question, but many aspects of the issues are still not fully understood. The modern stage of development of the theory and practice ofpsychology is characterized by a greater attention to the in-depth study of the influence of stress on the development of personality that has important scientific value.
Stresses in modern life are important. They affect human behavior, work, health, relationships with others. This makes it necessary to study not only the mechanism of stress and its effects on humans, but also the study of the problem of stress resistance of a personality and effective behavior in situations of stress.
The article also says that the survey obtained additional data: students with a low threshold and the degree of resistance to stress and students with a high degree of resistance to stress differ between themselves on anxiety and coping behavior. To overcome stress, it is necessary to be methodical and well-organized.
In the article it is assumed that the psychological condition of students of the first year is determined by the process of adaptation to a new institution, the adaptation to the new methods of teaching, and students of the last year - by the forthcoming completion of the training, passing State qualification examinations, the change of the social environment of the status.
Key words: stress, students, education, coping, behavior, personality, the man.
Original article submitted 12.06.2014; revision submitted 12.06.2014
Natalya L. Klyachkina, candidate of pedagogics, associate professor, department of Psychology and Pedagogics.
УДК 376.32
ФОРМИРОВАНИЕ ТРУДООХРАННОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ В ИНКЛЮЗИВНОМ ОБРАЗОВАНИИ
Л.А. Колыванова1, Т.М. Носова2 1Кинель-Черкасский медицинский колледж
446350, Самарская область, с. Кинель-Черкассы, ул. Красноармейская, 60 А E-mail: larisaleksandr@yandex.ru
2 Поволжская государственная социально-гуманитарная академия 443090, г. Самара, ул. Антонова-Овсеенко, 26
Статья посвящена инклюзивному профессиональному образованию студентов с ограниченными возможностями здоровья по зрению. Формирование трудоохранной культуры, повышение безопасности жизнедеятельности и социального статуса инвалидов и других маломобильных групп населения - актуальный вопрос сегодняшнего дня. При этом важно, чтобы в процессе инклюзивного профессионального образования у будущего специалиста были сформированы умения и навыки безопасности жизнедеятельности, охраны труда и культуры здоровья, он мог пропагандировать безопасный и здоровый образ жизни среди окружающих. В этой связи важную роль в профессиональной подготовке студентов-инвалидов медицинского колледжа играют дисциплины медико-биологического цикла, экологии, безопасности жизнедеятельности,
Лариса Александровна Колыванова, кандидат педагогических наук, менеджер по связям с общественностью.
Тамара Михайловна Носова, доктор педагогических наук, профессор кафедры «Зоология и анатомия, физиология, безопасность жизнедеятельности».
охраны труда, знания которых позволят эффективно осуществлять трудовую деятельность на основе сформированной трудоохранной культуры. Трудоохранная культура является одной из важнейших составляющих культуры безопасности жизнедеятельности людей с ограниченными возможностями здоровья по зрению, которая способствует в профессиональной подготовке развитию аналитических и коммуникативных качеств будущих специалистов, определяющих уровень безопасности в их социально-трудовой деятельности. Сочетание знаний и умений по безопасности труда и охране здоровья объективно составляет основное содержание трудоохранной культуры, базовым компонентом которой является профессиональная культура, призванная обеспечивать качественное выполнение работы.
Важную роль в формировании трудоохранной культуры обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по зрению и других маломобильных групп населения имеет курс «Безопасность жизнедеятельности», раскрывающий основные положения к развитию безопасной жизнедеятельности и сохранению здоровья на рабочем месте инвалидов с учетом степени риска и причинения вреда.
Ключевые слова: трудоохранная культура, охрана труда, безопасность, безопасность труда, культура безопасности жизнедеятельности, инклюзивное образование, студенты с ограниченными возможностями здоровья.
В настоящее время Россия находится на пути инновационного развития, в котором важная роль принадлежит среднему профессиональному образованию, ориентированному на выполнение социального заказа общества по обеспечению рынка труда квалифицированными специалистами, способными легко адаптироваться к профессиональной деятельности, развивая трудоохранную, экологическую, духовно-нравственную культуру, безопасность жизнедеятельности и здоровье.
В программном правительственном документе «Стратегия развития молодежи Российской Федерации на период до 2025 года» отмечено, что «...модернизация общества предполагает становление новой культуры, ценностями которой являются самостоятельное действие и предприимчивость, соединенные с ценностями солидарной ответственности за общественное благосостояние и устойчивое взаимодействие общества и природы.», что развитие культуры безопасности жизнедеятельности является важнейшим условием социально-экономического благополучия страны [15]. Данная стратегия рассматривает молодых специалистов не только как активный субъект преобразования общества, драйвер развития и лидерства государства, но и как субъект социализации, ценнейший кадровый ресурс его экономического роста, которого можно достичь путем формирования у молодежи трудовых навыков и культуры безопасности жизнедеятельности.
В современном мире культура безопасности жизнедеятельности, являясь одной из общечеловеческих ценностей, включает в себя системообразующий комплекс культур смежных интегрирующих научных областей (социально-экономическая, политическая, экологическая, психолого-педагогическая, профессиональная). Однако в условиях становления экономики наиболее важной ее составляющей выступает трудоохранная культура.
Согласно А.К. Маренго, трудоохранная культура - это опыт разумной жизнедеятельности человека в сфере охраны труда, опирающийся на профессиональные знания, умения и навыки субъекта труда, обеспечивающие приемлемый уровень безопасности его трудовой деятельности [8]. По его мнению, сочетание знаний практико-ориентированной деятельности по безопасности труда и охране окружающей среды объективно составляют основное содержание
трудоохранной культуры, базовым компонентом которой является профессиональная культура, призванная обеспечивать качественное выполнение работы.
Ряд исследователей (А.П. Беляева, А.К. Маренго, О.Н. Русак, Ю.Г. Сорокин) считают, что вопросы безопасности жизнедеятельности являются важным условием формирования трудоохранной культуры в процессе профессиональной деятельности работников. Дефиниция понятия «безопасность» многообразна и разнообразна.
В толковом словаре В.И. Даля безопасность трактуется как «отсутствие опасности, сохранность, надежность» [3], в то время как словарь С.И. Ожегова определяет ее как «состояние, при котором не угрожает опасность и есть защита от опасности» [11].
В международных документах МАГАТЭ безопасность - это состояние защищенности человека, общества и окружающей среды от чрезмерной опасности. При этом понятие «чрезмерная опасность» раскрывается в тексте самого определения: «Безопасность - свойство реальных процессов и систем, содержащих источники угрозы и их возможные жертвы, сохранять динамическое состояние с приемлемой возможностью причиненного ущерба от происшествий» [9].
В общей теории безопасности государства, научных трудах и научно-исследовательских работах по безопасности в числе основных понятий рассматриваются: «безопасность жизнедеятельности», «защищенность», «субъекты и объекты безопасности», «система безопасности», «безопасность труда» [1]. В своем исследовании мы акцентировали внимание на безопасности труда медицинского персонала.
По мнению Д.В. Зеркалова, безопасность труда - это состояние условий труда, при котором исключено воздействие вредных и опасных производственных факторов на работников [5].
Следует отметить, что понятие «безопасность труда» относится к конкретному процессу труда любого работающего или обучающегося. Обеспечение безопасности труда является важнейшей составной частью охраны труда специалистов.
Согласно Трудовому кодексу РФ, охрана труда есть система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, реабилитационные, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические и иные мероприятия [16].
Решение проблем охраны труда, улучшение социального самочувствия, повышение безопасности работников и уровня трудоохранной культуры входят в число приоритетных направлений деятельности правительства Самарской области. Так, численность занятого и экономически активного населения Самарского региона в среднем составляет 96,6 %, что выше аналогичного показателя по РФ и Приволжскому федеральному округу (94,5 и 94,7 % соответственно) [2].
Согласно прогнозу баланса трудовых ресурсов Самарской области на 2013-2015 гг., трудоспособное население губернии составляет 6093,0 тыс. человек, среди которых 4537,0 тыс. заняты в экономике, где наиболее востребованными являются: обрабатывающие производства - 988,9 тыс., сфера торговли - 807,9 тыс., операции с недвижимым имуществом - 399,8 тыс., сфера образования - 369,3 тыс. работающих. На долю государственного управления и обеспечения безопасности приходится 224 тыс. специалистов, что составляет 3,7 % всего трудоспособного населения Самарского региона [12].
Однако при осуществлении многих видов профессиональной деятельности работники подвергаются воздействию опасных и вредных производственных факторов, оказывающих неблагоприятное воздействие на их здоровье. При этом каждый третий тру-
дящийся, или 31,7 % от списочной численности населения, занятый в основных видах экономической деятельности региона, работает в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам. Ежегодно производственные травмы получают около 1 тыс. человек, из которых 70-80 погибают.
Особое значение обеспечение охраны труда имеет для людей с ограниченными возможностями здоровья, занятых трудовой деятельностью.
В настоящее время в Самарском регионе проживает более 247 тыс. инвалидов, что составляет 8 % населения области. Количество инвалидов I группы составляет 9,1 %, II - 58,6 %, III - 28,7 %. Основными причинами первичной инвалидности являются болезни системы кровообращения (44,1 %), патология эндокринной системы (19,9 %), болезни костно-мышечной системы (10,21 %), травмы (4,51 %) и психические расстройства (3,4 %). С потерей зрения в области проживает около 3 тысяч человек. За последние пять лет общая численность слепых и слабовидящих увеличилась почти на 50 %, вместе с тем их занятость в профессиональной сфере неуклонно сокращается.
Сегодня в общественном производстве Самарской губернии занято лишь 15 % от общего числа людей с ограниченными возможностями здоровья. Доля безработных инвалидов за последние три года в Самарской области возросла с 4,9 до 6,4 % из-за объективных сложностей с их трудоустройством (ограничения к определенным видам деятельности, трудности доставки до рабочего места в случае его удаленности, неэффективность квотирования рабочих мест и т. п.) [12].
Однако основной причиной безработицы людей с инвалидностью является отсутствие необходимых условий труда, обеспечивающих безопасность профессиональной деятельности работников и исключающих возможность ухудшения их здоровья или травматизма на рабочем месте.
Создание безопасного труда инвалидов является необходимым условием для всех отраслей экономической деятельности, предприятий, учреждений и организаций различных форм собственности независимо от сферы профессиональной деятельности и ведомственной подчиненности, в которых применяется труд людей с ограниченными возможностями здоровья.
В этой связи А.М. Новиков утверждает, что вопросы трудовых отношений и охраны труда относятся к числу общепрофессиональных знаний и отражают уровень профессиональной квалификации специалистов. Трудоохранные знания относятся к фундаментальным сквозным знаниям, которые необходимы для работы повсюду и по любой профессии [10]. Это вызывает необходимость в поиске средств, позволяющих инвалидам быстро адаптироваться в окружающей среде, приобретая востребованную и соответствующую своим физическим возможностям профессию.
Одним из таких средств выступает инклюзивное среднее профессиональное образование, под содержанием которого понимаются специально отобранные и приведенные в определенную систему профессиональные знания, умения, навыки, нормы и ценности, которыми должны овладеть будущие специалисты в процессе обучения [4].
Инклюзивное (франц. inclusif - включающий в себя) образование представляет собой процесс развития общего образования, в который включены все обучаемые несмотря на их физические и интеллектуальные особенности, на основе учета особых образовательных потребностей (ЮНЕСКО).
Как следует из ст. 24 Конвенции ООН «О правах инвалидов», принятой правительством России в 2008 г., «...в целях реализации права на образование государство должно обеспечить инклюзивное образование на всех уровнях и
обучение в течение всей жизни человека». В связи с этим президент РФ В.В. Путин, акцентировав свое внимание на его развитии, указал: «.мы обязаны создать нормальную систему образования для обучаемых с ограниченными возможностями здоровья, способствуя тому, чтобы они получали знания в обычных образовательных учреждениях, так как образование представляет собой один из определяющих этапов жизни человека, формирующих личность, являясь решающим как для индивидуального успеха, так и для долгосрочного развития всей страны» [13].
В настоящее время из 82 государственных образовательных учреждений среднего и начального профессионального образования Самарской области только в пяти из них реализуется программа инклюзивной профессиональной подготовки специалистов. Одним из таких образовательных учреждений является Кинель-Черкасский медицинский колледж.
Медицинский колледж представляет собой государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования, в котором обучаются иногородние студенты (74) с нарушением зрения из 20 регионов России.
Профессиональные образовательные программы колледжа разработаны на основе федеральных государственных образовательных стандартов III поколения по следующим специальностям: «Лечебное дело» (квалификация «Фельдшер»); «Сестринское дело» (квалификация «Медицинская сестра»); «Медицинский массаж» (квалификация «Медицинская сестра/Медицинский брат по массажу» для инвалидов по зрению). Основными образовательными задачами в колледже выступают: социальный заказ общества в квалифицированных специалистах среднего звена; интеллектуальное, культурное и духовно-нравственное развитие личности студентов; развитие у обучающихся медицинских, социально-адаптивных, здоровьесберегающих и трудоохранных знаний и умений, способствующих осуществлению трудовой деятельности; толерантность обучения в рамках реабилитации студентов в коллективе, способствующая созданию для них безбарьерной среды жизнедеятельности, условий для успешной социализации [6].
При этом важно, чтобы в процессе инклюзивного профессионального образования будущий специалист овладел методикой безопасности жизнедеятельности, охраной труда и здоровьесберегающими технологиями, мог пропагандировать безопасный и здоровый образ жизни среди окружающих. Поэтому в профессиональной подготовке студентов медицинского колледжа важную роль играют дисциплины медико-биологического цикла, экологии, безопасности жизнедеятельности, охраны труда, знания которых позволяют не только грамотно строить трудовую деятельность, но и формировать трудоохранную культуру [7].
Важную роль в формировании трудоохранной культуры обучающихся с нарушением зрения имеет курс «Безопасность жизнедеятельности», раскрывающий основные требования безопасности и сохранения здоровья на рабочем месте инвалидов, с учетом степени риска и причинения вреда.
Согласно Постановлению главного государственного санитарного врача РФ № 30 «Об утверждении Санитарных правил 2.2.9.2510-09» от 18 мая 2009 г., работа, которую могут выполнять инвалиды по зрению, зависит от состояния их основных зрительных функций. Одним из требований по организации рабочего места незрячего специалиста выступает обеспечение рабочих мест и технологического оборудования системой ориентиров (осязательных, слуховых, зрительных), способствующих безопасному осуществлению трудовой деятельности [14].
Основные характеристики условий труда на рабочих местах инвалидов вследствие зрительных нарушений приведены в таблице.
Гигиеническая характеристика (классы) условий труда на рабочих местах инвалидов вследствие патологии органа зрения (по рекомендации ВОС)
ЧО 9
№ Вид патологии Санитарно-гигиенические факторы
Микроклимат Излучение Шум Вибрация Ультразвук, инфразвук Аэрозоли (пыль) Освещен ность рабочей поверхно сти, лк Вредные вещества
1 Дегенеративная миопия. Глаукома 1-2 кл. - ПДУ — — — 250—700 —
2 Атрофия зрительных нервов 1-2 кл. — ПДУ — — ПДК 250—700 —
3 Врожденные аномалии глаз 1 кл. - — — — — 200—500 —
4 Вывих, подвывих хрусталика 1-2 кл. ПДУ — — ПДУ — 100—500 ПДУ
5 Катаракта 1-2 кл. — — ПДУ ПДУ ПДУ 250—700 —
6 Рубцы и помутнения роговицы - ПДУ — ПДУ — — 250—700 —
7 Высокая гиперметропия 1 кл. — — — — ПДУ 250—700 ПДУ
Кроме того, на рабочих местах инвалидов по зрению соотношение между коэффициентами отражения рабочих поверхностей и обрабатываемых изделий должно быть не менее 1:3, что достигается покраской рабочих поверхностей в цвета, подобранные по цветовому контрасту к обрабатываемому материалу:
- для деталей холодного цвета (сталь, алюминий) - теплые цвета (кремовый);
- для деталей теплого цвета (медь, латунь) - холодные цвета (серо-голубой);
- для деталей темного цвета - светлые тона.
Исходя из вышеизложенного одним из результатов нашего исследования явилось выявление степени готовности студентов с нарушением зрения к риску. Диагностика осуществлялась по методике А.М. Шуберта «Уровень личностной готовности к риску - PSK». Респондентам предстояло ответить на перечень вопросов анкеты, обработка результатов которой осуществлялась путем подсчета совпадений ответов испытуемых с ключом.
Результаты исследования показали, что готовность к риску у студентов I курса имеет высокие показатели - 31 балл (73 % обучающихся), о чем свидетельствует наличие у них низкой мотивации к избеганию неудач и отсутствие профессионального опыта в области здоровьесбережения и безопасности труда. Среднее значение готовности к риску (9 баллов) было выявлено у 16 % и наименьшее - у 11 % обучающихся с нарушением зрения. Помимо этого, первокурсники обладали эмоциональной раздражительностью, конфликтностью, проявляемыми при смене рода деятельности, что вызывало необходимость индивидуального подхода в процессе их обучения. Анализ данных тестирования обучающихся III курса показал, что высокая готовность к риску наблюдалась у 17 % выпускников; средняя - у 29 %; нежелание совершать рискованные поступки характерно для 54 % студентов. Это свидетельствовало о высоком уровне их профессионализма, нервно-психической устойчивости и адекватной самооценке своих действий.
В этой связи нами была исследована образовательная среда медицинского колледжа, адаптированная к специальным потребностям студентов с нарушением зрения и обеспечивающая формирование у них трудоохранной культуры.
Диагностика изучения отношения обучающихся к образовательной среде колледжа осуществлялась по методике И.А. Баевой, последующая обработка результатов проводилась по формуле
Xi
Y = -X- х 100%, Xij '
где Xi - количество показателей по данному типу;
Xij - объем выборки;
Y - первичный показатель (процент выбора по данному показателю).
Общий индекс удовлетворенности образовательной средой профессионального учреждения, рассчитываемый как суммарная оценка значимых характеристик, имел следующий вид: I курс - 0,53; II курс - 0,67; III курс - 0,84 при max=1,0.
Данные показатели свидетельствовали о том, что первокурсники менее адаптированы к образовательной среде колледжа, чем обучающиеся последующих курсов, что влекло за собой снижение уровня их социально-трудовой реабилитации и соответственно развития трудоохранной культуры.
Таким образом, значимую роль в формировании трудоохранной культуры студентов с нарушением зрения в рамках безопасности жизнедеятельности играла образовательно-реабилитационная среда, рассматриваемая нами как результат взаимоотношений всех участников образовательного процесса, где особая роль принадлежит инклюзивному профессиональному образованию, обеспечивающему в дальнейшем охрану их труда и сохранение здоровья.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Баева И.А., Бурмистрова Е.В., Лактионова Е.Б., Рассоха Н.Г. Обеспечение психологической безопасности в образовательном учреждении: Практ. руководство / Под ред. И.А. Баевой. - СПб., 2006. - 288 с.
2. Государственная программа Самарской области «Содействие занятости населения Самарской области на 2014-2020 годы» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://trud.samregion.ru/Attachment.axd
3. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. - Т. 1. - М., 1989. - 432 с.
4. Думченко Н.И. Подготовка квалифицированных рабочих широкого профиля. - М.: Высшая школа, 1984. - 64 с.
5. ЗеркаловД.В. Безопасность труда: Хрестоматия. - К.: Основа, 2009. - 602 с.
6. Колыванова Л.А. Модель формирования культуры безопасности жизнедеятельности в профессиональной подготовке студентов с ограниченными возможностями здоровья в медицинском колледже // Казанская наука: Сб. науч. статей. - № 4. - Казань: Казанский издательский дом, 2011. - С. 173-177.
7. Колыванова Л.А., Носова Т.М., Петроченко Т.Н. Формирование культуры безопасности жизнедеятельности в инклюзивном профессиональном образовании: учеб-метод. пособие. - Самара: Порто-принт, 2012. - 301 с.
8. Маренго А.К. Трудоохранная культура: педагогическая теория и практика / Под ред. А.П. Беляевой. - СПб.: Алетейя, 2001. - 251 с.
9. Международные документы МАГАТЭ по безопасности [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://fas.org/sgp/crs/nuke/RL34234.pdf
10. НовиковА.М. Профессиональное образование. - М.: ИЦПНО РАО, 1997. - 255 с.
11. Ожегов С.И. Словарь русского языка. - Изд. 22-е, стер. - М.: Русский язык, 1990. - 921 с.
12. Прогноз баланса трудовых ресурсов Самарской области на 2013-2015 гг. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://trud.samregion.ru/Attachment.
13. Проект Закона РФ «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании)» // Дефектология. - 2008.
14. Санитарные правила СП 2.2.9.2510-09 «Гигиенические требования к условиям труда инвалидов» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.norm-load.ru/SNiP/Data
15. Стратегия развития молодежи Российской Федерации на период до 2025 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.fadm.gov.ru/upload/iblock/
16. Трудовой кодекс РФ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://base.garant.ru/
Поступила в редакцию 26.06.2014; в окончательном варианте 26.06.2014
UDC 376.32
THE FORMATION OF THE OCCUPATIONAL HEALTH SAFEGUARDS CULTURE OF STUDENTS WITH DISABILITIES IN INCLUSIVE EDUCATION
L.A. Kolyvanova1, T.M. Nosova2
1 Kinel-Cherkasy medical College
60A, Krasnoarmeyskaya str., S. Kinel-Cherkassy, Samara region, 446350 E-mail: larisaleksandr@yandex.ru
2 Volga state social-humanitarian Academy 26, Antonova-Ovseenko str., Samara, 443090
The article is devoted to inclusive education of students with disabilities. The formation of the occupational health safeguards culture, the increase of safety of life and the social status of disabled social groups are relevant questions today. It is important that in the process of inclusive professional education of future specialists skills, life safety, occupational safety and
health culture were formed so that the student could promote a safe and healthy way of life among others. In this regard, an important role in the professional training of disabled students of medical College play medical and biological disciplines, ecology, life safety, labor protection, the knowledge of which will allow to effectively carry out labour activity on the basis of generated occupational health safeguards culture.
Occupational health safeguards culture is one of the most important components of the safety culture of life ofpeople with disabilities, which promotes in the professional training of the development of analytical and communicative skills of future specialists, determine the security level in their social and work activities. The combination of knowledge and skills on safety and health objectively the main content of the occupational health safeguards culture, the basic component of which is a professional culture that aims to provide quality performance. An important role in shaping occupational health safeguards culture of students with disabilities, visually impaired and other disabled people is of course «life safety», revealing the basic provisions to the development of safe life and health in the workplace of persons with disabilities, taking into account the degree of risk and harm.
Key words: occupational health safeguards culture, health, safety, labor safety, safety culture of life, inclusive education, students with disabilities.
Original article submitted 26.06.2014;
revision submitted 26.06.2014
Larisa A. Kolyvanova, candidate of pedagogical Sciences, Manager of public relations. Tamara M. Nosova, doctor of pedagogical Sciences, Professor of the Department of «Zoology and anatomy, physiology, life safety».
УДК 378.147
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО ИНЖЕНЕРА
Т.Н. Кочетова
Самарский государственный технический университет 443100, г. Самара, ул. Молодогвардейская, 244 E-mail: tnkochetova@list.ru
Математическая подготовка представляется как условие успешной профессиональной деятельности студентов. Акцентируется внимание на федеральных государственных стандартах высшего профессионального образования. Рассматриваются задачи дисциплины «математика» инженерной специальности, выделены способности и умения, развитие которых возможно в процессе математической подготовки. Представлена возможность использования информационно-коммуникационных технологий при изучении дисциплины «математика».
Ключевые слова: математическая подготовка, профессиональная подготовка инженера, информационно-коммуникационные технологии.
Изменения, происходящие в современном профессиональном образовании высшей школы, основной целью которых является подготовка специалиста конкурентоспособного, обладающего определенным набором компетенций, умеющего решать профессиональные задачи, предполагает при организации образовательного процес-
Татьяна Николаевна Кочетова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Высшая математика и прикладная информатика».