Библиографический список
1. Активные и интерактивные формы обучения: методические рекомендации / И.В. Анашкина. - Тамбов, 2011.
2. Панфилова, А.П. Инновационные педагогические технологии. Активное обучение: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А.П. Панфилова. - М., 2009.
3. Гущин, Ю.В. Интерактивные методы обучения в высшей школе // Психологический журнал университета «Дубна». - Дубна. - 2012. -№ 2.
Bibliography
1. Aktivnihe i interaktivnihe formih obucheniya: metodicheskie rekomendacii / I.V. Anashkina. - Tambov, 2011.
2. Panfilova, A.P. Innovacionnihe pedagogicheskie tekhnologii. Aktivnoe obuchenie: ucheb. posobie dlya stud. vihssh. ucheb. zavedeniyj / A.P. Panfilova. - M., 2009.
3. Guthin, Yu.V. Interaktivnihe metodih obucheniya v vihssheyj shkole // Psikhologicheskiyj zhurnal universiteta «Dubna». - Dubna. - 2012. - № 2.
Статья поступила в редакцию 10.06.14
УДК 614.2:378.1
Abdulgalimov R.M., Abdulgalimova G.N. A PROFESSIONAL OUTLOOK OF A MEDICAL DOCTOR IN THE STRUCTURE OF ITS PROFESSIONAL CULTURE. The work states changes in the educational sphere that made the problem of life value aspects very important. In the article the most topical questions of the modern society are examined, a way of understanding the term "professional culture" is given. Praxeological and mental sides of the professional culture and of the professional outlook of a medical doctor are studied. The authors conclude that the technology of the process of forming the outlook of future doctors contains a system of modern ideas, principals, means, methods, competitive factors of forming, which are connected with micro- and macro-environment of students, their priorities, as well as a criteria system for assessment of their outlook.
Key words: professional culture, professional outlook, medical doctor, praxeological and mental components.
Р.М., Абдулгалимов, какнд. пед. наук, доц. каф. биофизики, информатики и медаппаратуры ГБОУ ВПО «Дагестанская гос. медицинская академия», г. Махачкала; Г.Н. Абдулгалимова, канд. пед. наук, доц. каф. медицинской биологии ГБОУ ВПО «Дагестанская гос. медицинская академия», г. Махачкала, E-mail: ramazan. abdulgalimov@mail. ru
МЕСТО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ ВРАЧА В СТРУКТУРЕ ЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ
В статье обосновываются изменения в сфере образования, которые актуализировали проблему ценностных аспектов жизни. Рассматривается актуальные вопросы современного общества, представлен подход к определению понятия «профессиональная культура», рассмотрены праксиологическая и ментальная сторона профессиональной культуры и профессионального мировоззрения врача. Авторы приходят к выводу, что технология процесса формирования мировоззрения будущих врачей включает систему современных идей, принципов, совокупность субъектов мировоззренческой подготовки, средств, форм, методов, конкурирующих факторов формирования, связанных с макро- и микросредой обитания студентов, приоритетных направлений и критериальную систему оценки мировоззрения.
Ключевые слова: профессиональная культура, профессиональное мировоззрение, врач, компоненты праксиологический и ментальный.
Становления глобального мира в современных условиях изменение природы знания и мировоззрения ведут к существенным изменениям в сфере образования тенденции развития, которого актуализировали проблему ценностных аспектов в процессе человеческой жизни.
Современные подходы к высшему образованию базируются на необходимости эффективного формирования профессиональной культуры каждого специалиста. Овладение культурой способствует реальному пониманию человеком самого себя, своего места и своей роли в мире.
Нужно отметить, что понятие «профессиональная культура» часто употребляется вне связи с культурой в целом. Одни авторы обращаются к нему при рассмотрении социализации личности, не касаясь его сущности, другие, не определяя явления, тем не менее, различают общую и профессиональную культуру. Определенный вклад в развитие теории профессиональной культуры внесли Абросимова Л.Ф. [1], Баталов А.А. [2], Ба-тура П.М. [3], Эйхельберг Е.А. [4]. Понимание сущности и структуры данного явления не выходит за пределы представлений Соколовой Г.Н. о профессиональной культуре как исключительно личностной характеристике специалиста, выражающей меру развития потребностей и способностей индивидов [5].
Анализ точек зрения на профессиональную культуру позволяет констатировать, что для большинства авторов характерен несистемный подход к проблеме: в одном случае это выражает-
ся в немотивированном наборе элементов, в другом - в сведении исследуемого феномена либо к совокупности знаний и навыков, либо к стилю мышления и общения.
Под профессиональной культурой врача мы понимаем общественное явление, выражающее степень овладения профессиональной группой, ее представителями праксиологическими и ментальными компонентами медицинской специальной деятельности с целью воспроизводства здоровья человека как основного капитала государства.
В структуре профессиональной культуры будущего врача мы выделили праксиологическую и ментальную стороны.
Ментальная сторона выступает интегральной характеристикой сознания и самосознания субъекта профессиональной медицинской культуры, нравственно-мировоззренческих и эстетических предпосылок деятельности врача. В ее составе выделяются такие элементы, как профессиональное сознание, профессиональное самосознание, профессиональное мировоззрение, профессиональное мышление, профессиональная мораль.
Параксиологическая сторона характеризует способ взаимодействия субъекта с орудиями и предметом труда, а также степень его готовности к конкретному виду деятельности. В ее составе выделяются такие элементы, как профессиональные медицинские знания, навыки и умения, в том числе стиль профессионального мышления.
Особое место в профессиональной культуре будущего врача принадлежит профессиональному мышлению во многом обусловленное технологией и объективной логикой медицины (лечения) как вида деятельности, которое выступает организующим началом в процессе становления и самоопределения в профессии. Профессиональная мораль - часть общей трудовой морали, которая, являясь элементом профессиональной культуры, выступает регулятором профессионального поведения врача. Профессиональная группа представителей медицинской профессии только тогда отвечает ожиданиям общества, когда она в состоянии продуцировать корпоративный свод формализованных и неформализованных норм.
Профессиональное сознание врача есть такой вид отражения действительности, в котором аккумулируется вся совокупность алгоритмов, норм, ценностей и языка, свойственных «врачеванию» как виду профессиональной деятельности.
Движущей силой развития профессионального медицинского сознания выступает постоянно воспроизводящееся противоречие между консервативным и динамичным началами. Отражением этого процесса является профессиональное самосознание врача, которое содержит устойчивые представления об определенной профессиональной, социальной, психологической и нравственной идентичности членов профессиональной группы врачей, о ее свойствах как целого. В профессиональном самосознании выкристаллизовывается осознание общности интересов, формируются и функционируют механизмы социально-психологической консолидации группы и поддержания стабильности ее социального положения.
Наравне с профессиональным самосознанием стоит профессиональное мировоззрение. Выделение его в качестве специфического среза общего мировоззрения и элемента профессиональной культуры врача все еще является дискуссионным, однако мы считаем, что объектом отражения профессионального мировоззрения выступает не только специально-научная, биоэтическая, антропоцентрическая, но и информационно-технологическая картина мира. Обретение профессионального мировоззрения будущим врачом является одним из важнейших критериев адаптиро-ванности личности к профессиональной среде.
В компонентном составе профессионального мировоззрения врача мы также выделяем два вида: праксиологические и ментальные, обусловленные требованиями профессии к личности, содержанием человеческих связей и отношений, определяемых как характером труда и его содержанием, так и местом профессиональной группы в системе общественного разделения труда, а, следовательно и в социальной структуре общества.
Праксиологический компонент мировоззрения врача включает в себя регулятивные принципы (методы) деятельности, поведения, общения и убеждения. В убеждениях синтезируются
Библиографический список
профессиональные медицинские знания, умения и навыки, профессионально-медицинского мышления, профессиональные взгляды, вера в их истинность, социальные ценности и идеалы, чувства врача, его эмоциональное отношение к профессиональным знаниям, ценностям, идеалам и волевая готовность к действиям. Цепочка мировоззренческого становления специалиста включает: знание - ценности - убеждения - волю к действию.
Праксиологический компонент мировоззрения врача мы распределили на четыре подкомпонента (уровни): мироощущения, мировосприятие, миропонимание и мировзаимодействие. Ментальный компонент, являясь интегральной характеристикой сознания и самосознания врача как субъекта профессиональной культуры, нравственно-мировоззренческих и эстетических предпосылок врачебной деятельности выражает жизненные, практические установки врача, устойчивые образы мира, эмоциональные предпочтения, свойственные субъекту и его культурной традиции. В профессиональном сознании врача аккумулируется вся совокупность алгоритмов, норм, ценностей и языка, свойственных профессионально-медицинской деятельности.
Профессиональная картина мира врача реконструируется в процессе его практической деятельности в сфере медицины и представляет собой сложное ментальное образование в его сознании с картинами мира: социально-научным, биоэтическим, антропоцентрическим, информационно-технологическим. Для любой картины мира врача характерны три основные ведущие компоненты:
а) знания о природе;
б) знания об обществе;
в) знания о человеке и его сознании (духовности).
Взаимообогащение философского и медицинского знания
способствует духовному развитию врача и повышению качества мировоззренческой культуры и эффективности врачевания. Философия предлагает врачу систему ответов на мировоззренческие вопросы и в мировоззрении врачей выступает в качестве мировоззренческо-методологической основы современной научной картины мира, интеграции естественнонаучных, медицинских и гуманитарных знаний. Она служит методологической основой медицинской теории и практики врача. В интегральном виде общечеловеческое содержание мировоззрения врача проявляется в совокупности его общечеловеческих качеств личности, выражающихся в деятельностном отношении к окружающему миру, к другим людям и самому себе. Технология процесса формирования мировоззрения будущих врачей включает систему современных идей, принципов, совокупность субъектов мировоззренческой подготовки, средств, форм, методов, конкурирующих факторов формирования, связанных с макро- и микросредой обитания студентов, приоритетных направлений и критериальную систему оценки мировоззрения.
1. Абросимова, Л.Ф. Формирование мировоззренческой культуры студентов в вузе гуманитарного профиля: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Смоленск, 2009.
2. Баталов, А.А. Профессиональное мышление: философские проблемы: дис. ... д-ра филос. наук. - Свердловск, 1986.
3. Батура, П.М. Профессиональная культура молодежи села: проблемы и перспективы: автореф. дис. ... канд. филос. наук. - Минск, 1990.
4. Эйхельберг, Е.А. Профессиональная культура инженера в современном обществе: автореф. дис. ... канд. филос. наук. - Томск, 1989.
5. Соколова, Г.Н. Труд и профессиональная культура (опыт социологического исследования). - Минск, 1980.
Bibliography
1. Abrosimova, L.F. Formirovanie mirovozzrencheskoyj kuljturih studentov v vuze gumanitarnogo profilya: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. -Smolensk, 2009.
2. Batalov, A.A. Professionaljnoe mihshlenie: filosofskie problemih: dis. ... d-ra filos. nauk. - Sverdlovsk, 1986.
3. Batura, P.M. Professionaljnaya kuljtura molodezhi sela: problemih i perspektivih: avtoref. dis. ... kand. filos. nauk. - Minsk, 1990.
4. Ehyjkheljberg, E.A. Professionaljnaya kuljtura inzhenera v sovremennom obthestve: avtoref. dis. ... kand. filos. nauk. - Tomsk, 1989.
5. Sokolova, G.N. Trud i professionaljnaya kuljtura (opiht sociologicheskogo issledovaniya). - Minsk, 1980.
Статья поступила в редакцию 02.07.14
УДК 372.3
Bagina O.A., Zaykin MI. FEATURES OF FORMATION OF COMMUNICATIVE COMPETENCES IN PUPILS OF ELEMENTARY SCHOOL IN CONDITIONS OF A RURAL SCHOOL.- In the article possible ways of realization of a competence-based approach in conditions of a rural school are discussed. In the course of the analysis of originality of the educational process in a rural community, the pedagogical conditions of successful formation of components of the key communicative competence in elementary school pupils have been formulated.
Key words: competence-based approach; rural school; communicative competences; features of formation.