Научная статья на тему 'Обобщение опыта преподавания по блоку «Ревматология» для студентов 4 курса факультета «Общая медицина» на кафедре амбулаторно- поликлинической терапии КазНМУ им. С. Д. Асфендиярова'

Обобщение опыта преподавания по блоку «Ревматология» для студентов 4 курса факультета «Общая медицина» на кафедре амбулаторно- поликлинической терапии КазНМУ им. С. Д. Асфендиярова Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
215
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ревматология / силлабус / рейтинг / методы преподавания / компетенции / практические навыки / ревматология / силлабус / рейтинг / оқыту әдістері / компетенциялар / тәжірибелік тәсілдер

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Машкунова О. В., Исаева Б. Г., Ногаева М. Г.

В статье обобщается опыт преподавания блока «ревматология» для студентов 4 курса факультета «общая медицина». Обосновывается актуальность профилизации образования наряду с подготовкой врача общей практики. Описываются цели, задачи преподавания ревматологии в рамках компетентностноориентированного подхода. Приводится структура преподавания дисциплины, даются примеры интерактивных методов преподавания, перечисляются практические навыки, которыми должен овладеть студент на блоке «ревматология». Приводится пример подсчета рейтинга дисциплины по буквенно-балльной системе. В заключении авторы делают выводы о положительном опыте преподавания ревматологии. Даются рекомендации по улучшению качества преподавания ревматологии на 4 курсе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Машкунова О. В., Исаева Б. Г., Ногаева М. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

С.Ж. Асфендияров атындағы ҚазҦМУ амбулаторлы-емханалық терапия кафедрасының «Жалпы медицина» факультеті 4 курс студенттерінің «Ревматология» блогы бойынша оқытушылардың сабақ беру тәжірибесін қорытындылау

Мақалада «Жалпы медицина» факультеті 4 курс студенттерінің «Ревматология» блогы бойынша оқытушылардың сабақ беру тәжірибесі толықтырылады. Жалпы тәжірибелік дәрігерлерді дайындау мен қатар білімді профилизациялау ӛзектілігі дәлелденеді. Ревматология бойынша сабақ берудін мақсаттарымен, есебтері компетенттік-бағыттық ыңғайлар рамкасында жазылған. «Ревматология» блогында студент үйренуі тиіс, тәжірибелік тәсілдерге, сабақ берудің интерактивты тәсілдерінің мысалдарына, сондай-ақ пән бойынша сабақ берудін структурасы кӛрсетілген. Әріптік-балдық жүйе бойынша пәннің рейтингын санау мысалы кӛрсетілген. Соңында авторлар ревматология бойынша сабақ беру тәжірибесі бойынша оңды қорытынды берген. 4 курстарда ревматология бойынша сабақ берудін сапасын жақсарту үшін нұсқаулар берілген.

Текст научной работы на тему «Обобщение опыта преподавания по блоку «Ревматология» для студентов 4 курса факультета «Общая медицина» на кафедре амбулаторно- поликлинической терапии КазНМУ им. С. Д. Асфендиярова»

эффект, наглядность, интеллектуальную продуктивность; позволяет делать занятия по ЭКГ эмоционально насыщенными, динамичными, запоминающимися, интересными; способствует формированию творческого стиля деятельности будущего врача, существенно повышают его мотивацию, глубину и полноту овладения навыками расшифровки ЭКГ.

Использованная литература:

1. Хуторской А.В. Педагогическая инноватика.: учеб пособие для студентов высших учебных заведений/ Москва: Академия, 2008.

2. Садвакасова З.М. Инновационные методы обучения. Алматы, 2010.

УДК 616.72 - 002.77

ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА ПРЕПОДАВАНИЯ ПО БЛОКУ «РЕВМАТОЛОГИЯ» ДЛЯ СТУДЕНТОВ 4 КУРСА ФАКУЛЬТЕТА «ОБЩАЯ МЕДИЦИНА» НА КАФЕДРЕ АМБУЛАТОРНО-ПОЛИКЛИНИЧЕСКОЙ ТЕРАПИИ КАЗНМУ ИМ. С.Д. АСФЕНДИЯРОВА

Машкунова О.В., Исаева Б.Г., Ногаева М.Г.

Казахский Национальный Медицинский Университет им. С.Д. Асфендиярова

В статье обобщается опыт преподавания блока «ревматология» для студентов 4 курса факультета «общая медицина». Обосновывается актуальность профилизации образования наряду с подготовкой врача общей практики. Описываются цели, задачи преподавания ревматологии в рамках компетентностно-ориентированного подхода. Приводится структура преподавания дисциплины, даются примеры интерактивных методов преподавания, перечисляются практические навыки, которыми должен овладеть студент на блоке «ревматология». Приводится пример подсчета рейтинга дисциплины по буквенно-балльной системе. В заключении авторы делают выводы о положительном опыте преподавания ревматологии. Даются рекомендации по улучшению качества преподавания ревматологии на 4 курсе.

Ключевые слова: ревматология, силлабус, рейтинг, методы преподавания, компетенции, практические навыки.

В рамках новой концепции образования наряду с формированием стратегии подготовки врача общей практики предполагается профилизация обучения по узким специальностям. Студенты уже на младших курсах по мере прохождения предметов определяются с дальнейшим выбором траектории обучения, продолжающейся в прохождении элективов, интернатуры, резидентуры, докторантуры PhD. Выбор траектории обучения, начиная с младших курсов, делает учебный процесс для студентов осознанным, взвешенным, рассчитанным на конечный результат, а не на процесс. Студент выбирает будущую специальность, исходя из своих потребностей, возможностей, психологических особенностей личности. В связи с этим такая многоступенчатость формирует мышление специалиста уже на ранних этапах образовательного процесса, приверженность к профессии, решая проблему качественного медицинского обслуживания в перспективе.

Блок «Ревматология» преподается на 4 курсе факультета «Общая медицина» с 2010-2011 учебного года. На дисциплину отведено 24 часа. В свете компетентностно-ориентированного подхода были определены цели, задачи преподавания, определены виды компетенций по всем видам учебной деятельности, разработаны методы преподавания, составлен рейтинг дисциплины в соответствии с требованиями балльно-рейтинговой буквенной системы. Составлен список практических навыков, разработаны методы оценки практических навыков. Все это нашло отражение в учебно-методическом комплексе дисциплины по блоку «Ревматология» для 4 курса.

Цель обучения при компетентностно-ориентированном обучении - не простой процесс передачи знаний, а достижение студентами результата обучения, т.е. профессиональных компетенций. В связи с этим принципом содержание учебного материала подбирается преподавателем исходя из требований стандарта специальности и программы дисциплины.

Компетенции - базовые качества индивидуума, имеющие причинные связи эффективной деятельности после окончания обучения и выявляемые на основе соответствия этой деятельности наилучшим критериям ее выполнения.

Ключевые компетенции: когнитивная компетенция (знания); операциональная компетенция (умения и навыки); коммуникативная компетенция (коммуникации, в том числе на иностранном языке); правовая компетенция (социально-правовые основы поведения врача в гражданском обществе); компетенция саморазвития (способности к постоянному самообразованию).

Ревматология - один из разделов внутренних болезней, является самостоятельной дисциплиной. Ревматология изучает распространенность, этиологию, патогенез, классификации, принципы лечения ревматических заболеваний с позиций доказательной медицины.

Основной задачей преподавания по данной дисциплине является обучение студентов диагностике и лечению основных ревматических заболеваний, основанных на принципах доказательной медицины.

Изучение ревматических болезней имеет большое значение в подготовке бакалавра медицины, соответствующего квалификационным требованиям - быть компетентным в вопросах диагностики типичных проявлений болезней, профилактики наиболее распространенных ревматических заболеваний, укрепления здоровья населения. В последнее время отмечается рост ревматологических заболеваний среди детей, подростков и пожилых. В связи с чем появились новые методы иммунологической диагностики и инновационные методы лечения генно-инженерно-биологическими препаратами.

Соответственно в свете новой концепции преподавания была определена цель преподавания дисциплины блока «Ревматология»: формирование компетенций по диагностике, лечению и профилактике ревматических заболеваний. Задачи обучения были сформулированы следующим образом:

- научить студентов основным принципам диагностики, обследования и лечения ревматологических больных;

- совершенствовать навыки межличностного общения и консультирования пациентов.

Конечные результаты определили в виде получения необходимой суммы знаний и навыков за период обучения. По окончании программы дисциплины блока «Ревматология» студент будет знать: современные представления об этиологии, патогенезе и клинике; современные классификации; современные принципы лечения ревматических заболеваний с позиций доказательной медицины; морально-этические и правовые принципы медицинского обслуживания больных ревматологического профиля.

Студент сможет: обладая коммуникативными навыками, эффективно собрать анамнез у ревматологического пациента; проводить общий осмотр больного, исследование органов и систем его организма методами перкуссии, аускультации и пальпации; исследовать пульс и артериальное давление; давать клиническую интерпретацию результатам инструментально-лабораторных исследований ревматологического больного (ЭКГ, рентгенограммы, эхокардиограммы, общих анализов крови, мочи, результатов биохимических исследований крови, иммунологических исследований крови - СРБ, ревматоидного фактора, антител к двуспиральной ДНК); установить диагноз и назначить лечение при следующих заболеваниях и состояниях: острая ревматическая лихорадка, хроническая ревматическая болезнь сердца, пороки сердца, ревматоидный артрит, деформирующий остеоартроз, подагра, реактивный артрит, системная красная волчанка, склеродермия, дерматомиозит, системные васкулиты, установить максимально доверительные отношения с пациентом, его родственниками, коллегами и другими медицинскими работниками; работать в команде.

Блок «Ревматология» преподается в рамках внутренних болезней для 4 курса. На преподавание по блоку «Ревматология» отводится 24 часа, из них 22 часа (4 дня) - на практические занятия, 2 часа - лекции. Одна лекция читается в первый день обучения. Чтение лекций проводится по учебному плану, в первый день занятий, на трех языках. Практические занятия проводятся по блочному расписанию, в конце блока «Ревматология» ставится зачет при условии отсутствия пропущенных занятий, сдачи истории болезни и один вид самостоятельной работы студентов (СРС). Предусмотрено написание истории болезни / карты пациента дневного стационара по курируемому больному. После окончания цикла (VII - VIII семестр) сдается интегрированный экзамен, включающий тестирование, проверку практических навыков - ОСКЭ. Кафедрой подготовлено 270 тестов по ревматологии на тестирование. Тесты используются и во время учебных занятий. Станция ОСКЭ - аускультация сердца. Обучение на цикле проводится на трех языках опытными преподавателями - врачами-ревматологами, имеющими научную степень, категорию или сертификат специалиста по ревматологии.

В преподавании на цикле «Ревматология» применяются активные инновационные методы обучения. Читаются обзорные лекции, проводятся практические занятия, включающие оценку исходного уровня знаний, устный опрос (работа в малых группах, дискуссия), курация больных, разбор тематических больных, освоение практических навыков (работа в парах), обратная связь (заключительный контроль в виде решения ситуационных задач).

Самостоятельная работа студентов (СРС) предусматривает самостоятельную курацию больных, работу в функциональных кабинетах, терапевтических и кардиоревматологических отделениях, в отделениях дневного стационара, работу с литературой, интернет-ресурсами, учебными и научными материалами на электронных носителях, компьютерными обучающими программами, разработку схем-иллюстраций, заполнение таблиц, составление алгоритмов диагностики и лечения, схем, клинических ситуаций, решение тестовых заданий и ситуационных задач разной степени сложности, интерпретацию лабораторных показателей, подготовку презентаций и тематических рефератов.

Интерактивные проблемные лекции в виде презентации. В ходе лекции лектор регулярно в устной форме проводит обратную связь в виде вопросов по тематике лекции, обязательно после первой половины и в конце лекции. Вопросы обратной связи изложены в лекционном комплексе дисциплины «Ревматология». Небольшое количество студентов на лекции от 25 до 40 (в зависимости от количества групп) позволяет лектору эффективно использовать интерактивный метод преподавания на лекциях, в том числе и ответы лектора на вопросы студентов. Лекция (2 академических часа) насыщена демонстрационным материалом, иллюстрациями. В ходе лекции проводится демонстрация видеороликов.

Практические занятия имеют мультимедийное сопровождение по каждой теме занятия. Имеются презентации и видеоряд по темам, не включенным в лекции: по ревматоидному артриту, остеоартрозу, подагре, системным заболеваниям, системным васкулитам.

Используются мини-лекции, более углубленно охватывающие частные вопросы по темам: диагносткика болезни Рейтера, нестероидные противовоспалительные средства, базисная терапия ревматоидного артрита и

т.д. На каждом занятии проводится работа со стандартизованным пациентом в виде клинического разбора в малых группах, работы в парах или в виде кейс-стади. В качестве интерактивных методов преподавания используются методы ролевых игр, мозгового штурма, работы в парах, метод кейсов (разборы реальных случаев из практики). В качестве интерактивных компьютерных технологий используются электронная библиотека (имеются диски с учебниками по ревматологии, клинические рекомендации по ревматологии в электронном виде, лекции и клинические разборы ведущих мировых ученых по ревматологии).

Помимо электронных технологий используются 3 методических пособия, выпущенными сотрудниками кафедры по ревматологии. Сотрудниками кафедры подготовлены на государственном и русском языках учебно-методические рекомендации, используемые в ходе практического занятия студентов. В первый день занятий по ревматологии студенты работают в симуляционных классах на манекенах, на которых отрабатывают знания по аускультации сердца и аускультативной характеристике пороков.

Экзамен для студентов 4 курса проводится в два этапа, одним из которых является сдача практических навыков в виде ОСКЭ с отработкой практических навыков на манекенах и интерпретацией анализов. Кафедрой подготовлены станция «Аускультация сердца» и бланки анализов по ревматологии.

Общий перечень практических навыков для студентов 4 курса факультета «Общая медицина» по блоку «Ревматология» включает: проведение осмотра, пальпации суставов с определением болезненности и патологических изменений в периартикулярной области (покраснение, деформация, экссудация, ревматоидные и ревматические узелки, тофусы), определение объема активных и пассивных движений, определение степени суставной боли по визуальной аналоговой шкале (ВАШ), определение числа припухших суставов (ЧПС), определение числа болезненных суставов (ЧБС), аускультация сердца, интерпретация анализов. Практические навыки отрабатываются на каждом занятии на пациентах и затем оцениваются на зачете и во время экзамена по внутренним болезням.

Методы оценки практических навыков по блоку «Ревматология», структурированы по шагам, каждый из которых оценен в баллах по стобалльной рейтинговой системе.

Методы оценки знаний и навыков обучающихся складываются из оценок за текущий контроль, ежедневно во время занятий по стобалльной системе: тестовые задания, письменный/устный опрос, решение ситуационных задач, самооценка и групповая оценка при работе в малых группах и оценки за итоговый контроль, проводимый в виде зачета: защита истории болезни и проверка практических навыков по шагам.

Критерии оценки за каждый вид деятельности отражен в силлабусе в виде проверочных листов и доступны для студентов.

Общий рейтинг дисциплины по блоку «Ревматология» складывается из средней арифметической за практическое занятие и СРС, разделенной пополам и оценки за зачет. Рубежный рейтинг за практические занятия умножается на коэффициент 0,6 , оценка за зачет - умножается на 0,4. Полученный средний балл переводится в общепринятый буквенно-цифровой эквивалент.

Таким образом, в ходе преподавания блока «Ревматология» в течение первого года по новому образовательному стандарту был приобретен положительный опыт внедрения компетентностного подхода, отработаны инновационные методы преподавания проведения лекций и практических занятий, объективизировалась общая оценка за дисциплину, благодаря балльно-рейтинговой буквенной системе. Студенты заинтересованы в получении высоких баллов, так как данная система обучения и оценки знаний мотивирует студентов на положительный конечный результат. Самым важным результатом обучения по блоку «Ревматология» считаем многочисленные просьбы студентов увеличить количество часов на дисциплину и желание продолжить обучение на будущий год на элективах по ревматологии. Наши опасения по поводу сложности восприятия материала по такому сложному разделу внутренних болезней, как ревматология, для студентов 4 курса, считаем, не оправдались. Студенты 4 курсов уже принимали участие в научно-исследовательской работе по ревматологии и заняли призовые места в университетских конкурсах научных студенческих работ.

Тем не менее, нижеперечисленные рекомендации и пожелания, высказываемые в ходе обсуждения и анализа преподавания на кафедре, помогут улучшить качество обучения студентов:

1) Стандартизировать интерактивные методы преподавания: ролевые игры, «мозговой штурм», работа в парах, работа в малых группах путем описания методики их проведения.

2) Поставить вопрос о возможности приобретения хотя бы одного манекена на кафедру, чтобы студенты могли проводить тренинги не один раз за цикл, а ежедневно.

3) Обеспечить доступность интернета на кафедрах.

4) Увеличить объем методической литературы по ревматологии путем издания методических пособий.

В целом, преподавание на кафедре амбулаторно-поликлинической терапии по блоку «Ревматология» проходит на достаточном инновационном образовательном уровне, имеются мультимедийные технологии преподавания практических занятий и чтения лекций, применяются интерактивные методы преподавания, при этом имеется большой потенциал и желание сотрудников кафедры стремиться к совершенствованию образовательного процесса по ревматологии.

Список литературы.

1. Типовая учебная программа «Внутренние болезни», по специальности «Общая медицина». - Астана,

2009.

2. Силлабус по блоку «Ревматология» для студентов 4 курса факультета «Общая медицина». - Алматы,

2010.

3. «Новые подходы в системе обучения студентов КазНМУ». Методические рекомендации семинара для ППС КазНМУ. - Алматы, 2010.

4. «Модель медицинского образования Казахского национального медицинского университета им. С.Д. Асфендиярова» в 4 частях. - Алматы, 2010.

5. Исаева Б.Г. Вопросы клинической ревматологии / Учебно-методическое пособие. - Алматы, 2009.

6. Машкунова О.В. Острая ревматическая лихорадка и хронические ревматические болезни сердца в современном аспекте / Учебное пособие. - Алматы, 2008.

С.Ж. Асфендияров атындаFы ;аз¥МУ амбулаторлы-емханалык терапия кафедрасыньщ «Жалпы медицина» факультет 4 курс студенттершщ «Ревматология» блогы бойынша окытушылардыц сабак

беру тэжiрибесш корытындылау Машкунова О.В., Исаева Б.Г., Ногаева М.Г.

Макалада «Жалпы медицина» факультет 4 курс студенттерiнiц «Ревматология» блогы бойынша окытушылардыц сабак беру тэжрибеа тольщтырылады. Жалпы тэжiрибелiк дэрiгерлердi дайындау мен катар бiлiмдi профилизациялау взектiлiгi дэлелденедi. Ревматология бойынша сабак берудш максаттарымен, есебтерi компетенттiк-баFыттык ыцгайлар рамкасында жазылган. «Ревматология» блогында студент Yйренуi тиiс, тэжiрибелiк тэсiлдерге, сабак берудщ интерактивты тэсiлдерiнiц мысалдарына, сондай-ак пэн бойынша сабак берудiн структурасы кврсетiлген. Эрштш-балдык жуйе бойынша пэннщ рейтингын санау мысалы кврсетiлген. Соцында авторлар ревматология бойынша сабак беру тэжiрибесi бойынша оцды корытынды берген. 4 курстарда ревматология бойынша сабак берудш сапасын жаксарту Yшiн нускаулар берiлген.

ТYЙiндi сездер: ревматология, силлабус, рейтинг, окыту эдiстерi, компетенциялар, тэж1рибелш тэсiлдер.

The generalization of the experience in teaching the section "rheumatology" to 4th year students of "general medicine" faculty at ambulatory-clinical department of KazNMU named after S. D. Asfendiyarov.

Mashkunova O. V., Isayeva B. G., Nogaeva M. G.

The article summarizes the experience of teaching the section "Rheumatology" to 4th year students of the "General medicine" faculty. It highlights the topicality of field-oriented education along with the training of general practitioners. It includes the description of goals and objectives of teaching rheumatology as a part of competent-oriented approach. It describes the structure of teaching a discipline, gives the examples of interactive methods of teaching; it lists the practical skills that a student should gain. It also shows the example of counting the rating of a discipline according to a letter-grade system. In conclusion authors summarize the experience of teaching of rheumatology to 4th year students and give recommendations on how to improve the quality of teaching the discipline.

Key words: rheumatology, syllabus, rating, methods of teaching, competence, practical skills.

Ж¥К;ПАЛЫ АУРУЛАР ПЭН1Н ОЦЫТУДА ЦОЛДАНЫЛГАН ИНТЕРБЕЛСЕНД1 ОЦЫТУ ЭД1СТЕР1

К. Т. Байекеева

Жукпалы жэне тропикалык аурулар кафедрасы С.Ж. Асфендияров атындаFы Казак улттык медицина университет^ Алматы

Цаз¥МУ студенттерШц жуцпалы жэне тропикалыц аурулар пэндерт вту барысында цолданылган интербелсендi оцъту эдгстерг туралы, сынац пен емтиханнан кейтгг ой-птрлер1:

• «Топ болып жумыс iстеген muiMdi, эрi цызыц, mYcmiKmi, бiр-бiрiмiздiц ойымызды толыцтыра тYсемiз!»

• «Сабац кезтде e3iMi3 жазып, сызып, сосын ауызша айтылзан мэлiметтер есте жацсы сацталады!»

• «Кесте толтырганда эр аурудыц белгшерт жеке жэне бэрте ортац белгiлерiн жазу б1здщ квп ецбектенуiмiздi талап еттi, осылай салыстырмалы диагностика жасау еамгзде жацсы сацталды!»

• «Вирусты гепатит» тацырыбы кезтде «дэр^ер-науцас» релдт ойыны цызыцты вттi, нацты бiр жагдайда шешiм цабылдап, жауапкершiлiктi сезтдт!»

• «Жуцпалы аурулар сабагын вткенде топпен жумыс iстеудi, науцаспен дурыс свйлесудi, клиникалыц ойлау цабiлетiмдi дамытуды, дэр^ерге цажет тез шешiм цабылдауды Yйрендiм!»

«Свз Yйретпейдi, эрекет Yйретедi» деген свз кaзiргi кезде бiлiмдi ю-эрекет аркылы игерудщ тшмдшгш кврсетедi [1]. Студенттер, эаресе, медициналык оку орындарында, сабак барысында вз колымен жасаFан эрекеттерш еанде жаксы сактап, Yйренген даFдыларын келешекте колдана алады. Белсендi эрекеттер жасау нэтижеанде студенттер ойлaуFa, тшр таластыруFа, талкылауFа, шешiм кабылдауFа, вз квзкарастарын дэлелдеуге Yйренедi. Клиникалык кафедраларда сабак вту кезшде болашак дэртерге теориялык жэне

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.