Научная статья на тему 'Особенности формирования коммуникативной компетентности студентов стоматологического факультета'

Особенности формирования коммуникативной компетентности студентов стоматологического факультета Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
213
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
коммуникативная компетентность / психологическая компетентность / образовательная программа / тренинг / стоматологический факультет / communicative competence / psychological competence / educational program / training / stomatologic faculty

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Баскакова И. В.

Коммуникативная компетентность врачастоматолога имеет содержательную специфику. Ключевые коммуникативные компетенции выпускникастоматолога отражены в образовательной программе. Реализация программы развития коммуникативной компетентности студентов стоматологического факультета, включающей соответствующие тренинги, будет способствовать повышению профессиональной успешности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF FORMATION OF COMMUNICATIVE COMPETENCE OF STUDENTS OF STOMATOLOGIC FACULTY

Communicative competence of the doctorstomatologist has substantial specificity. Key communicative the competence of the graduate – stomatologist are reflected in an educational program. Realization of the program of development of communicative competence of students of the stomatologic faculty, including corresponding trainings, will promote increase of professional success.

Текст научной работы на тему «Особенности формирования коммуникативной компетентности студентов стоматологического факультета»

бойынша-73 тест сурагы бершедЬ фтизиатрия бойынша-14 тест, ал жу^палы аурулар пэнi бойынша -13 тест сурагы усынылады, барлыгы 100 тест. Жогарыда бiз тестщ Yлесi 20 балл болсын дедЫ, сонды^тан дурыс тест жауабы 0,2 балл болатынды келiп шыгады. Тест нэтижесш тест орталыгы аны^тайды.

Бiз мысал ретiнде ^арыстып отырган студент тест нэтижес бойынша RT = 17 балл жинады делiк.

Егер тест сура^тарыньщ саны мен оган бвлiнген балдыц Yлес саны бас^аша болса, ягни 20 балдан взгеше болса, тест нэтижесiн есептеу ^алай жYргiзiледi.

Алдымен 40 балдыц ^аншасы тестке бвлiнгендiгiн келiсiп алу ^ажет. Мысалы, тестщ Yлесi т =40 - р тец болсын делЫ, мундагы т - тестщ Yлесi, р-практикалыщ дагдылардыц Yлесi. Барлыщ тест сурагыныц саны «Ы» болсын делт, егер студент оныц «п» дурыс жауап берген болса, онда студенттщ тест нэтижесi бойынша жинаган рейтинг балы RT мына врнекпен аны^талынады:

40 - р т

Ят =--п = — п

т N N

(2),

Мундагы: Ы- барлыщ тест сурагыныц саны, п-дурыс жауап саны, т- тесттщ Yлесi, р- практикалыщ дагды Yлесi.

Квп жагдайларда тест орталыгы арнаулы багдарламамен студент рейтинг балын есептеу вздерi орындап, дайын мэлiметтi бередi.

4. Студенттщ мецгерген практикалык дагдылары бойынша балын есептеу.

Тест нэтижесi бойынша 50 пайыз балл жинаган студент (б'1зд'1Н, мысалымызда ол 17 балга тен 50 пайыздан жогары) ^орытынды ба^ылаудыц екшшм этабына жiберiледi. Бул этапта студентлц 3 пэннщ типтiк багдарламасында кврсетiлген практикалыщ дагдыларды меггеру децгеж аны^талынады.

Бул этапты уйымдастыру Yшiн 3 кафедра эр пэннщ мацыздылыгын ескере отырып, типтiк багдарламалардагы кврсеттген практикалыщ

дагдылардан ^уралган тапсырмаларды алдын ала дайындап, оны студентке усынуы тиiс. Тапсырмаларды студентке беру тYрiн (билет, манекен, клиникалыщ есеп, аралас т.б.) кафедралар бiрлесе отырып шешедк Эр пэннщ мацыздылыгына сэйкес студенттщ орындайтын iс эрекетiне берiлетiн балдыц сандыщ мэнiн алдын ала келiсiп алаган жвн. Мысалы, тапсырма 10 тYрлi iс эрекеттен турсын делт, оныц 6-ын терапия кафедрасы, ал ^алган екi кафедраныц эр ^айсысы 2 тапсырмадан дайындасын. Эр тапсырма Yшiн берiлетiн балдыц сан мэш алдын ала белгiленiп, ол студенттерге хабарлануы тиiс. Бiз мысал ретшде ^арастырган студентiмiз терапия бойынша - 9 балл (эр тапсырма багасы 2 балл болсын делЫ), фтизиатрия бойынша - 3 балл, ал жу^палы аурулар бойынша 4 балл жинасын делЫ. Сонда студенттщ 3 пэн бойынша практикалыщ дагдылар бойынша жинаган балы RПд = 16 болды. Осылайша аны^талган рейтинг мэш тобеге ендiрiледi.

5. СтуденттЩ корытынды рейтинг балын есептеу.

Студенттщ интегралдыщ емтихан бойынша ^орытынды багасы, оныц «интегралдык агымдык» + «тест» + «практикалык дагды» балдарыныц ^осындысы тYрiнде есептелшедК Бiздil-^ мысалымыздагы студенттщ ^орытынды балы: 42+ 17+16 = 75 балга тец.

Студент рейтинг балын есептеудщ универсал врнеп мына тYрде болады:

п Т

R = V(Я, -а,)• 0,6 + —• п +

V г ^ N

Rпд (3)

Бул макала студент рейтингiн жаца эдiспен есептеуге байланысты барлыщ проблемаларды шештi деуден аула^пын, элi де болса оны толы^тыратын усыныстар жасауга немесе жацаша тургыдан ^арап, рейтингтi аны^таудыц мунан да бас^а жолдарын усынуга толыгымен болады деп санаймын.

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА

Баскакова И.В.

Казахский национальный медицинский университет им. С.Д.Асфендиярова, г.Алматы Комитет по образовательным программам учебно-клинического департамента стоматологии

Резюме Коммуникативная компетентность врача-стоматолога имеет содержательную специфику. Ключевые коммуникативные компетенции выпускника-стоматолога отражены в образовательной программе. Реализация программы развития коммуникативной компетентности студентов стоматологического факультета, включающей соответствующие тренинги, будет способствовать повышению профессиональной успешности.

Ключевые слова коммуникативная компетентность, психологическая компетентность, образовательная программа, тренинг, стоматологический факультет.

FEATURES OF FORMATION OF COMMUNICATIVE COMPETENCE OF STUDENTS OF STOMATOLOGIC FACULTY

Baskakova I.V.

The Kazakh National Medical University of S.D. Asfendiyarov Abstract Communicative competence of the doctor-stomatologist has substantial specificity. Key

communicative the competence of the graduate -stomatologist are reflected in an educational program. Realization of the program of development of communicative competence of students of the stomatologic faculty, including corresponding trainings, will promote increase of professional success.

Keywords communicative competence, psychological competence, educational program, training, stomatologic faculty.

СТОМАТОЛОГИЯЛЫК ФАКУЛЬТЕТПН СТУДЕНТЕРШ1Н КО М МУНИ КАТИ ВТ1 КУЗ1РЕТТ1Л1ПН1Н КАЛЫПТАСУ ЕРЕКШЕЛ1Г1

Баскакова И.В.

С.Ж.Асфендияров атындагы К^аза^¥лттьщ медицина университет^, Алматы

ТYйiн Дэр^ер-стоматолопъщ коммуникативтi ^Yзiреттiлiгi мацызды орын алады. Стоматологтыц тYйiндi коммуникативтi 1^ретплт бiлiм беру багдарламасында аныщ керсеттген. Стоматологиялыщ факультет студенттершщ, езiне тэн тренинп^ бар коммуникативтi 1^ретплтн жетiлдiру багдарламасын iске асыру, кэсiби жетiстiктердi жогарылатуга мYмкiндiк бередi.

ТYйiндi сездер коммуникативтi ^Yзiреттiлiк, психологиялыщ 1^ретплЫ,бЫм беру багдарламасы, тренинг, стоматологиялыщ факультет.

Проблема коммуникативной компетентности является предметом научной рефлексии в зарубежной и отечественной психологии ХХ-ХХ1 вв. Активизация исследований в данной области связана с усилением внимания к психологическим составляющим профессиональной деятельности человека, поиску средств и способов оптимизации линии профессионального успеха [1].

В деятельности врача-стоматолога

коммуникативная компетентность играет особую роль в силу того, что контакт «врач - пациент» изобилует множеством проблемных ситуаций интерактивного, социально-перцептивного и информационного плана, а доверие и готовность к сотрудничеству являются психологическим основанием установления

необходимого для эффективной стоматологической помощи.

К наиболее значимым психологическим особенностям деятельности стоматолога относятся следующие:

- монотония и необходимость работы в замкнутом пространстве с контингентом людей, испытывающих проблемы со здоровьем, своей внешностью и пребывающих в состоянии эмоционального дискомфорта;

- работа в непосредственной близости пациента, в интимной зоне человека, что побуждает непроизвольное сопротивление, напряжение и ряд психологических защит;

- необходимость сотрудничества с пациентом, который, как правило, не владеет знаниями в области стоматологии и не может в должной мере адекватно оценить процесс, результат и прогноз стоматологической помощи;

- постоянное взаимодействие с человеком, испытывающим боль, негативно эмоционально

настроенным, испытывающим страх и тревогу оказывает влияние и на психологическое самочувствие самого врача [2].

К врачу-стоматологу предъявляются повышенные требования в области контроля и регуляции микромоторики. Это связано с необходимостью поддержания доверительных интеракций на всем протяжении сеанса. Врач-стоматолог вынужден быстро и самостоятельно принимать решения, брать на себя ответственность и отдавать себе отчет в том, что его профессиональные действия могут иметь далеко идущие последствия для пациента.

В ситуации реального приема стоматолог имеет ряд функций: диагноста, психотерапевта, организатора, менеджера, врача, рекламного агента и др., выполнение которых в сжатый временной интервал, при наличии высокой ответственности за качество и результат стоматологических манипуляций, адресованных пациенту, создает стрессогенную среду [3, 4].

Психологический портрет «идеального врача» глазами пациентов включает ряд качеств, характеризующих его с точки зрения возможностей установления оптимального контакта, выступающих гарантом успешного решения коммуникативных профессиональных задач, и характеризующих возможность успешной реализации деонтологических функций в профессиональном общении. К числу этих качеств относятся: оптимизм, выдержка, приветливость, чувство юмора, уверенность в себе, доброжелательность, спокойные жесты и мимика, готовность проявить поддержку, размеренность движений и неторопливость, умение найти индивидуальный способ обращения, владение фразеологизмами, имеющими поддерживающий смысл, умение донести до пациента суть его проблемы и показать варианты ее решения [2].

На основании выявленной психологической специфики профессиональной деятельности врача-стоматолога можно выделить основные требования к его коммуникативному поведению:

- высокий коммуникативный контроль на базе развитого субъективного профессионального контроля;

- рефлексивная эмпатия по отношению к пациентам разного возраста, различных социальных групп и статуса, что подразумевает наличие толерантности и гуманистических установок;

- адекватные стратегии поведения в конфликте;

- способность конструктивного решения конфликтных ситуаций и умение выведения эмоционального состояния пациента на адекватный задачам медицинского взаимодействия уровень;

- владение механизмами психологического воздействия, такими, как убеждение и внушение [5].

Это выдвигает психологическую компетентность в число значимых составляющих профессионального успеха врача-стоматолога и ставит задачу развития психологической компетентности студента, врача-интерна и практикующего врача-стоматолога на всем протяжении профессиональной деятельности.

В КазНМУ им. С.Д.Асфендиярова создан Центр развития коммуникативной компетентности (ЦРКК, руководитель - д.м.н. профессор Асимов М.А.), сотрудники которого разрабатывают и реализуют разноуровневые программы психологического сопровождения, развития и формирования

коммуникативной компетентности студентов, врачей-интернов и оказывают активную методологическую поддержку ППС модулей учебно-клинического департамента стоматологии [6].

Формирование коммуникативной

компетентности врача-стоматолога предполагает осуществление целенаправленной, последовательной, поэтапной деятельности по развитию коммуникативных навыков.

Навыки эффективной межличностной коммуникации с партнером (вне профессиональной сферы) приобретаются студентами-стоматологами на младших курсах. Знание закономерностей коммуникативного процесса и приобретение базовых коммуникаций способствует психологической коррекции личности будущего стоматолога.

Развитие навыков профессионального общения в ситуациях «врач-пациент», осуществляется на старших курсах, когда студенты приступают к изучению профильных дисциплин, наблюдают за процессом приема пациентов, приобретают опыт диагностики и лечения стоматологических заболеваний.

Во время обучения в интернатуре врачи-интерны-стоматологи приобретают специализированные коммуникативные навыки. Именно на этом этапе все сформированные ранее навыки должны приобрести устойчивый характер [7, 8].

В разработанных модулями учебно-клинического департамента стоматологии образовательных

программах по специальности «Стоматология» в разделе «Аксиологический компонент» предусмотрено развитие у студентов следующих коммуникативных компетенций:

- налаживания первоначального контакта и дальнейшего установления долговременных отношений для эффективного процесса лечения;

- снятия психо-эмоционального напряжения и тревожности в ходе ведения расспроса, клинического обследования и лечения;

- выражения поддержки и готовности к совместному взаимодействию в ходе проведения лечения;

- убеждающей речи в условиях оказания неотложной медицинской помощи; прогнозирования;

- безоценочного отношения к проблемным пациентам;

- комментирования своих действий;

- поиска причин дискомфорта у пациента; поиска аргумента в пользу своей позиции;

- использования собственных эмпатийных возможностей в понимании эмоционального состояния пациента;

- формирования способов убеждения; соблюдения интонации в процессе коммуникации; ведения групповой дискуссии;

- умения работать в интенсивном режиме;

- взаимоотношений с пациентами в ургентных ситуациях и при обсуждении чувствительных тем;

- управления конфликтами;

- принятия решений и анализа последствий этих решений;

- освоения основных моделей взаимоотношений при работе в команде;

- совместного решения проблемы;

- делового общения;

- краткого и правильного информирования (инструктирования) пациента в доступной форме при /после проведения процедуры.

На модулях стоматологического профиля вопросы коммуникативной компетентности рассматриваются на проблемно-ориентированных лекциях и лекциях с заранее запланированными ошибками.

На практических занятиях используются деловые игры, анализ клинической ситуации, разбор случаев, учебные видеофильмы, прямое наблюдение за коммуникативными навыками студента, наблюдение за работой преподавателя.

Решением КОП учебно-клинического

департамента стоматологии в Рабочие программы учебной и производственной практики (на 3-5 курсах) на стоматологическом факультете внесены изменения, предусматривающие проведение психологических тренингов со студентами стоматологического факультета сотрудниками ЦРКК.

Тренинги, несомненно, окажут позитивное влияние на развитие и формирование коммуникативных навыков у студентов-стоматологов, поскольку именно в них моделируются конкретные значимые ситуации общения, управления, проводится анализ реального поведения участников.

Основная цель, которую преследуют тренинги -это повышение компетентности за счет рефлексивного использования получаемой участниками группы информации о себе. Неоценимую пользу могут оказать и видеотренинги. В процессе видеотренинга просмотр и обсуждение видеозаписей дают возможность участникам получить оперативную обратную связь -информацию, понимать лучше себя и других людей.

Для оценки уровня сформированности коммуникативной компетентности на

стоматологическом факультете разработан и внедрен в учебный процесс расширенный чек-лист для оценки межличностных и коммуникативных навыков студента, согласно которому уровень сформированности коммуникативной компетенции студента (врача-интерна) оценивается по следующим позициям:

1) знакомство (представление);

2) тональность (манера поведения);

3) язык тела;

4) четкость в формулировании вопросов;

5) темп и последовательность беседы;

6) использование профессиональной лексики по ходу беседы с пациентом;

7) внимательность, заботливость;

8) комментарии по ходу физикального исследования;

9) уровень предоставления информации;

10) консультирование;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11) отношение;

12) сочувствие и поддержка;

13) завершение беседы.

Как показала практика, процедура оценивания коммуникативной компетентности с применением оценочной рубрики (чек-листа) дисциплинирует студента и повышает ответственность преподавателя, при этом значительно возрастает объективность и прозрачность самой процедуры оценивания. Необходимо отметить, что по ходу оценивания студента (врача-интерна) преподаватель обязан предоставить

комментарии как элементы обратной связи, что дает возможность указать на сильные и слабые стороны студента, стимулировать его к самосовершенствованию и развитию.

Литература

1. Абакирова Т.П. Социально-психологические факторы формирования коммуникативных свойств личности: Дисс... канд. психол. наук. - Новосибирск, 2000. - 211 с.

2. Кипиани А. И. Развитие коммуникативной компетентности врача-стоматолога как условие профессиональной успешности: Дисс...канд. психол. наук. - Ставрополь, 2006. - 214 с.

3. Водопьянова Н.Е., Старченко Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. - СПб., 2005.

4. Ларенцова Л.И, Соколова Е.Д. Профессиональный стресс и синдром эмоционального выгорания // Российская стоматология. - 2002, № 2. - С. 34-36.

5. Профиль и компетентность современного европейского стоматолога (в свете решений Болонской декларации) / A.J.M. Plasschaert, W.P. Holbrook, E. Delap // Cathedra: Стоматологическое образование в России. -2006. - Том 5, N1. - С. 70-71.

6. Асимов М.А., Мадалиева С.Х. Проблемы и перспективы развития коммуникативной компетентности в образовательном процессе КазНМУ // Вестник КазНМУ.

- 2011, №2.- С.80 - 82.

7. Модель медицинского образования Казахского национального медицинского университета имени С.Д. Асфендирова - коммуникативные навыки выпускника/ Под редакцией А.А. Аканова, О.М. Мирзабекова, К.А.Тулебаева, М.А. Абировой, З.Б. Исиной, М.А. Асимова. - Алматы: КазНМУ им. С.Д. Асфендирова, 2011

- 126 с.

8. Марданова Ш.С. Развитие коммуникативной компетентности студентов-стоматологов // Вестник КазНМУ. - 2011, №2.- С.91 - 93.

Автор

Баскакова Ирина Валентиновна - кандидат медицинских наук, доцент модуля пропедевтики терапевтической стоматологии КазНМУ им. С.Д. Асфендиярова, председатель КОП стоматологии

Контактный телефон - 8 705 325 07 45, Е-mail -baskovirina@mail.ru

МЕДИЦИНАДАГЫ МЕМЛЕКЕТТ1К Т1Л АХУАЛЫНЫН НЕГ1ЗГ1 АСПЕКТ1ЛЕР1

Каракушикова А.С, Эбджэдт^ызы Жиде^л

SOCIO-PSYCHOLOGICAL ASPECTS OF CONTEMPORARY PROBLEMS OF THE STATE LANGUAGE IN THE FIELD OF MEDICAL SCIENCES

The article deals with the development trends of the state language, in particular terminology. The authors analyze the social and psychological aspects of contemporary problems of the state language in the field of medical sciences.

ГОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

СОВРЕМЕННЫХ ПРОБЛЕМ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЯЗЫКА В СФЕРЕ МЕДИЦИНСКИХ НАУК

В статье рассматриваются тенденции развитии государственного языка, в частности терминологии. Авторы анализируют социально-психологические аспекты современных проблем государственного языка в сфере медицинских наук.

T^i кад!рлеу дурыс сейлеуден басталады.

Габит МYсiрепов

«Тт мэселес - |иын да ^рделЬ соган |арамастан тайга тацба бас|андай бултартпайтын айгаца жYгiнiп, жYйелi де |исынды |олданысты |ажет ететш «эдеби норма» деген угым аясында ез елшемш ернектеген еркениетт |убылыс. Ал соньщ шшдеп ана ттшщ аясындагы аударма сездер мен термин сездердi жалпыга бiрдей |алып|а салып, бiрiздендiрiп, бiр жYйеге келтiру - талай-талай тарма^тарга таралып, сала-салага сарапталып, зерттеп-зерделеудЬ тужырымдап-тYйiндеудi талап ететiн гылыми YPДiс. «1926 жылы 26-а|пан мен 6-наурыз аралыгында Бакуде еткен тYркiтiлдес елдердщ галымдары |атыс|ан «Бiрiншi БYкiлодаl|ты| тYркология сьезiнде Ахмет Байтурсынулы баяндама жасады. Содан

соц квп узамай Алаш зиялылары ^угындалып, бул к жалгасын таппай ^алды да, тек Кецес Одагы ыдырап, тэуелсiз республикалар ^урылганнан кейiн Гана ^айта ^олга алына бастады. Содан берi тYркiтiлдес елдердщ терминдерiн бiрiздендiру мэселесшщ ^озгалганына бiр гасырга жуыщ уа^ыт вткен екен»/1/. Егер сол тургыдан алатын болса^, онда медицина саласындагы мемлекетпк тiл аясындагы ат^арылатын шаруалардыц ^аншалы^ты кYPДелi, ^аншалы^ты салма^ты мэселе екеш даусыз. Гылымтанушылар мэлiметiне сYйенсек, гылыми пэндердщ саны эрбiр жиырма бес жылда екi есеге артып отырады екен. Аударма свздердщ гылыми айналымдагы осындай орасан зор иiрiмiн ескерсек, аталмыш мэселенi санаулы бiр уа^ыт аясында бiр аптаныц, бiр айдыц iшiнде ретке келтiру, ^алып^а тYсiру элбетте, мYмкiн емес. Дегенмен, бYгiнгi кYнге дейiн салааралыщ терминдер жYйеdн¡l^ ^алыптас^андыгы жэне сол салааралыщ терминдер жYйесiнi| кэсiби ^арым-^атынас пен гылыми байланыс аясында эр саланыц ^ажетллтн втеп отырганы белгiлi. Элбетте, медицина саласындагы мемлекетпк ттде жарыщ кврген ецбектер квптеп саналады: А.Ра^ышев «Анатомия терминдершщ свздiгi», Т.Момынов, А. Ра^ышев «Медициналыщ свздiк», Э.Нурмухамбетулы «Орысша-^аза^ша медициналыщ (физиологиялыщ) свздiк», М.Ахметов «Медициналыщ терминдер свздт», М.Мырзабеков, Б.Жарбосынов, К Мэжiбаев «Каза^ша-орысша медициналыщ свздiк», Д. Кияшев «Биохимия терминдершщ орысша-^аза^ша тYсiндiрме свздт» К. Аяпбергенова «Медицина лексикасыныц уялы эдiспен жасалган свздiгi»т.с.с. Бул свздттердщ кYнделiктi жумыс барысында, гылым саласында, экiмшiлiк-басl^арушыльщ жYйеде орыс тiлiнен ^аза^ тiлiне аудару ^ажет болган жагдайда

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.