<<Ш11ШетиМ-^©и©Ма1>#2126)),2(0]9 / SOCIOLOGICAL ЮЕШ
contemporary Russian ultranationalism // Modern interpretations of Russian nationalism. / Ed. Marlene Laruel. - Stuttgart: Ibidem-Verlag, 2007. - 139-148s.
6. Barkashov, A.P. What is the mission of the Russian people [electronic resource]. / A.P. Barkashov. -Access mode: http://soratnik-rne.umi.ru [appeal date 01/15/2018]
7. Russian Union of All People // Wikipedia. [2012—2018]. Date updated: 04/19/2018. URL: https://ru.wikipedia.org/?oldid=92173572 (access date: 12/27/2018)
6L
8. Movement against illegal immigration // Wikipedia. [2015-2018]. Update date: 09/21/2018. URL: https://ru.wikipedia.org/?oldid=95195921 (access date: 01.01.2018).
9. National Socialist Society // Wikipedia. [20142018]. Update date: 10/24/2018. URL: https://ru.wik-ipedia.org/?oldid=95778447 (access date: 12/27/2018)
10. Sadovskaya Yu. Ethnopolitical Maneuver [electronic resource]. / Yu. Sadovskaya. -Access mode: http://www.ng.ru/politics/2011-05-11/1_rogozhin.html [appeal date 01/17/2018]
Литвинцева С.А.
ФГБОУ ВО «Дальневосточный государственный медицинский университет» Минздрава России г. Хабаровск
ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИОННЫХ ОСНОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ
Litvinceva S.
Far East state medical University Ministry of health of Russia Khabarovsk
FORMATION OF THE MOTIVATIONAL BASIS OF PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION OF
STUDENTS
Аннотация
На основании социологического опроса изучена структура мотиваций, выбора профессии врача студентами 6 курса лечебного и педиатрического факультета Дальневосточного государственного медицинского университета. Проведена оценка факторов, влияющих на трансформацию мотивационных составляющих способствующих успешному овладению профессиональными компетенциями. Выявлены факторы детерминирующие успешное профессиональное самоопределение будущих врачей.
Abstract
On the basis of a sociological survey, the structure of motivations for the choice of a medical profession was studied by students of the 6th year of the medical and pediatric faculty of the Far Eastern State Medical University. An assessment of the factors influencing the transformation of motivational components contributing to the successful mastery ofprofessional competencies has been carried out The factors determining successful professional self-determination of future doctors are revealed.
Ключевые слова: врач, профессиональный выбор, компетенции
Keywords: doctor, professional choice, competence
Актуальность проблемы мотивационных основ формирования профессиональных компетенций не вызывает сомнения, мотивации занимают ведущее место в структуре процесса профессионального самоопределения на различных этапах подготовки как будущих специалистов, так и повышения уровня уже полученных знаний, навыков и опыта у практикующих врачей. Эффективность системы здравоохранения в целом зависит от решения многих проблем, в том числе и от уровня профессиональных компетенций и мотивации медицинского персонала. Специфика подготовки современных медицинских работников обусловлена тем, что это особая сфера образовательного процесса, которая существенно отличается от образовательной деятельности вузов иной направленности. Успешность учебной деятельности студентов
медицинских вузов детерминирована уровнем развития мотивационной сферы личности как совокупности стойких мотивов выражающих её направленность.
Динамически меняющееся российское общество постоянно выдвигает новые требования к высшей медицинской школе как социальному институту, который опосредованно влияет на уровень доступности, качества и безопасности медицинской помощи широким слоям населения, что в ближайшие годы должно быть обеспечено за счет повышения структурной эффективности системы здравоохранения в целом [6, 4, 1]. Причем в этом направлении реализуются следующие меры:
^ переориентация части объемов медицинской помощи со стационарного на амбулаторный этап;
62
ШОКШШШСАк ЮШМЭЖ! /
^ широкое развитие ресурсосберегающих, стационарозамещающих технологий,
^ модернизация системы первичной медико-санитарной помощи и др.
В этой связи следует отметить, что система подготовки специалистов, обладающих необходимым уровнем освоения профессиональных компетенций, является приоритетной задачей медицинских образовательных учреждений и системы здравоохранения в целом.
На сегодняшний день отбор студентов в высшую медицинскую школу ограничивается результатами ЕГЭ. Но набор абитуриентов на факультеты, где ведётся подготовка будущих врачей, без учета достаточного уровня мотиваций к освоению медицинской профессии, стимулирует рост числа «случайных» студентов, что дополняется распространенной социальной практикой зависимости выбора профессии от степени благоприятности условий поступления и уровня будущих доходов, а не профессиональных мотиваций и стремлений оправдать ожидания общества [3,2, с 14].
С точки зрения формирования мотивационных основ в процессе профессионализации студенческая среда неоднородна. Одни студенты мотивированы стремлением к познанию, желанием овладеть высокими профессиональными навыками и умениями по выбранной специальности. Другие мотивированы получением диплома о высшем медицинском образовании для удовлетворения собственных амбиций. С завершением стадии выбора профессии и созданием личного профессионального плана, будущие врачи вступают в стадию собственно профессионального самоопределения. В определенной мере это соответствует популярной за рубежом теории профессионального развития Д. Сьюпера, объединившего в ней феноменологические концепции с дифференциальной психологией [10].
Изучение мнения выпускников медицинского вуза относительно структуры мотивов, повлиявших на выбор будущей профессии и факторов, определяющих формирование профессиональных компетенций, явилось целью настоящего исследования.
Материал и методы. В ходе исследования изучены аспекты, повлиявшие на выбор студентами врачебной специальности и формирование профессиональных компетенций, которые стали источником задач для достижения поставленной
цели в виде формирования мотиваций в процессе овладении профессиональными знаниями и умениями.
Объектом исследования стали студенты лечебного и педиатрического факультетов ФГБОУ ВО «Дальневосточный государственный медицинский университет» (ФГБОУ ВО ДВГМУ) Минздрава России. Предмет исследования - оценка выбора профессии врача, анализ мотиваций овладения профессиональными компетенциями. Метод исследования - анкетный опрос в сочетании с полустандартизированным индивидуальным и коллективным интервью. В течение 2018 г. социологическим опросам были подвергнуты студенты 6 курсов лечебного (п=110) и педиатрического (п=85) факультета ДВГМУ.
Обсуждение результатов. Выбор профессии врача зависит от многих обстоятельств. В частности, - насколько будущая профессиональная деятельность соответствует склонностям и способностям человека, а так же уровню мотивационного потенциала для выбора и формирования новой социальной роли. Поэтому формирование высокого уровня мотиваций к овладению профессиональными знаниями и умениями, придающих обучению основам медицинской профессии значимый смысл, является одной из главных задач преподавания [5, с 119]. Зачастую будущий врач пользуется лишь интуитивным желанием выбора специальности. В связи с этим нередко выбор становится ошибочным, что приводит к вынужденной смене специальности, или уходу из профессии [8,9,7].
По данным социологического опроса выпускников ДВГМУ в качестве ведущих факторов, повлиявших на выбор профессии врача (табл.1), респонденты указали на:
^ интересная специальность(26,17± 2,24%)
^ желание помогать/лечить людей(24,87± 2,20%)
^ склонность (призвание) к профессии врача(12,69± 1,69%)
^ получение высшего образования(9,84± 1,52%)
^ престижность профессии врача (9,33± 1,48%)
^ высокооплачиваемую профессию(13,21%)
^ желание пойти по стопам родителей (родственников) (5,70± 1,18%)
^ совет родителей (5,44± 1,15%) и др.
Таблица 1
Мотивы выбора профессии при поступлении в ДВГМУ (%)
Лечебный Педиатрический Оба факультета
Желание помогать/лечить людей 27,39±2,94 21,15±3,27 24,87± 2,20
По стопам родителей 6,52±1,53 4,459±1,66 5,70± 1,18
Склонность (призвание) к профессии 13,91±2,28 10,90±2,49 12,69± 1,69
Высокооплачиваемая профессия 3,48±1,21 1,28±0,90 2,59± 0,81
Интересная специальность 25,22±2,86 27,56±3,58 26,17± 2,24
Престижная профессия 7,39±1,73 12,18±2,62 9,33± 1,48
Посоветовали родители 3,91±1,28 7,69±2,13 5,44± 1,15
Было все равно куда поступать 1,74±0,86 1,28±0,90 1,55± 0,83
Получение высшего образования 8,26±1,82 12,18±2,62 9,84± 1,52
Затрудняюсь ответить 2,17±0,96 1,28±0,90 1,81± 0,68
<<Ш11ШетиМ-^©и©МА1>#2126)),2(0]9 / ШСШУШОСАк ЮЕШ
Выявлена разница мотиваций студентов лечебного и педиатрического факультета, в частности желание помогать/лечить людей превалирует у абитуриентов лечебного факультета (27,39±2,94%), зато интерес к специальности превалирует у студентов педиатрического факультета (27,56±3,58%). Последующие места в рейтинге выбора медицинской специальности занимали на лечебном факультете: интересная специальность, склонность (призвание) к профессии, получение высшего образования, престиж профессии, пойти по стопам родителей, последовать их совету, уровень заработной платы и все равно куда поступать. Затруднились с ответом 2,17±0,96% выпускников лечебного факультета. Что же относительно педиатрического факультета, то последующие места в рейтинге выбора медицинской специальности занимали: желание помогать людям, получение высшего образования, престиж профессии, призвание к профессии, склонность (призвание) к профессии, пойти по стопам родителей или последовать их совету, уровень заработной платы и все равно куда поступать. Затруднились с ответом 1,28±0,90% выпускников педиатрического факультета.
Система набора абитуриентов для обучения в высшей медицинской школе не учитывает особен-
63.
ностей профессии врача, требующей как призвания, так и высокого уровня мотивации к освоению профессионального мастерства, что сказывается на уровне потерь (отчисления) студентов в процессе обучения. Успешность учебной деятельности с целью формирования профессиональных компетенций у студентов лечебного и педиатрического факультетов детерминирована уровнем развития мо-тивационной сферы личности. Мотив для будущего врача представляется в виде внутреннего побуждение к профессиональной активности (деятельности, общению, поведению), направленной на сохранение и улучшение здоровья пациентов.
Отдельные студенты были не готовы и не мотивированы к значительным нагрузкам, связанным даже с начальным этапом профессиональной подготовки, что отрицательно сказывается на уровне успеваемости и формирует разочарование профессиональным выбором. Доля студентов лечебном факультета разочаровавшихся в выборе профессии врача была выше, чем на педиатрическом (29,09% и 18,82% соответственно). Причем, у более чем, половины будущих педиатров мотивы правильности выбора профессии достоверно выше (р <0,05) (рис.1).
60,00 50,00 40,00 30,00 20,00 10,00 0,00
й
54,12
Т 1 "> 1
29,09
31,82
6 леч 6 пед
мотивы выборане разочаровались в затруднились с изменились сделанном выборе ответом
Рис. 1. Оценка уровня динамики правильности выбора профессии врача выпускниками лечебного и
педиатрического факультетов ДВГМУ
Профессиональное развитие и формирования уровня профессиональных компетенций будущих врачей напрямую связано с уровнем академической успеваемости. Анализ причин отрицательно и положительно влияющих на мотивации к освоению профессионального мастерства показывает, что среди причин, тормозящих профессиональное развитие будущих врачей, ведущее место занимала нерациональная организация учебного процесса. На лечебном факультете этот факт отметили 30,57% респондентов, а на педиатрическом - 27,03%.
Следующее место среди причин, отрицательно влияющих на мотивации овладения профессиональным мастерством, занимает, по мнению респондентов, чрезмерная умственная нагрузка. На лечебном факультете этот факт отметили 20,21% респондентов, а на педиатрическом -16,89% .
Что относительно других причин препятствующих формированию требуемого уровня профес-
сиональных компетенций последующие места занимали материальные проблемы, ухудшение состояния здоровья студентов, сложность отношений с преподавателями и др.
Доля студентов 6 курса лечебного факультета разочаровавшихся в выборе профессии составила всего 4,55±1,99%. Что же относительно студентов 6 курса педиатрического факультета, то разочаровались в выборе профессии 4,71±2,30% респондентов. Следовательно, несмотря на сложность обучения, испытываемые трудности освоения клинических дисциплин, учеба в условиях, связанных с профессиональными вредностями, доля лиц разочаровавшихся в профессии, оказалась относительно небольшой. Вплотную к ним примыкают группы студентов обоих факультетов, продолжающих обучаться «по необходимости», 12,73±3,18% студентов лечебного и 15,29±3,90% студентов педиатрического факультета.
64
SOClOILOGJgAL SOENgES /
И все-таки, с неподдельным интересом продолжали осваивать профессию врача более половины выпускников обеих факультетов ДВГМУ (52,33±3,60%), причем число таких студентов на лечебном факультете было больше (55,45±4,74%),
чем на педиатрическом (48,24±5,42%). Остается только сожалеть о том, что уровень уверенности в правильности выбора профессии врача к выпускному курсу оказался относительно невысоким (табл. 2).
Таблица 2
Мотивации к освоению профессии врача у студентов выпускного курса лечебного и педиатриче-
Лечебный Педиатрический Оба факультета
Учусь с интересом (нравится) 55,45±4,74 48,24±5,42 52,33±3,60
Трудно сказать 27,27±4,25 31,76±5,05 29,53±3,28
Учиться не интересно 4,55±1,99 4,71±2,30 4,66±1,52
Учусь по необходимости 12,73±3,18 15,29±3,90 13,47±2,46
Наибольший уровень потерь численного состава студентов традиционно приходится на первый и второй год обучения, причем ведущей причиной отчисления являлись академические задолженности. В этой связи следует отметить, что, по данным коллективных интервью студентов, большая часть причин прекращения обучения была связана с недостаточным уровнем мотиваций. Происходило это в условиях, когда будущий врач запроектировал в своем сознании овладение профессиональным мастерством на основе престижа профессии и высокого уровня оплаты труда с позиции своих потребностей, но без учёта своих способностей и возможностей. Между тем, выработанные и принятые обществом основания для оценки труда медицинского работника, его сложности в сочетании с системой духовных ценностей, профессионального менталитета и правил профессиональной этики требуют длительных и значительных усилий со стороны молодых людей, выбравших эту благородную, но сложную и тяжёлую профессию.
Заключение. Новая генерация студентов ФГБОУ ВО ДВГМУ, обучающихся по программа федерального образовательного стандарта третьего поколения, отличается от предшественников изменением системы формирования практических навыков за счёт исключения из программы обучения клинической интернатуры. По результатам социологического опроса в качестве ведущих факторов, повлиявших на выбор профессии врача, студенты указали на интересную специальность(26,17%), желание помогать людям (24,8%) и профессиональное призвание (12,69%). Среди причин, тормозящих профессиональное развитие будущих врачей, ведущее место занимала нерациональная организация учебного процесса и чрезмерная умственная нагрузка. Отдельные выпускники ДВГМУ были не готовы и не мотивированы к значительным учебным нагрузкам, что отрицательно сказывалось на уровне успеваемости и отчасти способствовало разочарованию в выборе профессии врача. Это стало причинами потери около '/з обучающихся на стадии «оптации».
Список литературы
1. Коршевер Н.Г., Сидельников С.А. Меры медицинского характера и межсекторальное взаимодействие по вопросам охраны здоровья населения // Современные проблемы науки и образования.
- 2016. - № 4.;URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=24929 (дата обращения: 04.06.2018).
2. Маяковская, Н.В. Профессиональное воспитание будущего врача в вузе [Текст] / Н. В. Маяковская // Наука и школа. М.: - 2012., - № 4, С. 1421.
3. Мурзагалина, Л.В. Первичная профессиональная социализация будущих врачей на этапе обучения в вузе : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.08 / Мурзагалина Людмила Владимировна; [Место защиты: Башкир.гос. пед. ин-т].- Уфа, 2010.
4. Скворцова В.И. Выступление на расширенном заседании Коллегии Минздрава России 20.04.2016 г. URL: http://ivanovo.bezformata.ru/listnews/rasshirennom-zasedanii-kollegii-minzdrava/46176793/ (дата обращения 04.06.2018)
5. Чурилов Л.П. Глобализация, постмодерн и международное медицинское образование. «Здоровье - основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения» Труды VIII всероссийской научно-практической конференции с международным участием. С.Петербург. 21-23 ноября. 2013. Том 8, часть 1. С. 119-158
6. Шейман И.М., Шевский В.И. Кадровая политика в здравоохранении: сравнительный анализ Российской и международной практики // Вопросы государственного и муниципального управления. 2015. №1. URL:https://cyberleninka.ru/article/n/kadrovaya-politika-v-zdravoohranenii-sravnitelnyy-analiz-rossiyskoy-i-mezhdunarodnoy-praktiki (дата обращения: 01.05.2018).
7. Embo M, Driessen E, Valcke M, van der Vleu-ten CPM. Integrating learning assessment and supervision in a competency framework for clinical workplace education. NurEducToday. 2015; 35: 341-6.
8. Mann KV. Motivation in medical education: How theory can inform our practice. AcadMed. 1999;74:237-239
9. Painter Jason. Autonomy, Competence, and Intrinsic Motivation in Science Education: A Self-Determination Theory Perspective. ChapelHill. 2011. 124
10. Super D.E., et al. Vocational Development: A Framework of Research. N.Y. 1957.
11. 680000, г. Хабаровск, ул. Вахова А.А., 8д, кв. 121; e-mail: [email protected]