Научная статья на тему 'Анализ проведения элективного обучения (интегрированного) с приенением интерактивных методов по дисциплине «Дифференциальный диагноз в клинике внутренних болезней» на бакалавриате (5 курс)'

Анализ проведения элективного обучения (интегрированного) с приенением интерактивных методов по дисциплине «Дифференциальный диагноз в клинике внутренних болезней» на бакалавриате (5 курс) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
131
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНУТРЕННИЕ БОЛЕЗНИ / ЭЛЕКТИВНАЯ ДИСЦИПЛИНА / ПРАКТИЧЕСКИЕ НАВЫКИ / ЭКЗАМЕН / іШКі АУРУЛАР / ЭЛЕКТИВТіК ПәН / ТәЖИРИБИЕЛіК МАШЫқТАНУ / ЕМТИХАН / INTERNAL DISEASES / ELECTIVE DISCIPLINE / PRACTICAL SKILLS / EXAMINATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Краснова С.А., Тукешева Б.Ш.

В данной статье Красновой С.А. и Тукешевой Б.Ш. описаны итоги проведения практических занятий по элективной дисциплине «Дифференциальный диагноз в клинике внутренних болезней», совместно с кафедрой хирургических болезней у студентов 5 курса по специальности «общая медицина» на кафедре внутренних болезней №1 с курсом смежный дисциплин. Анализ показал, что студенты получили положительные результаты, а именно 3.33 В+, в тоже время имело место несовпадение балла по тестированию и ОСКЭ кафедры на 2 и даже 3 балла.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Краснова С.А., Тукешева Б.Ш.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF CONDUCTING ELECTRONIC TRAINING (INTEGRATED) WITH THE ADOPTION OF INTERACTIVE METHODS ON THE DISCIPLINE "DIFFERENTIAL DIAGNOSIS IN THE CLINIC OF INTERNAL DISEASES" ON BACHELORATE (5 COURSE)

The results of conducting practical classes on the elective discipline "Differential diagnosis in the clinic of internal diseases", in conjunction with the Department of Surgical Diseases for 5th year students on the specialty "general medicine" at the Department of Internal Medicine No. 1 with a course of adjacent disciplines. The analysis showed that the students received positive results, namely 3.33 V +, at the same time there was a discrepancy between the score for testing and the OSBO department for 2 or even 3 points.

Текст научной работы на тему «Анализ проведения элективного обучения (интегрированного) с приенением интерактивных методов по дисциплине «Дифференциальный диагноз в клинике внутренних болезней» на бакалавриате (5 курс)»

дэртк заттарыц мумк1н болатын уйлес1мд1л1гн аныктау, дэртк заттардыц эсерш кушейту.

Жогаргы оку орнында бiлiм алу кезiнде студенттер кептеген оку Yрдiсiндегi бакылау жумыстарын ¥стаздардыц басшылыгымен ЖYзеге асырады, сол себепт реферат, шолу жэне жагдайлык есептердi к¥растыру секiлдi косымша жумыстарды орындау студенттердi аз да болса ез бетшше ойлап ж¥мыс жасауга мэжбYрлейдi. Демек тесттiк тапсырмаларга басым кецiл белу студенттердiц ез бетшше

даму кабшетш шектейдi. Фармакология саласында бiлiм берудiц оцтайлы жагы - тэжiрибелiк зерттеу аркылы дэрiлiк заттардыц жэне биологиялык белсендi заттардыц эсерi туралы акпаратты болжай алуыцда. Жануарларга ЖYргiзiлген тэжiрибе нэтижесiнде алынган дэрШк заттардыц оц жэне терiс касиет тэжiрибелiк жэне семинар сабактары кезшде студенттерге ¥сынылады. Осы тэжiрибелердiц бiркатары темендегi эдебиеттер тiзiмiнде керсетiлген.

ЭДЕБИЕТТЕР Т1З1М1

1 Фармакологическая активность новых веществ и препаратов в эксперименте / А.В. Арльт [и др.] // International Journal on Immunorehabilitation (Международный журнал по иммунореабилитации). - 2014. - Т. 11. - №1. - С. 142-142.

2 Моделирование патологических состояний кожи у крыс и мышей / Д.А. Бондаренко [и др.] // Цитокины и воспаление. - 2010. -Т.9. - № 4. - С. 28-31.

3 Исследование роли нейро-гуморальных систем в патогенезе экспериментальной хронической сердечной недостаточности / С.Ф. Дугин [и др.] // Информационный бюллетень РФФИ. -2004. - Т.2. - №4. - С. 292.

4 Особенности кардиогемодинамики при применении золетила у лабораторных животных / М.Н. Ивашев [и др.] // Научные ведомости Белгородского государственного университета. - 2012. - №4(123). - Выпуск 17/1. - С. 168-171.

5 Прямое подтверждение лучшей усвояемости нативных белков по сравнению с денатурированными / М.Ф. Маршалкин [и др.] // Успехи современного естествознания. - 2003. - №2. - С. 64-67.

6 Масликова Г.В. Роль селена и его соединений в терапии цереброваскулярных заболеваний / Г.В. Масликова, М.Н. Ивашев / / Биомедицина. - 2010. - №3. - С. 94-96.

7 Фармакологическое исследование влияния когитума на моделированную патологию желудка крыс / И.А.Савенко [и др.] // Биомедицина. - 2015. - № 5. - С. 123-125.

8 Саркисян К.Х. Фармакотерапия аритмий / К.Х. Саркисян, М.Н. Ивашев / / Новая аптека. Аптечный ассортимент. - 2016. - № 8. - С. 43-45.

9 Влияние метронидазола и ликопида на экспериментальное воспаление / А.В. Сергиенко [и др.] //Кубанский научный медицинский вестник. - 2012. - №8. - С. 68-74.

К.Кунанбай, М.Е.Рамазанов, С.М. Малгараева

Казахский Национальный Медицинский Университет имени С.Д. Асфендиярова Кафедра внутренних болезней №2 с курсом клиникической фармакологии жэне фармакотерапии

ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРЕПОДАВАНИЯ КЛИНИЧЕСКОЙ ФАРМАКОЛОГИИ

Резюме: в настоящей статье представлен взгляд преподавателей кафедры клинической фармакологии на пути возможного улучшения преподавания дисциплины клиническая фармакология провизорам. Этот взгляд отражается в применения современных возможностей компьютерного моделирования ситуационных задач и ситуаций, показа с использованием мультимедийной техники характеристики изучаемых новых и стандартных лекарственных средств, наиболее широко применяемых в медицинской практике.

Ключевые слова: образовательный процесс, клиническая фармакология

K. Kunanbai, M. E.Ramazanov, C.M. Malgaraeba

Asfendiyarov Kazakh National Medical University Course of clinical pharmacology and pharmacotherapy

WAYS TO IMPROVE TEACHING CLINICAL PHARMACOLOGY

Resume: This article presents a view of teachers in the Department of Clinical Pharmacology at the possible ways of improving the teaching of subjects clinically pharmacy dispensing chemists. This view is refl ected in the use of uptovariables simulation capabilities of situational problems and situa-tions, the show using multimedia technology characteristics of the studied new and standard drugs, the most widely used in metals ditsinskoy practice.

Keywords: educational process, clinical pharmacology

УДК: 616.1 /.4 - 07 : 378.144 /.146.001.8

С.А Краснова, Б.Ш. Тукешева

Казахский Национальный медицинский университет им. С.Д. Асфендиярова, кафедра внутренних болезней №1 с курсом смежных дисциплин

АНАЛИЗ ПРОВЕДЕНИЯ ЭЛЕКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ (ИНТЕГРИРОВАННОГО) С ПРИЕНЕНИЕМ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ ««ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫЙ ДИАГНОЗ В КЛИНИКЕ ВНУТРЕННИХ БОЛЕЗНЕЙ» НА БАКАЛАВРИАТЕ (5 КУРС)

В данной статье Красновой С.А. и Тукешевой Б.Ш. описаны итоги проведения практических занятий по элективной дисциплине «Дифференциальный диагноз в клинике внутренних болезней», совместно с кафедрой хирургических болезней у студентов 5 курса по специальности «общая медицина» на кафедре внутренних болезней №1 с курсом смежный дисциплин. Анализ показал, что студенты получили положительные результаты, а именно 3.33 В+, в тоже время имело место несовпадение балла по тестированию и ОСКЭ кафедры на 2 и даже 3 балла.

Ключевые слова: внутренние болезни, элективная дисциплина, практические навыки, экзамен.

Введение. Элективные дисциплины (от лат. electus избранный) — дисциплины, содержание которых позволяет удовлетворить профессиональные интересы (углубить свою квалификацию) в соответствии с личностными наклонностями (дисциплины по выбору). В КазНМУ им. Асфендиярова элективное обучение по клиническим дисциплинам проводится на 5 курсе. При этом студенты самостоятельно осуществляют выбор элективных дисциплин компетентностно-ориентированных учебных планов основных образовательных программ высшего профессионального образования. Перечень элективных дисциплин учебных периодов и их аннотации размещаются на официальном сайте факультета (Университета) до начала процедуры выборов. Количество элективных дисциплин, предлагаемых для выбора студентам в каждом блоке учебного периода не более 2 .

Внутренние болезни являются основополагающей для медицины дисциплиной.

На 5 курсе по специальности «Общая медицина» создан элективный курс «Дифференциальный диагноз в клинике внутренних болезней (интегрированный)», который имеет профилирующее значение. Основной задачей преподавания по данному курсу является более углубленное и широкое обучение студентов дифференциальной диагностике и лечению заболеваний внутренних органов, основанных на принципах доказательной медицины.

Дифференцированное изучение заболеваний внутренних органов имеет большое значение в подготовке бакалавра медицины, который по квалификационным требованиям должен быть компетентным в вопросах диагностики типичных проявлений болезней, профилактики наиболее распространенных заболеваний внутренних органов. В последние годы в практике все шире внедряются интерактивные методы (кейс-метод, ролевая игра, TBL, презентация на основе современных мультимедийных средств).

Во время учебного процесса при проведении практических занятий основным методом для будущего врача является осмотр и клинический разбор пациента под руководством преподавателя. Но в клинике, даже в профильном отделении, не всегда удается подобрать пациента с редкой патологией, так например врожденные пороки сердца в кардиологии; болезнь Барретта, болезнь Крона, неспецифический язвенный колит в гастроэнтерологии; гемолитические, апластическая, В12-дефицитная анемии, геморрагические диатезы в гематологии. Кроме того, тяжесть состояния пациента, необходимость его изоляции от окружающих не позволяет проводить клинический разбор с непосредственным участием пациента (острые и хронические лейкозы в гематологии). Здесь и приходят на помощь инновационные методы обучения. Презентация - эффективный способ донесения информации, наглядно представить содержание, выделить и проиллюстрировать сообщение и его содержательные функции. При элективной дисциплине на 5 курсе наиболее премлемо применение кейс-метода.

Кейс-метод (от английского case - случай, ситуация) -усовершенствованный метод анализа конкретных ситуаций, метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач - ситуаций (решение кейсов).

Непосредственная цель метода case-study состоит в том, что обучающиеся должны проанализировать ситуацию, разобраться в сути проблем, предложить возможные решения и выбрать лучшее из них. Кейсы делятся на практические (отражающие реальные жизненные ситуации), обучающие (искусственно созданные, содержащие значительные элемент условности при отражении в нем жизни) и исследовательские (ориентированные на проведение исследовательской деятельности посредствам применения метода моделирования)

Метод конкретных ситуаций (метод case-study) относится к неигровым имитационн ым активным методам обучения. При анализе конкретных ситуаций у обучающихся развиваются навыки групповой, командной работы, что

расширяет возможности для решения типичных проблем в рамках изучаемой тематике.

Учитывая наглядность и информативногсть кейс-метода, возможность проведения диффе ренциальной диагностики, он широко применяется на кафедре внутренних болезней №1 для занятий со студентами 5 курса.

Цель: изучить возможность и качество формирования у студентов 5 курса бакалавриата знаний и умений по дифференциальной диагностике при заболеваниях внутренних органов (в терапии и хирургии), с использованием современных методов диагностики и лечения с применением интерактивных методов. Задачи:

- изучить возможность использования принципов дифференциальной диагностики, обследования и лечения в клинике внутренних болезней с помощью элективной дисциплины;

- изучить возможность использования интерактивных методов обучения на 5 курсе.

Материалы и методы.

Интегрированная Рабочая программа по элективной дисциплине «Дифференциальный диагноз в клинике внутренних болезней (интегрированный)» для студентов 5 курса по специальности 051301 «Общая медицина» составлена на кафедрах внутренних болезней №1 и хирургических болезней №3 и утверждена на метод. Совете университета. Объем учебных часов (кредитов): 1 кредит по хирургии (45 часов), из них, контактные часы (практические занятия) - 15 часов, СРСП - 15 часов, СРС - 15 часов.1 кредит по терапии (45 часов), из них, контактные часы (практические занятия) - 15 часов, СРСП - 15 часов, СРС - 15 часов.

Интегрированную дисциплину в 2015-2016 учебном году выбирали все студенты, 5 курса. Конечные результаты обучения формировались на основе 5 компетенций. Когнитивные компетенции. У студента должны быть сформированы знания по:

• интеграции в классификации, клинике; течению, дифференциальной диагностике и лечению, осложнениям и прогнозу распространенных заболеваний внутренних органов,

• современным методам клинико-лабораторных и инструментальных исследований;

• современным принципам лечения. Операциональные компетенции. У студентов необходимо проводить дальнейшее совершенствование практических навыков:

• собрать жалобы, анамнез заболевания и жизни у пациента с целью уже на этом этапе получить информацию, интерпретировать ее для проведения дифференциального диагноза (путь от наблюдателя к интерпретеру);

• правильно и целенаправленно провести физикальное обследование при основных заболеваниях внутренних органов с целью выявления ключевых симптомов для дифференциальной диагностики (уровень от наблюдателя к интерпретеру):

- внешний осмотр с описанием сознания, состояния, положения в постели, телосложения, питания, состояния кожных покровов, слизистых оболочек, подкожно-жировой клетчатки, мышечной и костно-суставной систем:

- осмотр, пальпация, перкуссия и аускультация легких; сердца, всех отделов живота; измерение артериального давления, определение пульса и его характеристик; пальпация периферических лимфатических узлов;

- пальпация и перкуссия печени; селезенки; поджелудочной железы;

- определением симптома поколачивания.

• правильно (по классификации) сформулировать предварительный диагноз по основному заболеванию, основываясь на опросе и физикальном обследовании, с проведением интерпретации полученных данных, что может позволить менять направленность в зависимости от результата, (уровень развития мышления от наблюдателя к интерпретеру).

• использовать составление алгоритма обследования.

• выбрать оптимальные клинико-лабораторные и инструментальные методы исследования (план

обследования) и интерпретировать полученные результаты);

• составить план лечения;

Операциональные компетенции оцениваются во время СРСП при выполнении студентом 1 практического навыка (критерии оценки описаны в силлабусе), (максимально 100 баллов).

Аксиологические компетенции. У студента должны быть сформированы коммуникативные навыки:

• показать правильное общение при сборе анамнеза у пациента;

• установить максимально доверительные отношения с пациентом, его родственниками, коллегами и другими медицинскими работниками;

• работать в команде.

У студента должны быть сформированы правовые компетенции (адвокат здоровья):

• изучение кодекса здоровья РК;

• изучение основных приказов МЗ РК и МинОбр. РК;

• осознание и применение знаний о правах и обязанностях врача и пациента, заложенных в этих документах.

У студента должно развиваться самосовершенствование: портфолио (индивидуальные образовательные достижения студента) оцениваются на каждом занятии: курация пациента, ролевые игры, составление клинических ситуаций, решение ситуационных задач, составление критериев диагностики, презентаций.

Внутренние болезни, хирургические болезни

Компетенция

Знать и применять: Дифференциальную диагностику при распространенных заболеваниях внутренних органов

Тематический план и содержание практических занятий по внутренним болезням

№ Тема Содержание Форма проведения Ауд. часы СРСП

1 Дифференциальная диагностика болей в грудной клетке Дифференциальная диагностика болей в грудной клетке (кардиальные). ИБС, стенокардия стабильная (покоя и напряжения-1,2,3,4 ФК). ИБС стенокардия нестабильная (впервые возникшая, прогрессирующая, вариантная, постинфарктная). Инфаркт миокарда. (Клиника, диагностика, лечение). Неревматический миокардит. Перикардит. Дифференциальная диагностика болей в грудной клетке (вне кардиальные): гастроэзофагорефлюксная болезнь. Межреберная невралгия. Остеохондроз позвоночника. Плеврит. ХОБЛ. Аортоартериит (болезнь Такаясу). Клинический разбор семинар. кейс-стади, деловые и ролевые игры, дискуссия 3.75 3.75

2 Дифференциальная диагностика симптоматических артериальных гипертензий Дифференциальная диагностика симптоматических артериальных гипертензий. АД при эндокринных заболеваниях, АД при паренхиматозных заболеваниях почек, АД гемодинамические (при атеросклерозе, вазоренальная, коарктация аорты). АД центрального генеза. АД лекарственные). Клинический разбор семинар. кейс-стади, деловые и ролевые игры, дискуссия 3.75 3.75

3 Анемический синдром (дифференциальна я диагностика заболеваний, проявляющихся анемией) Анемический синдром (дифференциальная диагностика заболеваний, проявляющихся анемией). Клинический разбор семинар. кейс-стади, деловые и ролевые игры, дискуссия 3.75 3.75

4 Дифференциальная диагностика заболеваний, сопровождающихся болью в животе. Дифференциальная диагностика заболеваний, сопровождающихся болью в животе. Клинический разбор семинар. кейс-стади, деловые и ролевые игры, дискуссия 3.75 3.75

Итого 15 15

Всего 30

Тематический план и содержание СРС

1 Составление презентаций (2 СРС на одного студента на 1 кредит).

2 Совершенствование практических навыков.

3 Выполнение проекта по одной из тем: 1. Разработать алгоритм дифференциальной диагностики 2. Составить клиническую ситуацию

Методы обучения и преподавания (Методы формирования компетенций). Практические занятия: углубление знаний путем использования кейс-стади (дифференциальный диагноз сходных заболеваний), клинический разбор пациента.

СРСП: Курация пациента в малых группах с последующим клиническим разбором (один пациент на 2 студентов). Сбор жалоб, анамнеза, клиническое обследование пациента с применением практических навыков, обоснование предварительного диагноза, составление плана

обследования, интерпретация результатов лабораторно -инструментальных исследований, обоснование

клинического диагноза, назначение адекватного лечения. Самостоятельная работа студентов: работа с литературой, интернет-ресурсами, учебными и научными материалами на электронных носителях, компьютерными обучающими программами.

Методы оценки знаний и навыков обучающихся

(Измерители компетенций).

Знания и навыки обучающихся оцениваются по компетенциям согласно ГОСО РК 5.03.06-2006 «Система образования Республики Казахстан. Контроль знаний в высших учебных заведениях» от 26.08.2006г и по Типовым правилам проведения текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся от 18 марта 2008 года, приказ МОН РК № 125, с изменениями от 13 апреля 2010 года, приказ МОН РК № 168, зарегистрирован в Министерстве юстиции РК от 17 мая 2010 г. № 6236.

Знания оцениваются на каждом практическом занятии: устный опрос, тестирование, участие в обходах, разбор тематических больных, курация больных, работа в малых группах, проблемно-ориентированное обучение, дискуссии, обратная связь.

Практические навыки оцениваются во время СРСП в виде: интерпретация лабораторных анализов, функциональных исследований, клинического разбора больного. Коммуникативные навыки проверяются на каждом занятии, а оцениваются за весь кредит: работа в команде, общение с больным и его родственниками, диспут по критериям, описанным в силлабусе.

Правовые компетенции (адвокат здоровья) оцениваются во время СРСП: устный опрос (вопрос из списка, который включает в себя вопрос из кодекса здоровья РК, основных приказов МЗ РК и МинОбр. РК), защита и отстаивание интересов пациента. Самостоятельная работа студентов (СРС): оценивается путем защиты подготовленных СРС во время СРСП по теме каждого занятия (на один кредит по 2 СРС на одного студента), интерпретация лабораторных показателей.

Виды контроля:

• Текущий контроль: обсуждение темы занятия, клинический разбор пациента, интерактивные метолы (кейс-стади, дискуссия, ролевые и деловые игры), самооценка и групповая оценка при работе в малых группах.

• Рубежный контроль (решение ситуационных задач)

• Итоговый контроль: интегрированный экзамен в конце курса, включающий 2 этапа (интегрированное тестирование (1) и обсуждения клинической ситуации (2).

Результаты. На 5 курсе по специальности «общая медицина» в 2015-2016 учебном году по элективной дисциплине обучались 110 подгрупп студентов, занимающиеся на государственном языке и 53 подгруппы, занимающиеся на русском языке.

Нами проведен анализ результатов обучения с использованием 5 компетенций в отдельности за 1 год (практические занятия, практические навыки, коммуникативные навыки, правовая компетенция, самосовершенство - СРС), так как данная интегрированная дисциплина преподавалась первый год (таблица 1).

Таблица 1 - анализ успеваемости по компетенциям на кафедре

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Компетенции

Студенты, занимающиеся на государственном языке Студенты, занимающиеся на русском языке

Практические занятия Коммуникативные навыки Практические занятия Коммуникативные навыки

Средний балл - 84,1 Средний балл - 87,3 Средний балл - 84,1 Средний балл - 83,7

А - 0 А - 6 (5,5%) А - 0 А - 0

А- - 11 (10%) А- - 25 (22,7%) А- - 2 (3,8%) А- - 4 (7,6%)

В+ - 59 (53,6%) В+ - 60 (54,5%) В+ - 18 (34%) В+ - 29 (54,6%)

В - 18 (16,4%) В - 16 (14,5%) В - 21 (39,5%) В - 17 (32,1%)

В- - 15 (13,6%) В- - 1 (0,9%) В- - 8 (15,1%) В- - 1 (1,9%)

С+ - 5 (4,5%) С+ - 3 (2,8%) С - 3 (7,7%) С- - 1 (1,9%)

С- - 2 (1,9%) D - 1 (1,9%) D - 1 (1,9%)

Правовая компетенция СРС Правовая компетенция СРС

Средний балл - 87,6 Средний балл - 81,1 Средний балл - 85,6 Средний балл - 69

А - 5 (4,5%) А - 2 (1,9%) А - 9 (17%) А - 1(1,9%)

А- - 32 (29,1%) А- - 17 (15,4%) А- - 11 (20,6%) А- - 1 (1,9%)

В+ - 57 (51,7%) В+ - 33 (30%) В+ - 10 (18,9%) В+ - 3 (5,7%)

В - 8 (7,3%) В - 23 (20,9%) В - 14 (26,4%) В - 5 (9,4%)

В- - 6 (5,5%) В- - 10 (9%) В- - 3 (5,7%) В- - 5 (9,4%)

С+ - 2 (1,9%) С+ - 12 (11,9%) С+ - 1 (1,9%) С+ - 13 (24,5%)

С- - 6 (5,5%) С - 1 (1,9%) С - 8 (15,1%)

D - 7 (6,3%) С- 4 (7,6%) С- - 6 (11,3%)

D - 7 (13,2%)

F - 4 (7?6%)

Как видно из таблицы 1, самый высокий балл в подгруппах, обучающихся на государственном языке отмечен за правовую (87.6) и коммуникативную компетенции (87.3), самый низкий по СРС (81,1), то есть балл соответствует «В» (В+ и В). Следует отметить, что при анализе кафедральных результатов в подгруппах, отмечен высокий процент за коммуникативные навыки, который составил 18,2%, за правовые - 18,2%, снижены баллы за СРС (18,2%) и повышены за СРС в 3 случаях, за практические навыки снижены у 3, высокие у 3, за знания низкие в 12 случаях (10,9%), за коллоквиум - в 4 случаях снижены, в 1 повышены.

Самый высокий балл в подгруппах, обучающихся на русском языке отмечен за правовую (85.6), то есть «В+», самый низкий по СРС (69,0), то есть «С». Следует отметить, что при анализе кафедральных результатов в подгруппах, отмечен высокий процент за коммуникативные навыки, который составил 15,1%, сниженный показатель у 3 студентов, за

правовые - 28,3%, снижены - 9,4%, снижены баллы за СРС (67,9%) и повышены за СРС в 1 случае, за практические навыки снижены у 2, высокие у 2, за знания низкие в 5 случаях (9,4%), за коллоквиум - в 2 случаях снижены, в 5 повышены.

Таким образом, в подгруппах, обучающихся на государственном языке отмечено повышение баллов за правовую и коммуникативную компетенции (18,2%), но зато снижены за СРС (18,2%) и «знание» (2,7%). Таким образом, в подгруппах, обучающихся на русском языке отмечено повышение баллов за правовую (28,3%) и коммуникативную компетенции (15,1%), но зато снижены за СРС (67,9%) и «знание» (9,4%).

Следует отметить, что снижение баллов за СРС связано в основном с «плагиатом».

Проведен сравнительный анализ по компетенциям по подгруппам в зависимости от того применялись ли инновационные методы в преподавании или нет.

По компетенции «знание» в группах государственного языка колебание баллов наблюдалось в 9,1% случаев без применения инновационных методов, в 7,2% с применением инновационных методов.

В русскоязычных группах по компетенции «знание» колебание баллов наблюдалось в 7,5% случаев без применения инновационных методов, в 1 с применением инновационных методов.

По компетенции «практические навыки» в группах государственного языка колебание баллов наблюдалось в

3,6% случаев без применения инновационных методов, в 1,8% с применением инновационных методов. В русскоязычных группах по компетенции «знание» колебание баллов наблюдалось в 5,7% случаев без применения инновационных методов, в 1 с применением инновационных методов.

Нами проведен анализ результатов обучения по итоговым показателям успеваемости за 1 год (рейтинг допуска кафедры, рейтинг допуска общий, тестирование, ОСКЭ кафедры, ОСКЭ общий, итоговый балл кафедры и итоговый балл общий) (таблица 2).

Таблица 2 - анализ успеваемости по итоговым показателям успеваемостина кафедре

Итоговые показатели

Студенты, занимающиеся на государственном языке Студенты, занимающиеся на русском языке

РД кафедры РД общий РД кафедры РД общий

Средний балл - 84,3 Средний балл - 88 Средний балл - 80,6 Средний балл - 87

А - 0 А - 2 (1,8%) А - 0 А - 0

А- - 8 (7,3%) А- - 42 (38,2%) А- - 0 А- - 13 (24,5%)

В+ - 53 (48,2%) В+ - 48 (44,5%) В+ - 10 (18,9%) В+ - 31 (58,5%)

В - 31 (28,2%) В - 16 (14,5%) В - 26 (49,1%) В - 8 (15%)

В- - 13 (11,8%) В- - 1 (0,9%) В- - 11 (20,8%) В- - 1 (1,9%)

С+ - 3 (2,7%) - С+ - 5 (9,5%) -

С - 2 (1,8%) - D+ - 1 (1,7%) -

ОСКЭ кафедры ОСКЭ общий ОСКЭ кафедры ОСКЭ общий

Средний балл - 85,4 Средний балл - 88,9 Средний балл - 86,3 Средний балл - 89,3

А - 8 (7,4%) А - 12 (10,9%) А - 10 (18,8%) А - 11(20,8%)

А- - 34 (30,9%) А- - 39 (35,5%) А- - 11 (20,6%) А- - 21 (39,7%)

В+ - 25 (22,7%) В+ - 44 (40%) В+ - 17 (32,1%) В+ - 13 (24,5%)

В - 22 (20%) В - 10 (9,1%) В - 5 (9,5%) В - 3 (5,7%)

В- - 12 (10,9%) В- - 5 (4,5%) В- - 4 (7,5%) В- - 4 (7,5%)

С+ - 3 (2,7%) - С+ - 3 (5,7%) С- - 1 (1,8%)

С - 1 (0,9%) - С - 1 (1,8%) -

D+ - 1 (0,9%) - D - 2 (3,8%) -

Тестирование Итоговый балл Тестирование Итоговый юалл

Средний балл - 87,9 Средний балл - 88,2 Средний балл - 89,4 Средний балл - 88,2

А - 20 (18,2%) А - 2 (1,8%) А - 11 (20,8%) А - 11(20,8%)

А- - 35 (31,9%) А- - 40 (36,4%) А- - 21 (39,6%) А- - 21 (39,7%)

В+ - 25 (22,7%) В+ - 54 (49,1%) В+ - 9 (17%) В+ - 13 (24,5%)

В - 20 (18,2%) В - 14 (12,7%) В - 9 (17%) В - 3 (5,7%)

В- - 3 (2,7%) - В- - 1 (1,8%) В- - 4 (7,5%)

С+ - 3 (2,7%) - С+ - 2 (3,8%) С+ - 13 (24,5%)

С- - 4 (3,6%) - - С- - 1 (1,8%)

Абс. успев. 100, КП 100 Абс.. успев. 100, КП 74

Как видно из таблицы 2, самый высокий балл в подгруппах, обучающихся на государственном языке отмечен за все общие показатели (рейтинг допуска (РД 88.0В+), ОСКЭ 88.9В+, итоговый 88,2В+, самый низкий по РД кафедры (84,3В), тестирование 87.9В+, то есть балл соответствует «В+». Абсолютная успеваемость по итоговым показателям составила 100, качественный показатель 100. Самый высокий балл в подгруппах, обучающихся на русском языке отмечен за все общие показатели (РД 87.0В+), ОСКЭ

89.3В+, итоговый 88,2В+, самый низкий по РД кафедры (80,6В), тестирование 89.4В+, то есть балл соответствует «В» (В+ и В). Абсолютная успеваемость по итоговым показателям составила 100, качественный показатель 74. Таким образом, повышение балла связано с высокими баллами за тестирование и общие баллы двух кафедр вместе.

Нами проведен анализ совпадения баллов по основным показателям успеваемости (таблица 3).

Таблица 3 - Анализ совпадения баллов по основным показателям успеваемости

параметры Студенты, занимающиеся на государственном языке Студенты, занимающиеся на русском языке

% совпадения % расхожд. на 2 балла % расхожд. на 3 балла % совпадения % расхожд. на 2 балла % расхлжд. на 3 балла

РД общ.\ тестирование 51% 23 - 47,4% 2 -

РД общ.\ОСКЭ 60,8% 10 - 47,4% 3 -

РД общ.\ итоговый 75% - - 78,8% - -

Тестир.\ОСКЭ 54,4% 38 6 55,4% 25 1

Тестир.\итогов. 60,5% 4 - 66,7% 1 -

ОСКЭ\итогов. 66,7% 1 - 65,1% 2 -

Как видно из таблицы 3, совпадение баллов по всем показателяи на кафедре наблюдается в 52,7% подгрупп, занимающихся на государственном языке, совпадение баллов по РД кафедры и РД общего - в 66 полгруппах (60%).

Совпадение баллов по всем показателяи на кафедре наблюдается только у 47,2% подгруппах, занимающиеся на русском языке, совпадение баллов по РД кафедры и РД общего - в 35 подгруппах (66%).

При сравнении балла кафедры с итоговым баллом видно, что они совпадают в 64,4% случаев, итоговый балл завышен в 35% случаев из-за высоких баллов по хирургии, в 1 случае

- по нашей кафедре.

Проведен сравнительный анализ успеваемости в группах с применением интерактивных методов и без них. В группах 5 курса 046-(1,2к), 047-(1,2к), 049-(1,2к), 052-(1,2к), 054-(1,2к), 055-(1,2к), 060-(1,2р), 062-(1,2р, 061-(1,2р), 070-(1,2р), 071-(1,2р), 079-(1,2р), 080-(1,2р), 075-(1,2р), 076-(1,2р), 077-(1,2р), 078-(1,2р), 081-(1,2р) все показатели успеваемости были выше на 10-15 баллов выше, чем в группах 011-(1,2к), 012-(1,2к), 009-(1,2к), 072-(1,2р). Выводы:

- Элективная дисциплина на 5 курсе «Дифференциальный диагноз в клинике внутренних болезней

(интегрированный)», специальность: 051301 «Общая медицина», состоялась, так как все студенты были аттестованы.

- Отмечен сниженный качественный показатель в русскоязычных группах (74) по всем итоговым показателям, в тоже время в подгруппах, занимающихся на государственном языке, он составил 100.

- Применение инновационных методов на практических занятиях способствует лучшему восприятию и усвоению учебного материала.

- Применение инновационных методов позволило снизить колебание баллов (рейтинга допуска кафедры, тестирования и ОСКЭ).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1 Аканов А.А., Ахметов В.И. Абирова М.А. Модель медицинского образования КазНМУ им. С.Д.Асфендиярова. - Вып. 1.- Алматы: КазНМУ им. С.Д.Асфендиярова. - 2010.-Ч.3. Методы и формы обучения.-72 с.

2 Мухин Н.А., Моисеев В.С., Мартынов А.И. Внутренние болезни: учебник: в 2 т.+ СД. - 2-е изд. - М., 2008. - Т.1. - 672 с., Т.2. - 592 с.

3 Классификация болезней. Симптомы и лечение: учебное пособие по англ. яз. для студ. мед. вузов / Л. Ю. Берзегова. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. - 320 с.

4 Чучалин А.Г., Бобков Е.В. Основы клинической диагностики: руководство + СД.- 2-е изд. перер. и доп.- М.: Издательство: Гэотар-Медиа, 2008. - 583 с.

С.А. Краснова, Б.Ш. Тукешева

К,азац улттыцмедициналъщуниверситетi С.Д. Асфендияров атындагы, № 1 ImKi аурулар кафедрасы цосалцы пэндер курстармен

ИНТЕРАКТИВТ1 ЭД1СПЕН 5 КУРС БАКАЛАВРИАТЫНДА «1ШК1 АУРУЛАР ПЭН1НДЕ АЖЫРТАУ ДИАГНОСТИКАСЫ» БОЙЫНША

ЖУРПЗГЛЕТШ ЭЛЕКТИВТ1К САБАЦТАРДЬЩ САРАПТАМАСЫ

ТYЙiн: ¥сынган макалада Краснова С.А. мен Тукешева Б.Ш. «1шга аурулар пэнде ажырту диагностикасы» элективтш пэшнен бтм алган 5 курс студеннттершщ улгер1м нэтижелер1 керсетшген. Сараптама бойынша барлы; студенттердщ улгер1м1 оц нэтижел1 болды, ол орта керсетгаш 3,33 В+ балл болды. Б1рак сонымен б1рге тесттер мен ОКДЕ-нщ багалары хирургиялы; пэндер кафедралы; багалармен сэйкестМ 2 жэне 3 баллга темен болды. ТYЙiндi свздер: ¡шга аурулар, элективтш пэн, тэжирибиелш машыктану, емтихан.

S. Krasnova. B.Tukecheva

Asfendiyarov Kazakh National medical university Department of internal diseases №1 with the course of contiguous disciplines

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ANALYSIS OF CONDUCTING ELECTRONIC TRAINING (INTEGRATED) WITH THE ADOPTION OF INTERACTIVE METHODS ON THE DISCIPLINE "DIFFERENTIAL DIAGNOSIS IN THE CLINIC OF INTERNAL DISEASES" ON BACHELORATE (5 COURSE)

Resume: The results of conducting practical classes on the elective discipline "Differential diagnosis in the clinic of internal diseases", in conjunction with the Department of Surgical Diseases for 5th year students on the specialty "general medicine" at the Department of Internal Medicine No. 1 with a course of adjacent disciplines. The analysis showed that the students received positive results, namely 3.33 V +, at the same time there was a discrepancy between the score for testing and the OSBO department for 2 or even 3 points. Keywords: internal diseases, elective discipline, practical skills, examination.

УДК: 378. 147-322

Е.В. Нечепуренко, Э.К. Карлова, К.О. Шарипов

Казахский Национальный медицинский университет им. С.Д. Асфендиярова, Кафедра биологической химии

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛЕКЦИЙ С ЗАРАНЕЕ ЗАПЛАНИРОВАННЫМИ ОШИБКАМИ ПРИ ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ МЛАДШИХ КУРСОВ

Использование интерактивных методов обучения обусловлено необходимостью улучшения качества подготовки специалистов. Правильная организация занятий является важным инструментом в повышении качества обучения. В статье рассматривается одна из форм инноваций в образовании - лекции с преднамеренными ошибками - при обучении студентов младших курсов. Проанализированы характерные особенности их применения, выявлены достоинства метода. Ключевые слова: лекция, инновационные методы обучения, интерактивные методы обучения, проблемное обучение.

Актуальность темы. Лекция это логически стройное, большого количества студентов. Кроме того, лекция

систематически последовательное и ясное изложение того позволяет излагать материал последовательно,

или иного научного вопроса [1]. Лекция всегда являлась систематично, в ретроспективе. Но классический вариант

одной из основных форм преподавания в ВУЗе. Она лекций является в общем-то пассивным методом для

несомненно имеет свои преимущества, например, студентов, они не могут удерживать внимание на предмете

экономична по времени благодаря одновременному охвату достаточно долгое время, и, как следствие, усваивается

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.