Научная статья на тему 'Обучение коммуникативным навыкам в КазНМУ и международные стандарты'

Обучение коммуникативным навыкам в КазНМУ и международные стандарты Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
220
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — М Асимов

Қазақстан Республикасының медициналық оқу орындарында бастаушы коммуникативті дағдылар пәні, халықаралық медициналық оқу орындарында осы пәнді оқыту тәжірибесі пайдалы болуы мүмкін.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Обучение коммуникативным навыкам в КазНМУ и международные стандарты»

ОБУЧЕНИЕ КОММУНИКАТИВНЫМ НАВЫКАМ В КАЗНМУ И МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ

М.Асимов

Казахский национальный медицинский университет им. С.Д. Асфендиярова,

Последние 10 лет при подготовке будущих врачей все больше уделяется внимание коммуникативным навыкам (КН). При этом считается, что нет «золотого» стандрата отношений врач-пациент, но хорошие взаимоотношения улучшают лечение, комплаенс, приносят высокую удовлетворенность врачу и пациенту (Myriam Deveugele & all.,2005).

В университете г. Гент (Бельгия) КН преподаются медицинскими психолагами, врачами общей практики и узкими медицинскими специалистами в структуре департамента общей медицины и первичной медицинской помоши (Myriam Deveugele & all., 2005). Основной целью преподавания КН на первом курсе является обучение студентов общим коммуникативным навыкам в человеческих взаимоотношениях. Задачами являются: слушать и перессказывать истории жизни - не медицинские, уметь улавливать эмоциональные намеки, оказывать эмпа-тию. Эти цели и задачи готовят студента к умению слушать истории пациента, исследовать мысли и переживания пациента, справляться с эмоциями. Методами обучения являются тренинги, под супервизией врача или психолога. Студенты смотрят и обсуждают коммуникации на видео или фильмы с определенными особенностями коммуникации. Проигрывают ролевые игры, касающиеся эмоций, друг с другом (например, парень расстался с девушкой). Приходят актеры, показывают эмоции.

На втором курсе основное значение в обучении отводится упражнениям в реальной жизни - посещение семьи. Каждый студент прикреплен к семье с новорожденным ребенком и прослеживает эту семью в течение трех лет. Коммуникативные упражнения, с членами семьи, включают разговоры об эмоциях с различными членами семьи. Они обсуждают темы: рождение ребенка, становление матерью или отцом, изменение привычек. В учебный год студент второго курса должен совершить 4 визита, после которых обязательно происходит обсуждение, получение обратной связи от других студентов и преподавателя.

На третьем курсе в течение года студентам предоставляется пять семинаров и дается студенту общая модель консультации: слушание истории реального пациента и ее перессказ, исследование мыслей и переживаний пациента, завершение консультации (закрытие). Студент должен продолжить визиты к прикрепленной семье и осуществить два визита: один визит к взрослому и визит к ребенку. Темы коммуникации связаны с возрастной психологией, так с пожилыми обсуждаются проблемы старения и умирания, с взрослыми - карьеры, сексуальных отношений и т.д. Результаты визитов обсуждаются с медицинским психологом.

Следующий этап обучения коммуникативным навыкам это четырехгодичная магистратура. На магистратуре первого года основной темой КН является - медицинская коммуникация в специфических ситуациях. Одновременно с изучением болезней, синдромов, изучаются КН: как сообщить диагноз, как жить с хроническим заболеванием, особенности коммуникации с лежачими больными. Занятия проходят в тренинговых формах в малых группах - 4 тренинга по 2 часа. Необходимыми являются визиты в прикрепленные семьи и магистрант должен осуществить min два визита. Во время визитов с членами семьи обсуждаются педиатрические и педагогические темы: становление речи, туалет детей и др. В малых группах обсуждается видеоматериал, детское поведение и собственный опыт.

На втором курсе магистратуры основная цель обучения направлена на то как справляться с проблемными консультациями: некомплаентность, агрессивные пациенты, депрессивные, пациенты с другими культу-ральными ценностями и т.д. Основной задачей обучения является то, что магистр должен найти общую почву со своим пациентом в решении основных вопросов взаимоотношений в обследовании, лечении, приходить к общему с пациентом решению.

На третьем курсе магистранты должны представить четыре консультации с симулятивными пациентами, где решают такие вопросы: постановка диагноза, выбор метода лечения и обследования. Эти тренинги имеют место до начала работы в клинике.

На четвертом курсе магистранты работают несколько недель в клинике где записывают два видеофильма с несколькими консультациями, которые они провели. Восемь недель посвящены теории коммуникации, работа с симулятивными пациентами проходит весь цикл взаимоотношений «врач-пациент» начиная с выяснения истории, обследования, обсуждения метода лечения, заканчивая заполнением медицинской документации. Отдельно на семинарских занятиях обсуждается нелекарственная терапия, основанная на когнитивной и поведенческой психотерапии, тревоги, депрессии, бессоницы, психосоциальных проблем и др.

Представляется интересным результаты исследования эволюции навыков коммуникации у студентов в процессе изучения КН в Harvard Medical School; Faculty, Program to Enhance Relational and Communication Skills, Boston, Massachusetts USA (Elizabeth A Rider & Constance H Keefer, 2006). Которые выделяют ранние требования к коммуникативным навыкам такие как: создать и поддерживать терапевтические и этические отношения с пациентом; использовать навыки эффективного слушания и предоставлять информацию используя невербальные объяснения, вопросы и письменные навыки; работать эффективно в команде коллег как член или лидер команды. И современные - расширенные требования к коммуникативным навыкам, как: поддерживать эти отношения и строить такие же отношения с членами семьи; немедленно отвечать на все запросы пациентов; во

всех сферах коммуникации и взаимодействии демонстрировать увжение и эмпатию по отношении к коллегам и обучающимся.

В сравнительном исследовании S.Klein, 2006 (Departments of Mental Health and Surgery, University of Aberdeen, U.K.) оценивался немедленный эффект и эффект через два года участия раковых больных в подготовке студентов коммуникативным навыкам. Авторы выявили сразу после курса обучения, что имеются различия. Так студенты курировавшие онкологических пациентов были более склонны рассматривать способность слушать как важную характеристику госпитального доктора. Также эти студенты были больше уверены в том, что доверие является основной частью в отношении врач-пациент. Эти студенты имели лучшие оценки в плане реагировать эмпатически, показывать уважение и озабоченность к пациенту и оценивать влияние симптома на жизнь пациента. В своем заключении авторы подчеркивают, что медицинские школы должны понимать, что онкологические пациенты могут вносить важный вклад в подготовку коммуникативных навыков студентов.

В своем исследовании изучения особенностей преподавания коммуникативным навыкам в 26 медицинских школах Великобритании Owen Hargie & all. (School of Behavioural and Commucation Sciences, University of Ulster, UK. 2006) выявили, что основными целями и задачами этих школ являлись: у 89% школ -это продвижение знаний и пониманий КН; у 84% - развитие способности использовать КН в конкретных медицинских ситуациях; 84% - стимулировать развитие отношений способствующих хорошей коммуникации в медицинской практике; 68% - создать оценку происхождения и процесса межличностных коммуникаций; 63% - повысить чувство критического осознания себя и других в специфических медицинских ситуациях. Теоретические компоненты (лекционный метериал) включали следующие основные темы: теорию отношений, социальное взаимодействие, психологию группового поведения и групповой динамики, когнитивные аспекты коммуникации, комплайенс и медицинскую этику. Основными темами тренинга коммуникативных навыков являлись: сообщение плохих новостей, консультация с пациентами и родственниками, умение справляться с раздраженными, не желающими общаться пациентами, демонстрация эмпатии, сообщение и получение информации, разъяснение и навыки переговоров, невербальая коммуникация, подготовка к хирургической операции и др. Используемыми методами обучения являлись: в 89% - ролевые игры, в 84% - видеообратная связь, в 84% - групповое обсуждение, в 79% - лекции, в 68% - реальные пациенты, в 63% - симулятивные пациенты, в 47% - семинары. Обучения КН осуществляется на следующих департаментах и кафедрах: общей практики - 100%; психиатрии - 89%; педиатрии - 58%; терапии - 53%; акушерство и гинекологии - 47%; онкологии - 47% и хирургии - 42%.

Представляет определенный интерес результаты проведенного исследования взглядов и ожиданий студентов медиков на методы обучения и преподавание КН (Charlotte Rees & all., 2003). Так отношение к лекциям у студентов обнаружили смешанные взгляды на лекции: с одной стороны стимулируют мышление на наиболее важные темы, а с другой - пассивно вовлекают в приобретение знаний. На семинары (экспериментальные) -студеты любят ролевые игры, видеозаписи, так как это дает возможность наблюдать друг за другом, сравнивать, выявлять слабые стороны. Но с другой стороны, считают студенты, они искусственные, не спонтанные. Исследование показало, что студенты предпочитают и ценят интервью с реальными пациентами, особенно пре-клинические студенты, которые много времени тратят на лекции и семинары. Авторы делают следующии выводы: □ уменьшить количество лекций за счет увеличения ролевых игр с симулятивными пациентами и с реальными пациентами в клинических условиях.

В 2002г. Toshiko Yoshida, Peter Milgrom и Susan Coldwell в статье How Do U.S. and Canadian Dental Schools Teach Interpersonal Communication Skills? Авторами были проанализированы содержания учебных планов в 40 американских и канадских стоматологических школах. В 1/3 школах курсы преподавания были конкретно направлены на межличностные коммуникации, более половины школ предлагают эти виды курсов только в течение первых двух лет. Наиболее распространенными темами были: коммуникативные навыки, интер-вьюрование, консультация и обучение пациентов. Наиболее часто используемый метод преподавания это лекции, реже используются практические занятия, письменный экзамен является основным инструментом оценки и примерно половина учителей не имеют образования по стоматологии и являются в основном психологами.

В настоящее время, согласно «ГОСО 2006» коммуникативные навыки в РК преподаются на следующих специальностях и соответствующих курсах: «Общая медицина» на 1 и 2 курсе «Коммуникативные навыки-1,2» по 54 часа; на «Фармации» 2 курс - 45 часов; «Общественное здравоохранение» на 3 курсе 45 часов; «Стоматология» на 1 курсе 54 часа и у врачей - резидентов объем преподавания КН составляет 108 часов. Основным и единственным методическим материалом является учебник «Коммуникативные навыки» Асимов М.А., Нурма-гамбетова С.А., Игнатьев Ю.В., 2008г., на государственном и русском языках. В медицинских вузах нашей страны данная дисциплина представлена на различных кафедрах: Психиатрии, Введение в клинику, Семейной медицины и др. В нашем университете создана кафедра «Коммуникативных навыков, основ психотерапии, общей и медицинской психологии». Создание такой кафедры основывается на принципе сохранения преемственности преподавания указанных дисциплин в едином методологическом ключе, с единых методологических позиций. Педагогический состав кафедры представлен следующими специалистами: врачи-психиатры - 36%, врач-педиатр - 4%, врач кардиолог-терапевт - 4%, врач-фтизиатр - 4%, врач-гигиенист - 4%, медицинские психологи - 31% и психологи-педагоги составляют 17%. Кафедра располагается на следующих клинических базах: Республиканский научно-практический центр психиатрии, психотерапии и наркологии; Национальный центр проблем туберкулеза; Научный центр педиатрии и детской хирургии; НИИ кардиологии и внутренних болезней; НИИ онкологии и радиологии и Алматинский дом-интернат для инвалидов и психохроников.

Согласно новой концепции обучения в КазНМУ «компетентностно - ориентированного подхода» одной из основных компетенций являются коммуникативные навыки. Требования к созданным департаментам при составлении образовательных программ предусматривают включение данной компетенции в образовательый процесс. При составлении программ и дальнейшем преподавании КН кафедра коммуникативных навыков, основ психотерапии, общей и медицинской психологии может быть полезной как при составлении программ, так и при подготовке преподавателей департаментов преподаванию коммуникавных навыков по соответствующим профилям.

Халыкаралык жэне ^аз¥МУ да коммуникативт дагдыларын мецгеру

Асимов М.А.

Казахстан Республикасыньщ медицинальщ оку орындарында бастаушы коммуникативп дагдылар пэнi, халыкаралык медициналык оку орындарында осы пэндi окыту тэж1рибеа пайдалы болуы мумк1н.

Training to communicative skills in KazNMU and the international standards

Asimov M.A.

Training to communicative skills demands certain studying at leading international medical schools and this experience will be useful to teaching of this discipline in medical high schools of Republic Kazakhstan.

КОММУНИКАТИВНЫЕ НАВЫКИ - ПРЕДМЕТ ПРЕПОДАВАНИЯ В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ

С 4 по 8 октября 2010 года в Казахском Национальном Медицинском Университете состоялся мастер-класс «Коммуникативные навыки - предмет преподавания в медицинском ВУЗе». Это событие можно было бы назвать рядовым в современной жизни AlmaMater, где постоянно бурлит научная жизнь, проводятся разнообразные тренинги, проходят обучение преподаватели со всегоКазахстана... Вместе с тем специфика данного семинара позволяет по праву причислить его к событиям эпохальным для медицинской науки нашего молодого государства.

Дело не только не в том, что главные обучающие тренинги проводили известные зарубежные специалисты в области медицинской коммуникации: Джулиет Драпер, доктор медицины Университета Кембридж исимулятивный пациент Беверли Паркисс. Важным и судьбоносным для формирования этой молодой дисциплины в Казахстане явилось то, что наш университет в очередной раз выступил лидером в распространении передовых знаний среди других медицинских ВУЗов республики.

Проведенный при поддержке Министерства здравоохранения Республики Казахстан на базе кафедры коммуникативных навыков семинар объединил 36 участников из следующих учреждений:

•Карагандинский государственного медицинского университета;

•Государственный медицинского университета г. Семей;

•Южно-Казахстанская государственная фармацевтическая академия;

•Западно-казахстанский государственный медицинский университета имени Марата Оспанова;

•Казахский национальный медицинский университет имени С.Д. Асфендиярова;

Вступительная лекция проф. М.А.Асимова была посвящена соответствию преподавания коммуникативных навыков в КазНМУ международным стандартам. Основой для введения в образовательные программы этой новой дисциплины явилась одобренная в 2006 году правительством Казахстана Концепция реформирования медицинского и фармацевтического образования. Важнейшим компонентом указанной концепции стали новые стандарты, основанные на компетенциях, нацеленные на достижение учащегося конкретных целей и задач учебной программы.В перечнях приоритетных компетенций медицинских образовательных программ стран США и Европы одно из ведущих мест по праву занимают коммуникативные навыки - компетенция эффективного обмена информацией и сотрудничества с пациентами и их семьями, а также профессиональными партнерами.

Во вступительной лекции были затронуты такие темы, как ключевые моменты коммуникации, требования к квалификации преподавателей, основные формы и методы преподавания. Если до настоящего времени преподавание коммуникативных навыков осуществлялось казахстанскими преподавателями преимущественно аутодидактически, то материалы вступительной лекции позволили критически соотнести имеющиеся в данной сфере достижения с актуальным мировым опытом.

Современный врач должен уметь создавать и сохранять корректные с терапевтической и этической точки зрения отношения, использовать эффективные навыки слушания, запрашивать и предоставлять информацию, а также эффективно работать в качестве члена или лидера команды здравоохранения.

В данной связи большой интерес слушателей вызвали практические тренинги по техникам активного слушания (ст. преп. М.Б. Сатыбалдина) этике и праву, совершенствованию эмоциональных навыков у студентов (проф. М.А.Асимов). С помощью данных тренингов преподаватели получили возможность обучать студентов с использованием интерактивных методов, основанных на клинических случаях.

Интересным научным приложением семинара явился тренинг, посвященный новому методу диагностике коммуникативной компетентности с помощью репертуарных решеток (доцент Ю.В.Игнатьев). Согласно современным представлениям, профессиональная компетентность - это привычное и рассудительное использо-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.