УДК 1: 378.661(470.57)
Коновалова Вера Владимировна
Аспирантка кафедры философии и социально-гуманитарных дисциплин Башкирского государственного медицинского университета, [email protected], г. Уфа
Азаматов Дамир Мустафеевич
Доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой философии и социальногуманитарных дисциплин Башкирского государственного медицинского университета, admin@bsmu. anrb.ru, г.Уфа
ФИЛОСОФСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ МИРОВОЗЗРЕНИЯ ВРАЧА
Аннотация. В статье отражена роль философского образования в формировании мировоззрения врачей. По результатам анкетирования практических врачей и выпускников выявлены основные факторы, диалектически взаимосвязанные с философией и медициной, оказывающие влияние на развитие профессионального мировоззрения врача в образовательном процессе медицинского вуза.
Ключевые слова: философия, образование, медицина, анкетирование, респондент, мировоззрение, врач, педагог, компетентность, образовательная среда.
Konovalova Vera Vladimirovna
Postgraduate atPhilosophy and humanities Chair, Bashkir State Medical University, verakonovalovaufa@ yandex.ru, Ufa
Azamatov Damir Mustafievich
Doctor of philosophic sciences, Professor, Head of philosophy and humanities Chair, [email protected], Ufa
PHILOSOPHIC EDUCATION AS THE BASIS OF DOCTOR’S WORLD VIEW FORMATION
Abstract. The article deals with the role of philosophic education at doctor’s world view formation. Questionnaire survey of final year students and practicing physicians showed the chef factors dialectically interrelated with philosophy and medicine. These factors influence the development of doctor’s world view in the educative process at medical university.
Key words: philosophy, education, medicine, doctor, teacher, competency, instructional setting.
Вступление в XXI век ознаменовано формированием принципиально новой концептуальной модели модернизации медицинского образования, где вместо призыва «образование на всю жизнь» декларируется новая образовательная парадигма «образование через всю жизнь». Миссия медицинского вуза в современных условиях заключается в обеспечении высокого уровня качества профессионального образования, основанного на сочетании классических традиций высшей медицинской школы, с опорой на философскую доктрину, как
questionnaire survey, respondent, world view,
научную методологию современной медицины, инновационных образовательных технологий, высокой квалификации профессорско-преподавательского состава, гуманизации образовательного процесса [3; 4; 6]. Гуманизация высшего профессионального образования ориентирует будущих специалистов на общечеловеческие гуманистические ценности и решение проблем конкретного человека в процессе оказания медицинской помощи. Это предполагает усиление гуманитарной составляющей образования путем междисциплинарной интеграции
естественнонаучных и специальных дисциплин с гуманитарными и, прежде всего, с философией.
Обучение студентов медицинских вузов философии путем повышения ее содержательного уровня позволит глубоко усвоить проблемы диагностического процесса заболевания, клинического мышления, причинности, нормы и патологии, здоровья и болезни, современной биоэтики, медицины катастроф. Современная философия является основой для теории медицинского познания, которая формирует философское мышление как одну из важных черт профессиональной компетентности врача [2]. Именно философия позволяет критически осмыслить научное и понятийное познание предметов и явлений природы и общества, приобрести основы философского мировоззрения врача [1].
Задача изучения философии в медицинском вузе состоит в том, чтобы дать специалисту объемные мировоззренческие и философско-методологические ориентиры в нравственном осмыслении научных оснований медицины, направить все его жизненные силы, молодой проницательный ум и духовный порыв на поиск научно-философских истин, объединенных парадигмой научноконцептуального плана. Философская подготовка молодых специалистов необходима для развития у них новой духовной ментальности и взращивания гуманных качеств [5].
Медицина, как никакая другая дисциплина, нуждается в понимании процессов и явлений в их целостности. Решена эта важнейшая задача может быть только на основе интерпретации данных медицинской науки с позиции диалектического материализма. Врачу необходимо, прежде всего, видеть связь между различными процессами и явлениями при развитии заболевания, то есть подлинную суть патологического процесса. Перед врачом, который в своей практической деятельности всегда стоит на грани между жизнью и смертью и призван изменять качество жизни, реальность такова, что информации об объекте либо нет, либо, наоборот, ее слишком
много. Без умения выделять главное и второстепенное в отношениях свойств и закономерностей их развития, нет врача, а значит и результата - сохранение и повышение уровня качества жизни человека. Поэтому очевидно, что преподавание философии в медицинском вузе должно быть ориентировано на приобретение знаний, которые способствовали бы эффективному решению профессиональных задач в рамках практической врачебной деятельности.
Анализ научных публикаций, посвященных философии, образованию и медицины и модернизации высшей медицинской школы, позволяет сделать вывод о том, что изучению проблемы формирования мировоззрения врача в образовательном процессе медицинских вузов уделяется недостаточное внимание. Остаются актуальными вопросы философского осмысления методов и технологий обучения, повышения уровня профессиональной компетентности педагогов, а так же поиск эффективных путей развития познавательной активности студентов в учебном процессе, способствующих повышению качества подготовки специалистов для успешной врачебной деятельности. Философская основа таких исследований важна для объективной оценки профессиональных медицинских знаний, получаемых студентами путем теоретического освоения конкретных наук и их закрепление в практической медицине.
Учитывая важность философского образования в формировании мировоззрения врача, перед нами была поставлена цель: выявить основные факторы, способствующие эффективному его развитию. Для решения данной проблемы нами проводилось анкетирование выпускников Башкирского государственного медицинского университета и практических врачей, окончивших это учебное заведение.
Анкетированием было охвачено 375 респондентов, из них 191 студентов 6 курса - выпускников трех ведущих факультетов: лечебного, педиатрического и стоматологического, и 184 практических врачей различных медицинских специальностей.
В процессе анкетирования ставилась задача узнать прежде всего мнение выпускников и практических врачей о роли и месте философии в формировании мировоззрения врача. Результаты ответов респондентов, выраженные в абсолютных величинах и процентах, приведены в таблице 1.
Анализ полученных данных позволил установить, что большинство респондентов отводят философии незначительную роль в образовательной подготовке. Они считают, что философия, как любая гуманитарная наука, полезна только для общего развития каждому современному человеку.
Философию как основу медицинского познания признают всего 34% опрошенных респондентов. По нашему мнению это связано с тем, что изучение гуманитарных дисциплин, в том числе и философии, в медицинском вузе носит в известной степени формальный характер. Это подтверждают 17,6% врачей и выпускников в ходе их анкетирования. Знания, получаемые ими на клинических кафедрах, с одной стороны, и на кафедре философии - с другой, часто существенно разрознены и не имеют логической связи, о чем свидетельствуют 21,5% респондентов. Возможно поэтому, за время обучения в университете у значительной части респондентов (53%), научное и профессиональное мировоззрение сложилось на недостаточном уровне. Отсюда следует, что философскому образованию в формировании мировоззрения врача отводится весьма
незначительная роль, так считают 11,7% респондентов.
Следовательно, необходимо коренным образом менять методологию, формы и методы преподавания философии, усиливая ее интеграцию с естественнонаучными и профильными дисциплинами и врачебной практикой. В связи с этим,
перед преподавателями, преподающих философию в медицинском вузе, стоят непростые задачи. Во-первых, формирование понимания единства в многообразии представлений, идей и взаимосвязи явлений, процессов, протекающих в живых организмах в норме и патологии, и, во-вторых, передача знаний о закономерностях их связи с практической деятельностью будущих врачей.
Наряду с изучением роли философского образования в развитии мировоззрения врача, в ходе анкетирования были выявлены некоторые условия, важные для решения данной проблемы. Так, по мнению большинства респондентов, таковыми являются: профессиональная и педагогическая компетентность преподавателя (76,5%); взаимосвязь преподаваемых профильных дисциплин и усиление связи с врачебной практикой (53,9%); организация учебных занятий через непосредственное общение с больными (77,6%) и образовательная среда медицинского университета (46,7%), способствующие повышению уровня подготовки специалистов и развитию мировоззрения врача.
В заключение необходимо отметить, что подготовка высококвалифицирован-
Таблица 1
Роль философии в формировании мировоззрения врача
Варианты ответов респондентов Количество ответов
врачи выпуск- ники итоговое значение
чел. % чел. % чел. %
1. Повышение философской культуры врачей-важнейшее условие дальнейшего прогресса научной и практической медицины 29 15,8 29 15,2 58 15,5
2. Философия, как любая гуманитарная наука, полезна для общего развития каждому современному человеку 122 66,3 124 64,9 246 65,6
3. На мировоззрение врача наибольшее влияние оказывают социально-экономические условия труда, философии отводится незначительная роль 33 17,9 38 19,9 71 18,9
ных специалистов медицинского профиля, формирование у них научного и профессионального мировоззрения, социально-философских взглядов и воспитание морально-этических норм должны происходить в органичном единстве гуманитарного, естественнонаучного и профильного образования с передовой медицинской практикой. Медицина как важнейшая часть общечеловеческой культуры не может духовно са-моразвиваться вне особой философской миссии.
Основная задача философского образования в медицинском вузе состоит в том, чтобы совершенствовать духовный мир обучающихся, что даст будущим врачам возможность постичь уникальный смысл жизни: свой и своих пациентов. Поэтому студентам-медикам с первого дня пребывания в вузе надо почувствовать в его стенах климат всеобщего уважения к утонченной философской духовности врача. А такая духовно-интеллектуальная и нравственная атмосфера складывается в результате взаимного сопряжения медицины и философии.
Библиографический список
1. Абаев Ю. К. Философия и медицинское образование // Медицинский журнал, - 2008. - №2.
- С. 34-39.
2. Абаев Ю. К. Философские основы мышления врача // Медицинские новости. - 2009. - №4.
- С. 1-10.
3. Амиров А. Ф. Современные ориентиры медицинского образования в России // Высшее образование в России. - 2008. - №3. - С. 22-26.
4. Белякова Н. А. Российская модель последипломного медицинского образования в контексте тенденций развития медицины на рубеже XX-XXI вв. // Биомедицинский журнал. - 2012. - №3.
- С. 1-7.
5. Трегубова Е. С. Система качества в медицинском вузе. Мониторинг качества. - СПб: Изд-во СПбМГА, 2009. - 396 с.