Научная статья на тему 'Активность индивидуальности и удовлетворенность жизнью студентов'

Активность индивидуальности и удовлетворенность жизнью студентов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
384
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ACTIVITY / INTEGRAL INDIVIDUALITY / ACTIVITY OF INDIVIDUALITY / ACTIVITY OF TEMPERAMENT / LIFE SATISFACTION / AUTHORSHIP / AUTONOMY / ИНТЕГРАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ / АКТИВНОСТЬ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ / АКТИВНОСТЬ ТЕМПЕРАМЕНТА / УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ЖИЗНЬЮ / АВТОРСТВО / АВТОНОМНОСТЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Митрофанова Елена Николаевна

В статье приводятся результаты эмпирического исследования взаимосвязей активности индивидуальности и общей удовлетворенности жизнью студентов. Основой задачей исследования было выяснить, какие параметры активности индивидуальности связаны с удовлетворенностью жизнью. С помощью эксплораторного факторного анализа была получена факторная структура взаимосвязей активности индивидуальности и удовлетворенности жизнью. В полученной структуре наиболее связаны с удовлетворенностью жизнью оказались такие параметры активности индивидуальности, как общий энергетический потенциал (активность темперамента), авторство, независимость, оптимизм, внутренний контроль, качество и количество социальных контактов, мера учебно-познавательной активности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTIVITY OF INDIVIDUALITY AND LIFE SATISFACTION OF STUDENTS

The article presents the results of empirical research of interrelation between the activity of individuality and students’ life satisfaction. The main objective of the research was to find out what parameters of activity of individuality are associated with life satisfaction. By means of factor analysis, the factor structure of relationship between the activity of individuality and life satisfaction was obtained. In the resulting structure, such parameters of individuality activity as total energy potential (temperament activity), authorship, independence, optimism, internal control, quality and quantity of social contacts, extent of learning and cognitive activity were most strongly associated with life satisfaction.

Текст научной работы на тему «Активность индивидуальности и удовлетворенность жизнью студентов»

DOI: 10.12731/2218-7405-2016-7-115-128 УДК 159.923

АКТИВНОСТЬ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ

и удовлетворенность жизнью студентов

Митрофанова Е.Н.

В статье приводятся результаты эмпирического исследования взаимосвязей активности индивидуальности и общей удовлетворенности жизнью студентов. Основой задачей исследования было выяснить, какие параметры активности индивидуальности связаны с удовлетворенностью жизнью. С помощью эксплораторного факторного анализа была получена факторная структура взаимосвязей активности индивидуальности и удовлетворенности жизнью. В полученной структуре наиболее связаны с удовлетворенностью жизнью оказались такие параметры активности индивидуальности, как общий энергетический потенциал (активность темперамента), авторство, независимость, оптимизм, внутренний контроль, качество и количество социальных контактов, мера учебно-познавательной активности.

Ключевые слова: активность; интегральная индивидуальность; активность индивидуальности; активность темперамента; удовлетворенность жизнью; авторство; автономность.

ACTIVITY OF INDIVIDUALITY AND LIFE SATISFACTION OF STUDENTS

Mitrofanova E.N.

The article presents the results of empirical research of interrelation between the activity of individuality and students' life satisfaction. The main objective of the research was to find out what parameters of activity of individuality are associated with life satisfaction. By means of

factor analysis, the factor structure of relationship between the activity of individuality and life satisfaction was obtained. In the resulting structure, such parameters of individuality activity as total energy potential (temperament activity), authorship, independence, optimism, internal control, quality and quantity of social contacts, extent of learning and cognitive activity were most strongly associated with life satisfaction.

Keywords: activity; integral individuality; activity of individuality; activity of temperament; life satisfaction; authorship; autonomy.

Введение

В ряде исследований было показано, что существует общая удовлетворенность жизнью и удовлетворенность результатами в отдельных сферах активности [1; 6; 12; 13], причем они далеко не всегда пересекаются. И.А. Джидарьян указывает на то, что в отечественной психологии исследования удовлетворенности жизнью ограничиваются «в основном локальными и небольшими социологическим исследованиями, посвященными отдельным сферам жизнедеятельности людей, таким, например, как работа, учеба, се-мейно-брачные отношения и т.д. Причем удовлетворенность в каждой из этих сфер не соотносилась с удовлетворенностью жизнью в целом» [7]. Действительно, наши исследования также показывают, что выделяется удовлетворенность результатами в конкретной сфере жизнедеятельности, а именно в учебной деятельности в структуре активности индивидуальности [9]. Но существует и общая удовлетворенность жизнью, которая может быть не связана с удовлетворенностью конкретными сферами жизнедеятельности, а скорее определяется личностными (интернальность, экстраверсия, диспозиционный оптимизм и т.д.) и не личностными характеристиками (образование, положительны события, доход, условия проживания и т.д.). Наше исследование направлено на изучение личностных и шире характеристик самой индивидуальности, связанных с удовлетворенностью жизнью.

Важно понять, существует ли связь между активностью индивидуальности и удовлетворенностью жизнью в студенческом возрас-

те? Если да, то, с какими сферами, характеристиками активности индивидуальности в наибольшей мере связана удовлетворенность жизнью студентов? А также, чем полученные связи отличаются у девушек и юношей?

Методы исследования

Для измерения общей удовлетворенности жизнью студентов использовалась шкала Satisfaction with Life Scale - SWLS Diener, Emmons, Larsen and Griffin [14]. Данная шкала характеризуется как когнитивная характеристика удовлетворенности.

Для исследования активности индивидуальности на разных ее уровнях были использованы следующие методики: GWPQ - Gray-Wilson Personality Questionnaire [8; 16], шкала активности опросника FCB-Ti Я.Стреляу [11, 15]; опросник «Диагностика активности студентов» А.А. Волочков, А.Ю. Попов [4], «Пермский вопросник Я» Л.Я. Дорфман [5].

Для математико-статистической обработки данных использовалось приложение STATISTICA 10.0.

Участники исследования

В исследовании приняли участие 188 студентов ВУЗов города Перми и города Чайковский, из них 128 девушек, 60 юношей; возрастной диапазон от 18 до 25 лет (M = 20,7; SD = 1,9). Студенты 1ого (n=16), 2ого (n=59), 3его (n=50), 4ого (n=59) и 5ого (n=4) курсов в основном гуманитарных специальностей (психология, юриспруденция, педагогика, иностранные языки). Исследование проводилось с помощью специально составленной «тестовой батареи», состоящей из ряда вопросников.

Результаты и их обсуждение

Тестирование гипотез на общей выборке студентов

Поставленные гипотезы проверялись на общей выборке студентов (n=188) с помощью эксплораторного факторного анализа. Полученная факторная структура отражена в таблице 1.

Таблица 1.

Факторная структура взаимосвязей показателей активности индивидуальности и удовлетворенности жизнью в общей выборке студентов

Опросники Переменные Factor 1 Factor 2 Factor 3 Factor 4 Factor 5

ДАС Общение 0,19 0,47 0,36 0,08 0,44

Созерцание 0,67 -0,20 -0,01 0,24 -0,02

Познание 0,70 0,45 -0,08 -0,05 0,04

Учебная деятельность 0,54 0,43 -0,06 0,10 0,49

Рефлексия 0,75 -0,03 0,03 -0,02 0,07

ПВЯ Авторское Я 0,20 0,48 -0,08 0,59 -0,25

Воплощенное Я 0,09 0,29 0,79 0,01 -0,16

Превращенное Я 0,06 0,00 -0,05 0,86 0,12

Вторящее Я -0,16 -0,15 0,82 -0,09 0,09

GWPQ СТП 0,13 -0,55 0,32 0,33 0,04

САП -0,02 0,03 0,06 -0,01 -0,89

FCB-TI, Я. Стреляу Активность 0,13 0,74 0,16 0,05 0,06

SWLS Удовлетворенность жизнью -0,19 0,58 0,06 0,35 0,04

Собственные числа 1,97 2,18 1,58 1,40 1,35

Доля объяснимой дисперсии 0,15 0,17 0,12 0,11 0,10

Примечание: ДАС - опросник «Диагностика активности студентов», ПВЯ - «Пермский вопросник Я»; СТП - система торможения поведения, САП - система активации поведения.

По критерию «каменистой осыпи» было выделено пять основных факторов.

Первый фактор нагружают переменные «Созерцание», «Познание», «Учебная деятельность» и «Рефлексия». В первый фактор вошли все шкалы опросника ДАС, кроме шкалы «Общение». Наибольшие нагрузки имеют переменные «Познание» и «Рефлексия». По данным предыдущих исследований [2; 3; 4; 10] на первое место в различных юношеских и студенческих выборках на первое место выходят учебно-познавательная или смыслообразующая активности. Этот фактор можно охарактеризовать как познаватель-

но-рефлексивная активность. Интересно, что удовлетворенность жизнью входит в этот фактор с отрицательным знаком.

Второй фактор демонстрирует связь удовлетворенности жизнью и таких параметров активности индивидуальности, как «Общение», «Авторское Я», «Активность темпераментальная», «Система торможения поведения» (с отрицательным знаком), с меньшими нагрузками «Познание» и «Учебная деятельность». Данный фактор наиболее сильно нагружает «Темпераментальная активность» и «Авторское Я». Таким образом, удовлетворенность жизнью студентов наиболее тесно связана с такими характеристиками активности индивидуальности, как общий энергетический потенциал и самостоятельность, независимость, автономность, целенаправленность, внутренний контроль, количество и качество социальных контактов. Похожие данные были получены в исследованиях, обзор которых делает в своей книге «Психология счастья и оптимизма» И.А. Джидарьян: «... самую высокую корреляцию с общей удовлетворенностью жизнью показывает такой личностный параметр, как удовлетворенность собой или своим Я (самоуважение и чувств внутреннего контроля). По сравнению с влиянием этого обобщенного параметра значение всех других факторов на уровень общей удовлетворенности заметно ниже (в порядке убывания): семейные отношения, жизненные стандарты, работа, жилье, здоровье и община, образование. В ряде собственно психологических исследований на самых разных выборках также была обнаружена высокая степень влияния на общую удовлетворенность жизнью не только самоуважения и самооценок, но и таких личностных характеристик, как ин-тернальность, экстраверсия, нейротизм и др.» [6].

Второй фактор можно интерпретировать как фактор удовлетворенности жизнью студентов, связанный с общим энергетическим потенциалом, авторством, количеством и качеством социальных контактов, а также с учебно-познавательной активностью.

Третий фактор нагружен переменными «Воплощенное Я» и «Вторящее Я» (по Л.Я. Дорфману). Воплощенное и вторящее Я характеризуют полюс, диспозицию «слияния с миром» и описыва-

ют активность, характеризующуюся обладанием, ориентацией на идентификацию с окружением. Третий фактор можно обозначить как «активность, направленная на слияние с окружающим миром».

Четвертый фактор включает переменные «Авторское Я» и «Превращенное Я», а также именно в этот фактор чуть менее значимо, чем во второй входит удовлетворенность жизнью. Авторское Я и Превращенное Я описывают диспозицию «обособления от мира». Такая активность характеризуется автономностью, ин-тернальностью, ответственностью, спонтанностью. Этот фактор обозначим «активность, направленная на обособление от мира».

В пятый фактор вошли переменные «активность в сфере Учебной деятельности» и «система активации поведения» (с отрицательным знаком), а также с более меньшей нагрузкой активность в сфере Общения. Мы не можем однозначно говорить о шкале САП, т.к. она характеризует как активность приближения, так и активность избегания. Авторы адаптации указывают на неоднородность данной шкалы [8]. Данный фактор охарактеризуем как «учебная деятельность».

Таким образом, в наибольшей степени с удовлетворенностью жизнью связаны такие параметры активности индивидуальности, как темпераментальная активность, система торможения поведения, общение, Я-авторское, активность в сфере познания и учебной деятельности. Можно сказать, что удовлетворенность жизнью студентов определяет не вся активность индивидуальности, а только ее общий энергетический потенциал, независимость, авторство, в меньшей степени мера общения и учебно-познавательной активности.

Тестирование гипотез в выборке девушек и юношей

Поставленные нами гипотезы также проверялись отдельно, в выборке девушек и юношей. Факторная структура взаимосвязей показателей активности индивидуальности и удовлетворенности жизнью в этих выборках отличается (см. табл. 2, 3). При этом факторная структура взаимосвязей показателей девушек ближе к общей факторной структуре, чем у юношей.

Таблица 2.

Факторная структура взаимосвязей показателей активности индивидуальности и удовлетворенности жизнью в выборке девушек

Опросники Переменные Factor 1 Factor 2 Factor 3 Factor 4 Factor 5

ДАС Общение 0,70 0,27 0,11 0,07 0,23

Созерцание -0,17 0,06 0,69 0,27 0,01

Познание 0,44 -0,22 0,69 0,05 0,05

Учебная деятельность 0,62 -0,11 0,46 0,14 0,33

Рефлексия 0,09 0,08 0,74 -0,10 -0,02

ПВЯ Авторское Я 0,27 -0,24 0,16 0,66 -0,31

Воплощенное Я 0,31 0,75 0,06 0,00 -0,32

Превращенное Я -0,05 0,02 0,10 0,79 0,14

Вторящее Я 0,00 0,83 -0,08 -0,15 0,15

GWPQ СТП -0,48 0,50 0,14 0,28 0,09

САП -0,10 0,00 -0,03 -0,02 -0,90

FCB-TI, Я. Стреляу Активность 0,79 0,04 0,03 0,21 -0,13

SWLS Удовлетворенность жизнью 0,42 0,03 -0,09 0,58 0,03

Собственные числа 2,32 1,70 1,80 1,65 1,24

Доля объяснимой дисперсии 0,18 0,13 0,14 0,13 0,10

Примечание: ДАС - опросник «Диагностика активности студентов», ПВЯ - «Пермский вопросник Я»; СТП - система торможения поведения, САП - система активации поведения.

В факторной структуре взаимосвязей показателей в выборке девушек можно выделить следующие пять факторов: 1) темпераментальная, коммуникативная, учебно-познавательная активность, связанные с удовлетворенностью жизнью; 2) активность, направленная на «слияние» с окружающим миром; 3) познавательно-рефлексивная активность; 4) активность, направленная на обособление от мира, связанная с общей удовлетворенностью жизнью; 5) система активации поведения с отрицательным знаком.

Таким образом, общая удовлетворенность жизнью у девушек связана с общим энергетическим потенциалом (активностью темперамента), качеством и количеством социальных контактов, учеб-

но-познавательной активностью, а также с направленностью на обособление от мира (независимостью, авторством, автономностью при более выраженном «Превращенном Я»: эмпатии, поддержке и принятии). Полученные результаты в целом отражают общую факторную структуру взаимосвязей АИ с удовлетворенностью жизнью, при этом у девушек более значимо проявляется область Превращенного Я, т.е. принятие другого, эмпатия, понимание. Иную картину мы наблюдаем в выборке юношей (см. табл. 3).

Таблица 3.

Факторная структура взаимосвязей показателей активности индивидуальности и удовлетворенности жизнью в выборке юношей

Опросники Переменные Factor 1 Factor 2 Factor 3 Factor 4 Factor 5

ДАС Общение 0,17 -0,11 0,21 0,49 0,56

Созерцание 0,85 0,11 -0,02 0,04 -0,07

Познание 0,78 -0,23 0,12 0,01 0,19

Учебная деятельность 0,45 0,00 0,25 -0,07 0,72

Рефлексия 0,61 0,28 0,18 -0,20 0,27

ПВЯ Авторское Я 0,17 -0,12 0,87 0,14 0,02

Воплощенное Я 0,10 -0,28 0,16 0,77 0,07

Превращенное Я 0,01 0,02 0,91 -0,02 0,07

Вторящее Я -0,24 0,17 -0,10 0,77 -0,17

GWPQ СТП -0,04 0,76 0,13 0,03 0,12

САП 0,06 -0,07 0,12 0,11 -0,82

FCB-TI, Я. Стреляу Активность 0,14 -0,41 0,14 0,20 0,32

SWLS Удовлетворенность жизнью -0,19 -0,78 0,19 0,07 0,03

Собственные числа 2,09 1,64 1,86 1,55 1,78

Доля объяснимой дисперсии 0,16 0,13 0,14 0,12 0,14

Примечание: ДАС - опросник «Диагностика активности студентов», ПВЯ - «Пермский вопросник Я»; СТП - система торможения поведения, САП - система активации поведения.

В факторной структуре взаимосвязей показателей активности индивидуальности и удовлетворенности жизнью в выборке юношей было выделено следующие пять факторов: 1) познавательно-

рефлексивная активность; 2) удовлетворенность жизнью, связанная с нейродинамической и психодинамической активностью; 3) активность, направленная на обособление от мира; 4) активность, направленная на «слияние» с окружающим миром; 5) активность в сфере общения и учебной деятельности.

Следовательно, общая удовлетворенность жизнью юношей связана с активностью более низких уровней интегральной индивидуальности: нейро- и психодинамикой.

Общее сравнение факторных структур в общей выборке, в выборке девушек и юношей, приводится в табл. 4.

Таблица 4.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Качественное сравнение факторных структур параметров активности индивидуальности и удовлетворенности жизнью студентов

№ фактора Общая выборка Девушки Юноши

1 Познавательно-рефлексивная активность Темпераментальная, коммуникативная, учебно-познавательная активность, связанные с удовлетворенностью жизнью Познавательно- рефлексивная активность

2 Фактор удовлетворенности жизнью студентов, связанный с общим энергетическим потенциалом, авторством, количеством и качеством социальных контактов, а также с учебно-познавательной активностью Активность, направленная на «слияние» с окружающим миром Удовлетворенность жизнью, связанная с ней-родинамической и психодинамической активностью

3 Активность, направленная на «слияние» с окружающим миром Познавательно-рефлексивная активность Активность, направленная на обособление от мира

4 Активность, направленная на обособление от мира Активность, направленная на обособление от мира, связанная с общей удовлетворенностью жизнью Активность, направленная на «слияние» с окружающим миром

5 Активность в сфере учебной деятельности Система активации поведения с отрицательным знаком Активность в сфере учебной деятельности и общения

Итак, во всех полученных факторных структурах неизменно выделяются: познавательно-рефлексивная активность (ведущая деятельность в студенческом возрасте); активность, направленная на «слияние» с окружающим миром; активность, направленная на обособление от мира (у девушек этот фактор связан с удовлетворенностью жизнью); активность в сфере учебной деятельности с неопределенной шкалой активации поведения.

Содержание фактора, в который вошла удовлетворенность жизнью отличается в общей выборке, выборке девушек и выборке юношей. Так в общей выборке и выборке девушек удовлетворенность жизнью связана с такими параметрами активности индивидуальности как психодинамическая активность (активность темперамента или общий энергетический потенциал), качество и количество социальных контактов, авторство, независимость, учебно-познавательная активность. В выборке девушек в содержание фактора, связанного с удовлетворенностью жизнью добавляется принятие другого, эмпатия, понимание, «представление о природе человека». В выборке юношей удовлетворенность жизнью связана с активностью нейро- и психодинамики.

Выводы исследования

1) Следует отличать общую удовлетворенность жизнью и удовлетворенность отдельными сферами активности, а также меру активности в этих сферах.

2) Общая удовлетворенность жизнью студентов не связана с субъективной удовлетворенностью результатами конкретной сферы жизнедеятельности (общения, познания, учебной деятельности, рефлексии и созерцания), но связана с активностью в этих сферах: сфере общения и в меньше мере с учебно-познавательной активностью.

3) Не вся активность индивидуальности определяет уровень общей удовлетворенности жизнью студентов. Удовлетворенность жизнью студентов связана с их общим энергетическим потенциалом индивидуальности (активность темперамента), независи-

мостью, авторством, оптимизмом, внутренним контролем, количеством и качеством социальных контактов, в меньшей степени мерой учебно-познавательной активности.

4) В выборке девушек удовлетворенность жизнью связана с такими параметрами активности индивидуальности, как активность темперамента или общий энергетический потенциал, качество и количество социальных контактов, авторство, независимость, принятие другого, эмпатия и учебно-познавательная активность.

5) В выборке юношей удовлетворенность жизнью больше связана с активностью «низших» уровней интегральной индивидуальности (по В.С. Мерлину): нейро- и психодинамикой. Можно предположить, что удовлетворенность жизнью юношей-студентов имеет выраженную генетическую основу.

Список литературы

1. Аргайл М. Психология счастья. [Пер. с англ.] М., 1990.

2. Волочков А.А. Активность субъекта бытия: Интегративный подход. Перм.гос.пед.ун-т. Пермь, 2007. 367 с.

3. Волочков А.А. Психологическое здоровье и активность студента // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия № 1. Психологические и педагогические науки. Вып. 1. 2014. С. 57-68.

4. Волочков А.А., Попов А.Ю. Активность студента: структура и диагностика // Активность, ценностная направленность и психологическое здоровье студенчества. Под ред. А.А. Волочкова, Пермь. Перм.гос.пед.ун-т. 2015. 200 с.

5. Дорфман Л.Я. Интегральная индивидуальность, Я-концепция, личность. М.: Смысл, 2004. С. 133-156.

6. Джидарьян И. А., Антонова Е. В. Проблема общей удовлетворенности жизнью: теоретическое и эмпирическое исследование // Сознание личности в кризисном обществе. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 1995.

7. Джидарьян И.А. Психология счастья и оптимизма. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2013. 268 с. (Достижения в психологии).

8. Князев Г.Г., Слободская Е.Р., Сафронова М.В. Краткая форма личностного опросника Грея-Уилсона // Вопросы психологии, 2004, №4. С. 113-121.

9. Митрофанова Е.Н. Активность индивидуальности как ресурс жизнестойкости студенчества // Активность, ценностная направленность и психологическое здоровье студенчества. Под. Ред. А.А. Волочкова; Пермь. Перм.гос.гум.пед.унт-т, 2015. С. 161-183.

10. Рослякова Е.Ю. Целостная активность субъекта жизнедеятельности и ее особенности в ранней юности // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2008. №54. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/ tselostnaya-aktivnost-subekta-zhiznedeyatelnosti-i-ee-osobennosti-v-ranney-yunosti (дата обращения: 16.05.2016).

11. Стреляу Я., Митина О., Завадский Б., Бабаева Ю., Менчук Т. Методика диагностики темперамента (формально-динамических характеристик поведения) / Я. Стреляу, О. Митина, Б. Завадский, Т. Менчук. М.: Смысл, 2005. 104 с.

12. Argule M. The psychology of happiness. L., 1987.

13. Campbell A. The sense of Well-Being in America: Recent patterns and trends. N.Y., 1981.

14. Diener E., Emmons, R. A., Larsen, R. J., & Griffin, S. (1985). The Satisfaction With Life Scale. Journal of Personality Assessment, 49(1), 71-75.

15. Strelau У. (1991). The Strelau Temperament Inventory - Revised (STI-R): validity studies // European Journal of Personality, 5, pp. 287-308.

16. Wilson G.D., Gray J.A., Barrett P.T. A factor analysis of the Gray-Wilson Personality Questionnaire // Pers^ and Indiv. Differences. 1990. №10, рр. 1037-1045.

References

1. Argayl M. Psikhologiya schast'ya [Psychology of happiness]. M., 1990.

2. Volochkov A.A. Aktivnost' sub"ekta bytiya: Integrativnyy podkhod [the subject being Activity: Integrative Approach]. Perm.gos.ped.un-t. Perm', 2007. 367 p.

3. Volochkov A.A. Vestnik Permskogo gosudarstvennogo gumanitar-no-pedagogicheskogo universiteta. Seriya № 1. Psikhologicheskie i pedagogicheskie nauki. № 1. 2014. pp. 57-68.

4. Volochkov A.A., Popov A.Yu. Aktivnost', tsennostnaya napravlennost' i psikhologicheskoe zdorov'e studenchestva [activity, value orientation and psychological health of college students]. A.A. Volochkov (ed.), Perm'. Perm.gos.ped.un-t. 2015. 200 p.

5. Dorfman L.Ya. Integral'naya individual'nost', Ya - kontseptsiya, lichnost' [The integrated personality, I-concept, identity]. M.: Smysl, 2004. pp. 133-156.

6. Dzhidar'yan I.A., Antonova E. V. Soznanie lichnosti v krizisnom ob-shchestve [The consciousness of the individual in crisis society]. M.: Izd-vo «Institut psikhologii RAN», 1995.

7. Dzhidar'yan I.A. Psikhologiya schast'ya i optimizma [The psychology of happiness and optimism]. M.: Izd-vo «Institut psikhologii RAN», 2013. 268 p.

8. Knyazev G.G., Slobodskaya E.R., Safronova M.V. Voprosypsikhologii, 2004, №4, pp. 113-121.

9. Mitrofanova E.N. Aktivnost', tsennostnaya napravlennost'i psikhologicheskoe zdorov'e studenchestva [activity, value orientation and psychological health of college students]. A.A. Volochkov (ed.); Perm'. Perm.gos.gum.ped.unt-t, 2015, pp. 161-183.

10. Roslyakova E.Yu. IzvestiyaRGPUim. A.I. Gertsena. 2008. №54. http:// cyberleninka.ru/article/n/tselostnaya-aktivnost-subekta-zhiznedeyatel-nosti-i-ee-osobennosti-v-ranney-yunosti

11. Strelyau Ya., Mitina O., Zavadskiy B., Babaeva Yu., Menchuk T. Meto-dika diagnostiki temperamenta (formal'no-dinamicheskikh kha-rakter-istik povedeniya) [temperament Diagnostic Method (formal-dynamic characteristics of behavior)]. M.: Smysl, 2005. 104 p.

12. Argule M. The psychology of happiness. L., 1987.

13. Campbell A. The sense of Well-Being in America: Recent patterns and trends. N.Y., 1981.

14. Diener E., Emmons R.A., Larsen R.J., & Griffin S. (1985). The Satisfaction With Life Scale. Journal of Personality Assessment, 49(1), 71-75.

15. Strelau U. (1991). The Strelau Temperament Inventory - Revised (STI-R): validity studies. European Journal of Personality, 5, pp. 287-308.

16. Wilson G.D., Gray J.A., Barrett P.T. A factor analysis of the Gray-Wilson Personality Questionnaire. Pers.u and Indiv. Differences. 1990. №10, рр. 1037-1045.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ Митрофанова Елена Николаевна, аспирант кафедры практической психологии, старший преподаватель кафедры практической психологии

Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет

ул. Пушкина, 44, г. Пермь, 614000, Российская Федерация alenafox27@mail.ru

DATA ABOUT THE AUTHOR Mitrofanova Elena Nikolaevna, Postgraduate Student, Senior Lecturer of the Practice Psychology Department

Perm State Humanitarian Pedagogical University 44, Pushkin Str., Perm, 618400, Russian Federation alenafox27@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.