УДК 616.31:614.253.4:378.147
РОЛЬ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ В ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ СТОМАТОЛОГИИ И.В. Горб-Гаврильченко, Т.Н. Стрельченя
ГУ «Днепропетровская медицинская академия МОЗ Украины»
Резюме
Представлены результаты летней производственной практики студентов 4 курса стоматологического факультета. Акцентируется внимание на необходимости приема студентами пациентов с заболеваниями пародонта. Именно в процессе производственной практики закрепляются и расширяются теоретические и практические знания студентов 4 курса, осваиваются более сложные практические навыки в пародонтологии, лечении кариеса и его осложнений, оказании скорой и неотложной медицинской помощи.
Ключевые слова: терапевтическая стоматология, практика, практические навыки.
Summary
This article presents the results of summer practical training performed by students of the 4th year of study of Stomatological Faculty. The necessity for reception of patients with periodontal disease is emphasized. In the process of practical training, the theoretical knowledge and practical experience of the 4th year students are fixed and extended; skills in periodontology, treatment of caries and its complications, the provision of emergency medical care are acquired.
Key words: therapeutic dentistry, practice, practice skills.
Литература
1. Необходимость проведения производственной практики для приобретения врачебных умений и навыков /Хоружая Р.Е., Педорец А.П., Пиляев А.Г. [и др.] // Вестник неотложной и восстановительной медицины. - Донецк. - 2007. - Т.8, №2. - С.315-317.
2. Губарева А.Е. Современные формы организации самостоятельной работы и контроля знаний студентов вузов / А.Е. Губарева // Высшее образование сегодня. - 2009. - № 10. - С. 59-62.
3. Отработка мануальных навыков - метод повышения качества профессиональной подготовки студентов-стоматологов /Н.В. Тарасова,
B. А. Федоров, Т.В. Федорова [и др.] // Актуальные проблемы и перспективы развития российского и международного медицинского образования // Вузовская педагогика. - Красноярск, 2012. - С. 102-105.
4. Мушников Д. Л. Характеристика коммуникативной сферы будущих медицинских работников / Мушников Д. Л., Камбарова Т. С., Романенко Д.В.// Материалы 3-й междунар. науч.-практ. конф. // Здоровье и образование XXI веке. - М., 2002. - С. 65-69.
5. Трегубова Е.С. Самостоятельная работа студентов медицинского вуза: современные подходы к организации и контролю /Трегубова Е.С., Даутова О.Б., Петрова Н.А. - СПб.: СПбГМА, 2008. - 80 с.
6. Место производственной практики в механизме формирования профессиональных компетенций у студентов стоматологического факультета / [Бадрак Е.Ю., Михальченко Д.В., Михальченко А.В., Порошин А.В.] // Фундаментальные исследования. - 2013. - №7, ч.1. -
C. 24-26.
Введение. Летняя производственная практика студентов
стоматологического факультета медицинского вуза является одним из важнейших звеньев подготовки будущего врача. Это связующее звено
между теоретической подготовкой и последующей практической деятельностью студента [1].
Обучение на стоматологическом факультете предполагает не только освоение студентом теоретических знаний, но и умение работать руками, общаться с пациентом, клинически мыслить. На занятиях студенты получают алгоритм выполняемых действий, преподаватель контролирует и при необходимости исправляет недочеты в работе [2]. Зачастую на практических занятиях пациентами обучаемого становятся его родные и близкие, которые дают на это согласие. Поэтому количество принимаемых больных у студентов достаточно ограничено, тем более это касается обучающихся из других регионов и областей. Отработка и контроль практических умений происходят на практических занятиях и при работе на фантомах. Однако использование в обучении фантомов хоть и эффективно, но не может полностью заменить всего разнообразия ситуаций, встречающихся в клинике. Многими авторами отмечается неразвитость у студентов даже пропедевтических навыков, а о таких сложных манипуляциях как работа с пародонтом и говорить не приходится [3].
Проведение производственной практики обеспечивает приобретение и закрепление необходимых умений, формирование профессиональных компетенций, готовность к самостоятельной и индивидуальной работе, принятию ответственных решений. Работа с пациентами формирует у студентов способность научно анализировать медицинские и социальнозначимые проблемы, готовность к логическому анализу различного рода рассуждений, владение навыками коммуникативности, аргументации, ведения полемики и дискуссии [4].
Самостоятельная работа студентов составляет приблизительно 1/3 общей трудоемкости практики по дисциплине и включает: ведение дневника по практике, работу с литературой, подготовку бесед, лекций,
докладов, презентаций по вопросам лечения и профилактики стоматологических заболеваний, изготовление материалов по стоматологическому просвещению (памятки, санбюллетени, анкеты, презентации и др.). Эта форма работы способствует развитию познавательной активности, творческого мышления студентов, прививает навыки самостоятельного поиска информации, а также формирует способность и готовность к самосовершенствованию, самореализации и творческой адаптации [5].
Различные виды производственной работы, включая
самостоятельную работу студента, способствуют овладению культурой мышления, способности в письменной и устной речи логически правильно оформить его результаты; готовности к формированию системного подхода к анализу медицинской информации, восприятию инноваций [6].
В связи с интенсивным развитием стоматологии, постоянным появлением новейших пломбировочных материалов, модернизацией оборудования, внедрением современных препаратов создается
необходимость использования теоретических знаний на практике. Такая возможность у студентов появляется при прохождении производственной практики на базах, где оснащенность соответствует современным требованиям стоматологического рынка.
Обучаясь в ДЗ «Днепропетровская медицинская академия», студенты 4 курса стоматологического факультета проходят производственную практику по терапевтической стоматологии в качестве помощника врача стоматолога-терапевта.
Основная часть. Целью производственной практики по
терапевтической стоматологии является проверка и закрепление знаний и практических навыков, полученных студентами в границах целей, определенных в образовательно-профессинальной программе подготовки специалиста по специальности «Стоматология» 7.110106.
Продолжительность практики - 15 рабочих дней, или 72 часа. Студенты распределяются в стоматологические поликлиники и стоматологические отделения городских больниц г. Днепропетровска.
Под руководством практических врачей они проводят осмотр пациента с помощью основных и дополнительных методов обследования, формулируют клинический диагноз, составляют план лечения, заполняют дневник приема. За время производственной практики студенты закрепляют этапы лечения осложненного и неосложненного кариеса, некариозных поражений. На практике им предоставляется возможность принимать по 2-3 пациента в день и участвовать в санации полости рта. Студенты в клинике также акцентируют внимание на санитарноэпидемиологический режим по профилактике СПИД, вирусного гепатита, туберкулеза, применяют основные принципы асептики и антисептики.
Особое внимание при прохождении практики студентами 4 курса отводится лечению заболеваний пародонта. На протяжении VTT-VTTT семестров они изучают раздел «Пародонтология» и в конце года закрепляют полученные знания на практике. Если говорить о комплексном лечении заболеваний пародонта и в первую очередь пародонтита, то оно, как известно, должно в себя включать определенную последовательность профилактических и лечебных мероприятий. Оказание помощи в полном объеме возможно двумя путями. Первый путь — привлечение к оказанию стоматологической помощи максимального количества специалистов: гигиениста, стоматолога-терапевта, стоматолога-хирурга, стоматолога-ортопеда. Если использовать первый принцип, то полностью
«размывается» ответственность конкретного врача за конечный результат лечения. Второй путь — проведение основных этапов комплексного лечения силами врача, занимающегося непосредственно оказанием помощи при данной патологии - врача-пародонтолога. В номенклатуре специальностей «врач-пародонтолог» в нашей стране не предусмотрен,
вместе с тем, в таких стоматологических поликлиниках как КЗ «Днепропетровская СП№1» ДОР, КЗ «Днепропетровская СП№1» ДОР и КЗ «Областная стоматологическая поликлиника», где студенты проходили производственную практику, фактически такие врачи есть, оборудованы пародонтологические кабинеты. На практике у студентов была возможность ознакомиться с оснащением и организацией работы пародонтологического кабинета, освоить и закрепить основные практические навыки.
В пародонтологическом кабинете студенты обследовали пациентов с заболеваниями пародонта, используя основные клинические (опрос, уточнение жалоб, анамнеза жизни, анамнеза заболевания, внешний осмотр, осмотр преддверия полости рта, собственно полости рта, зубных рядов, десен, зубодесневого прикрепления, определение наличия, глубины и содержимого пародонтальных карманов, подвижности зубов, фуркации, рецессии и т.д.) и специальные методы обследования (оценивали гигиеническое состояние полости рта с помощью индексов Федорова-Володкиной и Green-Vermillion, проводили пробу Шиллера-Писарева, определяли индекс РМА, пародонтальный индекс по Russell, индекс SPITN). Из дополнительных методов обследования: оценивали состояние костной ткани альвеолярного отростка по ортопантомограммам, проводили пробу Кулаженко.
На основании полученных результатов обследования студенты устанавливали окончательный диагноз и составляли план лечения. В процессе лечения пародонтологических больных у студентов была возможность снять зубные отложения современными стоматологическими инструментами: ручными скейлерами, универсальными кюретами,
кюретами Грейси, ультразвуковыми аппаратами (DUS-2A, «Denjoy»; P5, «B-Medical»); для полировки поверхностей корней использовали пародонтологические боры, щеточки и резиновые колпачки с
полирующими пастами «Prophy Polisher» («Curaden»), «Detartrine fluoree» («Septodont»), «Nupro» («Dentsply»), «Полидент» («ВладМиВа»),
воздушно-абразивные системы («Air Flow Prophy Unit», «Air Powered Prophy-Jet»), после чего проводили реминерализацию твердых тканей. После снятия зубных отложений накладывали твердеющие и нетвердеющие пародонтологические, на данном этапе лечения больных студенты широко применяли разработки кафедры терапевтической стоматологии. Во время прохождения практики студенты-практиканты принимали участие в операциях по проведению кюретажа пародонтальных карманов. В процессе лечения пациентов с заболеваниями пародонта у студентов была возможность провести такие виды физиотерапевтического лечения как электрофорез, Д’Арсонвализация, вакуум-массаж, УФО-терапия, УВЧ-терапия.
Окончив прием пациентов в пародонтологическом кабинете, студенты приступали к приему больных с одонтопатологией.
При проведении лечения зубов в период производственной практики студенты закрепляют навыки по препарированию кариозной полости высокоскоростными и низкоскоростными наконечниками с применением алмазных и твердосплавных боров, осваивают современные
пломбировочные материалы и реставрационные технологии. Для лечения глубокого кариеса в качестве лечебных прокладок использовали кальцийсодержащие материалы («Calcimol», «Life», «Dycal»), в качестве изолирующих прокладок были применены стеклоиономерные цементы, для пломбирования зубов используются композиты химического («Compolux», «Alfa Dent», «Charisma РРF») и светового отверждения («Charisma Combi Gluma», «Herculite XRV», «Latelux Pro»).
Для эндодонтического лечения осложненного кариеса применяли эндодонтические наконечники, апекслокаторы, современные
эндодонтические инструменты.
При деструктивных формах периодонтита для временной обтурации каналов использовали кальцийсодержащие материалы («Sealapex», «Calasept»). Пломбирование канала осуществляется методом одного штифта, конусной гуттаперчи, латеральной конденсации и вертикальной конденсации. С каждым годом увеличивается численность
запломбированных каналов с применением стекловолоконных штифтов.
За время практики студенты проводили санитарно-просветительскую работу среди населения, участвовали во врачебных конференциях, проводили учебно-исследовательскую и научно-исследовательскую
работу.
Что касается выездной практики, то, к сожалению, не все студенты имели возможность поработать в пародонтологическом кабинете, так как во многих поликлиниках и частных стоматологических клиниках, куда откреплялись студенты, больше внимания уделяется одонтопатологии.
В конце производственной практики студенты сдали итоговый модульный контроль. Согласно условиям кредитно-модульной системы итоговый модульный контроль практики на 4 курсе предусматривает решение двух ситуационных задач, и особое внимание на кафедре терапевтической стоматологии уделяется практическим навыкам, которые студенты демонстрировали на фантомах.
Выводы. Таким образом, производственная практика по
терапевтической стоматологии является важным этапом в подготовке врачей-стоматологов и имеет большое значение в освоении практических навыков. Наши наблюдения на кафедре терапевтической стоматологии показывают, что студенты после производственной практики более серьезно подходят к изучению теоретического материала. Именно в процессе производственной практики закрепляются и расширяются теоретические и практические знания студентов 4 курса, приобретаются более глубокие практические навыки в пародонтологии, лечении кариеса и
его осложнений, оказании скорой и неотложной медицинской помощи. Это прежде всего связано не только с возможностью студента самостоятельно провести какую-либо манипуляцию. Важны осознание будущим врачом-стоматологом важности выполняемых им действий, необходимости в правильном принятии решения, а также субординация, умение работать и общаться с пациентами, наставниками, окружающим медицинским персоналом.
Создание адекватных условий для производственной практики студентов является залогом успешного формирования в процессе производственной практики специальной компетентности в целом и организаторских, коммуникативных компетенций в частности, что в дальнейшем поможет будущим врачам осуществлять профессиональную деятельность, применяя свои знания, умения и опыт.