Научная статья на тему 'Развитие мировоззрения врача в процессе обучения в медицинском вузе'

Развитие мировоззрения врача в процессе обучения в медицинском вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1510
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЛОСОФИЯ / МИРОВОЗЗРЕНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / АНКЕТИРОВАНИЕ / МОТИВАЦИЯ / ОБУЧЕНИЕ / САМООБРАЗОВАНИЕ / ВОСПИТАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / PHILOSOPHY / WORLD OUTLOOK / EDUCATIONAL PROCESS / QUESTIONNAIRE SURVEY / MOTIVATION / EDUCATION / SELF-EDUCATION / TRAINING / PROFESSIONAL COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коновалова В. В., Азаматов Д. М.

В статье отражена роль образовательного процесса в медицинском университете в развитии мировоззрения врача.По материалам анкетирования выпускников, студентов 6 курса лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов, и практических врачей выделены ведущие факторы, способствующие успешному формированию мировоззрения врача в учебном процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF DOCTOR’S WORLD OUTLOOK IN THE EDUCATIVE PROCESS AT MEDICAL UNIVERSITY

The article deals with the role of educational process at Medical University in development of doctor’s world outlook. Questionnaire survey of graduating students of Medical, Pediatric and Stomatological departments and practicing physiciansrevealed the chief factors contributing to successful doctor’s world outlook formation in educational process.

Текст научной работы на тему «Развитие мировоззрения врача в процессе обучения в медицинском вузе»

ВОПРОСЫ ПРЕПОДАВАНИЯ

УДК 614.254:140.8:378

В.В. Коновалова, Д.М. Азаматов

В.В. Коновалова, Д.М. Азаматов РАЗВИТИЕ МИРОВОЗЗРЕНИЯ ВРАЧА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ

ГБОУ ВПО «Башкирский государственный медицинский университет» Минздравсоцразвития России, г. Уфа

В статье отражена роль образовательного процесса в медицинском университете в развитии мировоззрения врача.

По материалам анкетирования выпускников, студентов 6 курса лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов, и практических врачей выделены ведущие факторы, способствующие успешному формированию мировоззрения врача в учебном процессе.

Ключееые слова: философия, мировоззрение, образовательный процесс, анкетирование, мотивация, обучение, самообразование, воспитание, профессиональная компетентность.

V.V. Konovalova, D.M. Azamatov DEVELOPMENT OF DOCTOR’S WORLD OUTLOOK IN THE EDUCATIVE PROCESS AT MEDICAL UNIVERSITY

The article deals with the role of educational process at Medical University in development of doctor’s world outlook.

Questionnaire survey of graduating students of Medical, Pediatric and Stomatological departments and practicing physicians revealed the chief factors contributing to successful doctor’s world outlook formation in educational process.

Key words: philosophy, world outlook, educational process, questionnaire survey, motivation, education, self-education, training, professional competence.

Поиск эффективных путей формирования мировоззрения врача в современных условиях образовательного процесса в медицинских вузах является актуальной проблемой, требующей социально-философского осмысления [6]. Социально-философская основа таких исследований важна для объективной оценки профессиональных медицинских знаний, получаемых обучающимися путем теоретического освоения конкретных наук и их закрепления в практической деятельности.

Главным в образовании врача должно стать воспитание принципиально нового личностного мировоззрения, базирующегося на его духовных качествах, гуманности, любви и доброго отношения к пациенту [1,3,5].

Учитывая важность качественного медицинского образования в становлении мировоззрения врача, нами была поставлена задача выявить основные факторы, способствующие успешному его развитию. С этой целью проводилось анкетирование по данной проблеме выпускников Башкирского государственного медицинского университета и практических врачей.

Анкетированием было охвачено 375 респондентов, из них 191 студент 6 курса лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов и 184 практических врача разных специальностей. Результаты анкетирования позволили выделить ряд ведущих факторов, играющих важную роль в форми-

ровании мировоззрения выпускников и врачей в образовательном процессе медицинского университета (табл. 1).

Таблица 1

Ведущие факторы формирования мировоззрения врача в медицинском университете

Мнение респондентов Выпуск- ники Врачи Всего ответов

количество ответов количе- ство ответов

чел % чел % чел %

Осознанный выбор профессии врача 136 71,2 103 56,0 239 63,7

Профессиональная и педагогическая компетентность преподавателя 152 79,6 135 73,4 287 76,5

Взаимосвязь преподаваемых профильных дисциплин с врачебной деятельностью 101 52,9 85 46,2 186 49,6

Изменение содержания преподаваемых дисциплин и усиление связи с врачебной практикой 108 56,5 94 51,1 202 53,9

Организация учебных занятий через непосредственное общение с больными 154 80,6 137 74,5 291 77,6

Образовательная среда медицинского университета 76 39,8 99 53,8 175 46,7

По мнению большинства респондентов таковыми являются: осознанный выбор профессии врача - 63,7%; профессиональная и педагогическая компетентность преподавателя - 76,5%; взаимосвязь преподаваемых профильных дисциплин с врачебной деятельностью - 49,6%; изменение содержания препо-

даваемых дисциплин и усиление связи с врачебной практикой - 53,9%; организация учебных занятий через непосредственное общение с больными - 77,6% и образовательная среда медицинского университета - 46,7%; по

большинству анализируемых факторов, способствующих развитию мировоззрения врача, мнение респондентов расходится.

По большинству изучаемых факторов, оказывающих влияние на формирование мировоззрения врача в образовательном процессе медицинского вуза, ответы респондентов -выпускников вуза и врачей -различаются на достоверном доверительном уровне (Р=0,05 и 0,01).

Многие выпускники (56,5 - 80,6%) считают выделенные ими факторы наиболее важными в формировании профессионального и нравственного мировоззрения специалиста-врача, по сравнению с практикующими врачами (46,7 - 77,6%).

Успешность развития мировоззрения врача в процессе обучения в вузе напрямую связана с мотивацией выбора данной профессии.

Специфика мотивационного компонента как детерминационной основы развития профессионального мировоззрения врача отражена в ответах респондентов на вопрос «Чем объясняется Ваш выбор профессии врача?». Отрадно отметить, что большинство выпускников (71,2%) выбрали профессию врача самостоятельно, желая помогать людям в исцелении болезни. Практикующие врачи данному мотиву выбора своей профессии отдают значительно меньшее предпочтение - 56,0%. Учитывая высказывания Б.А. Ясько [7] «иллюзия могущественности врача теряется, как только столкнешься с истинной бесполезностью перед тяжелым недугом», можно предположить, что у некоторого контингента врачей, проработавших определенное время в практическом здравоохранении, изменилось отношение к выбору медицинской профессии. Необходимо отметить и другие факторы, которые отражаются на данном мотиве: духовно-нравственный кризис современного общества - 47,2% респондентов; недостаточное материально-техническое обеспечение лечебно-профилактических учреждений - 47,5%; невысокий уровень профессиональной подготовки специалистов для врачебной деятельности - 42,7%. Профессионально-этическое сознание врача является биоэтической основой развития его мировоззрения [4]. По мнению наших респондентов, важными компонентами биоэтической основы развития мировоззрения

врача являются: формирование биоэтической концепции в системах «врач и общество», «врач и пациент» (56,0% врачей и 60,7% выпускников); деонтологические и этические основы взаимоотношений с коллегами (38,0% и 48,2% соответственно).

Отмеченные выше факторы играют важную роль в формировании мировоззрения врача, способствуют становлению его высокого профессионального и культурного уровней.

По мнению значительной части респондентов (93,5% врачей и 83,8% выпускников) профессиональный и культурный уровни врача является основополагающим аспектом в формировании его мировоззрения.

Ведущая роль в обучении отводится педагогу как субъекту образовательной деятельности [2]. Его профессиональная компетентность, высокий морально-нравственный облик и создаваемые педагогические условия на основе современных технологий обучения позволяют на качественно новом уровне подойти к решению проблемы развития мировоззрения врача.

Педагогическому коллективу кафедр медицинского университета в своей образовательной и воспитательной деятельности необходимо обратить внимание на усиление мотивации к обучению студентов и повышению их собственной активности в получении качественных знаний.

На эти факты было обращено внимание со стороны респондентов, отвечавших на вопрос «Что, по Вашему мнению, мешает формированию современного мировоззрения врача в образовательном процессе?».

Практикующие врачи и выпускники считают, что таковыми являются: недостаточная собственная активность в обучении (47,8% и 52,4% соответственно) и низкая мотивация к обучению (45,1% и 58,1% соответственно).

Основными направлениями решения данной проблемы являются: создание стимулов и мотивов к активной самообразовательной деятельности через современные технологии обучения; тесное взаимное сотрудничество обучаемого и обучающегося; активизация познавательной активности студентов посредством качественной организации их самостоятельной аудиторной и внеаудиторной работы.

Заключение

Формирование целостной личности врача в образовательном процессе означает не что иное, как усвоение им морально-

этических принципов, развитие понятийного мышления и профессиональной компетентности, стремление к осмыслению своей врачебной деятельности.

Необходимо совместное участие педагогического коллектива всех кафедр медицинского университета в образовательном процессе для правильной ориентировки молодых специалистов в важнейших мировоззренческих, методологических и аксиологических вопросах современной медицины. При отсутствии такого философско-методологического обобщения медицинских знаний невозможно формирование целостной мировоззренческой

Сведения об авторах статьи:

Коновалова Вера Владимировна - аспирант кафедры философии и социально-гуманитарных дисциплин ГБОУ ВПО БГМУ Минздравсоцразвития России. Адрес: 450000, г. Уфа, ул. Ленина, 3. Тел. 272-56-04. E-mail: vera-konovalovaufa@yandex.ru

Азаматов Дамир Мустафеевич - д.филос. н., профессор, зав. кафедрой философии и социально-гуманитарных дисциплин ГБОУ ВпО БГМУ Минздравсоцразвития России. Адрес: 450000, г. Уфа, ул. Ленина, 3. Тел. 272-56-04.

ЛИТЕРАТУРА

1. Абаев, Ю.К. Философские основы мышления врача / Ю.К. Абаев // Медицинские новости. - 2009. - №4. - С.1-10.

2. Амиров, А.Ф. Современные ориентиры медицинского образования в России / А.Ф. Амиров // Высшее образование в России. -2008. - №3. - С.22-26.

3. Бошняков, Д.М. Мировоззрение и медицина / Д.М. Бошняков // Вестник АМН СССР. - 1983. - №7. - С.54-62.

4. Валеева, А.С. Формирование профессионально-этического сознания медицинского работника: материалы межвузовской учебно-методической конференции «Оптимизация формирования профессионального поведения студентов, обучающихся в университете» / А.С. Валеева. - Уфа: Издательство ГБОУ ВПО «БГМУ» Минздравсоцразвития России, 2009. - С.15-18.

5. Глеклер, М., Дебус, М., Хайне, Р. Этические вопросы медицины: медицинская секция. - Издательство Гетеанума Дорнах, 2003. - 89с.

6. Шевченко, Ю.Л. Философия медицины / Ю.Л. Шевченко. - М.: Издательство «ГЭОТАР-Медиа», 2004. - 480с.

7. Ясько, Б.А. Психология личности и труда врача: курс лекций / Б.А. Ясько. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. - 304с.

картины будущего врача и становление его высокого профессионального уровня.

Мировоззрение врача должно основываться на формировании адекватного представления о себе, своих реальных и потенциальных, особенно духовных, возможностях; раскрытии в себе личностных черт и качеств, необходимых для профессиональной врачебной деятельности; всестороннем гармоничном развитии личности врача со способностью учиться, самосовершенствоваться и развивать в себе уважение к избранной профессии и профессиональный интерес к врачеванию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.