30| Цаз¥МУ ХАБАРШЫСЫ
Согласно новой концепции обучения в КазНМУ «компетентностно - ориентированного подхода» одной из основных компетенций являются коммуникативные навыки. Требования к созданным департаментам при составлении образовательных программ предусматривают включение данной компетенции в образовательый процесс. При составлении программ и дальнейшем преподавании КН кафедра коммуникативных навыков, основ психотерапии, общей и медицинской психологии может быть полезной как при составлении программ, так и при подготовке преподавателей департаментов преподаванию коммуникавных навыков по соответствующим профилям.
Халыкаралык жэне ^аз¥МУ да коммуникативт дагдыларын мецгеру
Асимов М.А.
Казахстан Республикасыньщ медицинальщ оку орындарында бастаушы коммуникативп дагдылар пэнi, халыкаралык медициналык оку орындарында осы пэндi окыту тэж1рибеа пайдалы болуы мумк1н.
Training to communicative skills in KazNMU and the international standards
Asimov M.A.
Training to communicative skills demands certain studying at leading international medical schools and this experience will be useful to teaching of this discipline in medical high schools of Republic Kazakhstan.
КОММУНИКАТИВНЫЕ НАВЫКИ - ПРЕДМЕТ ПРЕПОДАВАНИЯ В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ
С 4 по 8 октября 2010 года в Казахском Национальном Медицинском Университете состоялся мастер-класс «Коммуникативные навыки - предмет преподавания в медицинском ВУЗе». Это событие можно было бы назвать рядовым в современной жизни AlmaMater, где постоянно бурлит научная жизнь, проводятся разнообразные тренинги, проходят обучение преподаватели со всегоКазахстана... Вместе с тем специфика данного семинара позволяет по праву причислить его к событиям эпохальным для медицинской науки нашего молодого государства.
Дело не только не в том, что главные обучающие тренинги проводили известные зарубежные специалисты в области медицинской коммуникации: Джулиет Драпер, доктор медицины Университета Кембридж исимулятивный пациент Беверли Паркисс. Важным и судьбоносным для формирования этой молодой дисциплины в Казахстане явилось то, что наш университет в очередной раз выступил лидером в распространении передовых знаний среди других медицинских ВУЗов республики.
Проведенный при поддержке Министерства здравоохранения Республики Казахстан на базе кафедры коммуникативных навыков семинар объединил 36 участников из следующих учреждений:
•Карагандинский государственного медицинского университета;
•Государственный медицинского университета г. Семей;
•Южно-Казахстанская государственная фармацевтическая академия;
•Западно-казахстанский государственный медицинский университета имени Марата Оспанова;
•Казахский национальный медицинский университет имени С.Д. Асфендиярова;
Вступительная лекция проф. М.А.Асимова была посвящена соответствию преподавания коммуникативных навыков в КазНМУ международным стандартам. Основой для введения в образовательные программы этой новой дисциплины явилась одобренная в 2006 году правительством Казахстана Концепция реформирования медицинского и фармацевтического образования. Важнейшим компонентом указанной концепции стали новые стандарты, основанные на компетенциях, нацеленные на достижение учащегося конкретных целей и задач учебной программы.В перечнях приоритетных компетенций медицинских образовательных программ стран США и Европы одно из ведущих мест по праву занимают коммуникативные навыки - компетенция эффективного обмена информацией и сотрудничества с пациентами и их семьями, а также профессиональными партнерами.
Во вступительной лекции были затронуты такие темы, как ключевые моменты коммуникации, требования к квалификации преподавателей, основные формы и методы преподавания. Если до настоящего времени преподавание коммуникативных навыков осуществлялось казахстанскими преподавателями преимущественно аутодидактически, то материалы вступительной лекции позволили критически соотнести имеющиеся в данной сфере достижения с актуальным мировым опытом.
Современный врач должен уметь создавать и сохранять корректные с терапевтической и этической точки зрения отношения, использовать эффективные навыки слушания, запрашивать и предоставлять информацию, а также эффективно работать в качестве члена или лидера команды здравоохранения.
В данной связи большой интерес слушателей вызвали практические тренинги по техникам активного слушания (ст. преп. М.Б. Сатыбалдина) этике и праву, совершенствованию эмоциональных навыков у студентов (проф. М.А.Асимов). С помощью данных тренингов преподаватели получили возможность обучать студентов с использованием интерактивных методов, основанных на клинических случаях.
Интересным научным приложением семинара явился тренинг, посвященный новому методу диагностике коммуникативной компетентности с помощью репертуарных решеток (доцент Ю.В.Игнатьев). Согласно современным представлениям, профессиональная компетентность - это привычное и рассудительное использо-
311 Цаз¥МУ ХАБАРШЫСЫ
вание коммуникабельности, знаний, технических навыков, клинического мышления, сопереживания, ценности и размышление в ежедневной практике, чтобы служить людям и обществу. С помощью методов факторного и корреляционного анализа слушателям были продемонстрированы возможности выявления и коррекции неадекватных компонентов коммуникативной компетентности.
Хорошо известно, что наибольшую трудность для молодых специалистов является проблема сообщения пациентам неприятных новостей. Эффективному решению данного вопроса способствовал специальный тренинг о сообщении печальных новостей (проф. М.А.Асимов). На конкретных примерах слушателям было продемонстрировано преимущество алгоритмизированной коммуникации с переходом к паллиативной терапии.
Следующейпрактически важной вехой обучения стал тренинг «Коммуникативные навыки в стационаре», призванный с помощью ролевых игр максимально приблизить процесс обучения к ситуации: «врач - медицинский персонал - больной» (проф. М.А.Асимов).
Кульминационным моментом семинара явились, однако, мастер-класс: «Что такое коммуникативные навыки в работе с пациентами?», а также «Манчестерская медицинская школа и ее учебная программа по коммуникации» и «Разработки учебных программ с последующим внедрением. Методы преподавания с использованием экспериментального обучения, PBL, официальные лекции, ролевые игры и другие методы обучения в малой группе. Обучение клинического персонала общению в роли преподавателей, роль моделирования. Повышение квалификации тьюторов», проведенные доктором Джулиет Драпер и ее ассистенткой Беверли Паркер.
Одной из важнейших тем, красной нитью проходящей через все семинары Джулии Драппер явлется проблема невербального общения. Невербальные сигналы отражают нашу готовность слушать и показывают уровень нашей заинтересованности в пациенте и его проблемах. В них задействованы многие компоненты, такие как поза, движения, близость, направление взгляда, зрительный контакт, жесты, воздействие, реплики (тон, громкость, насыщенность речи), выражение лица, прикосновения, внешний вид и особенности обстановки (интерьер, освещение, температура помещения). Все эти навыки демонстрируют внимание к пациенту и облегчают формирование поддержки со стороны врача. Напротив, незаинтересованное поведение слушателя затрудняет диалог и препятствует развитию отношений.
Зрительный контакт - один из самых важных невербальных навыков. Так легко отвлечься от этого, когда мы погружаемся в записи или компьютер, пытаясь лучше понять проблему пациента. Недостаточный зрительный контакт может быть неверно истолкован пациентом как отсутствие интереса к его проблеме, что часто приводит к невозможности открытого общения. Первое впечатление играет здесь очень важную роль.Исследования,проведенные Манчестерской школой показали, что невербальные сообщения весомее вербальных, в случае, если те и другие непоследовательны, либо противоречат друг другу. Если вы просите пациента поведать все о его проблеме, но при этом говорите быстро, выглядите встревоженным и избегаете зрительного контакта, он справедливо решит, что время сегодня против него.
Важной особенностью предлагаемых тренингов явилась подробная и вместе с тем доступная, предназначенная для практического обучения студентов модель коммуникации с пациентами. Хочется особо отметить актерский талант симулируемой пациентки Беверли Паркер, мастерски представляющей сложные, и подчас уникальные в обычной практике клинические ситуации. Совместное изучение учебных программ по коммуникативным навыкам манчестерской медицинской школы дало возможность выработать стратегии для собственных систем преподавания.
По итогам успешно проведенного семинара была вынесена следующая резолюция:
1.Реорганизоватьучебно-клинические центры медицинских вузов путем введения в их структурыспециа-лизированных классов по коммуникативным навыкам;
2.Ввести в штатное расписание учебно-клинических центров штатные единицы консультантов по коммуникативным навыкам в зависимости от контингента обучающихся;
3.Предусмотреть в финансировании учебно-клинических центров средства для подготовки тренеров и симулятивных пациентов по коммуникативным навыкам;
4. Предусмотреть преемственность и непрерывность обучения коммуникативными навыками в течение до- и последипломной подготовки специалистов всех профилей;
5. Создать Республиканский центр подготовки преподавателей по коммуникативным навыкам на базе КазНМУ;
Хочется надеяться, что проведенный в нашем университете семинар позволил участникам вживую соприкоснуться с мировым медицинским опытом, осмыслить свои собственные достижения и выработать эффективные стратегии для совершенствования профессионального мастерства!
Коммуникативт даFдылар 04.10 - дан 08.10. 2010 жылдыц аралыгында К^аз¥МУ - да етшзшген семинарга арналган макала. Оныц ш1нде тренингп калай ^йымдастыру, оныц к¥рылымы мен катысушылары жайында айтылган. втшз1лген мастер -класска кыскаша мэл1меттер1 бер1лген.
Communicative scills
The article is devoted a seminar spent with 04thoctober on october 08л 2010 in KazNMU. It is told about the training organization, its participants and structures. Short descriptions of the spent master classes are given.