Научная статья на тему 'Индивидуальный характер: Акцентуации и деакцентуации черт'

Индивидуальный характер: Акцентуации и деакцентуации черт Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
3761
429
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
CHARACTER / FEATURES / DIAGNOSTICS / PROPERTIES OF TEMPERAMENT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Манолова Олеся Николаевна

В работе рассмотрен формально-динамический подход к изучению характера. Описан разработанный опросник черт характера взрослого человека, приведены результаты психометрического исследования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Individual character: expressiveness and hidden features

In work the formalistic approach-dynamic to studying character is considered. The developed questionnaire of character traits of the adult person is described, results of psychometric research are resulted.

Текст научной работы на тему «Индивидуальный характер: Акцентуации и деакцентуации черт»

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР: АКЦЕНТУАЦИИ И ДЕАКЦЕНТУАЦИИ ЧЕРТ

О.Н.Манолова

В работе рассмотрен формально-динамический подход к изучению характера. Описан разработанный опросник черт характера взрослого человека, приведены результаты психометрического исследования.

Ключевые слова: характер, черты, диагностика, темпераментальные свойства.

Проблема исследования индивидуального характера взрослого человека лежит в сфере интересов различных направлений психологической науки. Сложность, многомерность феномена характера определяет междисциплинарность ее изучения. Понятие «характер» - одно из самых востребованных и противоречивых в современной психологии. В широкой практике оно используется для описания устойчивых специфических проявлений индивидуальности: жизненного уклада, повторяющихся привычек, пристрастий, побуждений, а так же для обозначения конституциональных и других внешне выраженных отличительных признаков индивида, особенностей речи, поведения. Согласно литературным источникам, в характере эксплицируются такие свойства субъекта, как тип мышления, этические, эстетические стереотипы, специфические для данного индивида.

Характер отражает уникальность и своеобразие индивидуального опыта человека, и в то же время, испытывает сильное влияние со стороны его природной организации. Не случайно, поэтому до сих пор остается открытым вопрос о функциональных границах, содержании понятия «характер», структурных компонентах характера, его соотношении с другими интраиндивидуальными психическими образованиями человека.

Основные проблемы в изучении характера, разрабатываемые с позиций различных психологических подходов, связаны с раскрытием его природы, содержания, структуры, определением свойств и функций.

Другой круг проблем не менее важен: поиск, определение и обоснование измеряемых параметров характера. Несмотря на разнообразие теоретических и

методологических подходов к изучению характера, проблема измерения индивидуального характера в норме представляется острой и современной.

Актуальной проблемой, связанной с изучением характера, является проблема «места» характера в структуре индивидуальности, сопряженность его с другими интраиндивидуальными подструктурами. Задача исследования формально-динамической детерминации характера, как более высокого (по отношению к темпераменту) уровня обобщения психических свойств в структуре индивидуальности ставится впервые.

Существенный интерес представляет прикладной аспект выбранной темы: определение и прогнозирование характерологических особенностей реального индивида в условиях современного мира, изучение характера, как фактора успешности профессиональной деятельности, детерминанты социального поведения субъекта и т.д.

Методологической основой исследования являются принципы системного (Б.Г.Ананьев, Б.Ф.Ломов, В.С.Мерлин) и субъектно-деятельностного подходов (С.Л.Рубинштейн, А.В.Брушлинский, К.А.Абульханова-Славская) в психологии.

Теоретической основой исследования являются: теория функциональных систем (П.К.Анохин), теория основных свойств нервной системы, как основы индивидуальности (Б.М.Теплов, В.Д.Небылицын), трехуровневая модель индивидуальности (В.М.Русалов). Особое место в классе системных теорий занимает трехуровневая модель индивидуальности [8], которая позволяет не только раскрыть содержание, но и выделить структурные компоненты характера, как центрального, динамико-содержательного свойства индивидуальности. С этих позиций характер человека трактуется как «темперамент второго порядка», формирующийся как система устойчивых поведенческих стратегий, опирающихся на позитивный и негативный личный опыт в преодолении новых, стрессовых психотравмирующих ситуаций. Черта характера рассматривается как устойчивое свойство индивидуального поведения, сформированное на базе формально-динамических

(темпераментальных) свойств индивида (выносливости, пластичности, скорости, способов эмоционального реагирования) с целью достижения максимально адекватного эффекта с минимальными потерями энергоресурсов в процессе взаимодействия индивида с социумом.

В рамках данного исследования был разработан Опросник Черт Характера взрослого человека «ОЧХ - В» [7] (Приложение 1), измерительный инструментарий, позволяющий исследовать количественные характеристики индивидуальных свойств, и на основе выявленных закономерностей моделировать типологию, в которой достоверно объективируются не только полярные, но и смешанные типы. Измерительная процедура позволяет проанализировать усредненные характеристики выборки, индивидуальный профиль характера субъекта, осуществить оценку динамики отдельной черты, исследовать согласованность черт в профиле характера, выделить акцентуации и деакцентуации черт индивидуального характера в масштабе выборки, провести сравнительные операции, осуществить достоверный прогноз темпераментальных составляющих черт характера взрослого человека в норме.

В качестве прототипа модели характера нами была принята концепция К.Леонгарда. Развитие его идей об индивидуально-психологическом содержании черты, о продолжении и развитии в характере биологически заданных свойств, об адаптационных механизмах формирования черты характера, возможность применения измерительных процедур, а также эмпирическая разработка проблемы, представляются нам весьма продуктивными. Классификация К.Леонгарда включает в себя 10 основных черт характера. Степень выраженности каждой из десяти черт, согласованность с другими чертами определяет профиль характера. Особая ценность теории К.Леонгарда заключается в разработке проблемы нормальной и акцентированной черты.

Впервые характер индивида рассматривается не «извне», - через призму ролей и отношений, - данная модель позволяет выделить те индивидуальные характеристики, развитие которых детерминировано «изнутри» биологически

заданными свойствами, закрепление которых в специфических для индивида паттернах поведения - комплексе согласованных черт, позволяет индивиду актуализировать себя в социуме определенным образом.

Под влиянием средовых воздействий, содержания жизнедеятельности индивида, личностных накоплений, реального опыта, темпераментальные свойства (выносливость, темп, пластичность, эмоциональная ранимость) получают дальнейшее развитие и проявляются в типичных, повторяющихся паттернах поведения, репертуаре стратегий и тактик индивида, специфике отношений, выборе ролевых предпочтений. Формируется новый уровень обобщенных индивидуально-психологических свойств - характер, как динамико-содержательная подструктура индивидуальности.

Характер оформляется в качестве модулей поведения - черт характера. Каждая черта характера, формируется на основе устойчивой комбинации формально-динамических свойств индивида, которые, в свою очередь, являясь радикалом черты, определяют ее качественное своеобразие.

На выборке 438 человек мы исследовали взаимосвязи между чертами характера. В табл.1. представлена матрица коэффициентов интеркорреляций.

Таблица 1

Коэффициенты интеркорреляций между чертами характера (п=438)

ГИП ЗАС ЭМО ПЕД ТРЕ ЦИК ДЕМ ВОЗ ДИС ЭКЗ

ГИП 1.0 .04 .11 -.00 -.03 -.11 .51 .03 -.62 .05

ЗАС .04 1.0 .06 .39 .22 .28 .16 .23 .00 .18

ЭМО .11 .06 1.0 .26 .48 .20 .03 .26 -.06 .30

ПЕД -.00 .39 .26 1.0 .23 .22 .12 .06 .16 .13

ТРЕ -.03 .22 .48 .23 1.0 .33 .01 .02 .18 .26

ЦИК -.11 .28 .20 .22 .33 1.0 .11 .42 .27 .70

ДЕМ .51 .16 .03 .12 .01 -.11 1.0 .27 -.30 .22

ВОЗ .03 .23 .26 .06 .02 .42 .27 1.0 .10 .29

ДИС -.62 .00 .06 .16 .18 .27 .30 .10 1.0 .16

ЭКЗ .05 .18 .30 .13 .26 .70 .22 .29 .16 1.0

Примечание: коэффициенты больше 0.20 имеют уровень Р= 0.000

Из табл.1. отчетливо явствует, что исследуемые черты характера образуют значимые корреляции друг с другом.

■ Гипертимность наиболее тесно связана с демонстративностью и дистимностью.

■ Застревание наиболее высоко коррелирует с педантичностью. Данная черта значимо коррелирует также и с рядом других черт: тревожностью, циклотимностью, демонстративностью и возбудимостью.

■ Эмотивность наиболее тесно связана с тревожностью, а также - с педантичностью, циклотимностью, возбудимостью и экзальтированностью.

■ Педантичность наиболее высоко коррелирует с застреванием. Отмечены также высокие связи данной черты с эмотивностью, тревожностью, циклотимностью и демонстративностью.

■ Тревожность обнаружила наиболее высокие связи с эмотивностью, а также с застреванием, педантичностью, циклотимностью и экзальтированностью.

■ Циклотимность наиболее сильно связана с экзальтированностью и тревожностью, а также с застреванием, эмотивностью, педантичностью, возбудимостью и дистимностью.

■ Демонстративность имела высокие корреляции с гипертимностью и дистимностью с обратным знаком, а также с возбудимостью и экзальтированностью.

■ Возбудимость оказалась наиболее тесно сопряженной с циклотимностью и экзальтированностью. Данная черта характера обнаружила также значимые связи с застреванием, эмотивностью и демонстративностью.

■ Дистимность высоко коррелировала с гипертимностью и демонстративностью (с отрицательными знаками) и с циклотимностью - с положительным знаком.

■ Экзальтированность обнаружила пять значимых положительных корреляций с другими чертами характера: наиболее тесные связи были выявлены с циклотимностью и эмотивностью, также значимыми были связи с тревожностью, демонстративностью и возбудимостью.

Ниже приведены результаты факторного анализа корреляционных связей

черт характера (табл.2.) на совокупной выборке.

Таблица 2

Факторная структура черт характера (n= 438)

Акцентуация FACTOR 1 FACTOR 2 FACTOR 3 FACTOR 4

ГИПЕРТИМНОСТЬ -0.023 0.839* 0.133 0.047

ЗАСТРЕВАНИЕ -0.049 -0.048 0.392 0.743*

ЭМОТИВНОСТЬ 0.019 0.162 0.829* 0.390

ПЕДАНТИЧНОСТЬ 0.077 0.122 0.332 0.851*

ТРЕВОЖНОСТЬ 0.278 -0.029 0.747* 0.070

ЦИКЛОТИМНОСТЬ 0.907* 0.084 0.023 0.125

ДЕМОНСТРАТИВНОСТЬ 0.092 0.795* 0.008 -0.172

ВОЗБУДИМОСТЬ 0.827* 0.087 -0.208 0.139

ДИСТИМНОСТЬ 0.054 -0.617* 0.493 0.113

ЭКЗАЛЬТИРОВАННОСТЬ 0.895* 0.106 0.185 0.103

Примечание: приведены значения факторных весов после вращения. Звездочкой (*)

отмечены значимые веса.

В табл.2 видно, что при 4-х факторном решении (при факторизации матрицы на 73,7%) наблюдается практически полное совпадение результатов с высказанными выше теоретическими ожиданиями относительно связей черт характера между собой.

1. Первый фактор «эмоциональная неустойчивость». В этот фактор вошли три черты характера: «возбудимость», «циклотимность» и «экзальтированность». Эти три черты характера объединяют общие для них характеристики, такие как: склонность к колебанию переживаний, импульсивность.

2. Второй фактор «пассионарность» составили «гипертимность», «дистимность» (с обратным знаком) и «демонстративность». У этих черт характера общими являются следующие характеристики: активность, целеустремленность, авантюризм, стремление к лидерству.

3. Третий фактор «эмоциональная ранимость». В него входят черты: «эмотивность» и «тревожность». Для этих черт характерны: тонкая эмоциональная организация, ранимость.

4. Четвертый фактор «эмоциональная ригидность» составили две черты: «застревание» и «педантичность». Эти черты объединяет: ригидность, «застревание» на выбранном объекте, тщательность, осторожность, склонность к продумыванию ситуации.

В табл. 3. представлены результаты корреляционного анализа аспектов темперамента и черт характера:

Таблица 3

Коэффициенты корреляции между свойствами темперамента и чертами характера

ГИП ЗАС ЭМО ПЕД ТРЕ ЦИК ДЕМ ВОЗ ДИС ЭКЗ

ЭРМ .286 .252 .152 .308 .023 .002 .123 .213 .039 .152

ЭРИ .135 -.022 .016 .033 .046 .100 .034 .144 .217 .023

ЭРК .324 -.062 .122 -.134 -.220 -.127 .330 .138 -.436 -.034

ПМ .022 .025 .216 .027 .204 .026 .044 .101 .015 .154

ПИ .112 .112 -.007 -.002 -.228 -.024 .021 .010 .032 -.023

ПК .312 .006 -.038 -.116 -.215 -.072 .331 .106 -.307 .002

СМ .224 -.026 -.037 .002 -.227 -.205 .290 -.027 -.238 -.102

СИ .225 -.028 -.003 -.127 -.093 -.214 .282 -.133 -.084 -.103

СК .309 -.156 .023 -.114 -.127 -.156 .319 .018 -.411 -.022

ЭМ .014 .127 .327 .234 .301 .401 .047 .292 .190 .332

ЭИ -.024 -.002 .538 .292 .427 .302 .004 .274 .150 .413

ЭК -.013 .011 .300 .213 .317 .318 .111 .233 .106 .304

Примечание: коэффициенты корреляции 0.2 и больше имеют уровень значимости р< 0.01; коэффициенты корреляции 0.3 и больше имеют уровень значимости р< 001.Название шкал темперамента соответствует принятому сокращению в ОФДСИ . ЭР - эргичность, П -пластичность, С - скорость, Э - эмоциональность; М - психомоторная сфера, И -интеллектуальная сфера, К - коммуникативная сфера поведения.

Каждая черта характера коррелирует с определенным набором формально-динамических (темпераментальных) свойств:

1) черта Гипертимность высоко коррелирует, прежде всего, с коммуникативными шкалами темперамента (эргичностью, пластичностью и скоростью), а также с психомоторной эргичностью и скоростью в психомоторной и интеллектуальной сферах поведения;

2) черта Застревание коррелирует только с одной темпераментальной характеристикой - психомоторной выносливостью;

3) черта Эмотивность обнаружила высокие корреляции с эмоциональными характеристиками темперамента, особенно - в интеллектуальной сфере;

4) черта Педантичность сопряжена с психомоторной выносливостью и показателями эмоциональности;

5) черта Тревожность наиболее высоко коррелировала с показателями эмоциональности во всех сферах поведения, а также - отрицательно - с показателями коммуникативной эргичности, пластичности и скорости;

6) черта Циклотимность обнаружила связи со всеми показателями эмоциональности, а также отрицательные связи с показателями скорости;

7) черта Демонстративность оказалась связанной с темпераментальной коммуникативной активностью (эргичностью, пластичностью и скоростью в коммуникативной сфере), а также с показателями скорости в психомоторной и интеллектуальной сферах;

8) черта Возбудимость значимо и положительно коррелирует с показателями эмоциональности и психомоторной выносливостью;

9) черта Дистимность обнаружила отрицательные корреляции с показателями коммуникативной активности и со скоростью в интеллектуальной сфере;

10) черта Экзальтированность (бурные эмоциональные реакции, крайняя впечатлительность, экспрессивность) сочеталась с эмоциональными характеристиками темперамента.

Результаты факторного анализа аспектов темперамента и черт характера представлены в табл.4

Таблица 4

Факторный анализ черт характера и темперамента

FACTOR 1 FACTOR 2 FACTOR 3 FACTOR 4

ГИПЕРТИМНОСТЬ 0.128 0,690* .293 0.179

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ЗАСТРЕВАНИЕ -0.036 -0,292 .645* -0.221

ЭМОТИВНОСТЬ 0.756* 0.131 -.213 0.302

ПЕДАНТИЧНОСТЬ 0.366 -0.092 .673* 0.073

ТРЕВОЖНОСТЬ 0.678* 0.202 .031 0.153

ЦИКЛОТИМНОСТЬ 0.708* 0.042 -.049 -0.229

ДЕМОНСТРАТИВНОСТЬ 0.090 0.663* .037 0.202

ВОЗБУДИМОСТЬ 0.650* 0.016 .207 -0.472

ДИСТИМНОСТЬ 0.166 -0.671* .375 0.110

ЭКЗАЛЬТИРОВАННОСТЬ 0.810* 0.140 -.011 0.013

ЭРМ 0.221 0.321 .574* 0.214

ЭРИ -0.024 0.025 .028 0.694*

ЭРК -0.126 0.725* -.001 0.211

ПМ 0.235 0.029 .002 0.432

ПИ -0.251 0.127 .322 0.104

ПК -0.123 0.711* 0.032 0.215

СМ -0.221 0.477 0.232 0.233

СИ -0.316 0.223 0.122 0.627*

СК -0.043 0.673* 0.222 0.102

ЭМ 0.599* 0.122 0.118 -0.217

ЭИ 0.731* 0.114 0.027 0.102

ЭК 0.577* 0.015 0.002 0.029

Примечание: приведены значения факторных весов после вращения. Звездочкой (*) отмечены значимые веса. Название шкал темперамента соответствует принятому сокращению в ОФДСИ, [6]. ЭР - эргичность, П - пластичность, С - скорость, Э -эмоциональность; М - психомоторная сфера, И - интеллектуальная сфера, К -коммуникативная сфера поведения.

Из табл.4 очевидно, что результаты факторного анализа полностью подтверждают результаты корреляционного анализа.

1. Первый фактор в сводной факторной таблице объединил пять черт характера: «эмотивность», «тревожность», «возбудимость», «циклотимность» и «экзальтированность» (черты факторов «эмоциональной ранимости» и «эмоциональной неустойчивости») и эмоциональные характеристики темперамента во всех трех сферах поведения человека. Таким образом, можно думать, что указанные черты характера формируются, прежде всего, на базе темпераментальной эмоциональности.

2. Второй фактор составили три черты характера, входящие в фактор «пассионарности» - «гипертимность», «демонстративность» и «дистимность» (с обратным знаком), и признаки коммуникативной активности темперамента (коммуникативная эргичность, коммуникативная пластичность и коммуникативная скорость). Следовательно, «пассионарность» как тип характера обусловлена особенностями темперамента в коммуникативной сфере поведения человека.

3. Третий фактор составили две черты характера - «застревание» и «педантичность» и один признак темперамента - эргичность психомоторная.

4. И, наконец, в четвертый фактор со значимыми весами вошли только две интеллектуальные характеристики темперамента - эргичность интеллектуальная и скорость интеллектуальная. Исходя из этого, можно ожидать, что «интеллектуальные» особенности темперамента во взрослом состоянии не влияют на формирование черт характера.

Данные, представленные в табл.3 и табл.4, убедительно свидетельствуют о том, что в основе черт характера лежат биологически заданные свойства

темперамента, которые, по-видимому, и определяют устойчивость и выраженность черт характера.

Характер человека, являясь важнейшей психодиагностической категорией, отражает различные аспекты индивидуального своеобразия человека, выступает в качестве сложно организованного дифференциально-психологического аспекта индивидуального поведения.

По результатам проведенного исследования очерчены темпераментально обусловленные паттерны поведения, характерные для акцентуаций (высоких значений) или деакцентуаций (низких значений) каждой черты характера (таблица 5).

Таблица 5

Паттерны поведения, соответствующие высоким (акцентуациям) и низким

(деакцентуациям) значениям шкал

ТгипЕртимность

Акцентуации: 25 - 32 балла, 7 - 10 стенов

Максимально выражены динамические характеристики активности, проявляющиеся во всех сферах: моторной, интеллектуальной, коммуникативной. Перцептивные, когнитивные, процессы, речь, развиты, дифференцированы, - определяют содержание, репертуар, динамику целенаправленного поведения, общения. Выраженная эмоциональная экспрессия. Низкая эмоциональная чувствительность во всех сферах деятельности. Оптимизм. Переживания интенсивны, преходящи. Выражение эмоций спонтанно, непосредственно. Креативность, развитые разносторонние способности, широчайший спектр поведенческих программ. Чувство дистанции, сохранение субординации в отношениях проблематично. Представляет интерес не результат деятельности, общения, а сам процесс. Стремление к лидерству выступает как органично присущее свойство. Высокий уровень притязаний, не всегда адекватная оценка реальных возможностей, собственных ресурсов. Низкий самоконтроль, саморегуляция, низкая помехоустойчивость. Активный экспрессивный адаптационный комплекс. Деакцентуации: 8 - 17 баллов, 1-3 стена

Минимально выражены динамические характеристики активности. Репертуар поведенческих программ ограничен. Отсутствие инициативы, пессимистичность, мнительность. Мимика не выражена, координация движений выражена слабо. Не любят быстрых физических упражнений. Низкая жажда интеллектуальной деятельности. Малообщительны._

2. ЗАСТРЕВАНИЕ

Акцентуации: 23 - 32 балла, 7-10 стенов

Эмоциональная активность характеризуется интенсивностью, длительностью субъективно значимых переживаний. Эмоциональное напряжение не угасает, переживания, имеет тенденцию к развитию и аутоиндукции. Разрядка аффекта затруднена или часто невозможна. Высокая эмоциональная чувствительность в системе межличностных отношений. По мнению К. Леонгарда, для них характерна ригидность аффекта "на уровне эгоистических побуждений". Перцептивные процессы развиты. Фиксированы на определенной, личностно значимой цели. Самооценка, как правило, завышена. Высокий уровень притязаний. Целеустремленны, выносливы. Поведенческие коммуникативные программы сложнооргани-зованы, целесообразны, мотивированы, опосредованы, репертуар сокращен. Активно-реактивный субъективный импрессивный адаптационный комплекс Деакцентуации: 8 - 15 баллов, 1-3 стена

Быстрое угасание эмоциональных переживаний. Низкая эмоциональная чувствительность. Эгоцентрические побуждения не выражены. Границы психического образа «Я» не очерчены, самоотношение не выработано. Формирование мотивации затруднено._

3. ЭМОТИВНОСТЬ Акцентуации: 26 - 32 балла, 7-10 стенов

Максимально развиты, дифференцированы перцептивные, рефлексивные процессы. Развит и проявляется в поведенческих программах, эмоциональных реакциях, общении, этический комплекс. Свойственны сострадательность, чуткость, обостренное чувство справедливости. Высокая эмоциональная чувствительность во всех сферах жизнедеятельности, преимущественно в коммуникативной и интеллектуальной. Эмоциональные проявления развиты. Поведенческие программы субъективно целесообразны, сложно организованы, спонтанны. Переживания длительны, интенсивны. Общение содержательно, активно. Круг общения ограничен.

Активный субъективный импрессивно-экспрессивный адаптационный комплекс.

Деакцентуации: 8 - 18 баллов, 1-3 стена

Этические и эстетические представления не развиты, перцептивные, рефлексивные процессы не дифференцированы. Эмоциональная чувствительность не развита. Переживания не отличаются длительностью, интенсивностью._

4. ПЕДАНТИЧНОСТЬ Акцентуации: 23 - 32 балла, 7-10 стенов

Максимально высокая чувствительность к ошибкам в деятельности. Коммуникативная, интеллектуальная ригидность. Динамический компонент активности в моторной, интеллектуальной, коммуникативной сферах характеризуется выносливостью, высокой работоспособностью, нормальной скоростью, низкой пластичностью, целенаправленностью. Деятельность регламентирована, опосредована, аспонтанна. Высокий самоконтроль, саморегуляция, мнительность. Доверяют только собственным результатам. Эгоцентричны. Интеллектуально ригидны. Диапазон экспрессивных эмоциональных, поведенческих реакций сокращен, программы стереотипны. Отличаются высоким уровнем притязаний. Ориентированы на лично значимые критерии. Эмпатия к другим людям слабо развита или отсутствует. В конфликты вступают редко.

Активный субъективный импрессивный адаптационный комплекс.

Деакцентуации: 8 - 15 баллов, 1-3 стена

Низкая чувствительность к ошибкам в деятельности. Динамический компонент в деятельности адекватен. Спонтанны. Импульсивны. Саморегуляция низкая. Выражены интеллектуальная, коммуникативная пластичность, подвижность, спонтанность, креативность. Безответственность в деятельности и общении._

5. ТРЕВОЖНОСТЬ

Акцентуации: 20 - 32 балла, 7-10 стенов

Максимально эмоционально чувствительны в психомоторной, интеллектуальной, коммуникативной сферах. Динамический, волевой компоненты активности минимизированы. Каждая новая ситуация, событие являются постоянно действующими стрессорами. В новой, неопределенной ситуации моментально развиваются выраженные субъективные панические реакции максимальной интенсивности, длительности, проявляющиеся в неспецифических стереотипных поведенческих реакциях и на вегетативном уровне. Неконфликтны. Импульсивны. Переживания отличаются длительностью, интенсивностью, модальностью (знаком). Импрессивный, субъективный компоненты эмоциональной активности максимально представлены. Коммуникативные, поведенческие программы сокращены. Стремятся к эмоциональному комфорту. Рефлексивные процессы гипертрофированы. В редких случаях может наблюдаться импульсивная решительность как реакция на сильный страх. Реактивный субъективно-импрессивный адаптационный комплекс. Деакцентуации: 8 - 12 баллов, 1-3 стена

Эмоциональная чувствительность снижена, динамический, волевой компоненты активности в полном объеме, широкий спектр поведенческих реакций. Рефлексивные процессы адекватны. Спонтанны. Деятельность целесообразна, опосредована. Инициативны, всегда ощущают себя в безопасности._

6. ЦИКЛОТИМНОСТЬ Акцентуации: 21 - 32 балла, 7-10 стенов

Максимально выражено в поведении наличие характерных фаз «подъема и спада» активности, отражающих состояние субъекта. В фазе «подъема» - динамические, волевые, спонтанные проявления и характеристики активности максимальны, преобладает экспрессивная форма эмоциональной активности (по гипертимному типу), высокий уровень притязаний, высокая самооценка. В период спада все экспрессивные проявления индивида минимизированы (по дистимному типу). Продолжительность каждой фазы может меняться от нескольких дней до нескольких месяцев. Иногда фазы носят сезонный характер: гипертимные периоды наблюдаются осенью, дистимные - зимой, весной. Смена фаз активности сопряжена с изменением поведенческих программ. Эмоционально чувствительны, особенно в коммуникативной сфере. Средний уровень выраженности динамических характеристик интеллектуальной активности. Субъективный экспрессивно-импрессивный адаптационный комплекс

Деакцентуации: 8 - 13 баллов, 1-3 стена

Минимизировано проявление цикличности в поведении. Рефлексируют свое поведение как устойчивое, стабильное, не зависимое от внешних обстоятельств._

7. ДЕМОНСТРАТИВНОСТЬ Акцентуации: 25 - 32 балла, 7-10 стенов

Максимально эгоцентричны. Импрессивный, субъективный, экспрессивный компоненты эмоциональной сферы развиты адекватно и оптимально. Наблюдательны, пластичны, подвижны, особенно в коммуникативной сфере. Моторная активность отличается высокими динамическими (скорость, гибкость, подвижность, целенаправленность), волевыми характеристиками, спонтанностью. Являются неформальными лидерами. Склонны к манипулятивному поведению.

Активный экспрессивно-импрессивный адаптационный комплекс. Деакцентуации: 8 - 17 баллов, 1-3 стена

Минимально эгоцентричны, ригидны в реализации поведенческих программ, эмоциональных реакций. Интеллектуально эргичны, пластичны. Двигательная активность отличается низкими динамическими показателями._

8. ВОЗБУДИМОСТЬ Акцентуации: 21 - 32 балла, 7-10 стенов

Максимально экспрессивны, субъективны. Амплитуда эмоциональных реакций несоизмерима с побудившей их причиной. Интенсивные эмоциональные реакции развиваются стремительно, бурно, целенаправленно, по аффективному типу, выражаясь в поведении в виде разрядки, причем скорее физического, чем морального свойства, поведенческие реакции отличаются стереотипностью. Высокий темп, интенсивность, направленность моторного, коммуникативного поведения. Высокая самооценка. Волевой компонент активности максимален. Эмоциональные реакции обладают выраженной модальностью, знаком. Низкий уровень самоконтроля. Длительные субъективные переживания не характерны. Границы собственного «Я» четко очерчены. Внушаемы. Активный субъективно-экспрессивный адаптационный комплекс. Деакцентуации: 8 - 13 баллов, 1-3 стена

Минимально выражены динамические, волевые компоненты активности, эмоциональная экспрессивность не выражена. Спонтанность, пластичность, адекватность, импрессивность в эмоциональной сфере. Высокий уровень самоконтроля и саморегуляции при реализации поведенческих программ, отношений.

Возможность длительных субъективных переживаний. Низкий темп, интенсивность моторного поведения._

9. ДИСТИМНОСТЬ Акцентуации: 18 - 32 балла, 7-10 стенов

Максимально выражена моторная, коммуникативная инактивность, инертность. Эмоциональная экспрессия минимизирована. Круг социальных контактов ограничен. В интеллектуальной активности - спонтанны, пластичны, выносливы. Рефлексивные процессы развиты, переживания длительны. Тревожны, мнительны, ответственны. Имеют высокую самооценку и высокий уровень притязаний. Узкий диапазон поведенческих программ. Адаптивные возможности стереотипны, субъективны. В отличие от депрессивного симптомокомплекса (краткого или длительного), осознаваемого индивидом как искажение мотивационно-эмоционального комплекса, дистимная черта характера является нормальным и устойчивым способом поведения человека.

Пассивный субъективно-импрессивный адаптационный комплекс. Деакцентуации: 8 - 10 баллов, 1-3 стена

Динамический, спонтанный компоненты двигательной, коммуникативной активности максимально выражены. Эмоционально подвижны, спонтанны, экспрессивны. Широкий диапазон поведенческих программ._

10. ЭКЗАЛЬТИРОВАННОСТЬ Акцентуации: 23 - 32 балла, 7-10 стенов

Максимально выражена смена эмоциональных состояний. Частая смена настроений в течение суток. Эмоциональные реакции (импрессивные, субъективные, экспрессивные) отличаются интенсивностью. Колебания настроения играют существенную роль в формировании мотивации, оказывают влияние на принятие решения. Работоспособность, самооценка, самоотношение зависят от текущего настроения. Принципы и тактики жизни неустойчивы. Прогнозы часто интуитивны, полимотивированны, деятельность всегда эмоционально окрашена. Чрезмерная эмоциональность сочетается с вегетативной лабильностью: легко краснеют, бледнеют, изменяется частота сердечных сокращений, артериальный тонус.

Пассивный неустойчивый импрессивно-экспрессивный адаптационный комплекс. Деакцентуации: 8 - 15 баллов, 1-3 стена

Нивелирование изменений эмоциональных реакций, Эмоциональные переживания отличаются постоянством. Деятельность эмоционально не окрашена. Экспрессивные, субъективные, импрессивные эмоциональные реакции стереотипны. Создается впечатление эмоциональной отчужденности._

Анализ литературных данных позволяет обобщить представления об индивидуальном характере. Характер проявляется в бытии индивида, его поступках, поведении, общении; выражается в типичных для данного субъекта способах саморепрезентации, например, в системе отношений, в содержательной деятельности индивида, в планировании жизненной траектории; социально значим; является профессионально важным качеством; не отождествляется с личностью и структурой «Я»; представлен совокупностью относительно устойчивых психических свойств субъекта; выступает как важнейший адаптивный механизм субъекта в социальной среде, определяет границы психического образа «Я» в различных ситуациях; рефлексируем индивидом; обладает мотивообразующей функцией; сопряжен с другими интраиндивидуальными подструктурами (темпераментом, способностями, интеллектом и т.п.); обладает определенной возрастной динамикой; состоит из уникального набора черт, каждая из которых представляет собой комплекс, организующую определенные устойчивые подсистемы психики и поведения; совокупность черт образует уникальный профиль (структуру) индивидуального характера; в характере выделяются формально-динамическая (темпераментальная) и содержательная детерминанты. Данное обобщение позволяет оценить характер как системную индивидуально-психологическую категорию, в которой находит свое отражение вся совокупность психических явлений.

Понимая всю сложность проблемы изучения индивидуального характера, мы сознательно ограничили исследовательскую задачу изучением темпераментальных основ, как базовых свойств характера, как центральной, динамико-содержательной подструктуры, в формирование которой темперамент вносит свой определенный вклад. Темперамент является ядром характера, его наиболее устойчивым компонентом, он выступает необходимым условием регуляции и адаптации человеческого поведения в нормальной ситуации, а также индивидуальным ресурсом мобилизации необходимых, сопряженных с темпераментом, черт характера.

Индивидуальный характер состоит из набора черт, каждая из которых представляет собой поведенческий комплекс, организующий определенные устойчивые подсистемы психики и поведения; совокупность черт образует оригинальный профиль (структуру) индивидуального характера; в характере выделяется формально-динамическая (темпераментальная) детерминанта.

Индивидуальный характер человека объективируется в качестве измеряемого диагностического свойства. В то же время, результаты корректного психологического анализа позволяют прояснить особенности характера как важнейшего компонента адаптационного комплекса в структуре индивидуальности, а также исследовать его в качестве специфического акмеологического ресурса личности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Леонгард К. Акцентуированные личности. Ростов-на-Дону. 1997.

2. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. Л., 1983.

3. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1984.

4. Манолова О.Н. Темпераментальные основы характера. Автореф.канд.дис. М., 2005.

5. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб, 1999.

6. Русалов В.М. Опросник формально-динамических свойств индивидуальности (ОФДСИ): методическое пособие. М, 1997.

7. Русалов В.М., Манолова О.Н. Опросник черт характера взрослого человека (ОЧХ-В). М. 2003, 100 с.

8. Русалов В.М., Манолова О.Н. Взаимосвязь характера и темперамента в структуре индивидуальности //Психологический журнал, Т. 26, № 3, 2005. С. 65-73.

9. Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. М.: Просвещение, 1961.

Приложение 1

ТЕКСТ ОПРОСНИКА ЧЕРТ ХАРАКТЕРА ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ (ОЧХ-В)

Инструкция

Ответьте на каждый вопрос, имеющийся в опроснике, и в зависимости от того, как он относится к Вам, поставьте следующую цифру в бланке ответов:

1 - полностью не согласен,

2 - скорее не согласен,

3 - согласен,

4 - полностью согласен.

Отвечайте быстро и не задерживайтесь долго на одном вопросе. Важна Ваша первая реакция, а не долгое размышление над каждым вопросом. Хороших или плохих ответов нет.

1. Ваше настроение бывает в основном веселым, приподнятым?

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Может ли нанесенная вам обида переживаться Вами так же остро или даже сильнее через длительное время?

3. Глубокие переживания вызывают у Вас слезы?

4. По окончании любой работы у Вас возникают сомнения в качестве ее выполнения?

5. Любое новое событие в Вашей жизни пугает Вас?

6. У Вас бывают колебания настроения от очень веселого до очень тоскливого?

7. Вы постоянно стремитесь быть в центре внимания?

8. Вы часто раздражены и недовольны окружающей обстановкой?

9. Вы - замкнутый, немногословный человек?

10. Вы способны чем-либо восторгаться до самозабвения?

11. Вы заражаете людей оптимизмом?

12. Вы легко забываете нанесенные Вам незначительные обиды?

13. Вы чувствительный, мягкосердечный человек?

14. Кинув письмо в почтовый ящик, Вы проверяете, опустилось оно или нет, не застряло ли оно в щели?

15. Вы ревниво относитесь к объекту своей любви?

16. Вы в детстве боялись грозы (или собак)?

17. Вы стремитесь всегда и во всем поддерживать порядок?

18. Ваше настроение постоянно колеблется без особых причин?

19. Может ли Ваше радостное настроение резко смениться глубокой печалью?

20. Вы - вспыльчивый человек?

21. Вы находитесь, как правило, в подавленном настроении?

22. Ваше восприятие художественных произведений чрезвычайно обострено?

23. Вы постоянно заняты каким-либо делом?

24. Вы готовы мстить по любому поводу?

25. Вы можете зарезать живую птицу?

26. Вас раздражает, когда вещь лежит не на своем месте?

27. Вы боитесь оставаться один дома?

28. У Вас бывают беспричинные колебания настроения?

29. В своей профессиональной деятельности Вы стремитесь быть первым?

30. Вы легко впадаете в гнев?

31. Вы способны быть долгое время веселым?

32. Бывает ли у Вас на фоне плохого настроения ощущения бурного восторга?

33. Ваши контакты с людьми чрезвычайно разнообразны и не отличаются постоянством?

34. Вы впечатлите льны как ребенок?

35. Вас пугает вид крови?

36. Ваша словоохотливость может сиюминутно смениться полной замкнутостью?

37. Для достижения своей цели Вы готовы пойти на откровенную лесть?

38. Вы боитесь спуститься в темный погреб, войти в пустую неосвещенную комнату?

39. Вы предпочитаете тщательную и медленную работу, а не ту, где действовать надо быстро, и требования к качеству ее выполнения невысоки?

40. Иногда Вы общительный человек, а иногда из Вас слова не вытянешь?

41. Вы прекрасно чувствуете себя на сцене?

42. Вам трудно контролировать свои сильные желания?

43. Вам жизнь кажется невыносимо тяжелой?

44. Вам легко разыграть болезнь, чтобы не пойти на работу или учебу?

45. Даже при неудаче Вы не теряете чувство юмора, оптимизма?

46. Вам легко помириться с человеком, который Вас сильно обидел?

47. Вы испытываете чувство сострадания к бездомным животным?

48. Вас постоянно беспокоят мысли, что с Вами или Вашими родными что-нибудь случится?

49. Ваше настроение колеблется в зависимости от погоды?

50. Вам трудно выступать на собрании, делать доклад и т.п. перед большой аудиторией?

51. Вы готовы ударить человека, если он Вас сильно оскорбит?

52. Вам нравится бывать в веселых компаниях?

53. Вы - человек-романтик - то полон грез, то полон печали?

54. Вам легко заниматься организаторской деятельностью?

55. Могут ли трагические фильмы взволновать Вас так, что на глазах выступят слезы?

56. Нанесенные обиды ослабляют Вас?

57. Вам страшно пройти в позднее время по темной улице?

58. Вы тщательно следите за тем, чтобы в Вашем доме каждая вещь лежала своем месте?

59. Ложась спать в отличном расположении духа, Вы часто утром встаете в подавленном, мрачном настроении?

60. В любой ситуации Вы отводите себе ведущую роль?

61. Когда Вас «задевают за больное», Вы можете ударить?

62. Вы часто смеетесь?

63. Инициатива, как правило, исходит от Вас?

64. Вы очень сильно любите природу?

65. Вы стремитесь навести порядок везде и во всем?

66. Вы боязливый человек?

67. Ваше настроение колеблется под влиянием алкоголя?

68. Вы любите, чтобы Вами восхищались?

69. Во время спора Вы можете пустить в ход кулаки?

70. Вы к будущему относитесь пессимистически?

71. Вы подвержены частым перепадам настроения - от радости до грусти?

72. Хорошее настроение в компании зависти от Вас?

73. Вы готовы дать отпор любому, даже сильному противнику?

74. Вы сильно переживаете горести других людей?

75. В школьные годы из-за одной помарки Вы начинали новую тетрадь?

76. Страшные сны оказывают на Вас сильное впечатление?

77. Период хорошего настроения без причины может у Вас смениться апатией?

78. Под влиянием алкоголя Вы становитесь агрессивным?

79. В беседе Вы скорее немногословны?

80. Вы способны увлечь других неординарностью своих поступков и мыслей?

КЛЮЧИ К ШКАЛАМ ОЧХ-В

ШКАЛЫ ПУНКТЫ

Гипертимность (Гип) 1, 11, 23, 33, 45, 54, 63, 72

Застревание (Зас) 2, 12, 15, 24, 37, 46*, 56, 73

Эмотивность (Эмо) 3, 13, 25*, 35, 47 55, 64, 74

Педантичность (Пед) 4, 14, 17, 26, 39 58, 65, 75

Тревожность (Тре) 5, 16, 27, 38, 48, 57, 66, 76

Циклотимность (Цик) 6, 18, 28, 40, 49, 59, 67, 77

Демонстративность (Дем) 7, 29, 41, 44, 50*, 60, 68, 80

Возбудимость (Воз) 8, 20, 30, 42, 51, 61, 69, 78

Дистимность (Дис) 9, 21, 31*, 43, 52* 62*, 70, 79

Экзальтированность (Экз) 10, 19, 22, 32, 34, 36, 53, 71

Примечание: звездочкой (*) отмечены пункты, требующие перекодирования (инвертирования), т.е. 1=4, 2=3, 3=2, 4=1.

ТАБЛИЦА ПЕРЕВОДА СЫРЫХ БАЛЛОВ ТЕСТА ОЧХ-В В СТЕНЫ

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Гип 8-13 14-15 16-17 18-19 20-22 23-24 25-26 27-28 29-30 31-32

Зас 8-11 12-13 14-15 16-17 18-20 21-22 23-24 25-26 27-28 29-32

Эмо 8-14 15-16 17-18 19-20 21-23 24-25 26-27 28-29 30-31 32

Пед 8-11 12-13 14-15 16-17 18-20 21-22 23-24 25-26 27-28 29-32

Тре 8 9-10 11-12 13-14 15-17 18-19 20-21 22-23 24-25 26-32

Цик 8-9 10-11 12-13 14-15 16-18 19-20 21-22 23-24 25-26 27-32

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Дем 8-13 14-15 16-17 18-19 20-22 23-24 25-26 27-28 29-30 31-32

Воз 8-9 10-11 12-13 14-15 16-18 19-20 21-22 23-24 25-26 27-32

Дис 8 9 10 11-12 13-15 16-17 18-19 20-21 22-23 24-32

Экз 8-11 12-13 14-15 16-17 18-20 21-22 23-24 25-26 27-28 29-32

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

Манолова Олеся Николаевна к.пс.н., доцент кафедры акмеологии и психологии

профессиональной деятельности РАГС при Президенте РФ, Москва, [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.