Научная статья на тему 'Связь когнитивно-стилевых параметров с мотивационно-личностными и индивидуально-типическими особенностями у мужчин и женщин'

Связь когнитивно-стилевых параметров с мотивационно-личностными и индивидуально-типическими особенностями у мужчин и женщин Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
444
117
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛЕЗАВИСИМОСТЬ-ПОЛЕНЕЗАВИСИМОСТЬ / АНАЛИТИЧНОСТЬ-СИНТЕТИЧНОСТЬ / МОТИВАЦИЯ ДОСТИЖЕНИЯ / ТЕМПЕРАМЕНТ / ГЕНДЕРНЫЕ РАЗЛИЧИЯ / КОРРЕЛЯЦИЯ / FIELD-DEPENDENCE-INDEPENDENCE / ANALYTICITY-ABSTRACTION / ACHIEVEMENT MOTIVATION / TEMPERAMENT / GENDER DIFFERENCES / CORRELATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Семяшкин А. А.

Описаны и проанализированы соотношения, существующие между когнитивной артикулированностью, понятийной дифференцированностью, формально-динамическими характеристиками индивидуальности и мотивационной сферой. Эмпирически установлено влияние пола на количественную и качественную структуру взаимосвязей когнитивных стилей с темпераментом и мотивацией достижения. Обсуждаются гипотетические причины и психологические механизмы, определяющие корреляции параметров когнитивных стилей, свойств темперамента и выраженности мотивации достижения у мужчин и женщин.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Связь когнитивно-стилевых параметров с мотивационно-личностными и индивидуально-типическими особенностями у мужчин и женщин»

УДК 159.9.

СВЯЗЬ КОГНИТИВНО-СТИЛЕВЫХ ПАРАМЕТРОВ С МОТИВАЦИОННО-ЛИЧНОСТНЫМИ И ИНДИВИДУАЛЬНО-ТИПИЧЕСКИМИ ОСОБЕННОСТЯМИ У МУЖЧИН И ЖЕНЩИН

А.А.Семяшкин

Московский государственный гуманитарный университет имени М.А.Шолохова, Andrey.1@hotmail.com

Описаны и проанализированы соотношения, существующие между когнитивной артикулированностью, понятийной дифференцированностью, формально-динамическими характеристиками индивидуальности и мотивационной сферой. Эмпирически установлено влияние пола на количественную и качественную структуру взаимосвязей когнитивных стилей с темпераментом и мотивацией достижения. Обсуждаются гипотетические причины и психологические механизмы, определяющие корреляции параметров когнитивных стилей, свойств темперамента и выраженности мотивации достижения у мужчин и женщин.

Ключевые слова: полезависимость-поленезависимость, аналитичность-синтетичность, мотивация достижения, темперамент, гендерные различия, корреляция

The relationships, which exist between cognitive articulation, conceptual differentiation, formally-dynamic characteristics of individuality and motivational sphere, are described and analyzed in the article. The influence of sex on quantitative and qualitative structure of interrelations of cognitive styles with temperament and achievement motivation is ascertained empirically. The hypothetical reasons and psychological mechanisms, which determine parameters correlations of cognitive styles, temperamental attributes and intensity of achievement motivation in men and women, are discussed.

Keywords: field-dependence-independence, analyticity-abstraction, achievement motivation, temperament, gender

differences, correlation

Введение

В психологии на протяжении достаточно длительного времени обсуждается вопрос о соотношении когнитивно-стилевых и личностных характеристик в психической структуре субъекта. Однако данная проблематика и сегодня остается мало изученной и чрезвычайно дискуссионной. Споры, в частности, вызывает определение места и роли когнитивных стилей в психическом строении личности. До сих пор не разработано единой теоретической концепции, описывающей и объясняющей взаимодействие параметров когнитивных стилей и различных свойств индивидуальности. Полученные в эмпирических исследованиях результаты фрагментарны и часто носят противоречивый характер.

Немногочисленные эмпирические исследования, направленные на изучение взаимосвязей когнитивных стилей и свойств личности, как правило, проводились без учета гендерных различий.

Сложность и неоднозначность выявленных взаимосвязей когнитивно-стилевых параметров с другими индивидуальными особенностями человека, недостаточное количество конкретных эмпирических исследований делают актуальным изучение соотношения определенных параметров когнитивных стилей с личностными особенностями. Сопоставление динамико-энергетических, формально-эмоциональных характеристик и мотивационной направленности со стилевыми особенностями познавательной деятельности человека предоставляет возможность обогатить и конкретизировать научные представления о своеобразии функционирования когнитивной системы и механизмах взаимодействия различных уровней индивидуальности.

Целью настоящей работы стало изучение соотношения когнитивно-стилевых, психодинамических характеристик и мотивации достижения у мужчин и женщин.

Организация и методы исследования

В исследовании участвовала выборка численностью 241 человек обоего пола в возрасте от 13 до

52 лет, проживающих, обучающихся либо работающих в городе Москве. Возрастной размах составил 39 лет. Медиана равна 26 годам.

В соответствии с заявленной целью исследования вся выборка испытуемых была разделена на две группы: 82 мужчины и 159 женщин.

Психодиагностика включила следующий комплекс методик.

Когнитивно-стилевые параметры оценивались с помощью методики «Свободная сортировка объектов» Р.Гарднера в модификации В.Колги и группового теста включенных (замаскированных) фигур Г.Уиткина.

Для диагностики свойств темперамента использовались тест-опросник Г.Ю.Айзенка (ЕР1) (форма А) в адаптации В.М.Русалова; опросник формально-динамических свойств индивидуальности человека (ОФДСИ-В) В.М.Русалова и опросник формально-динамических свойств индивидуальности подростка (ОФДСИ-П) В.М.Русалова.

Изучение мотивации достижения осуществлялось с помощью теста-опросника мотивации достижения А.Мехрабиана в модификации М.Ш.Магомед-Эминова (мужской (форма А) и женский (форма Б) варианты).

Математико-статистический анализ данных включал методы непараметрического корреляционного анализа (критерии ранговых коэффициентов корреляций Спирмена и Кендалла). Для одних и тех же данных коэффициент корреляции Кендалла имеет преимущество в уровне значимости по сравнению с коэффициентом корреляции Спирмена, уступая последнему в величине определяемой силы связи.

Результаты и их обсуждение

В табл.1 представлены коэффициенты корреляций между когнитивно-стилевыми показателями, формально-динамическими свойствами и мотивацией достижения мужчин.

Как видно из представленных данных, психодинамические свойства и мотив достижения успехов мужчин взаимосвязаны только с когнитивно-стилевым параметром «полезависимость-поленезависимость».

Таблица 1

Корреляционная матрица взаимосвязей параметров когнитивных стилей со свойствами темперамента и мотивацией достижения у мужчин (п = 82)

Когнитивно-стилевые параметры

Свойства темперамента и показатель мотивации достижения «Узость-широта» диапазона эквивалентности Полезависимость- поленезависимость

Количество выделенных групп Число объектов в наибольшей группе Количество правильных решений

Коммуникативная эргичность 0,02 -0,08 -0,21*

Интеллектуальная эмоциональность 0,03 -0,06 -0,26*

Нейротизм -0,03 0,02 -0,15*

Мотив достижения успехов 0,02 0,02 0,31**

Примечание: * — двусторонний уровень статистической значимости коэффициента корреляциир < 0,05; ** — двусторонний уровень статистической значимости полученного коэффициента корреляции р < 0,01.

Так, величина поленезависимости у мужчин оказывается отрицательно взаимосвязанной с показателем коммуникативной эргичности (г = -0,21 при р < 0,05), что следует интерпретировать как рост по-лезависимости при увеличении эргичности в коммуникативной сфере. Найденная взаимосвязь не противоречит большинству данных из проанализированных литературных источников и может быть объяснена более сильным стремлением к общению у полезависимых лиц, нежели у поленезависимых. Для сравнительно продолжительной коммуникации и поддержки определенной широты круга общения требуется проявлять коммуникативную активность, обладать желанием исследовать социальные формы деятельности, быть открытым к новым социальным контактам.

Подтверждение характеру выявленной взаимосвязи мы находим в работе [1], где показана прямая связь показателей низкого уровня общительности и вторичной экстраверсии (по 16-факторному опроснику Кэттелла) с числом правильных решений (по тесту АКТ-70 К.И.Эттриха), что свидетельствует о сравнительно малом проявлении общительности у поленезависимых субъектов.

Интеллектуальная эмоциональность и нейро-тизм мужчин также отрицательно связаны с показателем поленезависимости (г = -0,26 при р < 0,05 и т = -0,15 при р < 0,05 соответственно). По характеру полученных данных можно сделать вывод, что рост независимости от поля происходит одновременно с понижением эмоциональности в интеллектуальной сфере и повышением эмоциональной устойчивости. Данные результаты могут быть объяснены тем, что поленезависимые субъекты менее ориентированы на получение какой-либо информации от социального окружения. Благодаря этому, поленезависимые в меньшей степени нуждаются в проявлении своей эмоциональности, в частности в интеллектуальной сфере, для поддержания социальных контактов. В то же время в силу относительной независимости от социального окружения поленезависимые индивиды меньше подвержены стороннему влиянию, нежели полезависимые субъекты, что позволяет первым быть более независимыми от изменяющихся мнений и эмоциональных реакций других людей и сохранять эмоциональную устойчивость. Подобное объяснение согласуется с описанием полезависимых индивидов как эмоционально нестабильных и подверженных влиянию настроения [2].

Косвенным подтверждением вышесказанного могут служить данные эксперимента, в котором была показана общая предрасположенность полезависимых лиц к тревожности в ситуации оценки социальных качеств [3]. Однако данные, представленные Р.Тэфтом и Д.Ковентри, не подтверждают наличие связи между нейротизмом и полезависимостью-поленезависимостью [4]. Подобное расхождение результатов исследований можно объяснить применением различного диагностического инструментария (в исследовании Тэфта и Ковентри эмоциональная устойчивость измерялась по 16-факторному опроснику Кэттелла, а степень выраженности поленезависи-

мости — по тесту «Рамка-стержень»), «выпадением» из анализа фактора пола (исследование Тэфта и Ковентри проводилось без деления испытуемых по гендерному признаку), различным возрастным составом и профессиональным статусом исследуемых выборок (в качестве испытуемых у зарубежных исследователей выступали студенты педагогического вуза).

В работе [1] выявлена отрицательная связь между временем решения заданий теста «АКТ-70» и эмоциональной стабильностью (по 16-факторному опроснику Кэттелла), что говорит о большей эмоциональной устойчивости полезависимых лиц. Данная рассогласованность может являться следствием применения различных психодиагностических методик и сопоставления качественно различных показателей параметра «полезависимость-поленезависимость» с личностными характеристиками. По-видимому, следует признать, что психодиагностические показатели поленезависимости, декларируемые как равнозначные, по сути отражают нетождественные аспекты когнитивно-стилевой сферы, соотносясь при этом с не всегда совпадающими личностными особенностями. Сходной позиции в отношении обсуждаемого вопроса придерживаются и другие ученые [5,6].

Прямо пропорциональную умеренную взаимосвязь между поленезависимостью и мотивом достижения успехов можно объяснить по-разному. Возможно, мужчинам для достижения успехов в различных видах деятельности необходима достаточно высокая поленезависимость, обеспечивающая относительную самостоятельность в принятии решений, определенную независимость от социального окружения. Также можно предположить, что способ восприятия информации детерминирует формирование того или иного вида мотивации достижения. С другой стороны, под влиянием мотивации достижения может складываться определенный стиль восприятия информации.

Нельзя исключать, что лица мужского пола, ориентированные на достижение успеха, при выполнении задания нахождения простой фигуры в составе сложной активно проявляют собственные познавательные способности с тем, чтобы добиться успеха и в этом виде деятельности. При этом такие лица оказываются более заинтересованными в успешном выполнении теста, они больше стараются, что приводит к повышению концентрации внимания, вследствие чего достигаются более высокие итоговые результаты решения поставленной задачи.

Исходя из структуры и характера анализируемых взаимосвязей у женщин (табл.2), можно прийти к заключению, что свойства темперамента у рассматриваемой категории лиц оказываются связанными только с когнитивно-стилевым параметром «аналитичность-синтетичность».

Эмпирически установлены слабые корреляции между понятийной дифференцированностью и показателем интеллектуальной эргичности (г = 0,2 при р < 0,05 и г = -0,19 при р < 0,05 соответственно). Это означает, что с ростом аналитичности отмечается повышение эргичности в интеллектуальной сфере. Можно полагать, что у женщин обеспечение преобладания

Таблица 2

Корреляционная матрица взаимосвязей параметров когнитивных стилей со свойствами темперамента у женщин (п = 159)

Когнитивно-стилевые параметры

Свойства темперамента «Узость-широта» диапазона эквивалентности Полезависимость- поленезависимость

Количество выделенных групп Число объектов в наибольшей группе Количество правильных решений

Интеллектуальная эргичность 0,2* -0,19* 0,1

Психомоторная эмоциональность -0,07 0,16* -0,09

Коммуникативная эмоциональность -0,11 0,16* -0,11

Индекс коммуникативной активности 0,18* -0,08 -0,09

Индекс общей адаптивности 0,18* -0,13 0,04

Примечание: * — двусторонний уровень статистической значимости коэффициента корреляции р < 0,05.

аналитических мыслительных стратегий требует несколько больших интеллектуально-энергетических затрат для своего оптимального функционирования при решении разнообразных задач по сравнению с выделяемыми интеллектуально-энергетическими ресурсами необходимыми при доминировании мыслительных операций синтеза.

У женской выборки синтетичность положительно связана с показателями психомоторной и коммуникативной эмоциональности (г = 0,16 при р < 0,05 и г = 0,16 при р < 0,05 соответственно), что говорит об определенном увеличении синтетичности при повышении эмоциональности в психомоторной и коммуникативной сфере. По-видимому, для женщин-«синтетиков» реализация задуманного физического действия, достижение результатов в физической работе и сфера общения оказываются более значимыми, нежели для женщин-«аналитиков». Последнее обстоятельство косвенно согласуется с данными других авторов. Согласно данным одного из проведенных исследований у представителей узкого диапазона эквивалентности доминируют эмоции страха, тогда как лица с широким диапазоном эквивалентности характеризуются преобладанием эмоций гнева [7]. Страх относится к переживаниям астенического (пассивного) характера, гнев же — к переживаниям стениче-ского (активного) характера [5]. Соответственно, у женщин-«синтетиков» эмоциональные реакции проявляются несколько активнее и ярче, чем это происходит у женщин-«аналитиков», что и находит отражение в слабом согласованном росте синтетичности и эмоциональности в области коммуникации.

Обнаруженные связи можно объяснить и по-другому. Женщины с выраженным полюсом аналитичности могут обладать более развитым самоконтролем, что способствует эффективной регуляции эмоциональных процессов и их проявлений. Такая гипотеза подтверждается исследованием И.П.Шку-ратовой, в котором была обнаружена прямая корреляция между аналитичностью и фактором самоконтроля (по опроснику Кэттелла) [1].

Индексы коммуникативной активности и общей адаптивности женщин взаимосвязаны с диапазо-

ном эквивалентности (г = 0,18 при р < 0,05 и г = 0,18 при р < 0,05 соответственно). Следовательно, за увеличением аналитичности просматривается рост активности в коммуникативной сфере и повышение общей адаптивности. Возможно, женщины-

«аналитики» в целом несколько активнее женщин-«синтетиков» проявляют общительность, что не согласуется с большинством исследований, утверждающих преобладание экстраверсии у людей с широким диапазоном эквивалентности [6]. Здесь, правда, следует сделать поправку на игнорирование фактора пола в большинстве проводимых исследований. Именно гендерными различиями может объясняться выявленное противоречие, тем более, что результаты настоящего исследования не обнаружили каких-либо значимых связей «аналитичности-синтетичности» с личностными психодинамическими свойствами у мужчин (табл.1).

Несколько большую общую адаптивность у женщин, склонных чаще пользоваться интеллектуальными операциями анализа, можно попробовать объяснить положительной связью узкого диапазона эквивалентности с самоконтролем [1]. Можно полагать, что развитый самоконтроль у женщин способствует процессу психической адаптации в различных жизненных ситуациях и положительно сказывается на его скорости и эффективности.

Выводы

Взаимосвязи между формально-динамическими свойствами, мотивацией достижения и когнитивностилевыми характеристиками у мужчин и женщин носят сложный и своеобразный характер.

Показано влияние гендера на изменение структуры и характера взаимосвязей понятийной диффе-ренцированности и когнитивной артикулированности со свойствами темперамента и мотивацией достижения.

Полученные данные наглядно демонстрируют тесное взаимодействие и «взаимопроникновение» когнитивно-стилевых характеристик, формальнодинамических свойств и мотивационно-личностных особенностей, что образует единый сложный уни-

кальный корреляционно-структурный симптоком-плекс в психической структуре личности, изменяющийся под воздействием фактора пола.

Представленные результаты убеждают в необходимости постоянного учета фактора пола при проведении научных исследований и анализе взаимосвязей когнитивно-стилевых параметров полезависимости-поленезависимости и аналитичности-синтетичности с различными свойствами темперамента и мотивационной сферой.

Приведены доказательства в пользу качественных структурно-стилевых различий в способах построения, организации и функционирования познавательной системы и целостной психической структуры индивидуальности в зависимости от гендерной принадлежности.

Предложена различная интерпретация психических механизмов, обуславливающих разнообразные соотношения параметров когнитивных стилей, мотивации достижения и свойств темперамента у мужчин и женщин. Основные акценты в объяснении

соответствующих взаимосвязей сделаны с опорой на регулирующую, контролирующую, адаптивную и компенсаторную функции когнитивных стилей, темперамента и мотивации в психике человека, а также на основании связей когнитивных стилей с другими личностными свойствами, эмоциональными состояниями и поведенческими проявлениями.

1. Шкуратова И.П., Кукина И.В. Когнитивный стиль и мотивация общения // Психологические проблемы индивидуальности. М.; Л., 1984. Вып.2. С.193-195.

2. Adevai G. et al. // Percept. and Motor Skills. 1968. Vol.26. P.3-8.

3. Korchin S. Anxiety and cognition // Theory, Research, Promise. L., 1962. P.58-78.

4. Taft R., Coventry J. // J. of Abnormal Soc. Psychology. 1958. Vol.56. P. 139-140.

5. Холодная М.А. Когнитивные стили: О природе индивидуального ума. Учеб. пособие. М.: ПЕР СЭ, 2002. 304 с.

6. Шкуратова И. П. Когнитивный стиль и общение. Ростов н/Д: РГПУ, 1994. 156 с.

7. Палей А.И. // Вопросы психологии. 1982. №1. С.118-126.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.