Научная статья на тему 'Вклад разноуровневых свойств индивидуальности в направленность личности на сферы жизнедеятельности человека'

Вклад разноуровневых свойств индивидуальности в направленность личности на сферы жизнедеятельности человека Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
268
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТИ ПРОФЕССИИ / ЦЕННОСТИ СЕМЬИ / ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ / ТЕМПЕРАМЕНТ / ИНТЕЛЛЕКТ / МОТИВАЦИЯ / МЕНТАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Калугин Алексей Юрьевич

В статье изучается влияние разноуровневых свойств индивидуальности на ценности профессии и семьи. Разноуровневые свойства рассматриваются как проявления ментальных ресурсов индивидуальности. На примере исследования 176 студентов высших учебных заведений выявлены эффекты темперамента, интеллекта, характера и мотивации на ключевые сферы жизнедеятельности человека (сфера профессии и сфера семьи). Обнаружено, что наибольший вклад вносят когнитивные стили и свойства темперамента, в меньшей степени влияют черты характера и мотивация.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The contribution of multi-level properties of individuality in the orientation of personality on the spheres of human activity

The aim of the article was to study the influence of different levels of personality on the values of the profession and family. Multi-level properties are regarded as manifestations of the mental resources of the individual. On a sample of 176 university students were identified, the effects of temperament, intellect, character and motivation for important areas of human life (sphere of the profession and sphere of the family). It was found that the greatest contribution is made by cognitive styles andproperties of temperament, to a lesser extent affect character traits and motivation.

Текст научной работы на тему «Вклад разноуровневых свойств индивидуальности в направленность личности на сферы жизнедеятельности человека»

ПСИХОЛОГИЯ

УДК: 159.923

Калугин Алексей Юрьевич

кандидат психологических наук Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет

kaluginau@yandex.ru

ВКЛАД РАЗНОУРОВНЕВЫХ СВОЙСТВ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ В НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ НА СФЕРЫ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА

Исследование выполнено при поддержке гранта РНФ, проект № 18-18-00386

В статье изучается влияние разноуровневых свойств индивидуальности на ценности профессии и семьи. Разноуровневые свойства рассматриваются как проявления ментальных ресурсов индивидуальности. На примере исследования 176 студентов высших учебных заведений выявлены эффекты темперамента, интеллекта, характера и мотивации на ключевые сферы жизнедеятельности человека (сфера профессии и сфера семьи). Обнаружено, что наибольший вклад вносят когнитивные стили и свойства темперамента, в меньшей степени влияют черты характера и мотивация.

Ключевые слова: ценности профессии, ценности семьи, индивидуальность, темперамент, интеллект, мотивация, ментальные ресурсы.

В отечественной психологии существуют несколько достаточно хорошо разработанных концепций индивидуальности человека (Б.Г. Ананьева, В.С. Мерлина, В.М. Ру-салова). В основу данного исследования легла теория В.М. Русалова [7], позволяющая рассмотреть разноуровневые свойства индивидуальности как ментальные ресурсы. Ментальные ресурсы - это «психические образования, обеспечивающие позитивное развитие личности» [1, с. 15]. Предполагается, что особое значение имеет не только то, какими ресурсами обладает человек объективно, но и то, как они представлены в рамках его ментального опыта. То есть психологическая характеристика, либо элемент среды должны в рамках ментального опыта человека связываться с полезностью от его мобилизации в данном конкретном случае, либо вообще (т.е. быть ресурсами для данного типа ситуаций, либо для любого типа ситуаций) [9, с. 48].

Как отмечает С.А. Хазова, «наличие и формирование ментальных ресурсов связано с процессом концептуализации, в ходе которого субъект наделяет объекты внешней (объектной, природной и социальной) среды и внутренней (интрапсихологиче-ской) среды ресурсным значением, приписывая им смысл (личностную значимость) и ценность (полезность) для достижения определенных (позитивных) результатов» [10, с. 116]. Благодаря концептуализации «происходит "открытие" ресурсной роли тех или иных свойств индивидуальности и управление ими» [1, с. 17], за счет чего происходит повышение продуктивности жизнедеятельности. Ментальные ресурсы индивидуальности имеют многоуровневую структуру, охватывая как генетические, так и средовые факторы, опосредованные активностью человека: I - формально-динамические, II - личностные, III - интеллектуальные, IV - мотивационно-ценностные, V - концептуализация [1, с. 91].

Как было сказано выше, с понятием концептуализации тесно связано понятие смысла. Изучая смыслообразующую активность субъекта, мы обнаружили ее влияние на разные уровни индивидуальности [4], вместе с тем, был выявлен обратный эффект - влияние разноуровневых характеристик на ценностно-смысловую сферу [3]. В данном исследовании мы продолжаем изучать влияние разноуровневых свойств индивидуальности на ценностно-смысловую сферу, однако подходим к анализу результатов с позиции концепции ментальных ресурсов. Полагаем, что формирование смысла сопровождается структурированием разноуровневых свойств индивидуальности, в то же время, само обретение смысла связано с особенностями индивидуальности человека, иными словами, индивидуальность задает векторы разворачивания смыслообразующей активности. Таким образом, это двунаправленный процесс.

В данном исследовании акцент сделан на изучении двух основных сфер жизнедеятельности человека: сфера профессии и сфера семьи - отраженных в индивидуальном сознании человека в виде соответствующих личностных ценностей. В одной из предыдущих работ [4] было показано, что личностные ценности, в отличие от социальных, могут рассматриваться как смыслы, т.к. характеризуют значимость для субъекта явлений внешнего и внутреннего мира.

Метод

Участники. Выборку исследования составили 176 студентов высших учебных заведений г. Перми, преимущественно женского пола (144 девушки, 32 юноши), в возрасте от 17 до 34 лет (М = 20,05, 8Б = 1,75).

Методики. Формально-динамический уровень индивидуальности изучался модифицированными версиями «Опросника формально-динамических свойств индивидуальности» (ОФДСИ-26) В.М. Ру-

© Калугин А.Ю., 2018

Педагогика. Психология. Социокинетика № 4

49

салова и опросника PEN Г. Айзенка (модификация В.М. Русалова). Личностный уровень диагностировался «Опросником черт характера» (ОЧХ-В). Уровень интеллекта - кратким опросником когнитивных стилей индивидуальности человека. Мо-тивационный уровень - опросником мотивации достижений, опросником мотивации выбора профессии [см. 1] и тестом «Аксиологической направленности личности» (АНЛ) А.В. Капцова [5].

Анализ данных. Наблюдения, имеющие пропущенные значения, удалялись из последующего анализа. Данные были стандартизованы, переведены в Т-баллы (M = 50, SD = 10). В отношении каждого регрессионного уравнения проводилась проверка допущений (нормальности распределения остатков, гомоскедастичности и т.д.). Существен-

ных ограничений для проведения множественной линейной регрессии обнаружено не было. В случае выявления выбросов, соответствующие наблюдения удалялись, и анализ повторялся вновь (информация о такого рода манипуляциях приводится при описании результатов).

В связи с тем, что количество независимых переменных достаточно большое использовался метод перебора, а не классические пошаговые подходы к отбору моделей, которые оставляют значительное количество переменных, объясняющих малую долю дисперсии зависимой переменной. Используемый метод заключался в следующем: на каждом шаге в модель включалась одна дополнительная независимая переменная; из множества возможных вариантов сочетания предикторов под-

Рис. 1. Отбор оптимальных предикторов методом перебора для сферы жизнедеятельности «профессия»

Примечание: вертикальными пунктирными линиями отмечены наиболее часто встречающиеся в моделях предикторы; горизонтальная пунктирная линия отмечает наименьшее значение В1С; серые прямоугольники - включенные в модель предикторы.

ЭРМ - эргичность психомоторная, ЭРИ - эргичность интеллектуальная, ЭРК - эргичность коммуникативная, ПМ - пластичность психомоторная, ПИ - пластичность интеллектуальная, ПК - пластичность коммуникативная, СМ - скорость психомоторная, СИ - скорость интеллектуальная, СК - скорость коммуникативная, ЭМ - эмоциональность психомоторная, ЭИ - эмоциональность интеллектуальная, ЭК - эмоциональность коммуникативная; Экстр - экстраверсия, Нртзм - нейротизм, Псхтзм - психотизм; Гпртмн - гипертимность, Зстрв - застреваемость, Эмтвн - эмотивность, Пднтчн - педантичность, Трвжн - тревожность, Цклтмн - циклотимность, Дмнстр - демонстративность, Взбдм - возбудимость, Дстмн - дистимность, Экзльт - экзальтированность; МтДстж - мотивация достижения, МтДстпн - мотивация доступности освоения профессии, МтЗнчм - мотивация субъективной значимости профессии; Плзвс - полезависимость, ПлНеЗвс - поленезависимость, УзДпзнЭкв - узкий диапазон эквивалентности, ШрДпзнЭкв - широкий диапазон эквивалентности, «ГбкПзнКнтр - гибкость познавательного контроля, РгднПзнКнтр - ригидность познавательного контроля, Импльс - импульсивность, Рфлкт - рефлективность, КнкрКнцпт - конкретная концептуализация, АбстрКнцпт - абстрактная концептуализация, ТлрнНрлстОпт - толерантность к нереалистическому опыту, нТлрнНрлстОпт - нетолерантность к нереалистическому опыту; Кллкт - ценности коллективности, ДхУдвл - ценности духовной удовлетворенности, Кртвн - ценности креативности, Жзнд - ценности жизнедеятельности, Дстж - ценности достижения, Трдц - ценности традиции, МтБлг - ценности материального благополучия, Индвд - ценности индивидуальности, Проф - ценности сферы профессия, Обр - ценности сферы образование, Семьи - ценности сферы семья, Общ - ценности сферы общественная жизнь, Досуга - ценности сферы досуг.

50

Вестник КГУ 2018

биралась наилучшая модель. Так, на первом шаге в модель включался один предиктор, из всех возможных предикторов подбирался тот, который вносил наибольших вклад в зависимую переменную. На втором шаге в модель включалось уже два предиктора, отбор вновь шел на основе определения максимального вклада, отбиралась наилучшая модель и т.д.

В качестве критерия отбора наилучшей модели использовался Байесовский информационный критерий (Bayes information criterion, BIC), который более чувствителен к моделям высокой размерности, чем информационный критерий Акаике (AIC) [12, с. 127]. Также учитывался совокупный вклад каждого предиктора в отобранные модели: предикторам, которые появлялись чаще в «наилучших моделях», отдавалось предпочтение. Сочетание этих двух подходов позволило получить модели, включающие оптимальное количество предикторов с наибольшей объяснительной мощностью.

Статистическая обработка осуществлялась в среде языка программирования R.

Результаты исследования

Этап отбора предикторов методом перебора приведен на рисунке 1.

Как видно из рисунка, чем больше независимых переменных включено в модель, тем больший штраф налагает Байесовский информационный критерий. Оптимальное количество предикторов, согласно критерию BIC, полученное методом перебора, представлено на рисунке 2 и равно 7.

Регрессионные уравнения, приведенные ниже, представляют степень вклада свойств индивидуальности в направленность личности на ключевые

сферы жизнедеятельности человека: профессию и семью.

Профессия = 39,08 + 0,31* Абстрактная кон -цептуализация - 0,25*Импульсивность + 0,2*Ско-рость коммуникативная - 0,17*Мотивация субъективной значимости профессии + 0,12*Эргичность психомоторная + 0,12*Пластичность психомоторная - 0,1* Дистимность

Характеристики модели: Я2 = 0,39; а^Я2 = 0,36; Б(7, 165) = 15,03, р < 0,001.

Было удалено 3 наблюдения, которые являлись выбросами, поэтому в дальнейшем анализе использовалось 173 наблюдения.

Аналогичный подход был осуществлен в отношении ценностей сферы жизнедеятельности «семья» (рис. 3 и 4).

Таким образом, было получено регрессионное уравнение для сферы жизнедеятельности «семья»:

Семья = 32,95 + 0,33*Экстраверсия + 0,28*Ней-ротизм - 0,27*Возбудимость - 0,24*Психотизм + 0,24* Абстрактная концептуализация + 0,21*Нето-лерантность к нереалистическому опыту - 0,19*Эр-гичность интеллектуальная - 0,19*Толерантность к нереалистическому опыту + 0,16*Поленезависи-мость + 0,16*Педантичность - 0,16*Широкий диапазон эквивалентности

Характеристики модели: Я2 = 0,54; а^Я2 = 0,51; Б(11, 163) = 17,56, р < 0,001.

Было удалено 1 наблюдение, поэтому в анализе использовалось 175 наблюдений.

Обсуждение

Таким образом, от 39 до 54% дисперсии ценностей сфер жизнедеятельности объясняется разноуровневыми свойствами индивидуальности, причем

Когичеет» првдсторое Рис. 2. Определение оптимального количества предикторов для сферы жизнедеятельности «профессия»

Примечание: крестом отмечено место наименьшего значения БГС.

S -

у в

S? -

-

ц

" 1111 м 11 {I и 11 {11111111 ] 11 н I} 111

I- н

Рис. 3. Отбор оптимальных предикторов методом перебора для сферы жизнедеятельности «семья»

У ш

а

о

Когнчкгм прздюорйа Рис. 4. Определение оптимального количества предикторов для сферы жизнедеятельности «семья»

вклад разных уровней индивидуальности в ту или иную ценность не одинаков: наибольший совокупный вклад вносят интеллект и темперамент, а свойства характера - наименьший, промежуточное положение занимает мотивация. При этом отметим, что о влиянии может говорить только эксперимент, поэтому в данном контексте мы используем понятия: «влияние», «эффект», «воздействие», «вклад» - в их математико-статистическом смысле.

Дадим содержательную характеристику полученным результатам. Плюс или минус в регрессионном уравнении свидетельствует о направленности вклада: положительном или отрицательном

соответственно. При этом стандартизированный коэффициент (Р) говорит о величине этого вклада.

В ценности профессиональной сферы вносит значимый вклад интеллект, представленный «абстрактной концептуализацией» (положительный эффект) и «импульсивностью» (отрицательный эффект). Вероятно, профессия требует от человека способность выявлять разного рода связи и отношения между объектами, выстраивать их иерархию, абстрагировать, в то же время чрезмерная импульсивная реакция не приветствуется и люди с высокой ценностью профессии имеют низкий уровень импульсивности. Существенный эффект

Вестник КГУ Л 2018

52

на ценности профессии оказывает темперамент, прежде всего, коммуникативной скоростью (легкость и плавность речи, быстрота вербализации и т.п.), психомоторной эргичностью (потребность в движении, высокая мышечная работоспособность, выносливость) и психомоторной пластичностью (гибкость и переключаемость с одних форм активности на другие). В этой связи не удивительно, что «дистимность», связанная с апатией и подавленностью настроения, сосредоточенностью на негативных мыслях, имеет отрицательные значения. Странно выглядит отрицательное значение коэффициента «мотивации субъективной значимости профессии», возможно, это связано с нелинейной зависимостью между мотивацией и эффективностью деятельности (закон Йеркса-Додсона).

В случае с ценностями семьи наблюдается иная картина. Ключевое значение играют свойства темперамента: экстраверсия и нейротизм влияют положительно, психотизм и интеллектуальная эргичность - отрицательно. То есть высокая общительность и эмоциональность поддерживают ценности семьи, а высокий психотизм и низкий уровень интеллектуальных возможностей, нежелание умственного напряжения снижают ценность семьи. Как и в ценностях профессии, в ценностях семьи важную роль играет абстрактная концептуализация, позволяющая выстроить непротиворечивое представление о концепте «семья». Ценности семьи - достаточно консервативные ценности, направленные на сохранение, а не на изменение [4], поэтому положительное влияние нетолерантности к нереалистическому опыту и отрицательное толерантности к нереалистическому опыту в этой связи вполне закономерны. Тренд «стабильности и устойчивости» в ценностях семьи продолжают поленезависимость (положительный вклад) и широкий диапазон эквивалентности (отрицательный вклад). Поленезависимость связана с опорой на внутренние источники информации, на свои знания и опыт, в то время как отрицательный эффект широкого диапазона эквивалентности говорит о несклонности испытуемых к широким обобщениям. В ряде работ было показано, что поленезависи-мость входит в единый симптомокомплекс с широким диапазоном эквивалентности, а полезависи-мость - с узким диапазоном эквивалентности [8]. Здесь же мы видим иную картину, что может быть связано с: 1) особенностью связи разноуровневых свойств индивидуальности с ценностями семьи; 2) с особенностью опросника когнитивных стилей индивидуальности человека, в котором широта и узость диапазона эквивалентности представляют не противоположные полюса одной шкалы, а две разных шкалы. Помимо темперамента и интеллекта часть дисперсии в ценностях семьи объясняет характер, в частности, положительный вклад вносит педантичность и отрицательный -

возбудимость. Отметим, что возбудимость и ней-ротизм имеют значимую положительную корреляцию (г = 0,22, р < 0,01), но в случае с ценностями семьи оказывают разнонаправленный эффект.

Итак, доля объясняемой свойствами дисперсии и частота встречаемости свойств дают схожую картину - в большей степени на выраженность ценностей влияют интеллект и темперамент, в меньшей - характер и мотивация. В ряде наших предыдущих исследований было обнаружено влияние темперамента на ценностно-смысловую сферу личности [2, 3], и высказано предположение, что темперамент задает некоторые векторы отбора ценностей личностью, например, импульсивному и неусидчивому человеку будет сложно принять инструментальные ценности аккуратности и самоконтроля, и даже если он будет называть эти ценности, как значимые для него, он вряд ли будет руководствоваться ими в своей повседневной жизнедеятельности, иначе это может привести к внут-риличностному конфликту.

Интеллектуальная сфера представлена когнитивными стилями. «Когнитивные стили - это индивидуально-своеобразные способы переработки информации, которые характеризуют специфику склада ума конкретного человека и отличительные особенности его интеллектуального поведения» [11, с. 16]. Из результатов исследования видно, что одни и те же когнитивные стили могут воздействовать на разные ценности (например, абстрактная концептуализация), что согласуется с их формально-динамической трактовкой рядом авторов [6, с. 283]. Вместе с тем, они отражают интеллектуальную деятельность человека, что, несомненно, должно проявляться в отборе тех или иных ценностей личностью, т.к. это, прежде всего, когнитивный процесс. Вероятно, поэтому когнитивные стили оказывают значительное влияние на ценностную сферу.

Ожидаемая связь мотивации с ценностями не подтвердилась. Мотивацию часто связывают с ценностно-смысловой сферой, иногда даже объединяя под общим названием «мотивационно-ценностная сфера». В целом соглашаясь с этим, все-таки отметим, что ценности и мотивы детерминированы разными причинами и служат разным задачам: личностные ценности выполняют целевую функцию, являясь производными от препятствия, лежащего на пути их достижения, и указывая на степень значимости чего-то для человека, а мотивация -энергетическую функцию, позволяя преодолевать возникшее препятствие [4]. Ценности и мотивация связаны, но они не одно и то же.

Обсуждение роли характера в ценностно-смысловой сфере требует обратиться к пониманию характера в концепции В.М. Русалова [7], в соответствии с которой разработан использованный опросник. С его точки зрения: «характер не является чисто со-

держательной характеристикой психики индивида, он испытывает на себе сильное влияние со стороны биологической организации человека, которая обеспечивает его динамическую (темпераментальную) основу» [7, с. 399]. Такой подход, с одной стороны, разводит ценностную направленность личности и характер, с другой, сближает понятия темперамента и характера. Оба этих момента могут сказаться на результатах нашего анализа: первый уменьшит выраженность связи между характером и ценностями, второй приведет к удалению из регрессионных моделей черт характера из-за их высокой корреляции со свойствами темперамента (множественная регрессия учитывает присутствующую в данных мультиколлинеарность).

Несмотря на то, что в исследовании обнаружена существенная детерминация со стороны индивидуальности, важно учитывать математический характер проведенных процедур: направленность «влияния» задается исследователем, поэтому перспективами дальнейших исследований может стать реверсирование направленности - от ценностей и смыслов к разноуровневым свойствам индивидуальности.

Следует также учесть, что разноуровневыми свойствами индивидуальности объясняется лишь часть дисперсии ценностей, значительная часть вариации объясняется иными причинами, в том числе, не рассматриваемыми в данном исследовании.

Заключение

Результаты исследования позволяют говорить о статистическом влиянии разноуровневых свойств индивидуальности на свойства ценностно-смысловой сферы, представленные в данной работе ценностями профессии и семьи. Это влияние существенно и объясняет от 39 до 54% дисперсии соответствующих ценностей. Наибольший вклад вносят свойства когнитивные стили и темперамент, мотивация и характер влияют в меньшей степени. Вероятно, мы наблюдаем двунаправленный процесс: с одной стороны, смысловые структуры личности организуют индивидуальность, и тогда разноуровневые свойства индивидуальности предстают в виде ментальных ресурсов, с другой стороны, разноуровневые свойства индивидуальности задают некоторые векторы развития и формирования ценностно-смысловой сферы личности. Таким образом, динамическое равновесие этих двух течений способствует развитию нашей индивидуальности.

Библиографический список

1. Волкова Е.В. Технологии развития ментальных ресурсов. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2016. - 256 с.

2. Калугин А.Ю. Взаимосвязь свойств темперамента с характеристиками ценностно-смысловой

сферы личности в контексте пола II Вестник СаГА. Серия: Психология. - 2G17. - № 1. - С. 3-21.

3. Калугин А . Ю. Вклад свойств темперамента в ценностно-смысловую сферу личности II Интег-ративная перспектива в гуманитарных науках. -2G16. - № 2. - С. 22-31.

4. Калугин А. Ю. Ценностная направленность личности как выражение смыслообразующей активности: структура, динамика и функции в структуре интегральной индивидуальности (на материале студенчества): дис. ... канд. психол. наук. - Пермь, 2G15. - 179 с.

5. Капцов А.В. Психологическая аксиометрия личности и группы. - Самара: СамЛюксПринт, 2G11. - 112 с.

6. Когнитивная психология I под ред. В.Н. Дружинина, Д.В. Ушакова. - M.: ПЕР СЭ, 2GG2. - 48G с.

7. Русалов В.М. Темперамент в структуре индивидуальности человека: Дифференциально-психофизиологические и психологические исследования. - M.: Изд-во «Институт психологии РАН », 2G12. - 528 с.

8. Тихомирова И. В. Типологический и димензи-онный подходы в изучении ориентировочной активности II Способности: к WG-летию со дня рождения БМ. Теплова I под ред. Э. А. Голубевой. - M., 1991. - С. 219-23G.

9. Хазова С.А. Mентальные ресурсы субъекта: природа, функции, динамика II Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. - 2G14. -№4. - С. 47-53.

1G. Хазова С.А. Mентальные ресурсы субъекта в разные возрастные периоды: дис. ... д-ра психол. наук. - Кострома, 2G14. - 54G с.

11. Холодная М.А. Когнитивные стили. О природе индивидуального ума. - СПб.: Питер, 2GG4. - 384 с.

12. Эверитт Б.С. Большой словарь по статистике. - 3-е изд. - M.: Проспект, 2G1G. - 731 с.

References

1. Volkova E.V. Tekhnologii razvitiya mental'nyh resursov. - M.: Izd-vo «Institut psihologii RAN», 2G16. - 256 s.

2. Kalugin A.YU. Vzaimosvyaz' svojstv temperamenta s harakteristikami cennostno-smyslovoj sfery lichnosti v kontekste pola II Vestnik SaGA. Seriya: Psihologiya. - 2G17. - № 1. - S. 3-21.

3. Kalugin A.YU. Vklad svojstv temperamenta v cennostno-smyslovuyu sferu lichnosti II Integrativnaya perspektiva v gumanitarnyh naukah. - 2G16. - № 2. -S. 22-31.

4. Kalugin A.YU. Cennostnaya napravlennost' lichnosti kak vyrazhenie smysloobrazuyushchej aktivnosti: struktura, dinamika i funkcii v strukture integral'noj individual'nosti (na materiale studenchestva): dis. ... kand. psihol. nauk. - Perm', 2G15. - 179 s.

54

Вестник КГУ 2018

5. Kapcov A.V. Psihologicheskaya aksiometriya lichnosti i gruppy. - Samara: SamLyuksPrint, 2011. -112 s.

6. Kognitivnaya psihologiya / pod red. V.N. Druzhinina, D.V. Ushakova. - M.: PER SEH, 2002. - 480 s.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Rusalov VM. Temperament v strukture individual'nosti cheloveka: Differencial'no-psihofiziologicheskie i psihologicheskie issledovaniya. - M.: Izd-vo «Institut psihologii RAN», 2012. - 528 s.

8. Tihomirova I.V. Tipologicheskij i dimenzionnyj podhody v izuchenii orientirovochnoj aktivnosti // Sposobnosti: k 100-letiyu so dnya rozhdeniya

B.M. Teplova / pod red. EH.A. Golubevoj. - M., 1991. - S. 219-230.

9. Hazova S.A. Mental'nye resursy sub"ekta: priroda, funkcii, dinamika // Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pedagogika. Psihologiya. Sociokinetika. - 2014. - №4. - S. 47-53.

10. Hazova S.A. Mental'nye resursy sub"ekta v raznye vozrastnye periody: dis. ... d-ra psihol. nauk. -Kostroma, 2014. - 540 s.

11. Holodnaya M.A. Kognitivnye stili. O prirode individual'nogo uma. - SPb.: Piter, 2004. - 384 s.

12. EHveritt B.S. Bol'shoj slovar' po statistike. -3-e izd. - M.: Prospekt, 2010. - 731 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.