Научная статья на тему 'Профессиональное мировоззрение будущего специалиста медицинского профиля: структура и проблемы формирования'

Профессиональное мировоззрение будущего специалиста медицинского профиля: структура и проблемы формирования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
440
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ / СТРУКТУРА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ / КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ / PROFESSIONAL OUTLOOK / PROFESSIONAL ATTITUDES / STRUCTURE EVALUATION CRITERIA

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Абдулгалимов Р. М.

В статье рассматривается неисследованная предметная область профессиональной педагогики профессиональное мировоззрение врача, обосновывается его структура, критерии оценки сформированности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL OUTLOOK OF FUTURE SPECIALIST MEDICAL PROFILE: PROBLEMS OF FORMATION AND STRUCTURE

The article deals with the uncharted domain of professional education -professional vision doctor, is its structure, criteria for evaluating.

Текст научной работы на тему «Профессиональное мировоззрение будущего специалиста медицинского профиля: структура и проблемы формирования»

9. Организация индивидуально-ориентированного образовательного процесса в РГПУ им. А.И. Герцена / О.В. Акулова, Н.О. Верещагина, О.Б. Даутова, Т.В. Менг, Е.В. Пискунова, Е.В. Попова, П.В. Станкевич, А.П. Тряпицына, Н.Л. Шубина. - СПб., 2007.

10. [Э/р]. - Р/д: http://en.wikipedia.org/wiki/%d0%9d%d0%b0%d0%b2%d0% b8%d0%b3%d0%b0%d1%86%d0%b8%d1%8f

Bibliography

1. Boljshaya Sovetskaya Ehnciklopediya / gl. red. A.M. Prokhorov. - M., 1977. - T. 15.

2. Lorenc, V.V. Proektirovanie individualjno-obrazovateljnogo marshruta kak uslovie podgotovki buduthego uchitelya k professionaljnoyj

deyateljnosti: dis. ... kand. ped. nauk. - Omsk, 2001.

3. Sokolova, M.L. Proektirovanie individualjnihkh obrazovateljnihkh marshrutov studentov v VUZe: dis. ... kand. ped. nauk. - Arkhangelsk, 2001.

4. Psikhologiya lichnosti: ucheb. posobie / pod red. prof. P.N. Ermakova, prof. V.A. Labunskoyj. - M., 2007.

5. Duka, N.A. Vvedenie v pedagogiku: uch. posobie. - Omsk, 1997.

6. Khutorskoyj, A.V. Tekhnologiya ehvristicheskogo obucheniya // Shkoljnihe tekhnologii. - 1998. - № 4.

7. Lebedeva, V.P. Individualjnihe traektorii obrazovaniya uchathikhsya profiljnoyj shkolih / V.P. Lebedeva, V.Ya. Orlov, V.A. Yasvin // Uchenik v

obnovlyayutheyjsya shkole: sb. nauch. trudov; pod red. Yu.I. Dika, A.V. Khutorskogo. - M., 2002.

8. Krivihkh, S.V. Realizaciya profiljnogo obucheniya sredstvami individualjnihkh obrazovateljnihkh marshrutov: uchebno-metodich. posobie /

S.V. Krivihkh, V.V. Tikhomirova, V.V. Semenova, M.F. Shevchenko / pod nauch. red. S.V. Krivihkh. - SPb., 2008.

9. Organizaciya individualjno-orientirovannogo obrazovateljnogo processa v RGPU im. A.I. Gercena / O.V. Akulova, N.O. Verethagina,

O.B. Dautova, T.V. Meng, E.V. Piskunova, E.V. Popova, P.V. Stankevich, A.P. Tryapicihna, N.L. Shubina. - SPb., 2007.

10. [Eh/r]. - R/d: http://en.wikipedia.org/wiki/%d0%9d%d0%b0%d0%b2%d0% b8%d0%b3%d0%b0%d1%86%d0%b8%d1%8f

Статья поступила в редакцию 24.02.13

УДК 378:61:681.3.06

Abdulgalimov R.M. PROFESSIONAL OUTLOOK OF FUTURE SPECIALIST MEDICAL PROFILE: PROBLEMS OF FORMATION AND STRUCTURE. The article deals with the uncharted domain of professional education -professional vision doctor, is its structure, criteria for evaluating.

Key words: Professional Outlook, professional attitudes, structure evaluation criteria.

Р.М. Абдулгалимов, канд. пед. наук, ГБОУ ВПО «Дагестанская гос. медицинская академия», г. Махачкала, E-mail: [email protected]

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА МЕДИЦИНСКОГО ПРОФИЛЯ: СТРУКТУРА И ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ

В статье рассматривается неисследованная предметная область профессиональной педагогики - профессиональное мировоззрение врача, обосновывается его структура, критерии оценки сформированности.

Ключевые слова: профессиональное мировоззрение, структура профессионального мировоззрения, критерии оценки.

Современное состояние системы профессионального образования отражает противоречия между возрастающими требованиями к общественному и индивидуальному интеллекту, сознанию и духовности, способности специалиста к проектированию и прогнозированию, с одной стороны, и фактическим уровнем качества образования, - с другой. Сегодня уровень качества профессионального, в том числе медицинского, образования оказывается ниже требуемого, и решить эту проблему можно лишь путем кардинальных изменений в философских основаниях системы подготовки специалистов медицинского профиля. Изменение философских оснований медицинского образования - его исходных принципов, ценностных ориентиров и императивов - повлечет за собой изменение всех остальных компонентов данного сегмента профессионального образования. Таким философским основанием подготовки специалиста медицинского профиля в вузе может стать ориентация на формирование профессионального мировоззрения будущего врача.

Формирование профессионального мировоззрения будущего врача происходит внутри процессов профессиональной и социально-психологической адаптации, при этом особое значение имеет включение в систему профессиональных медицинских и личностных связей и отношений, освоение новых социальных норм поведения, групповых норм и ценностей, идентификация себя с профессиональной группой [1].

Острота проблемы формирования мировоззрения врача в период первоначальной подготовки связана еще и с тем, что этап первичной подготовки, превращающий школьника в специалиста, является малоизученным процессом. Период обучения врача является сложным, влияющим на все системы организма, он имеет свои специфические особенности, кризизы развития и спады, с точки зрения психологического содержания. В процессе подготовки студентов стоят проблемы выбора предмета деятельности из нескольких областей лечебного дела и проблема выбора первичной специализации по терапии или хирургии. При этом для углубленной специализации необходи-

мо определиться в процессе изучения всего нескольких учебных дисциплин.

В современной литературе по образованию мировоззрению, научной картине мира отводится значительная роль. Анализ этих понятий как особых компонентов научного знания предполагает наличие и взаимодействие ряда подходов. В.С. Степин обращает внимание на существование и взаимодействие двух подходов: с одной стороны, исследование взаимосвязей научной картины мира с мировоззрением и философией, функционирующих в определенном культурном пространстве, с другой - рассмотрение связей научной картины мира с конкретными теориями и опытом [2].

В философской литературе мировоззрение понимается как система принципов, взглядов, ценностей, идеалов и убеждений, определяющих как отношение к действительности, общее понимание мира, так и жизненные позиции, программы деятельности людей. Мировоззрением обладает как общество в целом, так и отдельный индивид. Мировоззрение отдельного индивида формирует общество спонтанно или целенаправленно посредством своих социальных институтов. В нем присутствует личностная компонента, которая отражает специфический жизненный опыт данного индивида. Поэтому мировоззрение содержит качественно различные элементы: знания и убеждения. С мировоззрением связаны такие функционалы, как мироощущение, мировосприятие, миропонимание. Не только мышление, но и другие познавательные способности утверждают человека в окружающем мире. Воздействие на него реальности в форме ощущений, восприятий, представлений, эмоций образуют мироощущение, мировосприятие.

Мироощущение включает только наиболее значимую для субъекта часть знаний, находящуюся в глубинных пластах его познания. Мироощущение определяет эмоциональную сторону мировоззрения. Оно представляет собой понятийный, интеллектуальный аспект мировоззрения. Мировоззрение включает не только интеллектуальное, но и эмоционально-ценностное отно-

шение человека к миру. Для него характерна интеграция знаний, более высокая, чем в картине мира. Миропонимание - это понимание мира, действительности, система взглядов, идей [3, с. 350]. Отсюда следует, что миропонимание относится к миру знаний. А мировоззрение - к миру знаний и миру духа человека (отношение к миру). Обзор литературы с очевидностью демонстрирует неисследованность феномена «профессиональное мировоззрение специалиста медицинского профиля» в педагогике профессионального образования: на сегодняшний день не дано определение данному понятию, не определена его структура, не разработана технология формирования в процессе обучения в медицинском вузе. Процесс формирования профессионального мировоззрения будущего врача в единстве с процессами профессионально-личностного саморазвития, самосовершенствования, профессиональной адаптации до сих пор в педагогической науке остается малоизученным.

В связи с этим возникает необходимость раскрыть данное понятие, определить содержание компонентов структуры профессионального мировоззрения, а, затем, разработать технологию формирования профессионального мировоззрения будущего врача. Тем самым, актуальность проблемы формирования профессионального медицинского мировоззрения студентов в процессе вузовского обучения обусловлена рядом противоречий:

- между потребностью современной медицины в специалисте, решающем профессиональные профилактические, диагностические, лечебные, реабилитационные, психолого-педагоги-ческие, организационно-управленческие, научно-исследовательские задачи на основе высокого развитого профессионального мировоззрения как информационно-ценностного компонента профессионализма, обеспечивающего качество и результативность медицинского обеспечения процесса выздоровления пациента, и неисследованностью данного феномена в педагогике профессионального образования;

- между возможностями компетентностного подхода в формировании вершин профессионализма у будущих специалистов медицинского профиля и не разработанностью педагогических условий, способствующих формированию профессионального мировоззрения будущего врача в единстве с процессами профессионально-личностного саморазвитии, самосовершенствования и профессиональной адаптации.

Как показало проведенное исследование будущих врачей, обучающихся на лечебном и стоматологическом факультетах Дагестанской государственной медицинской академии, имеется ряд сложностей в формировании профессионального мировоззрения специалистов данных областей. Результаты опроса свидетельствуют о том, что у почти половины (46%) студентов к выпускному курсу профессиональные знания не систематизированы, а у 70% студентов профессиональные идеалы и ценности не регулируют профессиональную деятельность и отношения к пациентам. Будущие врачи имеют размытые представления о миссии врачебной профессии, о своем профессиональноличностном потенциале, определяющем достижение вершин врачебного мастерства, они не видят возможности профессионального роста в рамках выбранной профессии, саморазвитие не стало для них профессиональной ценностью.

Таким образом, профессиональное мировоззрение не является приоритетной задачей современного высшего медицинского образования. Возможности, например, Федерального государственного образовательного стандарта по специальности 060101 «Лечебное дело» [4] ограничены учебными дисциплинами «Философия, биоэтика», «Психология, педагогика», в которых для изучения представлены общие вопросы мировоззрения как элемента теории познания, деонтологии и теории личности. Однако профессиональная специфика мировоззрения как компонента профессиональной культуры не отражена на уровне дидактических единиц или отдельных учебных дисциплин. Идея профессионально-личностного саморазвития как ведущая идея акмеологии, науки о человеке в динамике его саморазвития, самосовершенствования, самоопределения в различных жизненных сферах самореализации, не определяет выбор средств формирования профессионального мировоззрения, что не способствует достижению профессиональной культуры бу-

Библиографический список

дущим врачом, успешной самореализации в области избранной профессии и медицинской специализации. Следовательно, необходимо специально исследовать возможности целенаправленного формирования профессионального мировоззрения будущего врача в процессе профессиональной подготовки.

Принимая во внимание специфику профессионального мировоззрения врача и то, что профессиональное мировоззрение является основой профессиональной культуры, понятие «профессиональное мировоззрение врача» было определено как обобщенная система предметных и профессиональных знаний, взглядов, убеждений, гуманистических ценностей и идеалов, на основе которых производятся профилактические, диагностические, лечебные, реабилитационные, психолого-педагогические, организационно-управленческие, научно-исследовательские действия по отношению к пациенту. Для последующего отбора адекватных средств формирования профессионального мировоззрения будущих врачей было важно определить структуру данного феномена. С опорой на опыт исследований структуры мировоззрения, была разработана структура профессионального мировоззрения специалиста медицинского профиля, включающая такие компоненты, как познавательный, ценностно-нормативный и практический.

Познавательный компонент включает обобщенную систему профессиональных взглядов (теоретических концепций, служащих ориентирами в поведении, деятельности, отношениях и принятых будущим врачом в качестве достоверных), убеждений (идей, касающихся организации системы лечения, профилактического, реабилитационного, психолого-педагогического сопровождения пациентов, перешедших во внутреннюю позицию личности врача через искреннее и глубокое переживание их истинности и необходимости), предметных и профессиональных знаний (профессиональных знаний-мотивов, побудителей медикосоциального поведения, которые приобрели свойства убеждений).

Ценностно-нормативный компонент, объединяющий в себе гуманистические профессиональные ценности (нормы, принципы, регламентирующие деятельность врача, придающие усвоенным знаниям личностный характер и выступающие как познавательно-действующая система) и идеалы (целостный комплекс идей, взглядов о наиболее совершенной организации медикосоциального сопровождения пациента, соответствующей социальному заказу, потребностям общества, а также профессиональным интересам и способностям врача).

Практический компонент включает стремление к профессионально-личностному саморазвитию, готовность врача к медико-социальному сопровождению пациента, выбору цели и средств профессиональной медицинской деятельности по таким направлениям, как профилактика, диагностика, лечение, реабилитация, психолого-педагогическая, организационно-управленческая, научно-исследовательская деятельность.

Нами также определены критерии и показатели сформиро-ванности профессионального мировоззрения врача: профессиональная обученность, которая устанавливается по уровню теоретического и практического овладения предметными и профессиональными знаниями; профессиональная мотивация, показателем которой выступает уровень мотивационно-ценностного отношения к профессии (миссии) врача; профессионально-личностное саморазвитие, показателем которого выступает представление о профессиональной культуре врача и личностном потенциале, необходимом для ее достижения. В зависимости от степени выраженности показателей названных критериев предложены следующие уровни сформированности профессионального мировоззрения врача: низкий, средний, высокий. Успешное формирование профессионального мировоззрения будущих врачей возможно при соблюдении комплекса педагогических условий, включающих гуманизацию и информатизацию содержания и технологий вузовской подготовки, позволяющих интегрировать разрозненные знания, мотивы, ценности различных учебных дисциплин не только на формирование общекультурных и профессиональных компетенций, а и на формирование их обобщенного результата - профессионального мировоззрения специалиста.

1. Зеер, Э.Ф. Психология профессионального развития. - М., 2006.

2. Степин, В.С. Научная картина мира в культуре техногенной цивилизации / В.С. Степин, Л.Ф. Кузнецова. - М., 1994.

3. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. - М., 1994.

4. Приказ Министерства образования и науки РФ № 1118 от 08.11.2010 г.

Bibliography

1. Zeer, Eh.F. Psikhologiya professionaljnogo razvitiya. - M., 2006.

2. Stepin, V.S. Nauchnaya kartina mira v kuljture tekhnogennoyj civilizacii / V.S. Stepin, L.F. Kuznecova. - M., 1994.

3. Ozhegov, S.I. Tolkovihyj slovarj russkogo yazihka: 80000 slov i frazeologicheskikh vihrazheniyj / S.I. Ozhegov, N.Yu. Shvedova. - M., 1994.

4. Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki RF № 1118 ot 08.11.2010 g.

Статья поступила в редакцию 26.02.13

УДК371.31:51

Dorofeev S.N. PERSON-ORIENTED APPROACH AS THE BASIS FOR BUILDING INDIVIDUAL LEARNING PATHS MATHEMATICS. In this article problems of realization of the personal focused approach in preparation of future bachelors and experts are investigated. It is shown that the individual educational trajectory is one of effective remedies of realization of this approach.

Key words: personally-oriented education, the quality of mathematical education, the trajectories of individual learning.

С.Н. Дорофеев, д-р пед. наук, проф., зав. каф. профессиональной педагогики и психологии

Пензенского гос. Университета, г. Пенза, E-mail: [email protected]

ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД КАК ОСНОВА ПОСТРОЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ТРАЕКТОРИЙ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ

В данной статье исследуются проблемы реализации личностно-ориентированного подхода в подготовке будущих бакалавров и специалистов. Показано, что индивидуальная образовательная траектория является одним из эффективных средств реализации этого подхода.

Ключевые слова: личностно ориентированное обучение, качество математического образование, траектории индивидуального обучения.

На современном этапе развития образовательного пространства перед каждым преподавателем неизменно стоит задача не только передать знания будущим специалистам, а заинтересовать их в этих знаниях; суметь построить занятия таким образом, чтобы умело сочетались приемы формирования личностных качеств и приемы формирования общекультурных и специальных знаний. Сочетание таких приемов необходимо при преподавании любых дисциплин, в том числе и математических. Формировать истинно гуманные качества у обучаемых на занятиях по математике можно не только достаточно полным освещением культурно-исторического аспекта, но и выбором оптимальных форм и методов подачи математического материала с учетом личностных качеств каждого обучаемого.

Основу личностно ориентированного обучения составляет его направленность на овладение обучающимися основами современного миропонимания; воспитание активной личности, освоившей культурный опыт человечества; личности способной стать субъектом профессиональной творческой деятельности, умело сочетающей в себе как истинно гуманные, так и высоко профессиональные качества. На современном этапе развития общества личностно ориентированное обучение предполагает, прежде всего, обращение его к личности обучаемого, с учетом ее ценностных ориентаций, сформировавшихся установок, превалирующих мотивов деятельности. В этой связи необходимо ориентировать обучаемых на приоритет общечеловеческих качеств, на усвоение народных традиций и опыта. Особую актуальность эта проблема приобретает в вузах, осуществляющих подготовку бакалавров педагогического образования. Ведь от учителя во многом зависит будущее человечества. Чем больше истинно гуманных качеств приобретет будущий учитель, тем более человечными будут его ученики [1].

Важно на конкретных примерах в процессе преподавания математических дисциплин показывать обучаемым, как на самом деле можно реализовывать те или иные приемы формирования личностных качеств. Будущий специалист приобретет определенные гуманные качества и будет их проявлять в обществе, если они будут привиты ему гуманным образом, если процесс его обучения будет связан только с положительными эмоциями. Чувством истинного гуманизма к слушателям были пронизаны лекции известного математика, доктора физико-математических наук, профессора Петра Константиновича Рашевского и его ученика доктора физико-математических наук, профессора Олега Васильевича Мантурова, которые нам посчастливилось слушать в МГУ и МОПИ им. Н.К. Крупской. Как правило, свои лекции каждый из них начинал с повторения тех понятий, без которых невозможно восприятие нового материала. Органи-

зуя процесс повторения, каждый профессор включал в него различные подходы к введению понятия, формулировке теорем, которые позволяли освещать существенные признаки с разных позиций. Такой подход к организации повторения становился неутомительным и интересным для слушателей; способствовал повышению уровня сформированности содержательно-операционного и мотивационного компонента слушателей. После лекций этих замечательных профессоров всегда оставалось чувство удовлетворенности и желания поиска новых знаний. Каждый из них использовал свои приемы организации учебного процесса так, что слушатели невольно осознавали необходимость расширения своего кругозора; становились участниками процесса творческого созидания.

К сожалению, мы вынуждены констатировать тот факт, что в связи с переходом на компетентностную основу подготовки бакалавров педагогического образования и сокращением числа часов, отводимых на изучение дисциплин естественно-научного цикла, возникла проблема поиска путей, средств и методов интенсификации математической подготовки бакалавров, проблема дифференциации учебного материала: что важно изложить на лекции, что дать в качестве самостоятельной работы, как на практическом занятии проконтролировать уровень усвоения материла, изложенного на лекции и усвоенного в процессе самостоятельной работы. Основная цель преподавателя вуза заключается в реализации государственного стандарта, в формировании у обучающихся компетенций, которые определяются программой. Индивидуальные возможности обучающихся, как правило, не учитываются должным образом и, порою, не признаются, рассматриваются как некоторое препятствие на пути реализации программы. Поэтому вузовский преподаватель в целях формирования общекультурных и профессиональных компетенций, формируемых в процессе изучения дисциплин естественно-научного цикла, вынужден либо игнорировать индивидуальные способности обучающихся или «насильственным образом» преодолевать их. Более того, он вынужден выступать в качестве главного инициатора естественно-научной деятельности обучающихся, постоянно принимать за каждого обучающегося определенные решения, важные на данном этапе его обучения. В действительности большая часть преподавателей при всем своем таланте не имеет возможности принимать по нескольку различных решений за каждого обучающегося. В результате неизбежно появляется такая категория обучающихся, которая имеет усредненные интересы и потребности [2].

Практика показывает, что вузовские преподаватели, как правило, осуществляют индивидуальный подход лишь по отношению к небольшой группе обучающихся, которые, по их мнению,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.