Научная статья на тему 'Батарейный тест-опросник «Темперамент-характер»'

Батарейный тест-опросник «Темперамент-характер» Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
3939
975
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕМПЕРАМЕНТ / ХАРАКТЕР / ЧЕРТА ХАРАКТЕРА / АКЦЕНТУАЦИЯ ЧЕРТЫ / ДЕАКЦЕНТУАЦИЯ ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА / ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ / TEMPERAMENT / CHARACTER / A CHARACTER TRAIT / EXPRESSIVENESS FEATURES / HIDDEN CHARACTER TRAITS / INDIVIDUALITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Русалов Владимир Михайлович, Манолова Олеся Николаевна

В статье описан тест-опросник, позволяющий осуществлять экспресс – диагностику с высокой валидностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The self report questionnaire “Temperament-character”

In clause is described the test-questionnaire, allowing to carry out the express diagnostics with high validity.

Текст научной работы на тему «Батарейный тест-опросник «Темперамент-характер»»

БАТАРЕЙНЫЙ ТЕСТ-ОПРОСНИК «ТЕМПЕРАМЕНТ-ХАРАКТЕР»

В.М.Русалов, О.Н.Манолова

В статье описан тест-опросник, позволяющий осуществлять экспресс - диагностику с

высокой валидностью.

Ключевые слова: темперамент, характер, черта характера, акцентуация черты,

деакцентуация черты характера, индивидуальность.

Проблема корректного исследования относительно устойчивых индивидуальных характеристик взрослого человека (темпераментальных свойств, профиля характера, индивидуального стиля когнитивного поведения) в настоящее является актуальной проблемой и осуществляется не только в научных, но и, значительно чаще, в прикладных, диагностических целях.

Методики подобной направленности составляют неотъемлемую часть стартовой диагностики, экспресс-диагностики, позволяют осуществить сравнительный анализ по группам, прогноз. На основе выявленных закономерностей достоверно объективируются не только полярные, но и смешанные типы.

Наряду с высокими стандартами валидности, надежности, достоверности, современная практика предъявляет высокие требования к компактности методик, т.е. необходимо сокращение объема стимульного материала до допустимых психометрических пределов без потерь в содержании и качестве.

Предлагаемая методика является модифицированным вариантом, объединяющим в себе сокращенные формы «Опросника формальных свойств индивидуальности - ОФДСИ-26-В» [6] и «Опросника черт характера» [7] для взрослых, валидизированных на репрезентативной выборке в норме, разработанных в русле теоретических принципов школы Теплова-Небылицына [8].

Измерительная процедура, осуществляемая настоящим тест-опросником, позволяет проанализировать усредненные характеристики выборки, индивидуальный профиль характера субъекта, осуществить оценку динамики отдельной черты, исследовать согласованность черт в профиле характера,

выделить акцентуации и деакцентуации черт индивидуального характера в масштабе выборки, провести сравнительные операции, осуществить достоверный прогноз темпераментальных составляющих черт характера взрослого человека в норме, исследовать его акмеологический ресурс.

Впервые характер индивида рассматривается не «извне», - через призму ролей и отношений, - данная модель позволяет выделить те индивидуальные характеристики, развитие которых детерминировано «изнутри» биологически заданными свойствами, закрепление которых в специфических для индивида паттернах поведения - комплексе согласованных черт, позволяет индивиду актуализировать себя в социуме определенным образом.

Под влиянием средовых воздействий, содержания жизнедеятельности индивида, личностных накоплений, реального опыта, темпераментальные свойства (выносливость, темп, пластичность, эмоциональная ранимость) получают дальнейшее развитие и проявляются в типичных, повторяющихся паттернах поведения, репертуаре стратегий и тактик индивида, специфике отношений, выборе ролевых предпочтений. Формируется новый уровень обобщенных индивидуально-психологических свойств - характер, как динамико-содержательная подструктура индивидуальности.

Характер оформляется в качестве модулей поведения - черт характера. Каждая черта характера, формируется на основе устойчивой комбинации формально-динамических свойств индивида, которые, в свою очередь, являясь радикалом черты, определяют ее качественное своеобразие.

Согласно литературным данным, - характер проявляется в бытии индивида, его поступках, поведении, общении; выражается в типичных для данного субъекта способах саморепрезентации, например, в системе отношений, в содержательной деятельности индивида, в планировании жизненной траектории; социально значим; является профессионально важным качеством; не отождествляется с личностью и структурой «Я»; представлен совокупностью относительно устойчивых психических свойств субъекта; выступает как важнейший адаптивный механизм субъекта в социальной среде,

определяет границы психического образа «Я» в различных ситуациях; рефлексируем индивидом; обладает мотивообразующей функцией; сопряжен с другими интраиндивидуальными подструктурами (темпераментом, способностями, интеллектом и т.п.); обладает определенной возрастной динамикой; состоит из уникального набора черт, каждая из которых представляет собой комплекс, организующую определенные устойчивые подсистемы психики и поведения; совокупность черт образует уникальный профиль (структуру) индивидуального характера; в характере выделяются формально-динамическая (темпераментальная) и содержательная детерминанты. Данное обобщение позволяет оценить характер как системную индивидуально-психологическую категорию, в которой находит свое отражение вся совокупность психических явлений. В основе теоретической модели теста-опросника черт характера лежит специальная теория индивидуальности В.М. Русалова и теоретическая концепция К. Леонгарда [1], касающаяся типов акцентуированных личностей.

Темперамент является ядром характера, его наиболее устойчивым компонентом, он выступает необходимым условием регуляции и адаптации человеческого поведения в нормальной ситуации, а также индивидуальным ресурсом мобилизации необходимых, сопряженных с темпераментом, черт характера.

В данном тест-опроснике при составлении списка вопросов (пунктов) мы исходили из представления А.Англайтнера и Дж.С.Уиггинса о необходимости учета пяти важнейших условий при формулировке пунктов:

1. Понимание (чтобы, каждый пункт понимался сходу, с первого чтения);

2. Исключение двусмысленности (чтобы пункт не содержал слов или их сочетаний, имеющих двойной смысл);

3. Абстрактность (чтобы пункт характеризовался равным уровнем абстрактности);

4. Нацеленность на личный опыт (чтобы пункт был направлен на личный опыт испытуемого);

5. Оценка социальной желательности (чтобы пункт по возможности исключал ответ, соответствующий общепринятым социальным нормам, т.е. был относительно нейтральным).

В результате данный тест-опросник отвечает следующим требованиям:

1. Каждая шкала включает равное количество пунктов (а именно, 2);

2. Пункты имеют наибольшие веса в исходных тестах (ОФДСИ и ОЧХ)

3. Использована 4-х балльная система ответов испытуемых;

4. Каждая шкала имеет распределение, близкое к нормальному, что позволяет оценивать как крайнюю «положительную» выраженность той или иной черты (акцентуацию), так и крайнюю «негативную» выраженность данной черты характера (деакцентуацию);

5. Границы «акцентуации» и «деакцентуации» различны для разных черт, поскольку средние значения и дисперсии черт варьируют в зависимости от черты и от особенностей изучаемой популяции (профессии, возраста и т.д.);

6. Все шкалы имеют достаточно высокий показатель внутренней надежности. Коэффициент альфа Кронбаха для всех шкал не ниже 0,70.

7. Стимульный материал теста-опросника ОФДСИ приведен к единой форме адресации

8. Весь тест-опросник содержит 46 вопросов, 24 из них шкалы темперамента, 20 - шкалы характера и 2 - контрольная шкала.

9. Методика основана на самоотчете испытуемых.

10.Процедура диагностического исследования может осуществляться как в компьютерном, так и в бланковом виде.

Таким образом, представленный тест-опросник «Темперамент-характер»

представляет собой надежный, валидный, компактный диагностический

инструмент с нормативными данными для измерения всего диапазона

темпераментальных свойств и черт характера взрослого человека.

ЛИТЕРАТУРА

1. Леонгард К. Акцентуированные личности. Ростов-на-Дону. 1997.

2. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. - Л., 1983.

3. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1984.

4. Манолова О.Н. Темпераментальные основы характера. Автореф.канд.дис. -М., 2005.

5. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб, 1999, с. 613.

6. Русалов В.М. Опросник формально-динамических свойств индивидуальности (ОФДСИ); методическое пособие. М, 1997.

7. Русалов В.М., Манолова О.Н. Опросник черт характера взрослого человека (ОЧХ-В). М. 2003 г., 100 с.

8. Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. М.: Просвещение, 1961.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ТЕМПЕРАМЕНТ-ХАРАКТЕР (ОФДСИ)

Ответьте на каждый вопрос, имеющийся в опроснике, и в зависимости от того, как характеризует ваше поведение, поставьте следующую цифру в бланке ответов:

1 - полностью не согласен,

2 - скорее не согласен,

3 - согласен,

4 - полностью согласен.

Постарайтесь отвечать как можно быстрее, не задерживайтесь на одном вопросе. Хороших или плохих ответов нет.

1. Вы охотно выполняете физическую работу?

2. Глубокие переживания вызывают у Вас слезы?

3. Вы с удовольствием выполняете умственную работу?

4. Вам нравится бывать в больших компаниях?

5. Вам нравится мастерить вещи своими руками (заниматься рукоделием)?

6. Вы - замкнутый, немногословный человек?

7. Вам было бы легко готовиться к нескольким экзаменам одновременно?

8. Вы постоянно стремитесь быть в центре внимания?

9. Вам легко начать разговор с незнакомым человеком?

10.Вы любите участвовать в спортивных играх, требующих быстрых движений?

11. Вы заражаете людей оптимизмом?

12. Вы быстро решаете арифметические задачи?

13.Вам трудно говорить быстро?

14.Вы легко забываете нанесенные Вам незначительные обиды?

15. Занимаясь ручным трудом, Вы раздражаетесь, когда работа не ладится?

16. Вы стремитесь всегда и во всем поддерживать порядок?

17.Вы сильно волнуетесь перед экзаменом?

18.Вы ранимый человек в общении с людьми?

19. Может ли Ваше радостное настроение резко смениться глубокой печалью?

20.Бывает, что Вы говорите о вещах, в которых не разбираетесь?

21.Вы готовы мстить по любому поводу?

22.Вам легко заниматься физическим трудом длительное время?

23.Вы способны быть долгое время веселым?

24.Вы предпочитаете задания, не связанные с большой умственной нагрузкой?

25. У Вас бывают беспричинные колебания настроения?

26. Вы предпочитаете постоянно находиться среди людей?

27.Вы боитесь спуститься в темный погреб, войти в пустую неосвещенную комнату?

28.Вы легко обучаетесь видам деятельности, связанным с физическим напряжением?

29. Вы легко можете к каждому человеку найти свой подход?

30. Вы прекрасно чувствуете себя на сцене?

31.Вам не трудно было бы сдать два экзамена в один день?

32.Вы готовы ударить человека, если он Вас сильно оскорбит?

33.Вам нравятся игры, требующие быстроты и ловкости движений?

34.Вы - разговорчивый человек?

35.Вам легко заниматься организаторской деятельностью?

36.Вы способны быстро принимать решения, находясь в любой ситуации?

37.Могут ли трагические фильмы взволновать Вас так, что на глазах выступят слезы?

38.Вы сильно волнуетесь, когда Вам приходится выяснять отношения с людьми?

39.Вы тщательно следите за тем, чтобы в Вашем доме каждая вещь лежала своем месте?

40. Вы сильно переживаете, если сдаете экзамен хуже, чем ожидаете?

41.Когда Вас «задевают за больное», Вы можете ударить?

42. Вы боязливый человек?

43.Период хорошего настроения без причины может у Вас смениться апатией?

44.Вы сильно переживаете, если не можете выдержать необходимую физическую нагрузку?

45.Вы подвержены частым перепадам настроения - от радости до грусти?

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

46. Иногда Вы немного сплетничаете?

КЛЮЧИ К ШКАЛАМ ТЕСТ-ОПРОСНИКА

ШКАЛЫ ПУНКТЫ

1. ЭРМ Эргичность моторная 1,22

2. ПМ Пластичность моторная 5,28

3. СМ Скорость моторная 10,33

4. ЭМ Эмоциональность моторная 15,44

5. ЭРИ Эргичность интеллектуальная 3,24*

6. ПИ Пластичность интеллектуальная 7,31

7. СИ Скорость интеллектуальная 12,36

8. ЭИ Эмоциональность интеллектуальная 17,40

9. ЭРК Эргичность коммуникативная 4,26

10. ПК Пластичность коммуникативная 9,29

11. СК Скорость коммуникативная 13*,34

12. ЭК Эмоциональность коммуникативная 18,38

13. ГИП Гипертимность 11,35

14. ЗАС Застревание 14*,21

15. ЭМО Эмотивность 2,37

16. ПЕД Педантичность 16,39

17. ТРЕ Тревожность 27,42

18. ЦИК Циклотимность 25,43

19. ДЕМ Демонстративность 8,30

20. ВОЗ Возбудимость 32,41

21. ДИС Дистимность 6,23*

22. ЭКЗ Экзальтированность 19,45

23. КШ Контрольная шкала 20*,46*

Примечание: звездочкой (*) отмечены пункты, требующие перекодирования (1=4) (2=3) (3=2) (4=1). На каждую шкалу - 2 вопроса.

Содержание шкал темперамента (1-12)

Каждая из 12 шкал темперамента рассматривается как континуум формально-динамического свойства, которое варьирует в баллах от 2 до 8. Учитывая нормальный характер шкал, по каждому свойству испытуемые могут быть распределены на три подгруппы:

• 2-3 балла - испытуемые с низкими значениями;

• 4-6 балла - испытуемые со средними значениями свойства.

• 7-8 баллов - испытуемые с высокими значениями свойства.

С целью оценки социальной желательности в ответах респондента в структуру опросника входит Контрольная шкала (КШ), с диапазоном от 2 до 8 баллов. Ответы испытуемых с высокими значениями по данной шкале (7-8 баллов) из обработки исключаются, так как их оценка своего поведения оценивается как неадекватная.

Психомоторная сфера

1. Эргичность психомоторная (ЭРМ) Низкие 2-3 Узкая сфера психомоторной деятельности, низкий мышечный тонус, нежелание физического напряжения, низкая вовлеченность в процессе деятельности, избегание работы, двигательная пассивность.

Средние 4-6 Нормальный мышечный тонус, обычная двигательная активность, средне-выраженное стремление к физическому напряжению, средняя мышечная работоспособность.

Высокие 7-8 Высокая потребность в движении, «широкая» сфера психомоторной активности, жажда психомоторной деятельности, постоянное стремление к физическому труду, избыток физических сил, высокая мышечная работоспособность.

2. Пластичность психомоторная (ПМ) Низкие 2-3 Повышенная склонность к монотонной физической работе, боязнь, избегание разнообразных форм ручного труда, стремление к шаблонным способам физической деятельности, вязкость движений.

Средние 4-6 Типичная для человека гибкость при переключении с одной физической работы на другую, средневыраженная склонность к разнообразным формам двигательной активности и различным видам ручного труда.

Высокие 7-8 Высокая гибкость при переключении с одних форм двигательной активности на другие, высокое стремление к разнообразным способам физической деятельности, плавность движений.

3. Скорость психомоторная (СМ) Низкие 2-3 Заторможенность психомоторики, низкая скорость двигательных операций при выполнении ручного труда.

Средние 4-6 Средняя скорость моторно-двигательных операций.

Высокие 7-8 Высокий темп психомоторного поведения, высокая скорость в различных видах двигательной активности.

4. Эмоциональность психомоторная (ЭМ) Низкие 2-3 Низкая чувствительность (безразличие) к расхождению между задуманным моторным действием и реальным результатом этого действия; ощущение спокойствия, уверенности в себе при выполнении физической работы, отсутствие беспокойства в случае невыполнения или плохого выполнения физической работы.

Средние 4-6 Средневыраженная чувствительность к неудачам в ручном труде, возможному несовпадению задуманного и реального моторного действия; обычная интенсивность эмоционального переживания в случае неудач в физической работе.

Высокие 7-8 Высокая чувствительность (сильное эмоциональное переживание) по поводу расхождения между ожидаемым и реальным результатом ручного труда, постоянное ощущение неполноценности продукта физической работы.

Интеллектуальная сфера

5. Эргичность интеллектуаль -ная (ЭРИ) Низкие 2-3 Низкий уровень интеллектуальных возможностей, нежелание умственного напряжения, низкая вовлеченность в процесс, связанный с умственной деятельностью, узкий круг интеллектуальных интересов.

Средние 4-6 Средний уровень интеллектуальных возможностей, средне-выраженное стремление к деятельности, связанной с умственным напряжением.

Высокие 7-8 Высокий уровень интеллектуальных возможностей, высокий уровень способности к обучению, постоянное стремление к деятельности, связанной с умственным напряжением, легкость умственного побуждения.

6. Пластичность интеллектуальная (ПИ) Низкие 2-3 Вязкость мышления, стереотипный подход к решению проблем, ригидность в решении абстрактных задач.

Средние 4-6 Нормальная гибкость мышления, средняя выраженность стремления к разнообразным формам интеллектуальной деятельности.

Высокие 7-8 Высокая гибкость мышления, легкий переход с одних форм мышления на другие, постоянное стремление к разнообразию форм интеллектуальной деятельности, творческий подход к решению проблем.

7. Скорость интеллектуальная (СИ) Низкие 2-3 Низкая скорость умственных процессов, замедленность выполнения операций при осуществлении интеллектуальной деятельности.

Средние 4-6 Средняя скорость умственных процессов при осуществлении интеллектуальной деятельности.

Высокие 7-8 Высокая скорость умственных процессов при осуществлении интеллектуальной деятельности.

8. Эмоциональность интеллектуальная (ЭИ) Низкие 2-3 Низкая чувствительность (безразличие) к расхождению между ожидаемым и реальным результатом действия при выполнении умственной работы, слабое эмоциональное реагирование при неудачах, связанных с интеллектуальной деятельностью, спокойствие, уверенность в себе в процессе умственной деятельности.

Средние 4-6 Средняя выраженность эмоциональных переживаний в случае неудач в работе, требующих умственного напряжения.

Высокие 7-8 Высокая чувствительность (сильное эмоциональное переживание) по поводу расхождения между ожидаемым и реальным результатом умственной работы, сильное эмоциональное беспокойство по поводу работы, связанной с умственным напряжением.

Коммуникативная сфера

9. Эргичность коммуникативная (ЭРК) Низкие 2-3 Низкая потребность в общении, социальная пассивность, «узкий» круг контактов, уход от социальных мероприятий, замкнутость.

Средние 4-6 Нормальная потребность в общении, «средний» круг контактов, средневыраженное стремление к установлению новых знакомств, средняя степень общительности.

Высокие 7-8 Высокая потребность в общении, широкий круг контактов, тяга к людям, легкость в установлении социальных связей, стремление к лидерству.

10. Пластичность коммуникативная (ПК) Низкие 2-3 Низкий уровень готовности к вступлению в новые социальные контакты, тщательное продумывание своих поступков в процессе социального взаимодействия, стремление к поддержанию однообразных контактов, ограниченный набор коммуникативных программ.

Средние 4-6 Нормальная готовность к общению, типичное для среднего человека стремление к новым социальным контактам.

Высокие 7-8 Легкость вступления в новые социальные контакты, легкость переключения в процессе общения, импульсивность в общении, широкий набор коммуникативных программ.

11. Скорость коммуникативная (СК) Низкие 2-3 Низкая речевая активность, медленная вербализация, речевая заторможенность.

Средние 4-6 Обычная скорость речевой активности и вербализации.

Высокие 7-8 Легкая и плавная речь, быстрая вербализация, высокая скорость речевой активности.

12. Эмоциональность Низкие 2-3 Низкая чувствительность к неудачам в общении, ощущение радости и уверенности в себе в процессе взаимодействия с другими людьми.

коммуникативная (ЭК) Средние 4-6 Среднеинтенсивное эмоциональное переживание в случае неудач в общении, типичная для человека чувствительность к оттенкам межличностных отношений; средневыраженная радость и уверенность в себе в процессе социального взаимодействия.

Высокие 7-8 Высокая чувствительность (ранимость) в случае неудач в общении, ощущение постоянного беспокойства в процессе социального взаимодействия; неуверенность, раздражительность в ситуации общения.

Содержание шкал характера (13-22)

Каждая из 10 шкал характера рассматривается как континуум динамико-содержательного свойства, которое варьирует в баллах от 2 до 8. По каждому свойству испытуемые могут быть распределены на три подгруппы:

• 2-3 балла - испытуемые с низкими значениями;

• 4-6 балла - испытуемые с средними значениями свойства.

• 7-8 баллов - испытуемые с высокими значениями свойства.

13. Гипертимность Низкие 2-3 Настроение понижено. Пессимистичны. Безынициативны. Мимика не выражена, координация движений выражена слабо. Не любят быстрых физических упражнений. Низкая жажда интеллектуальной деятельности. Малообщительны. Мнительны, возможна тенденция к зависимому поведению.

Средние 4-6 Настроение среднее. Среднеинициативны. Мимика выражена средне, средняя координация движений. Средняя потребность в интеллектуальной деятельности. Средняя общительность.

Высокие 7-8 Люди с высокими значениями по шкале «гипертимность» отличаются шумливостью, подвижностью, активностью, склонны к проявлению инициативы, не всегда обдуманной. Чувство дистанции, сохранение субординации в отношениях для них проблематично. Зачастую их интересует не результат деятельности, а сам процесс. Жажда интеллектуальной деятельности, хорошая оперативная память, быстрая сообразительность, развитые разносторонние способности, широчайший спектр поведенческих программ, непредсказуемость отличают гипертимиков-акцентуантов. Стремление к лидерству выступает как органично присущее свойство этих людей, им свойственно быть душой любой компании. Их отличает также низкая эмоциональная чувствительность к собственным ошибкам, высокий уровень притязаний, не всегда адекватная оценка реальных возможностей, собственных ресурсов. Как правило, гипертимы всегда имеют свое мнение о происходящем. Высокая креативность, развитая речь, эрудированность в сочетании с эмоциональной устойчивостью, решительностью, смелостью определяет успешность гипертимов в целом ряде профессиональных областей, в различных должностях.

14. Застревание Низкие 2-3 Не помнят никаких обид, немстительны, не замечают оскорблений, отсутствует честолюбие, не обращают никакого внимания на критические замечания. Отсутствуют эгоцентрические побуждения (либо они блокированы). Границы психического образа «Я» не очерчены, самоотношение не выработано. Формирование мотивации затруднено.

Средние 4-6 Обиды помнят недолго, месть быстро проходит, оскорбления быстро забываются, среднее адекватное честолюбие, адекватно реагируют на критические замечания.

Высокие 7-8 Люди с высокими значениями по шкале "застревание" живут и действуют под влиянием неугасающего эмоционального переживания, длительной, имеющей тенденцию к развитию, часто тщательно скрываемой, страсти. Они - терпеливые бескомпромиссные бойцы, ведущие свою собственную необъявленную войну, упорно отстаивающие личное превосходство над противником. Потерпев поражение, они не отчаиваются, не унывают, наоборот, черпают силы для новой борьбы. Критические замечания воспринимают как личное оскорбление. У них высокая эмоциональная чувствительность в системе отношений. По мнению К. Леонгарда, для них характерна ригидность аффекта "на уровне эгоистических побуждений". Разрядка аффекта затруднена или часто невозможна. Они склонны к длительным переживаниям. Фиксированы на определенной, личностно значимой цели. Их самооценка, как правило, завышена, у них прекрасная память, высокая обучаемость. Высокий уровень притязаний. Целеустремленны.

15. Эмотивность Низкие 2-3 Люди с низкими значениями по шкале «эмотивность» отличаются низкой эмпатией. Отрицают (или блокируют) чувство сострадания, склонны к девиантному (отклоняющемуся), в крайней степени выраженности -антисоциальному поведению.

Средние 4-6 Не выражают к людям особых чувств, относятся к людям сострадательно только в случае необходимости.

Высокие 7-8 У людей эмотивного типа развит "этический" комплекс. Им свойственны сострадательность, чуткость, обостренное чувство справедливости. У них развиты перцептивные и рефлексивные процессы. Эмоционально чувствительны и впечатлительны во всех сферах жизнедеятельности, но особенно в общении. Предъявляют высокие моральные требования не только к себе, но и к окружающим. Нередко выбирают сложные виды деятельности. Обладая обостренным чувством долга, ответственностью и исполнительностью, они могут добиваться хороших результатов в деятельности (чаще в гуманитарных науках, искусстве). Люди эмотивного типа не любят больших, шумных, азартных компаний, а предпочитают общение в узком кругу близких людей, которых понимают с полуслова.

16. Педантичность Низкие 2-3 Лица с низкими значениями по шкале «педантичность» отрицают стремление к тщательности, аккуратности, самоконтролю. Дома и на работе у них полный беспорядок. Вседозволенность, безнаказанность, безответственность -проявления на житейском уровне. Эта особенность может являться как результатом социальной запущенности, так и формой психологической защиты.

Средние 4-6 Аккуратны в меру; дома и на работе стараются поддерживать порядок по мере надобности; не любят, но согласны выполнять работу, требующую тщательности.

Высокие 7-8 Ведущими свойствами людей данного типа являются добросовестность, аккуратность, пунктуальность. Они не только скрупулезно знают нормы, регламентирующие условия, законы, правила, инструкции, но пытаются их выполнять и требовать этого от других. Решения принимаются ими взвешенно, только на основании проверенных фактов. В работе могут добиваться хороших результатов благодаря тщательному и всестороннему анализу предстоящей деятельности. Доверяют только собственным результатам. Они обладают высокой двигательной работоспособностью. Интеллектуально ригидны. Высокочувствительны к ошибкам в деятельности. Отличаются высоким уровенем притязаний. Ориентированы на собственные критерии. Эмпатия к другим людям слабо развита или отсутствует. Не претендуют на лидерство и охотно уступают его другим людям. В конфликты вступают редко.

17. Тревожность Низкие 2-3 Лица с низкими значениями по шкале "тревожность" отрицают (или блокируют) субъективные переживания страха. Не испытывают беспомощности, решительны, инициативны, всегда ощущают себя в безопасности. Бесстрашны в любой неизвестной ситуации, не боятся несчастных случаев.

Средние 4-6 Чувство страха адекватно ситуации.

Высокие 7-8 Лица с выраженной чертой обладают такими качествами, как тонкая восприимчивость, чрезмерно самокритичны, ответственны . В конфликты вступают крайне редко, играя в них в основном пассивную роль. Стремятся к эмоциональному комфорту. В новой, неопределенной ситуации моментально развиваются выраженные панические реакции, проявляющиеся в поведении и на вегетативном уровне. Монотонную, несложную работу выполняют с особой тщательностью, многократно перепроверяя ее. Самооценка низкая. Рефлексивные процессы гипертрофированы. Лишь иногда может наблюдаться импульсивная решительность как реакция на сильный страх.

18. Циклотимность Низкие 2-3 Деакцентуанты отрицают проявления колебания настроения, изменения активности, рефлексируют свое поведение как устойчивое, стабильное, независимое от внешних обстоятельств.

Средние 4-6 Настроение в целом устойчиво.

Высокие 7-8 У людей с высокими показателями по шкале наблюдаются выраженные смены настроения в зависимости от внешних обстоятельств или по внутренним причинам, причем поводы для смены настроения могут быть самые ничтожные. В период подъема они ведут себя как люди с гипертимной акцентуацией характера (общительны, с богатой мимикой, интеллектуально активны), в период же спада - как дистимичные (замкнуты, пассивны). Продолжительность каждой фазы может меняться от нескольких дней до нескольких лет. По сравнению с экзальтированным типом характера (высокая интенсивность, непродолжительность, бурное нарастание реакций), циклоидный тип отличается меньшей амплитудой и большим временным разбросом. Длительность фазы колеблется от нескольких недель до нескольких месяцев. Иногда фазы носят сезонный характер: гипертимные периоды наблюдаются осенью, дистимные -зимой, весной. С возрастом смены настроения происходят все реже, и человек приобретает черты какого-либо одного типа, чаще дистимического. Важным адаптивным фактором является наличие адекватной, успешной модели поведения как в гипертимной фазе, так и в дистимной.

19. Демонстративность Низкие 2-3 Лица, отрицающие у себя качества демонстративных черт, отличаются стеснительностью, искренностью и глубиной чувств, неэгоистичны, предпочитают держаться "в тени", избегают ситуаций, когда необходимо быть в центре внимания.

Средние 4-6 Средняя общительность; избегают демонстрировать себя, но и не прячутся от людей, если нужно выступить перед большой аудиторией.

Высокие 7-8 Представители демонстративного типа умеют прекрасно приспосабливаться к ситуации, мягки в общении, наблюдательны, артистичны, обаятельны, с развитым воображением, обладают умением органично вживаться в роль, которая соответствует их интересам. Инициативны, способны увлечь других неординарностью и оригинальностью своих поступков и мыслей, часто являются неформальными лидерами. Преуспевают в тех видах деятельности, где успех во многом зависит от производимого ими впечатления. Эгоцентричны. Им необходимо, чтобы о них говорили, на них смотрели, ими восхищались. Склоны к манипулятивному поведению.

20. Возбудимость Низкие 2-3 Лица с низкими значениями по шкале "возбудимость" проявляют исключительное хладнокровие, высокий уровень самоконтроля и саморегуляции в сфере эмоциональных реакций и отношений.

Средние 4-6 Стараются держаться хладнокровно, но иногда выходят из себя; способны адекватно контролировать сильные желания.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Высокие 7-8 Для лиц с высокими значениями по шкале " возбудимость" решающим фактором и для образа жизни, и для поведения в целом являеются не благоразумие, не логическое взвешивание своих поступков, а влечения, инстинкты, неконтролируемые импульсивные побуждения. То, что подсказывает им разум, они не принимают во внимание. Эгоцентричны. Границы собственного "Я" четко очерчены. Внушаемы. Амплитуда их эмоциональных реакций несоизмерима с побудившей их причиной. Эмоциональные реакции развиваются стремительно, бурно, по аффективному типу, выражаясь в поведении в виде разрядки, причем скорее физического, чем морального свойства. Обладают высокой скоростью и интенсивностью моторного поведения. Стремятся к соперничеству, преимущественно в психомоторной сфере поведения. Личное желание для людей возбудимого типа является практически единственным стимулом поведения, а собственная физическая сила -основным способом удовлетворения этого желания. Для лиц с возбудимым характером часто адекватным видом деятельности является физический труд. Их отличает бескомпромиссное стремление к победе, пренебрежение к собственным травмам и опасностям. Это нередко позволяет людям возбудимого типа добиваться значительных результатов. В спокойном состоянии впечатлительны, отзывчивы, аккуратны, добросовестны.

21. Дистимность Низкие 2-3 Отличительные особенности: многословие, эмоциональная подвижность, постоянная включенность в деятельность, широкий диапазон поведенческих программ.

Средние 4-6 В меру разговорчивы, разумные пессимисты, настроение ровное.

Высокие 7-8 Личности этого типа по натуре серьезны и обычно сосредоточены на мрачных, печальных сторонах жизни гораздо в большей степени, чем на радостных. В обществе дистимии-ческие люди почти не участвуют в беседе, лишь изредка вставляют замечания после длительных пауз. Круг их социальных контактов ограничен. Обладая высокоразвитыми рефлексивными процессами, в рассуждениях (чаще всего монологах) они постоянно пытаются устанавливать каузальные связи. Для них характерна низкая моторная активность. Однако они проявляют незаурядную интеллектуальную активность. Высоко эмоциональны. Тревожны, мнительны. Имеют высокую самооценку и высокий уровень притязаний. Люди этого типа очень медленно адаптируются к новым условиям. Они предпочитают постоянный, регламентированный образ жизни и привычную для них деятельность, и только в этом случае они могут добиться значительных успехов, т.к. к любому делу они относятся очень серьезно и ответственно. В отличие от депрессивного симптомокомплекса (краткого или длительного), осознаваемого индивидом как искажение эмоциональной сферы, дистимная черта характера является нормальным и устойчивым способом поведения человека в социуме.

22. Экзальтированность Низкие 2-3 При низких значениях шкалы «экзальтированность» наблюдается однообразие эмоциональных реакций. Все виды деятельности эмоционально не окрашены, стереотипны. Создается впечатление эмоциональной отчужденности - «все равно».

Средние 4-6 Средняя эмоциональная восприимчивость, устойчивое, ровное настроение.

Высокие 7-8 Лица с акцентированной чертой бурно реагируют на различные жизненные ситуации. Настроение изменчиво в течение суток. Колебания настроения играют существенную роль в формировании мотивации, ситуации принятия решения. Работоспособность, самооценка, самоотношение зависят от текущего настроения. Принципы и тактики их жизни неустойчивы. Прогнозы часто интуитивны, немотивированны, деятельность всегда эмоционально окрашена. Чрезмерная эмоциональность сочетается с вегетативной лабильностью: легко краснеют, бледнеют, изменяется частота сердечных сокращений, артериальный тонус. Мимика всегда соответствует текущему настроению. Не способны скрывать свои чувства.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ Русалов Владимир Михайлович д.пс.н.. профессор, доктор психологических наук, главный научный сотрудник лаборатории психологии и психофизиологии индивидуальности им. В. Д. Небылицына Института психологии РАН, Москва

Манолова Олеся Николаевна к.пс.н.. доцент кафедры акмеологии и психологии профессиональной деятельности РАГС при Президенте РФ, Москва

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.