Научная статья на тему 'Готовность к профессиональной деятельности будущих врачей-стоматологов'

Готовность к профессиональной деятельности будущих врачей-стоматологов Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
280
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫБОР ПРОФЕССИИ / ВРАЧ-СТОМАТОЛОГ / ЗДРАВООХРАНЕНИЕ / ТРУДОУСТРОЙСТВО / CHOICE OF PROFESSION / DENTIST / HEALTH CARE / EMPLOYMENT

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Сабанов В.И., Грибина Л.Н., Дьяченко Т.С., Емельянова О.С.

Изучалось отношение студентов стоматологического факультета к избранной специальности. Выявлены мотивация выбора вуза, основные трудности в процессе обучения и перспективные планы будущей профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Сабанов В.И., Грибина Л.Н., Дьяченко Т.С., Емельянова О.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APTITUDE OF DENTAL STUDENTS FOR FUTURE PROFESSIONAL ACTIVITY

The authors studied the attitude of dental students to the chosen profession. The authors revealed the motives that prompted young people in their choice, basic difficulties in training, and plans for future professional activity.

Текст научной работы на тему «Готовность к профессиональной деятельности будущих врачей-стоматологов»

ЛИТЕРАТУРА_

1. Express Healthcar: Официальный сайт [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://healthcare.finan-cialexpress.com/201109/market01.shtml (дата обращения 22.12.2012).

2. Dialecticonline: Официальный сайт [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://dialecticonline.

wordpress.com/issue-06-summer-10/paternaMsiri-m-medical-ethics-a-critique/ (дата обращения 11.01.2013).

3. Google статистика: Официальный сайт [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.google.ru/ trends/ (дата обращения 15.01.2013).

4. Yandex статистика: Официальный сайт [Электронный ресурс]. Режим доступа: stat.yandex.ru (дата обращения 15.01.2013).

В. И. Сабанов, Л. Н. Грибина, Т. С. Дьяченко, О. С. Емельянова

Волгоградский государственный медицинский университет, кафедра общественного здоровья и здравоохранения

ГОТОВНОСТЬ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БУДУЩИХ ВРАЧЕЙ-СТОМАТОЛОГОВ

УДК 378.180.6:614.23/.25:616.31

Изучалось отношение студентов стоматологического факультета к избранной специальности. Выявлены мотивация выбора вуза, основные трудности в процессе обучения и перспективные планы будущей профессиональной деятельности.

Ключевые слова: выбор профессии, врач-стоматолог, здравоохранение, трудоустройство.

V. I. Sabanov, L. N. Gribina, T. S. Diachenko, O. S. Yemelianova

APTITUDE OF DENTAL STUDENTS FOR FUTURE PROFESSIONAL ACTIVITY

The authors studied the attitude of dental students to the chosen profession. The authors revealed the motives that prompted young people in their choice, basic difficulties in training, and plans for future professional activity.

Keywords: choice of profession, dentist, health care, employment.

Одной из основных задач государства и общества в современных условиях является предоставление молодому поколению возможностей для учебы и работы. Мотивация, определяющая выбор профессии и вуза, а также цели, поставленные самим студентом, во многом определяют его интерес к учебе и стремление добиться высоких результатов [1].

Медицина и здравоохранение относятся к социально значимой сфере, в которой большое значение имеет нравственная составляющая, исключительно важная для исполнения врачебной миссии. Человек, готовый посвятить себя этой деятельности, должен обладать определенным набором качеств и черт характера, что важно понимать при выборе профессии. В медицине «высокие результаты» не всегда тождественны большим денежным доходам. Учитывая, что современные условия поступления в вузы не принимают в расчет профессиональную ориентацию (абитуриент имеет право подавать документы одновременно в пять вузов на три факультета в каждом), важную роль играет формирование у студентов готовности

к профессиональной деятельности в процессе обучения, а это не всегда возможно.

ЦЕЛЬ РАБОТЫ

Определить готовность к профессиональной деятельности и отношение к избранной специальности студентов первого и выпускного курсов стоматологического факультета Волгоградского государственного медицинского университета (ВолгГМУ). Данная работа является продолжением проведенного в 2008-2009 учебном году кафедрой общественного здоровья и здравоохранения ВолгГМУ изучения отношения студентов разных курсов педиатрического факультета к избранной профессии и будущей работе [2].

МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ

Использована оригинальная анкета, состоящая из 21 преимущественно закрытого вопроса, среди которых преобладали субъективные и прямые, выявляющие социально-психологическую установку респондента и его отношение к предмету опроса. Часть вопросов давали

возможность получать свободные, не регламентированные ответы. Некоторые вопросы позволяли респонденту отметить несколько вариантов ответа, а исследователям сделать мягкое рейтинговое заключение. В анкетировании, проведенном весной 2013 года по принципу добровольности, приняли участие 174 студента 1-го и 5-го курсов стоматологического факультета, распределенных в соотношении 1,15:1.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Социологический «портрет» студентов стоматологического факультета представляет молодых людей, преимущественно студенток (66,7 %) в возрасте до 24 лет (94,8 %), не состоящих в браке (91,4 %) и занимающихся в основном хорошо и отлично (85,6 %). При этом более высокую успеваемость студентов 1-го курса (100 % имеющих хорошие и отличные оценки по сравнению с 69,1 % среди выпускников) можно объяснить отсутствием зимней сессии в рамках нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС-3), поскольку первокурсники к весне еще не сдавали ни одного экзамена.

Большинство студентов стоматологического факультета считают выбор профессии правильным (141, или 81,0 % ответов), сомневаются 15,5 % (27 человек), считают неправильным 1,2 % (2 студента первого курса), и 2,3 % (4 респондента) не задумывались над этим вопросом. Больше сомнений в выборе профессии у первокурсников по сравнению с выпускниками (18,4 и 12,3 % соответственно), причем среди последних нет тех, кто считал бы свой выбор неправильным.

Высказать предположение о наличии недостатков в профессиональной ориентации

у студентов стоматологического факультета позволяет тот факт, что среди них уменьшается число лиц, осознанно выбирающих профессию. Сразу после школы в вуз поступили 145 (83,3 %) студентов, 16 человек (9,2 %) - по окончании медицинского колледжа, шестеро (3,4 %) посещали годичные подготовительные курсы, четверо (2,3 %) учились в другом учебном заведении, двое (1,2 %) работали в качестве младшего медицинского персонала. В целом, только 13,8 % респондентов до поступления имели в той или иной степени представление о своей будущей профессиональной деятельности, причем, если среди выпускников 22,2 % таких студентов, то среди первокурсников только 6,5 %. Увеличивается количество студентов, поступающих в вуз со школьной скамьи (от 74,1 % среди пятикурсников до 91,4 % из числа первокурсников). Этому в немалой степени способствуют новые правила поступления в вузы (на основе сдачи ЕГЭ).

Семейная нацеленность на выбор профессии, несомненно, имеет значение, но не всегда решающее. Так, только у 41,9 % студентов 1-го курса и 33,3 % выпускников в семьях есть врачи-стоматологи. Ведущей причиной выбора конкретного, то есть стоматологического факультета медицинского вуза, респонденты назвали ее «престижность и прибыльность» (54 % ответов). Второе место в рейтинге привлекательности занимает возможность индивидуальной, автономной работы, более интересующая первокурсников (в целом - 32,8 % ответов, соотношение 1,4:1). На третьем месте располагается ответ «интерес к профессии возник на приеме у врача-стоматолога» (21,8 %), на четвертом - «семейная традиция» (14,4 %). Особых расхождений во мнениях между первокурсниками и выпускниками по этому вопросу не выявлено (табл. 1).

Таблица 1

Распределение субъективных причин выбора студентами стоматологического факультета в качестве будущей врачебной специальности

Субъективные причины Выбор студентов

1-й курс 5-й курс Итого

Семейная традиция 14 (15,1 %) 11 (13,5 %) 25 (14,4 %)

Считают эту профессию престижной и прибыльной 55 (59,1 %) 39 (48,1 %) 94 (54,1 %)

Привлекает возможность индивидуальной работы 35 (37,6 %) 22 (27,2 %) 57 (32,8 %)

Интерес к профессии возник на приеме у врача-стоматолога 25 (26,9 %) 13 (16,0 %) 38 (21,8 %)

Не прошел по конкурсу на другой факультет 1 (1,1 %) 3 (3,7 %) 4 (2,3 %)

Примечание. Сумма более 100 %, поскольку респонденты могли выбирать более одного варианта ответов.

Учеба в медицинском вузе традиционно считается нелегким делом, поскольку требует не только ежедневной подготовки, но и освоения большого объема знаний и навыков по различным дисциплинам [1]. Не удивительно, что большинство респондентов (100, или 57,5 %) считают, что в ВолгГМУ учиться тяжело; не согласны с этим 23,6 % респондентов (41 студент). Альтернативу «с трудом справляюсь» выбрали 18 человек (10,3 %), затруднились с ответом на этот вопрос 15 студентов (8,6 %). По мнению респондентов, основными трудностями обучения являются (в порядке убывания рейтинга): «большие объемы заданий по отдельным предметам» (58,1 % ответов, преимущественно первокурсники), «длительность пребывания на занятиях в течение дня» (48,9 %), «затраты времени на переезды к месту обучения» (47,7 %, в основном выпускники), «сложность освоения материала» (23,0 %, в основном студенты 1-го курса).

Твердо намерены связать свою судьбу с работой по специальности «Стоматология» 91,3 % респондентов, в том числе 10,9 % с условием прохождения специализации. Сомнения по этому поводу высказали 5 человек (2,9 %), еще столько же затруднились с ответом. Из общего числа респондентов только 4 (2,3 %) указали, что не будут в дальнейшем работать по специальности (3 первокурсника и 1 выпускник). В рейтинге причин, по которым студенты планируют отказаться от работы по специальности «Стоматология», на первом месте стоит альтернатива -«большая конкуренция, много врачей-стоматологов» (12 ответов). Далее (в порядке убывания рейтинга): «беспокоюсь о своем здоровье, боюсь заразиться опасными болезнями», «потерял интерес к профессии», «учусь для родителей» (8, 5 и 3 респондента соответственно).

После получения диплома продолжение обучения в интернатуре, а затем в клинической ординатуре по более узкой специальности планируют 39 респондентов (22,4 %); 78 человек (44,8 %) предполагают ограничиться интернатурой. Хотели бы обучаться сразу в ординатуре

Объективно оценивая перечисленные студентами трудности обучения, следует сказать, что часть из них (например, сложности в освоении материала) устраняется по мере приспособления к специфике вузовских занятий, другая - вечна и неустранима (большая часть учебных комнат располагается на базе больниц и поликлиник, которые расположены в разных районах города, в том числе удаленных от центра).

Взгляд на современную медицину в процессе обучения и приобретения профессиональной подготовки у студентов меняется. Так, позитивное мнение о современной медицине сохранилось или изменилось в лучшую сторону у 123 респондентов (70,7 %); мнение ухудшилось у 25 студентов (14,4 %); затруднились с ответом 26 человек (14,9 %). К сожалению, негативное мнение о медицине в процессе обучения нарастает (от 10,7 % у студентов 1-го курса до 18,5 % у выпускников, табл. 2).

18 студентов (10,3 %). Аспирантуру в качестве будущей ступени обучения и, в перспективе, научную работу предпочли для себя только 1,7 % опрошенных (3 человека), все они - студенты 5-го курса. О перспективе своего будущего не задумывались 36 респондентов (20,8 %, студенты 1-го курса).

Не является тайной тот факт, что большинство выпускников вузов стремятся после учебы остаться в городе и не хотят ехать работать в сельские лечебно-профилактические учреждения (ЛПУ). В то же время национальные проекты по здравоохранению и развитию села предполагают для закрепления специалистов введение высоких зарплат и предоставление хороших жилищных условий молодым специалистам. Реакцию студентов-стоматологов на возможность трудоустройства в сельских районах можно оценить по ответу на вопрос: «Согласитесь ли Вы поехать на работу в сельские районы области, если Вам предложат работу по специальности «Стоматология», высокую зарплату и проживание в коттедже?» (табл. 3).

Таблица 2

Динамика мнения студентов стоматологического факультета о современной медицине в процессе обучения

Альтернатива Выбор студентов

1-й курс 5-й курс Итого

В лучшую сторону 56 45 101

(60,2 %) (55,6 %) (58,1 %)

Осталось по-прежнему хорошим 17 5 22

(18,4 %) (6,2 %) (12,6 %)

В худшую сторону 10 15 25

(10,7 %) (18,5 %) (14,4 %)

Затруднились с ответом 10 16 26

(10,7 %) (19,7 %) (14,9 %)

Таблица 3

Мнение студентов стоматологического факультета о согласии работать на селе

Альтернатива Выбор студентов

1-й курс 5-й курс Итого

Конечно, соглашусь 28 26 54

(30,1 %) (32,1 %) (31,0 %)

Соглашусь, при отсутствии 37 28 65

другой возможности (39,8 %) (34,6 %) (37,4 %)

трудоустройства

Никогда не поеду в район 8 14 22

(8,6 %) (17,3 %) (12,6 %)

Затрудняюсь ответить 20 13 33

(21,5 %) (16,0 %) (19,0 %)

Положительно на вопрос ответили 119 респондентов (68,4 %). Однако большая часть (65, или 37,4 %) согласна на это только при абсолютном отсутствии возможности трудоустройства в лечебных учреждениях города. Затруднились с ответом 33 (19,0 %). Отметили, что ни при каких обстоятельствах не поедут в сельские районы, 22 человека (12,6 %).

Среди 21 респондента, обучающегося в университете по целевому направлению сельских лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ), планируют вернуться домой и работать по направлению только 12 человек (57,1 %). Четверо студентов (19,1 %) постараются избежать этого и остаться в крупном городе для работы в многопрофильном лечебно-профилактическом учреждении, еще двое (9,5 %) планируют открыть частный кабинет. Твердо решили не возвращаться для трудоустройства в направившее ЛПУ 3 человека (14,3 %, среди них -2 студента выпускного курса).

В настоящее время одно высшее образование не считают для себя достаточным 64 респондента (36,8 %). Уже сейчас, параллельно с учебой в медицинском университете, дополнительное второе высшее образование получают 5 студентов (2,9 %, из них четверо - студенты 5-го курса). Желающих получить второе образование значительно больше среди выпускников (40,8 % по сравнению с 28,0 % первокурсников).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Студенты стоматологического факультета в основном уверены в правильности избранной

профессии. Свой выбор они обосновывают прежде всего престижностью и прибыльностью своей специальности, а также возможностью индивидуальной работы. Считая учебу в медицинском вузе трудным делом, студенты готовы бороться с трудностями, главными из которых для них являются большие объемы заданий по отдельным предметам, длительность пребывания на занятиях и затраты времени на переезды к местам обучения.

Студенты стоматологического факультета твердо намерены связать свою судьбу с работой по специальности (91,3 %), в том числе 10,9 % с условием прохождения специализации. Большинство студентов стоматологического факультета (68,4 %) готовы планировать в дальнейшем работу по специальности в сельских районах области при наличии хороших жилищно-бытовых условий и достойной заработной плате. Целевое направление на учебу, к сожалению, не всегда способствует реализации задачи, для которой предназначено, поскольку возвращаются к месту своей предполагаемой работы не более 57 % выпускников из числа заключивших такой договор.

ЛИТЕРАТУРА_

1. Сабанов В. И. Актуальные проблемы общественного здоровья и медицинского страхования. -Волгоград, 1996. - 240 с.

2. Сабанов В. И., Гоибина Л. Н. // Бюллетень ВНЦ РАМН. - 2009. - № 3. - С. 3-6.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.