УДК [61:616.1/.4:001]-057.875
Б.Ш. ТУКЕШЕВА, С.А. КРАСНОВА
Казахский национальный медицинский университет им. С.Д. Асфендиярова, г. Алматы
ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ КОМПЕТЕНТНОГО ПОДХОДА ДЛЯ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ 4 И 5 КУРСА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ВНУТРЕННИЕ БОЛЕЗНИ» ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ОБЩАЯ МЕДИЦИНА» НА КАФЕДРЕ ВНУТРЕННИХ БОЛЕЗНЕЙ №1
В данной статье описан опыт применения компетентного подхода для оценки знаний студентов 4 и 5 курса по дисциплине «Внутренние болезни» по специальности «общая медицина» с помощью пяти компетенций («знания», «практические навыки», «коммуникативные навыки», «правовые компетенции или адвокат здоровья», «самосовершенство - СРС») на кафедре внутренних болезней №1.
Ключевые слова: компетенция, знание, практические навыки, право, коммуникативность, самосовершенствование.
Высшее образование за последние годы стало одним из главных государственных приоритетов во всем мире, в том числе в Республике Казахстан. В связи со вступлением нашего университета в Болонский процесс, произошли преобразования в медицинском и фармацевтическом образовании.
Методы оценки знаний и навыков обучающихся проводятся по компетенциям согласно:
- ГОСО РК 5.03.06-2006 «Система образования Республики Казахстан. Контроль знаний в высших учебных заведениях» от 26.08.2006 г.
- Типовым правилам проведения текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся от 18 марта 2008 года,
- Приказа МОН РК № 125, с изменениями от 13 апреля 2010 года,
- Приказа МОН РК № 168, зарегистрированного в Министерстве юстиции РК от 17 мая 2010 г. № 6236. Внедренным новым ГОСО 2006 предусмотрена оценка конечных результатов обучения студентов с помощью пяти компетенций («знания», «практические навыки», «коммуникативные навыки», «правовые компетенции или адвокат здоровья», «самосовершенство - СРС»). Согласно введенным изменениям в педагогике на смену традиционной методики 5-бальной оценки приходит дифференцированная 12-бальная оценка знаний, гарантирующая конечный результат - качество образования.
На нашей кафедре третий год, причем первый год по кредитной системе, обучаются студенты 4 курса (каз.яз, рус.яз) по специальности «общая медицина» по дисциплине «Внутренние болезни», на которую отведено 405 часов, из них лекции - 30 часов, практические занятия - 120 часов, самостоятельная работа студентов - 135 часов, СРСП - 120 часов, профессиональная практика (помощник врача-ординатора) - 36 часов. Занятия цикловые. Дисциплина «Внутренние болезни» на 4 курсе состоит из 9 кредитов (10 блоков-кардиология, гастроэнтерология, гематология, нефрология, ревматология, пульмонология, инфекционные болезни, фтизиатрия, эндокринология, дерматовенерология). Все эти кредиты распределены по восьми кафедрам и модулям.
На кафедре внутренних болезней №1 проводятся занятия по трем кредитам («Кардиология», «Гастроэнтерология», «Гематология». После окончания обучения по всем блокам, студенты сдают
интегрированный экзамен, состоящий из тестирования и ОСКЭ.
На нашей кафедре второй год обучаются студенты 5 курса (каз.яз, рус.яз) по элективным дисциплинам «Введение в кардиологию» и «Введение в гастроэнтерологию», в 2012-2013 учебном году элективные дисциплины стали интегрированными с кафедрой нутрициологии и курсом физиотерапии и лечебной физкультуры. На каждую элективную дисциплину было отведено по 90 часов, из них практические занятия - 60 часов, самостоятельная работа студентов - 30 часов, в 2012-2013 году - 3 кредита (135 часов).
С начала 2011-2012 учебного года на кафедре внедрен компетентный подход оценки знаний с помощью пяти компетенций, которые подробно описаны в рабочей программе и в силлабусе. Баллы за все компетенции фиксируются в учебном журнале на страницах с номерами, определенными ДУМР КазНМУ. 1. Когнитивные компетенции. У студента на кафедре формируются знания по:
• этиологии и патогенезу распространенных кардиологических, гастроэнтерологических и гематологических заболеваний;
• классификации, клиники, течению, осложнениям и прогнозу распространенных кардиологических, гастроэнтерологических и гематологических заболеваний;
• современным методам клинико-лабораторных и инструментальных исследований;
• современным принципам лечения распространенных кардиологических, гастроэнтерологических и гематологических заболеваний.
Данная компетенция фиксируется в учебном журнале ежедневно в виде одного интегрированного балла, причем этот балл складывается из нескольких:
- оценка исходного уровня знаний по тестам (20) в письменном виде, с последующей оценкой ответов, которые корригируются;
- обсуждение темы занятия (устный опрос);
- освоение практических навыков - курация тематических больных (сбор жалоб, анамнеза заболевания и жизни, физикальные данные, обоснование клинического диагноза, основные принципы лечения);
- участие в обходах (рисунок 1);
- разбор тематических больных.
Рисунок 1 - Компетенции «знания» (на обходе доцента)
Критерии оценки описаны в силлабусе и используются каждым преподавателем.
2. Операциональные компетенции. У студента на кафедре формируются практические навыки: - по кредиту «Кардиология»:
• правильно собрать жалобы и анамнез у больного;
• применить объективные методы обследования при заболеваниях сердечно - сосудистой системы;
• выбрать оптимальные клинико-лабораторные и инструментальные методы исследования и интерпретировать полученные данные при заболеваниях сердечно - сосудистой системы;
• составить план лечения и реабилитации больного при заболеваниях сердечно - сосудистой системы;
• оценить общее состояние, телосложение, состояние кожных покровов, слизистых, мышечной и костно -суставной систем;
• провести осмотр, пальпацию области сердца и сосудов, с определением проекции клапанной сердца на переднюю поверхность грудной клетки;
• выполнить перкуссию сердца с определением границ относительной и абсолютной сердечной тупости (Рис. 2);
• аускультативно определить характер тонов сердца, их соотношение в каждой выслушиваемой точке, состояние клапанов сердца (рис. 3);
• правильно по шагам измерить артериальное давление;
• правильно дать характеристику пульсу на периферических артериях;
• уметь интерпретировать ЭКГ, ЭхоКГ, лабораторные анализы, данные инструментальных методов исследования.
Рисунок 2 - Компетенции «практические навыки» (курация тематического больного)
- по кредиту «Гастроэнтерология»:
• правильно собрать жалобы и анамнез у больного;
• применить объективные методы обследования при заболеваниях желудочно-кишечного тракта;
• выбрать оптимальные клинико-лабораторные и инструментальные методы исследования и интерпретировать полученные данные при заболеваниях желудочно-кишечного тракта;
составить план лечения и реабилитации больного при заболеваниях желудочно-кишечного тракта
провести осмотр, пальпацию, перкуссию и аускультацию живота;
• выполнить пальпацию и перкуссию печени;
• выполнить пальпацию и перкуссию селезенки;
• определить проекцию для проведения пальпации и перкуссии поджелудочной железы;
• уметь интерпретировать УЗИ органов брюшной полости, лабораторные анализы, данные инструментальных методов исследования.
- по кредиту «Гематология»:
• правильно собрать жалобы и анамнез у больного;
• применить объективные методы обследования при заболеваниях системы кроветворения;
• выбрать оптимальные клинико-лабораторные и инструментальные методы исследования и интерпретировать полученные данные при заболеваниях системы кроветворения;
• составить план лечения больного при заболеваниях системы кроветворения;
• провести осмотр, пальпацию, перкуссию и аускультацию живота;
• выполнить пальпацию и перкуссию печени;
• выполнить пальпацию и перкуссию селезенки;
• выполнить пальпацию периферических лимфатических узлов;
• уметь интерпретировать гемограмму и миелограмму.
Рисунок 3 - Компетенции «практические навыки» (тренинг в центре практических навыков)
Данная компетенция отрабатывается ежедневно при физикальном осмотре пациента, а оценивается и фиксируется в учебном журнале во время коллоквиума в часы СРСП в виде одного балла за один практический навык.
3. Аксиологические компетенции. У студента на кафедре формируются коммуникативные навыки:
• правильно познакомиться с пациентом;
• собрать анамнез у пациента (рис. 4);
• установить максимально доверительные отношения с пациентом, его родственниками, коллегами и другими медицинскими работниками;
• умение работать в команде.
Рисунок 4 - Коммуникативные навыки у студентов (сбор анамнеза)
При оценке данной компетенции мы используем оценочный лист («Модель медицинского образования
Казахского национального медицинского университета имени С.Д. Асфендирова - коммуникативные навыки
выпускника» Под редакцией А.А. Аканова, О.М. Исиной, М.А. Асимова. 2011).
Мирзабекова, К.А.Тулебаева, М.А. Абировой, З.Б.
ФИО студента_ №гр._
№ Навык Балл Макс.балл
1. Налаживание первоначального контакта и дальнейшее установление отношений для эффективного процесса лечения 10
2. Навык снятия эмоционального напряжения и тревожности в ходе ведения опроса, клинического обследования и лечения 10
3. Навык прогнозирования 8
4. Навык безоценочного отношения к проблемным пациентам 10
5. Навык общения и взаимодействия врача хирурга с проблемным пациентом 10
6. Умение устанавливать контакты с проблемными пациентами 10
7. Умение грамотно и в то же время доступно для пациента излагать свои мысли 10
8. Навык комментирования своих действий 10
9. Умение работать в интенсивном режиме 10
10 Навык совместного решения проблемы 12
ИТОГО: 100
Коммуникативные компетенции отрабатываются на каждом занятии. Оценочный лист заполняется по окончанию трех кредитов в часы СРСП и баллы отражается в учебном журнале.
4. У студента на кафедре формируются правовые компетенции (адвокат здоровья) путем изучения:
• кодекса здоровья РК (рисунок 5)
• основных приказов МЗ РК и Мин.Обр. РК
• основных положений организации службы гастроэнтерологии и кардиологии и здравоохранения в целом.
Рисунок 5 - «Адвокат здоровья» знакомство с Кодексом здоровья РК
Данная компетенция оценивается во время коллоквиума с помощью контрольного вопроса и фиксируется в учебном журнале.
5. У студента на кафедре развивается самосовершенствование: портфолио (индивидуальные образовательные достижения студента) оцениваются на каждом занятии следующими видами деятельности: курация больного, решение и составление ситуационных задач, составление алгоритмов диагностики и схем лечения, кроссвордов, презентация, написание реферата.
Данная компетенция фиксируется в учебном журнале ежедневно в виде одного балла по темам занятий (студент готовит один вариант СРС за все кредиты).
Рабочей программой предусмотрено во время занятий на кредитах «Кардиологии» и «Гастроэнтерологии» написание кураторского листа, для оценки которого разработаны критерии, прописанные в силвбусе. Рубежный контроль складывается из суммы баллов за каждую компетенцию (один из практических навыков, коммуникативная компетенция, правовая компетенция, СРС) и коллоквиума (1 контрольный вопрос по одной из тем кредита.
Подсчет рейтинга проводится простым сложения баллов за все компетенции_и высчитывается по формуле, описанной в силлабусе.
Таким образом, с 2011-2012 учебного года на кафедре внедрена и освоена компетентная оценка знаний
студентов 4 и 5 курсов по специальности «общая медицина». Именно такая оценка знаний позволила дифференцированно подходить к каждому студенту, выставляя баллы, расширен диапазон за счет компетенций и 12-бальной системы. Выводы:
1. Оценка знаний студентов с помощью 5 компетенций позволяет определить всестороннее развитие и образованность студента,
2. Оценка знаний студентов с помощью 5 компетенций позволяет дифференцированно подходить к каждому студенту.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1 Компетенции в образовании : опыт проектирования //Сб. науч. трудов под ред. А.В.Хуторского. - М.: 2007.
2 Антипова, В.М. Компетентностный подход к организации дополнительного педагогического образования в университете / В.М. Антипова, К.Ю. Колесина, Г.А. Пахомова //Педагогика. - 2006. - №8. - С.57-62.
3 Блинов, Л.В. Социально-профессиональная компетентность личности - продукт межкультурного взаимодействия/ Л.В. Блинов, В.Л. Недорезова // Педагогическое образование и наука. - 2008. - №1. - С.52-56.
4 Генике, Е.А. Профессиональная компетентность педагога/ Е.А. Генике. - М.:Сентябрь,2008.-176с. - (Биб-ка ж. «Директор школы». - 2008. - №5).
5 Дахин, А.Н. Моделирование образовательной компетентности/ А.Н. Дахин //Вестник педагогических инноваций. - 2007.-№1. - С.84-100.
6 Иванов, Д.И. Компетентности и компетентностный подход в современном образовании/ Д.И. Иванов // Воспитание. Образование. Педагогика. - 2007. - №6(12). - 32с.
7 Исаева, Т.Е. Классификация профессионально-личностных компетенций вузовского преподавателя/ Т.Е. Исаева // Педагогика. - 2006. - №9. - С.55-60.
8 Козырева, О.А. Методология моделирования профессиональной компетентности педагога/ О.А. Козырева // Дополнительное профессиональное образование. - 2008. - №4. - С.24-25.
9 Мясников, В.А. Компетенции и педагогические измерения/ В.А. Мясников, Н.Н. Найденова //Педдиагностика. - 2007.-№2. - С.42-49.
10 Пеняева, С.А. Рефлексивные составляющие компетентности и особенности их формирования у студентов в процессе обучения/ С.А. Пеняева //Стандарты и мониторинг в образовании. - 2008. - №1. - С.11-14.
11 Фишман, И.С. Подходы к оценке уровня сформированности ключевых компетентностей учащихся/ И.С. Фишман //Методист. - 2007. - №3. - С.2-5; №4. - С.11-16.
12 Чуб, Е.В. Компетентностный подход в образовании/ Е.В. Чуб // Инновации в образовании. - 2008. - №3. - C.21-26.
Б.Ш. ТУКЕШЕВА, С.А. КРАСНОВА
№1 1ШК1 АУРУЛАР КАФЕДРАСЫНДА 4 ЖЭНЕ 5 КУРС СТУДЕНТТЕР1Н1Н, «1ШК1 АУРУЛАР» ПЭН1НЕН «ЖАЛПЫ МЕДИЦИНА» МАМАНДЫЕЫ БОЙЫНША Б1Л1М1Н БАЕАЛАУДА ^УЗЫРЛЫЕЫН ^ОЛДАНУ ТЭЖ1РИБЕС1
Туйш: Б^л басылымда бiлiмдi багалауда компетентт бетб^рысты колдану тэжiрбиесi сипатталган «Жалпы медицина» мамандыгыныц «1шк аурулар пэы» бойынша 4 жэне 5 курс студенттерЫе бес компетенцияныц кемепмен («бЫм», «тэжiрбиелiк дагдылар», «коммуникативты дагдылар», «к^кыкты; компетенция немесе денсаулы; адвокаты», «езшдт жетiлдiру - С9Ж») №1 шш аурулар кафедрасында.
Туш^ сездер: к^зырлылык;, бЫм, тэжiрибелiк дагдылар, к^кыкты; дагдылар, коммуникативтiлiк, езiн-езi жетiлдiру
B.SH.TUKESHEVA, S.A.KRASNOVA
EXPERIENCE OF USING A COMPETENT APPROACH TO ASSESSING STUDENTS 4 AND 5 OF THE COURSE FOR THE SUBJECT "INTERNAL MEDICINE" SPECIALTY "GENERAL MEDICINE" AT THE DEPARTMENT OF INTERNAL DISEASES № 1
Resume: This article describes the experience of a competent approach to assess the 4th-5th courses students' knowledge of the discipline "Internal Medicine", specialty "General Medicine" with the help of five competencies ("knowledge", "practical skills", "communication skills", "legal competence or a lawyer of health", "cultivator - self-study student") at the Department of Internal Medicine №1.
Keywords: competence, knowledge, skills, law, communication, self-perfection