ЗД.ШКЕНОВА
С.Ж. Асфенияров атындагы Дазацулттыцмедицинауниверситетi
МЕДИЦИНАЛЬЩ ЛЕКСИКАДАГЫ ПЛЕОНАЗМ
Тушн: Б^л ма;алада тiлдегi плеоназм тэрiздi тiлдiк к^былыс ретiнде ;алыптас;ан эдеби тшдщ нормалары брылып жат;ан мэселе ;аралады. Макала авторы медициналы; лексикада, ягни жазбаша жэне ауызша тшдеп плеоназм Yлгiлерiн келтiрген, сондай- а; замануи тшге таралып, дамып жат;ан плеоназмньщ, ;айталанулардьщ, сездщ маганасы д¥рыс ;олданбаган TYрлерi мен себептерiн талдайды. ТYЙiндi сездер: плеоназм, ;айталанбалар, магынасы б^рмаланган сездер.
Z.K. KOKENOVA Asfendiyarov Kazakh National Medical Universitety
PLEONASM IN THE MEDICINE
Resume: In this article was written about problems of literature language 's disruptions, that is pleonasm as languages occurrence as strongly fixed in language and speech. Author gave examples about pleonasm, which you may meet in medicine lexicon, and which have had analyzed types and reasons of extended in pleonasm's, tautology's and periphrasis's speech. Keywords: pleonasm, lexicon, as languages occurrence.
УДК 61:616.1/.4:378.147-322:378.142
С.А. КРАСНОВА
Казахский Национальный медицинский университет им. С.Д. Асфендиярова, г. Алматы, кафедра внутренних болезней №1
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ ПРИ КРЕДИТНОМ ОБУЧЕНИИ В БАКАЛАВРИАТЕ СТУДЕНТОВ 4 КУРСА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ОБЩАЯ МЕДИЦИНА» ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ВНУТРЕННИЕ БОЛЕЗНИ» НА КАФЕДРЕ ВНУТРЕННИХ БОЛЕЗНЕЙ №1
В данной статье описан опыт применения кредитного обучения (СРСП и СРС) на кафедре внутренних болезней №1 при проведении занятий по дисциплине «Внутренние болезни» (кредиты «Кардиология», «Гастроэнтерология», «Гематология») со студентами 4 курса по специальности «общая медицина». Опыт показал, что дынный способ в учебном процессе повышает самостоятельность студентов в обучении, в поиске правильных решений поставленных вопросов самостоятельно или под наблюдением педагога.
Ключевые слова: кредитное обучение,учебный процесс, практические занятия, СРСП, СРС, контроль знаний.
Введение. Главной задачей XXI века, является улучшение качества жизни, в том числе качества образования, определяющего условия развития личности [1]. Образование вошло в число основных государственных приоритетов многих стран мира и частности в Казахстане. В связи с этим Правительством утверждена новая Концепция медицинского и фармацевтического образования, согласно которой в педагогике на смену традиционной «методике» приходит «технология», гарантирующая конечный результат - качество образования [2].
В 1999 году в Болонье 29 стран подписали Декларацию о своем участии в процессе создания единого образовательного пространства. Сегодня к Болонскому процессу присоединились более 40 стран, в том числе в 2011 году КазНМУ им. С.Д.Асфендиярова [3].
Правила организации учебного процесса по кредитной технологии обучения утверждены приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 20 апреля 2011 года № 152, Настоящее положение разработано в соответствии с п.8 статьи 18 Закона Республики Казахстан «Об образовании» от 7 июня 1999г. и письмом Министерства образования
и науки РК №5-4/301 от 18 июня 2003г. и на основании приказа и.о. Министра образования и науки Республики Казахстан от 22 ноября 2007 года № 566 «Об утверждении Правил организации учебного процесса по кредитной технологии обучения» [4].
Кредитная технология обучения осуществляется на основе выбора и самостоятельного планирования обучающимся последовательности изучения дисциплин с использованием кредита как унифицированной единицы измерения объема учебной работы обучающегося и преподавателя. При кредитной технологии обучения учет трудоемкости учебной работы осуществляется по объему преподаваемого материала, измеряемого в кредитах.
Основными задачами кредитной технологии обучения являются: унификация объема знаний студентов; максимальная индивидуализация обучения; повышение роли самостоятельной работы. Важное значение имеет повышение роли самостоятельной работы студентов, которая позволяет развивать творческий подход и исследовательские навыки.
Самостоятельная работа как часть процесса самообразования имеет принципиальное
методологическое значение. Установка на «добывание» знаний является залогом постоянного улучшения профессионализма в будущем. Самостоятельная познавательная деятельность студента предполагает его умение ориентироваться в новой ситуации, самостоятельно видеть и ставить проблему, находить подходы и пути ее решения. Самостоятельная работа обучающегося (СРО) -работа по определенному перечню самостоятельно осваиваемых тем, обеспеченных учебно-методической литературой и рекомендациями. Контроль осуществляется посредством тестов, контрольных работ, коллоквиумов, рефератов, сочинений и отчетов. При кредитной системе обучения самостоятельная работа обучающегося имеет две составляющие:
самостоятельная работа обучающегося, выполняемая под руководством преподавателя; работа (задание), выполняемая обучающимися полностью самостоятельно.
Качество знаний оценивается по балльно-рейтинговой системе, которая представляет собой непрерывный контроль знаний на всех стадиях обучения: текущий, рубежный, домашний. Каждый вид контроля дает студенту баллы, которые определяют его рейтинг допуска к сдаче итогового контроля. По окончании учебного курса проводится итоговый контроль в форме экзамена. Баллы, полученные студентами на разных уровнях контроля, могут быть оценены в зависимости от степени усвоения учебного материала в пределах шкалы оценок от «А» до «F». По результатам успеваемости за учебный курс рассчитывается средний переводной балл GPA, который увеличивается с каждым годом обучения студента, что служит цели повышения качества знаний по специальным дисциплинам. К важным преимуществам кредитной системы обучения относятся переход обучения от формата «учить» (teaching) к формату «учиться» (learning). У студентов появляется свободный доступ ко всем уровням университетского образования зарубежных стран, регистрироваться и получать учебные материалы в режиме on-line. Система предполагает свободный доступ ко всему комплексу средств обучения, включая традиционные (лабораторное оборудование, приборы, компьютеры, видео, слайдпроекторы, аудио-аппаратура) и
мультимедийные, виртуально-треннинговые
комплексы и т.п. При этом студент из пассивно воспринимающей стороны становится активным участником учебного процесса с помощью традиционных и новых методики обучения. На занятиях применяются такие методы, как: групповые мозаики, интервью в группах, дискуссии, кейс-стадии, презентации, деловые игры, выполнение упражнений (логических задач), подготовка докладов и др [7]. Кредитная система обучения является нелинейной, при которой учебный процесс организуется с предоставлением возможности студентам индивидуально планировать свою образовательную траекторию посредством выбора предлагаемых курсов.
Кредит является единицей измерения трудоемкости всех видов учебных работ, которые положены в
основу планирования учебного процесса, педагогической нагрузки преподавателей, определения объема учебной нагрузки обучающихся, расчета стоимости обучения.
Один кредит равен 1 академическому часу аудиторной работы обучающегося в неделю на протяжении академического периода (семестра). Каждый академический час аудиторной работы сопровождается 2 часами самостоятельной работы студента (СРС), из которых 1 час отводится на самостоятельную работу студента с преподавателем (СРСП).
Самостоятельная работа студента с преподавателем (СРСП) вносится в расписание занятий и засчитывается в половинном размере наряду с аудиторными часами в учебную нагрузку преподавателя. Цель:
- изучить влияние кредитного обучения на усвоение учебного материала студентами 4 курса;
- оценить возможность с помощью СРСП совершенствовать практические навыки в клинике;
- оценить роль кредитного обучения в развитии самостоятельности у студентов.
Материалы и методы. В течение двух лет на кафедре на 4 курсе по специальности «Общая медицина» дисциплина «Внутренние болезни» имеет профилирующее значение. Основной задачей преподавания по данной дисциплине является обучение студентов диагностике и лечению наиболее распространенных заболеваний, основанных на принципах доказательной медицины. Изучение внутренних болезней имеет большое значение в подготовке бакалавра медицины, соответствующего квалификационным требованиям - быть компетентным в вопросах диагностики типичных проявлений болезней, профилактики наиболее распространенных заболеваний внутренних органов и укрепления здоровья населения. Целью дисциплины является формирование знаний и умений по диагностике, лечению и профилактике распространенных заболеваний внутренних органов
[9].
ППС кафедры руководствуется разработанной коллективом КазНМУ им. С.Д.Асфендиярова «Квалификационной характеристикой бакалавров» по специальности В5 051301 «Общая медицина» по курсам обучения на клинических кафедрах на 4 курсе, изданая под ред. А. Аканова [5]. В данном документе уточнены квалификационные характеристики подготовки специалиста в виде формируемых компетенций по курсам обучения и определен перечень практических навыков необходимый для каждого уровня обучения.
Квалификации бакалавров медицины формируются по 5 компетенциям (знания, практические навыки, коммуникативные навыки, правовая компетенция, самосовершенствование) на циклах дисциплин с описанием путей их решения [6]. Согласно Рабочей программы (ГОСО-2006 г) по дисциплине «Внутренние болезни» обучение в 20102011 и 2011-2012 учебном году было линейным, часы были распределены как представлено в таблице 1, то есть 135 часов из 405 было отведено на самостоятельную работу, что составляет 33.3%.
Таблица 1 - Распределение часов дисциплины «Внутренние болезни»
Общее количество часов Аудиторные часы СРС
Всего Лекции Практические занятия
405 270 30 240 135
В 2012-2013 и 2013-2014 учебном году в Рабочую программу (Г0С0-2006 г), в связи с переходом с 01.09.2012 г. на кредитную систему обучения [7], на 4 курсе по специальности «общая медицина» были внесены изменения, (решение Ученого Совета от 25.11.2011 г., приказ ректора №310л от 10.02.2011 г.). Вся дисциплина состоит из 9 кредитов. Это кафедры:
внутренних болезней №1, внутренних болезней №4, дерматовенерологии, эндокринологии, фтизиатрии, инфекционных болезней, инфекционного контроля и ВИЧ-инфекции, модули: нефрологии и ревматологии. Как отмечено в таблице 2, на самостоятельную работу студентов выделено 135 часов (СРС) и 120 часов (СРСП), что составляет 63%.
Таблица 2 - Распределение дисциплины по кредитам
Кафедры Дисциплин Общ. С С Всего часов за 36 нед. в том Заче Экзаме
ы нагр. по в Р Р числе т н
ГОСО о т и С С аудито лекц практ
о в д е П рные ии заня-
-К р к тия
Всего 405 9 135 120 150 30 120 Экз.
Методы обучения и преподавания.
Лекции: обзорные, проблемные. Практические занятия: устный опрос, тестирование, участие в обходах, разбор тематических больных, курация больных, работа в малых группах, дискуссии, презентации, обратная связь.
Самостоятельная работа студентов (СРС): курация больных, работа в функциональных кабинетах и терапевтических отделениях стационара, работа с литературой, интернет-ресурсами, учебными и научными материалами на электронных носителях, компьютерными обучающими программами, разработка схем-иллюстраций, заполнение таблиц, решение тестовых заданий и ситуационных задач разной степени сложности, интерпретация лабораторных показателей, подготовка презентаций и тематических рефератов, проведение ролевых игр. СРС (Office hours) - одна из форм учебной работы при кредитной системе обучения. Имеет две функции - консультативную и контролирующую. Консультативная функция предназначена для оказания педагогически целесообразной помощи в самостоятельной работе студентов по каждой из дисциплин, входящих в экспериментальный рабочий учебный план.
Помогает студенту избрать методы работы, необходимые для усвоения программного материала. Возможность повторно прослушать
объяснение сложной для студента темы, выполнение практических заданий для закрепления учебного материала.
• Способствует углубленному изучению учебного материала. Как правило, посвящается определенной теме, по которой студенты должны предварительно готовиться.
Способствует углублению самостоятельной работы студента в научной области, наиболее его интересующей.
Контролирующая функция включает текущий контроль знаний студентов. На этом же занятии студент сдает предусмотренные программой контрольные темы, задания по СРС. При этом появляется реальная возможность заработать необходимые (недостающие) баллы для получения более высокой оценки. СРСП проводится в аудиторное время, стоит в расписании. Результаты. На нашей кафедре в течение двух лет по кредитному обучению проводятся занятия по дисциплине «Внутренние болезни» (2,5 кредита: «Кардиология», «Гастроэнтерология» и
«Гематология») на русском и государственном языках для студентов 4 курса по специальности «общая медицина».
Как видно из таблицы №3 на самостоятельную работу выделено всего 79 часов, что составляет 62.7%, из них 42 на СРС и 37 на СРСП.
Таблица 3 - Расп
зеделение часов на кафедре внутренних болезней №1
Кафедры Дисциплины Общ. в о С С Всего часов за 36 нед. в том Зач Экз
нагр. по т и Р Р числе ет аме
ГОСО о Щ д е С С аудито лекц практ н
-К р к П рн ии занят
Внутренние Кардиолог 50 1 16 15 19 4 15 Экз
болезни №1 Гастроэнт 50 1 16 15 19 4 15
Гематолог 26 0.5 10 7 9 2 7
Лекции (обзорные, проблемные) в количестве 10, проводятся по календарно-тематическому плану, на 1 тему отводится 1 час, что составляет 7.9% Практические занятия (контактные часы) проводятся по календарно-тематическому плану практических
занятий (таблица 3). План идентичен по всем кредитам. На практические занятия (контактные часы) отведено 37 часов, что составляет 29.4%.
Таблица _ 3 - Календарно-тематический план практических занятий
№ тем Наименования блоков и тем Форма проведения Объем учебной нагрузки (в часах)
1 2 3 4
Кредит «Кардиология», «Гастроэнтерология», «Гематология»
1. Название тем занятий тестирование (входное); обсуждение темы (устный опрос), клинический разбор пациента, решение ситуационных задач. 15 кардиология 15 гастроэнтер. 7 гематология
2.
3.
4.
Всего часов: 37
График проведения контактных часов и СРСП. На 2,5 кредита, преподаваемых на кафедре («Кардиология», «Гастроэнтерология» и
«Гематология») по расписанию отведено 10 дней, из них 4 дня по 8 часов, 6 дней - по 7 часов, причем 50% времени отведено на СРСП.
В кредитах «Кардиология» и «Гастроэнтерология» выделено 2 дня занятий по 8 часов (с 8.00 - 16.20) и 2 дня по 7 часов (8.00 - 15.20), в кредите «Гематология»
2 дня занятий по 7 часов (с 8.00 - 15.20), причем 50% времени отведено на СРСП.
Порядок проведения контактных часов (семинар). Знания студентов оцениваются во время контактных часов (семинар, компетенция «знание») ежедневно с выставлением единого балла (максимально 100 баллов). На каждую группу на каждом семинаре по каждому кредиту заполняется таблица (таблица 4) с подписью преподавателя, полученный суммарный балл выставляется в учебный журнал.
Таблица 4 - Кр итерии оцен ки практических занятий (компетенция «знание»)
Ф.И.О студента Оценка исходного уровня знаний (тестирование)-10 баллов Обсуждение темы занятия-25 баллов Оценка клинического разбора больного-50 баллов Заключительный контроль (решение ситуационных задач)-15 баллов Всего баллов
Практические навыки-20 баллов Выделение основного заболевания (обоснование диагноза)-10 План обследова-ния-5 баллов Интерпретаци я анализов-10 баллов План лечения-5 баллов
В дальнейшем выставляется единый балл за 4 практических занятия по кредитам «Кардиология» и «Гастроэнтерология» и за 2 занятия по «Гематологии» (максимально 100 баллов). Самостоятельная работа с преподавателем (СРСП) проводится по календарно-тематическому плану. СРСП включает мероприятия, которые идентичны по всем темам и кредитам, и коллоквиум. Кредит «Кардиология» СРСП (по всем кредитам и темам):
- совершенствование практических навыков,
- практикум: курация тематического пациента в малых группах с объективным осмотром, сбором анамнеза, составлением плана обследования и лечения (одного пациента на 2-3 студентов) для написания кураторского листа,
- защита студентом СРС,
- консультация по тестовым заданиям (1 этап итогового контроля),
- консультации по ОСКЭ (2 этап итогового контроля),
- дискуссия,
- курация тематических больных для клинического разбора, освоение практических навыков (работа в малых группах),
- ролевые игры.
Рубежный контроль по кардиологии:
- контрольный вопрос по теме (1),
- проверка практических навыков: перкуссия сердца, аускультация сердца, измерение артериального давления и пульса (1),
- защита листа курации.
Рубежный контроль по гастроэнтерологии:
- контрольный вопрос по теме (1),
- проверка практических навыков: пальпация живота, перкуссия и пальпация печени, перкуссия и пальпация селезенки (1),
- защита листа курации. Рубежный контроль по гематологии:
- контрольный вопрос по теме (1),
- проверка практических навыков: перкуссия и пальпация печени, перкуссия и пальпация селезенки, пальпация лимфатических узлов (1),
- вопрос по правовой компетенции,
- оценочный лист по коммуникативной компетенции.
В 2013-2014 учебном году, как видно из календарно-тематического плана (табл. 4), на СРСП было отведено 37 часов. В учебном журнале СРСП отмечается на отдельной странице в виде присутствия или отсутствия студента (+ или н/б). Самостоятельная работа студентов (СРС) проводится по календарно-тематическому плану. В качестве самостоятельной работы на кафедре определены: реферат, кроссворд, алгоритм диагностики, схема лечения, ситуационная задача, комплекс лабораторных тестов по заданной нозологии, ЭКГ-диагностика. По каждой теме студентам на выбор предлагаются от 5 до 12 вариантов заданий. Студенты могут выбрать по 1 варианту задания на каждый кредит. Вторым СРС является кураторский листок. В помощь студентам на кафедре разработаны методические указания по выполнению каждой формы СРС. Для максимального обеспечения объективности оценки СРС разработаны критерии с балльной (100 баллов за каждый СРС) оценкой, которые описаны в силлабусе.
Например по кредиту «Кардиология» тема 1: Вариант 1. Составьте липидограмму больного ИБС, Вариант 2. Составьте кроссворд по препаратам, используемым для лечения стенокардии. Вариант 3. Составить алгоритм обследования больного со стенокардией напряжения 11 ФК. Вариант 4. Составьте схему лечения при прогрессирующей стенокардии. Вариант 5. Составить ситуационную задачу: «Больной с астматическим вариантом инфаркта миокарда». Вариант 6. ЭКГ-диагностика Q-инфаркта миокарда передней стенки левого желудочка по стадиям (острая, подострая, рубцевания - нарисовать). Такие варианты представлены по каждому кредиту. Срок сдачи заданий по СРС (ситуационные задачи, алгоритмы диагностики, схемы лечения) и защита самой СРС осуществляется во время проведения СРСП, согласно тематическому плану (в день разбора темы).
В учебный журнал заносятся баллы за СРС с указанием балла в числителе и номера варианта СРС в знаменателе, а также баллы за кураторский листок. Оценка знаний
Текущий контроль: тестовые задания, письменный/устный опрос, решение ситуационных задач, защита академической истории болезни,
самооценка и групповая оценка при работе в малых группах.
Рубежный контроль (коллоквиум). Во время рубежного контроля на кредитах «Кардиология» и «Гастроэнтерология» студенту предлагается ответить на 1 контрольный вопрос по изученным на кредите темам (максимально 100 баллов) и продемонстрировать один из освоенных практических навыков (максимально 100 баллов). На кредите (0.5) «Гематология» коллоквиум не проводится, кураторский лист не оформляется, но заполняется оценочный лист по коммуникативным навыкам и предлагается 1 вопрос по правовым навыкам (из кодекса здоровья РК) Итоговый контроль: интегрированный экзамен, включающий тестирование (1 этап), проверку практических навыков (2 этап-ОСКЭ). Критерии оценки знаний проводятся на основе ГОСО РК 5.03.06-2006 «Система образования республики Казахстан. Контроль знаний в высших учебных заведениях» от 26.08.2006г. Знания, умения, навыки и компетенции обучающихся по всем видам контроля определяются оценками балльно-рейтинговой буквенной системы, которые имеют пропорциональное соотношение (таблица 5).
Оценка по буквенной системе Цифровой эквивалент Баллы Оценка по традиционной системе
А 4,0 100 Отлично
А- 3,67 90-94
В+ 3,33 85-89 Хорошо
В 3,0 80-84
В- 2,67 75-79
С+ 2,33 70-74 Удовлетворительно
С 2,0 65-69
С- 1,67 60-64
D+ 1,33 55-59
D 1,0 50-54
F 0 0-49 Не удовлетворительно
Выводы:
1. Кредитное обучение дает возможность повысить активность и заинтересованность студента в обучении, стремление повысить свои знания путем СРС (осознанное самосовершенство).
2. Кредитное обучение дает возможность повысить активность и заинтересованность студента в
обучении, стремление повысить свои знания путем СРСП (совершенствование практических навыков). 3. Проведение интегрированного итогового контроля в два этапа позволяет оценить полученные знания студентом во время практических занятий и СРСП.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1 Наливаева А.В. Информационные технологии в медицине: доказанные факты и нерешенные проблемы. ФГБУ Саратовский НИИ кардиологии Минздрава России. - 2012. - 96 с.
2 Концепция реформирования медицинского и фармацевтического образования (24.04.2006 г.).
3 Информационные технологии в медицине (Тематический научный сборник). Под ред. Г.С. Лебедева, О.В. Симакова, Ю.Ю. Мухина. - М.: Радиотехника, 2010. - 152 с.
4 Основы кредитной системы обучения в Казахстане / под общей редакцией Ж.А. Кулекеева, Г.Н. Гамарника, Б.С. Абдрасилова - Алматы: "Казак университет!", 2004.
5 Аканов А.А., Ахметов В.И. Абирова М.А. Модель медицинского образования КазНМУ им. С.Д.Асфендиярова. Вып. 1.-Ч.3. - Методы и формы обучения. - Алматы: КазНМУ им. С.Д.Асфендиярова. - 2010 - 72 с.
6 Квалификационная характеристика бакалавров по специальности В5 051301 «Общая медицина по курсам обучения» / под ред. А.А. Аканова. - Алматы: 2013 - 29 с.
7 Карсакбаева Л.Ж., Дербисалина Г.А., Тайжанова Д.Ж. и др. Типовая рабочая программа (внутренние болезни по специальности:051301-общая медицина). - Астана. - 18 с.
8 Мухин Н.А., Моисеев В.С., Мартынов А.И. Внутренние болезни: учебник: в 2 т.+ СД. - 2-е изд. - М.: 2008. - Т.1. - 672 с. - Т.2. - 592 с.
С.А. КРАСНОВА
С.ЖАсфендияров атындагы цазацулттыцмедицинаyHueepcumemi №1 шк аурулар кафедрасы
СТУДЕНТЩ ДЕРБЕС Ж¥МЫСЫ ПРИ НЕСИЕ ТЭЛ1М-ТЭРБИЕДЕ 4 КУРСТЬЩ, БАКАЛАВРИАТЕ СТУДЕНТТЕР1НЕ ША МАМАНДЫККА "ОРТАК МЕДИЦИНА" ША ТЭРТ1ПКЕ "1ШК1 КЫВДЫЛ-СЫНКЫЛДАР" №1 1ШК1 АУРУЛАР
КАФЕДРАСЫНДА
ТYЙiн: Краснованын, С.А айтылмыш макаласында.несие тэлiм-тэpбиeнiн, (СРСП жэне СРС) крлданысынын, тэжiрибесi №1 шю аурулар кафедрасында при кэсштщ жасаша тэртшке "шю кын,кыл-сын,к;ылдар"(кредиттер "кардиология", "гастроэнтерология", "гематология") 4 курстын, студeнттepiмeн ша мамандыкка "ортак медицина" суретте-. Тэжipибe кepгiздi, не кауын кию оку YДepiстe студенттщ дepбeстiгiн тэлiм-тэpбиeдe жогарылатады, курулы сурактын, дурыс тынымынын, iздeнiсiндe eздiгiнeн-eзi немесе педагогтын, кадагалауынын, астында. ТYЙiндi сездер: несие тэлiм-тэpбиe, оку YДepiс, практикалык кэсiптep, СРСП, СРС, бшмнщ тексерюшщ.
S.A. KRASNOVA
Kazakh National medical University. S.D..Ac$eHdunpoea, Department of internal diseases №1
INDEPENDENT WORK OF STUDENTS UNDER A CREDIT TRAINING FOR THE "INTERNAL DISEASES" DISCIPLINE Resume: This article describes the experience of using credit courses (SRSP and CDS) in the department of internal diseases №1 in conducting studies on the subject "Internal Medicine" (loans "Cardiology", "Gastroenterology", "Hematology") with students of the 4th year in "total medicine. "Experience has shown that the method of melon in the learning process increases the autonomy of students in learning, to find the right solutions to the questions on their own or under the supervision of a teacher.
Keywords: credit training, the learning process, practical training, SRSP, CDS, knowledge control.
УДК 614.2
Г.М. КУРМАНОВА, Ш.С. САДЫКОВА Казахский Национальный медицинский университет им. С.Д. Асфендиярова. Кафедра интерантуры и резидентуры по терапии №1
ОСНОВНЫЕ ОШИБКИ ПРИ СОСТАВЛЕНИИ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ ДЛЯ ИНТЕРНОВ
Новый формат учебного процесса по ГОСО-2006 требует полного обновления базы контрольно-измерительных средств, а именно разработки большой базы тестов в формате MSQ А-типа для проведения разных уровней контроля - текущего, рубежного, итогового. На основании анализа нескольких баз тестовых заданий общим объемом 3376 тестов выявлены основные ошибки при их составлении. Освящены ошибки по содержанию тестовых заданий, ошибки по структуре и форме, а также ошибки формулирования тестовых заданий.
Ключевые слова: обучение в интернатуре, тестовые задания MSQ, ошибки при составлении тестовых заданий.
В текущем учебном году кафедры интернатуры КазНМУ готовят первый выпуск интернов, занимающихся по ГОСО-2006. Новый формат учебного процесса и новые Типовые учебные программы (ТУП) требует полного обновления базы контрольно-измерительных средств, а именно тестовых заданий для рубежного контроля и для Итоговой аттестации.
Следует отметить, что для проведения независимой оценки знаний интернов в форме тестирования Республиканский центр оценки знаний и навыков (РЦОЗН) рекомендует и использует тесты в формате MSQ А-типа. База тестовых заданий формируется из тестов, подготовленных кафедрами всех 7 медицинских вузов РК, занимающихся подготовкой интернов.
Тест MSQ А-типа для клинических дисциплин - это тест, основанный на клинической ситуации, требующей принятия решения с одним наилучшим правильным ответом (выбор 1 ответа из 5 предложенных).
Первый опыт совместной работы кафедр, обучающих интернов 6-7 курса, при создании базы тестовых
заданий для рубежных контролей и для итоговой аттестации выявил многочисленные ошибки при составлении тестовых заданий MSQ А-типа. Был проведен анализ ошибок при составлении тестовых заданий по нескольким базам тестов по направлению подготовки «Внутренние болезни» (тесты кафедр КазНМУ по дисциплинам - терапия, клиническая лабораторная диагностика, клиническая фармакология, реанимация и анестезиология, неврология, психиатрия и наркология, фтизиатрия, инфекционные болезни), а также базы тестов по дисциплинам терапия и клиническая лабораторная диагностика, подготовленными соотвествующими кафедрами вузов РК (6 вузов).
Общий объем проанализированных тестов составил (по КазНМУ): терапия (включая нефрологию и ревматологию) - 1074, клиническая лабораторная диагностика - 180, клиническая фармакология - 180, реанимация и анестезиология - 60, неврология - 180, психиатрия и наркология -130, фтизиатрия - 180, инфекционные болезни - 180. Итого 2164. Общий объем пронализированных тестов по 6 вузам РК -