Научная статья на тему 'Формирования коммуникативных навыков у студентов факультета «Сестринское дело»'

Формирования коммуникативных навыков у студентов факультета «Сестринское дело» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
821
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
коммуникативные навыки / студент / ВУЗ / медицинская сестра / пациент / коммуникативті дағдылар / студент / ЖОО / мейірбике / науқас

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ю В. Переборова

В данной статье представлена программа разработанная кафедрой «Коммуникативных навыков, основ психотерапии, общей и медицинской психологии» по развития коммуникативной компетенции у студентов факультета «Сестринское дело». Целью, которой является подготовка и выпуск специалистов с высоким уровнем коммуникативной компетентности, что является профессионально важным качеством позволяющим решать многие проблемы медицинского, психологического и социального характера на медицинском рынке труда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

«Мейірбике ісі» факультетінің студенттеріне коммуникативтік дағдыларды қалыптастыру

Бұл мақалада «Коммуникативтік дағдылар, психотерапия негізі, жалпы және медициналық психология» кафедрасында қарастырылған «Мейірбике ісі» факультетінің студенттеріне арналған коммуникативті біліктілікті оқыту бағдарламасы. Кӛрсетілген бағдарламаның мақсаты бойынша дайындық және жоғары дәрежелі коммуникативті білікті мамандар дайындау, медицинаның кӛптеген түрлі жағдайларын шешуі, сапалы кәсіби қажеттіліктерді білуі, медициналық сауда еңбегінде психологиялық және әлеуметтік мінездеме беруі қарастырылады.

Текст научной работы на тему «Формирования коммуникативных навыков у студентов факультета «Сестринское дело»»

89| К>з¥МУ ХАБАРШЫСЫ, №2 2011

Development of communicative competence in students of "Public Health" faculty

A. Ye. Izatova, S. H. Madalieva,S.T. Yernazarova This article deals with the problems of stage development of communicative competence in students of "Public Health" faculty.

ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У СТУДЕНТОВ ФАКУЛЬТЕТА «СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО»

Ю.В. Переборова

Казахский национальный медицинский университет им. С.Д. Асфендиярова, Алматы

В данной статье представлена программа разработанная кафедрой «Коммуникативных навыков, основ психотерапии, общей и медицинской психологии» по развития коммуникативной компетенции у студентов факультета «Сестринское дело». Целью, которой является подготовка и выпуск специалистов с высоким уровнем коммуникативной компетентности, что является профессионально важным качеством позволяющим решать многие проблемы медицинского, психологического и социального характера на медицинском рынке труда.

Ключевые слова: коммуникативные навыки, студент, ВУЗ, медицинская сестра, пациент.

Важной стороной успешной деятельности медицинской сестры является не только высокий уровень специальной медицинской подготовки, общечеловеческой культуры, но и умения медсестры строить доверительные отношения с пациентом. Это обусловлено тем, что не редко в терапевтических отделениях на обследовании и лечении находятся пациенты не подозревая того, что эти соматические нарушения могут иметь психогенный характер. В клинике внутренних болезней специалисты имеют дело с соматогенными и психогенными нарушениями. И в тех и других случаях больные высказывают большое число различных жалоб и очень настороженно относятся к своему здоровью. Пациенты обычно видят медицинских сестер, более доступными, чем врачей, и если у них есть проблема, которую они хотят обсудить, то они скорее обратятся к медицинской сестре которая постоянно находится рядом, чем к лечащему врачу. Высокоразвитые навыки общения помогут построить хорошие терапевтические отношения с каждым из больных. [3]

Для этого студентам факультета «Сестринское дело» должна быть предоставлена возможность развивать коммуникативную компетентность в течении всех лет обучения в университете. Основным признаком коммуникативной компетентности медицинской сестры является ее убеждение в том, что коммуникативная компетентность - не просто индивидуальное качество, а определенное состояние сознание людей, стремящих понять друг друга, которому можно научить. [1]

На кафедре «коммуникативных навыков, основ психотерапии, общей и медицинской психологии» в данный момент разрабатывается программа развития коммуникативной компетенции, которая включает несколько этапов:

• На первом и втором курсе развитие базовых (неспецефических) навыков;

• На третьем курсе - развитие углубленных коммуникативных компетенций;

• На четвертом курсе- развитие специализированных коммуникативных компетенций.

На первом курсе предполагается развитие начального уровня коммуникативных навыков, которые будут способствовать построению эффективной межличностной коммуникации в любых областях жизни, с людьми различных профессий и.т.д.

Особенностью обучения студентов второго курса является то что здесь уже рассматриваются ситуации «медицинская сестра-пациент», «медицинская сестра- родственники больного», «медицинская сестра- посетители». Основной задачей на первом этапе является формирования у студентов следующих компетенций:

- устанавливать контакт между медицинской сестрой и пациентом, с родственниками больного, учитывая их психологические особенности, уровень образования и т.д.

- получать необходимую информацию правильно интерпретируя речь и поведение пациента;

- определять связь между устной информацией и ее невербальными проявлениями;

- используя коммуникативные приемы в доступной форме передать необходимую информацию пациентам и родственникам больного;

- для улучшения коммуникативного умения выделять характерные часто повторяемые слова пациента;

- развитие умения встречаться с чувствами другого человека, и делиться своими чувствами к пациенту, помогает установить эмоциональный контакт с больным, и вселить веру в выздоровления.

Развитие коммуникативных навыков у студентов подразумевает, контроль опытных преподавателей на первом и втором курсе за это будут отвечать преподаватели кафедры «коммуникативных навыков, основ психотерапии, общей и медицинской психологии». Формирование коммуникативной компетенции включает в себя использование интерактивных методов обучения.

На втором этапе предполагается развитие углубленной коммуникативной компетенции, так как медицинской сестре приходится проводить различные медицинские процедуры, подготавливать пациента к исследо-

9Gj К>з¥МУ ХАБАРШЫСЫ, №2 2G11

ванию, вести воспитательную, просветительную деятельность. Врач не имеет возможности по нескольку раз объяснять больному одно и то же. Его представителем, среди больных является медицинская сестра, она -то и «переводит» больным все, что было ими неправильно понято, вообще не понято или не так воспринято, как это следовало бы.

Справиться с этой задачей поможет развитие следующих коммуникативных компетенций:

- навык устанавливать контакт с пациентом перед манипуляцией учитывая ее характер и сложность;

- устанавливать уровень информированности о данном виде вмешательства;

- используя техники эффективной коммуникации стимулировать и поощрять речь пациента, для получения необходимой информации;

- овладение навыками выяснения степени заинтересованности пациента в получаемой информации;

- навык предоставлять необходимый объем информации пациентам, в том числе при проведении процедур подготовки к исследованиям;

- предоставлять информацию последовательно, структурировано, обосновано;

- постоянно проверять правильность понимания информации;

- овладение навыками подготовки пациента к медицинскому исследованию;

- успокоить и подбодрить пациента перед предстоящей процедурой;

- навык создания комфортной и расслабляющей обстановки;

- овладение навыком спрашивать позволения перед каждой медицинской процедурой;

- используя принципы и техники эффективной коммуникации выяснить причин отказа от данной процедуры;

- навык уважительного отношения к правам пациента на согласие или отказ от медицинского вмешательства;

- уважать и учитывать этнические нормы во взаимоотношениях с пациентами;

На третьем этапе предполагается развития специфических навыков необходимых для административного процесса и менеджмента в сестринском деле:

- развивать навык лидерского поведения;

- уверенности в собственном профессионализме;

- брать ответственность на себя за собственные действия и слова;

- отстаивать свою точку зрения;

- аргументировать свою точку зрения, используя интересные факты и источники информации

- развивать навык управления;

- решать конфликтные ситуации;

- мотивировать мед. сестрой-менеджером среднего и младшего медицинского персонала;

- навык сообщения обратной связи;

- навык уважительного отношения к коллегам.

На третьем и четвертом курсе за развитие коммуникативных навыков у студентов отвечают преподаватели изучаемой дисциплины. Выработка данных навыком будет происходить в центре практических навыков на симуляциях и симулятивных пациентах. На этом этапе все ранее приобретенные коммуникативные навыки будут доведены практически до совершенства и сформируют коммуникативную компетентность специалиста.

Основным инструментом контроля над развитием коммуникативных навыков будет разработан оценочный лист, который будет включать обратную связь со стороны преподавателей, пациентов, родственников и др. Обучение будет проходить по принципу «смотри сам, делай сам, учи сам». Следуя такой стратегии, студенты смогут эффективно и позитивно раскрыть свои коммуникативные навыки и выработать свой собственный стиль общения.

Список литературы:

1. М.А. Асимов, С.А. Нурмагамбетова, Ю.В. Игнатьев. Коммуникативные навыки- Алматы, 2008

2. A.A. Козина, Н.Н. Курочкина Психология общения медицинской сестры и пациента. Томск 2GG6

3. Kurtz S, Silverman J, Drapets J. Teaching and Learning Edition, 2GG4

4. Lloyd and Bor. Communication skills for medicine. - Edinburgh London N-Y Oxford, 2GG4.

«Мешрбике ici» факультетшщ студенттерше коммуникативтш даFдыларды калыптастыру

Ю.В. Переборова

Б^л макалада «Коммуникативтж дагдылар, психотерапия негш, жалпы жэне медицинальщ психология» кафедрасында карастырылган «Мешрбике id» факультетшщ студенттерше арналган коммуникативп бшктшкп окыту багдарламасы. Кврсеплген багдарламаныц максаты бойынша дайындык жэне жогары дэрежелi коммуникативп бшкп мамандар дайындау, медицинаныц квптеген тYрлi жагдайларын шешу^ сапалы кэаби кажеттiлiктердi бшу^ медициналык сауда ецбепнде психологиялык жэне элеуметпк мшездеме беруi карастырылады.

ТYЙiндi свздер: коммуникативп дагдылар, студент, ЖОО, мешрбике, наукас.

911 К>з¥МУ ХАБАРШЫСЫ, №2 2011

Formations of communicative skil ls at students of faculty "Nurse business"

J.V. Pereborova

Article given the program of the communicative competence developed by Department of communicative skills, basis of Psychotherapy, common and medical Psychology for students «Nurse business" faculty. There presented the purpose which are the preparation and release of experts with high level of communicative competence as a professionally important quality allowing to solve many problems of medical, psychological and social character on a medical labor market.

Keywords: communicative skills, students, the staff nurse, the patient.

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ-СТОМАТОЛОГОВ

Марданова Ш.С.

Казахский национальный медицинский университет им. С.Д. Асфендиярова, Алматы

В статье рассматривается понятие компетентность, обосновывается необходимость развития коммуникативной компетентности у студентов-стоматологов, определяются задачи развития коммуникативной компетентности на каждом этапе обучения, оптимизация учебного процесса медицинского вуза строится на основе организации компетентностного подхода, который ориентирует на высокий конечный результат обучения. Формирование коммуникативной компетентности врача-стоматолога предполагает осуществление целенаправленной, последовательной, поэтапной деятельности по развитию коммуникативных навыков.

Ключевые слова: компетентность, компетенция, коммуникативная компетентность, имидж специалиста, межличностная коммуникация.

В настоящее время в связи с развитием медицины возросли требования общества к качеству медицинского обслуживания. В условиях разнообразия типов стоматологических учреждений остро стоит задача подготовки высококвалифицированного специалиста конкурентоспособного на рынке труда. В этой ситуации конкурентоспособными ресурсами личности врача-стоматолога являются не только профессиональные знания, умения и навыки, важную роль в профессиональной деятельности практикующего врача играет коммуникативная компетентность.

Именно поэтому оптимизация учебного процесса медицинского вуза строится на основе организации компетентностного подхода, который ориентирует на высокий конечный результат обучения.

В современном словаре иностранных слов понятие «компетенция» (от лат. «competere» - добиваться; соответствовать, подходить) определяется как круг полномочий какого-либо органа или должностного лица и круг вопросов, в которых кто-либо хорошо осведомлен. Понятие «компетентный» означает человека, обладающего компетенцией, то есть правомочного, знающего, сведущего, авторитетного в определенной области.

Компетентностный подход объединяет в себе не только интеллектуальную и навыковую составляющие, то есть когнитивный и операционально-технологический аспект, но и мотивационную, этическую, социальную и поведенческую составляющие процесса обучения. Он включает результаты обучения - знания и умения, систему, привычки, ценностные ориентации. Компетентность означает способность мобилизовать полученные знания, умения, опыт и способы поведения в условиях конкретной ситуации, конкретной деятельности. В конечном итоге в понятии «компетентность» заложена идея интерпретации содержания образования, формируемого «на результат».

Среди основных пяти компетенций, которым должен обладать выпускник стоматологического факультета, важное место занимает коммуникативная компетентность. Коммуникативная компетентность - это успешное осуществление коммуникативной деятельности, на основе усвоенных средств и стратегий речевого общения, подкрепленное прочными знаниями, умениями и навыками общения. Коммуникативная компетентность предполагает развитие ряда способностей, а именно:

• социально-психологическое прогнозирование коммуникативной ситуации, в которой предстоит общаться;

• социально-психологическое программирование процесса общения, опираясь на специфику конкретной ситуации;

• осуществление социально-психологического управления процессами общения в коммуникативной ситуации.

Важность развития коммуникативной компетентности студента-стоматолога определяется следующими факторами:

1) профессиональная деятельность врача-стоматолога осуществляется в непосредственном контакте с пациентом;

2) профессиональная деятельность врача-стоматолога предполагает интенсивное общение с большим количеством пациентов;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.