Научная статья на тему 'Сопровождение профессионально-личностного развития педагога в инновационной деятельности'

Сопровождение профессионально-личностного развития педагога в инновационной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
447
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ / СОПРОВОЖДЕНИЕ / PROFESSIONAL AND PERSONAL DEVELOPMENT / SUPPORT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кузина Н. Н.

В статье поднимаются проблемы сопровождения профессионально-личностного развития педагога в инновационной деятельности, рассматриваются пути личностно-профессионального самосовершенствования педагога в профессиональной карьере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SUPPORT OF PROFESSIONAL AND PERSONAL DEVELOPMENT OF THE TEACHER IN INNOVATIVE ACTIVITY

In article problems of support of professional and personal development of the teacher in innovative activity rise, ways of personal and professional self-improvement of the teacher in professional career are considered.

Текст научной работы на тему «Сопровождение профессионально-личностного развития педагога в инновационной деятельности»

жания профессионального образования, заключенного в образовательных программах, учебных дисциплинах, модулях и курсах и определения последовательности их освоения.

В общем смысле, «навигация - процесс управления некоторым объектом (имеющим собственные методы передвижения) в определённом пространстве передвижения. Состоит из двух основных частей:

• теоретическое обоснование и практическое применение методов управления объектом,

• маршрутизация, выбор оптимального пути следования объекта в пространстве» [7]. Другими словами навигация есть технология вычисления оптимального маршрута и последующего ведения по маршруту, в нашем случае - индивидуальному образовательному маршруту студента.

Индивидуально-ориентированное обучение ставит студента в такие условия, в которых у них появляются образовательные потребности и, как следствие, появляется активность и инициатива, стремление овладеть профессиональной культурой,

Библиографический список

а в идеале - и устремление к самореализации и самоактуализации через профессию. В число таких условий входят:

1) создание проблемных учебных ситуаций;

2) решение системы межпредметных задач для формирования комплексных профессиональных умений;

3) «социально напряженное содержание целей образования» (по М.М. Левиной), то есть этическая, философская, аксиологическая, экологическая интерпретация предметной информации;

4) повышение личностной значимости образования как базы дня профессиональной мобильности;

5) формирование ответственности за свою жизнь, карьеру и тем самым развитие социальной адаптивности;

6) формирование аутопсихологической компетентности, которая позволит мягко и грамотно пройти через профессиональные и жизненные кризисы, позволит увидеть факторы, блокирующие и благоприятствующие конструктивному развитию личности.

1. Большая Советская Энциклопедия / гл. ред. А.М. Прохоров. - М., 1977. - Т. 15.

2. Лоренц, В.В. Проектирование индивидуально-образовательного маршрута как условие подготовки будущего учителя к профессиональной деятельности: дис. ... канд. пед. наук. - Омск, 2001.

3. Соколова, М.Л. Проектирование индивидуальных образовательных маршрутов студентов в ВУЗе: дис. ... канд. пед. наук. - Архангельск, 2001.

4. Психология личности: учебное пособие / под ред. проф. П.Н. Ермакова, проф. В.А. Лабунской. - М., 2007.

5. Суртаева, Н.Н. Педагогические технологии в реализации гуманистической концепции образования // Химия в школе. - 1997. - № 7.

6. Кривых, С.В. Реализация профильного обучения средствами индивидуальных образовательных маршрутов: учебно-методическое пособие / С.В. Кривых, В.В. Тихомирова, В.В. Семенова, М.Ф. Шевченко / под науч. ред. С.В. Кривых. - СПб., 2008.

7. [Э/р]. - Р/д: http://en.wikipedia.org/wiki/%d0%9d%d0%b0%d0%b2%d0%b8%d0%b3%d0%b0%d1 %86%d0%b8%d1%8f

Bibliography

1. Boljshaya Sovetskaya Ehnciklopediya / gl. red. A.M. Prokhorov. - M., 1977. - T. 15.

2. Lorenc, V.V. Proektirovanie individualjno-obrazovateljnogo marshruta kak uslovie podgotovki buduthego uchitelya k professionaljnoyj deyateljnosti: dis. ... kand. ped. nauk. - Omsk, 2001.

3. Sokolova, M.L. Proektirovanie individualjnihkh obrazovateljnihkh marshrutov studentov v VUZe: dis. ... kand. ped. nauk. - Arkhangelsk, 2001.

4. Psikhologiya lichnosti: uchebnoe posobie / pod red. prof. P.N. Ermakova, prof. V.A. Labunskoyj. - M., 2007.

5. Surtaeva, N.N. Pedagogicheskie tekhnologii v realizacii gumanisticheskoyj koncepcii obrazovaniya // Khimiya v shkole. - 1997. - № 7.

6. Krivihkh, S.V. Realizaciya profiljnogo obucheniya sredstvami individualjnihkh obrazovateljnihkh marshrutov: uchebno-metodicheskoe posobie / S.V. Krivihkh, V.V. Tikhomirova, V.V. Semenova, M.F. Shevchenko / pod nauch. red. S.V. Krivihkh. - SPb., 2008.

7. [Э/р]. - Р/д: http://en.wikipedia.org/wiki/%d0%9d%d0%b0%d0%b2%d0%b8%d0%b3%d0%b0%d1 %86%d0%b8%d1%8f

Статья поступила в редакцию 26.11.12

УДК 316

Kuzina N.N. SUPPORT OF PROFESSIONAL AND PERSONAL DEVELOPMENT OF THE TEACHER IN INNOVATIVE ACTIVITY. In article problems of support of professional and personal development of the teacher in innovative activity rise, ways of personal and professional self-improvement of the teacher in professional career are considered.

Key words: professional and personal development, support.

Н.Н. Кузина, канд. пед. наук, доц. каф. педагогики и андрагогики СПбАППО, г. Санкт-Петербург, E-mail: nadezhdakuzina@yandex. ru

СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГА В ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В статье поднимаются проблемы сопровождения профессионально-личностного развития педагога в инновационной деятельности, рассматриваются пути личностно-профессионального самосовершенствования педагога в профессиональной карьере.

Ключевые слова: профессионально-личностное развитие, сопровождение.

В современных условиях, когда инновационная деятельность реализуется во многих образовательных учреждениях, по-прежнему актуальным остается пристальный интерес к исследованию проблем организации инновационной деятельности в образовании. Как отмечают Суртаева Н.Н., Макареня А.А., Кривых С.В. [1], инновационная деятельность - комплекс принимаемых мер по обеспечению инновационного процесса на том или ином уровне образования, а также сам процесс. К основным функциям инновационной деятельности относятся изменения компонентов педагогического процесса: смысла, целей, содержания образования, форм, методов, технологий, средств обучения, системы управлении и т.п.

Среди проблем, связанных с исследованием инновацион-ныой деятельности, наиболее исследованы вопросы, касающиеся внедрения новых педагогических технологий, изучения профессиональных качеств личности педагога-новатора, деятельности педагога-психолога в сопровождении инновационного процесса и др. В диссертационных исследованиях за последние годы рассматриваются и затруднения учителей в инновационной деятельности и организационно-педагогические условия их предупреждения и преодоления.

Результаты исследований показывают, что инновации в образовании, с одной стороны, стали необходимостью, а с другой - крайне рискованной областью, так как эффект от внедрения

инноваций выявляется через достаточно длительное время. Понятием «риск» пользуются многие науки, каждая из которых раскрывает специфику и своеобразие риска в конкретной области научного знания. Один из традиционных подходов связан с рассмотрением риска как меры предполагаемой неудачи, опасности применительно к конкретному виду деятельности. В социальной психологии риск определяется как мера ожидаемого неблагополучия при неуспехе в деятельности, определяемая сочетанием вероятности неуспеха и степени неблагоприятных последствий в этом случае.

Возникли новые условия в педагогической деятельности: снижение социального статуса педагога, усложнение его профессиональной деятельности, появление новых функций в должностных обязанностях. Практика профессиональной педагогической деятельности позволяет выявить следующие противоречия:

• между возрастающей сложностью профессиональных функций педагога и снижением его мотивации к профессиональному долгу;

• между растущими потребностями в применении современных образовательных технологий и нежеланием подготовленных к этому выпускников вузов работать в сфере образования из-за низкого социального статуса педагогических профессий;

• между возрастающей необходимостью в сохранении педагогическим сообществом самоуважения и недостаточно развитой способностью педагогов к проектированию индивидуальных стратегий карьерного роста на основе результатов социальной саморефлексии;

• между необходимостью использования развивающего потенциала образовательной среды для обеспечения профессионального развития педагога и отсутствием научного обоснования реализации этой идеи в процессе становления его квалификационной, должностной и социальной карьеры.

Для успешного выполнения своих функций современный педагог должен обладать не только суммой общих и специальных знаний, навыков и умений, но и комплексом определенных качеств личности, обеспечивающих плодотворную работу в команде. По мнению В.Н. Софьиной, такая ситуация определяет психолого-акмеологический и психолого-педагогический аспекты проблем формирования профессиональной компетентности специалистов [2].

Несомненно, что компетентность - многоуровневое образование с компонентами когнитивного, экспрессивного и интерактивного характера. Это сложная единая система внутренних психологических составляющих и свойств личности специалиста, которая формируется с глубинными свойствами личности -с потребностью в общении, уверенностью в себе и самооценкой. Компетентность включает в себя такие характеристики, как интегральное соответствие личности решаемым задачам, результативность и успех в проблемных ситуациях. Компетентность имеет свои функции: познавательную, регулятивную, функцию контроля и оценки, самооценки.

Несмотря на отсутствие однозначного подхода к определению понятия «профессиональная компетентность», не сформирован единый исследовательский подход к составу структурных компонентов профессиональной компетентности, не определены методы и факторы, способствующие формированию профессиональной компетентности педагогов в педагогическом процессе. В то же время профессиональной компетентностью называют индивидуально-психологическое образование, включающее опыт, психологическую готовность к саморазвитию, самосовершенствованию личности в деятельности и развитие его потребностей и творческих способностей [2]. Профессиональная компетентность формируется и проявляется в процессе решения различных задач при наличии педагогической зрелости специалиста. Значительную роль в профессиональной карьере педагога играет уровень развития у педагогов различных типов зрелости.

Эмоциональная зрелость, например, предполагает: уменьшение импульсивных реакций; возможность длительное время выполнять не очень привлекательное задание.

Профессиональная зрелость включает автономность, и умение соотнести информацию со своими особенностями, умение принимать решения, умение планировать свою профессиональную жизнь, эмоциональную включенность в ситуацию решения. Для возникновения основных признаков автономности педагога необходим определенный набор новообразований, которые заключаются в том, что человек ощущает свою независимость от внешней среды, он переходит на осознание своего идеального образа Я-концепции и стремления к его достижению.

Эмоциональный компонент профессиональной зрелости, проявляется в положительном настроении, жизненном оптимиз-

ме, уравновешенности и переносимости неудач [3]. Таким образом, к понятию «зрелость» на различных возрастных этапах обращаются в тех случаях, когда появляется необходимость отметить соответствие созревания определенных новообразований возрастному этапу становления педагога.

Гоажданская и личностная зрелость варьируются в зависимости от общественно-экономического устройства социума, национальных особенностей и традиций и никак не зависят от физического развития человека. Критерии трудовой зрелости во многом зависят от состояния физического и умственного развития. Но мнению А.Н. Леонтьева, зрелая личность характеризуется широкой системой иерархизированности мотивов деятельности, под которой понимается устойчивая конфигурация главных мотивационных линий [4].

Исходя из анализа представлений о процессе профессионального становления и развития различных типов зрелости, М.В. Александровой были выявлены существенные особенности в понимании формирования важнейших профессиональных и личностных качеств педагога, на разных этапах его жизнедеятельности. Систематизация этих подходов показала, что в ходе непрерывного образования происходит синтез профессиональной, личностной, исследовательской культуры, формируется направленность личности на саморазвитие и самореализацию в педагогической и управленческой деятельности. Выявлено пять этапов развития профессионального опыта педагога: достижение уровней развития индивида как субъекта деятельности, активная социальная позиция и успешность профессиональной деятельности; интеграция профессионального и общего образования; улучшение качества жизни путем создания для человека возможностей расширения его интеллектуальных горизонтов и др. [5].

Профессиональное достижение педагога - субъективно и объективно значимая качественная оценка результатов продвижения в профессионально-педагогической деятельности, степень роста профессионального мастерства на этапах профессионального становления, которая выражается в отношении к профессиональной деятельности и социальном принятии его окружающими.

Социальная рефлексия характеризует уровень профессионального самосознания личности педагога, проявление субъектности в самоанализе социальной значимости собственных профессиональных достижений и статуса (социального и должностного).

Ведущий фактор успешной карьеры педагога - его осознанное «движение навстречу» в форме активной включенности в решение общих вопросов и проблем, выходящих за пределы должности без предъявления требований дополнительного вознаграждения. Системное профессиональное становление и развитие специалиста выражается в формировании социопрофессио-нальной среды, как части пространства социальной культуры.

Социальная карьера педагога рассматривается как осознанно выбранный им путь продвижения в данной профессии в направлении приращения ее ценностного потенциала, расширения и углубления ее межпрофессиональных связей, основы дальнейшего успешного развития ее как области деятельности. Основным фактором успешности карьеры человека определяется его способность к «переносу компетентности» в смежные профессии, готовность решать самые разнообразные задачи в рамках данной культуры.

Глубина рассмотрения и понимания карьеры в профессии предполагает выделение его четырех уровней понимания:

обыденного, житейского;

научного, использующего результаты теоретических и эмпирических изучений;

философского, абстрактного осмысления в наиболее общих категориях. Выделенные уровни взаимоувязаны единым пониманием сущностно-содержательной характеристики профессиональной карьеры и различаются широтой охвата ее как социокультурного феномена, уровнем и характером активности действенности человека в ней. Высокую практическую ценность карьеры представляет его масштаб реализации.

На обыденном уровне понимания карьеры, представляется, что именно данная область связана с суждениями о карьере в категориях «удача», «везение», «стечение обстоятельств». Проявление карьеры на личностном уровне предполагает активность человека и характеризуется преимущественной направленностью на профессиональное самоопределение, выработку мнения относительно возможностей и условий ее успешности, «индивидуальное осознание позиции и поведения, связанного с трудовым опытом и деятельностью. Содержание такого проявления карьеры - идентификация с организационной группой

как выражение идентичности социальной; основной фактор ее успешности - «демонстрация лояльности организации».

Прикладной уровень понимания карьеры связан с ориентацией человека на осуществление практической деятельности и основан на соображениях «соответствия», «сообразности», «пригодности». Особенностями данного проявления профессиональной карьеры выступают: внутреннее приобщение человека к ценностям профессии, целям организации, должностным функциям; старательное выполнение им профессиональной деятельности и ее отдельных компонентов; стремление быть результативным в работе для достижения профессионального соответствия должности [6].

Обобщение концепций формирования и развития различных образовательных сред позволяет определить карьерную образовательную среду как развивающее пространство, способствующее переводу каждого его субъекта в режим самоорганизации и саморазвития, стимулирующее социальный, квалификационный и должностной карьерный рост педагогических работников за счет создания условий для опережающего развития педагогов [7].

Эффективность сопровождения квалификационной карьеры определяется динамикой развития профессионализма и результативностью педагогического опыта, получение дополнительных квалификаций, например, исследователь, эксперт, менеджер и др.; социальной - повышением социально-профессионального статуса педагога; должностной - повышением должностного статуса.

Реализация личностного проекта профессиональной карьеры определяется как «формирование профессионального потенциала». Определяющим фактором ее успешности выступает «постоянное самомосовершенствование в избранной области» путем выполнения различных видов работ для обогащения профессиональным опытом. Реализация карьеры - обеспечение продуктивной профессиональной деятельности. Ведущим фактором успешной карьеры человека признается осуществление им продуктивной профессиональной деятельности «на пике возможностей».

Высокая степень понимания своей профессии как полезной деятельности продуктивного осуществления личностной роли в профессии достигается человеком лишь к неформализованному этапу его карьеры. Очень важно для профессионального продвижения умение создать свой имидж [8]. Успешность личности педагога проявляется в его деятельности и детерминируется субъективными и объективными условиями. Субъективные условия являются результатом взаимодействия и развития сущностных сил самого человека, а также одновременно выступают в качестве причины успешного преобразования сферы поведения и деятельности человека. Профессиональная успешность педагога обусловлена специфическими условиями профессионального труда - его управленческой деятельностью. Данные условия в контексте профессионального развития личности педагога, как руководителя учебного процесса, имеют как положительную, так и отрицательную значимость. При этом достижение успешности педагога в своей профессиональной сфере представляет взаимосвязанный двусторонний процесс. С одной стороны, личность педагога должна успешно противостоять деструктивным влияниям профессиональной деятельности, а с другой - активно развивать свой творческий потенциал.

В современной психологии и акмеологии выделяют четыре основные формы успеха педагогической деятельности: результативный успех, приносящий личности некоторое социальное признание и популярность; успех, выражающийся в признании личности со стороны «значимых других»; успех, как преодоление трудностей в форме личностного самоопределения и успех, как реализация призвания, когда, прежде всего, значима сама деятельность в ее содержательной и процессуальной самоценности [8, с. 29].

Для успешной деятельности у педагога должна быть развита мотивационная компетентность, в смысле потенциальной го-

Библиографический список

товности решать поставленные задачи со знанием дела. Успешность поведения и деятельности зависит не только от способностей педагога, его подготовленности, но и от характера целей деятельности, наличия в его личностной сфере мотивации достижения, которая системно связана с волевыми качествами личности, позволяющей личности брать ответственность за достижение успеха на себя, а не полагаться на случай, везение.

Успешность деятельностной активности предполагает наличие обратной связи в различных формах собственной оценки личностью своих удачных способов, средств и результатов самовыражения. При этом выделяется два полярных вида жизненных концепций:

• первая характеризует жизнь личности, не выходящую за пределы сферы связей и отношений, в которых находится человек. Поэтому место существования личности находится внутри самой жизни, а всякое личностное отношение является отношением к отдельным явлениям жизни, но не к жизни в целом;

• вторая концепция существования связана с появлением ценностно-смыслового определения жизни (С.Л. Рубинштейн).

Мотивационный компонент профессиональной успешности включает: устойчивую профессиональную направленность; стремление побеждать, честолюбие, склонность к разумному риску, социальная смелость; потребность в достижении успеха;

• потребность в самовыражении: потребность в профессиональном труде, трудолюбие; потребность в планировании и целеполагании; потребность в достижении результата деятельности; потребность в инновационной деятельности;

• потребность в самоутверждении: потребность во власти и влиянии; лидерские потребности; потребность в признании, уважении и самоуважении;

• потребность в самоактуализации: потребность в расширении своего «Я»; потребность в профессиональном саморазвитии и самосовершенствовании.

Нравственный компонент профессиональной успешности включает: отношение к другим: гуманность; доброту; честность; справедливость; чуткость; тактичность; мировоззренческая убежденность; осознание ценности феноменов свободы и достоинства;

• отношение к себе: стремление качественно выполнять служебные обязанности; ответственность за свое психическое и физическое здоровье и нравственных требований профессии.

Эмоционально-волевой компонент профессиональной успешности включает: волевые качества: целеустремленность, настойчивость, упорство, решительность, смелость, выдержка, самообладание, самостоятельность, инициативность;

• эмоциональные качества: стрессоустойчивость; эмоциональная гибкость; позитивный настрой к окружающим, эмпа-тийные качества, контактность и способность к саморегуляции чувств; чувство юмора; толерантность к чужой точке зрения; спокойное отношение к возможным ошибкам других.

Интеллектуально-творческий компонент профессиональной успешности включает: владение собственно профессиональной деятельностью на достаточно высоком уровне (высоко сформированные профессиональные знания, умения и навыки); способность проектировать свое дальнейшее профессиональное развитие;

• личностную компетентность: владение знаниями и приемами творческого самовыражения и саморазвития; умение актуализировать творческий потенциал своей личности и организации в целом; владение знаниями и средствами противостояния профессиональным деформациям личности;

• индивидуальную компетентность: владение знаниями и приемами профессиональной саморегуляции и развитие индивидуальности в рамках профессии, готовность к профессиональному росту, способность к индивидуальному самосохранению, неподверженность профессиональному старению, умение рационально организовывать свой труд без физических и эмоциональных перегрузок.

1. Суртаева, Н.Н. Глоссарий (инновационные процессы в образовании) / Н.Н. Суртаева, А.А. Макареня, С.В. Кривых [и др.]. - СПб., 2009.

2. Софьина, В.Н. Психолого-акмеологические основы формирования профессиональной ка. д-ра психол. наук. - СПб. - 2007.

3. Чернявская, А.П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации. - М., 2003.

4. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 1975.

5. Александрова, М.В. Становление карьеры педагога в территориальной образовательной системе: автореф. д-ра пед. наук. - Великий Новгород, 2007.

6. Деркач, А.А. Развитие в акмеологии и акмеологическое развитие в структуре онтогенеза / А. Деркач, Э. В. Сайко // Мир психологии. -2007. - № 2.

7. Гарипова, Л.Г. Особенности формирования профессиональной карьеры женщин в трансформирующемся российском обществе: автореф. дис.... канд. социол. наук. - Казань, 2006.

8. Ивашкин, А.Г. Психологические основы развития профессиональной успешности личности муниципального руководителя: автореф. д-ра психол. наук. - Ставрополь, 2007.

Bibliography

1. Surtaeva, N.N. Glossariyj (innovacionnihe processih v obrazovanii) / N.N. Surtaeva, A.A. Makarenya, S.V. Krivihkh [i dr.]. - SPb., 2009.

2. Sofjina, V.N. Psikhologo-akmeologicheskie osnovih formirovaniya professionaljnoyj ka. d-ra psikhol. nauk. - SPb. - 2007.

3. Chernyavskaya, A.P. Psikhologicheskoe konsuljtirovanie po professionaljnoyj orientacii. - M., 2003.

4. Leontjev, A.N. Deyateljnostj. Soznanie. Lichnostj. - M., 1975.

5. Aleksandrova, M.V. Stanovlenie karjerih pedagoga v territorialjnoyj obrazovateljnoyj sisteme: avtoref. d-ra ped. nauk. - Velikiyj Novgorod, 2007.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Derkach, A.A. Razvitie v akmeologii i akmeologicheskoe razvitie v strukture ontogeneza / A. Derkach, Eh. V. Sayjko // Mir psikhologii. - 2007. - № 2.

7. Garipova, L.G. Osobennosti formirovaniya professionaljnoyj karjerih zhenthin v transformiruyuthemsya rossiyjskom obthestve: avtoref. dis.... kand. sociol. nauk. - Kazanj, 2006.

8. Ivashkin, A.G. Psikhologicheskie osnovih razvitiya professionaljnoyj uspeshnosti lichnosti municipaljnogo rukovoditelya: avtoref. d-ra psikhol. nauk. - Stavropolj, 2007.

Статья поступила в редакцию 26.11.12

УДК 796.2

Narzulayev S.B., Petukhov N.A., Khanovs R.G. OUTDOOR GAMES IN SYSTEM OF PHYSICAL TRAINING OF CHILDREN OF SPECIAL MEDICAL GROUPS. In article problems of a zdorovyesberezheniye of children in preschool and school institutions are reflected, natural and variativny aspects of application of outdoor games as one of the main ways of saving and increase of level of health of children of special medical groups reveal.

Key words: System of physical training, outdoor games, special medical group, zdorovyesberezheniye.

С.Б. Нарзулаев, д-р мед. наук, проф., ведущий н.с. Томского областного института повышения квалификации и переподготовки работников образования, г. Томск, Е-mail: [email protected]; Н.А. Петухов, канд. пед. наук, доц., н.с. Томского областного института повышения квалификации и переподготовки работников образования, г. Томск; Р.Г. Ханов, канд. пед. наук, доц. Дагестанского гос. педагогического университета, г. Махачкала, E-mail: [email protected]

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ В СИСТЕМЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СПЕЦИАЛЬНЫХ МЕДИЦИНСКИХ ГРУПП

В статье отражаются проблемы здоровьесбережения детей в дошкольных и школьных учреждениях, раскрываются природные и вариативные аспекты применения подвижных игр как одного из основных путей сохранения и повышения уровня здоровья детей специальных медицинских групп. Ключевые слова: система физического воспитания, подвижные игры, специальная медицинская группа, здоровьесбережение.

Состояние здоровья детей в России вызывает обоснованную тревогу: около 90 % из них имеют отклонения физического и психического здоровья. Из всех детей, поступающих в школу, 30-35% уже имеют хронические заболевания. В настоящее время в России проживает около 1,6 млн. детей с ограниченными возможностями здоровья, нуждающихся в специальном (коррек-ционном) образовании, соответствующем их образовательным потребностям. Существенного улучшения здоровья и физического развития детей школьного возраста в нашей стране за последние годы пока не отмечается. Нередко наблюдаются увеличение заболеваемости рядом распространенных болезней и, что особенно важно, такие изменения реактивности, сопротивляемости организма, которые предрасполагают детей и подростков к развитию болезней [1].

Учащающиеся заболевания среди школьников являются результатом физической детренированности, которая развивается вследствие ограниченной двигательной активности. У детей увеличилась учебная нагрузка в школе и дома. Они стали меньше двигаться, больше сидеть, особенно за компьютерами, вследствие чего возникает дефицит мышечной деятельности и мышечного корсета позвоночника, значительное напряжение зрительного аппарата. У них возникают проблемы, в первую очередь, с позвоночником, который выполняет четыре основные функции: опорную, двигательную, амортизационную и защитную.

Опорная функция заключается в создании опоры всего тела за счет прикрепления к нему всех основных частей тела: головы, плечевого пояса, пояса нижних конечностей, внутренних органов, брюшной и грудной полости. При выполнении опорной функции основная нагрузка падает на тела позвонков, диски и частично на связочный аппарат. Ведущая роль в опорной функции принадлежит мышцам, которые сдавливающим компонентом мышечной тяги создают единый монолит из отдельных позвонков для обеспечения опоры.

Двигательная функция заключается в выполнении различных движений, которые происходят в межпозвонковых суставах. Увеличение амплитуды возможно за счет растяжения связок, сжатия дисков. Ведущая роль в осуществлении этой функции принадлежит мышцам позвоночника.

Амортизационная функция заключается в уменьшении силы реакции опоры. В выполнении этой функции участвуют диски и связочный аппарат. Ведущая роль принадлежит мышцам, которые в уступающем режиме работы смягчают ударную волну и, кроме того, своим напряжением поддерживают физиологические изгибы позвоночника (лордозы, кифозы).

Защитная функция заключается в создании канала, состоящего из костей позвонков и межпозвонковых дисков, для защиты спинного мозга от повреждений.

Изменения в состоянии мышц позвоночника неизбежно ведут к его структурной перестройке и, как следствие этого всех его функций, а, следовательно, и всех основных органов и систем организма [2; 3].

Детям присуща потребность в двигательной активности и эта естественная потребность, как необходимый фактор роста и развития жизненных функций, должна не только удовлетворяться, но и умело использоваться. В процессе физического воспитания детей решаются три большие группы задач: оздоровительная, воспитательная и образовательная. Ведь каждый возрастной период неповторим по своим особенностям и требует применения соответствующих средств и методов. По-особому актуализируется эта проблема в настоящее время, когда в школу приходят на обучение дети, имеющие отклонения физического и психического здоровья, они оказываются лишенными активных занятий физической культурой, в учебное время, поскольку повсеместно освобождаются от уроков физической культуры.

Сложившееся положение обусловливает необходимость поиска эффективных средств и методов адаптивного физичес-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.