Научная статья на тему 'Сравнительные характеристики формирования мотиваций студентов стоматологического и лечебного факультетов на стадии начального этапа профессионального развития'

Сравнительные характеристики формирования мотиваций студентов стоматологического и лечебного факультетов на стадии начального этапа профессионального развития Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
99
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫБОР ПРОФЕССИИ ВРАЧА / THE CHOICE OF THE MEDICAL PROFESSION / МОТИВАЦИЯ / MOTIVATION / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / PROFESSIONAL DEVELOPMENT / СТОМАТОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ / DENTAL FACULTY / ЛЕЧЕБНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ / MEDICAL FACULTY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Литвинцева Светлана Анатольевна, Литвинцева Галина Александровна

Монопольный механизм набора абитуриентов в медицинский вуз в виде Единого государственного экзамена нередко становится причиной ошибочного выбора профессии и формирования кризиса профессионального становления специалиста. Современная модель производства образовательных услуг в медицинском вузе нуждается в создании системы социологического сопровождения и формирования профессиональных компетенций будущих врачей. В статье проведен анализ отдельных аспектов выбора профессии врача.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Литвинцева Светлана Анатольевна, Литвинцева Галина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPARATIVE CHARACTERISTICS OF FORMATION OF MOTIVATIONS OF STUDENTS OF STOMATOLOGIC AND MEDICAL FACULTIES AT THE STAGE OF INITIAL STAGE OF PROFESSIONAL DEVELOPMENT

Comparative characteristics of the formation of motivation of students of dental and medical faculties at the stage of initial stage of professional development. Monopoly mechanism of admission of applicants to medical school in the form of Unified state examination is often the cause of erroneous choice of profession and the formation of a crisis professional development specialist. The modern model of production of educational services in a medical University needs to create a system of sociological support of formation of professional competence of future doctors. An analysis of selected aspects of the choice of the medical profession.

Текст научной работы на тему «Сравнительные характеристики формирования мотиваций студентов стоматологического и лечебного факультетов на стадии начального этапа профессионального развития»

УДК 316.3

DOI: 10.22394/2079-1690-2018-1-2-246-252

СРАВНИТЕЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИЙ СТУДЕНТОВ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОГО И ЛЕЧЕБНОГО ФАКУЛЬТЕТОВ НА СТАДИИ НАЧАЛЬНОГО ЭТАПА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

Литвинцева Галина

Александровна

Литвинцева

Светлана

Анатольевна

старший преподаватель кафедры общественного здоровья и организации здравоохранения, Дальневосточный государственный медицинский университет (680000, Россия, г. Хабаровск, ул. Муравьева-Амурского, 35). E-mail: [email protected]

студент, Дальневосточный государственный медицинский университет (680000, Россия, г. Хабаровск, ул. Муравьева-Амурского, 35). E-mail: [email protected]

Аннотация

Монопольный механизм набора абитуриентов в медицинский вуз в виде Единого государственного экзамена нередко становится причиной ошибочного выбора профессии и формирования кризиса профессионального становления специалиста. Современная модель производства образовательных услуг в медицинском вузе нуждается в создании системы социологического сопровождения и формирования профессиональных компетенций будущих врачей. В статье проведен анализ отдельных аспектов выбора профессии врача.

Ключевые слова: выбор профессии врача, мотивация, профессиональное развитие, стоматологический факультет, лечебный факультет.

Введение. Подготовка профессионалов в любой отрасли человеческой деятельности формируется в рамках системы структурированных единым замыслом знаний о характере движущих сил и главных детерминант профессионализма [2; 4]. Их можно представить в виде объективных, связанных с реальной системой профессиональной деятельности и субъективных, таких как мотивы, интересы и компетентность [9]. Достижение востребованного рынком труда уровня профессиональной подготовки специалиста формируется в результате реализации стратегии, тактики и техники оптимального развития и последующего функционирования профессионалов высокого класса [5].

Следует понимать, что пик зрелости индивида (акме) является многомерным состоянием, которое затрагивает период его жизни и показывает, насколько он проявил себя как личность, как специалист в какой-либо профессиональной области. Это состояние не является статичным образованием, а различается меньшей либо большей вариативностью [6; 7]. Однако смыслом акмеологии1 выступает душевное состояние индивида, способное превратить любой жизненный этап в этап расцвета, а не просто цикл его старения [1].

В 1952 г. Дональд Сьюпер попытался сформировать единую гипотезу профессионального развития [10]. В основе теории существуют положения о том, что

1 Акмеология [от греч. акме - вершина и логос - учение] - область психологии развития, которая исследует механизмы и закономерности, обеспечивающие вероятность достижения высшего этапа (акме) личностного развития. [прим. автора].

все люди отличаются по интересам и способностям и учатся профессиям исходя из этих качеств, а каждая профессия соответствует своим требованиям предъявляемые к личности. Сам индивид должен отвечать этим характерным требованиям, выражать упорство в вырабатывании компетенций, а также проявлять умение взаимодействия с людьми в трудовой деятельности.

Другие публикации на тему формирования этапов становления профессионализма в той или иной мере опирались на подходы американского психолога Д. Сьюпера [11] (Ф. Хейвигхерст, Э.Ф. Зеер, Б. Ливехуд, Г. Шиши, А.К. Маркова, Е.А. Климов и др.). Так по мнению Е.А. Климов в 15-16 лет у ребенка должно быть ясное понимание кем быть и где получать профессиональное образование. От 11 до 18 лет формируется позиция профессионального самоопределения и выбор профессии. Жизненные периоды сопряжены с этапом вступления во взрослость, который характеризуется достижением пика биологического созревания организма, оптимизмом молодых людей, планированием ими своего личного и профессионального будущего, достижением возраста гражданской зрелости, изменением социальных ролей, часто разлукой с родительским домом [3].

Абитуриенты, поступающие в медицинские высшие учебные заведения, опираются не только на те либо иные мотивы овладения профессией врача, но и исходят из представлений об «идеальном образе», воплощающем в себе необходимые профессионально-личностные качества медицинского работника. Данные представления интегрируются на личностном уровне индивидуальной смысловой системы мотивов и обусловливают успешность профессиональной и личностной подготовки будущего специалиста [9].

Целью настоящего исследования является оценка движущих мотивов профессиональной направленности студентов первого и второго курсов стоматологического и лечебного факультетов медицинского вуза.

Материалы и методы. Студенты лечебного и стоматологического факультетов Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Дальневосточный государственный медицинский университет» (ФГБОУ ВО ДВГМУ) явились объектом исследования. Предметом исследования являются оценка предпочтения профессии врача, анализ мотиваций компетенциями и оценка профессиональных планов. Метод исследования - анкетный опрос с элементами полустандартизированного индивидуального и коллективного интервью [1; 8].

В 2017 г. по разработанной программе опрошены 162 студента стоматологического факультета (89 респондентов первого и 73 респондента второго курсов) и 291 студент лечебного факультета, (170 респондентов первого и 121 респондент второго курсов), всего 453 респондента из 558 обучающихся ФГБОУ ВО ДВГМУ на 1 и 2 курсах стоматологического и лечебного факультетах. В ходе исследования изучены аспекты, влияющие на выбор врачебной специальности и формирование профессиональных компетенций, которые стали источником задач для достижения поставленной цели в виде мотивации в овладении профессиональными знаниями и умениями, а так же последующего выбора сегмента на рынке труда. Информационные данные обрабатывались с помощью программы MS EXEL.

Результаты деятельности. С точки зрения социальной значимости медицинские профессии во все времена занимали уверенные лидирующие позиции в списке нужных профессий, а профессия врача даже в условиях либеральных экономических

реформ и рыночной экономики остается частым выбором молодых людей вступающих во взрослую жизнь.

Анализ контингентов студентов подвергнутых социологическому опросу показал, что источники финансирования профессиональной подготовки студентов стоматологического и лечебного факультетов данного университета различны. Так значительная часть студентов стоматологического факультета (до 84,21%) обучается за счёт средств спонсоров - как правило, обеспеченные родителями (коммерческое обучение по контракту), а на лечебном факультете картина обратная - до 79,12 % студентов обучается за счёт средств федерального бюджета. Как правило, подавляющее число студентов обоих факультетов, обучающихся за счет средств федерального бюджета, поступает в рамках конкурсного набора, большая часть из которых выпускники общеобразовательных школ регионов имеющих высокий уровень Единого государственного экзамена.

Набор абитуриентов для обучения в высшем медицинском учреждении не придает значения особенностям врачебной деятельности, требующей призвания и значительного уровня мотивации к освоению мастерства своей профессии, что отражается на уровне отчислений студентов в процессе обучения. Пик отчислений приходится на первые два года обучения на стоматологическом факультете (10,29 и 22,87% соответственно) и на лечебном факультете (10,4 и 20,5% соответственно). Ведущая причина отчисления - академическая задолженность.

По данным анализа индивидуальных и коллективных интервью большая часть причин прекращения обучения студентами на начальном этапе подготовки связана с недостатком ценностных ориентаций. Это происходит, прежде всего, в условиях, когда будущий специалист запрограммировал в сознании усвоение врачебным мастерством на основе желания лечить людей с точки зрения собственных потребностей, не учтя свои способности и возможности.

Результаты мотивов выбора профессии врача показало, что больше трети из них не были задействованы мероприятиями по профессиональной ориентации. Между тем, значительной части студентов медицинского вуза присущи внутренние мотивы, причем превалирующим является внутренний социальный мотив - «желание помогать/лечить людей». Причем, для студентов лечебного факультета этот мотив сочетался с мотивом «интересная специальность» (22,72% и 22,58% соответственно). Что же относительно студентов стоматологического факультета то ведущим мотивом, повлиявшим на профессиональный выбор, представлен «желание помогать/лечить людей» (18,0±1,58%) в сочетании с мотивом «престижная профессия» (18,85±1,61%). Следующие места среди мотивов, определивших выбор профессии на лечебном факультете, заняли «склонность (призвание) к профессии» (13,74±1,29%) и «престижная профессия» (12,62±1,24%), а на стоматологическом факультете - «высокооплачиваемая профессия» (14,43±1,45%) и «интересовала специальность» (14,77±1,46%) (рис. 1).

Некоторые студенты не мотивированы и не готовы к высоким нагрузкам, связанных даже с начальным этапом профессиональной подготовки на первых курсах вуза, что порой негативно сказывается на показателях успеваемости и вырабатывает разочарование сделанным выбором профессии. По итогам проведенного опроса среди студентов лечебного факультета, только 57,39±2,90% укрепились в правильности выбора профессии врача, а число разочаровавшихся составило 10,65±1,81%. Среди студентов стоматологического факультета 74,07±3,44% опрошенных укрепились

в правильности выбора профессии врача-стоматолога, а число разочаровавшихся составило 8,02±2,13%. Настораживает значительная доля студентов на обоих факультетах, затруднившихся ответить на поставленный вопрос (31,96±2,73 и17,90±3,01% соответственно) (табл. 1).

Рис. 1. Основные мотивы, повлиявшие на выбор профессии врача среди студентов ГБОУ ВО ДВГМУ (% от числа опрошенных)

Таблица 1

Изменились ли Ваши мотивы выбора профессии в процессе обучения в высшем учебном заведении?

Мотивы Лечебный Стоматологи- Р

ческий

Укрепился в выборе профессии 57,39±2,90 74,07±3,44 <0,001

Разочаровался в выборе профессии 10,65±1,81 8,02±2,13 >0,05

Затрудняюсь ответить 31,96±2,73 17,90±3,01 <0,001

Успешность учебной деятельности на стадии оптации и адаптации детерминирована уровнем развития мотивационной сферы личности. Мотив для будущего врача представляется в виде интереса и побуждения к активности по овладению профессиональными знаниями и умениями, направленной на формирования востребованных рынком труда компетенций.

Только 60,54±2,82% студентов лечебного факультета указали на то, что учатся с интересом, что же относительно студентов стоматологического факультета, то доля обучавшихся с интересом составила всего 55,76±3,87% (табл. 2).

Таблица 2

Проявление интереса к обучению профессии врача (процент от числа опрошенных)

Факультеты Мотивы Лечебный Стоматологический Р

Учусь с интересом [нравится] 60,54±2,82 55,76±3,87 >0,05

Трудно сказать 28,87±2,59 31,52±3,62 >0,05

Учиться не интересно 3,74±1,11 1,21±0,85 >0,05

Учусь по необходимости 8,84±1,66 11,52±2,49 >0,05

От 8,84±1,66% студентов лечебного факультета до 11,52±2,49% студентов стоматологического факультета высказали мнение о том, что учатся «по необходимости», а от 28,87±2,59% до 31,52±3,62% затруднились ответить на этот вопрос.

Среди трудностей, отрицательно сказывающихся на уровне успеваемости ведущее место, как на лечебном, так и на стоматологическом факультете, занимают чрезмерная умственная нагрузка (27,43±1,77 и 27,54±2,23% соответственно), сложность изучаемых дисциплин (15,99±1,45 и 23,08±2,10% соответственно) и организация учебного процесса (16,93±1,48 и17,12±1,88% соответственно). Другие причины, отрицательно сказывавшиеся на уровне успеваемости, по мнению респондентов, имели меньшее значение (рис. 2).

Рис. 2. Причины, отрицательно сказывающиеся на уровне успеваемости студентов ГБОУ ВО ДВГМУ (% от числа опрошенных)

Отсутствие выхода из сложившейся ситуации, когда студент не в состоянии преодолеть причины отрицательно сказывающиеся на успеваемости формирует кризисную ситуацию, которая может стать причиной прерывания или прекращения обучения.

Исследуемая группа студентов продолжает освоение способов самостоятельной жизни, включая обучение избранной профессии и временное трудоустройство.

Завершается этот этап различными вариантами апробации своего соответствия избранной профессии, как во время производственной практики, так и в процессе реальной трудовой деятельности, часто совмещаемой с учебой. С завершением стадии выбора профессии и созданием личного профессионального плана, будущий врач вступает в стадию собственно профессионального развития, что явилось причиной вопроса о специальности по которой респондент собирается работать после окончания вуза. Так 25,94±2,56% студентов лечебного факультета и 61,21±3,79% студентов стоматологического факультета не определились с выбором специальности.

Профессиональное развитие будущих врачей состоит в реализации совокупности их установок и ожиданий по отношению к рынку труда. Именно на этом этапе происходит проигрывание, оценка перспектив исполнения своей профессиональной роли, вариантов собственного профессионального пути. Аспект выбора медицинской организации в зависимости от формы собственности студентами первых курсов лечебного и стоматологического факультетов ГБОУ ВО ДВГМУ. В государственных медицинских организациях планирует работать всего 31,40±2,71% студентов лечебного и 14,55±2,74% студентов стоматологического факультетов.

Заключение. Выбор специальности и успешность обучения в медицинском вузе будущего врача определяются связями психологических свойств личности, мотивов и внешних факторов. В условиях рынка производства образовательных услуг необходимо создание системы социологического сопровождения формирования профессиональных компетенций будущих врачей, что потребует разработки методики, включающей комплексное изучение профессионально значимых характеристик будущих специалистов и пути повышения уровня мотиваций. Именно тогда появится возможность скорректировать адекватное представление о профессии, создавая стойкий интерес к ней, и дальнейшую ее популяризацию.

Литература

1. Деркач А.А. Акмеологические основы развития профессионала. - М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: НПО МОДЭК, 2004. - 752 с.

2. Зазыкин В.Г., Чернышев А.П. Акмеологические проблемы профессионализма. - М.: НИИ ВО, 1993.

3. Ильин Е.П. Психология взрослости. СПб.: Питер, 2012. - 469 с.

4. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. - М.: Изд. Центр «Академия», 2004.

5. Макарова Е.Н. Проблема профессионализма в психолого-акмеологических исследованиях // Экономика образования. 2015. №2. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/problema-professionalizma-v-psihologo-akmeologicheskih-issledovaniyah.

6. Маркова А.К. Психология профессионализма. М.: Изд-во: Международный гуманитарный фонд "Знание", 1996.

7. Поваренков Ю.П. Проблемы психологии профессионального становления личности / Ю.П. Поваренков. - Саратов: Саратовский государственный социально-экономический университет, 2013. - 322 с.

8. Погосян Г.А. Метод интервью и достоверность социологической информации. Ереван, 1985.

9. Чижкова М.Б. Мотивы выбора профессии врача и их взаимосвязь с профессионально-значимыми качествами медицинского работника у студентов-первокурсников

медицинского вуза // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 2-1. URL: https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=21057.

10. Super D.E. (1957). The psychology of careers. New York: Harper & Row.

11. Super D.E., Starishevsky R., Matiin N., et al. (1963). Career development: A self-concept theory. New York: College Entrance Examination Boar

Litvintseva Svetlana Anatolievna, senior lecturer of the Department of Public health and health organization; Far Eastern state medical University (35, Muravyev-Amursky St., Khabarovsk, 680000, Russian Federation). E-mail: [email protected] Litvintseva Galina Aleksandrovna, student; Far Eastern state medical University (35, Muravyev-Amursky St., Khabarovsk, 680000, Russian Federation). E-mail: [email protected] COMPARATIVE CHARACTERISTICS OF FORMATION OF MOTIVATIONS OF STUDENTS OF STOMATOLOGIC AND MEDICAL FACULTIES AT THE STAGE OF INITIAL STAGE

OF PROFESSIONAL DEVELOPMENT Abstract

Comparative characteristics of the formation of motivation of students of dental and medical faculties at the stage of initial stage of professional development. Monopoly mechanism of admission of applicants to medical school in the form of Unified state examination is often the cause of erroneous choice of profession and the formation of a crisis professional development specialist. The modern model of production of educational services in a medical University needs to create a system of sociological support of formation of professional competence of future doctors. An analysis of selected aspects of the choice of the medical profession. Keywords: the choice of the medical profession, motivation, professional development, dental faculty, medical faculty.

УДК 321 DOI: 10.22394/2079-1690-2018-1-2-252-258

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИДЕОЛОГИЯ ИЛИ ИДЕОЛОГИЯ ГОСУДАРСТВА:

К ПОСТАНОВКЕ ВОПРОСА

аспирант кафедры политологии и этнополитики, Южно-Российский институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (344002, Россия, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 70/54). E-mail: [email protected]

Аннотация

Статья посвящена актуализирующейся проблеме формирования идеологии российского государства как стратегического плана развития страны, отражающего интересы всех слоев общества. ^ратегический план развития в масштабах государства должен быть сформулирован в его концепции развития - идеологии государства. Существует необходимость терминологического отличия в научном и общественном дискурсе понятий «идеология государства» от «государственной идеологии» как обязательной, что запрещено Конституцией РФ.

Ключевые слова: государственная идеология, идеология государства, национальная идея, концепция развития государства.

Политические процессы в России последних лет актуализировали внимание научного сообщества и публичных политиков к такому социально-политическому феномену, как государственная идеология. Необходимо обратить внимание на то, что в термине «государственная идеология» используется понятие государства как аппарата

Пастухов

Тарас

Юрьевич

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.