Научная статья на тему 'Динамика формирования профессиональных мотиваций студентов'

Динамика формирования профессиональных мотиваций студентов Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
248
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВРАЧ-СТОМАТОЛОГ / ВЫБОР ПРОФЕССИИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / МОТИВАЦИЯ / КОМПЕТЕНЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Дьяченко Владимир Гаврилович, Лемещенко Ольга Валентиновна, Литвинцева Светлана Анатольевна

В статье представлены результаты анализа выбора молодежью профессии врача-стоматолога, особенностей подготовки студентов в условиях рыночной экономики. Выявлены и проанализированы факторы и условия, обуславливающие недостаточный уровень практической подготовки молодых специалистов для реализации современных стандартных технологий. Обоснованно, что монопольный механизм набора абитуриентов на стоматологические факультеты по результатам Единого государственного экзамена отрицательно влияет на профессиональный выбор мотивированных к достижению высокого уровня профессионального мастерства студентов. По мнению авторов, современная модель реализации образовательных услуг нуждается в создании системы мотиваций поступательного профессионального развития специалистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Дьяченко Владимир Гаврилович, Лемещенко Ольга Валентиновна, Литвинцева Светлана Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Динамика формирования профессиональных мотиваций студентов»

социология политология, ФИЛОСОФИЯ культурология

DOI УДК 331.548

: уровень практической

специалистов i

механизм на.бора абитуриентов на татам Единого государственного экзамена отрицательно влияет на нальный выбор мотивированнъх к достижению высокого уровня профi

профессионального

специалистов.

The article presents the results of an analysis of the aspects of the choice of the of a dentist, the specifics of training in a market economy. Factors and

that the mono-holistic mechanism of recruitment of applicants to dental as a result of the Unified State Exam has a negative impact on the professional

the author, a modern model of the implementation of educational services needs to create a system of motivations for the progressive professional development of specialists.

федр

зДоРовья и зДРавоохРанения с кУРсом истоРии медицины

E-mail: ozd@mail.fesmu.ru

Лемещенко Ольга Валентинов

зДоРовья и зДРавоохРанения Дальневосточный

и пРавоведения,

(г.

- канд. мед. наук, доцент кафедры общественного курсом истории медицины и правоведен^1я,

E-mail: ozd@mail.fesmu.ru

Литвинцева Светлана Анатольевна - ст. преподаватель кафедры общ здоровья и здравоохранения с курсом истории медицины и пр, Дальневосточный государственный медицинский университет (г. E-mail:

с

Ключевые слова: врач-стоматолог, выбор профессии, обр компетенция проФессиональн°

й стандарт, мотивация,

Keywords: dentist, choice of occupation, development.

standard, motivation, competence, profei

: прогресс опережающее развитие медицинских технологий, переход от оказания стоматологической помощи к производству стоматологических услуг с последующей их оплатой в условиях рынка привели к тому, что происходит транс^формация взаимоотно^^ений ду врачом-стоматологом и его пациентом [6]. Эта трансФормадия не так безобиднa, как кажется на первый взгляд. Поскольку взаимоотношения врача и пациента все чаще переходят на «деловые» рельсы производства и продажи медицинских услуг, то медицинская помощь вится бизнесом [17]. Этические и социокультурные основы взаимоотношений производителя (врача) и потребителя (пациента), с точки зрения бизнеса, новятся ненужным атрибутом этих моотношений. С точки зрения интересов социума уместен вопрос: «Насколько интересы стоматологического бизнеса отвечают ожиданиям общества, и правильно ли выбрана стратегия трансформации взаимоотношений врача и пациента в рыночных условиях, исходя из особенностей медицинской профессии?»

Однозначного ответа на заданный вопрос пока нет, хотя в контексте поиска ответа следует привести высказывание писателя и члена Французской академии Андре Моруа Herzog, 1885—1967) в заключительном докладе на Международном конгрессе по врачебной этике:

«Завтра, как и сегодня, будут больные, завтра, как и сегодня, понадобятся врачи. Медицинская наука станет ещё точней, её оснащение приумножится, но ряд°м с те^ как и сегодня будет стоять, сохранит своё место в медицине врач классического типа - тот, чьим призванием останется человеческое общение с пациентом. И, как прежде, он будет утешать страдальцев и ободрять павших духом. Появятся новые чудеса. И появится новая ответственность. Медики всех стран будут, как и сегодня, связаны единой врачебной моралью. Завтра, как и сегодня, человек в медицинском халате будет спасать

жизнь страждуще]^ кг0 бы он ни был - друг или недруг, правый или виноватый. И жизнь врача останется такой же, как и сегодня -грудной, тревожной, героической и возвышенной» [14].

Поскольку для общества, это димая социально ценная и вследствие разделения труда область ] ложения физических и духовных сил ч

средства для его

тия [13; 9], то для ф

область его трудовых действий. Для

он обязан обладать не только суммой ; ний, практических навыков и ций, но и определенным уровнем :

К сожалению, в XXI в. профессия врача-стоматолога в большей мере

бизнеса, чем с позиций онтологических принципов. Отбор студентов на стоматологические факультеты ограничивается уровнем доходов «спонсоров», оплачивающих обучение, и результатами Единого государственного эк. (ЕГЭ) бе

молодых людей в структуре, зачисляемых на первый курс стоматологических факультетов. Повсеместно распространяется социальная практика выбора профессии или специальности в зависимости от степени благоприятности условий пления и уровня будущих доходов, а профессиональных мотиваций и <

навыками и ями по выбранной специальности [35, с. 263; 34, с. 32-51]. Другие же ваны получением диплома о высшем дицинском образовании для ]

с

Косность и

фессш

ся в Да

оРшентадшш, ючном федеральном

ции, но и ф ного стиля де

>р:

самореалшзацшш, средш студентов стом тологшческшх факультетов.

В то же время требуется пршток

в

личностей с развитым чувством ответственности, способных находиться в психологической близости с пациентами и конструктивно решать сложные жизненные задачи. Следовательно, все эти профессиональные качества, с точки зрения

школе в виде необходимого объема ретических знаний и практических 1 ний, проф.

[8, с. 400; 11]. Это предопределяет

294; 18; 23; 30, с. 299-304; 19].

Согласно современным воззрениям

на профессиональную подготовку медицинских процесс сле

дует рассматривать не только с позиций трофессиональной

риентация высшей на компетентности

ге (далее - ДФО), не позволяет зачислять на стоматологические факультет^1 медицинских вузов всех мотивированных к достижению высокого уровня професси-°нальных компетенций абитуриентов [5, Значительная часть этих молодых доживающих в небольших городах и сельских поселениях региона, не получают качественного среднего образования. Их родители не имеют средств для оплаты репетиторов в последний год обучения в средней школе и тем более для оплаты обучения своих детей в медицинских вузах. Именно эти выпускники средних школ региона, имеющие ний или ниже среднего уровень ] тов ЕГЭ, становятся жертвами ровавшейся за годы рыночных социальной эксклюзии с позиции ничения для них доступности высшего медицинского образования. Это снижает число лиц, стремящихся к максимальной

[24;

" школы

нтностную модель профессиональной подготовки специалистов следует рассматривать как изменение деятельности (преподавателей) и лей (студентов) ^аммтелгага услуг. Организация образовательного процесса на основе компетентностного подхода основана на соблюдении комплекса педагогических условий формшровaншя отношения к работе посредством развития внутренней, внешней и процессуальной м°тшвaдшш; проектирования учебн^1х

модулей как системы проф

ориентированных задач и др. [3, с. 48; 16, с. 754; 1, с. 572].

В основу современной модели обучения положено обеспечение уровня компетенций будущего врача в контексте реальной жизни [1, с. 572]. Модель обучения на рабочем месте ное обучение) стара, как сама на, однако она должна мотивировать у будущего врача способность нирования в рамках реальной ской практики, повышать чувство ответственности за здоровье пациента и стимулировать достижение высокого

проф.

!1; 19]. Такое сочетание - обучение на рабочем месте приобретение раннего к^эт^кюш опыта и формирование

вается программами подготовки врача в рамках ^^едерального обрaзовaтельног° стандарта третьего уровня [12; 10]. Это потребовало изменения методического

муникационных технологий и онных комплексов, а также мониторинга мотиваций потребителей н^1х услуг.

В этой связи ский интерес исследования в плинарном поле социологии медицины. Именно они позволяют номерности и механизм^1 формир профессиональных компетенций врачей-стоматологов в соответствии с периодами развития человека как субъекта труда:

оптaHтa, адгата^ адаптаНта, шнтернaлa,

стро адаптирова'гься к производственно-эконом]

и

1р;

гр

фор:

в условиях рынка. В

эту

поможет реализация ФГОС-3,

уровня практических навыков, ленных на реализацию ключевых вых универсальн^1х) ] компетенций. Участники считают, что выпускникам ческих факульгетов не Хватает сти использовать полученные в вузе

задач на конкретном рабочем месте.

Отдельно стоит проблема «молодого специалиста». В частности, статус молодого специалиста регулируется ст. 70 Трудового кодекса РФ, которая запрещает работодателю устанавливать при приеме на работу испыгагельные сроки для тех, кто окончил учебное заведение менее года назад. А поскольку, ство из них по уровню своих : нальных компетенций не соответствует требованиям конкретной должности, а «испытательный срок», по сути дела, законодательно заблокирован, то датель отказывает им в приеме на ту по формальным причинaм, даже не прибегая к оценке соответствия уровня их компетенций требованиям реального рабочего места. Во многих случаях, ког-всё-таки принимает на специалиста, он в течение относительно короткого временного промежутка убеждается в ном уровне его компетенций и щает трудовые отношения.

Справедливости ради следует указать

профилактики и реабилитации логических заболеваний но на рабочем месте под руководством опытного профессионала из числа сотрудников меДицинской ^га^З^^ что сопровождается дополнительными расходами работодателя.

И наконец, по мнению большинства °пр°шенных руководителей стоматологических организаций регионa, существенной причиной отставания уровня

подготовки молодых стоматологов как в рамках дипломного, так ного образования, от ка труда являетс преподавания в от опыта коллег из университетов приграничных государств (KНP, Республики

Корея, Таиланда и Японии).

Выбор профессии врача находится в

зависимости от многих обстоятельств. В частности, от того насколько мая деятельность соответствует I стям и способностям человека, а также от мотиваций к выбору и формированию новой социальной роли. Поэтому формирование высокого уровня мотиваций к овладению профессиональными знаниями и умениями, придающих обучению

чимый смысл, является одной из главных задач преподавания [18, с. 119]. Зачастую будущий: врач пользуется лишь интуитивным желанием выбора специальности. В связи с этим нередко выбор становится ошибочным, что приводит к вынужденной смене специальности или уходу из профессии [26; 28; 22].

Результаты опроса студентов стоматологического факультета ФГБОУ ВО показывают, что более трети из них не были охвачены мероприятиями по профориентации. В качестве ведущих повлиявших на выбор про-

мые руководителями организаций, реализации

ного мехаНизма, который применяется

при несоответствии уровня компетенций выпускника ст0мaт0логическог° факультета требованиям конкретного рабочего места. Он заключается в том, что уровень компетенций молодого специалиста «доводится» до требований должностной инструкции по ВЫполнению стандартных технологий диагностики, лечения,

врача-стоматолога, респонденты указали на:

профессии врача-

(19,0%);

(18,2%);

(15,2%);

- вы

(13,2%);

лШ ( 7,1%) и др.

Введение ЕГЭ как монопольного механизма для получения доступа к цинской профессии в силу тельств не позволяет вузам ДФО отобрать именно тех, кто стремится стать врачом. Для этих вузов полный переход на ЕГЭ особенно болезненный процесс, так как в рамках этого перехода были потеряны м°тивир°ванные к обучению профессии врача абитуриенты - выходцы из «плохих» школ Крайнего Севера или сельских муниципальных поселений. Именно там в последние годы были закрыты малокомплектные школы. А в тех, которые не

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

дефицит квалифицированных кадров учителей и низкий уровень качества знаний выпускников по результатам ЕГЭ.

данным

студегБОУ ВО

этеского опроса

по

спонсоров - обеспеченных родителей (платам обучение по контракту).

Что касается студентов, обучающихся по целевому набору за счет средств бюджета, то в первые два года обучения они занимают второе место (23,4% и 13,7%) и перемещаяются на третье место после третьего года обучения. Как правило, это вьшускники школ поселений, расположенных в районах Крайнего Севера и сельской местности. Третья группа - это студенты, обучающиеся за счет средств федерального бюджетa, поступившие в рамках конкурсного набора (2,7%> -14,7%), большинство из которых - выпускники средних школ городов нa, имеющие высокий уровень

Система набора абитуриентов обучения в высшей медицинской школе не учит^1вает особенностей профессии врaчa-стомaтологa, требующей как пPизвaния, так и высокого уровня мотивации к освоению профессионaЛЬног° мастерства, что сказывается на уровне (отчисления) студентов в процес-

для

жает рыночн^1е предпочтения ентов и их спонсоров - «львиную долю» (от 75,9% до 84,2%) составляют средства

), а

приходится на чения (10,2% и ведущей причиной отчисления является академическая задолженность (табл. 1).

Таблица 1

Число и причины отчисления студентов

факультета ФГБОУ ВО

обучающихся по программам ФГОС-3 в 2013 - 2017 гг.

5Е- "кЕт к общему (%) Причины отчисления (%)

д" Пот н°бжеЛн- тЫ'и-

1 курс 272 28 10,2 5,8 0,7 3,3 0,3

2 курс 271 62 22,8 22, 0,3 0 0

3 курс 200 8 4,0 4,0 0 0 0

4 курс 189 6 3,1 2,1 1,0 0 0

5 курс 177 3 1,6 1,6 0 0 0

«Выявление аспектов,

основ формирования (см. сноску V.

на выбор

По нашему мнению, большая часть причин прекращения обучения студентами на начальном этапе подготовки связана с недостаточными ценностными ориентациями. Происходит это в условиях, когда будущий врач запроектировал в своем сознании (или подсознании) овладение профессиональным мастерством на основе престижа профессии, желания лечить людей и высокого уровня оплаты труда с позиции своих потребностей, но без учёта своих способностей и возможностей. Между тем выработанные и принятые обществом основания для оценки труда медицинского работника, его сложности в сочетании с системой духовных ценностей, профессионального менталитета и правил профессиональной этики требуют длительных и значительных усилий со стороны молодых людей, выбравших эту благородную, но сложную и тяжёлую профессию.

Успешность учебной деятельности студентов стоматологических факультетов

вузов детерминирована уровнем развития мотивационной сферы личности. Мотив для будущего врача-стоматолога представляется в виде внутреннего побуждения к профессиональной активности (деятельности, общению, поведению), направленной на сохранение и улучшение здоровья пациентов. Отдельные студенты не готовы и не мотивированы к значительным нагрузкам на начальном этапе профессиональной подготовки, что отрицательно сказывается на уровне успеваемости и формирует разочарование профессиональным выбором. По данным проведенного опроса выявлен рост доли студентов, разочаровавшихся в выборе профессии врача-стоматолога - с 6,7% на первом курсе до 18,5% на пятом курсе (р<0,05) на фоне снижения доли укрепившихся в правильности выбора профессии (табл. 2).

Только 64,04 ±5,0% студентов первого курса указали на то, что учатся с интересом, причем их доля снизилась к пятому курсу до 55,56+6,7% (табл. 3).

Таблица 2

Динамика мотивов выбора профессии врача-стоматолога (в % от числа опрошенных)

1 курс 2 курс 3 курс 4 курс 5 курс

Укрепился в сделанном выборе профессии 76,40±4,5 71,23±5,3 85,25±5,3 63,16±63,1 62,96±6,5

Разочаровался в выбранной профессии 6,74±2,6 9,59±3,4 0,00±6,1 7,89±4,3 18,52±5,2

Затрудняюсь ответить 16,85±3,9 17,81±4,4 14,75±2,2 28,95±7,3 18,52±5,2

Динамика интереса к обучению профессии врача-стоматолога (в % от числа опрошенных)

1 курс 2 курс 3 курс 4 курс 5 курс

Учусь с интересом (нравится) 64,04 ±5,0 47,95±5,8 65,57±6,3 50,00±8,1 55,56±6,7

Трудно сказать 26,97±4,7 38,36±5,6 24,59±3,5 34,21±7,7 33,33±6,4

Учиться не интересно 1,12±1,1 1,37±1,3 4,92±0,7 5,26±3,6 1,85±1,8

Учусь по необходимости 10,11±3,2 12,33±3,8 4,92±0,7 10,53±4,9 9,26±3,9

Источник: социологическое исследование «Выявление аспектов, влияющих на выбор специальности врача-стоматолога,, и мотивационных основ формирования профессиональных компетенций будущих стоматологов» (см.. сноску *)

Таблица 3

Источник: социологическое исследование «Выявление аспектов, влияющих на выбор специальности врача-стоматолога, и мотивационных основ формирования профессиональных: компетенций будущих стоматологов» (см. сноску *)

От 4,92±0,7 до 12,33±3,8% респондентов высказали мнение о том, что учатся «по необходимости», а от 24,59±3,5 до 38,36±5,6% затруднились ответить на этот вопрос.

Измерением уровня мотиваций к обучению является наличие или отсутствие академических задолженностей как текущих, так и за предыдущий период обучения. Так, академические задолженности за прошедший семестр имели от 4,92±0,79 до 70,79±4,82% респондентов, причем их пик приходился на первый и второй год обучения. Во время обучения на пятом (выпускном) курсе академические задолженности за предыдущий период обучения имели меньше 2% опрошенных. Уровень академических задолженностей в текущем семестре также концентрировался у студентов первого и второго курсов 70,79±4,82% и 54,79±5,83% соответственно, значительно снижаясь после третьего года обучения и достигая своего минимума к выпускному курсу - 1,85%.

Среди причин, отрицательно сказывающихся на уровне успеваемости, ведущие места занимают чрезмерная умственная

нагрузка (от 24,07±5,82 до 69,66±4,87%), сложность изучаемых дисциплин (от 11,11±4,28 до 62,92±5,12%) и организация учебного процесса (от 30,34±4,87 до 57,41±6,73%) (табл. 4). По мнению респондентов, уровень их умственной нагрузки стабильно снижался к пятому курсу. Аналогичную динамику показывала и сложность предметов. Обратную динамику показывала организация учебного процесса как причина, мешавшая успешному обучению, причем со второго по пятый курс число респондентов, ставивших эту причину «во главу угла», составляло более 55%. Другие причины, отрицательно сказавшиеся на уровне успеваемости, по мнению респондентов, имели меньшее значение. В частности, на материальные проблемы указывали от 8,99±3,03% респондентов на первом курсе до 22,22±5,66% на пятом курсе, на сложность отношений с преподавателями указывали от 6,74±2,66% респондентов на первом курсе до 20,37±5,48% на пятом, на ухудшение состояния здоровья от 8,99±3,03%респондентов на первом курсе до 18,52±5,29% на пятом курсе.

Таблица 4

Причины, отрицательно сказывающиеся на уровне успеваемости студентов стоматологического факультета ФГБОУ ВО ДВГМУ

1 курс 2 курс 3 курс 4 курс 5 курс

Большая умственная нагрузка 69,66±4,87 65,75± 5,55 34,43±0,79 39,47±2,68 24,07±5,82

Большая физическая нагрузка 13,48±3,62 8,22 ±3,21 1,64±0,27 18,42±6,29 3,70±2,57

Сложные предметы 62,92±5,12 49,32± 5,85 18,03±2,68 15,79±5,92 11,11±4,28

Организация учебного процесса 30,34±4,87 56,16± 5,81 55,74±6,08 55,26±8,07 57,41±6,73

Материальный недостаток 8,99±3,03 10,96± 3,66 9,84±1,53 10,53±4,98 22,22±5,66

Отношения с преподавателями 6,74±2,66 10,96± 3,66 16,39±2,46 18,42±6,29 20,37±5,48

Ухудшение состояния здоровья 8,99±3,03 27,40± 5,22 6,56±1,04 13,16±5,48 18,52±5,29

Отношения в группе 0,00±4,30 2,74± 1,91 4,92±0,79 10,53±4,98 14,81±4,83

Условия проживания в общежитии 6,74±2,66 6,85 ±2,96 16,39±2,46 15,79±5,92 12,96±4,57

Личные проблемы 24,72±4,57 23,29±4,95 13,11±2,00 15,79±5,92 16,67±5,07

Источник: социологическое исследование «Выявление аспектов, влияющих на выбор специальности врача-стоматолога, и мотивационных основ формирования профессиональных компетенций будущих стоматологов» (см. сноску 1)

образовательный

дарт подготовки врача-стоматолога на додипломном уровне предполагает формирование акцента на практическую составляющую процесса обучения с первого курсa, широкое применение не только базовых тренингов на «простых» симуля-тоPax, наПравленн^1Х на формирование отдельных навыков, но и комплексные профессиональные тренинги на сдож-ных симуляционных системах. В таких условиях, по мнению ведущих

д0ð страны, формируетСЯ

мый уровень практических компетенций реализации стандартных технологий в стоматологии для решения разнонаправленных клинических задач.

В этой связи представляет интерес мнение студентов стоматологического факультета ФГБОУ ВО ДВГМУ об уровне своих практических навыков. В частности, высокую степень оценки достижения практических навыков дали 1,04+0,14% студентов первого курса, 0,32+0,10% - второго, 11,48+1,77% -третьего, 15,79+5,92% - четвертого и 16,67+5,07% - пятого курсов.

Исследуемая группа студентов бу-

17-24 лет

самостоятельной жизни, включая ние избранной профессии и временное трудоУстройство' Завершается этот эта^г различными вариантами апробации сво-

ния своего места в нем. Именно на этом

перспектив исполнения своей профессиональной роли и вариантов собственного профессионального пути. Важным аспектом этого этапа является психологическая готовность специалиста по мере ре: профессионального в ""

у р к профн ,

творчеству,

Именно аспект выбора сти выпускниками вуза после окончания обучения, в связи с особенностями ^фор-мирования рынка труда в регионалЬной ст0мaт0д0гии, интересует рaб0т°дaгедей. Результаты опроса студентов гического факультета свидет что на первом курсе 79,7% тов не определились с выбором альности. На последующих этапах обучения вопрос с выбором специальности становится однозначным только у 10,3% опрошенных. На завершающем этапе

обучения ведущая часть мотиваЦионной структуры будущих врaчей-ст0мaт0л0г°в

концентрируется на формировании ком-

как во время производственной ки, так и в процессе реальной трудовой деятельности, часто совмещаемой с учебой. С завершением стадии выбора профессии и созданием личного про^фессио-нального плана будущий врач-стоматолог вступает в стадию собственно профес-

рубежом теории проф вития Д.

в

фер

концепции с д могией [32; 33].

Проф'

состоит в реализации

к рынку труда и

ные цели в будущем. Уверенность в том, что уровень достигнут^1х ими профессиональных компетенций соответствует

требования^^ рaбоT0íДaTеДей

и рынка

TPУДa, снижается.

Заключение. Существующая система подготовки врачей-стоматологов не отвечает о^киданиям работодате.л.ей. По их мнению, уровень практической подготовки выпускников стомaтодогическиx факультетов недостаточен для ции современн^1х стандартн^1х

гий. Это происходит по причине того, что в условиях перехода от информационно-

сообЩаЮЩеИ модели на ко^^петентност

ную модель, которая соответствовала бы задачам реальной профессиональной деятельности, как прaвило, не реализуются активн^1е формы обучения и ют должные стимулы для повышения ]

тивации к , профессио]

высокого уровня

пациент». журнал. 2015. № 2.

влетворительное материальное ние учебного процесса и дефицит квали-фицированк^1х кадров преподавателей приводят к формированию ^дост«^-ного уровня компетенций у большинства выпускников стоматологических факультетов региона. Разобщенность в

преподавании профИльн^1К стоматологических дисциплин усложняет задачу выпуска специалистов, способных самостоятельно составить и реализовать единый комплексный план лечения пациентов по принятым в РФ стандартам. Мы полагаем, что в условиях рынка производства образовательн^1х услуг нео^ ходимо создание системы ского сопровождения

взаимоотношении «врач восточный медицине С. 106-112.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Ефимов В.С. Будущее высшей школы в России: экспертный взгляд. Форсайт-исслед. -2030 : аналитич. доклад. М. : ИНФРА-М; Красноярск : СФУ, 2014. - 294 с. ; URL: http://www.

DOI

8. Климов Е.А.. М. : Изд-во .Институт практической гии»; Воронеж : НПО «МОДЭК», 1996. 400 с.

9. Климов Е.А. Психология профессион ного самоопределения. М. : Изд. Центр «Ак мия», 2004.

10. Краснопольская И. Как готовить б щих врачей, чтобы не переучива,ть их на 1

профессиональных щих врачей-стоматологов, что поиска методики, которая включала бы

комплексное изучение прс значимых характеристик

циалистов и пуга повышения уровня мотиваций, необходимых для овладения профессиональным мастерством.

1. Агранович Н.В., Ходжаян А.Б, Кошель В.И, Гевандова М.Г. Развитие мотивации формирования профессиональной готовности обучающихся медицинских вузов //

'■ (дата обращения: 07.12.2016). 11. Макарова Е.Н. Проблема нализма в психолого-акмеологическ ваниях // Экономика образования. 2015. №2 ; URL: http://c

; (дата обращения: 03.06.2017).

2. Бондаренко А.Г. Социологическое иссж дование: методика опроса : учебное пособие. Волгоград : ВолгГТУ, 2006. 64 с.

3. Доника А.Д. Интериоризация сиональной роли врача: сациалшые, ческие и соматические детерминанты : авто-реф. д.с.н. Волгоград, ГОУ ВПО «Волгоградский государственный медицинский университет», Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию РФ. 2010. 48 с.

4. Дубовицкая Т.Д. К проблеме диагностики учебной мотивации // Вопросы психологии 2005. № 1. С 79-73.

5. Дьяченко В.Г, Костакова Т.А., Пчели-на И.В. Врачебные кадры Дальнего Востока.

кризиса. Хабаровск : Изд-во ГБОУ ВПО 2012. 420 с.

6. Дьяченко В.Г., Дьяченко С.В. Система

обращения.: 24.05.2017).

12. Мамедова Г.Б. Определение компетенций врача общей практики // дой ученый. 2015. № 11. С. 676-679.

13. Маркова А.К. Психология лизма. Издательство:. тарный фонд «Знание», 1996.

14. Петровский Б.В. Героизм, драматизм и оптимизм медицины.. М Ньюдиамед, 2001. С. 57.

15. Погосян Г.А. Метод интервью и достоверность социологической информации. Ереван, 1985.

16. Романцов М. Г, Шульдяков А. А., Мельникова И. Ю. [и др.] Формирование компетент-ностной модели в профессиональной подготовке врача // Саратовский научно-медицинский журнал. 2013. № 4. С. 754-756.

17. Черкасов С.М., Галёса С.А., Дьяченко

B.Г. Взаимоотношения производителей и потребителей стоматологических услуг // Дальневосточный медицинский журнал. 2013. № 1.

C. 137-141.

18. Чурилов Л.П. Глобализация, дерн и международное медицинское ние. Здоровье - основа человеческого ; ла: проблемы и пути их решения // Труды VIII всероссийской научно-практической конференции с международным участием. С. Петербург, 21-23 ноября. 2013. Том 8, часть 1. С 119-158.

19.

approach to medical education towards academic programmes accreditation: A review article. JPMA Jornal of Pakistan medical association. March, 2017. P 454-460.

20.

Governing of

SocialEx

to

//

1998. N13. The establishment and roles Education Department in the j of Medicine, King Abdul Aziz University, Saudi Arabia. Oman Med J. 2012; 27:4-9.

22. Embo M, Driessen E, Valcke M, van der Vleuten CPM. Integrating learning assessment in a

2015; 35: 341-6.

23. FTank JR et al. Competency-based medical education: theory to practice. Medical teacher. 2010; 32: <

E.A. Die

. // Beitrage zur Berufsberatung. Berlin, 1976.

25. Krueger R.A. Developing Questions for Focus Groups: Focus Group Kit. Thousand Oaks: Sage Publications, 1998. Vol. 3.

26. Mann KV. Motivation in medical education.: How theory can inform our practice. Acad Med. 1999;74:237-239

27. Norcini J.J., Boulet J.R., Dauphinee W.D. et al. Evaluating the quality of care provided by graduates of international medical schools // Health Affairs (Project Hope). 2010. V. 29. N 8. Pp. 1461-1468. doi:10.1377/hlthaff.2009.0222

28. Painter Jason. Autonomy, Competence, and Intrinsic Motivation in Science Education: A Self-Determination Theory Perspective. 2011. 124.

ofe

33.

D.E., Bahn M.Y. London. Tavistock, 1971.

34. Wardley, Leslie; Belanger, Charles (2013). Rites of Passage: Does adaptation to university mean severing connections? In: Tertiary Education and Management 19 (1). P. 32-51.

35. Zeer E.F., Khasanova I.I. Socio-professional educati Development. The EC. : Publishing I state pedagogical University. 2000. 263 p.

References:

Hodzhayan A.B, Razvitie motivacii gotovnosti

obuchayushchihsya medicinskih vuzov // Fundamental'nye issledovamya. 2015. № 2-3. S. 572-576 ; URL: https://fiindamental-research.ru/ ru/article/view?id=36856 (data obrashcheniya: 03.06.2017).

2. Bondarenko A.G. Sociologicheskoe issledovanie: metodika oprosa : uchebnoe posobie. - Volgograd : VolgGTU, 2006. 64 s.

3. Donika A.D. Interorizaciya . roli vracha: social'nye, j

kie determinanty : avtoref. d.s.n Volgograd,

universitet», Federal'nogo agentstva po zdra-voohraneniyu i social'nomu razvitiyu RF. 2010. 48 s.

4. Dubovickaya T.D. K probleme diagnostiki uchebnoj motivacii // Voprosy psihologii. 2005. № 1. S 79-73.

5. D'yachenko V.G., Kostakova T.A., Pchelina I.V. Vrachebnye kadry Dal'nego Vostoka. Vitok krizisa. Habarovsk : Izd-vo GBOU VPO DVGMU, 2012. 420 s.

6. D'yachenko V.G., D'yachenko S.V. Sistema

what do students think about it of Social Problems, № 8(28), 2013. www.sisp. nkras.ru

30. Çerban, Henrieta Ani§oara (2013): Reimagining democratic societies: a new era of personal and social responsibility. European Journal of Higher Education 3 (3). S. 299-304.

31. Skvortsov V N. Training ofMghly-qualified specialists as one of the important tasks and junctions of lifelong vocational education.). Lifelong learning: Continuous education for sustainable

Conf.: in 2pts. 2013. Nal.f. 11-17.

32. Super D.E. Vocational development. N.Y.,

i zhurnal. 2015. № 2. S. 106-112. 7. Efimov V.S. Budushchee vysshej shkoly v Rossii: ehkspertnyj vzglyad. Forsajt-tesled. - 2030 :

2014.- 294 s. ; MRL: hRp:/'/www.nnymum.com/

k. mhnov E.A. Psihologiyaprofessionala. M : Izd-vo «Institut j : NPO «MODEHK», 1996. 400 s.

9. Klimov E.A. Psihologiya . samoopredeleniya. M. : Izd. 2004.

10.

vrachej, chtoby ne . Rossijskaya gazeta. (63) ; URL:

«Akademiya»,

■ //

№ 6931

(data obrashcheniea: 07.12.2016).

11. Makarova E.N. Problema professioealizma

// EHkonomika obrazovaniea. 2015. Ne2 ; URL:

•. obrashcheniea: 24.05.2017). 12. Mamedova G.B. Opredeleeie kompetencij vracha obshchej praktiki // Molodoj uchenyj. 2015. m 11. S. 676-679.

Izdatel M Mezhdunarodnj'aumarntarnaj fmnd «Znanie», 1996.

14. Petrovskij B.V. Geroizm, dramatizm i optimizm medicine. M N'eudiamed, 2001. S. 57.

Erevan, 1985.

A. A.,

podgotovke vracha // j zhurnal. 2013. m

4. S. 754-756. 17.

V.G. Vzaimootnosheniea j

uslug // j zhurnal. 2013. m 1. S. 137-141.

i mezhdunarodnLe medianskoe obos.zooanre. Zdorov'e - oseova chelovecheskogo potencíala: probleme i puti ih resheeiea // Trude VIII vserossiiskoj nauchno-prakticheskoj konferencii s mezhdunarodnem uchastiem. S. Peterburg, 21-23 eoeabrea. 2013. Tom 8, chast' 1. S. 119-158.

v

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.