Такие занятия нами проведены: 4.02.2011 г. со студентами 6 курса педиатрического факультета, группа 003-2 на тему «Нефротический синдром»; 14.03.2011 со студентами 5 курса педиатрического факультета, группа 507-1 на тему «Наследственная микросфероцитарная гемолитическая анемия Минковского-Шоффара»;
2) Ролевая игра с самостоятельным созданием студентами легенды пациента по теме занятия. Эту игру удобнее провести в конце цикла. В данном случае так же распределяются роли: пациент и/или родители пациента, лечащий врач, врач-лаборант, врач функциональной диагностики, зав. отделением, консультанты. Далее развитие игры идет по распределенным ролям: обоснование предварительного диагноза, назначение плана обследования и лечения, обсуждение результатов лабораторно-инструментальных исследований, обоснование клинического диагноза, назначение лечения. Результаты обследования по запросу участников игры выдают (придумывают) сами же студенты.
Такое занятие проведено 19.02.2011 г. со студентами 4 курса по специальности «Общая медицина», группы 07-053-3 на тему «Системная красная волчанка».
Конечно, в деле организации и применения интерактивных методов обучения многое следует еще совершенствовать.
Однако, результаты показали, что обучение с применением деловых игр гораздо выше, чем при традиционных методиках преподавания. Здесь больше места для профессионального решения задачи, заинтересованности студентов в занятии, обсуждения и предметного общения обучающихся друг с другом при выполнении задания. Предварительно можно заключить, что в указанных группах были несколько выше результаты рубежного контроля, а также экзамена по дисциплине и практическим навыкам.
Использованная литература:
1. Элiмов А., Интербелсендi эдiстердi жогаргы оку орындарында колдану. Алматы, 2009 ж.
2. Наумов Л.Б. Учебные игры в медицине. М., 1986 г.
3. Наумов Л.Б. Деловые игры в высшем медицинском образовании. М., 1982 г.
Студенттердi педиатриялык пэнге окытуда кейбiр интербелсендi эдiстердi енпзудщ алFашкы нэтижелерi
С.Е. Кайназарова, Г.М. Канагатова
Макалада медициналык жогаргы оку орындарында окытудыц интербелсендi эдастерш енпзудщ бiрiншi нэтижелерi мен дагдылары бершген. Соцгыныц непзп максаты мен мэш мамандар даярлау, жогары бшктшк децгешне дешн мамандык бойынша дагдылар мен колынан келудi дамыту жэне оларды жаттыктыру. Сонымен катар, ойластырылган оку ойындары ж^мыс багдарламасымен карастыратын такырыптар бойынша наукастардыц болмауын бiлдiртпей, орнын толтырады. Медициналык жогаргы оку орындарында кептеген белсендi окыту эдiстерiнiц iшiнде бiздiц ойымызша ец колдануга тшмдшерг рельдiк ойын, консилиум. Олар бшм алушыларды накты мамандыгына шынайы жакындатады жэне студенттердiц белсендiлiгiне, олардыц багасы мен рейтингтерiнiц жаксаруында объективтi т^ргыда керiнiс тапты.
ТYЙiндi свздер:1скерлж ойын, рельдiк ойын, консилиум, окытудыц интербелсендi эдiстерi, медициналык бiлiм
The first results of the implementation of certain methods of interactive teaching students the discipline of pedia-
tric
S.E. Kainazarova, G.M. Kanagatova
The article presents the first results of the skills and the introduction of interactive methods in medical universities. The main purpose and meaning of these methods - training of specialists, their training and development of professional skills to the high level of qualifications. In addition, educational games compensate the lack of a patient on a subject under the work program. Among the set of active learning in medical school, in our opinion, the most applicable: Role playing game (RPG), consultation. They bring the student to a real professional work that is objectively reflected in the students' activity in the development of themes to improve their ratings and rankings.
Keywords: Business Game, RPG, consultation, interactive teaching methods, and health education
ПЕРВЫЕ ИТОГИ И НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ПРИ ВНЕДРЕНИИ НОВОЙ МОДЕЛИ МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА КАФЕДРЕ ПЕДИАТРИИ
Б.Х. Хабижанов, С.К. Курманбекова, Ж.Ж. Нургалиева, Р.П. Лобанова, Л.К. Хитуова
Казахский национальный медицинский университет им. С.Д. Асфендиярова, Алматы
В статье приводится некоторые итоги, вопросы, требующие решения и будущие возможности внедрения новой модели медицинского образования в университете. Обсуждаются пути решения трудностей, встречающиеся на фоне внедряемых инноваций и технологий обучения и образования.
Ключевые слова: образование, проблемы, перспективы, инновации, кафедра, студенты.
Актуальная проблема медицинского образования сегодняшнего дня - подготовка высококвалифицированных специалистов нового поколения, конкурентоспособных и востребованных. С подписанием Болонской
декларации наш университет шагнул на сложный путь обеспечения качественно-высокого уровня подготовки врачей.
В указанном направлении в университете и на его кафедрах осуществляется внедрение модели медицинского образования. В частности, наша кафедра, наряду со всеми, прошла обучающие семинары, провела адаптацию УМКД к целям образовательных программ - дополнила и привела в соответствие содержание и формы лекций, практических занятий, семинаров, промежуточных зачетов на четвертом курсе общей медицины (ОМ) и, частично, на V и VI курсах обучения.
Постепенно внедряются интерактивные, инновационные методы и формы обучения. Следует отметить положительные аспекты и полезность внедрения новых методик, как кейс-стади, деловые игры, обучение в малых группах и др., которые повышают интерес студентов к занятиям и в целом облегчают преподавание, дает новые перспективы для повышения качества занятий в направлении компетентностно-ориентированного педиатрического образования.
Одновременно за этот учебный год на кафедре пересмотрены или вновь составлены тестовые задания для 4 курса ОМ по педиатрии, адаптированы ситуационные задачи для оценки операциональной, коммуникативной, правовой компетенции студентов.
Кафедра принимает равноценное участие в поэтапном обучении ППС педагогическим технологиям, проводимым на казахском и русском языках. Обобщая и суммируя проведенный большой объем работы по перестройке прежней и переходу на новую образовательную систему можно подвести предварительные итоги, обсуждать проблемы и задачи, наметить пути их преодоления и решения.
Прежде всего немало сложностей для педагогического персонала кафедры, которому приходится работать по новому, с учетом освоения и приобретения новых инновационных технологий как педагогического, так и научно-практического назначения. Наряду с обучением педагогов кафедры возникает необходимость приема на работу в качестве преподавателей «продвинутой» или работающей на передовом уровне науки и практики молодежи, лучше из числа выпускников университета. В этом ракурсе прием временных работников, совместителей со стороны при их даже высокой деловой квалификации и авторитете и возможностях как ученого и врача для преподавания предмета и обучения студентов представляется малоперспективным.
Есть болезненность потери во времени для полной подачи материала на лекциях - она теперь одночасовая, вместо прежней двухчасовой. Этот час по всей вероятности «ушел» на внеаудиторную работу, где студент должен самообразованием дополнять сократившиеся часы для лекционных и практических занятий. Опыт нашей работы за учебный год показывает, что и студенту мало времени на внеаудиторные занятия из-за плотности расписания дня. К этому следует добавить, что за последние один-два десятилетия у молодежи произошла ориентация на компьютеры и телепередачи, а умение и желание чтения учебников, учебных пособий, не говоря о творческой работе в библиотеке, с необходимой литературой, мягко говоря, гипотрофировано. Данный вопрос видимо следует решать на должном уровне, не только воспитывая желание на самообразование, но и системно восполняя проблемы в знаниях, образованных в средней школе.
У преподавателя кафедры много еще времени уходит на расчет рейтинга студента, что на наш взгляд является несовершенным подходом для оценки «заслуг» учащегося (учет посещаемости занятий, наличие конспектов и т.д. без учета его интеллектуального или эмоционального вклада). К сожалению, в ГОСО-2006 упущено преподавание, т.е. не выделены часы на педиатрическую пропедевтику.
Для повышения качества практической подготовки студентов и собственно обучения их врачебному искусству, требуется наличие собственной университетской клиники. Она весьма необходима, но обучение у постели больного даже в условиях стационара не всегда возможно: 1) не всегда в клинике бывает больной по теме занятия; 2) одновременно будет висеть и этический вопрос - нарушение прав пациента на оказание ему качественной медицинской услуги. В таких случаях обосновывается необходимость организации отдельных модулей фантомного обучения.
В рамках Стратегии развития Университета удачным инновационным проектом стало создание Центра инновационных технологий и Симуляционного центра, позволившие обеспечить междисциплинарный подход в обучении студентов. Нам представляется необходимым расширить возможность и доступность работы в этих центрах, может быть, создав еще филиалы при крупных клиниках. Тогда будет возможность освоения отдельных навыков, с отработкой их до автоматизма всех составляющих, что позволит управлять качеством и до минимума снизить врачебные ошибки.
В используемых методиках обучения преобладают разыгрывание клинических ситуаций и выполнение манипуляций на тренажерах. Отдельного внимания заслуживает методика оценки компетентности специалистов в рамках квалификационных характеристик, а также выполнение манипуляций в соответствии с медицинскими стандартами. В этих условиях возможно использование как компьютерных программ оценки, так и экспертной методики.
Литература:
1. «Концепция реформирования медицинского и фармацевтического образования Республики Казахстан на 2006-2010 гг.». Астана, 2006.
2. Аканов А., Мирзабеков О., Ахметов В., Кызаев А., Турдалиев Б., Аскарова А., Определеннов В., Кожамкулов Р. «Болонский процесс - путь КазНМУ в общеевропейское образовательное пространство». Алма-ты, 2010, 112с.
3. Аканов А.А., Есенжанова Г.М «Проблемы реформирования медицинского образования в Казахста-
не». Журнал Педиатрия и детская хирургия, 2010, 4, 12-14с.
Университетте медициналык бШм берудщ жана моделiн кке ецгаудеп а. иашкы нэтижелер мен кейб1|)
мэселелер
Б.Х. Хабижанов, С. К. Кдоманбекова, Ж.Ж. Н^ргалиева, Р.П. Лобанова, Л. К. Хитуова. Макалада университетiмiзде медициналык; бiлiм берудiн жана моделш ендiрудегi кейбiр нэтижелер, шешiлуге ттсп мэселелер жэне алдагы мYмкiншiлiктер т^ралы материалдар берiлген. Орындалып жащан ^лагатты iстермен катар кездескен киындьщтардан эту жолдары карастырылган.
ТYЙiндi сездер: бшм беру, мэселелер, мYмкiншiлiктер, инновациялар, кафедра, студенттер.
First results and some problems during introduction of new model of medical education at the department
B.Kh. Khabijanov, S.K. Kurmanbekova, Zh.Zh. Nurgalieva, R.P. Lobanova, L.K. Hituova The article presents some findings, issues, which require solutions and future possibilities new model of medical education at the university. Will be opened ways to solve the difficulties, which occur during introduction of innovations and technology of training and education.
Key words: education, problems, perspectives, innovation, faculty, students.
УДК 616-002.5:378.661
ПРОБЛЕМНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ В ОСВОЕНИИ ФТИЗИАТРИИ
Ракишева А.С.
Кафедра фтизиопульмонологии Казахский национальный медицинский университет им. С.Д. Асфендиярова, Алматы
Одной из важнейших проблем, стоящих перед высшей школой, является повышение качества подготовки специалистов. В современный период возникла необходимость использовать такие методы обучения, которые могли бы в полной мере активизировать мыслительную деятельность студента, стимулировать его на процесс получения знаний, желанию самостоятельного совершенствования знаний. Одним из таких методов является проблемно - ориентированное обучение (ПОО, PBL), которое дает возможность овладения актуальной проблемой с глубоким, активным освоением материала, при этом студент приобретает навыки: работы в команде, умения слушать и активно участвовать в дискуссии, обмена мнениями, уважения к взглядам коллег, критической оценки литературы, подготовки презентаций. При использовании данного подхода студенты от пассивного слушания и заучивания материала в ходе самостоятельной подготовки переходят к активному поиску по решению выделенной проблемы. Самостоятельный поиск решения поставленной задачи развивает чувство ответственности, делает студента более инициативным, заинтересованным в процессе обучения, студент учится решать проблему, вместо заучивания ее решения.
Проблемно - ориентированное обучение заставляет перестраиваться не только студента, но и преподавателя, так как стимулирует его к постоянному развитию и усовершенствованию процесса обучения. Постановка педагогом проблемных ситуаций ставит своей целью активизировать усилия студентов по поиску новых и применения уже полученных знаний. Преподаватель в этом процессе является не источником готовых знаний, а человеком, облегчающим, стимулирующим и побуждающим студента к новому поиску и повышающим мотивацию к обучению. В целом, при проблемно-ориентированном обучении органично сочетаются такие понятия как приобретение знаний и развитие общих навыков, что дополняет компетентностный подход в обучении.
Проблема преподавания фтизиатрии зависит от меняющихся форм и методов противотуберкулезной работы в современных условиях, что обязывает проводить педагогический процесс с учетом трансформации взглядов по многим направлениям фтизиопульмонологии, так как содержание обучения должно соответствовать времени и перспективам, потребностям практического здравоохранения и достижениям современной медицинской науки.
Результативность обучения определяется двумя основными факторами: профессиональной компетентностью преподавателя и потребностью обучаемых в продуктивности образовательного процесса. Для повышения профессиональной компетентности преподавателей на кафедральных совещаниях регулярно ставятся вопросы, касающиеся современных педагогических технологий. Так, рассматривались такие темы, как: «Педагогическое мастерство. Профессиональные требования к личности педагога», «Организация СРС на кафедре: положительные моменты, трудности и проблемы», «Самостоятельная работа студентов в освоении актуальных вопросов фтизиатрии», «Обоснование и принципы личностно ориентированного подхода в обучении», «Болонский процесс и преподавание фтизиатрии и пульмонологии».
На практических занятиях и в лекциях особое внимание отводится вопросам организации и системы борьбы с туберкулезом в республике, при этом акцентируется внимание студентов на том, что в основе нацио-