REPRESENTATION OF THE MENTAL STATE: CHARACTERISTICS OF THE IMAGE
А.О. Рrokhorov
Tthe article deals with the image of mental state as an integral component of mental representation of the human state, showing the subjective (mental) experience of their feelings. The model of psychological mechanisms of updating and fixing of an image in the structures of consciousness is presented.
Key words: mental representation, image, subjective experience, consciousness, structure, model.
Prokhorov Alexander Oktyabrinovich, Doctor of Psychological Sciences, Professor, Head of Department, alprokhor1011@,gmail.com , Russia, Kazan, Kazan (Volga) State University.
УДК159.922
СООТНОШЕНИЕ ХАРАКТЕРИСТИК ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЙ
СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ И СТРАТЕГИЙ СОВЛАДАЮЩЕГО
ПОВЕДЕНИЯ
Н.Р. Салихова, М.В. Клементьева
Описаны результаты эмпирического исследования взаимосвязи содержательных и динамических характеристик ценностно-смысловой сферы личности со стратегиями совладающего поведения. На выборке из 76 аспирантов (50 мужчин, 26 женщин) выявлено, что проблемно-ориентированная стратегия совладающего поведения тесно связана как с общим уровнем осмысленности жизни, так и с его составляющими. Обнаружены немногочисленные связи некоторых стратегий с параметрами важности, доступности и рассогласования между ними у отдельных ценностей. Стратегии со-владания оказались не связаны с параметром реализуемости личностных ценностей. Выявлена прямая связь общей рассогласованности важности и доступности ценностей с эмоционально-ориентированной стратегией совладания у женщин. Обнаружены некоторые гендерно обусловленные вариации общей картины взаимосвязей.
Ключевые слова: ценностно-смысловая сфера, личностная ценность, смысл, реализуемость ценности, совладающее поведение, копинг-стратегии.
Проблема соотношения разноуровневых структур личности является одной из фундаментальных. Она имеет и большое прикладное значение, поскольку ответ на вопрос, в какой мере и как ядерные глубинные пласты личности задают и определяют функционирование более поверхностных, инструментальных, важен для прогнозирования поведения человека. В психологии в качестве ядерных пластов личности выступают ее ценностно-смысловые структуры, в качестве инструментальных -типичные способы поведения и эмоционального реагирования, личностные черты, способности и пр. [1, 7 и др.].
Как известно, взаимосвязи глубинного, обобщенного и устойчивого в личности с более ситуативным и поверхностным поведенческим не столь однозначны. С одной стороны, обобщенные и ядерные структуры имеют решающее значение в детерминации жизнедеятельности, с другой -известно много фактов, когда ситуативные влияния вмешиваются в регуляцию активности человека, исходящую от более высоких уровней, смещая и преобразуя ее, а иногда обращая в свою противоположность.
В рамках этого общего проблемного поля мы обратились к более частному вопросу о соотношении ценностно-смысловой сферы личности в единстве ее содержательных и динамических сторон и характерных для нее способов совладания со стрессом и трудными ситуациями.
В психологии исследованыпреимущественно содержательные стороны ценностно-смысловой регуляции. В этом поле можно выделить исследования иерархии ценностей и ценностных ориентаций[7, 22], структуры и содержания ценностей [17, 18], их кросскультурных различий[12], соотношения ценностей со смыслом жизни [7, 20], здоровьем и благополучием [16, 19].Отдельное направление, важное в контексте темы стратегий совлада-ния с трудными ситуациями, составляют исследования смысла жизни как со стороны его содержания, так и количественной меры наполненности, которая операционализирована в понятии осмысленности жизни[7, 8].
В гораздо меньшей степени исследованы динамические стороны функционирования ценностно-смысловой сферы личности. К ним относятся те линии напряжения жизненного пространства личности, которые возникают при соотнесении ее экзистенциальных ожиданий [13] и актуальной жизненной ситуации, меры важности ценностей и воспринимаемой степени ее реализации в жизни. В последнее время для фиксации этих сторон функционирования возникло представление о континууме баръерности-реализуемости личностных ценностей. Он отражает вариации смысла ценности, возникающие в поле напряжения между полюсами ее важности, с одной стороны, и доступности - с другой. Данный механизм описавается как биполярный конструкт, заданный противоположными полюсами [12].
Первый полюс данного континуума определяется тенденцией согласования меры важности ценности и ее доступности, когда человек ценит то, что ему доступно, и снижает важность недоступных ценностей. В качестве его эмпирического индикатора выступает индекс реализуемости -прямая корреляция параметров важности и доступности ценности.
Второй полюс задан тенденцией рассогласования, когда меры важности ценности и ее доступности изменяются противоположным образом: при недоступности важность ценности увеличивается, а при высокой доступности она понижается. В качестве его эмпирического индикатора выступают индексы проблемности (обратная корреляция важности и доступности ценности) и баръерности (прямая корреляция важности ценности и расхождения ее важности и доступности).
Индивидуальный индекс реализуемости является относительно устойчивой характеристикой личности, отражающей способ смысловой переработки разрывов между ценимыми реализуемым в жизни[12].
В целом динамические параметры функционирования ценностно-смысловой сферы личности в структуре процесса регуляции играют роль обратной связи, которая сигнализирует о результатах жизнедеятельности через механизмы разной степени осознанности: от переживания до рефлексии.
Ценностно-смысловая сфера личности является центральным регулятором жизнедеятельности человека. Она обуславливает не только то, в какой мере человек воспринимает вызовы жизни как стрессовые для него, но может быть и ресурсом совладания, и определять его способы.
Стратегии совладающего поведения или копинги [5, 10, 21] являются одним из элементов произвольной саморегуляции человека в стрессовых ситуациях. Р. Лазарус, который ввел понятие «coping» (от английского «cope» - преодолевать), определялего как преодоление стресса, совладание с ним. Под копингами понимают, как правило, произвольные и сознательные действия, которые направлены на «обеспечение и поддержание благополучия человека, физического и психического здоровья и удовлетворенности социальными отношениями» [10,с.21]. Это и попытки овладеть или смягчить, привыкнуть или уклониться от требований проблемной ситуации. Совладание есть индивидуальный способ взаимодействия с проблемной ситуацией в соответствии с ее собственной логикой, значимостью в жизни человека и его психологическими особенностями.
Классификации копинг-стратегий построены на основании направленности (на проблему или на эмоции), степени адаптивности (адаптивные, частично адаптивные и неадаптивные), отношения к информации (поиск информации или закрытость от нее) и др. [14]. Т.Л. Крюковой разработан опросник копинг-поведения в стрессовых ситуациях [5], определяющий три основные поведенческие стратегии совладания: проблемно-ориентированный копинг (ПОК), эмоционально-ориентированный копинг (ЭОК) и копинг, ориентированный на избегание (КОИ).
Важную роль в подходе к копингу играет учет специфики ситуации и основных ее характеристик. Согласно М. Хаану, «копинг-поведение отличается от защитного поведения, которое является по определению жестким, вынужденным, искажающим действительность и не изменяющимся, в то время как копинг-поведение - это гибкое, намеренное, ориентированное на реальность и развивающееся поведение» [см. 2, с. 62].
Копинг-поведение используется индивидом сознательно, избирается им и изменяется в зависимости от ситуации и направлено на активное преобразование ситуации или собственного состояния. Поэтому в отношении стратегий копинг-поведения правомерны вопросы о том, что в них зависит от ядерных структур личности, а что обусловлено более поверхностными слоями личности и ситуативными переменными.
В обозначенном тематическом поле наиболее разработан вопрос о взаимосвязи осмысленности жизни и копингов. Т.Л. Крюковой показано, что наиболее важной детерминантой выбора стратегии ПОК является самоотношение человека[5]. Смысложизненные ориентации в числе исследованных детерминант занимают последние ранги, но некоторые из них выходят на первые места среди детерминант ЭОК и КОИ. В других исследованиях получены несколько иные результаты. Так, Е.Н. Львовойс соавторами показано, что у педагогов выбор стратегии отвлечения детерминирован общей осмысленностью жизни лишь косвенно: через личностную тревожность и общую интернальность [9]. Л.И. Кобылянской обнаружены прямые связи конструктивных стратегий поведения (планирование, творчество, сравнение с опытом, социальная фасилитация) со всеми шкалами СЖО и предпочтением ценностей самоактуализирующейся личности [3]. Показаны различия соотношения стратегий совладающего поведения и осмысленности жизни в связи с миграционными установками[6].В целом картина результатов неоднородна и порой противоречива.
Исследования соотношения ценностей со стратегиями совладания единичны, тем не менее, они показывают неслучайный характер их связи. В частности, Т.Л. Крюкова показала, что коллективизм и индивидуализм как культурные синдромы, характеризующиеся различиями в ценностной иерархии, являются факторами и предикторами выбора способов совлада-ния со стрессом [4].
Соотношение стратегий совладающего поведения с динамическими сторонами функционирования ценностно-смысловой сферы, раскрываемыми через понятия реализуемости ценностей, их согласованности, еще не исследовано. При этом изучение взаимосвязи реализуемости ценностей с защитными механизмами личности, также участвующими в регуляции поведения в стрессовых ситуациях, показало наличие содержательно закономерных связей между ними [11]. Как уже указывалось, защитные механизмы отражают неосознаваемый уровень совладания, тогда как копинги связываются, скорее, с сознательной и, возможно, более зависящей от ценностно-смыслового ядра личности регуляцией.
Поэтому правомерно предположить, что применение тех или иных способов совладания со стрессом связано с характеристиками ценностно-смысловой сферы личности, которая определяет организацию и структурирование как жизненного пространства в целом, так и отдельных ситуаций жизни. Проверка данной гипотезы стала целью эмпирического исследования. Отдельной задачей стало выявление соотношения в структуре предполагаемых связей преобладания содержательных или динамических сторон функционирования ценностно-смысловой сферы.
Организация и методы исследования. В исследовании использовалась стратегия констатирующего квазиэксперимента. Для сбора эмпирических данных применялись следующие методики:
1. Ранжирование 12 терминальных ценностей по критериям важности и доступности методом их попарного сравнения между собой в соответствии с модификацией Е.Б. Фанталовой [15] методики М. Рокича. У каждого испытуемого для каждой ценности рассчитывались следующие параметры: 1) важность (В) как количество случаев, когда ценность выбиралась как более важная в паре; 2) доступность (Д) как количество случаев, когда ценность выбиралась как более доступная в паре; 3) расхождение важности и доступности (В-Д); 4) суммарное рассогласование (В-Д) по всем ценностям; 5) индекс реализуемости как корреляционная связь важности и доступности ценностей (ИР) [12].
2. Тест «Смысложизненные ориентации» (СЖО) [8], включающий показатели: цели в жизни (Цели); эмоциональная насыщенность жизни (Процесс); результативность (Результат); локус контроля Я (ЛК-Я); локус контроля жизни (ЛК-жизнь); общая осмысленность жизни (ОЖ).
3. Методика «Копинг-поведение в стрессовых ситуациях» (КПСС) вадаптации Т.Л. Крюковой [5],измеряющая три основных стиля совлада-ния: проблемно-ориентированный копинг (ПОК); эмоционально-ориентированный копинг, включающий в себя отреагирование эмоций, вызванных проблемной ситуацией (ЭОК); копинг, ориентированный на избегание, проявляющийся в отвлечении от проблемы как с помощью вещей, не имеющих отношения к конкретной ситуации, так и в социальном отвлечении в общении и получении помощи других людей (КОИ).
В исследовании приняли участие 76 аспирантов Казанского университета (1-й год обучения) в возрасте 22-29 лет (50 мужчин и 26 женщин).
Для статистической обработки данных использовались средства описательной статистики, корреляционный анализ по формуле Пирсона.
Результаты. Распределение всех измеренных переменных в выборке было близким к нормальному, что позволило применить корреляционный анализ по формуле Пирсона. Полученные данные о взаимосвязях параметров ценностно-смысловой сферы личности с копинг-стратегиями представлены в таблице.
Результаты корреляционного анализа выявили весьма немногочисленные взаимосвязи важности, доступности и рассогласования некоторых ценностей со стратегиями совладающего поведения.
Наибольшее количество связей (4 из 9) в общей выборке выявлено у ценности интересной работы. Причем не с параметром ее важности, а рассогласованием (В-Д), которое прямо связано со всеми стратегиями со-владания. Это говорит о том, что повышение рассогласования этой ценности связано с большей напряженностью копинг-поведения, тогда как его небольшие значения соответствуют понижению напряженности всех стратегий. По всей видимости, эти связи отражают зону жизненных задач данной выборки, которая связана с определением контуров своей профессиональной занятости при восхождении на новую ступень научной работы.
Взаимосвязи параметров ценностно-смысловой сферы со стратегиями совладающего поведения
Ценности Стратегии совладающего поведения
Проблемно-ориентированная Эмоционально-ориентированная Ориентированная на отвлечение
обш. муж. жен. обш. муж. жен. обш. муж. жен.
Активная деятельная жизнь В -0,02 0,08 -0,21 -0,11 -0,04 -0,21 -0,07 0,03 -0,26
Д -0,004 -0,13 0,24 0,06 -0,09 0,31 -0,04 -0,15 0,18
В-Д -0,07 0,15 -0,37 -0,2 -0,01 -0,44* -0,07 0,12 -0,36
Здоровье В -0,02 -0,05 0,05 -0,18 -0,37** 0,16 -0,11 -0,22 0,15
Д 0,20 0,25 0,18 0,11 0,09 0,27 0,21 0,24 0,33
В-Д -0,19 -0,25 -0,11 -0,26* -0,39** -0,08 -0,28* -0,4** -0,14
Интересная работа В 0,17 0,23 0,15 0,04 0,12 -0,01 0,05 0,11 0,11
Д -0,13 -0,14 0,04 -0,2 -0,16 -0,10 -0,23* -0,18 -0,10
В-Д 0,27* 0,32* 0,11 0,23* 0,25 0,11 0,27* 0,26 0,19
Красота природы и искусства В -0,24* -0,26 -0,30 -0,01 -0,02 -0,11 -0,05 -0,09 -0,11
Д -0,11 -0,10 -0,24 0,15 0,11 0,13 0,05 0,00 -0,01
В-Д -0,19 -0,11 -0,42* -0,23* -0,13 -0,48* -0,09 -0,07 -0,22
Любовь В 0,10 0,02 0,28 0,23* 0,12 0,47* 0,08 -0,05 0,41*
Д -0,10 -0,09 -0,28 0,01 0,00 -0,18 0,02 -0,04 -0,12
В-Д 0,13 0,11 0,23 0,14 0,09 0,34 0,04 -0,01 0,31
Материально обеспеченная жизнь В 0,04 0,07 0,13 -0,08 -0,13 0,19 -0,1 -0,13 0,26
Д 0,10 0,07 0,27 -0,09 0,07 0,09 0,03 0,07 0,15
В-Д -0,05 0,01 -0,11 -0,01 -0,01 0,09 -0,09 -0,11 0,10
Наличие хороших и верных друзей В 0,09 0,10 -0,01 0,1 0,14 -0,09 0,1 0,16 -0,23
Д 0,03 0,15 -0,23 -0,02 0,09 -0,23 -0,04 0,06 -0,31
В-Д 0,03 -0,12 0,29 0,12 0,04 0,21 0,15 0,11 0,18
Уверенность в себе В 0,11 -0,06 0,46* -0,03 -0,07 0,14 -0,11 -0,16 0,13
Д -0,09 -0,09 0,09 -0,31** -0,23 -0,27 -0,19 -0,10 -0,04
В-Д 0,16 0,00 0,40* 0,23 0,10 0,38 0,02 -0,10 0,17
Познание В -0,14 -0,07 -0,41* -0,04 0,15 -0,52** 0,03 0,16 -0,46*
Д -0,07 -0,07 -0,12 0,09 0,07 0,05 -0,04 -0,08 -0,06
В-Д -0,08 -0,01 -0,32 -0,12 0,05 -0,57** 0 0,12 -0,41*
Свобода В 0,01 0,08 -0,10 -0,06 0,16 -0,37 0,03 0,22 -0,31
Д 0,04 0,18 -0,20 -0,05 0,14 -0,33 -0,14 -0,05 -0,31
В-Д -0,04 -0,12 0,09 -0,01 -0,01 -0,03 0,15 0,22 0,01
Счастливая семейная жизнь В 0,16 0,16 0,04 0,18 0,07 0,36 0,13 0,05 0,31
Д 0,08 0,04 0,04 0,11 0,06 0,06 0,21 0,15 0,17
В-Д 0,09 0,16 -0,02 0,07 0,06 0,21 0,02 0,06 0,03
Творчество В -0,16 -0,36* 0,07 0,04 -0,13 0,18 0,02 -0,14 0,14
Д -0,04 -0,19 0,15 0,08 -0,07 0,23 0,07 -0,02 0,14
Общее кол-во связей 2 2 4 5 2 5 3 1 3
Индекс реализуемости -0,03 -0,08 -0,16 -0,14 -0,08 -0,32 0,07 0,08 -0,06
Окончание
Стратегии совладающего поведения
Ценности Проблемно- Эмоционально- Ориентированная
ориентированная ориентированная на отвлечение
Рассогласованность 0,01 0,13 -0,10 -0,02 -0,01 -0,20 0,12 0,46* 0,18
Цели 0,42** * * 0,53 0,20 0,02 0,10 -0,16 0,18 0,23 0,06
Шкалы Процесс 0,21 0,13 0,20 0,03 -0,03 -0,16 0,20 0,08 0,06
теста Результат 0,29* 0,25 0,30 -0,06 -0,12 -0,07 0,13 0,04 0,22
СЖО ЛК-Я 0,22* 0,20 0,27 0,08 0,09 0,03 0,16 0,14 0,21
ЛК-Ж 0,29* * * 0,39 0,05 -0,17 -0,14 -0,30 0,09 0,17 -0,19
ОЖ 0,30** 0,42 0,06 -0,14 -0,11 -0,26 0,09 0,18 -0,15
Условные обозначения: уровни статистической значимости р<0,05 - (*) и р<0,01 - (**).
Отдельные связи с копинг-стратегиями в общей выборке обнаруживают параметры доступности и рассогласования (В-Д) ценностей здоровья, красоты природы и искусства, уверенности в себе.
Отметим, что ни важность, ни доступность ценностей наличия хороших и верных друзей, счастливой семейной жизни, материально обеспеченной жизни, свободы не связаны с преобладанием тех или иных стратегий совладания со стрессом ни в обшей выборке, ни в разделённых.
При разделении выборки картина взаимосвязей меняется, причем она отличается как при сравнении мужчин и женщин между собой, так и при сравнении каждой из групп с общими результатами. В целом, у женщин количество связей стратегий совладания с параметрами ценностей больше (12), чем у мужчин (5).
В совокупной выборке параметр важности ценностей не связан ни с одной из копинг-стратегий, за исключением ценности любви, важность которой прямо связана с выраженностью ЭОК. Эта же связь присутствует в выборке женщин и не характерна для мужчин. Как в общей выборке, так и у женщин важность любви ведет к повышению частоты использования ЭОК. У женщин повышение важности этой ценности связано также и с ко-пингом, направленным на избегание. У мужчин аналогичные закономерности связаны с важностью и рассогласованием (В-Д) ценности здоровья. Те мужчины, для которых его ценность выше, чаще прибегают к стратегии ЭОК. Как видим, в полученных результатах прорисовываются предсказуемые гендерно специфичные сферы жизни, вызывающие эмоциональное отреагирование у мужчин и женщин. Если у мужчин они сконцентрированы вокруг индивидуалистической ценности здоровья, то у женщин - вокруг ценностей отношений, в данном случае любви.
В группе женщин наибольшее количество связей с копингами выявлено у ценности познания (5). Причем его важность обратно связана с выраженностью всех трех стратегий, а рассогласованность (В-Д) - со стратегиями ЭОК и КОИ. Объяснение этого лежит в плоскости специфики
данной выборки женщин. Высокая важность ценности познания максимально соответствует выбранному ими занятиям наукой в аспирантуре. Видимо поэтому, чем она важнее, тем меньше напряженность всех копинг-стратегий. Когда важность познания не соответствует выбору, в направлении которого должен выстраиваться весь образ жизни, напряженность ко-пингов растет.
Аналогичную картину у женщин дает большое рассогласование важности и доступности ценностей активной деятельной жизни и красоты природы со стратегиями ЭОК и КОИ: чем больше рассогласование, тем в меньшей степени женщины прибегают к ним.
У мужчин связи копинг-стратегий с ценностью познания отсутствуют, но выявлена обратная связь важности творчества с ПОК. Значит те молодые мужчины, для кого ценность творчества является более важной, в меньшей степени применяют данную стратегию, но при этом равновероятно прибегают к другим стратегиям. Может быть, творчество как-то противостоит некоторой деловой направленности ПОК, возможно выступая альтернативным способом совладания, с которым зафиксированные в методиках способы совладания не сопряжены.
Со стратегией ПОК у женщин прямо связана ценность уверенности в себе, т.е., чем она важнее для женщины, тем в большей степени преобладает данная стратегия совладания. При низкой важности уверенности в себе равновероятно действуют оставшиеся стратегии, так как связей с ними не зафиксировано. Содержательно наличие такой связи вполне ожидаемо, но в группе мужчин она, тем не менее, не зафиксирована.
В целом, именно стратегия ЭОК в наибольшей степени связана с исследуемыми параметрами ценностей - у нее 12 связей, тогда как у других стратегий только по 7.
Связи осмысленности жизни со стратегиями совладания обнаружены в основном только у стратегии ПОК. В общей выборке с ней прямо связаны и общий балл (ОЖ) и все шкалы СЖО за исключением шкалы «Процесс». Однако при разделении выборки количество связей у мужчин становится меньше, а у женщин они вовсе отсутствуют. Две другие стратегии - ЭОК и КОИ - с составляющими осмысленности жизни не связаны.
Значит, при высокой степени осмысленности жизни люди используют ПОК в совладании с трудными ситуациями, когда же осмысленность жизни ниже, к этой стратегии прибегают реже. Здесь можно наметить два направления интерпретации. Первое связано с тем соображением, что высокая осмысленность жизни означает, что человек находится в стабильной построенной им ценностно-смысловой реальности, организующей целостность его жизненного пространства. И в рамках такой смысловой реальности, которая выступает как фундамент и ресурс, человек может обращаться непосредственно к содержательному решению трудностей. Когда же осмысленность жизни ниже или смысловые основания жизниотсутствуют,
человек, по всей видимости,не находит ресурсов для содержательного решения проблемы, и потому ононаблюдается реже. При этом неизвестно, чем оно замещается, поскольку другие виды стратегий совладания с уровнем осмысленности жизни не связаны. Это значит, что они используются с равной вероятностью, но предпочтение той или другой задается какими-то другими детерминантами.Второе направление объяснения - от стратегии ПОК. Возможно, что люди, которые при стрессе занимаются решением проблемы, получают в итоге более стабильное смысловое пространство собственной жизни, поскольку действуют в направлении собственных интересов и ценностей и разрешают ситуацию. Как обычно в функционировании психических явлений оба направления создают круг, когда следствие усиливает породившую его причину и тем самым вероятность его воспроизводства также возрастает.
Стратегии совладающего поведения не связаны с реализуемостью личностных ценностей в общей выборке. У мужчин параметры реализуемости ценностей и общей рассогласованности со стратегиями со-владания также не связаны. У женщин общая рассогласованность (В-Д) ценностей прямо связана со стратегией ЭОК, так что, чем выше рассогласованность, тем в большей мере выражена данная стратегия. Это соответствует пониманию данного рассогласования Е.Б. Фанталовой [15] как внутреннего конфликта, который проживается эмоционально, но при этом не разрешается в действиях по преобразованию ситуации. Как видим, это характеризует только выборку женщин. В цело динамические характеристики ценностно-смысловой смысловой сферы не связаны с выбором тех или иных копинговых стратегий.
Выводы
1. Характеристики ценностно-смысловой сферы личности и предпочитаемые ею стратегии совладающего поведения связаны отдельными немногочисленными связями и функционируют достаточно автономно, что в целом характерно для соотношения ядерных и инструментальных пластов личности.
2. Содержательные аспекты ценностно-смысловой сферы в форме отдельных параметров важности личностных ценностей связаны с некоторыми стратегиями совладания, при этом данные связи обнаруживают ген-дерную специфику. У мужчин преобладают связи стратегий совладания с ценностью здоровъя, у женщин - с ценностью познания.
3. Уровень осмысленности жизни и его различные составляющие связаны только с проблемно-ориентированным копингом, причем эти связи характерны в основном для мужчин.
4. Реализуемость личностных ценностей, отражающая динамический аспект ценностно-смысловой сферы, не связана со стратегиями со-владания. Рассогласованность важности и доступности ценностей связана с эмоционально-ориентированным копингом только в выборке женщин.
5. Взаимосвязи характеристик ценностно-смысловой сферы и стратегий совладающего поведения являются вариативными, изменяясь от выборки к выборке, отражая сферы и специфику решения жизненных задач в каждой из них.
Таким образом, на данном этапе исследований проблемы еще рано говорить о каких-то универсальных закономерностях. Дальнейшие исследования с охватом более разнообразного контингента испытуемых возможно позволят выявить общие закономерные связи стратегий совладания с характеристиками ценностно-смысловой сферы или же постулировать их принципиальную вариативность.
Список литературы
1. Асмолов А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. М: Смысл, Академия, 2007. 528 с.
2. Глоссарий психологических терминов / под ред. Н. Губина. М.: Наука, 1999. С. 62.
3. Кобылянская Л. И. Психологические детерминанты выбора стратегий совладающего поведения в трудных жизненных ситуациях // Психология стресса и совладающего поведения: в 2 т. / отв. ред. Т.Л. Крюкова, Е.В. Куфтяк, М.В. Сапоровская, С.А. Хазова. Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2013. Т. 2.С. 183-185.
4. Крюкова Т.Л. Культурная специфика совладания со стрессом у россиян в контексте коллективизма/индивидуализма // Психология стресса и совладающего поведения: в 2 т. / отв. ред. Т.Л. Крюкова, Е.В. Куфтяк, М.В. Сапоровская, С.А. Хазова. Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2013. Т. 2. С. 30-33.
5. Крюкова Т.Л. Психология совладающего поведения в разные периоды жизни: монография. Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2010. 380 с.
6. Кузнецова С.А., Климов М.Н. Изучение осмысленности жизни и копинг-стратегий у студентов с разными миграционными установками // Психология стресса и совладающего поведения: в 2 т. / отв. ред.: Т.Л. Крюкова, Е.В. Куфтяк, М.В. Сапоровская, С.А. Хазова. Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2013. Т. 2. С. 35-37.
7. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. М.: Смысл, 2003. 487 с.
8. Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО). М.: Смысл, 1992. 16 с.
9. Львова Е.Н., Митина О.В., Шлягина Е.И. Медиаторы совладающего поведения // Психология стресса и совладающего поведения: в 2 т. / отв. ред. Т.Л. Крюкова, Е.В. Куфтяк, М.В. Сапоровская, С.А. Хазова. Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2013. Т. 2. С. 287-289.
10. Нартова-Бочавер С.К. «Coping behavior» в системе понятий психологии личности // Психологический журнал. 1997. № 5. С. 20 - 30.
11. Салихова Н.Р. Соотношение барьерности-реализуемости личностных ценностей и защитных механизмов личности // Известия ТулГУ. Сер. «Психология». Вып. 7 / под ред. Е.Е.Сапоговой. Тула: Изд-во ТулГУ, 2006. С.163-182.
12. Салихова Н.Р. Ценностно-смысловая организация жизненного пространства личности. Казань: Казанский университет, 2010. 452 с.
13. Сапогова Е.Е. Экзистенциальные ожидания как фактор развития во взрослости и старости // Психология социального развития: Человек в современном мире / под науч. ред. Ю.Н. Карандашева, В.Н. Шашок. Минск: БГУ, 2007. С. 99-111.
14. Трущенко М.Н. Проблема совладающего поведения в психологической литературе // Психологические науки: теория и практика: материалы Междунар. науч. конф. М.: Буки-Веди, 2012. С. 13-16.
15. Фанталова Е.Б. Об одном методическом подходе к исследованию мотивации и внутренних конфликтов // Психологический журнал, 1992. № 1. С. 107-117.
16. Brassai L., Piko B.F., & Steger M.F. Meaning in life: Is it a protective factor for adolescents'psychological health? // International Journal of Behavioral Medicine, 2011. Vol. 18(1). P. 44-51.
17. Cieciuch J., & Schwartz S. H..The number of distinct basic values and their structure assessed by PVQ-40. // Journal of Personality Assessment. 2012. Vol. 94(3). P. 321-328.
18. Cieciuch J., Davidov E., Vecchione M., & Schwartz S. H. A hierarchical structure of basic human values in a third-order confirmatory factor analysis.// Swiss Journal of Psychology, 2014. Vol. 73(3). P. 177-182.
19. Debats D.L. Meaning in life: Clinical relevance and predictive power. // British Journal of Clinical Psychology, 1996. Vol. 35(4). P. 503-516.
20. Dezutter J., Waterman A.S., Schwartz K., Luyckx S.J., Beyers W., Meca A., & Caraway S.J. Meaning in life in emerging adulthood: A person-oriented approach. //Journal of Personality, 2014. Vol. 82(1). P. 57-68.
21. Lasarus R. Emotions and interpersonal relationships: toward a person-centered conceptualization of emotions and coping // Journal of Personality. 2006. Vol. 74(1).P. 9-43.
22. Schwartz H.S. Are There Universal Aspects in the Structure and Contents of Human Values? //Journal of Social Issues. 1994. Vol. 50(4). P. 1945.
Салихова Наиля Рустамовна, д-р психол. наук, проф., nsalihov@yandex.ru, Россия, Казань, Казанский (Приволжский) федеральный университет,
Клементьева Мария Викторовна, студентка, kleme-mariya@yandex.ru, Россия, Казань, Казанский (Приволжский) федеральный университет
CHARACTERISTICS OF PERSONAL VALUE AND SEMANTIC SPHERE AND
COPING STRATEGIES.
N.R. Salikhova, M. V. Klementyeva
The authors present the results of theoretical and empirical study of correlation between the intensional and dynamic characteristics of individual value and semantic sphere with copings. The results of the study show the predominant correlations of coping strategies and affiliative values. No correlation was found between the value realizability mechanism and copings.
Key words: personal value, value realizability, value barrier, coping behavior, coping strategies.
Salikhova Nailya Rustamovna, Doctor of Psychological Sciences, Professor, nsali-hov@yandex.ru, Russia, Kazan, Kazan Federal University,
Klementyeva Maria Victorovna, fifth-year student of Psychology and Education Institute, KFU, specialty "Psychology", kleme-mariya@yandex.ru, Russia, Kazan, Kazan Federal University .
УДК 159.9
ВЫБОР ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОЙ ЛОГИКИ ЖИЗНИ В МОЛОДОСТИ, ЗРЕЛОСТИ И СТАРОСТИ
Е.Е. Сапогова, К.Д. Чадаева
Анализ частоты выбора респондентами экзистенциальных логик жизни в зависимости от возраста испытуемых показал, что возможно выделить преимущественную экзистенциальную логику, которой руководствуются люди молодого, зрелого и пожилого возрастов, а также ту логику, которая преимущественно ими отрицается.
Ключевые слова: экзистенциальная логика жизни, жизненный путь.
Структура и содержание образа индивидуального будущего, механизм его возникновения и стратегии его развития детерминированы совокупностью факторов, в которые входят как историко-культурные, так и возрастные аспекты. Образ будущего как некий социальный проект, ожидание желательной или нежелательной, но вероятной перспективы может служить одним из существенных параметров для характеристики порождающей его социальной реальности. Изучение стратегий поведения позволяет понять, насколько оправдывает человек тот образ жизни, который ведет, и желает ли его изменения или стагнации в будущем.
Е.Е. Сапоговой выделены семь возможных вариантов персональных экзистенциальных логик, каждая из которых отражает определенную «принятую субъектом внутреннюю логику организации его жизни, выведенные им для себя принципы поведения и деятельности как распорядителя и автора собственного жизненного ресурса» [2, с. 42]. Мы предположили, что существуют возрастные различия в выборе или отрицании той или