социология политология, ФИЛОСОФИЯ культурология
DOI УДК 331.548
: уровень практической
специалистов i
механизм на.бора абитуриентов на татам Единого государственного экзамена отрицательно влияет на нальный выбор мотивированнъх к достижению высокого уровня профi
профессионального
специалистов.
The article presents the results of an analysis of the aspects of the choice of the of a dentist, the specifics of training in a market economy. Factors and
that the mono-holistic mechanism of recruitment of applicants to dental as a result of the Unified State Exam has a negative impact on the professional
the author, a modern model of the implementation of educational services needs to create a system of motivations for the progressive professional development of specialists.
федр
зДоРовья и зДРавоохРанения с кУРсом истоРии медицины
E-mail: [email protected]
Лемещенко Ольга Валентинов
зДоРовья и зДРавоохРанения Дальневосточный
и пРавоведения,
(г.
- канд. мед. наук, доцент кафедры общественного курсом истории медицины и правоведен^1я,
E-mail: [email protected]
Литвинцева Светлана Анатольевна - ст. преподаватель кафедры общ здоровья и здравоохранения с курсом истории медицины и пр, Дальневосточный государственный медицинский университет (г. E-mail:
с
Ключевые слова: врач-стоматолог, выбор профессии, обр компетенция проФессиональн°
й стандарт, мотивация,
Keywords: dentist, choice of occupation, development.
standard, motivation, competence, profei
: прогресс опережающее развитие медицинских технологий, переход от оказания стоматологической помощи к производству стоматологических услуг с последующей их оплатой в условиях рынка привели к тому, что происходит транс^формация взаимоотно^^ений ду врачом-стоматологом и его пациентом [6]. Эта трансФормадия не так безобиднa, как кажется на первый взгляд. Поскольку взаимоотношения врача и пациента все чаще переходят на «деловые» рельсы производства и продажи медицинских услуг, то медицинская помощь вится бизнесом [17]. Этические и социокультурные основы взаимоотношений производителя (врача) и потребителя (пациента), с точки зрения бизнеса, новятся ненужным атрибутом этих моотношений. С точки зрения интересов социума уместен вопрос: «Насколько интересы стоматологического бизнеса отвечают ожиданиям общества, и правильно ли выбрана стратегия трансформации взаимоотношений врача и пациента в рыночных условиях, исходя из особенностей медицинской профессии?»
Однозначного ответа на заданный вопрос пока нет, хотя в контексте поиска ответа следует привести высказывание писателя и члена Французской академии Андре Моруа Herzog, 1885—1967) в заключительном докладе на Международном конгрессе по врачебной этике:
«Завтра, как и сегодня, будут больные, завтра, как и сегодня, понадобятся врачи. Медицинская наука станет ещё точней, её оснащение приумножится, но ряд°м с те^ как и сегодня будет стоять, сохранит своё место в медицине врач классического типа - тот, чьим призванием останется человеческое общение с пациентом. И, как прежде, он будет утешать страдальцев и ободрять павших духом. Появятся новые чудеса. И появится новая ответственность. Медики всех стран будут, как и сегодня, связаны единой врачебной моралью. Завтра, как и сегодня, человек в медицинском халате будет спасать
жизнь страждуще]^ кг0 бы он ни был - друг или недруг, правый или виноватый. И жизнь врача останется такой же, как и сегодня -грудной, тревожной, героической и возвышенной» [14].
Поскольку для общества, это димая социально ценная и вследствие разделения труда область ] ложения физических и духовных сил ч
средства для его
тия [13; 9], то для ф
область его трудовых действий. Для
он обязан обладать не только суммой ; ний, практических навыков и ций, но и определенным уровнем :
К сожалению, в XXI в. профессия врача-стоматолога в большей мере
бизнеса, чем с позиций онтологических принципов. Отбор студентов на стоматологические факультеты ограничивается уровнем доходов «спонсоров», оплачивающих обучение, и результатами Единого государственного эк. (ЕГЭ) бе
молодых людей в структуре, зачисляемых на первый курс стоматологических факультетов. Повсеместно распространяется социальная практика выбора профессии или специальности в зависимости от степени благоприятности условий пления и уровня будущих доходов, а профессиональных мотиваций и <
навыками и ями по выбранной специальности [35, с. 263; 34, с. 32-51]. Другие же ваны получением диплома о высшем дицинском образовании для ]
с
Косность и
фессш
ся в Да
оРшентадшш, ючном федеральном
ции, но и ф ного стиля де
>р:
самореалшзацшш, средш студентов стом тологшческшх факультетов.
В то же время требуется пршток
в
личностей с развитым чувством ответственности, способных находиться в психологической близости с пациентами и конструктивно решать сложные жизненные задачи. Следовательно, все эти профессиональные качества, с точки зрения
школе в виде необходимого объема ретических знаний и практических 1 ний, проф.
[8, с. 400; 11]. Это предопределяет
294; 18; 23; 30, с. 299-304; 19].
Согласно современным воззрениям
на профессиональную подготовку медицинских процесс сле
дует рассматривать не только с позиций трофессиональной
риентация высшей на компетентности
ге (далее - ДФО), не позволяет зачислять на стоматологические факультет^1 медицинских вузов всех мотивированных к достижению высокого уровня професси-°нальных компетенций абитуриентов [5, Значительная часть этих молодых доживающих в небольших городах и сельских поселениях региона, не получают качественного среднего образования. Их родители не имеют средств для оплаты репетиторов в последний год обучения в средней школе и тем более для оплаты обучения своих детей в медицинских вузах. Именно эти выпускники средних школ региона, имеющие ний или ниже среднего уровень ] тов ЕГЭ, становятся жертвами ровавшейся за годы рыночных социальной эксклюзии с позиции ничения для них доступности высшего медицинского образования. Это снижает число лиц, стремящихся к максимальной
[24;
" школы
нтностную модель профессиональной подготовки специалистов следует рассматривать как изменение деятельности (преподавателей) и лей (студентов) ^аммтелгага услуг. Организация образовательного процесса на основе компетентностного подхода основана на соблюдении комплекса педагогических условий формшровaншя отношения к работе посредством развития внутренней, внешней и процессуальной м°тшвaдшш; проектирования учебн^1х
модулей как системы проф
ориентированных задач и др. [3, с. 48; 16, с. 754; 1, с. 572].
В основу современной модели обучения положено обеспечение уровня компетенций будущего врача в контексте реальной жизни [1, с. 572]. Модель обучения на рабочем месте ное обучение) стара, как сама на, однако она должна мотивировать у будущего врача способность нирования в рамках реальной ской практики, повышать чувство ответственности за здоровье пациента и стимулировать достижение высокого
проф.
!1; 19]. Такое сочетание - обучение на рабочем месте приобретение раннего к^эт^кюш опыта и формирование
вается программами подготовки врача в рамках ^^едерального обрaзовaтельног° стандарта третьего уровня [12; 10]. Это потребовало изменения методического
муникационных технологий и онных комплексов, а также мониторинга мотиваций потребителей н^1х услуг.
В этой связи ский интерес исследования в плинарном поле социологии медицины. Именно они позволяют номерности и механизм^1 формир профессиональных компетенций врачей-стоматологов в соответствии с периодами развития человека как субъекта труда:
оптaHтa, адгата^ адаптаНта, шнтернaлa,
стро адаптирова'гься к производственно-эконом]
и
1р;
гр
фор:
в условиях рынка. В
эту
поможет реализация ФГОС-3,
уровня практических навыков, ленных на реализацию ключевых вых универсальн^1х) ] компетенций. Участники считают, что выпускникам ческих факульгетов не Хватает сти использовать полученные в вузе
задач на конкретном рабочем месте.
Отдельно стоит проблема «молодого специалиста». В частности, статус молодого специалиста регулируется ст. 70 Трудового кодекса РФ, которая запрещает работодателю устанавливать при приеме на работу испыгагельные сроки для тех, кто окончил учебное заведение менее года назад. А поскольку, ство из них по уровню своих : нальных компетенций не соответствует требованиям конкретной должности, а «испытательный срок», по сути дела, законодательно заблокирован, то датель отказывает им в приеме на ту по формальным причинaм, даже не прибегая к оценке соответствия уровня их компетенций требованиям реального рабочего места. Во многих случаях, ког-всё-таки принимает на специалиста, он в течение относительно короткого временного промежутка убеждается в ном уровне его компетенций и щает трудовые отношения.
Справедливости ради следует указать
профилактики и реабилитации логических заболеваний но на рабочем месте под руководством опытного профессионала из числа сотрудников меДицинской ^га^З^^ что сопровождается дополнительными расходами работодателя.
И наконец, по мнению большинства °пр°шенных руководителей стоматологических организаций регионa, существенной причиной отставания уровня
подготовки молодых стоматологов как в рамках дипломного, так ного образования, от ка труда являетс преподавания в от опыта коллег из университетов приграничных государств (KНP, Республики
Корея, Таиланда и Японии).
Выбор профессии врача находится в
зависимости от многих обстоятельств. В частности, от того насколько мая деятельность соответствует I стям и способностям человека, а также от мотиваций к выбору и формированию новой социальной роли. Поэтому формирование высокого уровня мотиваций к овладению профессиональными знаниями и умениями, придающих обучению
чимый смысл, является одной из главных задач преподавания [18, с. 119]. Зачастую будущий: врач пользуется лишь интуитивным желанием выбора специальности. В связи с этим нередко выбор становится ошибочным, что приводит к вынужденной смене специальности или уходу из профессии [26; 28; 22].
Результаты опроса студентов стоматологического факультета ФГБОУ ВО показывают, что более трети из них не были охвачены мероприятиями по профориентации. В качестве ведущих повлиявших на выбор про-
мые руководителями организаций, реализации
ного мехаНизма, который применяется
при несоответствии уровня компетенций выпускника ст0мaт0логическог° факультета требованиям конкретного рабочего места. Он заключается в том, что уровень компетенций молодого специалиста «доводится» до требований должностной инструкции по ВЫполнению стандартных технологий диагностики, лечения,
врача-стоматолога, респонденты указали на:
профессии врача-
(19,0%);
(18,2%);
(15,2%);
- вы
(13,2%);
лШ ( 7,1%) и др.
Введение ЕГЭ как монопольного механизма для получения доступа к цинской профессии в силу тельств не позволяет вузам ДФО отобрать именно тех, кто стремится стать врачом. Для этих вузов полный переход на ЕГЭ особенно болезненный процесс, так как в рамках этого перехода были потеряны м°тивир°ванные к обучению профессии врача абитуриенты - выходцы из «плохих» школ Крайнего Севера или сельских муниципальных поселений. Именно там в последние годы были закрыты малокомплектные школы. А в тех, которые не
дефицит квалифицированных кадров учителей и низкий уровень качества знаний выпускников по результатам ЕГЭ.
данным
студегБОУ ВО
этеского опроса
по
спонсоров - обеспеченных родителей (платам обучение по контракту).
Что касается студентов, обучающихся по целевому набору за счет средств бюджета, то в первые два года обучения они занимают второе место (23,4% и 13,7%) и перемещаяются на третье место после третьего года обучения. Как правило, это вьшускники школ поселений, расположенных в районах Крайнего Севера и сельской местности. Третья группа - это студенты, обучающиеся за счет средств федерального бюджетa, поступившие в рамках конкурсного набора (2,7%> -14,7%), большинство из которых - выпускники средних школ городов нa, имеющие высокий уровень
Система набора абитуриентов обучения в высшей медицинской школе не учит^1вает особенностей профессии врaчa-стомaтологa, требующей как пPизвaния, так и высокого уровня мотивации к освоению профессионaЛЬног° мастерства, что сказывается на уровне (отчисления) студентов в процес-
для
жает рыночн^1е предпочтения ентов и их спонсоров - «львиную долю» (от 75,9% до 84,2%) составляют средства
), а
приходится на чения (10,2% и ведущей причиной отчисления является академическая задолженность (табл. 1).
Таблица 1
Число и причины отчисления студентов
факультета ФГБОУ ВО
обучающихся по программам ФГОС-3 в 2013 - 2017 гг.
5Е- "кЕт к общему (%) Причины отчисления (%)
д" Пот н°бжеЛн- тЫ'и-
1 курс 272 28 10,2 5,8 0,7 3,3 0,3
2 курс 271 62 22,8 22, 0,3 0 0
3 курс 200 8 4,0 4,0 0 0 0
4 курс 189 6 3,1 2,1 1,0 0 0
5 курс 177 3 1,6 1,6 0 0 0
«Выявление аспектов,
основ формирования (см. сноску V.
на выбор
По нашему мнению, большая часть причин прекращения обучения студентами на начальном этапе подготовки связана с недостаточными ценностными ориентациями. Происходит это в условиях, когда будущий врач запроектировал в своем сознании (или подсознании) овладение профессиональным мастерством на основе престижа профессии, желания лечить людей и высокого уровня оплаты труда с позиции своих потребностей, но без учёта своих способностей и возможностей. Между тем выработанные и принятые обществом основания для оценки труда медицинского работника, его сложности в сочетании с системой духовных ценностей, профессионального менталитета и правил профессиональной этики требуют длительных и значительных усилий со стороны молодых людей, выбравших эту благородную, но сложную и тяжёлую профессию.
Успешность учебной деятельности студентов стоматологических факультетов
вузов детерминирована уровнем развития мотивационной сферы личности. Мотив для будущего врача-стоматолога представляется в виде внутреннего побуждения к профессиональной активности (деятельности, общению, поведению), направленной на сохранение и улучшение здоровья пациентов. Отдельные студенты не готовы и не мотивированы к значительным нагрузкам на начальном этапе профессиональной подготовки, что отрицательно сказывается на уровне успеваемости и формирует разочарование профессиональным выбором. По данным проведенного опроса выявлен рост доли студентов, разочаровавшихся в выборе профессии врача-стоматолога - с 6,7% на первом курсе до 18,5% на пятом курсе (р<0,05) на фоне снижения доли укрепившихся в правильности выбора профессии (табл. 2).
Только 64,04 ±5,0% студентов первого курса указали на то, что учатся с интересом, причем их доля снизилась к пятому курсу до 55,56+6,7% (табл. 3).
Таблица 2
Динамика мотивов выбора профессии врача-стоматолога (в % от числа опрошенных)
1 курс 2 курс 3 курс 4 курс 5 курс
Укрепился в сделанном выборе профессии 76,40±4,5 71,23±5,3 85,25±5,3 63,16±63,1 62,96±6,5
Разочаровался в выбранной профессии 6,74±2,6 9,59±3,4 0,00±6,1 7,89±4,3 18,52±5,2
Затрудняюсь ответить 16,85±3,9 17,81±4,4 14,75±2,2 28,95±7,3 18,52±5,2
Динамика интереса к обучению профессии врача-стоматолога (в % от числа опрошенных)
1 курс 2 курс 3 курс 4 курс 5 курс
Учусь с интересом (нравится) 64,04 ±5,0 47,95±5,8 65,57±6,3 50,00±8,1 55,56±6,7
Трудно сказать 26,97±4,7 38,36±5,6 24,59±3,5 34,21±7,7 33,33±6,4
Учиться не интересно 1,12±1,1 1,37±1,3 4,92±0,7 5,26±3,6 1,85±1,8
Учусь по необходимости 10,11±3,2 12,33±3,8 4,92±0,7 10,53±4,9 9,26±3,9
Источник: социологическое исследование «Выявление аспектов, влияющих на выбор специальности врача-стоматолога,, и мотивационных основ формирования профессиональных компетенций будущих стоматологов» (см.. сноску *)
Таблица 3
Источник: социологическое исследование «Выявление аспектов, влияющих на выбор специальности врача-стоматолога, и мотивационных основ формирования профессиональных: компетенций будущих стоматологов» (см. сноску *)
От 4,92±0,7 до 12,33±3,8% респондентов высказали мнение о том, что учатся «по необходимости», а от 24,59±3,5 до 38,36±5,6% затруднились ответить на этот вопрос.
Измерением уровня мотиваций к обучению является наличие или отсутствие академических задолженностей как текущих, так и за предыдущий период обучения. Так, академические задолженности за прошедший семестр имели от 4,92±0,79 до 70,79±4,82% респондентов, причем их пик приходился на первый и второй год обучения. Во время обучения на пятом (выпускном) курсе академические задолженности за предыдущий период обучения имели меньше 2% опрошенных. Уровень академических задолженностей в текущем семестре также концентрировался у студентов первого и второго курсов 70,79±4,82% и 54,79±5,83% соответственно, значительно снижаясь после третьего года обучения и достигая своего минимума к выпускному курсу - 1,85%.
Среди причин, отрицательно сказывающихся на уровне успеваемости, ведущие места занимают чрезмерная умственная
нагрузка (от 24,07±5,82 до 69,66±4,87%), сложность изучаемых дисциплин (от 11,11±4,28 до 62,92±5,12%) и организация учебного процесса (от 30,34±4,87 до 57,41±6,73%) (табл. 4). По мнению респондентов, уровень их умственной нагрузки стабильно снижался к пятому курсу. Аналогичную динамику показывала и сложность предметов. Обратную динамику показывала организация учебного процесса как причина, мешавшая успешному обучению, причем со второго по пятый курс число респондентов, ставивших эту причину «во главу угла», составляло более 55%. Другие причины, отрицательно сказавшиеся на уровне успеваемости, по мнению респондентов, имели меньшее значение. В частности, на материальные проблемы указывали от 8,99±3,03% респондентов на первом курсе до 22,22±5,66% на пятом курсе, на сложность отношений с преподавателями указывали от 6,74±2,66% респондентов на первом курсе до 20,37±5,48% на пятом, на ухудшение состояния здоровья от 8,99±3,03%респондентов на первом курсе до 18,52±5,29% на пятом курсе.
Таблица 4
Причины, отрицательно сказывающиеся на уровне успеваемости студентов стоматологического факультета ФГБОУ ВО ДВГМУ
1 курс 2 курс 3 курс 4 курс 5 курс
Большая умственная нагрузка 69,66±4,87 65,75± 5,55 34,43±0,79 39,47±2,68 24,07±5,82
Большая физическая нагрузка 13,48±3,62 8,22 ±3,21 1,64±0,27 18,42±6,29 3,70±2,57
Сложные предметы 62,92±5,12 49,32± 5,85 18,03±2,68 15,79±5,92 11,11±4,28
Организация учебного процесса 30,34±4,87 56,16± 5,81 55,74±6,08 55,26±8,07 57,41±6,73
Материальный недостаток 8,99±3,03 10,96± 3,66 9,84±1,53 10,53±4,98 22,22±5,66
Отношения с преподавателями 6,74±2,66 10,96± 3,66 16,39±2,46 18,42±6,29 20,37±5,48
Ухудшение состояния здоровья 8,99±3,03 27,40± 5,22 6,56±1,04 13,16±5,48 18,52±5,29
Отношения в группе 0,00±4,30 2,74± 1,91 4,92±0,79 10,53±4,98 14,81±4,83
Условия проживания в общежитии 6,74±2,66 6,85 ±2,96 16,39±2,46 15,79±5,92 12,96±4,57
Личные проблемы 24,72±4,57 23,29±4,95 13,11±2,00 15,79±5,92 16,67±5,07
Источник: социологическое исследование «Выявление аспектов, влияющих на выбор специальности врача-стоматолога, и мотивационных основ формирования профессиональных компетенций будущих стоматологов» (см. сноску 1)
образовательный
дарт подготовки врача-стоматолога на додипломном уровне предполагает формирование акцента на практическую составляющую процесса обучения с первого курсa, широкое применение не только базовых тренингов на «простых» симуля-тоPax, наПравленн^1Х на формирование отдельных навыков, но и комплексные профессиональные тренинги на сдож-ных симуляционных системах. В таких условиях, по мнению ведущих
д0ð страны, формируетСЯ
мый уровень практических компетенций реализации стандартных технологий в стоматологии для решения разнонаправленных клинических задач.
В этой связи представляет интерес мнение студентов стоматологического факультета ФГБОУ ВО ДВГМУ об уровне своих практических навыков. В частности, высокую степень оценки достижения практических навыков дали 1,04+0,14% студентов первого курса, 0,32+0,10% - второго, 11,48+1,77% -третьего, 15,79+5,92% - четвертого и 16,67+5,07% - пятого курсов.
Исследуемая группа студентов бу-
17-24 лет
самостоятельной жизни, включая ние избранной профессии и временное трудоУстройство' Завершается этот эта^г различными вариантами апробации сво-
ния своего места в нем. Именно на этом
перспектив исполнения своей профессиональной роли и вариантов собственного профессионального пути. Важным аспектом этого этапа является психологическая готовность специалиста по мере ре: профессионального в ""
у р к профн ,
творчеству,
Именно аспект выбора сти выпускниками вуза после окончания обучения, в связи с особенностями ^фор-мирования рынка труда в регионалЬной ст0мaт0д0гии, интересует рaб0т°дaгедей. Результаты опроса студентов гического факультета свидет что на первом курсе 79,7% тов не определились с выбором альности. На последующих этапах обучения вопрос с выбором специальности становится однозначным только у 10,3% опрошенных. На завершающем этапе
обучения ведущая часть мотиваЦионной структуры будущих врaчей-ст0мaт0л0г°в
концентрируется на формировании ком-
как во время производственной ки, так и в процессе реальной трудовой деятельности, часто совмещаемой с учебой. С завершением стадии выбора профессии и созданием личного про^фессио-нального плана будущий врач-стоматолог вступает в стадию собственно профес-
рубежом теории проф вития Д.
в
фер
концепции с д могией [32; 33].
Проф'
состоит в реализации
к рынку труда и
ные цели в будущем. Уверенность в том, что уровень достигнут^1х ими профессиональных компетенций соответствует
требования^^ рaбоT0íДaTеДей
и рынка
TPУДa, снижается.
Заключение. Существующая система подготовки врачей-стоматологов не отвечает о^киданиям работодате.л.ей. По их мнению, уровень практической подготовки выпускников стомaтодогическиx факультетов недостаточен для ции современн^1х стандартн^1х
гий. Это происходит по причине того, что в условиях перехода от информационно-
сообЩаЮЩеИ модели на ко^^петентност
ную модель, которая соответствовала бы задачам реальной профессиональной деятельности, как прaвило, не реализуются активн^1е формы обучения и ют должные стимулы для повышения ]
тивации к , профессио]
высокого уровня
пациент». журнал. 2015. № 2.
влетворительное материальное ние учебного процесса и дефицит квали-фицированк^1х кадров преподавателей приводят к формированию ^дост«^-ного уровня компетенций у большинства выпускников стоматологических факультетов региона. Разобщенность в
преподавании профИльн^1К стоматологических дисциплин усложняет задачу выпуска специалистов, способных самостоятельно составить и реализовать единый комплексный план лечения пациентов по принятым в РФ стандартам. Мы полагаем, что в условиях рынка производства образовательн^1х услуг нео^ ходимо создание системы ского сопровождения
взаимоотношении «врач восточный медицине С. 106-112.
7. Ефимов В.С. Будущее высшей школы в России: экспертный взгляд. Форсайт-исслед. -2030 : аналитич. доклад. М. : ИНФРА-М; Красноярск : СФУ, 2014. - 294 с. ; URL: http://www.
DOI
8. Климов Е.А.. М. : Изд-во .Институт практической гии»; Воронеж : НПО «МОДЭК», 1996. 400 с.
9. Климов Е.А. Психология профессион ного самоопределения. М. : Изд. Центр «Ак мия», 2004.
10. Краснопольская И. Как готовить б щих врачей, чтобы не переучива,ть их на 1
профессиональных щих врачей-стоматологов, что поиска методики, которая включала бы
комплексное изучение прс значимых характеристик
циалистов и пуга повышения уровня мотиваций, необходимых для овладения профессиональным мастерством.
1. Агранович Н.В., Ходжаян А.Б, Кошель В.И, Гевандова М.Г. Развитие мотивации формирования профессиональной готовности обучающихся медицинских вузов //
'■ (дата обращения: 07.12.2016). 11. Макарова Е.Н. Проблема нализма в психолого-акмеологическ ваниях // Экономика образования. 2015. №2 ; URL: http://c
; (дата обращения: 03.06.2017).
2. Бондаренко А.Г. Социологическое иссж дование: методика опроса : учебное пособие. Волгоград : ВолгГТУ, 2006. 64 с.
3. Доника А.Д. Интериоризация сиональной роли врача: сациалшые, ческие и соматические детерминанты : авто-реф. д.с.н. Волгоград, ГОУ ВПО «Волгоградский государственный медицинский университет», Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию РФ. 2010. 48 с.
4. Дубовицкая Т.Д. К проблеме диагностики учебной мотивации // Вопросы психологии 2005. № 1. С 79-73.
5. Дьяченко В.Г, Костакова Т.А., Пчели-на И.В. Врачебные кадры Дальнего Востока.
кризиса. Хабаровск : Изд-во ГБОУ ВПО 2012. 420 с.
6. Дьяченко В.Г., Дьяченко С.В. Система
обращения.: 24.05.2017).
12. Мамедова Г.Б. Определение компетенций врача общей практики // дой ученый. 2015. № 11. С. 676-679.
13. Маркова А.К. Психология лизма. Издательство:. тарный фонд «Знание», 1996.
14. Петровский Б.В. Героизм, драматизм и оптимизм медицины.. М Ньюдиамед, 2001. С. 57.
15. Погосян Г.А. Метод интервью и достоверность социологической информации. Ереван, 1985.
16. Романцов М. Г, Шульдяков А. А., Мельникова И. Ю. [и др.] Формирование компетент-ностной модели в профессиональной подготовке врача // Саратовский научно-медицинский журнал. 2013. № 4. С. 754-756.
17. Черкасов С.М., Галёса С.А., Дьяченко
B.Г. Взаимоотношения производителей и потребителей стоматологических услуг // Дальневосточный медицинский журнал. 2013. № 1.
C. 137-141.
18. Чурилов Л.П. Глобализация, дерн и международное медицинское ние. Здоровье - основа человеческого ; ла: проблемы и пути их решения // Труды VIII всероссийской научно-практической конференции с международным участием. С. Петербург, 21-23 ноября. 2013. Том 8, часть 1. С 119-158.
19.
approach to medical education towards academic programmes accreditation: A review article. JPMA Jornal of Pakistan medical association. March, 2017. P 454-460.
20.
Governing of
SocialEx
to
//
1998. N13. The establishment and roles Education Department in the j of Medicine, King Abdul Aziz University, Saudi Arabia. Oman Med J. 2012; 27:4-9.
22. Embo M, Driessen E, Valcke M, van der Vleuten CPM. Integrating learning assessment in a
2015; 35: 341-6.
23. FTank JR et al. Competency-based medical education: theory to practice. Medical teacher. 2010; 32: <
E.A. Die
. // Beitrage zur Berufsberatung. Berlin, 1976.
25. Krueger R.A. Developing Questions for Focus Groups: Focus Group Kit. Thousand Oaks: Sage Publications, 1998. Vol. 3.
26. Mann KV. Motivation in medical education.: How theory can inform our practice. Acad Med. 1999;74:237-239
27. Norcini J.J., Boulet J.R., Dauphinee W.D. et al. Evaluating the quality of care provided by graduates of international medical schools // Health Affairs (Project Hope). 2010. V. 29. N 8. Pp. 1461-1468. doi:10.1377/hlthaff.2009.0222
28. Painter Jason. Autonomy, Competence, and Intrinsic Motivation in Science Education: A Self-Determination Theory Perspective. 2011. 124.
ofe
33.
D.E., Bahn M.Y. London. Tavistock, 1971.
34. Wardley, Leslie; Belanger, Charles (2013). Rites of Passage: Does adaptation to university mean severing connections? In: Tertiary Education and Management 19 (1). P. 32-51.
35. Zeer E.F., Khasanova I.I. Socio-professional educati Development. The EC. : Publishing I state pedagogical University. 2000. 263 p.
References:
Hodzhayan A.B, Razvitie motivacii gotovnosti
obuchayushchihsya medicinskih vuzov // Fundamental'nye issledovamya. 2015. № 2-3. S. 572-576 ; URL: https://fiindamental-research.ru/ ru/article/view?id=36856 (data obrashcheniya: 03.06.2017).
2. Bondarenko A.G. Sociologicheskoe issledovanie: metodika oprosa : uchebnoe posobie. - Volgograd : VolgGTU, 2006. 64 s.
3. Donika A.D. Interorizaciya . roli vracha: social'nye, j
kie determinanty : avtoref. d.s.n Volgograd,
universitet», Federal'nogo agentstva po zdra-voohraneniyu i social'nomu razvitiyu RF. 2010. 48 s.
4. Dubovickaya T.D. K probleme diagnostiki uchebnoj motivacii // Voprosy psihologii. 2005. № 1. S 79-73.
5. D'yachenko V.G., Kostakova T.A., Pchelina I.V. Vrachebnye kadry Dal'nego Vostoka. Vitok krizisa. Habarovsk : Izd-vo GBOU VPO DVGMU, 2012. 420 s.
6. D'yachenko V.G., D'yachenko S.V. Sistema
what do students think about it of Social Problems, № 8(28), 2013. www.sisp. nkras.ru
30. Çerban, Henrieta Ani§oara (2013): Reimagining democratic societies: a new era of personal and social responsibility. European Journal of Higher Education 3 (3). S. 299-304.
31. Skvortsov V N. Training ofMghly-qualified specialists as one of the important tasks and junctions of lifelong vocational education.). Lifelong learning: Continuous education for sustainable
Conf.: in 2pts. 2013. Nal.f. 11-17.
32. Super D.E. Vocational development. N.Y.,
i zhurnal. 2015. № 2. S. 106-112. 7. Efimov V.S. Budushchee vysshej shkoly v Rossii: ehkspertnyj vzglyad. Forsajt-tesled. - 2030 :
2014.- 294 s. ; MRL: hRp:/'/www.nnymum.com/
k. mhnov E.A. Psihologiyaprofessionala. M : Izd-vo «Institut j : NPO «MODEHK», 1996. 400 s.
9. Klimov E.A. Psihologiya . samoopredeleniya. M. : Izd. 2004.
10.
vrachej, chtoby ne . Rossijskaya gazeta. (63) ; URL:
«Akademiya»,
■ //
№ 6931
(data obrashcheniea: 07.12.2016).
11. Makarova E.N. Problema professioealizma
// EHkonomika obrazovaniea. 2015. Ne2 ; URL:
•. obrashcheniea: 24.05.2017). 12. Mamedova G.B. Opredeleeie kompetencij vracha obshchej praktiki // Molodoj uchenyj. 2015. m 11. S. 676-679.
Izdatel M Mezhdunarodnj'aumarntarnaj fmnd «Znanie», 1996.
14. Petrovskij B.V. Geroizm, dramatizm i optimizm medicine. M N'eudiamed, 2001. S. 57.
Erevan, 1985.
A. A.,
podgotovke vracha // j zhurnal. 2013. m
4. S. 754-756. 17.
V.G. Vzaimootnosheniea j
uslug // j zhurnal. 2013. m 1. S. 137-141.
i mezhdunarodnLe medianskoe obos.zooanre. Zdorov'e - oseova chelovecheskogo potencíala: probleme i puti ih resheeiea // Trude VIII vserossiiskoj nauchno-prakticheskoj konferencii s mezhdunarodnem uchastiem. S. Peterburg, 21-23 eoeabrea. 2013. Tom 8, chast' 1. S. 119-158.
v