Научная статья на тему 'Личность в период ранней юности: особенности ценностно-смысловой сферы и совладающего поведения'

Личность в период ранней юности: особенности ценностно-смысловой сферы и совладающего поведения Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1148
212
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / СМЫСЛОЖИЗНЕННЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / СМЫСЛОВАЯ САМОРЕГУЛЯЦИЯ / СОВЛАДАЮЩЕЕ ПОВЕДЕНИЕ / ПРОДУКТИВНЫЕ И НЕПРОДУКТИВНЫЕ СТРАТЕГИИ СОВЛАДАНИЯ / СУБЪЕКТНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД / ДИСПОЗИЦИОННЫЙ ПОДХОД / ИНТРАИНДИВИДУАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ / VALUE ORIENTATIONS / LIFE-SENSE ORIENTATIONS / SENSE SELF-REGULATION / COPING BEHAVIOR / PRODUCTIVE AND NON-PRODUCTIVE COPING STRATEGIES / SUBJECT-ACTIVITY APPROACH / DISPOSITIONAL APPROACH / INTRA-INDIVIDUAL RESEARCH METHODS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ковальская Ольга Сергеевна

В статье рассматривается роль системы ценностных ориентаций и уровня осмысленности жизни при выборе стратегий совладающего поведения. Приводятся и анализируются результаты определения особенностей ценносто-смысловой сферы личности в период ранней юности. Обосновывается специфика совладающего поведения: несистематичность, незрелость, противоречивость.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Person at younger youth period: value-sense sphere and coping behavior peculiarities

Role of value orientations system and life sensefulness level at choice of coping behavior strategies is examined in the article. Person at younger youth period: value-sense sphere and coping behavior peculiarities are adduced and analyzed. Coping behavior specifics is grounded: non-systematicity, crudity, inconsistency.

Текст научной работы на тему «Личность в период ранней юности: особенности ценностно-смысловой сферы и совладающего поведения»

Библиографический список

1. Сапоровская М.В. Стрессы межпоколенного взаимодействия: развод родителей как предиктор защитного и совладающего поведения в подростковом возрасте // Актуальные проблемы теоретической и прикладной психологии: традиции и перспективы: Материалы Всерос. науч.-практ. конф., г. Ярославль, 19-21 мая 2011 г.: В 3 ч. Ч II / отв. ред. А.В. Карпов. - Ярославль: ЯрГУ им. П.Г. Демидова, 2011. -С. 252-255.

2. Сапоровская М.В. Психологические проблемы подростков из разведенных семей с высоким уровнем внутрисемейного конфликта // На пороге взросления: Материалы Третьей Всерос. науч.-практ. конфер. по психологии развития. - М.: МГ1II1У. 2011. - С. 158-162.

3. Батунова Ю. С. Особенности стиля любви и типа привязанности в стрессогенном опыте неразделенной любви // Психология - наука будущего: Материалы IV Междунар. конф. молодых ученых. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2011. - С. 31-34.

4. Шакирова М.Р. Особенности страхов и совладающего поведения в зрелом возрасте // Психология - наука будущего: Материалы IV Междунар. конф. молодых ученых. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2011. - С. 506-508.

5. КалининаА.В. Совладающее поведение в ситуации несправедливости: Квалификационная работа. - Кострома, 2011.

6. Батунова Ю. С. Совладающее поведение в ситуации неразделенной любви: Курсовая работа. -Кострома, 2011.

УДК 159

Ковальская Ольга Сергеевна

Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского

izuminka.87@mail.ru

ЛИЧНОСТЬ В ПЕРИОД РАННЕЙ ЮНОСТИ: ОСОБЕННОСТИ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЙ СФЕРЫ И СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ

В статье рассматривается роль системы ценностных ориентаций и уровня осмысленности жизни при выборе стратегий совладающего поведения. Приводятся и анализируются результаты определения особенностей ценнос-то-смысловой сферы личности в период ранней юности. Обосновывается специфика совладающего поведения: неси-стематичность, незрелость, противоречивость.

Ключевые слова: ценностные ориентации, смысложизненные ориентации, смысловая саморегуляция, совладающее поведение, продуктивные и непродуктивные стратегии совладания, субъектно-деятельностный подход, диспо-зиционный подход, интраиндивидуальные методы исследования.

Исследование особенностей ценностносмысловых ориентаций и их влияния на поведение в сложных жизненных ситуациях является актуальным именно в ранней юности (15-17 лет) в связи с тем, что в этот период происходит активное самоопределение, формируется мировоззрение, ценностные ориентации, поведение личности становится устойчивым. Как любое поведение, совладание с жизненными трудностями предполагает опору на ресурсы личности, в первую очередь на то, как она понимает окружающий мир. Таким образом, система ценностей и смыслов личности, связывая в единое целое различные части индивидуального мира, выступает базой, ориентиром ее поведения в трудных жизненных ситуациях.

Проблема соотношения ценностей и смыслов является актуальной в современной психологической науке. Мы разделяем точку зрения Д.А. Леонтьева, который определяет ценности «огромным составляющим внутреннего мира человека», как «ядерные» смысловые структуры, составляющие ядро человеческой личности. Нельзя не согласиться и с тем, что, выступая источником устойчивых смыслов значимых объектов и явлений, они обеспечива-

ют устойчивость поведения человека в изменяющейся действительности [4].

Таким образом, ценность, представляя собой в индивидуальном сознании с одной стороны осознанное смысловое образование, с другой стороны, выступает источником новых личностных смыслов, что в результате может приводить к изменению всей системы ценностей личности. Не вызывает сомнения тот факт, что ценности представляют собой смысловые образования, а личностный смысл событий и явлений во многом обусловлен ценностными отношениями личности. Следовательно, ценности и смыслы оказываются неразрывно связанными в сознании человека, что позволяет говорить о ценностно-смысловой сфере личности и выделять в структуре ценностно-смысловой сферы в качестве равноценных образований ценности и смысложизненные ориентации.

Зависимой переменной в нашем исследовании выступает совладающее поведение, которое мы рассматриваем с точки зрения субъектно-деятельностного подхода. В связи с этим существенными признаками совладающего поведения являются осознанность, целенаправленность и активность: изме-

198

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2012, Том 18

© Ковальская О.С., 2012

нение субъектом ситуации, поддающейся контролю и приспособление к ней, если ситуация не поддается контролю (например, смертельная болезнь или потеря близкого человека) [5].

Мы основываемся на диспозиционном подходе и соответственно интраиндивидуальных методах изучения совладающего поведения. Поскольку нами не ставилась задача изучение конкретного типа трудных жизненных ситуаций, респонденты отвечали на пункты опросников исходя из своего жизненного опыта за последние шесть месяцев. В этом случае под термином «трудная жизненная ситуация» может пониматься как узкопредметная проблема, так и тяжелая утрата. У каждого испытуемого были свои субъективные критерии для выбора одной или более таких ситуаций. Данные «трудные жизненные ситуации» могут различаться нашими респондентами по уровню интенсивности и длительности переживания. В целом, указанные выше противоречия являются издержками использования, так называемых, «paper and pensile test of personality». Таким образом, основываясь на широкие исследованиях Костромской психологической школы и саму сложность феномена, можно утверждать, что эффективно изучать психологию совладающего поведения субъекта возможно только одновременно с изучением феноменологии его переживаний при помощи комплекса психодиагностических технологий, сочетающих количественные и качественные методы анализа.

В нашем случае качественным методом является неструктурированное интервью, а количественными - опросники: методика Ш. Шварца для изучения ценностей личности (в адаптации В.Н. Каранда-шева), опросник терминальных ценностей (И.Г Се-нин), тест смысложизненных ориентаций (Д.А. Леонтьев), опросник способов совладания Р. Лазаруса и С. Фолькмана (в адаптации Т. Л. Крюковой), юношеская копинг шкала Э. Фрайденберг и Р. Льюиса (в адаптации Т. Л. Крюковой), метод импликативных решеток.

Математическая обработка данных осуществлялась с помощью методов первичной описательной статистики, непараметрических методов: U-критерия Манна-Уитни, корреляционного анализа.

Исследование проводилось на базе общеобразовательных школ N° 7, № 52, № 59 и № 80 г. Ярославля. В нем принимали участие ученики 9-х, 10-х и 11-х классов в количестве 361 человек: юношей -165 человек (46% выборки), девушек - 196 человек (54% выборки).

На основе результатов исследования мы можем констатировать, что для современных старшеклассников характерно стремление к реализации своих творческих возможностей, к установлению благоприятных взаимоотношений с другими людьми, заинтересованность в объективной информации об

особенностях своей личности, высокая мотивация достижений, стремление делать только то, что интересно и приносит внутреннее удовлетворение. Вышеперечисленные ценностные ориентации можно обозначить мотивациями, определяющими жизненные цели и приоритеты личности.

Интересным представляется тот факт, что такая, казалось бы, активная жизненная позиция старшеклассников никак не связана со стремлением к сохранению собственной индивидуальности, независимости от других людей. Прямое влияние конформности и традиций на свою жизнь испытуемые резко отрицают, но в то же время их позицию можно рассматривать как конформистскую. А именно: послушание, сдержанность, скромность, покорность, уважение старших, следование общественным и религиозным традициям отрицаются старшеклассниками как ценные качества личности, но в то же время испытуемые сильно поддаются влиянию общественного мнения посредством массме-диа. В настоящее время в России широко распространяется и прививается идея развития личности по западноевропейскому типу. В воспитании такой личности большее значение придается индивидуализму, самостоятельности, рациональности и динамизму жизни. Однако такая свобода и самостоятельность предполагает принятие ответственности за свою жизнь, что, по-видимому, не устраивает и пугает старшеклассников. Нежелание принять на себя ответственность и риски за свои поступки проявляется в противоречии: креативность в юношеском возрасте положительно связана со стремлением к глубоким переживаниям, впечатлениям, новизне, приключениям и отрицательно связана с желанием иметь свободу мыслей и действий, надеяться только на себя, изобретать что-то новое, планировать свою деятельность и быть любознательным, пытливым. Дополнительное подтверждение вышесказанному мы находим в том, что ценность «стимуляция» положительно связана с высоким уровнем осмысленности жизни по шкале «процесс» и отрицательно связана с наличием цели в жизни. То есть стремление к глубоким переживаниям, впечатлениям, новизне, приключениям придает смысл проживанию жизни в настоящем и никак не связано с постановкой жизненных целей и замыслов. Полученные данные свидетельствуют о том, что старшеклассники живут сегодняшним днем и их творческость (креативность) ориентирована и проявляется в эмоциональной насыщенность жизни, а не в желании преобразовать себя и окружающий мир.

Сравнивая нормативные идеалы и индивидуальные приоритеты ценностных ориентаций старшеклассников, мы обнаружили существенные различия в их убеждениях и самооценке по шкалам «стимуляция» и «безопасность». Стремление к новизне и глубоким переживаниям испытуемые считают не

самым важным мотивом в жизни (седьмая позиция по рейтингу) однако в реальном поведении его роль достаточно велика (четвертая позиция по рейтингу). Безопасность, стабильность общества и взаимоотношений в целом и своей семьи в частности, является важной ценностью для старшеклассников (четвертая позиция по рейтингу), однако оценивают свое поведение как достаточно рискованное (седьмая позиция по рейтингу). Указанные противоречия могут порождать внутриличностный конфликт и, следовательно, вести к увеличению эмоционального напряжения и вероятности использования непродуктивных стратегий совладающего поведения.

Анализируя концептуальную организацию системы ценностей усредненного представителя выборки можно сказать, что половина его ценностных ориентаций находятся в конфликтных отношениях. В период ранней юности одновременно отрицается как важность равенства всех людей, социальной справедливости и терпимости, так и важность контроля над другими, власти, авторитета, богатства. По сути, отрицая обе ценности, старшеклассники оказываются без определенной позиции по отношению к социальному статусу. Отрицая важность благополучия человечества в целом (шкала «универсализм»), старшеклассники особенно ценят благополучие близких людей (шкала «доброта»). Хотя второе более часто по отношению к первому и логичнее выглядели бы дополнительные взаимоотношения данных шкал. Далее ценности «власти» и «достижения» фокусируются на социальном уважении, однако в ответах испытуемых было обнаружено яркое непринятие первого и важность второго. В связи с этим система ценностей старшеклассников выглядит эклектичной и рассогласованной и, вероятно, может приводить к неэффективному поведению в сложных жизненных ситуациях.

Некоторые отечественные авторы отмечают, что смысловые образования личности осуществляют функцию контроля за жизнедеятельностью, то есть образуют регуляторную систему. В работах В.А. Иванникова предметом исследования является волевая регуляция, механизмом которой выступает изменение или создание дополнительного смысла действия [3]. Б.В. Зейгарник сформулировала положение, что «именно благодаря наличию смысловых образований оказывается возможной саморегуляция при постановке целей, при осознании своих поступков» [2, с. 108]. Причем смысл - «.. .не жестко заданный предмет, вещь или действие, а вариативная связь между предметами, вещами, действиями, точнее, вырабатываемый личностный принцип связи, соединения» [1, с. 33].

В контексте нашего исследования смысловая саморегуляция рассматривается как механизм, обеспечивающий успешное совладающее поведение. Так было обнаружено, что испытуемые с высоким

уровнем осмысленности жизни используют преимущественно продуктивные стратегии совладания: «планирование и решение проблемы», «использование социальной поддержки», «положительная переоценка», «активный отдых», «упорная учеба или работа». В то время как низкий уровень осмысленности жизни положительно коррелирует с такими стратегиями как «несовладание», «игнорирование», «самообвинение» и «уход в себя». Например, конкретная смысложизненная ориентация «цели в жизни» положительно связана с наибольшим количеством продуктивных стратегий совладающего поведения: «решение проблемы», «работа, достижения», «позитивный фокус», «общение с друзьями», «активный отдых». Иными словами, наличие у испытуемого цели в будущем, которые придают жизни осмысленность, направленность и временную перспективу способствует тому, чтобы его поведение в сложных жизненных ситуациях было успешным. Таким образом, непродуктивные способы совладающего поведения могут являться следствием как низкого уровня осмысленности жизни в целом, так и отсутствия целей в жизни.

Мы обнаружили наличие половых различий в показателях осмысленности жизни на высоком уровне значимости. Так девушки имеют более высокий уровень осмысленности жизни, они больше удовлетворены своей жизнью в настоящем, чаще воспринимают процесс своей жизни как интересный, эмоционально насыщенный и наполненный смыслом. Девушки по сравнению с юношами больше убеждены в том, что человеку дано контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и воплощать их в жизнь. Характеризуя связь совла-дающего поведения старшеклассников и уровня осмысленности ими жизни можно сказать, что осознание целей в жизни, ощущение ее процесса, представление о значимости собственной активности, вероятно, способствует повышению социальной продуктивности юношей и девушек. В то время как потеря смысла жизни или желание просто «плыть по течению» способствует самоизоляции, отказу старшеклассников от активных действий и может характеризоваться как защитное, но не совладающее поведение.

С одной стороны у совладающего поведения с уровнем осмысленности жизни и его составляющими прослеживается однозначная взаимосвязь описанная выше. С другой стороны ценностные ориентации как составляющая ценностно-смысловой сферы имеет сложные и противоречивые взаимоотношения со стратегиями совладания. Казалось бы, часто используемые стратегии совладания и наиболее популярные ценности должны иметь сильную и положительную связь, определяя направление развития личности. Однако анализ показал сложные и неоднозначные связи. Например, стре-

200

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2012, Том 18

мясь к самостоятельности, старшеклассники используют очень узкий репертуар стратегий совладаю-щего поведения, преимущественно только стратегию «решение проблемы» и отрицают также продуктивную стратегию «активный отдых». В связи с этим такое совладающее поведение может способствовать усилению стресса, поскольку отсутствие разнообразия поведения приводит как к его слабой эффективности, так и повышению эмоционального напряжения.

Было обнаружено сочетание условно продуктивных и непродуктивных стратегий совладающего поведения у большей части выборки, что может свидетельствовать о том, что совладающее поведение как устойчивая характеристика личности в данном возрасте еще не устоялся, является подвижным, допускает альтернативы. Безусловно, это связано с недостаточной сформированностью некоторых более продуктивных и гармоничных стратегий у старшеклассников, помощь в овладении которыми им необходима. С другой стороны, результаты могут интерпретироваться как проявление инфантильности и повышенной зависимости молодых людей от своего окружения.

Известно, что в неконтролируемых или недостаточно контролируемых ситуациях индивиды не могут использовать активные, проблемно-ориентированные стратегии, главной целью которых является прямое изменение источника стресса. В связи с этим пассивные позитивные стратегии - активный отдых, отвлечение от проблемы с использованием таких способов релаксации как Интернет, общение с друзьями, развлечения в обществе - выступают в качестве продуктивных способов совладания. Также особенностью выборки является то, что, используя со-

циальную поддержку, как один из наиболее эффективных способов совладающего поведения, старшеклассники склонны предпочитать помощь со стороны своих друзей, ровесников, нежели искать поддержку родных. Самыми отвергаемыми стратегиями у старшеклассников являются «профессиональная помощь» и «общественные действия». По-видимому, данные способы поведения в трудных жизненных ситуациях являются непривычными и возможно считаются неприемлемыми для юношей и девушек, что можно интерпретировать как специфику русскоязычной выборки.

Таким образом, мы пришли к заключению о том, что система ценностей и осмысленность жизни в период ранней юности является еще достаточно эклектичной и противоречивой. Это проявляется в несистематичном и незрелом использовании стратегий совладающего поведения и является причиной его слабой эффективности.

Библиографический список

1. Братусь Б. С. Психология. Нравственность. Культура. - М.: Менеджер; Роспедагентство, 1994. - 60 с.

2. ЗейгарникБ.В. Патопсихология. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1986. - 287 с.

3. Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1991. -142 с.

4. ЛеонтьевД.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. - М.: Смысл, 2003. - 487 с.

5. Совладающее поведение: современное состояние и перспективы / под ред. А.Л. Журавлева, Т. Л. Крюковой, Е.А. Сергиенко. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2008. - 474 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.