Научная статья на тему 'Проблемно-ориентированное обучение в освоении фтизиатрии'

Проблемно-ориентированное обучение в освоении фтизиатрии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
58
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ракишева А. С.

Бағытталған мәселелі оқыту (POO, PBL) – материалды терең, түсініп оқу, студенттерді нақыптарға үйрету: топта жұмыс істеуге, бірін – бірі тыңдауға және дискуссияда белсенді қатысуға, ӛз пікірлерімен бӛлісуге, қызметкелер арасында сыйласуға, әдебиеттерді сынап бағалауға, презентация жасауда фтизиатрияда маңызды мәселелерін үйренуге мүмкіндік береді.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ракишева А. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемно-ориентированное обучение в освоении фтизиатрии»

не». Журнал Педиатрия и детская хирургия, 2010, 4, 12-14с.

Университетте медициналык бШм берудщ жана моделiн кке ецгаудеп алгашкы нэтижелер мен кейб1|)

мэселелер

Б.Х. Хабижанов, С. К. Кдоманбекова, Ж.Ж. Н^ргалиева, Р.П. Лобанова, Л. К. Хитуова. Макалада университетiмiзде медициналык; бiлiм берудiн жана моделш ендiрудегi кейбiр нэтижелер, шешiлуге ттсп мэселелер жэне алдагы мYмкiншiлiктер т^ралы материалдар берiлген. Орындалып жащан ^лагатты iстермен катар кездескен киындьщтардан эту жолдары карастырылган.

ТYЙiндi сездер: бшм беру, мэселелер, мYмкiншiлiктер, инновациялар, кафедра, студенттер.

First results and some problems during introduction of new model of medical education at the department

B.Kh. Khabijanov, S.K. Kurmanbekova, Zh.Zh. Nurgalieva, R.P. Lobanova, L.K. Hituova The article presents some findings, issues, which require solutions and future possibilities new model of medical education at the university. Will be opened ways to solve the difficulties, which occur during introduction of innovations and technology of training and education.

Key words: education, problems, perspectives, innovation, faculty, students.

УДК 616-002.5:378.661

ПРОБЛЕМНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ В ОСВОЕНИИ ФТИЗИАТРИИ

Ракишева А.С.

Кафедра фтизиопульмонологии Казахский национальный медицинский университет им. С.Д. Асфендиярова, Алматы

Одной из важнейших проблем, стоящих перед высшей школой, является повышение качества подготовки специалистов. В современный период возникла необходимость использовать такие методы обучения, которые могли бы в полной мере активизировать мыслительную деятельность студента, стимулировать его на процесс получения знаний, желанию самостоятельного совершенствования знаний. Одним из таких методов является проблемно - ориентированное обучение (ПОО, PBL), которое дает возможность овладения актуальной проблемой с глубоким, активным освоением материала, при этом студент приобретает навыки: работы в команде, умения слушать и активно участвовать в дискуссии, обмена мнениями, уважения к взглядам коллег, критической оценки литературы, подготовки презентаций. При использовании данного подхода студенты от пассивного слушания и заучивания материала в ходе самостоятельной подготовки переходят к активному поиску по решению выделенной проблемы. Самостоятельный поиск решения поставленной задачи развивает чувство ответственности, делает студента более инициативным, заинтересованным в процессе обучения, студент учится решать проблему, вместо заучивания ее решения.

Проблемно - ориентированное обучение заставляет перестраиваться не только студента, но и преподавателя, так как стимулирует его к постоянному развитию и усовершенствованию процесса обучения. Постановка педагогом проблемных ситуаций ставит своей целью активизировать усилия студентов по поиску новых и применения уже полученных знаний. Преподаватель в этом процессе является не источником готовых знаний, а человеком, облегчающим, стимулирующим и побуждающим студента к новому поиску и повышающим мотивацию к обучению. В целом, при проблемно-ориентированном обучении органично сочетаются такие понятия как приобретение знаний и развитие общих навыков, что дополняет компетентностный подход в обучении.

Проблема преподавания фтизиатрии зависит от меняющихся форм и методов противотуберкулезной работы в современных условиях, что обязывает проводить педагогический процесс с учетом трансформации взглядов по многим направлениям фтизиопульмонологии, так как содержание обучения должно соответствовать времени и перспективам, потребностям практического здравоохранения и достижениям современной медицинской науки.

Результативность обучения определяется двумя основными факторами: профессиональной компетентностью преподавателя и потребностью обучаемых в продуктивности образовательного процесса. Для повышения профессиональной компетентности преподавателей на кафедральных совещаниях регулярно ставятся вопросы, касающиеся современных педагогических технологий. Так, рассматривались такие темы, как: «Педагогическое мастерство. Профессиональные требования к личности педагога», «Организация СРС на кафедре: положительные моменты, трудности и проблемы», «Самостоятельная работа студентов в освоении актуальных вопросов фтизиатрии», «Обоснование и принципы личностно ориентированного подхода в обучении», «Болонский процесс и преподавание фтизиатрии и пульмонологии».

На практических занятиях и в лекциях особое внимание отводится вопросам организации и системы борьбы с туберкулезом в республике, при этом акцентируется внимание студентов на том, что в основе нацио-

нальной программы борьбы с туберкулезом лежит сстратегия ВОЗ «Остановить туберкулез», используются международные стандарты диагностики и лечения, проводится адаптация их к условиям отечественного здравоохранения и образования.

Учитывая то, что в современных условиях не только в Казахстане, но и во всем мире наиболее актуальной проблемой является лекарственная устойчивость (мультирезистентность - МБЯ, МЛУ, суперрезистентность- ХОЯ, ШЛУ), со студентами 6 курса проводится семинар «Проблема мультирезистентного туберкулеза в Казахстане».

Предварительно преподавателем обосновывается необходимость знания данной проблемы. Формулируются вопросы, на которые необходимо дать ответы в процессе предварительной самостоятельной подготовки: понятие МЛУ и ШЛУ, теории развития лекарственной устойчивости, причины формирования МЛУ и ШЛУ, клинические проявления, диагностика, основные принципы лечения, показания для перевода больного на лечение резервными препаратами, пути устранения и профилактика лекарственной резистентности. Проблемное обучение по данной теме проводится, согласно рекомендациям по шагам, при этом в обсуждении активная роль отводится самим студентам, один из которых постоянно записывает на доске основные вопросы:

Шаг 1 — самостоятельные исследования (все студенты собирают информацию по теме: «Лекарственная устойчивость микобактерий туберкулеза, ее клиническое и эпидемиологическое значение»)

Шаг 2 — председателем (студент) определяется проблема лекарственной резистентности и основные темы, требующие обсуждения;

Шаг 3 — один из студентов выделяет и разъясняет новые термины: первичная и вторичная лекарственная устойчивость, моно-, поли- и мультирезистентность, МЛУ (МОЯ) и ШЛУ (ХОЯ), при этом активно участвует вся группа;

Шаг 4 — теории возникновения и причины формирования лекарственной устойчивости разбираются в виде "мозгового штурма";

Шаг 5 — обзор шага 2 и 3. Студенты выстраивают объяснения в предварительные решения и определяют клинические проявления резистентности, методы диагностики, принципы лечения и профилактики МЛУ.

Шаг 6 —группа приходит к заключению относительно поставленной и достигнутой цели по изучению проблемы лекарственной устойчивости; преподаватель удостоверяется в том, что цель занятия достигнута.

В процессе подготовки к занятию, решается проблема современной педагогики «не столько дать знания, сколько научить учиться, привить навыки самообучения». Переход от информативного метода обучения к деятельному, в виде самопознания, позволяет выработать у студентов навыки к самообразованию. Условиями, обеспечивающими успешное выполнение самостоятельной подготовки, являются: мотивированность задания (для чего, чему способствует), четкая постановка познавательных задач, алгоритм, метод выполнения работы, знание студентом способов ее выполнения, определение видов консультационной помощи, критерии оценки, виды и формы контроля.

Хороший контакт со студентами, доброжелательная атмосфера сотрудничества в группе, безусловно, положительно влияют и на познавательные способности, и на желание приобретения новых знаний.

Положительным моментом является то, что ПОО:

- предназначено не только для овладения фтизиатрией, но и для формирования навыков самостоятельной работы вообще в учебной, научной, профессиональной деятельности;

- развивает способность принимать на себя ответственность, самостоятельно решить проблему, находить конструктивные решения, выход из кризисной ситуации;

- студент сам осуществляет познание, работает с литературой, пополняет свои знания в области фтизиатрии;

- ПОО имеет воспитательное значение, формирует самостоятельность как черту характера, играющую существенную роль в структуре личности современного специалиста.

Следует также отметить, что наибольшая эффективность проблемного подхода реализуется через НИРС, при выполнении которой студент проходит все этапы формирования профессионального мышления. Совместные научно-исследовательские работы (НИРС) способствуют активному вовлечению студентов в процесс осмысленного, мотивированного, сознательного обучения.

На кафедре студенты, проявившие интерес, имеют возможность выполнять НИРС по актуальным вопросам фтизиатрии, таким как: «Нанотехнологии в лечении туберкулеза», «Студенты - группа риска заболевания туберкулезом», «Проблема внелегочного туберкулеза», при этом работа проводится совместно с НЦПТ РК и «Институтом молекулярной биологии» где есть возможность работы в клинике и лабораториях.

Проблемное обучение обеспечивает сознательное и прочное овладение студентами новыми знаниями и новыми способами действий, так как знания и опыт приобретаются в ходе активной, самостоятельной, поисковой деятельности. Оно способствует умственному развитию студентов, формирует умственную самостоятельность и творческие способности, учит учиться.

Несмотря на неоспоримую ценность проблемного обучения его нельзя противопоставлять действующей системе обучения. Только определенная часть знаний и способов деятельности, умело и обоснованно отобранная, становится объектом проблемного обучения.

Литература

1. Аканов А.А., Ахметов В.И., Абирова М.А. «Модель медицинского образования Казахского национального медицинского университета им. С.Д.Асфендиярова, Часть 3 «Методы и формы обучения», Алматы, 2010;

2. Кудрявая Н.В. «Педагогика в медицине», Москва, 2006.

3. Белогурова В.А. Научная организация учебного процесса, Москва, 2003;

4. Буланова М.В.-Топоркова «Педагогика и психология высшей школы», Ростов-на-Дону, 2002.

Фтизиатрияданы мецгеруде баFытталFан - мэселелi окыту А.С. Ракишева

Багытталган - мэселелi окыту (POO, PBL) - материалды терен, тYсiнiп оку, студенттердi накыптарга Yйрету: топта ж^мыс iстеуге, бiрiн - бiрi тьщдауга жэне дискуссияда белсендi катысуга, ез пiкiрлерiмен бвлiсуге, кызметкелер арасында сыйласуга, эдебиеттердi сынап багалауга, презентация жасауда фтизиатрияда манызды мэселелерiн Yйренуге мYмкiндiк бередi.

Problem-based learning in phthyziatria teaching

A. Rakisheva

PBL gives the chance to seize actual problems of phthiziology with deep active development of a material. The student gets skills of work in a team, ability to listen and actively to participate in discussion, to an exchange of opinions, to respect sights of colleagues, critically to estimate the literature, to prepare presentations.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.