Высокая мышечная работоспособность, сильное эмоциональное беспокойство по поводу работы способствуют проявлению данной черты характера, которой свойственны высокая двигательная работоспособность, высокий уровень притязаний. Данную закономерность определяем как неспецифическую, формирование этой черты происходит как по принципу усиления, так и по принципу компенсации определенных свойств темперамента. Педанты (люди с высокими значениями по шкале педантичности) - скорее всего меланхолики с высоким уровнем

эмоциональности, медленными речевыми процессами, но с хорошей психомоторной выносливостью.

Циклотимная черта характера положительно взаимосвязана с (ЭК) коммуникативной эмоциональностью (г = 0,41). Смены настроения в зависимости от внешних обстоятельств или внутренних причин связаны с эмоциональными переживаниями в случаях неудач в умственной

деятельности. Гибкость мышления и в общении способствуют приспособлению к любым ситуациям. Колебания настроения связаны с чувствительностью в процессе социального взаимодействия. Циклотимная черта имеет явную биологическую (темпераментальную) основу. «Циклотимы» (люди с более высокими значениями по шкале циклотимности)

- меланхолики с высокими значениями эмоциональности, низкой выносливостью (эргичностью) в интеллектуальной и коммуникативной сферах и повышенной «заторможенностью» во всех сферах поведения: психомоторной, интеллектуальной и коммуникативной. Следует отметить, что циклотимы не являются «чистыми» меланхоликами.

Демонстративность в нашем исследовании взаимодействует с интеллектуальной (г = 0,5) и коммуникативной пластичностью (г = 0,42). Для данной черты характерны высокая гибкость мышления, творческий подход к решению задач и импульсивность в общении, широкий набор коммуникативных программ. Следовательно, демонстративную черту характера можно рассматривать как усиление сангвино-холерических свойств темперамента. Данные связи неспецифические, т.к. для демонстративной черты характера свойственны наблюдательность, эгоцентричность, инициативность и способность органично вживаться в роль, которая соответствует их интересам.

Отрицательные статистические значимые корреляционные связи определены у дистимности с (СМ) психомоторной скоростью (г = -0,47), коммуникативными (ПК) пластичностью (г = -0,56) и (СК) скоростью (г = -0,42). Степень подвижности взаимосвязана с гибкостью мышления, легкостью в общении и переключением в процессе общения. Диспимная черта, являющаяся, по мнению Леонгарда, противоположностью гипертимной, как и следовало ожидать, обнаружила значимые коэффициенты корреляции с теми же свойствами темперамента, но с обратным знаком. Действительно, у дистимиков наблюдались более низкие значения коммуникативной пластичности и коммуникативной скорости.

Заторможенность психомоторики, характерной для свойств темперамента связана с низкой моторной активности и низкой адаптацией, многословием, которые свойственны проявлению дистимной черты характера. Данные связи неспецифические.

Экзальтированность положительно коррелирует с (ЭК)

коммуникативной эмоциональностью (г = 0,4). Экзальтанты (люди с более высокими значениями по шкале экзальтированности) являются высоко эмоциональными индивидами. Бурные эмоциональные реакции, крайняя впечатлительность, экспрессивность сочетается с высокой чувствительностью (ранимостью) в общении, беспокойством в процессе социального взаимодействия.

В данной выборке не обнаружены корреляционные связи свойств темперамента с такими чертами характера, как застревание, тревожность и возбудимость. Полученные данные указывают на то, что эти черты характера полностью зависят от социальных факторов, а формально-динамические свойства не оказывают влияние на их формирование.

Таким образом, каждой черте характера соответствует определенное сочетание свойств темперамента, с которыми она находится в определенных корреляционных отношениях. Одни коэффициенты корреляции являются значимо положительные, другие - значимо отрицательные. В некоторых случаях значимые взаимосвязи отсутствовали, что говорит о том, что рассматриваемая черта характера и аспект темперамента развиваются независимо друг от друга. Некоторые свойства темперамента замещают (компенсируют) или дополняют другие, что в дальнейшем может повлиять на проявление определенных черт характера.

Положительные и отрицательные статистические значимые корреляционные связи выявлены между параметрами темперамента и опросника ПВК «человек - машина». Результаты представлены в таблице 4.

Таблица 4

Матрица коэффициентов корреляции между шкалами темперамента и опросника «человек - машина»

параметры Интерес к технике Физ. развитие Чувство ответственности реакция и и X ев 2 и X ю Псих. устойчивость Чувство самосохранения у сіиичивисіь к внешним раздражителям однообразной работе Техническая грамотность

эрм Я Р .197 .273 .501** .003 .126 .484 .112 .534 .332 .059 .076 .676 -.043 .812 .111 .540 .242 .175 .075 .678

пм Я Р .287 .105 .205 .253 -.230 .197 .110 .542 .057 .752 .053 .771 -.230 .197 -.004 .981 .260 .144 .413* .017

см Я Р -.061 .737 -.031 .863 -.004 .982 .290 .101 .347* .048 .304 .085 -.130 .470 .025 .891 -.135 .453 .137 .449

эм Я Р -.076 .675 -.051 .780 -.082 .651 -.332 .059 -.257 .148 -.345* .049 -.149 .408 -.234 .189 -.169 .348 -.371* .034

эри Я Р -.124 .492 -.304 .086 -.251 .160 -.023 .900 .148 .410 -.004 .983 -.153 .397 .041 .819 .379* .029 .307 .083

си Я Р .123 .496 .079 .663 -.143 .427 .209 .244 .236 .187 .076 .675 -.065 .719 .083 .648 .242 .175 .355* .043

эи Я Р .004 .984 .071 .696 .375* .032 -.085 .637 .230 .198 .042 .817 .201 .261 -.250 .161 .273 .124 .080 .659

эрк Я Р .188 .295 .244 .171 .224 .209 -.078 .668 -.138 .444 -.007 .969 .132 .464 -.173 .336 .002 .991 -.370* .034

пк Я Р .116 .521 -.133 .460 -.132 .465 .397* .022 .052 .773 .139 .442 -.162 .367 .086 .634 .159 .377 .032 .858

эк Я Р .163 .363 -.195 .276 -.167 .354 -.107 .554 -.093 .605 -.292 .099 -.212 .236 -.351* .045 -.060 .742 .007 .971

Примечание: Э 5М - моторная эргичность, ПМ - моторная пластичность, СМ - мотор

скорость, ЭМ - моторная эмоциональность, ЭРИ - интеллектуальная эргичность, СИ -интеллектуальная скорость, ЭИ - интеллектуальная эмоциональность, ЭРК - коммуникативная эргичность, ПК - коммуникативная пластичность, ЭК - коммуникативная эмоциональность, ** - р < 0,01; * - р < 0,05.

Психомоторная эргичность (ЭРМ) - (высокая потребность в движении, жажда психомоторной деятельности, высокая мышечная работоспособность) взаимосвязана с физическим развитием (г = 0,5).

Высокая гибкость при переключении с одних форм двигательной активности на другую (ПМ) связана с технической грамотностью (г = 0,41). Высокая скорость в различных видах двигательной активности (СМ) взаимосвязана с вниманием (г = 0,35).

Постоянное ощущение неполноценности продукта физической работы (ЭМ) не способствует повышению психологической устойчивости и технической грамотности (г = -0,35 и г = -0,37 соответственно).

Уровень интеллектуальных возможностей (ЭРИ) взаимосвязан с однообразной работой (г = 0,38). А скорость умственных процессов (СИ) способствует получению технической грамотности (г = 0,35).

Чувствительность по поводу умственной работы (ЭИ) связана с ответственностью (г = 0,37).

Пластичность коммуникативной сферы (ПК) взаимодействует с реакцией (г = 0,39). Переживания в сфере общения (ЭК) отрицательно влияют на устойчивость к внешним раздражителям (г = -0,35).

Результаты корреляционного анализа между чертами характера и шкалами опросника профессионально-важных качеств «человек - машина» представлены в таблице 5.

Таблица 5

Матрица коэффициентов корреляции между шкалами темперамента и

опросника «Человек - машина»

параметры Интерес к технике Физ. развитие Чувство ответственности реакция внимание Псих. устойчивость Чувство самосохранения Устойчивость к внешним раздражителям Склонность к однообразной работе Техническая грамотность

цик я .300 -.029 -.320 -.101 -.278 -479** -.318 -.354* -.217 -.115

р .090 .873 .069 .575 .117 .005 .072 .043 .224 .524

дем я .018 -.238 -.254 .270 -.019 -.019 -.355* -.056 .101 .109

Р .921 .182 .155 .129 .915 .914 .043 .758 .578 .547

дис я -.128 -.156 -.104 -.496** -.197 -.253 .124 -.093 -.116 .002

Р .477 .387 .563 .003 .272 .156 .491 .605 .522 .992

экз я .116 .010 -.258 -.300 -.185 -.656** -.152 -.480** -.155 -.097

Р .520 .958 .147 .090 .302 .000 .399 .005 .388 .591

Примечание: ** - р < 0,01; * - р < 0,05.

Выявлены отрицательные взаимосвязи у четырех черт характера: циклотимность, демонстративность, дистимность и экзальтированность.

Циклотимность, которой свойственны смены настроения, отрицательно взаимосвязана с психической устойчивостью (г = -0,48) и устойчивостью к внешним раздражителям (г = -0,35). Можно предположить, что выраженные циклотимики не способствуют улучшению качества труда для данной категории профессии.

Высокие значения демонстративной черты, люди, умеющие легко приспосабливаться к любой ситуации, не способствуют чувству самосохранения (г = -0,35). Экзальтированность отрицательно взаимосвязана с устойчивостью (г = -0,66), чем выше проявления настроения, тем ниже степень устойчивости. Высокая тревожность снижает реакцию, что не способствует производительности труда.

Исследование взаимосвязи темперамента и мотивационной сферой личности показало, что мотивационная шкала рабочей сферы идеального состояния мотива (Прбид) положительно взаимосвязана с такими формальнодинамическими свойствами темперамента как (ПМ) моторная пластичность (г = 0,53), (СМ) моторная скорость (г =0,44), (ЭРИ) интеллектуальная эргичность (г = 0,38), (ПИ) интеллектуальная пластичность (г = 0,43) и (СИ) интеллектуальная скорость (г = 0,4). Стремление обеспечить себя и своих близких материальными ресурсами связано с высокой гибкостью переключения и скоростью двигательной активности, высоким уровнем интеллектуальных возможностей, гибкостью мышления и скоростью умственных процессов.

Шкала Крбре - реальное состояние мотива рабочей сферы комфорта и безопасности положительно взаимосвязана с (ПМ) моторной пластичностью (г = 0,52), (ЭРИ) интеллектуальной эргичностью (г = 0,36), (ПИ) интеллектуальной пластичностью (г = 0,36) и (СК) коммуникативной скоростью (г = 0,36). Стремление к разнообразных способам физической деятельности, стремление к деятельности, связанной с умственным напряжением, творческий подход к решению задач и высокая скорость

речевой активности способствуют проявлению мотивов, приносящих удовольствие (комфорт, порядок, защита, безопасность).

Статусно-престижная мотивация общежитейской сферы, ее идеальное состояние мотива (Сожид) взаимосвязана с такими свойствами темперамента, как (ПМ) моторная пластичность (г = 0,55), (СМ) моторная скорость (г = 0,37) и (СК) коммуникативная скорость (г = 0,39). Стремление получать внимание окружающих, престиж, уважение зависит от проявления гибкости переключения двигательной активности, темпа психомоторного поведения и скорости речевой активности. Реальное состояние мотива (Сожре) взаимосвязано с (ПМ) моторной пластичностью (г = 0,39) - чем ниже состояние мотива, тем более выражена склонность к монотонной работе.

Мотивация общей активности в общежитейской сфере идеальное состояние мотива (Дожид) взаимосвязана с (ПМ) моторной пластичностью (г =

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

0,39), (ЭРИ) интеллектуальной эргичностью (г = 0,37), (ПИ)

интеллектуальной пластичностью (г = 0,43), (ПК) коммуникативной

пластичностью (г = 0,36). Такие мотивы - интересы, как активность, выносливость, упорство проявляются у людей с высокой двигательной активностью, высоким уровнем интеллектуальных возможностей, высокой скоростью умственных процессов и легкостью вступления в новые контакты. Реальное состояние этого мотива (Дожре) связано с (СК) коммуникативной скоростью (г = 0,38) - скоростью речевой активности.

Идеальное состояние мотива общей активности в рабочей сфере (Дрбид) взаимосвязано с (ПИ) интеллектуальной пластичностью и скоростью (СИ) -(г = 0,36 и г = 0,35 соответственно) и с (ЭРК) коммуникативной эргичностью (г =.-0,4). Для данной группы характерно желание общей активности в рабочей сфере, при которой желательно высокие проявления интеллектуальных возможностей, легкость перехода с одних форм мышления на другие и низкая потребность в общении.

Мотивация творческой активности в общежитейской сфере, ее идеальное состояние (ДРожид) положительно взаимосвязана с (СМ) моторной

скоростью (г = 0,38) и (ПИ) интеллектуальной пластичностью (г = 0,37). Высокий темп двигательной активности и гибкость мышления способствуют возможности получению творческих результатов. Реальное состояние мотива (ДРожре) связано с (ПК) коммуникативной пластичностью (г = 0,4) - широким набором коммуникативных программ, легкостью вступлению в новые социальные контакты.

Творческая активность в рабочей сфере (ДРрбид) отрицательно взаимосвязана с (СИ) интеллектуальной скоростью (г = -0,36) - для данной группы характерно проявление творческой активности на работе с низкой скоростью умственных процессов. В данной работе, характерной для водителей трамвая проявление творческой активности не требует умственного напряжения.

ОДожид - мотивация принести общественную пользу в обществе взаимосвязана с (ЭМ) моторной эмоциональностью (г = 0,49) - высшее стремление в человеке связано с высокой чувствительностью по поводу расхождением между ожидаемым и реальным результатом ручного труда.

Значимые коэффициенты корреляции между типами мотивации и профессионально-важными качествами опросника «Человек - машина» представлены в таблице 6.

Таблица 6

Значимые коэффициенты корреляции между шкалами типов мотивации и опросника «Человек-машина»

параметры Псих. устойчивость Чувство самосохранения Склонность к однообразной работе Устойчивос ть к внешним раздражителям

Пожид Я -,40* -,35* -,16 -,23

Р ,01 ,04 ,35 ,19

Прбид Я -,08 -,39* -,15 -,02

Р ,64 ,02 ,38 ,87

Сожре Я ,17 -,39* ,42* -,15

Р ,32 ,02 ,01 ,39

Оожре Я -,09 -,21 ,48* -,45*

Р ,61 ,23 ,00 ,00

Примечание: Пожид - мотивация жизнеобеспечения общежитейской сферы идеальное представление мотива, Прбид - мотивация жизнеобеспечения рабочей сферы идеальное представление мотива, Сожре - статусно-престижная мотивация общежитейской сферы реальное представление мотива, Оожре - мотивация общения общежитейской сферы реальное представление мотива, ** - р < 0,01; * - р < 0,05.

Идеальное представление мотива жизнеобеспечения в общежитейской (Пожид) и рабочей (Пожре) сферах отрицательно взаимодействует со шкалой ПВК «чувство самосохранения» (г = -0,35 и г = -0,39 соответственно). Стремление к обеспечению материальными ресурсами отрицательно влияет на чувство самосохранения и способствует рискованным действиям. Также проявление потребительского мотива общежитейской сферы, его идеального представления снижает психическую устойчивость, не способствующую адекватному принятию решения в ситуации неудач.

Реальное представление статусно-престижной мотивации рабочей сферы (Србре) отрицательно взаимодействует с «чувством самосохранения» (г = -0,39) и положительно со «склонностью к однообразной работе» (г = ,42). Чем ниже статус, престиж в рабочей сфере, тем более развито чувство самосохранения и стремление к разнообразию.

Мотивация общения в общежитейской сфере (Оожре) положительно взаимодействует со «склонностью к однообразной работе» (г = 0,48) и отрицательно с «устойчивостью к внешним раздражителям» (г = -0,45). Стремление к общению способствует выполнению однообразной работы, которая поддерживает мотивацию. Низкий уровень мотивации общения способствует устойчивости к внешним раздражителям, чем меньше общения, тем качественнее, внимательнее выполняется рабочий процесс.

Взаимосвязь между нарушениями и производственной дисциплины способствует выявлению качественных оценок для дальнейшего использования на производстве. Корреляционные связи формальнодинамических свойств темперамента, черт характера с нарушениями производственной дисциплины представлены в таблице 7.

Таблица 7

Значимые корреляционные связи между нарушениями и шкалами

опросника ОФДСИ

параметры Я Р

ЭМ .303* .043

Гип .327* .032

Дем .434** .006

Экз .296* .047

Примечание: ** - р < 0,01; * - р < 0,05.

Моторная эмоциональность (ЭМ) взаимосвязана с уровнем производственной дисциплины (г = 0,3) - эмоциональные переживания по поводу расхождения между ожидаемым и реальным результатом ручного труда способствуют проявлению нарушений. Присуще гипертимикам шумливость, подвижность и непредсказуемость коррелируют с повышением уровня нарушений (г = 0,33). Эгоцентричность взаимодействует с

нарушениями производственной дисциплины (г = 0,43). Люди, с

преобладанием такой черты характера в первую очередь обращают внимание на себя, а потом на производительность труда. Высокая эмоциональность, максимальная смена эмоциональных состояний связанные с проявлением экзальтированной черты характера не способствуют снижению уровня нарушений производственной дисциплины (г = 0,3).

При проведении корреляционного анализа между профессиональноважными качествами и нарушениями выявлены значимые отрицательные корреляционные связи. Результаты указаны в таблице 8.

Таблица 8

Значимые корреляционные связи между шкалами опросника «Человек

- машина» и нарушениями

параметры Я Р

Чувство ответственности ж о ,3 1 ,012

Психическая устойчивость -,38 * ,013

Чувство самосохранения -,32 * ,03

Примечание: * - р < 0.05.

Чувство ответственности, психологическая устойчивость и чувство самосохранения отрицательно взаимосвязаны с нарушениями, т. о. чем ниже ответственность, психологическая устойчивость, чувство самосохранения, тем выше уровень нарушений производственной дисциплины.

Значимые корреляционные связи между мотивационными шкалами и нарушениями производственной дисциплины не были выявлены.

С помощью структурно-аналитического подхода выявлены специфические личностные образования (комплексы и блоки) свойств темперамента и черт характера с мотивами и профессионально-важными качествами, характерных для группы испытуемых. В основу анализа заложена оценка топологического расположения факторов, их комплексов и блоков по схеме, определение их динамического взаимовлияния.

Блок «(СИ) интеллектуальная скорость - (ПМ) моторная пластичность

- техническая грамотность» является специфическим, т.к. скорость и пластичность составляющие активность и их связи подтверждены исследованиями В.М. Русалова, П.И. Павлова, А. Баса и Р. Пломина.

Блок «(ЭРМ) моторная эргичность - (ЭИ) интеллектуальная

эмоциональность - педантичность» также является специфическим, т. к. подтвержден исследованиями В.М. Русалова. Люди с более высокими значениями по шкале педантичности скорее всего меланхолики с высоким уровнем эмоциональности и хорошей психомоторной выносливостью.

Блоки «(ЭК) коммуникативная эмоциональность - экзальтированность

- циклотимность - психическая устойчивость»; «циклотимность - (ЭК) коммуникативная эмоциональность - устойчивость к внешним раздражителям»; «экзальтированность. - (ЭК) коммуникативная

эмоциональность - устойчивость к внешним раздражителям» относятся к эмоциональным характеристикам и подтверждены исследованиями Э. Кречмера, А.Е. Личко, П.Б. Ганнушкина. Эмоциональность связана с проявлением негативных или позитивных эмоций, отражающиеся в чертах

характера, не способствует проявлению устойчивости в поведении человека. Т.о. блок «нарушения - экзальтированность - психическая устойчивость» выявил закономерность о низком уровне психологической устойчивости, способствующей проявлению экзальтированной черты характера и нарушений производственной дисциплины.

Блок «чувство ответственности - демонстративность - нарушения». Проявление демонстративной черты характера взаимосвязано с нарушениями, что указывает на низкий уровень чувства ответственности.

Комплекс «(ПК) коммуникативная пластичность - гипертимность -(СК) коммуникативная скорость - дистимность подтверждает гипотезу Г. Леонгарда о противоположности дистимности и гипертимности, т.к. они имеют значимые коэффициенты корреляции с теми же свойствами темперамента, но с обратным знаком.

Блоки «(СК) коммуникативная скорость - (СМ) моторная скорость -дистимность»; «(ПК) коммуникативная пластичность - реакция -

дистимность» являются специфическими, и подтверждены исследованиями Г. Леонгарда и В.М. Русалова. Низкие значения дистимной черты характера свойственны людям с высокими значениями скорости, пластичности, составляющих активности личности человека.

Блок «психическая устойчивость - (ЭМ) моторная эмоциональность -нарушения» является специфическим и подтвержден исследованиями П.И. Павлова, Г. Хейсмана и Е. Вирсма, Р. Ларенса и Е. Дайнера, Я. Стреляу. При сильном возбуждении индивиды с низкой выносливостью будут испытывать сильные негативные эмоции, показывать малоэффективные результаты в деятельности. Таким образом мы определили структурную организацию темперамента, характера, профессионально-важных качеств и нарушений производственной дисциплины.

Выводы

Проведя системно-психологический анализ, мы определили, что есть непосредственное влияние темперамента на нарушения производственной дисциплины, и опосредованное влияние с помощью блоков и комплексов, усиливая или компенсируя определенные черты характера, проявления которых связаны с профессионально-важными качествами. Активность способствует предпочтению выбора мотивации, типы которой в свою очередь взаимодействуют с профессионально-важными качествами, уровень последних влияет на частоту нарушений производственной дисциплины водителей трамвая;

На частоту нарушений производственной дисциплины влияют проявление эмоциональности и высокие значения активности (скоростной (темп), вариационный (пластичность) и эргический компоненты активности).

Высокие значения активности свойственны людям с «сильным» типом нервной системы, которым характерны низкие значения эмоциональности. «Слабый» тип нервной системы характеризуется высокой чувствительностью.

ЛИТЕРАТУРА

1. Афонин А.С. Основы мотивации труда: организационно-

экономические аспекты: Учебное пособие, К.: МЗУУП, 1994.

2. Мильман В.Э. Динамическая структура мотива, цели и плана. // Материалы IX Всесоюзной конференции по кибернетике. т.3. М. 1981. С. 89-93.

3. Правила технической эксплуатации трамвая. М.: Минтранс РФ. 2001.

4. Психологическое сопровождение выбора профессии / под ред. Л.М. Митиной. М.: Флинта, 2003.

5. Русалов В.М., Манолова О.Н. Батарейный тест-опросник

«Темперамент-характер» //Вестник Самарской гуманитарной

академии. Серия «Психология». 2009. №1 (5). С.165-178.

6. Турчинов А.И. Профессионализация и кадровая политика:

проблемы развития теории и практики. М.: Флинта, 1998.

7. Чаденкова О.А. Психология менеджмента. Учебное пособие.

Самара, СаГА. 2006.

Сытова Ирина Геннадьевна психолог, Муниципальное предприятие г.о.Самара «Трамвайно-троллейбусное управление» [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.