Научная статья на тему 'Использование информационных технологий на занятиях по электрокардиографии'

Использование информационных технологий на занятиях по электрокардиографии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
85
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Даулетбакова М. И., Жангелова Ш. Б., Альмухамбетова Р. К.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование информационных технологий на занятиях по электрокардиографии»

Таблица 5. Результаты тестирования за первое полугодие

Количество студентов в %

Язык Кол. А В С D 0 F Средний

обуч. студ. (отл) (хор) (удов) (неуд) балл

Рус.яз 272 9,9 37,7 40,7 8,4 3,3 74,2 (2,33 С+)

Каз.яз 577 8,6 35 38,6 12,4 5,4 74,4 (2,33 С+)

Итого: 849 9,25 36,4 39,7 10,4 4,4 74,3 (2,33 С+)

Таким образом, преподавание практических навыков на 4 курсе ОМ ведется в соответствии с поставленными в ТУП задачами.

Достаточная методическая и лабораторно-инструментальная обеспеченность кафедр позволяет проводить освоение практических навыков на уровне, соответствующем современным требованиям.

По результатам анализа 1 этапа итогового контроля (ОСКЭ) за первое полугодие установлено преобладание отличных и хороших оценок, что отразилось на среднем балле, составившем 3,33 В+.

Отставание успеваемости по результатам тестирования, выразившемся в удовлетворительном результате (2,33 С+) требует проведения более глубокого анализа с целью выявления и устранения причин его вызвавших. Литература:

1. Концепция реформирования медицинского и фармацевтического образования (24.04.2006 г.).

2. Карсакбаева Л.Ж., Дербисалина Г.А., Тайжанова Д.Ж. и др. Типовая учебная программа (внутренние болезни по специальности:051301-общая медицина).- Астана, 2009.- 18 с.

3. Объективный структурированный клинический экзамен в оценке мануальных навыков выпускников по специальности «лечебное дело» под общей редакцией Муминова Т.А., Даулетбаковой М.И.-Алматы, 2007.-136с.

Студенттердi шш аурулар бойынша OKbn^aFbi к^зыретт кезкарасты енпзудщ алдын-ала нэтижелерi

Б.Ш. Тукешева, С.А. Краснова

МБ 4 курсыньщ студенттерше еш сатыда: ОСКЕ мен тестшеу аркылы етшзшген корытынды бiрiктiрiлген емтиханныц нэтижелерi бойынша бiрiншi жартыжылдыктагы Yлгерiмiн алдын-ала саралау етшзшдг

Эдютемелш камту мен тэж1рибелж дагдыларды игерулерi ете жаксы децгейде екенi аныкталды, б^л ете жаксы жэне жаксы деген багалардыц басым болуымен тYсiндiрiледi. Тестшеу еткiзiлген кезде канагаттандыру мен жаксы деген багалары басым болды. Алайды, орташа корытынды балл 3 В (жаксы) к¥рады.

ТYЙiндi сездер: бгргктгршген емтиха, ОСКЕ, тестшеу, тэжгрибелж дагдылар, цорытынды балл.

Advance results on introduction of competent approach into teaching students of General Medicine

B.Sh. Tukesheva, C.A. Krasnova

An advance analyses was carried out on achievements of students of 4th course of General Medicine for the first half of year on the basis of data of final integrated examination, which was divided into 2 stages: OSKE and testing.

Good level of methodical support and learning of practical skills was defined, it was confirmed by presence of domination of excellent and good marks. During testing the domination of middle-level and good marks was fixed. However, average final grade is 3 B (good).

Key words: integrated examination, OSKE, testing, practical skills, final grade.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ЭЛЕКТРОКАРДИОГРАФИИ

Даулетбакова М.И., Жангелова Ш.Б., Альмухамбетова Р.К.

Кафедра внутренних болезней №3

Казахский национальный медицинский университет имени С.Д. Асфендиярова, г. Алматы

В настоящее время образование ориентируется на создание таких технологий и способов влияния на личность, в которых обеспечивается баланс между социальными и индивидуальными потребностями, и, которые, запуская механизм саморазвития (самосовершенствования, самообразования), обеспечивают готовность личности к реализации собственной индивидуальности и изменениям общества. Студенты, обучающиеся с применением инновационных способов обучения, имеют более высокий уровень развития по различным показателям, чем студенты, обучающиеся с применением только традиционных способов обучения.

Нововведения, или инновации, характерны для любой профессиональной деятельности человека. Понятие "инновация" в переводе с латинского языка означает "обновление, новшество или изменение". Это понятие впервые появилось в исследованиях в XIX веке и означало введение некоторых элементов одной культуры в

другую. В начале XX века возникла новая область знания, инноватика - наука о нововведениях, в рамках которой стали изучаться закономерности технических нововведений в сфере материального производства. Педагогические инновационные процессы стали предметом специального изучения на Западе примерно с 50-х годов и в последнее двадцатилетие в нашей стране.

Применительно к педагогическому процессу инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и студента. Термины «инновации в образовании» и «педагогические инновации», употребляемые как синонимы, были научно обоснованы и введены в категориальный аппарат педагогики. Педагогическая инновация - нововведение в педагогическую деятельность, изменения в содержании и технологии обучения и воспитания, имеющие целью повышение их эффективности.

Таким образом, инновационный процесс заключается в формировании и развитии содержания и организации нового. В целом под инновационным процессом понимается комплексная деятельность по созданию (рождению, разработке), освоению, использованию и распространению новшеств. В научной литературе различают понятия «новация» и «инновация». Новация представляет собой средство (новый метод, методика, технология, программа и т.п.), инновация - процесс освоения этого средства. Инновация - это целенаправленное изменение, вносящее в среду обитания новые стабильные элементы, вызывающие переход системы из одного состояния в другое.

На практических занятиях по электоркардиографии мы используем инновационные методы преподавания с применением информационных технологий.

Цель преподавания ЭКГ - научить студента самостоятельно проанализировать и оформить заключение по электрокардиограмме конкретного больного.

Методологию преподавания ЭКГ можно представить следующим образом:

1 этап- анализ элементов нормальной ЭКГ;

2 этап - выявление изменений и их анализ;

3 этап - выявление синдромов ЭКГ (гипертрофии, нарушение ритма, проводимости, инфаркт миокарда);

4 этап - составление алгоритмов дифференциальной диагностики синдромов ЭКГ;

5 этап - связать клинические симптомы и данные ЭКГ;

6 этап - проследить динамику изменений клиники и ЭКГ;

7 этап - оформление заключения ЭКГ.

Для диагностики начального уровня знаний по анализу ЭКГ: каждому студенту предлагается атлас ЭКГ (разработанные сотрудниками кафедры), по которому согласно теме занятия студент должен оформить заключение с анализом элементов ЭКГ.

Каждое практическое занятие проводится с мультимедийной поддержкой, во время которого проводится демонстрация короткометражных видеофильмов согласно теме занятия: с техникой записи ЭКГ в 12 отведениях, механизмом нарушений ритма и проводимости, формирования инфаркта миокарда, каждый фильм продолжительностью 5-7 минут. Отрабатываются практические навыки по самостоятельной записи ЭКГ у курируемого больного, по оформлению заключения ЭКГ.

Во время самостоятельной работы под руководством педагога студенты работают с компьютерной программой (заимствованной) по закреплению знаний по основам ЭКГ, происхождению каждого элемента ЭКГ.

Минилекции, интерактивные в виде мультимедийных презентаций (собственные) с применением заимствованных анимированных графических объектов и видео-материалов по каждой теме занятия по ЭКГ, рассчитанные на 20-30 минут, позволяют осветить материал занятия, а диалог во время лекции способствует активному восприятию и закреплению материала.

Заключительный контроль на занятии проводится в виде: дидактической игры «Найди ошибку»: на слайдах ЭКГ пленки и заключение с запрограммированными ошибками; или дидактической игры «Своя игра»- каждый студент выбирает номинацию и номер ЭКГ пленки, на которую дается самостоятельный ответ. Итоговый контроль - в виде решения кейс-стади (история болезни, серия пленок ЭКГ, видеоролик с видеосюжетом и др.) с оформлением заключения ЭКГ.

Варианты самостоятельной работы студентов (СРС), используемые на цикле ЭКГ: изображение ЭКГ в 12 отведениях согласно клинической ситуации; составление алгоритма дифференциальной диагностики отдельных ЭКГ синдромов; составление тестовых заданий (по желанию в электронном виде или в текстовом варианте), кроссвордта; составление ситуационной задачи согласно конкретному клиническому диагнозу. Очень активно при выполнении СРС используется Веб-квест (webquest) - проблемное задание. Он представляет собой мини-проект, основанный на поиске информации в Интернете. Причем по каждому варианту СРС имеется разработанная рейтинговая система оценки, которая мотивирует студента на выполнение трудных заданий. СРС выполняются в «малых группах» с последующей защитой в виде малых дебатов, круглого стола или дискуссии.

Проведение занятий с мультимедийной поддержкой и инновационными методами обучения по ЭКГ позволяет: приобщить студентов к получению информации через владение информационной компьютерной технологией, формировать умения и навыки работы с информацией, выделять главное; развивать творческое, критическое и самостоятельное мышление в процессе поиска анализа и оценки информации; с воспитательной целью - адаптировать студентов к профессиональной деятельности врача в современных условиях. А использование сочетания игровых интерактивных и компьютерных технологий многократно повышает обучающий

эффект, наглядность, интеллектуальную продуктивность; позволяет делать занятия по ЭКГ эмоционально насыщенными, динамичными, запоминающимися, интересными; способствует формированию творческого стиля деятельности будущего врача, существенно повышают его мотивацию, глубину и полноту овладения навыками расшифровки ЭКГ.

Использованная литература:

1. Хуторской А.В. Педагогическая инноватика.: учеб пособие для студентов высших учебных заведений/ Москва: Академия, 2008.

2. Садвакасова З.М. Инновационные методы обучения. Алматы, 2010.

УДК 616.72 - 002.77

ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА ПРЕПОДАВАНИЯ ПО БЛОКУ «РЕВМАТОЛОГИЯ» ДЛЯ СТУДЕНТОВ 4 КУРСА ФАКУЛЬТЕТА «ОБЩАЯ МЕДИЦИНА» НА КАФЕДРЕ АМБУЛАТОРНО-ПОЛИКЛИНИЧЕСКОЙ ТЕРАПИИ КАЗНМУ ИМ. С.Д. АСФЕНДИЯРОВА

Машкунова О.В., Исаева Б.Г., Ногаева М.Г.

Казахский Национальный Медицинский Университет им. С.Д. Асфендиярова

В статье обобщается опыт преподавания блока «ревматология» для студентов 4 курса факультета «общая медицина». Обосновывается актуальность профилизации образования наряду с подготовкой врача общей практики. Описываются цели, задачи преподавания ревматологии в рамках компетентностно-ориентированного подхода. Приводится структура преподавания дисциплины, даются примеры интерактивных методов преподавания, перечисляются практические навыки, которыми должен овладеть студент на блоке «ревматология». Приводится пример подсчета рейтинга дисциплины по буквенно-балльной системе. В заключении авторы делают выводы о положительном опыте преподавания ревматологии. Даются рекомендации по улучшению качества преподавания ревматологии на 4 курсе.

Ключевые слова: ревматология, силлабус, рейтинг, методы преподавания, компетенции, практические навыки.

В рамках новой концепции образования наряду с формированием стратегии подготовки врача общей практики предполагается профилизация обучения по узким специальностям. Студенты уже на младших курсах по мере прохождения предметов определяются с дальнейшим выбором траектории обучения, продолжающейся в прохождении элективов, интернатуры, резидентуры, докторантуры PhD. Выбор траектории обучения, начиная с младших курсов, делает учебный процесс для студентов осознанным, взвешенным, рассчитанным на конечный результат, а не на процесс. Студент выбирает будущую специальность, исходя из своих потребностей, возможностей, психологических особенностей личности. В связи с этим такая многоступенчатость формирует мышление специалиста уже на ранних этапах образовательного процесса, приверженность к профессии, решая проблему качественного медицинского обслуживания в перспективе.

Блок «Ревматология» преподается на 4 курсе факультета «Общая медицина» с 2010-2011 учебного года. На дисциплину отведено 24 часа. В свете компетентностно-ориентированного подхода были определены цели, задачи преподавания, определены виды компетенций по всем видам учебной деятельности, разработаны методы преподавания, составлен рейтинг дисциплины в соответствии с требованиями балльно-рейтинговой буквенной системы. Составлен список практических навыков, разработаны методы оценки практических навыков. Все это нашло отражение в учебно-методическом комплексе дисциплины по блоку «Ревматология» для 4 курса.

Цель обучения при компетентностно-ориентированном обучении - не простой процесс передачи знаний, а достижение студентами результата обучения, т.е. профессиональных компетенций. В связи с этим принципом содержание учебного материала подбирается преподавателем исходя из требований стандарта специальности и программы дисциплины.

Компетенции - базовые качества индивидуума, имеющие причинные связи эффективной деятельности после окончания обучения и выявляемые на основе соответствия этой деятельности наилучшим критериям ее выполнения.

Ключевые компетенции: когнитивная компетенция (знания); операциональная компетенция (умения и навыки); коммуникативная компетенция (коммуникации, в том числе на иностранном языке); правовая компетенция (социально-правовые основы поведения врача в гражданском обществе); компетенция саморазвития (способности к постоянному самообразованию).

Ревматология - один из разделов внутренних болезней, является самостоятельной дисциплиной. Ревматология изучает распространенность, этиологию, патогенез, классификации, принципы лечения ревматических заболеваний с позиций доказательной медицины.

Основной задачей преподавания по данной дисциплине является обучение студентов диагностике и лечению основных ревматических заболеваний, основанных на принципах доказательной медицины.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.