УДК 616.31:378.096-057.87:316.77:37.015.3
А.В. Самойленко, В.Ю.Орищенко, Т.Н. Стрельченя
РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКЕ СТУДЕНТОВ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА
ГУ «Днепропетровская медицинская академия МЗ Украины»
С целью создания единого европейского пространства и общеевропейской системы обеспечения качества высшего образования предлагается оценивать выпускника вуза уровнем компетентности специалиста [1,2]. Совет Европы выделяет следующие ключевые компетенции, необходимые сегодня любому выпускнику, в том числе и медицинскому работнику: учебно-познавательная, информационная, коммуникативная, социальнотрудовая, личностного самосовершенствования [3,4].
Коммуникативная компетенция - это способность, знание и умение услышать другого человека, выражать свои мысли и чувства, регулировать эмоциональное напряжение во взаимодействии с другими людьми. В контексте профессиональной подготовки будущего врача-стоматолога эти умения приобретают особое звучание.
Межличностное общение имеет большое значение в деятельности врача-стоматолога. Современные подходы в медицине диктуют необходимость выделения определенных психологических профилей пациентов. Вырабатывается стратегия подхода к каждому из таких больных, рассчитывается время на прием с учетом возможности построения доверительных межличностных взаимоотношений [5]. Сегодня существует реальная потребность в медработниках, имеющих высокий уровень коммуникативной компетенции.
Практика подготовки медработников показывает, что многие выпускники испытывают потребность освоения законов межличностного познания, определенных техник коммуникаций, профессионально-медицинского (в том числе речевого) этикета с целью развития умений адекватно воспринимать и понимать своеобразие личности пациента, выстраивать эффективное коммуникативное взаимодействие.
Не меньшее значение имеет и атмосфера в трудовом коллективе, тем более что современный стоматологический прием традиционно ведется в «четыре руки». От сложившихся взаимоотношений между врачом и его ассистентом зависят не только эмоциональный настрой и подход к делу, но и здоровье пациента.
Актуальность коммуникативной подготовки будущих врачей- стоматологов очевидна.
Производственная практика является составной частью образовательной программы в высших учебных заведениях [6]. Основное ее содер-
жание заключается в выполнении практических производственных заданий на предприятиях или в учреждениях, отвечающих характеру профессиональной деятельности будущего специалиста. Она позволяет эффективно объединить теоретические знания с практической подготовкой в производственных условиях и направлена на приобретение студентом умений и навыков, специфичных для выбранной специальности [7].
У студентов стоматологического факультета Днепропетровской медицинской академии производственная практика осуществляется согласно рабочей программы учебной дисциплины для студентов стоматологических факультетов высших медицинских учебных заведений Ш-М уровней аккредитации по специальности 7.110106 «Стоматология». По окончанию летней сессии студенты Ш-М курсов проходят практику в качестве помощника врача стоматолога-терапевта, студенты II курса выполняют функции медицинской сестры терапевтического отделения. Студенты старших курсов должны закрепить, усовершенствовать приобретенные в процессе обучения теоретические знания и практические навыки оказания квалифицированной терапевтической стоматологической помощи пациентам на амбулаторном приеме. Конечные цели производственной практики на II курсе - овладение морально-деонтологическими принципами в стоматологии; приобретение и усовершенствование профессиональных навыков медицинской сестры стоматологической клиники. Студенты М,Ш, IV курсов одновременно проходят производственную практику в стоматологических поликлиниках г. Днепропетровска.
Для формирования навыков делового и межличностного общения, обучения приемам эффективного партнерского взаимодействия все студенты II, III, IV курсов, проходящие производственную практику на одной клинической базе, были разделены на мини-бригады. В каждую минибригаду входили студенты III и IV курсов, проходящие практику помощником врача-стоматолога, и студент II курса, выполняющий обязанности медицинской сестры стоматологического отделения. Студенты старших курсов выполняли врачебные функции, периодически меняясь ролями врача и ассистента. В задачи студента II курса входило: подготовка рабочего места к приему больного, инструментальное обеспечение приема, заполне-
ние титульного листа амбулаторной карты стоматологического больного, запись зубной формулы, оформление направлений в физкабинет и на дополнительные исследования, подготовка и замешивание пломбировочных материалов, проведение бесед с больными, обучение правилам ухода за полостью рта.
Все действия мини-бригад контролировал прикрепленный базовый руководитель практики.
Работа в мини-бригаде способствовала построению отношений с другими членами команды, выработке умения прислушиваться к чужому мнению и одновременно аргументированно отстаивать свою позицию, учила взаимному уважению, взаимопомощи. Возникающие проблемы студенты обсуждали сообща, выслушивая мнение каждого члена команды, а затем согласовывали с прикрепленным руководителем. Это позволило оптимально скоординировать рабочий процесс и как следствие - добиться лучших результатов в отработке коммуникативных навыков. Студенты, обучаясь друг у друга в процессе работы, были лучше мотивированы.
Однако нужно отметить, что не во всех минибригадах был достигнут консенсус, и объяснялось это прежде всего отсутствием умения идти на компромисс, эгоистическими устремлениями отдельных студентов. Это еще раз подтверждает необходимость развития коммуникативной компетенции будущих специалистов.
В свете предложенной формы обучения студентов и оптимизации отработки коммуникативных навыков в качестве индивидуальной работы были предложены задания по выбору:
- разработать сценарий беседы с пациентом;
- составить памятку для пациентов;
- оформить санбюллетень;
- написать реферат на тему «Психологические модели взаимодействия врача и пациента в стоматологии», «Межличностный конфликт в стоматологической практике, стратегии разрешения», «Медицинский коллектив и психологические закономерности его функционирования».
После сдачи модуля производственной практики студентам было предложено оценить форму проведения практики путем анонимного анкетирования, а студентам старших курсов - сравнить с прохождением практики в прошлые годы. По ответам студентов можно судить, что прохождение практики 88,1% студентов понравилось. Они достаточно высоко оценили качество проведения
производственной практики, в которой важная роль отводилась повышению уровня межличностного общения. Повышенная мотивация будущих специалистов была связана с возможностью общения не с фантомом, а с пациентом, чего порой так не хватает в процессе обучения в течение учебного года. По результатам анкетирования также было выяснено, что 82% студентов по окончанию производственной практики повысили уровень самооценки, а 93% подтвердили правильность своего выбора профессии.
Таким образом, предложенная форма проведения производственной практики у студентов стоматологического факультета позволяет развить навыки коммуникативной компетенции будущих врачей-стоматологов. Этот вопрос нуждается в дальнейшем совершенствовании методического сопровождения, привлечении профессиональных психологов-педагогов, выработке объективных критериев оценки коммуникативной компетенции студентов.
Литература
1. Вища медична освіта і Болонський процес (навчально-методичні та інформаційно-довідкові матеріали) /[Москаленко В.Ф., Волосовець О.П., Яворівський О.П. та ін.]. - К.:МОЗ України, 2004. -112 с.
2. Врублевська С.В. Інноваційні процеси у системі освіти /С.В.Врублевська //Медична освіта. - 2007. -№1. - С.43-48.
3. Ніколаєнко С. М. Якість вищої освіти в Україні: Погляд в майбутнє /С.М. Ніколаєнко // Вища школа. -2006. - №2. - С. 3-22.
4. Драч І.І. Компетентнісний підхід як засіб модернізації змісту вищої освіти / І.І. Драч // Проблеми освіти: наук. зб. / Кол.авт. - К.: Інститут інноваційних технологій і змісту освіти МОН України. - 2008. - Вип. 57. - С. 44 -48.
5. Демина Н. А. Эмоционально-личностные особенности пациентов при амбулаторном лечении стоматологических заболеваний: автореф. дис. на соискание учен. степени канд. наук: спец. 19.00.04 /Демина Н.А. - М., 2001. - 18 с.
6. Арыдин В. М. Учебная деятельность студентов: справочное пособие / В. М. Арыдин, Г. А. Атанов. - Донецк: ЕАИ-пресс, 2000. - 77 с.
7. Кіньколих М. Ф. Методика розробки програм практики студентів // Нові навчальні технології (науково-методичний збірник) / М. Ф. Кіньколих.-2003. -Вип.34. - С. 67-71.
Стаття надійшла 27.08.2013 р.
Резюме
Среди многочисленных проблем современной педагогической науки особо актуальна проблема развития и совершенствования коммуникативной компетенции будущих специалистов в сфере медицины. Выявление наиболее эффективных педагогических условий, средств развития и совершенствования коммуникативной компетенции и структурирование их в виде предложенной формы прохождения производственной практики студентами стоматологического факультета способствуют профессиональной подготовки студентов.
Ключевые слова: подготовка врача-стоматолога, коммуникативная компетенция, производственная практика.
№ 5 2013 р.
116
Резюме
Серед численних проблем сучасної педагогічної науки особливо актуальна проблема розвитку і вдосконалення комунікативної компетенції майбутніх фахівців у сфері медицини. Виявлення найефективніших педагогічних умов, засобів розвитку і вдосконалення комунікативної компетенції та структурування їх у вигляді запропонованої форми проходження виробничої практики студентами стоматологічного факультету сприяють професійній підготовці студентів.
Ключові слова: підготовка лікаря-стоматолога, комунікативна компетенція, виробнича практика.
Summary
Among the many problems of modern pedagogical science of special urgency is got with a problem of development and improvement of communicative competence of future specialists in the field of medicine. Identification of the most effective pedagogical conditions, the means of development and improvement of communicative competence and structuring them in the form of the proposed forms of passage of an work placements of students of stomatological faculty contributes to the training of students
Key words: dentists, training, communicative competence, work placements.