ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ PSYCHOLOGY OF PERSONALITY
УАК 159.923
ВЗАИМОСВЯЗЬ СВОЙСТВ ТЕМПЕРАМЕНТА С ХАРАКТЕРИСТИКАМИ ЦЕННОСТНО-СМЫСАОВОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ В КОНТЕКСТЕ ПОАА
© А. Ю. Калугин
Калугин Алексей Юрьевич кандидат
психологических наук доцент кафедры практической психологии Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет
e-mail: kaluginau@yandex.ru
В статье проанализированы три современные концепции темперамента: теория темперамента В. С. Мерлина, активностно-специфический полхол к темпераменту В. М. Русалова и регулятивная теория темперамента Я. Стреляу. В эмпирической части рассматривается связь показателей ценностно-смысловой сферы личности со свойствами темперамента. Обнаружено, что свойства темперамента различаются по степени тесноты связей с ценностями и их лоступностью: «эмоциональная реактивность», «настойчивость», «активность» и «выносливость» имеют многочисленные корреляции с ценностями, «линамичность» и «сенсорная чувствительность» — практически не связаны с ценностной сферой. Характер связей зависит от пола респонлентов. Прел-полагается, что обнаруженные особенности связи темперамента и ценностно-смысловой сферы обусловлены лействием алаптационных механизмов.
Ключевые слова: темперамент, ценностно-смысловая сфера личности, ценности, доступность
Проблема соотношения социального и биологического в психике человека является ключевой не только в психологии, но и в смежных науках (физиологии, медицины и др.). Психологи по-разному смотрят на эту проблему, отдавая предпочтение то наследственности, то среде (Г. Айзенк, Л. С. Выготский, Ж. Пиаже и др.). Некоторые ученые считают, что среди этих двух основных факторов развития человека не хватает третьего — активности [1].
Темперамент исторически рассматривался как совокупность в большей мере наследственных,
The Bulletin of the Samara Humanitarian Academy. A series Psychology. 2017. No 1 (21)
биологически обусловленных свойств, а лич-ностные ценности как имеющие максимально социальное происхождение. Изучение взаимосвязи и взаимовлияния этих двух составляющих индиви-дуальности человека позволит по-новому взглянуть на соотношение био-логического и социального в личности.
Существует много подходов к изучению темперамента и определению его места в системе индивидуальности человека (Г. Айзенк, Б. Г. Ананьев, Р. Мак-крей и П. Коста, В. С. Мерлин, В. Д. Небылицын, И. П. Павлов, В. М. Русалов, Б. М. Теплов и др.). Мы не будем рассматривать учение о темпераменте в исторической ретроспективе, остановимся лишь на трех современных концепциях, на наш взгляд, позволяющих на теоретическом уровне определить место и роль темперамента в индивидуальности.
Три концепции темперамента
В своем «Очерке теории темперамента» 1964 г. В. С. Мерлин заложил основы, разрабатываемой им в дальнейшем, концепции интегральной индивидуальности (ИИ) и понимания темперамента как отдельного уровня, а не компонента личности.
Укажем некоторые критерии выделения свойств темперамента по В. С. Мерлину:
1) регулируют динамику психической деятельности в целом;
2) характеризуют особенности динамики отдельных психических процессов;
3) имеют устойчивый и постоянный характер и сохраняются в развитии на протяжении длительного отрезка времени. Здесь добавим еще одну цитату: «Сохраняются на протяжении длительного отрезка жизни и изменяются лишь медленно и постепенно» [9, с. 23]. Эта характеристика позволяет допустить, что темперамент можно изучать у взрослых, в противоположность зарубежным подходам, где темперамент в основном изучают на детском возрасте [17; 18; 20; 21; 22; 25];
4) находятся в строго закономерном соотношении, характеризующем тип темперамента;
5) однозначно обусловлены общим типом нервной системы [9, с. 28-29].
Интересна мысль В. С. Мерлина, связанная с компенсаторными механизмами в индивидуальности человека: «благодаря большей устойчивости и консервативности свойств темперамента возникают многообразные противоречия между ними и теми индивидуальными особенностями, которые легче и быстрее изменяются под влиянием социальных условий и условий воспитания... Основная проблема теории темперамента заключается в том, чтобы выяснить, как разрешаются эти противоречия в развитии личности и как они отражаются в структуре личности» [9, с. 32]. Это согласуется с проблематикой нашего исследования: выявление связи темперамента с личностью, в частности, ценностно-смысловой сферой личности. Личностные ценности относительно устойчивые образования, поэтому можно предположить, что отбор тех или иных ценностей личностью осуществляется с учетом природных особенностей, чтобы снизить противоречия между ними. Конечно, среда может способствовать принятию ценностей, противоположных свойствам темперамента, например, у человека с высокой импульсивностью будут формировать ценности аккуратности, в таком случае мы увидим, как психика человека адаптируется, разрушая одни разноуровневые связи между свойствами и формируя другие.
В. С. Мерлин сконцентрировался на приборном методе исследования темперамента и не оставил после себя психодиагностического инструментария, который позволил бы изучить свойства темперамента опросными методами, более простыми в использовании. Поэтому в рамках Пермской психологической школы для изучения темперамента использовали сторонние методики: опросники Г. Айзенка, ОСТ и ОФДСИ В.М. Русалова, опросник темперамента Я. Стреляу и др.
В. Д. Небылицын под темпераментом понимал характеристику «индивида со стороны динамических особенностей его психической деятельности, т. е. темпа, быстроты, ритма, интенсивности, составляющих эту деятельность психических процессов и состояний» [10, с. 60]. Он выделял три главных компонента темперамента: активность, моторику и эмоциональность [там же, с. 60-61].
Развивая идеи В. Д. Небылицына и опираясь на теорию функциональных систем П. К. Анохина, В. М. Русалов предложил рассматривать четыре блока функциональной системы как четыре свойства темперамента: эргичность (широта афферентного синтеза), пластичность (скорость мобилизации блока решения) и темп (скорость исполнения программы) — характеризуют темпера-ментальную активность, а рассогласование при сличении результатов реального действия с акцептором результата действия приводит к переживанию и характеризует темперамент со стороны эмоциональности [11, с. 26-27]. Указанные четыре свойства по-разному проявляются в психомоторной, коммуникативной и интеллектуальной сферах поведения [11, с. 334].
По мнению В. М. Русалова, темперамент — прижизненное образование, связанное с системным обобщением физических и физиологических свойств индивида, более того, «формально-динамические свойства не являются раз и навсегда строго фиксированной системой, а формируются, перестраиваются, обобщаются по мере развития человека» [11, с. 73]. Однако отметим, что В. М. Русалов понимал формально-динамические свойства шире, включая в них и темперамент, и динамические характеристики интеллекта, и эмоциональную сторону характера.
В. М. Русалов выделяет следующие основные особенности темперамента:
1. «Не зависит от содержания деятельности и поведения, т. е. отражает формальный аспект деятельности и поведения (является независимым от смысла, мотива, цели и т. д.).
2. Характеризует меру динамического (энергетического) напряжения и отношения человека к миру, людям, себе, деятельности; проявляется во всех сферах деятельности и жизнедеятельности.
3. Рано проявляется в детстве.
4. Устойчив в течение длительного периода жизни человека.
5. Высоко коррелирует со свойствами нервной системы и свойствами других биологических подсистем (гуморальной, телесной и т. д.).
6. Является наследуемым» [11, с. 134].
В целом соглашаясь с предложенным перечнем особенностей темперамента, у нас возникают вопросы, связанные с концепцией темперамента самого В. М. Русалова: если темперамент формируется прижизненно в процессе генерализации общей конституции человека, то не совсем понятно, как он может
быть наследуемым? Если речь идет о наследуемости конституциональных свойств, то говорит ли это о наследуемости самого темперамента? Если наследуются основные принципы обобщения биохимических и физиологических структур, то какой вклад вносит среда? На наш взгляд, ответы на эти вопросы важны, т. к. «наследуемость» темперамента по В. М. Русалову не совсем ясна. В этой связи интересны данные, полученные С. Б. Малых и др. [8] в психогенетическом исследовании с использованием детского варианта ОСТ (Д-ОСТ): «достаточно определенно к свойствам темперамента могут быть отнесены лишь три параметра — социальный темп (СТ), предметная эмоциональная чувствительность (ЭМ) и социальная эмоциональная чувствительность (СЭМ)» [8, с. 37], — только для этих свойств авторами обнаружено генетическое влияние.
Некоторые критические замечания высказывает Я. Стреляу, отмечая, что, согласно их с Б. Завадским данным, на предметную и социальную сферы разделяются только свойства, относящиеся к конструкту активности, в то время как эмоциональность предстает общим свойством [23, с. 161]. Схожие проблемы выявили и другие исследователи [16; 19]. Существенные изменения в опросник структуры темперамента внесла И. Н. Трофимова, соотнеся свойства темперамента с конкретными нейромедиаторами, опиоидными рецепторами и нейропептидами [26]. Отмеченные критические замечания ничуть не умаляют достоинств и оригинальности активностно-специфического подхода к темпераменту, развиваемого В. М. Русаловым, более того, указывают на развитие и совершенствование диагностического инструментария и коррекцию первоначальной теоретической структуры темперамента.
В 1970-х гг. Я. Стреляу разработал регуляторную теорию темперамента (РТТ), которая в дальнейшем совершенствовалась и дополнялась [12; 14; 24]. Как отмечают авторы отечественной адаптации методики «Опросник темперамента — формальные характеристики поведения» (Formal Characteristics of Behavior — Temperament Inventory (FCB-TI)), основные идеи РТТ можно сформулировать в виде следующих положений:
1. Темперамент относится к формальным характеристикам поведения и не зависит от содержания, мотива деятельности и цели поведения.
2. Он проявляется на энергетическом (интенсивностном) и временном уровнях.
3. Темперамент демонстрирует интериндивидуальные различия и интраин-дивидуальную устойчивость.
4. Проявления темперамента наблюдаются во всех формах поведения и реакций во всех сферах жизнедеятельности при взаимодействии с внешним и внутренним миром.
5. Различия в темпераменте проявляются с самого рождения.
6. Различия темпераментов наблюдаются как у людей, так и у животных.
7. Темперамент может быть рассмотрен как результат биологической эволюции; он высоко коррелирует с общими свойствами нервной системы и свойствами других биологических подсистем — гуморальной, телесной и др.
8. Темперамент регулируется на физиологическом уровне индивидуальной спецификой взаимодействия между генотипом и средой (как физическим миром, так и социумом).
9. Темперамент может изменяться с возрастом и под воздействием каких-либо внешних факторов.
10. Темперамент играет ключевую роль в адаптации человека к природным и социальным условиям, что с особенной очевидностью проявляется в тяжелых и экстремальных ситуациях.
11. Врожденность темперамента предполагает наличие как свойств, имеющих генетическую обусловленность, так и приобретенных в пренатальный период [13, с. 46—47].
Согласно Я. Стреляу, «темперамент относится к основным относительно стабильным чертам личности, выраженным в основном в формальных (энергетических и временных) характеристиках реакций и поведения: эти черты присутствуют с самого раннего детства и имеют свои аналоги у животных. В первую очередь определяются врожденными биологическими механизмами; темперамент подвержен изменениям, вызванным созреванием и индивидуально-специфическими генотип-средовыми взаимодействиями» [23, с. 165]. В рамках регулятивной теории он выделяет шесть характеристик темперамента: к временным относятся «динамичность» («живость») и «настойчивость», к энергетическим — «сенсорная чувствительность», «выносливость», «эмоциональная реактивность» и «активность» [13, с. 47].
Одним из недостатков РТТ, который отмечает сам автор, является слабое нейрофизиологическое и биохимическое обоснование регулятивной теории, на данный момент было проведено мало исследований в этой области [23, с. 170]. К недостаткам РТТ можно отнести и то, что исследования проводились преимущественно на подростках и взрослых, в то время как темперамент наиболее четко проявляется в детском возрасте [20—22]. Однако на сегодняшний день теория темперамента Я. Стреляу объединяет в себе многие положительные стороны отечественных и западных подходов к изучению темперамента: идеи И. П. Павлова, Б. М. Теплова и В. Д. Небылицына о связи темперамента с нервной системой легли в основу РТТ, общение Я. Стреляу с западными коллегами позволило ему познакомиться с лонгитюдными исследованиями, изучением нарушения поведения у детей, психогенетическими исследованиями и привнести некоторые из этих идей в регулятивную теорию.
Адаптационная функция темперамента
Во всех рассмотренных выше концепциях темперамент понимается как подсистема индивидуальности, выполняющая адаптационную функцию. «Характеристики темперамента не столько окрашивают деятельность, сколько задают границы, оберегают организм от чрезвычайно большого или, наоборот, чрезвычайно малого расходования энергии. Выживаемость человеческого организма в первом случае будет под угрозой за счет чрезмерной истощаемости, а во втором случае за счет слабого, пассивного усвоение предметного мира. Именно в этом и состоит... приспособительная, адаптивная роль темперамента» [11, с. 140].
Наследуемость темперамента говорит о том, что некоторые особенности поведения эволюционно сохраняются в психике, как наиболее общие алгоритмы адаптации к внешним условиям обитания. В. С. Мерлин по этому поводу писал: «Психика как отражательная деятельность. есть особая форма приспо-
собительной деятельности... Если психическое отражение представляет собой также соответствие функции условиям среды, то свойства психики отнюдь не должны быть обусловлены только постнатальными внешними воздействиями. Некоторые наиболее общие условия среды могут сохраняться на протяжении ряда поколений. Поэтому и свойства, соответствующие этим условиям, могут быть наследственно передаваемыми» [9, с. 36].
Соответственно, во многом «запрограммированные» свойства темперамента «включаются» и явно проявляют себя только тогда, когда человек оказывается в непривычной для себя ситуации: «например, неуравновешенность и необузданность холерика могут и не проявиться, когда он не поставлен в условия, требующие сдержанности и самообладания» [9, с. 36—37]. Таким образом, внешние условия являются триггерами, которые запускают «предустановленные программы»: в такой ситуации — действуй так. «Свойства темперамента представляют собой. потенции, склонности, которые могут проявиться или не проявиться в зависимости от внешних условий» [9, с. 37].
При этом не следует рассматривать темперамент как исключительно наследуемый, темперамент может меняться в онтогенезе [9; 11; 13], вопрос только в том, каков диапазон вариативности его отдельных свойств: «вполне вероятно, что для одних свойств темперамента диапазон возможных изменений под влиянием внешних условий очень велик. Для других же свойств диапазон изменений, возможно, очень ограничен» [9, с. 38].
Таким образом, в свете различных концепций признается, что темперамент выполняет адаптивную функцию, способствуя максимальному приспособлению организма к окружающей среде, именно поэтому мы можем обнаружить его и у животных и у человека. Более того, связь темперамента с теми или иными ценностями, позволит предположить, что сами эти ценности выполняют функцию адаптации к окружающей среде. Некоторые свидетельства адаптивной функции ценностно-смысловой сферы приведены в нашем исследовании [2].
Темперамент и личность
В. М. Русалов отмечает, что в индивидуальной психике человека традиционно выделяют два аспекта: формально-динамический и содержательный. Содержательный аспект включает «конкретные смысловые психологические структуры, конкретные мотивы, цели. Формально-динамический аспект охватывает совокупность таких черт и свойств психики человека, которые формируются в результате генерализации психофизиологических характеристик, лежащих в основе психологических деятельностей независимо от их конкретных мотивов, целей, способов, программ поведения» [11, с. 127]. В этой связи
B. М. Русалов не соглашается с точкой зрения В. С. Мерлина о месте темперамента в интегральной индивидуальности, считая, что «включение темперамента в структуру личности. позволяет глубже понять те психологические механизмы, которые ответственны за формирование и функционирование собственно личностных качеств индивида» [там же, с. 131]. В своем исследовании мы придерживаемся подхода В. С. Мерлина, что это разные
уровни ИИ и важно их содержание не смешивать, т.к. свойства этих уровней имеют под собой разные основания. Несмотря на некоторые концептуальные расхождения, мы согласны с мнением В. М. Русалова о значении темперамента для формирования личности.
О необходимости учета темперамента при формировании личности писал В. Д. Небылицын: «Бесспорно, что при любом темпераменте можно развить все общественно ценные свойства личности. Однако конкретные приемы развития этих свойств существенно зависят от темперамента» [10, с. 66].
В своем исследовании мы не случайно выделяем ценностно-смысловую сферу (лишь одну из подсистем личности), для изучения ее отношений с психодинамическим уровнем, представленным темпераментом. В отечественной психологии, во многом опирающейся на деятельностный подход, принято рассматривать направленность как одну из основных характеристик личности, через которую происходит развитие всех других личностных структур. Изучению ценностной направленности личности посвящены несколько наших исследований [4; 5; 6 и др.]. Направленность представляет собой отношение личности к окружающему миру, к себе и к другим людям, «поэтому изучение общих закономерностей взаимосвязи темперамента и свойств личности требует сопоставления темперамента, прежде всего, с отношениями личности» [9, с. 39].
Ранее нами было рассмотрено влияние темперамента на аксиологическую сферу личности [3], было установлено, что все рассмотренные личностные ценности, представленные методикой «Аксиологическая направленность личности» (АНЛ) А. В. Капцова [7], испытывают влияние со стороны свойств темперамента. Обнаруженное влияние не велико и варьируется от 3 до 15 процентов. Основной вклад вносят три свойства темперамента: «активность», «сенсорная чувствительность» и «выносливость». В то же время «динамичность», «настойчивость» и «эмоциональная реактивность» такого влияния на свойства ценностно-смысловой сферы личности не обнаруживают. Возможно, это объясняется тем, что «динамичность» и «настойчивость», тесно связанные с «эмоциональной реактивностью», описывают скорость реакции, степень эмоционального реагирования и некоторую ригидность в эмоциональных проявлениях, то есть аффективно-реактивный блок темперамента, который играет слабую роль в ценностной сфере личности. Для развития ценностно-смысловой сферы со стороны темперамента важна чувствительность к окружающей среде, стойкость к ней и активное проявление субъекта в социуме.
Обратим внимание на то, что В. М. Русалов общую активность, в которую включал темп, выносливость и пластичность, видел «наиболее фундаментальной формально-динамической чертой. которая характеризует меру динамико-энергетической напряженности в процессе взаимодействия человека-субъекта со средой и другими людьми» [11, с. 128]. Это в полной мере согласуется с нашими данными — основное воздействие на ценностно-смысловую сферу оказывает активность по Я. Стреляу, при этом «выносливость», которую В. М. Русалов относит к активности, также оказывает значимое влияние.
Методики, всесторонне изучающие ценностную сферу личности, не ограничиваются методикой АНЛ. В программе исследования вклада темперамента в
ценностно-смысловую сферу личности важно изучить его связь с разными свойствами данной сферы, получив целостную картину связей и зависимостей.
Методика исследования
Участники
Выборку исследования составили 159 студентов Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета, преимущественно обучающиеся по направлениям гуманитарного блока, в возрасте от 18 до 23 лет (M = 20,47, SD = 1,66), 47 юношей, 112 девушек.
Методики
Свойства темперамента изучались с помощью опросника FCB-TI (The Formal Characteristics of Behaviour - Temperament Inventory) Я. Стреляу [13]. Опросник оценивает темперамент по шкалам эмоциональной реактивности, настойчивости, сенсорной чувствительности, динамичности (живости), выносливости и активности.
Степень выраженности той или иной личностной ценности и ее доступности измерялась с помощью методики «Уровень соотношения "ценности" и "доступности"» Е. Б. Фанталовой (использовались только первая и вторая части методики, изучающие ранги ценностей и их доступность для личности, соотношение ценности и доступности не учитывалось) [15].
Методы статистической обработки
Математико-статистическая обработка данных осуществлялась с помощью программы Statistica 10.0 корпорации StatSoft.
Методика Е. Б. Фанталовой представляет собой ипсативный опросник, т. е. шкалы методики являются ранговыми, поэтому для получения адекватных результатов использовались непараметрические статистические критерии: для сравнения по полу применялся U-критерий Манна-Уитни, для изучения взаимосвязей показателей ценностей и свойств темперамента — ранговый корреляционный анализ Спирмена.
Результаты исследования
Главная задача исследования была связана с изучением взаимосвязи свойств темперамента с ценностными ориентациями и их доступностью для личности, результаты, полученные на общей выборке, представлены в таблице 1.
Таблица 1
Взаимосвязь свойств темперамента с терминальными ценностями и их доступностью (общая выборка, n = 159)
Днмч Нстч С чув Эм р Внсл Актв
Активная, деятельная жизнь 0,10 -0,07 -0,17 -0,15 0,18 0,17
Здоровье -0,11 0,18 -0,02 0,21 -0,21 -0,07
Интересная работа 0,02 0,03 -0,03 0,02 0,01 -0,12
Красота природы и искусства -0,03 -0,04 -0,15 -0,01 0,12 -0,08
Л Любовь -0,04 0,20 0,07 0,22 -0,12 -0,01
о о X X о л Материально обеспеченная жизнь -0,05 0,04 0,08 0,16 -0,22 -0,07
Наличие друзей -0,08 0,09 -0,02 -0,02 0,04 0,09
Уверенность в себе -0,01 -0,04 0,00 -0,07 0,11 -0,05
Познание 0,15 -0,14 0,04 -0,25 0,13 -0,13
Свобода 0,13 -0,33 0,06 -0,35 0,19 0,18
Счастливая семейная жизнь 0,01 0,09 0,18 0,19 -0,17 -0,02
Творчество 0,04 -0,05 -0,07 -0,10 0,04 0,04
Активная, деятельная жизнь -0,06 0,08 -0,06 0,06 -0,02 0,10
Здоровье -0,10 0,08 0,02 0,09 -0,09 -0,04
Интересная работа 0,02 0,01 -0,02 -0,02 0,17 -0,12
Красота природы и искусства 0,00 0,14 -0,10 0,17 -0,07 0,00
н о Любовь 0,07 -0,06 -0,02 -0,01 -0,10 -0,09
X с ^ н Материально обеспеченная жизнь 0,00 -0,13 -0,07 -0,09 0,03 0,03
о Наличие друзей -0,17 0,20 0,12 0,10 -0,06 0,03
Уверенность в себе 0,19 -0,19 0,13 -0,19 0,18 0,21
Познание 0,01 0,06 0,02 0,02 0,03 -0,18
Свобода 0,10 -0,17 -0,04 -0,24 0,23 0,18
Счастливая семейная жизнь -0,09 -0,03 0,06 0,12 -0,19 -0,15
Творчество 0,04 -0,02 -0,03 -0,04 0,04 0,11
Примечание: Днмч — динамичность, Нстч — настойчивость, С_чув — сенсорная чувствительность, Эм_р — эмоциональная реактивность, Внсл — выносливость, Актв — активность.
Жирным шрифтом выделены корреляции значимые на уровне р < 0,05.
Все свойства темперамента обнаружили значимые связи с ценностными ориентациями и их доступностью, однако выраженность этих связей была умеренная и варьировалась от 0,16 до 0,35 в абсолютных величинах.
Свойство темперамента «Динамичность» не имело значимых корреляций с ценностными ориентациями, но было значимо связано с доступностью ценностей «Наличие друзей» (г = -0,17; р < 0,05) и «Уверенность в себе» (г = 0,19; р < 0,05).
«Настойчивость» была связана как с терминальными ценностями, так и с их доступностью. Положительные корреляции связывали «Настойчивость» с ценностями «Здоровье» (г = 0,18; р < 0,05) и «Любовь» (г = 0,20; р < 0,05), а также с доступностью ценности «Наличие друзей» (г = 0,20; р < 0,05).
«Настойчивость» отрицательно была связана с ценностью «Свобода» (г = -0,33; р < 0,05), с доступностью ценностей «Уверенность в себе» (г = -0,19; р < 0,05) и «Свобода» (г = -0,17; р < 0,05).
Меньше всего значимых взаимосвязей выявлено между свойством темперамента «Сенсорная чувствительность» и ценностными переменными. Данное свойство было отрицательно связано с ценностью «Активная, деятельная жизнь» (г = -0,17; р < 0,05) и положительно с ценностью «Счастливая семейная жизнь» (г = 0,18; р < 0,05). С доступностью значимые корреляции не обнаружены.
Наибольшее количество выраженных связей с ценностными ориентация-ми и их доступностью имело свойство темперамента «Эмоциональная реактивность»: с ценностями «Здоровье» (г = 0,21; р < 0,05), «Любовь» (г = 0,22; р < 0,05), «Материально обеспеченная жизнь» (г = 0,16; р < 0,05), «Познание» (г = -0,25; р < 0,05), «Свобода» (г = -0,35; р < 0,05) и «Счастливая семейная жизнь» (г = 0,19; р < 0,05); с доступностью ценностей «Красота природы и искусства» (г = 0,17; р < 0,05), «Уверенность в себе» (г = -0,19; р < 0,05) и «Свобода» (г = -0,24; р < 0,05).
Наравне с «Эмоциональной реактивностью» свойство темперамента «Выносливость» имело многочисленные связи с ценностными переменными, однако их сила была несколько ниже. «Выносливость» значимо связана с ценностями «Активная, деятельная жизнь» (г = 0,18; р < 0,05), «Здоровье» (г = -0,21; р < 0,05), «Материально обеспеченная жизнь» (г = -0,22; р < 0,05), «Свобода» (г = 0,19; р < 0,05) и «Счастливая семейная жизнь» (г = -0,17; р < 0,05); с доступностью ценностей «Интересная работа» (г = 0,17; р < 0,05), «Уверенность в себе» (г = 0,18; р < 0,05), «Свобода» (г = 0,23; р < 0,05) и «Счастливая семейная жизнь» (г = -0,19; р < 0,05).
«Активность» имела значимые связи с ценностями «Активная, деятельная жизнь» (г = 0,17; р < 0,05) и «Свобода» (г = 0,18; р < 0,05), с доступностью ценностей «Уверенность в себе» (г = 0,21; р < 0,05), «Познание» (г = -0,18; р < 0,05) и «Свобода» (г = 0,18; р < 0,05).
Различаются ли свойства темперамента, выраженности ценности и ее доступности в зависимости от пола респондента? В таблице 2 и таблице 3 приведены результаты сравнения рассматриваемых переменных у юношей и девушек по критерию Манна-Уитни.
Таблица 2
Значимые различия в выраженности свойств темперамента у девушек и юношей
(п1 = 112, п2 = 47)
Среднее рангов (девушки) Среднее рангов (юноши) и- критерий Манна-Уитни Уровень значимости
Настойчивость 86,68 64,09 1884,0 **
Сенсорная чувствительность 84,62 69,00 2115,0 *
Эмоциональная реактивность 92,24 50,83 1261,0 ***
Выносливость 71,23 100,90 1649,5 ***
Примечание: * - р < 0,05; ** - р < 0,01; *** - р < 0,001
Такие свойства темперамента, как «Настойчивость» (U = 1884; p < 0,01), «Сенсорная чувствительность» (U = 2115; p < 0,05) и «Эмоциональная реактивность» (U = 1261; p < 0,001) в большей степени выражены у девушек, юношам присуща более высокая «Выносливость» (U = 1649,5; p < 0,001). «Динамичность» и «Активность» не обнаруживают значимых различий между полами.
Таблица 3
Значимые различия в выраженности ценностей и доступности ценностей у девушек и юношей (n1 = 112, n2 = 47)
Среднее рангов (девушки) Среднее рангов (юноши) U-критерий Манна-Уитни Уровень значимости
Познание (ценность) 74,82 92,35 2051,5 *
Свобода (ценность) 72,50 97,86 1792,5 ***
Счастливая семейная жизнь (ценность) 86,60 64,28 1893,0 **
Красота природы и искусства (доступность) 84,99 68,11 2073,0 *
Свобода (доступность) 73,92 94,50 1950,5 **
Примечание: * - р < 0,05; ** - р < 0,01; *** - р < 0,001
Ценности «Познания» (И = 2051,5; р < 0,05) и «Свободы» (И = 1792,5; р < 0,001) имеют более высокие значения у юношей, ценность «Счастливой семейной жизни» больше свойственна девушкам (И = 1893; р < 0,01). Доступность «Красоты природы и искусства» значимо выше у девушек (И = 2073; р < 0,05), а доступность «Свободы» — у юношей (И = 1950,5; р < 0,01).
После обнаружения множества различий в выраженности свойств темперамента, ценностей и доступности ценностей в выборках юношей и девушек, следовало изучить взаимосвязи рассматриваемых переменных отдельно по полу. Результаты представлены в таблицах 4 и 5.
Таблица 4
Взаимосвязь свойств темперамента с терминальными ценностями и их доступностью (девушки, п = 112)
Днмч Нстч С чув Эм р Внсл Актв
Активная, деятельная жизнь 0,12 -0,01 -0,21 -0,10 0,20 0,23
Здоровье -0,07 0,21 0,14 0,19 -0,19 -0,04
Интересная работа -0,01 0,06 0,03 0,00 0,00 -0,14
Красота природы и искусства -0,08 0,01 -0,22 0,06 0,10 -0,07
нО Любовь 0,02 0,10 0,10 0,12 -0,03 0,02
5 о я я Материально обеспеченная жизнь -0,05 -0,01 0,08 0,09 -0,19 -0,10
Наличие друзей -0,05 0,13 -0,08 -0,05 0,10 0,07
Уверенность в себе -0,08 -0,13 0,02 -0,07 0,10 -0,23
Познание 0,13 -0,09 0,04 -0,10 0,00 -0,05
Свобода 0,13 -0,31 -0,02 -0,29 0,11 0,18
Счастливая семейная жизнь 0,01 0,03 0,30 0,16 -0,13 0,00
Творчество 0,00 0,01 -0,12 -0,06 0,01 0,07
Активная, деятельная жизнь -0,05 0,22 -0,01 0,17 -0,07 0,26
Здоровье -0,18 0,14 -0,08 0,10 -0,13 -0,12
Интересная работа 0,03 0,04 0,01 -0,01 0,18 -0,06
Красота природы и искусства -0,01 0,11 -0,12 0,05 -0,03 0,02
н о о я с Любовь 0,08 -0,11 0,00 -0,02 -0,10 -0,12
Материально обеспеченная жизнь -0,02 -0,13 -0,13 -0,05 0,00 0,00
о Наличие друзей -0,16 0,14 0,12 0,04 0,05 -0,02
Уверенность в себе 0,20 -0,15 0,14 -0,15 0,15 0,19
Познание 0,04 0,08 0,08 0,08 0,06 -0,09
Свобода 0,08 -0,16 -0,01 -0,24 0,23 0,19
Счастливая семейная жизнь -0,06 -0,11 0,08 0,10 -0,21 -0,20
Творчество 0,02 0,02 -0,04 -0,04 0,01 0,08
Примечание: Днмч — динамичность, Нстч — настойчивость, С_чув — сенсорная чувствительность, Эм_р — эмоциональная реактивность, Внсл — выносливость, Актв — активность.
Жирным шрифтом выделены корреляции значимые на уровне р < 0,05.
Свойство темперамента «Динамичность» у девушек положительно связана только с доступностью ценности «Уверенность в себе» (г = 0,20; р < 0,05).
«Настойчивость» связана с ценностями «Здоровье» (г = 0,21; р < 0,05) и «Свобода» (г = -0,31; р < 0,05) и с доступностью ценности «Активная, деятельная жизнь» (г = 0,22; р < 0,05).
«Сенсорная чувствительность» связана только с блоком ценностей по Е. Б. Фа-наталовой: «Активная, деятельная жизнь» (г = -0,21; р < 0,05), «Красота природы и искусства» (г = -0,22; р < 0,05) и «Счастливая семейная жизнь» (г = 0,30; р < 0,05).
«Эмоциональная реактивность» имеет положительную корреляцию с ценностью «Здоровье» (г = 0,19; р < 0,05), отрицательную — с ценностью «Свобода» (г = -0,29; р < 0,05) и доступностью ценности «Свобода» (г = -0,24; р < 0,05). 14
Свойство темперамента «Выносливость» связано с ценностями «Активная, деятельная жизнь» (r = 0,20; p < 0,05), «Здоровье» (r = -0,19; p < 0,05), «Материально обеспеченная жизнь» (r = -0,19; p < 0,05), и доступностью ценностей «Свобода» (r = 0,23; p < 0,05) и «Счастливая семейная жизнь» (r = -0,21; p < 0,05).
Наибольшее количество связей в группе девушек обнаружено между «Активностью» и ценностями «Активная, деятельная жизнь» (r = 0,23; p < 0,05) и «Уверенность в себе» (r = -0,23; p < 0,05), а также с доступностью ценностей «Активная, деятельная жизнь» (r = 0,26; p < 0,05) и «Уверенность в себе» (r = 0,19; p < 0,05), «Свобода» (r = 0,19; p < 0,05) и «Счастливая семейная жизнь» (r = -0,20; p < 0,05).
Таблица 5
Взаимосвязь свойств темперамента с терминальными ценностями
и их доступностью (юноши, n = 47)
Днмч Нстч С чув Эм р Внсл Актв
Активная, деятельная жизнь 0,05 -0,15 -0,03 -0,15 0,04 0,04
Здоровье -0,18 0,07 -0,37 0,25 -0,27 -0,10
Интересная работа 0,09 -0,13 -0,22 -0,07 0,15 -0,07
Красота природы и искусства 0,07 -0,18 -0,01 -0,15 0,17 -0,08
Л Любовь -0,14 0,38 -0,04 0,41 -0,21 -0,08
о о X X о л Материально обеспеченная жизнь -0,04 0,08 0,04 0,10 -0,17 -0,02
Наличие друзей -0,14 0,03 0,14 0,21 -0,16 0,08
Уверенность в себе 0,15 0,18 0,00 -0,18 0,19 0,36
Познание 0,16 -0,15 0,16 -0,46 0,26 -0,30
Свобода 0,09 -0,16 0,47 -0,22 0,17 0,17
Счастливая семейная жизнь 0,02 0,09 -0,21 -0,01 0,01 -0,05
Творчество 0,13 -0,12 0,08 -0,16 0,02 0,02
Активная, деятельная жизнь -0,11 -0,19 -0,17 0,06 -0,05 -0,21
Здоровье 0,06 -0,14 0,18 -0,02 0,05 0,12
Интересная работа -0,06 -0,08 -0,11 0,02 0,08 -0,31
Красота природы и искусства 0,06 0,06 -0,18 0,34 -0,01 -0,07
н о Любовь 0,05 0,13 -0,09 -0,08 -0,04 -0,02
я с ^ н Материально обеспеченная жизнь 0,02 -0,01 0,16 -0,09 0,00 0,09
о Наличие друзей -0,21 0,36 0,09 0,24 -0,36 0,13
Уверенность в себе 0,12 -0,18 0,22 -0,30 0,18 0,25
Познание -0,05 -0,11 -0,11 -0,19 0,03 -0,36
Свобода 0,11 0,05 0,00 0,02 0,05 0,19
Счастливая семейная жизнь -0,18 0,24 0,01 0,10 -0,06 -0,01
Творчество 0,08 -0,11 -0,03 -0,02 0,15 0,20
Примечание: Днмч — динамичность, Нстч — настойчивость, С_чув — сенсорная чувствительность, Эм_р — эмоциональная реактивность, Внсл — выносливость, Ажтв — активность.
Жирным шрифтом выделены корреляции значимые на уровне р < 0,05.
Значимых взаимосвязей между свойствами темперамента и ценностными ориентациями у юношей было существенно меньше, нежели у девушек (13 У5 21), характер связей также отличался, однако теснота связей в среднем у юношей была выше (0,37 У5 0,22).
Рассмотрим значимые корреляции темперамента и ценностной сферы. «Настойчивость» связана с ценностью «Любовь» (г = 0,38; р < 0,05) и доступностью ценности «Наличие друзей» (г = 0,36; р < 0,05).
«Сенсорная чувствительность», как и в предыдущих случаях (общая выборка и выборка девушек), имеет значимые связи только с ценностным блоком методики Е. Б. Фанталовой: отрицательная связь с ценностью «Здоровье» (г = -0,37; р < 0,05) и положительная с ценностью «Свобода» (г = 0,47; р < 0,05).
«Эмоциональная реактивность» имеет значимые взаимосвязи с ценностями «Любовь» (г = 0,41; р < 0,05) и «Познание» (г = -0,46; р < 0,05), с доступностью ценностей «Красота природы и искусства» (г = 0,34; р < 0,05) и «Уверенность в себе» (г = -0,30; р < 0,05).
«Выносливость» имеет только одну значимую связь с доступностью ценности «Наличие друзей» (г = -0,36; р < 0,05).
«Активность» была связана с ценностями «Уверенность в себе» (г = 0,36; р < 0,05) и «Познание» (г = -0,30; р < 0,05), с доступностью ценностей «Интересная работа» (г = -0,31; р < 0,05) и «Познание» (г = -0,36; р < 0,05).
«Динамичность» — единственное свойство темперамента, не обнаружившее значимых корреляций ни с ценностями, ни с доступностью ценностей у юношей.
Обсуждение результатов исследования
Изучение связей свойств темперамента с ценностными ориентациями и их доступностью для личности позволяет говорить, что степень включенности свойств темперамента в развитие аксиологической сферы личности различна. Наименьшее количество связей обнаружили такие свойства темперамента как «Динамичность» и «Сенсорная чувствительность», вероятно, их значимость для ценностной сферы меньше, чем других свойств. Наибольшее количество связей выявлено у свойств «Эмоциональная реактивность» и «Выносливость», что может свидетельствовать об их значимости для аксиологической сферы. Промежуточное положение занимают «Настойчивость» и «Активность». Полученные результаты частично расходятся с теми, что были получены нами ранее при изучении ценностно-смысловой сферы с помощью методики АНЛ. В предыдущем исследовании ведущее значение имели характеристики активности, а эмоционально-аффективный блок не оказывал значимого эффекта на личностные ценности. Это может объясняться тем, что ценности, изучаемые методиками А. В. Капцова и Е. Б. Фанталовой, различаются, различен метод сбора данных и их обработки. В частности, в методике Е.Б. Фанталовой требуется сравнить между собой абстрактные ценности, которые в сознании человека могут существовать в виде "смутного образа", в определенной степени, оторванного от реальной жизни. В опроснике А.В. Капцова ценности оцениваются через поведенческие проявления, при такой постановке вопроса респонденту проще вспомнить конкретную ситуацию и отрефлексировать ценность. По сути, методики дополняют друг друга: первая идет от общего к частному (от
обобщенных ценностей к их конкретному проявлению в жизни), вторая от частного к общему (от анализа конкретных ситуаций к осознанию значимости ценности для личности). Помимо указанного различались и использованные нами подходы к исследованию связи: ранее использовалось структурное моделирование, и изучались эффекты темперамента на свойства аксиологической сферы, сейчас исследуются взаимосвязи свойств темперамента и ценностей. Несмотря на указанное выше, мы считаем, что использование другой ценностной методики, построенной на иных принципах, позволяет расширить представления о связи темперамента и ценностно-смысловой сферы.
Различия в выраженности свойств темперамента характеризуют девушек как более эмоциональных, чувствительных к слабым стимулам и склонных к повторению поведения, вызванного той или иной ситуацией, а юношей как способных выносить более длительную стимуляцию и сопротивляться отвлекающим воздействиям. Учитывая наследственную обусловленность и достаточную устойчивость свойств темперамента в течение жизни, мы можем предположить, что указанные различия носят эволюционный характер, представляя собой поведенческие паттерны, выработанные в процессе антропогенеза для максимальной адаптации человека к условиям окружающей среды и выполняемым в сообществе ролям. Однако данное предположение требует дополнительного изучения.
Половые различия существенно сказываются на взаимосвязях свойств темперамента и ценностей, практически полностью меняя наблюдаемую картину. Система взаимосвязей у девушек намного богаче и разнообразнее, нежели у юношей: все свойства темперамента имеют многочисленные корреляционные зависимости с ценностями и доступностью ценностей, — однако сила этих связей невелика. Юношей характеризует меньшее количество связей между темпераментом и ценностной сферой, при этом теснота этих связей выше, чем у девушек. Данные факты могут объясняться различием в объемах выборок юношей и девушек, чем больше выборка, тем более низкие коэффициенты корреляций будут значимыми. Проверка, связанная с разбиением женской выборки на две случайных подвыборки меньшего размера, подтвердила обоснованность нашего предположения: коэффициенты корреляции стали выше, и количество значимых взаимосвязей сократилось. Однако различия в связях у юношей и девушек сохранились.
У девушек наибольшее количество связей свойств темперамента выявлено с такими ценностями как «Активная, деятельная жизнь», «Здоровье», «Свобода», а также с доступностью ценностей «Активная, деятельная жизнь», «Уверенность в себе», «Свобода» и «Счастливая семейная жизнь». У юношей — с ценностями «Любовь» и «Познание», с доступностью ценности «Наличие друзей».
Ряд ценностей оказался значимо не связан ни с одним свойством темперамента ни в общей выборке, ни в подгруппах по полу: «Интересная работа», «Наличие друзей» и «Творчество». Доступность ряда ценностей также не обнаружила значимых связей с темпераментом: «Здоровье», «Любовь», «Материально обеспеченная жизнь» и «Творчество».
Следует также отметить, что достаточно часто свойства темперамента связаны с ценностями и их аналогами в блоке «доступности», более того, знак
и сила этой связи также схожи, вероятно, это может свидетельствовать о значимой положительной корреляции между соответствующими ценностями и их доступностью (чем выше значимость ценности, тем выше ее доступность в представлении респондента). И действительно, проверка этого предположения подтвердила высказанную гипотезу, однако ее обсуждение выходит за рамки данной статьи.
Свойства темперамента, представляя собой динамический аспект индивидуальности, связаны с теми ценностями, которые в большей мере отражают отношение человека к окружающему миру и другим людям в плане адаптивности, и в меньшей степени связаны с теми ценностями, которые отражают ценность внутреннего мира личности. Например, ценность «Красота природы и искусства» имеет большее значение для самого человека, чем для его взаимодействия с окружающим миром и людьми, она в меньшей степени адаптирует его к миру, чем, например, ценность «Счастливая семейная жизнь» (в самой ценности подразумевается ее зависимость от других людей и обстоятельств жизни). Темперамент, выполняя адаптационную роль, в большей степени влияет на те ценности, которые важны для выживаемости индивида и в меньшей степени включен в те ценности, которые обращены к внутреннему миру человека.
Выводы
В терминах Я. Стреляу, энергетический блок темперамента показал большую связь с ценностями и их доступностью, чем временной. Результаты данного исследования несколько отличаются от полученных нами ранее [3], хотя и в этих данных свойства «Активность» и «Выносливость» имеют многочисленные связи с ценностями и их доступностью, но к ним добавляется также «Эмоциональная реактивность» и близкая ей «Настойчивость». «Сенсорная чувствительность» оказалась не связана с доступностью ценностей ни в общей выборке, ни в выборках по полу. «Динамичность» имела крайне мало значимых корреляций с ценностями и их доступностью.
Результаты исследования позволяют предположить, что свойства темперамента в большей мере связаны с теми ценностями, которые характеризуют взаимодействие человека с миром, и в меньшей степени с теми ценностями, которые обращены к внутреннему миру личности, что, на наш взгляд, указывает на адаптационную функцию темперамента.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Волочков А. А. Активность субъекта бытия: Интегративный подход. Пермь : ПГПУ, 2007. 376 с.
2. Калугин А. Ю. Адаптационная функция ценностно-смысловой сферы личности // Эволюционная и сравнительная психология в России: традиции и перспективы / под ред. А. Н. Харитонова. Москва : Изд-во «Институт психологии РАН», 2013. С. 353-362.
3. Калугин А. Ю. Вклад свойств темперамента в ценностно-смысловую сферу личности // Интегративная перспектива в гуманитарных науках. 2016. № 2. С. 22-31.
4. Калугин А. Ю. Смыслообразующая активность субъекта и типы ценностной направленности личности // Вестник Пермского университета. Серия: Философия. Психология. Социология. 2014. № 4 (20). С. 46-62.
5. Калугин А. Ю. Ценностная направленность личности как выражение смысло-образующей активности: структура, динамика и функции в структуре интегральной индивидуальности (на материале студенчества) : дис. ... канд.психол.наук. Пермь, 2015. 179 с.
6. Калугин А. Ю. Ценностная направленность личности студентов-гуманитариев / А. Ю. Калугин, А. А. Волочков // Вопросы психологии. 2016. № 4. С. 28—42.
7. Капцов А. В. Аксиологическая направленность личности: Руководство по применению теста / А. В. Капцов, Л. В. Карпушина. Самара : ИПК «Содружество», 2007. 44 с.
8. Малых С. Б. Природа индивидуальных особенностей темперамента в подростковом возрасте / С. Б. Малых, Е. Д. Гиндина, В. В. Надысева // Психологический журнал. 2004. Т. 25. № 6. С. 29—52.
9. Мерлин В. С. Собрание сочинений. Том 3: Очерк теории темперамента. Пермь: ПСИ, 2007. 276 с.
10. Небылицын В. Д. Темперамент // В. Д. Небылицын: жизнь и научное творчество. Москва : НИЦ «Ладомир», 1996. С. 60—67.
11. Русалов В. М. Темперамент в структуре индивидуальности человека: Дифференциально-психофизиологические и психологические исследования. Москва : Изд-во «Институт психологии РАН», 2012. 528 с.
12. Стреляу Я. Местоположение регулятивной теории темперамента (РТТ) среди других теорий темперамента // Иностранная психология. 1993. Т. 1. № 2. С. 37—48.
13. Стреляу Я. Методика диагностики темперамента (формально-динамических характеристик поведения) / Я. Стреляу, О. Митина, Б. Завадский, Ю. Бабаева, Т. Менчук. Москва : Смысл, 2007. 104 с.
14. Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии / под ред. И. В. Равич-Щербо. Москва : Прогресс, 1982. 231 с.
15. Фанталова Е. Б. Психометрическое исследование показателей методики «Уровень соотношения "ценности" и "доступности"» // Журнал практикующего психолога. Выпуск 17. 2010. С. 175—201.
16. Bishop D. A confirmatory factor analysis of the Structure of Temperament Questionnaire / D.Bishop, M. Hertenstrein // Educational and Psychological Measurement. 2004. Vol. 64 (6). Pp. 1019—1029.
17. Buss A. H. Temperament: early developing personality traits / A. H. Buss, R. Plomin. Hillsdale, NJ: Erlbaum, 1984. 192 p.
18. Chess S. Temperament: Theory and practice / S. Chess, A. Thomas. New York: Brunner/Mazel, 1996. 215 p.
19. Dumenci L. The relation between the Structure of Temperament Questionnaire and other personality domains // Educational and Psychological Measurement. 1995. Vol. 55 (5). Pp. 850—857.
20. Kagan J. Inhibited and uninhibited type of children / J. Kagan, J.S. Reznick, J. Gibbons // Child Development. 1989. Vol. 60 (4). Pp. 838—845.
21. Kagan J. The long shadow of temperament / J. Kagan, N. Snidman. Cambridge, Mass: Harvard University Press, 2009. 304 p.
22. Rothbart M.K. Temperament, Development, and Personality // Current Directions in Psychological Science. 2007. Vol. 16 (4). Pp. 207—212.
23. Strelau J. Temperament: a psychological perspective. New York, NY: Kluwer Academic Publishers, 2002. 468 p.
24. Strelau J. The Formal Characteristics of Behavior - Temperament Inventory (FCB-TI): Theoretical assumptions and scale construction / J.Strelau, B.Zawadzki // European Journal of Personality. 1993. Vol. 7 (5). Pp. 313—336.
25. Thomas A. Temperament and development / A. Thomas, S. Chess. New York: Brunner/Mazel, 1977. 270 p.
26. Trofimova I.N. The interlocking between functional аспектах of activities and a neurochemical model of adult temperament // Temperaments: Individual Differences, Social and Environmental Influences and Impact on Quality of Life. New York: Nova Science Publishers Inc. 2016. Pp. 77—147.
REFERENCES
1. Volochkov A. A. Aktivnost' sub»ekta bytiya: Integrativnyy podhod [Activity of the subject of being: An integrative approach]. Perm': PGPU, 2007. 376 p. (in Russian).
2. Kalugin A. YU. EHvolyucionnaya i sravnitel'naya psihologiya v Rossii: tradicii i perspektivy / Pod red. A.N. Haritonova [Evolutionary and comparative psychology in Russia: traditions and perspectives / Edited by A.N. Haritonov]. Moscow: Izd-vo «Institut psihologii RAN», 2013. Pp. 353—362. (in Russian).
3. Kalugin A.YU. Integrativnaya perspektiva v gumanitarnyh naukah [Integrative Perspective in Humanities]. 2016. No 2. Pp. 22—31. (in Russian).
4. Kalugin A.YU. Vestnik Permskogo universiteta. Seriya: Filosofiya. Psihologiya. Sociologiya [Perm University Bulletin. Series "Philosophy. Psychology. Sociology"]. 2014. No 4 (20). Pp. 46-62. (in Russian).
5. Kalugin A.YU. Cennostnaya napravlennost' lichnosti kak vyrazhenie smyslo-obrazuyushchey aktivnosti: struktura, dinamika i funkcii v strukture integral'noy individual'nosti (na materiale studenchestva): Dis. ... kand. psihol. nauk [Value orientation of the personality as an expression of meaning-making activity: structure, dynamics and function in the structure of integral individuality (based on the study of students)]. Perm', 2015. 179 p. (in Russian).
6. Kalugin A. YU. Voprosy psihologii [Questions of psychology]. 2016. No 4. Pp. 28-42 (in Russian).
7. Kapcov A. V. Aksiologicheskaya napravlennost' lichnosti: Rukovodstvo po primeneniyu testa [Axiological orientation of the personality: Handbook on the application of the test]. Samara: OOO «IPK «Sodruzhestvo», 2007. 44 p. (in Russian).
8. Malyh S.B. Psihologicheskiy zhurnal [Psychological journal]. 2004. Vol. 25 (6). Pp. 29—52 . (in Russian).
9. Merlin V. S. Sobranie sochineniy. Tom 3: Ocherk teorii temperamenta [Collected works, volume 3: Outline of the theory of temperament]. Perm': PSI, 2007. 276 p. (in Russian).
10. Nebylicyn V. D. V.D. Nebylicyn: zhizn' i nauchnoe tvorchestvo [Life and scientific work by V.D. Nebylicyn]. M.: NIC «Ladomir», 1996. Pp. 60—67 (in Russian).
11. Rusalov V. M. Temperament v strukture individual'nosti cheloveka: Differencial'no-psihofiziologicheskie i psihologicheskie issledovaniya [Temperament in the structure of human individuality: Differential physiological and psychological research]. Moscow: Izd-vo «Institut psihologii RAN», 2012. 528 p. (in Russian).
12. Strelyau YA. Inostrannaya psihologiya [Foreign psychology]. 1993. Vol. 1. No 2. Pp. 37—48 (in Russian).
13. Strelyau YA. Metodika diagnostiki temperamenta (formal'no-dinamicheskih harakteristik povedeniya) [Methods of diagnostics of temperament (formal-dynamic characteristics of behavior)]. Moskva: Smysl, 2007. 104 p. (in Russian).
14. Strelyau YA. Rol' temperamenta v psihicheskom razvitii / Pod red. I.V. Ravich-SHCHerbo [The role of temperament in mental development / Edited by I.V. Ravich-SHCHerbo]. Moskva: Progress, 1982. 231 p. (in Russian).
15. Fantalova E.B. ZHurnal praktikuyushchego psihologa [Practicing psychologist magazine]. No 17. 2010. Pp. 175—201 (in Russian).
16. Bishop D. Educational and Psychological Measurement. 2004. Vol. 64 (6). Pp. 1019— 1029 (in English).
17. Buss A.H. Temperament: early developing personality traits. Hillsdale, NJ: Erlbaum, 1984. 192 p. (in English).
18. Chess S. Temperament: Theory and practice. New York: Brunner/Mazel, 1996. 215 p. (in English).
19. Dumenci L. Educational and Psychological Measurement. 1995. Vol. 55 (5). Pp. 850—857 (in English).
20. Kagan J. Child Development. 1989. Vol. 60 (4). Pp. 838—845 (in English).
21. Kagan J. The long shadow of temperament. Cambridge, Mass: Harvard University Press, 2009. 304 p. (in English).
22. Rothbart M. K. Current Directions in Psychological Science. 2007. Vol. 16 (4). Pp. 207—212 (in English).
23. Strelau J. Temperament: a psychological perspective. New York, NY: Kluwer Academic Publishers, 2002. 468 p. (in English).
24. Strelau J. European Journal of Personality. 1993. Vol. 7 (5). Pp. 313-336. (in English).
25. Thomas A. Temperament and development. New York: Brunner/Mazel, 1977. 270 p. (in English).
26. Trofimova IN. Temperaments: Individual Differences, Social and Environmental Influences and Impact on Quality of Life. New York: Nova Science Publishers Inc. 2016. Pp. 77—147 (in English).
RELATIONSHIP BETWEEN THE PROPERTIES OF TEMPERAMENT AND THE CHARACTERISTICS OF VALUE-SEMANTIC SPHERE OF PERSONALITY IN THE CONTEXT OF SEX
A. Kalugin
In the article three modern concepts of temperament are analyzed: theory of temperament by V. S. Merlin, activity-specific approach in temperament research by V. M. Rusalov and regulative theory of temperament by J. Strelau. In an empirical part relationship between indicators of value-semantic sphere of personality and properties of temperament is considered. It is revealed, the properties of temperament differ in the degree of strength of correlations with values and its availability: "emotional reactivity", "perseveration", "activity" and "endurance" have numerous correlations with values, "briskness" and "sensory sensitivity" have no relations with value sphere almost. Variability of relations depends on the sex of the respondents. It is assumed that the found features of relationship between temperament and value-semantic sphere are caused by operation of adaptive mechanisms.
Key words: temperament, value-semantic sphere of personality, values, availability.