Научная статья на тему 'Мировоззренческая подготовка будущего врача'

Мировоззренческая подготовка будущего врача Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
851
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИРОВОЗЗРЕНИЕ / НАУЧНОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ / МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ ФИЛОСОФИИ / ВЗАИМОВЛИЯНИЕ МЕДИЦИНЫ И ФИЛОСОФИИ / БИОМЕДИЦИНСКИЕ ИННОВАЦИИ / ПРИРОДА ЧЕЛОВЕКА / БУДУЩЕЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА / ТРАНСГУМАНИЗМ / ЦЕННОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Михайлов Андрей Евгеньевич

Рассматриваются вопросы реализации мировоззренческой функции философии в процессе ее преподавания студентам-медикам с учетом основных аспектов и типов мировоззрения. Мировоззренческие убеждения многих студентов, которые начинают обучение в медицинском вузе, носят разрозненный, противоречивый и не опосредованный рефлексией характер. При изучении биомедицинских дисциплин идеи эволюционизма и строгая научная аргументация в их мировоззрении могут сосуществовать с иррационализмом, креационизмом и мистикой. Философия направлена на формирование у студентов-медиков более широкого научного мировоззрения и воспитание человеческих качеств, предпосылкой которых является осмысление духовно-нравственных и социально-правовых аспектов врачебной деятельности. Для преодоления эклектичности мировоззрения студентов, повышения его системности и целостности необходимо углубленное осмысление проблематики, исторически сложившейся в различных вариантах философской рефлексии. Занятия философией способствуют формированию у будущих врачей теоретико-методологических оснований научного мировоззрения. На этой основе с учетом достижений в со-временной биомедицине создаются предпосылки для развития у студентов умений и навыков выявлять границы, отделяющие научное знание от ненаучного. Технологические инновации в сфере биомедицины открывают новые возможности модификации человеческой природы и альтернативные перспективы для человечества, которые требуют философского осмысления. Рассмотрение возникающих в ходе медицинских научных исследований и врачебной практике этико-правовых коллизий и способов их разрешения не может быть достаточным в мировоззренческой подготовке и воспитании будущих врачей в медицинском вузе. Приоритетной является самоценность тех духовных оснований, которые должны закладываться в каждом студенте-медике в процессе его подготовки к будущей профессии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Мировоззренческая подготовка будущего врача»

ВОПРОСЫ МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 140.8

МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА БУДУЩЕГО ВРАЧА

Михайлов А.Е.

ФГБОУ ВО Кировский государственный медицинский университет Минздрава России, Киров, Россия (610027, г. Киров, ул. К. Маркса, 112), e-mail: aemikhailov@yandex.ru

FUTURE DOCTORS' OUTLOOK MOULDING

Mikhailov A.Ye.

Kirov State Medical University, Kirov, Russia (610027, Kirov, K. Marx Street, 112), e-mail: aemikhailov@yandex.ru

Рассматриваются вопросы реализации мировоззренческой функции философии в процессе ее преподавания студентам-медикам с учетом основных аспектов и типов мировоззрения. Мировоззренческие убеждения многих студентов, которые начинают обучение в медицинском вузе, носят разрозненный, противоречивый и не опосредованный рефлексией характер. При изучении биомедицинских дисциплин идеи эволюционизма и строгая научная аргументация в их мировоззрении могут сосуществовать с иррационализмом, креационизмом и мистикой. Философия направлена на формирование у студентов-медиков более широкого научного мировоззрения и воспитание человеческих качеств, предпосылкой которых является осмысление духовно-нравственных и социально-правовых аспектов врачебной деятельности.

Для преодоления эклектичности мировоззрения студентов, повышения его системности и целостности необходимо углубленное осмысление проблематики, исторически сложившейся в различных вариантах философской рефлексии. Занятия философией способствуют формированию у будущих врачей теоретико-методологических оснований научного мировоззрения. На этой основе с учетом достижений в современной биомедицине создаются предпосылки для развития у студентов умений и навыков выявлять границы, отделяющие научное знание от ненаучного.

Технологические инновации в сфере биомедицины открывают новые возможности модификации человеческой природы и альтернативные перспективы для человечества, которые требуют философского осмысления. Рассмотрение возникающих в ходе медицинских научных исследований и врачебной практике этико-правовых коллизий и способов их разрешения не может быть достаточным в мировоззренческой подготовке и воспитании будущих врачей в медицинском вузе. Приоритетной является самоценность тех духовных оснований, которые должны закладываться в каждом студенте-медике в процессе его подготовки к будущей профессии.

Ключевые слова: мировоззрение, научное мировоззрение, мировоззренческая функция философии, взаимовлияние медицины и философии, биомедицинские инновации, природа человека, будущее человечества, трансгуманизм, ценности.

Problems of outlook functions in the process of medical students education are considered in the article. Basic aspects and types of outlooks are analyzed. Outlook convictions of many students are uncoordinated, contradictory, and have non-mediated characters. While studying biochemical disciplines the ideas of evolutionism and strict scientific argumentation may coexist with irrationalism, creationism and mysticism. Philosophy influences formation of wider outlooks and developing human qualities. Prerequisites of the latter are realization of spiritual and moral, social and jurisdiction aspects of medical practice. In order to overcome eclectic outlooks of students and in order to increase the systematization and integrity it is necessary to realize profound consideration of problems historically developed in different variants of philosophic reflection. Philosophic investigations contribute to formation of future doctors' theoretical methodological outlooks. Modern medicine creates development of students' skills to find boundaries between scientific and non-scientific knowledge.

Technological innovations in biomedicine open new possibilities for modification of human nature and alternative perspectives for humans that require philosophic approach. Consideration of medical scientific investigations and ways of the development of ethic collisions and ways of their consideration may be enough for outlook preparation and future doctors upbringing at medical schools. The priority is focused on students' self-assessment of spiritual basics. They should be raised in every medical student within their college life period to prepare them for future profession.

Key words: outlooks, scientific outlooks, outlook function of philosophy, interaction of medicine and philosophy, biomedical innovations, nature of humans, future of humans, transhumanism, values.

«Современное научное мировоззрение - и вообще господствующее научное мировоззрение данного времени - не есть maximum раскрытия истины данной эпохи.

Отдельные мыслители, иногда группы ученых достигают более точного ее познания, но не их мнения определяют ход научной мысли эпохи. Они чужды ему.

Господствующее научное мировоззрение ведет борьбу с их научными взглядами, как ведет оно ее с некоторыми религиозными и философскими идеями».

В.И. Вернадский

Лежащая в основе высшего образования общая идея формирования специалистов с широким научным и культурным кругозором, критичным и самостоятельным мышлением имеет особое значение и специфику реализации в подготовке будущих врачей. Высокий уровень профессионализма в медицинской сфере не может быть достигнут только благодаря изучению специализированных естественнонаучных дисциплин и разработанных на их основе технологий диагностики и лечения без формирования у студентов медицинских вузов более широкого научного мировоззрения и воспитания человеческих качеств, предпосылкой которых является осмысление духовно-нравственных и социально-правовых аспектов врачебной деятельности.

Междисциплинарный характер медицины проявляется в сложном переплетении процессов дифференциации и интеграции естественнонаучных и социально-гуманитарных знаний уже в силу того, что этиология многих заболеваний выходит за рамки со-матики, чему находится подтверждение, когда в ходе более глубокого и всестороннего изучения выявляются психические, личностные, социальные причины и условия возникновения заболеваний. При выборе направлений биомедицинских научных исследований, при оценке целей, средств и возможных последствий решения проблемных ситуаций в процессе применения полученных знаний социальная установка биомедицины формируется на основе аксиологической проработки ее критериев и ориентиров. Успешное решение перспективных проблем развития медицины предполагает выход за рамки ценностно нейтральной классической модели философии науки, соответствующей ранним этапам становления естествознания или его отдельным узкоспециализированным направлениям в отвлечении от культурно-исторического контекста.

Поскольку мировоззрение является предельно общей формой познания, то включаемые в его определение такие характеристики, как системность и целостность, в реальности оказываются труднодостижимыми. Кроме того, историческое развитие мировоззрения от наивно-реалистического и религиозно-мифологического типов к научному сопровождалось изменениями самой природы системности и целостности, наполняя их новым смыслом. В нормативном подходе при определении мировоззрения врача также указываются данные характеристики, однако на индивидуальном уровне системность и целостность зачастую реализуются лишь в той его части, где сосредоточены узкопрофессиональные интересы.

Мировоззренческие убеждения у многих студентов, начинающих обучение в медицинском вузе, носят разрозненный, противоречивый и не опосредованный рефлексией характер. В исследовании проблемы развития культуры межконфессиональ-

ных отношений у студентов-медиков, проведенном Л.Г. Сахаровой в Кировской государственной медицинской академии в период с 2003-го по 2012 г., экспериментальная группа из студентов 1-5 курсов, принимавших участие в деятельности молодежных объединений, насчитывала 2567 человек. Из них 94% идентифицировали себя через принадлежность к той или иной конфессии [4]. Следовательно, в настоящее время в мировоззрении большинства студентов при изучении биомедицинских дисциплин идеи эволюционизма и строгая научная аргументация сталкиваются с иррационализмом, креационизмом и мистикой. При этом степень осознанности противоречивости собственного мировоззрения может быть различной, вплоть до нулевой.

Можно согласиться с выводом, что «современный выпускник медицинского вуза должен обладать умениями и навыками взаимодействия в поликонфессиональной среде» и быть толерантным, открытым для сотрудничества, способным предотвращать и разрешать конфликты [4]. Но с оговоркой: если религиозные убеждения не несут в себе угрозы здоровью и жизни людей. В статье 5 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» границы толерантности определяются приоритетом охраны здоровья в обеспечении государством в этой сфере прав граждан независимо от их биологических, социально-экономических и прочих различий и обстоятельств, включая «отношение к религии». В статье 6 того же закона речь идет уже о приоритете прав пациента при оказании медицинской помощи, но «с учетом его физического состояния и с соблюдением по возможности (курсив мой) культурных и религиозных традиций пациента» [8]. Таким образом, религиозно-мистические убеждения не должны быть препятствием в реализации опирающегося на исторически сложившиеся гуманистические ценности научного подхода в биомедицине и врачебной практике.

Целенаправленное формирование у студентов в процессе обучения целостной научной картины мира и мировоззренчески значимых ценностных ориентиров не может ограничиваться только изучением узкоспециальных учебных дисциплин, обеспечивающих профессиональную компетентность. Философская подготовка будущего врача направлена не только на расширение кругозора, но и на преодоление мировоззренческой эклектичности через углубленное осмысление исторически сложившейся в философии проблематики. При этом приоритетное значение имеет раскрытие исторической взаимосвязи философии с теми науками, которые способствовали развитию медицины.

Изучение философии, развивая у студентов теоретико-методологические основы научного мировоззрения, способствует формированию у них осознан-

Вопросы медицинского образования

ных убеждений и установок, задающих ориентиры в нарастающем потоке противоречивой информации в условиях быстро меняющегося мира. Такая философская подготовка закладывает основы для развития самостоятельного мышления [3]. Научно-технический прогресс сопровождается пересмотром прежних теорий и формированием новых все более универсальных и абстрактных понятийных структур, в интерпретации отдельных элементов которых сохраняются трудности. В современной науке стираются грани между «революционным» и «нормальным» ее состояниями. Открытия из редких и неординарных событий превращаются в относительно рядовые явления, а научная революция становится нормой, приобретая перманентный характер. В связи с этим в науке возрастает гипотетичность знаний и актуализируется значимость развития у студентов умений и навыков выявлять в изменяющихся условиях границы, отделяющие научное знание от ненаучного. В различных областях современной биомедицины возникают ситуации, в которых, как отмечает Г.Г. Шевелев, «околонаучная мифология не только не утратила свою актуальность, но, напротив, получает всё большее распространение». Наукообразность описания в современных мифах такова, что «без специальных знаний их бывает трудно отличить от подлинной науки» [5].

Технологические инновации в сфере биомедицины открывают новые возможности модификации человеческой природы. Совершенствование природы человека с помощью таких технологий вызывает восторг и энтузиазм у представителей трансгуманистического движения. Критики внедрения новейших технологий, опасаясь неконтролируемого или ложно ориентированного технического прогресса, указывают на угрозу наступления эры технологизированного варварства, где не будет места тем ценностям, которые сегодня придают смысл человеческой жизни.

В современной российской философии В.А. Кутырёв выделяет два наиболее влиятельных течения. Одно из них в виде традиционной метафизики и гуманизма исходит из реалий макромира, человека как личности, находящегося в сознании и мыслящего субъекта. Другое течение представлено пост(транс) модернизмом, которое характеризуется как «идеология изживания человеком самого себя, объявившая о его конце во всех ипостасях, отражающая движение к новой, несоразмерной с природой Genus gomo, когнитивной онтологии» [2]. В реальности, складывающейся между этими подходами, в перспективе назревает угроза самоуничтожения человека. Но такую перспективу В.А. Кутырёв не считает абсолютной. «Ей предшествует, будет предшествовать человек, который еще мыслит, действует, хотя все больше без рефлексии над тем, для чего, куда и к каким последствиям ведет то, что он делает. Он пока в уме, правда, уже «не в своем». Без (о)сознания и понимания» [2]. В данной позиции выражено неприятие складывающейся под влиянием технологических (в том числе и биомедицинских) инноваций тенденции в развитии человечества и констатация утраты человеком способности адекватно осознавать различные аспекты и последствия собственной деятельности. Проступающее при этом ощущение фатальности происходящего можно истолковать как стремление заострить внимание на угрозах и рисках, связанных с техническим прогрессом, и предостеречь от извращенных его

трактовок, ведущих к утрате человеческой идентичности и превращению в зомби.

Медицина является междисциплинарной областью интеграции как естественнонаучных, так и социально-гуманитарных знаний, практическое использование которых с необходимостью предполагает этическое и правовое регулирование. Функционирование социально-гуманитарного знания, влияющего на формирование мотивации и выбор принимаемых решений, амбивалентно и «может использоваться в корыстных целях, служить весьма эффективным средством возвышения одних индивидов (социальных групп) над другими, а также формой манипуляции индивидами, социальными группами, слоями» [1]. Такая амбивалентность нарастает по мере коммерциализации медицины в условиях рыночной экономики. В настоящее время отмечается широкое распространение гипердиагностики и последующего избыточного лечения, которое может выходить далеко за рамки распространенной в поликлиническом звене полипрагмазии (одновременного назначения большого количества и часто несовместимых между собой лекарственных препаратов).

Широкий резонанс вызвали разразившиеся несколько лет назад медицинские скандалы. В Великобритании в 2012 году правоохранительным органам стало известно, что практиковавший с 1994 года в частных и государственных клиниках хирург-онколог Иен Патерсон (Ian Stuart Paterson) нескольким сотням пациенток при отсутствии у них злокачественной опухоли ставил ложный диагноз и производил радикальную резекцию молочной железы. Кроме того, по мнению следователей, Патерсон обманывал не только пациентов, но и государство, получая деньги от министерства здравоохранения также и за фиктивные операции [6]. Еще один резонансный медицинский скандал произошел в США в июле 2013 года. По данным следствия, за шесть лет онколог и успешный бизнесмен Фарид Фата, имевший с десяток дорогих клиник в штате Мичиган, обманул не менее 553 пациентов. Его обвиняли в том, что с целью получения денег от страховых компаний пациентам без злокачественных образований он назначал курсы химиотерапии и увеличенные дозы противораковых препаратов. По мнению обвинения, стоимость процедур, назначенных им на основе ложных диагнозов, составила 225 млн. долларов [7].

Однако при всей значимости рассмотрения возникающих в ходе медицинских научных исследований и врачебной практике этико-правовых коллизий и способов их разрешения оно не может быть достаточным в мировоззренческой подготовке и воспитании будущих врачей в медицинском вузе. Приоритетным становится другое - «экспликация и прояснение фундаментальных смыслов, лежащих в основе медицины и врачевания, а также диагностика и предостережение о последствиях их трансформации в пространстве современного социума и культуры» [1]. Важна самоценность тех духовных оснований, которые должны закладываться в каждом студенте-медике в процессе его подготовки к будущей профессии.

Пренебрежение формированием и развитием такой внутренней основы, когда в духовном видится лишь средство, а приоритетной становится чистая полезность, препятствует решению задач по совершенствованию не только системы здравоохранения, но и любых других социальных сфер и институтов.

С расширением и углублением духовно-нравственных основ личностного жизненного мира студента-медика непосредственно связано изучение гуманитарных дисциплин, преподаваемых в медицинском вузе, прежде всего философии как главной мировоззренческой науки в образовательной системе светского государства. Знакомство с имеющим глубокие исторические традиции философским осмыслением духовно-нравственной проблематики не ограничивается познавательно-информационным аспектом, а имеет преимущественно воспитательную направленность и ценность.

Список литературы

1. Завьялов Б.М. Биоэтика: коммуникативное обоснование биоэтики // Человек. Культура. Образование. Научно-образовательный и методический журнал. № 4 (10). 2013. С. 87-99.

2. Кутырёв В.А. Здравствуйте, зомби // Вестник Российского философского общества. № 1 (73), 2015. с. 63-67.

3. Михайлов А.Е. Значение философии в гуманитарной подготовке студентов, получающих негуманитарное профессиональное образование // Человек. Культура. Образование. Научно-образовательный и методический журнал. № 4 (10). 2013. С. 142-148.

4. Сахарова Л.Г. Экспериментальное обоснование готовности студентов медицинских вузов к развитию культуры межконфессиональных отношений // Вятский медицинский вестник. № 1, 2014. С. 34-39.

5. Шевелев Г.Г. Институт перспективной медицины или беспредельного обмана? // В защиту науки. Бюллетень № 4. 2008. С. 154-160.

6. В Великобритании разоблачили афериста-онколога. [Электронный ресурс]. URL:http://alloncology. com/news/4/43/ (Дата обращения: 07.10.2016).

7. Доктор-смерть. Врач-онколог из США ставил ложные диагнозы ради выгоды. [Электронный

УДК 371.693:61

ресурс]. URL: http://www.aif.ru/society/healthcare/ (Дата обращения: 07.10.2016).

8. Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ф3 (ред. от 25.06.2012) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». [Электронный ресурс]. URL: http://www.gp220.ru/upload/File/pmu/files/ fz_323_ob_ohrane.pdf (Дата обращения: 06.10.2016).

References

1. Zav'yalov B.M. Bioetika: kommunikativnoe obosnovanie bioetiki. Chelovek. Kul'tura. Obrazovanie. Nauchno-obrazovatel'nyy i metodicheskiy zhurnal, № 4 (10), 2013, pp. 87-99.

2. Kutyrev V.A. Zdravstvuyte, zombie. Vestnik Rossiyskogo filosofskogo obshchestva, № 1 (73), 2015, pp. 63-67.

3. Mikhaylov A.E. Znachenie filosofii v gumanitarnoy podgotovke, studentov, poluchayushchikh negumanitarnoe professional'noe obrazovanie. Chelovek. Kul'tura. Obrazovanie. Nauchno-obrazovatel'nyy i metodicheskiy zhurnal, № 4 (10), 2013, pp. 142-148.

4. Sakharova L.G. Eksperimental'noe obosnovanie gotovnosti studentov meditsinskikh vuzov k razvitiyu kul'tury mezhkonfessional'nykh otnosheniy. Vyatskiy meditsinskiy vestnik, № 1, 2014, pp. 34-39.

5. Shevelev G.G. Institut perspektivnoy meditsiny - ili bespredel'nogo obmana? V zashchitu nauki. Byulleten', № 4, 2008, pp. 154-160.

6. V Velikobritanii razoblachili aferista onkologa. Available at: URL:http://alloncology.com/news/4/43/ (accessed 07.10.2016).

7. Doktor-smert'. Vrach-onkolog iz SShA stavil lozhnye diagnozy radi vygody. Available at: URL: http:// www.aif.ru/society/healthcare/ (accessed 07.10.2016).

8. Federal'nyy zakon ot 21.11.2011 № 323-FZ (red. ot 25.06.2012) «Ob osnovakh okhrany zdorov'ya grazhdan v Rossiyskoy Federatsii». Available at: URL: http://www.gp220.ru/upload/File/pmu/files/fz_323_ob_ ohrane.pdf (accessed 06.10.2016).

КОМПЬЮТЕРНЫЕ СИМУЛЯТОРЫ-МАНЕКЕНЫ ДЛЯ СЕРДЕЧНО-ЛЕГОЧНОЙ РЕАНИМАЦИИ И ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ, ОРДИНАТОРОВ И ВРАЧЕЙ

Теплова Н.Н., Зайков А.А., Поздеева Н.В.

ФГБОУ ВО Кировский государственный медицинский университет Минздрава РФ, Киров, Россия (610027, г. Киров, ул. К. Маркса, 112), e-mail: natan971@yandex.ru

COMPUTERISED SIMULATION MANNEQUINS FOR CARDIOPULMONARY RESUSCITATION AND THEIR USE IN TRAINING STUDENTS, INTERNS AND DOCTORS

Teplova N.N., Zaikov A.A., Pozdeeva N.V.

Kirov State Medical University, Kirov, Russia (610027, Kirov, K. Marx Street, 112), e-mail: natan971@yandex.ru

Использование тренажеров и имитаторов стало неотъемлемой частью медицинского образования, подготовки кадров, а также научных исследований. Обучение с помощью тренажеров в настоящее время принято во многих различных областях медицины, выходящих за пределы анестезиологии. Манекены-тренажеры и симуляторы являются лишь инструментами для эффективного обучения. Образование, обучение, подготовка и общая компетентность обучающих имеют первостепенное значение. Необходимо понимание владения и поддержания врачами независимо от специальности навыков по базовой сер-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.