12. Krivihkh, S.V. Socialjnaya refleksiya v osnove socialjnogo vzaimodeyjstviya // Socialjnoe vzaimodeyjstvie v razlichnihkh sferakh zhiznedeyateljnosti: materialih Mezhdunarodnoyj nauchno-praktich. konf. / otv. red. E.I. Brazhnik, N.N. Surtaeva, S.V. Krivihkh. - SPb., 2011.
Статья поступила в редакцию 26.11.12
УДК 378.1
Krivykh S.V. INDIVIDUAL THE FOCUSED EDUCATIONAL PROCESS IN HIGHER EDUCATION INSTITUTION IN THE CONDITIONS OF REALIZATION FGOS OF VPО. In article the review of works on an individualization of educational process in aspect of realization FGOS VPO of new generation is given.
Key words: educational process in higher education institution, individual the focused training, federal state educational standards of new generation.
С.В. Кривых, д-р пед. наук, проф., ректор Института декоративно-прикладного искусства, г. Санкт-Петербург, E-mail: [email protected]
ИНДИВИДУАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС В ВУЗЕ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ВПО
В статье дается обзор работ по индивидуализации образовательного процесса в аспекте реализации ФГОС ВПО нового поколения.
Ключевые слова: образовательный процесс в вузе, индивидуально-ориентированное обучение, федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения.
Историографический анализ литературы позволил установить, что проблема индивидуализации обучения не нова: ее идеи восходят к трудам древних философов и ученных, а затем они воплотились в идеях природосообразности и культуросообраз-ности воспитания (Я.А. Коменский, Дж. Локк, И.Г. Песталоцци,
A.Дистервег), а также в антропологическом направлении педагогики (К.Д. Ушинский).
В советские годы проблема индивидуального подхода как средства формирования индивидуального стиля деятельности представлена во многих исследованиях педагогов и психологов (Ю.К. Бабанский, Л.Г. Вяткин, В.В. Давыдов, Е.А. Климов,
B.С. Мерлин, Ю.А. Самарин и др.). Проблема индивидуализации обучения разносторонне изучалась в дидактике 60-70-х годов А.А. Бударным, В.И. Гладких, А.А. Кирсановым, Е.С. Рабун-ским, Г.И. Щукиной и другими учеными. Учет индивидуальных особенностей в процессе учебной работы осуществлен в работах В.М. Винника, Л.Ф. Желяковой, И.Т. Огородникова, П.И. Пит-касистого, И.В. Ромашко. В них особое внимание уделяется индивидуализации самостоятельной деятельности. Наиболее полным исследованием проблемы индивидуальности обучения является исследование И.Э. Унт.
В последние годы исследования по проблеме индивидуализации обучения в высшей школе значительно активизируются (Бурлакова Т.В., Зимовина О.А., Козлов В.В., Мишина Л.Г., Морозова Д.А., Пустовалов С.Б., Акулова О.В., Верещагина Н.О., Даутова О.Б., Менг Т.В., Пискунова Е.В. и др.). Это объясняется поисками путей перестройки образовательного процесса в вузе с целью его оптимизации, повышения эффективности, приведения в соответствие с возросшими требованиями к уровню подготовки специалистов. Особую актуальность проблема индивидуализации обучения в системе ВПО приобретает в связи с вводом в действие ФГОС.
Под индивидуализацией понимается создание системы многоуровневой подготовки студентов, учитывающей индивидуальные особенности обучающихся и позволяющей избежать уравниловки и предоставляющей каждому возможность максимального раскрытия способностей для получения соответствующего этим способностям образования. Индивидуализация обучения может осуществляться по:
- содержанию, когда обучающийся имеет возможность корректировки направленности получаемого образования. Эту возможность студент получает в случае применения программ обучения по индивидуальным планам, выбирая профиль обучения и реализуя вариативный компонент учебного плана, а также участием во внеаудиторной, творческой, научно-исследовательской работе;
- объёму учебного материала, что позволяет студентам изучать предмет в познавательных, научных или прикладных целях. Этому служит введение многоуровневой системы подготовки специалистов - системы многоуровневого высшего образования - бакалавриата, магистратуры. Для этой цели предусмотрено увеличение доли самостоятельных занятий, сис-
тема неформального образования. Применяются специальные технологии, такие, например, как «План Келлера», основанный на индивидуализации обучения по времени и объёму, предоставляя возможность обучающимся изучать обязательный материал в том темпе, который соответствует их типу познания и развития;
- времени усвоения, допуская изменение в определённых пределах регламента изучения необходимого объёма учебного материала в соответствии с темпераментом и способностями слушателя.
Сегодня в России наблюдается тенденция развития индивидуализации обучения, направленной на решение проблем гуманизации образования, что приводит к перестройке системы высшего образования и разработке следующих основных принципов, ориентированных на создание условий для становления личности студента как грамотного специалиста и самостоятельного гражданина демократического общества:
- принцип осознанной перспективы («сделай себя сам»), согласно которому каждый человек имеет возможность активно участвовать в собственном образовании. Знания автоматически станут востребуемыми, а не навязанными жесткими рамками учебного плана, усиливается мотивация обучения и эффективность усвоения знаний;
- принцип гибкости системы высшего образования, согласно которому содержание обучения и пути освоения знаний и приобретения профессиональных навыков соответствуют потребностям или уровню притязаний личности. В данном случае оправдывается система многоуровнего высшего образования при осуществлении возможности изменения специализации или получении нескольких специальностей за период обучения в вузе;
- принцип динамичности системы высшего образования, связанный со способностью быстро реагировать при подготовке специалистов на изменения в экономике, информационной системе в результате НТП;
- принцип индивидуального обучения, реализация которого приводит к возникновению между преподавателем и студентами атмосферы заинтересованности и сотворчества, способствующей улучшению качества восприятия информации и выработке профессионального мастерства.
Так как структура системы многоуровневого образования, а также цели ее отдельных звеньев определяются воздействием общественной востребованности в образовании, которые формируются из потребности в квалифицированных специалистах и социальными запросами, индивидуализация и демократизация образования должна проходить через расширение возможностей каждого человека в области реализации его гражданских прав на получение качественного образования.
Категория «индивидуализация обучения» рассматривается многими авторами обычно как стратегия обучения и может быть представлена в следующих вариантах: а) от минимальной дифференциации в групповом обучении до полностью независимого обучения; б) различные варианты содержания образо-
вания, индивидуальные темпы продвижения в его усвоении, различия в требуемом уровне знаний; в) использование индивидуализированного обучения на всех предметах, на части предметов, в отдельных частях учебного материала или для отдельных учащихся.
Индивидуально-ориентированное обучение обладает огромными возможностями для удовлетворения потребностей обучающегося за счет того, что предоставляет ему возможность выбрать содержание и форму организации образовательного процесса, то есть выбрать профиль обучения, учебные дисциплины, учебные модули, предметы или спецкурсы, а также возможность освоения выбранного содержания образования путем избранных способов и форм деятельности, темпов продвижения в образовании. При этом следует подчеркнуть, что индивидуально-ориентированное обучение предполагает помощь студенту в самоопределении в образовательном процессе.
Один из возможных путей осуществления индивидуализации образовательного процесса в вузе мы видим во включении студентов совместно с преподавателями в проектирование и реализацию собственных индивидуальных образовательных маршрутов. Следовательно, возникает проблема организации образовательной деятельности студентов по их индивидуальным образовательным маршрутам.
Индивидуализация на современном этапе является одним из главных условий построения индивидуально-ориентированного образовательного процесса в вузе. Сегодня в высшей школе актуальным является знание и своевременное реагирование на проблемы конкретного студента, перенос акцента с фронтальной работы на самостоятельную, обеспечение возможности выбора каждому обучающемуся. Все это создает предпосылки для выбора и реализации индивидуальных образовательных маршрутов студентов с учетом индивидуальных особенностей и в соответствии с запросами, возможностями и интересами личности. При этом сам студент рассматривается как активный носитель субъектного опыта и играет главную роль в становлении своей индивидуальности и формировании профессионально-значимых качеств личности.
Понятие «индивидуальный образовательный маршрут» имеет несколько близких по смыслу понятий: «индивидуальная траектория развития», «индивидуальная образовательная траектория». А также с этими понятиями связаны такие понятия, как «индивидуальная образовательная деятельность», «индивидуальная образовательная программа», «индивидуальный образовательный план» и т.д.
В «Большой советской энциклопедии» под маршрутом понимается «заранее намеченный или установленный путь следования, направление, порядок пути» [1, с. 432]. Применительно к высшей школе мы встречаем понятие «индивидуальный образовательный маршрут» в работах М.Л. Соколовой и В.В. Лоренц. Лоренц В.В. под индивидуальным образовательным маршрутом понимает «целенаправленную проектируемую дифференцированную образовательную программу, обеспечивающую студенту позиции субъекта выбора, разработки, реализации образовательной программы при осуществлении преподавателями педагогической поддержки профессионального самоопределения и самореализации будущего учителя» [2, с. 22]. Соколова М.Л. в своем исследовании под индивидуальным образовательным маршрутом понимает «освоение студентом образовательной программы, с опорой на его образовательный опыт, возможности, с ориентацией на решение его образовательных проблем» [3, с. 68].
Рассмотрение содержательных компонентов индивидуального образовательного маршрута, позволяет отметить, что, начиная с формулирования целей индивидуального образовательного маршрута, вплоть до подведения итогов по его реализации, на всех этапах можно выделить общие аспекты, характерные для всех индивидуально-образовательных маршрутов и частные, присущие лишь одному или нескольким маршрутам. Выявление общих аспектов приводит к необходимости введения нового понятия - обобщенный образовательный маршрут (Н.А. Лабунская [4]).
Обобщенный образовательный маршрут рассматривается П.Н. Ермаковым и Н.А. Лабунской как совокупность общих для студентов этапов, периодов, линий, характеризующих их продвижение при получении образования и отражающих взаимодействие с образовательной средой. Обобщенный образовательный маршрут представляет собой многообразие индивидуально-образовательных маршрутов. Индивидуально-образовательный маршрут, в свою очередь, проявляется как одна из возможных проекций обобщенного образовательного маршрута и существует как вариант пути (тип маршрута) восхождения к образованию.
Суртаева Н.Н. дает свое определение индивидуальной образовательной траектории: «Это определенная последовательность элементов учебной деятельности каждого учащегося, соответствующая его способностям, возможностям, мотивации, интересам, осуществляемым при координирующей, организующей, консультирующей деятельности педагога во взаимосвязи с родителями» [5, с. 13-23].
Говоря о вариативной структуре учебной деятельности студента в условиях реализации ФгОс ВПО, мы имеем ввиду выбор оптимальных форм, средств, методов и темпов обучения, применение тех способов учения, которые в наибольшей степени соответствуют индивидуальным особенностям студентов. При этом результатом совместной работы преподавателя и учащегося является «Индивидуальная технологическая карта» каждого студента, в которой отражается спроектированный индивидуальный образовательный маршрут по изучению учебной дисциплины. Она включает в себя «Индивидуальные карты самодвижения по темам учебной дисциплины», «График индивидуального образовательного маршрута студента», «Индивидуальную карту личностного развития».
Поскольку студенты будут иметь возможность сами участвовать в проектировании индивидуальных образовательных маршрутов, то это будет способствовать формированию индивидуального стиля деятельности, личностной заинтересованности в изучении учебных курсов.
Индивидуально-ориентированное обучение в вузе предполагает опору на профессиональное и личностное развитие студентов, что связано с такими особенностями личности, как сфера интересов и предпочтений, образовательные потребности и профессиональные и жизненные планы.
Сегодня перед педагогической наукой, особенно в условиях реализации ФГОС ВПО, стоит проблема совершенствования методов и форм вузовской подготовки. Новые образовательные технологии должны быть направлены на реализацию индивидуально-ориентированного подхода в обучении, сущность которого в гуманизации педагогического процесса, уважительном отношении к личности студента, создании условий для выявления и развития индивидуальных возможностей и способностей. При этом студент должен ощущать потребность стать специалистом и профессионалом своего дела, потребность в самовыражении и развитии своих личностных свойств.
Кривых С.В. с соавторами разработали технологию построения индивидуального образовательного маршрута средствами индивидуального учебного плана для старшеклассников в профильной школе. Под индивидуальным учебным планом авторами понимается совокупность учебных предметов (курсов), выбранных отдельным учеником для освоения из предложенного перечня, составленного на основе Федерального Базисного учебного плана. Основная идея построения индивидуальных учебных планов заключается не в жестком декларировании готового пакета предметов для определенных профилей образования, а в предоставлении каждому обучающемуся возможности разработать свой собственный образовательный маршрут, и уже на основе разработанных маршрутов сформировать профили обучения [6, с. 24].
Индивидуальные образовательные планы разрабатываются в соответствии с персональными образовательными задачами обучающихся, что позволяет создать условия для самореализации каждого студента и стимулирует его к выдвижению жизненных целей (в первую очередь, в плане получения образования) и, в частности, целей профессионального становления и развития. При проектировании и реализации индивидуального образовательного плана у обучающихся формируется ответственность за собственное образование, за реализацию профессиональных и жизненных планов. Понятие индивидуальный образовательный план отражает индивидуальный вариант и способ восхождения студента к образованию.
При реализации индивидуально-ориентированного образования учебный процесс организуется таким образом, чтобы обеспечить каждому студенту максимально благоприятные условия для освоения основной образовательной программы и получения по завершении обучения академической квалификации в полном соответствии с требованиями действующего законодательства, ФГОС ВПО и других нормативных документов.
Переход к такому образовательному процессу может основываться на идее навигации движения в образовательном пространстве (внутривузовском, городском, государственном, мировом), которая состоит в следующем: студент осуществляет ревизию своих профессиональных интересов и образовательных потребностей, а также возможностей вуза, и обнаруженные точки пересечения становятся ориентирами для отбора содер-
жания профессионального образования, заключенного в образовательных программах, учебных дисциплинах, модулях и курсах и определения последовательности их освоения.
В общем смысле, «навигация - процесс управления некоторым объектом (имеющим собственные методы передвижения) в определённом пространстве передвижения. Состоит из двух основных частей:
• теоретическое обоснование и практическое применение методов управления объектом,
• маршрутизация, выбор оптимального пути следования объекта в пространстве» [7]. Другими словами навигация есть технология вычисления оптимального маршрута и последующего ведения по маршруту, в нашем случае - индивидуальному образовательному маршруту студента.
Индивидуально-ориентированное обучение ставит студента в такие условия, в которых у них появляются образовательные потребности и, как следствие, появляется активность и инициатива, стремление овладеть профессиональной культурой,
Библиографический список
а в идеале - и устремление к самореализации и самоактуализации через профессию. В число таких условий входят:
1) создание проблемных учебных ситуаций;
2) решение системы межпредметных задач для формирования комплексных профессиональных умений;
3) «социально напряженное содержание целей образования» (по М.М. Левиной), то есть этическая, философская, аксиологическая, экологическая интерпретация предметной информации;
4) повышение личностной значимости образования как базы дня профессиональной мобильности;
5) формирование ответственности за свою жизнь, карьеру и тем самым развитие социальной адаптивности;
6) формирование аутопсихологической компетентности, которая позволит мягко и грамотно пройти через профессиональные и жизненные кризисы, позволит увидеть факторы, блокирующие и благоприятствующие конструктивному развитию личности.
1. Большая Советская Энциклопедия / гл. ред. А.М. Прохоров. - М., 1977. - Т. 15.
2. Лоренц, В.В. Проектирование индивидуально-образовательного маршрута как условие подготовки будущего учителя к профессиональной деятельности: дис. ... канд. пед. наук. - Омск, 2001.
3. Соколова, М.Л. Проектирование индивидуальных образовательных маршрутов студентов в ВУЗе: дис. ... канд. пед. наук. - Архангельск, 2001.
4. Психология личности: учебное пособие / под ред. проф. П.Н. Ермакова, проф. В.А. Лабунской. - М., 2007.
5. Суртаева, Н.Н. Педагогические технологии в реализации гуманистической концепции образования // Химия в школе. - 1997. - № 7.
6. Кривых, С.В. Реализация профильного обучения средствами индивидуальных образовательных маршрутов: учебно-методическое пособие / С.В. Кривых, В.В. Тихомирова, В.В. Семенова, М.Ф. Шевченко / под науч. ред. С.В. Кривых. - СПб., 2008.
7. [Э/р]. - Р/д: http://en.wikipedia.org/wiki/%d0%9d%d0%b0%d0%b2%d0%b8%d0%b3%d0%b0%d1 %86%d0%b8%d1%8f
Bibliography
1. Boljshaya Sovetskaya Ehnciklopediya / gl. red. A.M. Prokhorov. - M., 1977. - T. 15.
2. Lorenc, V.V. Proektirovanie individualjno-obrazovateljnogo marshruta kak uslovie podgotovki buduthego uchitelya k professionaljnoyj deyateljnosti: dis. ... kand. ped. nauk. - Omsk, 2001.
3. Sokolova, M.L. Proektirovanie individualjnihkh obrazovateljnihkh marshrutov studentov v VUZe: dis. ... kand. ped. nauk. - Arkhangelsk, 2001.
4. Psikhologiya lichnosti: uchebnoe posobie / pod red. prof. P.N. Ermakova, prof. V.A. Labunskoyj. - M., 2007.
5. Surtaeva, N.N. Pedagogicheskie tekhnologii v realizacii gumanisticheskoyj koncepcii obrazovaniya // Khimiya v shkole. - 1997. - № 7.
6. Krivihkh, S.V. Realizaciya profiljnogo obucheniya sredstvami individualjnihkh obrazovateljnihkh marshrutov: uchebno-metodicheskoe posobie / S.V. Krivihkh, V.V. Tikhomirova, V.V. Semenova, M.F. Shevchenko / pod nauch. red. S.V. Krivihkh. - SPb., 2008.
7. [Э/р]. - Р/д: http://en.wikipedia.org/wiki/%d0%9d%d0%b0%d0%b2%d0%b8%d0%b3%d0%b0%d1 %86%d0%b8%d1%8f
Статья поступила в редакцию 26.11.12
УДК 316
Kuzina N.N. SUPPORT OF PROFESSIONAL AND PERSONAL DEVELOPMENT OF THE TEACHER IN INNOVATIVE ACTIVITY. In article problems of support of professional and personal development of the teacher in innovative activity rise, ways of personal and professional self-improvement of the teacher in professional career are considered.
Key words: professional and personal development, support.
Н.Н. Кузина, канд. пед. наук, доц. каф. педагогики и андрагогики СПбАППО, г. Санкт-Петербург, E-mail: nadezhdakuzina@yandex. ru
СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГА В ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В статье поднимаются проблемы сопровождения профессионально-личностного развития педагога в инновационной деятельности, рассматриваются пути личностно-профессионального самосовершенствования педагога в профессиональной карьере.
Ключевые слова: профессионально-личностное развитие, сопровождение.
В современных условиях, когда инновационная деятельность реализуется во многих образовательных учреждениях, по-прежнему актуальным остается пристальный интерес к исследованию проблем организации инновационной деятельности в образовании. Как отмечают Суртаева Н.Н., Макареня А.А., Кривых С.В. [1], инновационная деятельность - комплекс принимаемых мер по обеспечению инновационного процесса на том или ином уровне образования, а также сам процесс. К основным функциям инновационной деятельности относятся изменения компонентов педагогического процесса: смысла, целей, содержания образования, форм, методов, технологий, средств обучения, системы управлении и т.п.
Среди проблем, связанных с исследованием инновацион-ныой деятельности, наиболее исследованы вопросы, касающиеся внедрения новых педагогических технологий, изучения профессиональных качеств личности педагога-новатора, деятельности педагога-психолога в сопровождении инновационного процесса и др. В диссертационных исследованиях за последние годы рассматриваются и затруднения учителей в инновационной деятельности и организационно-педагогические условия их предупреждения и преодоления.
Результаты исследований показывают, что инновации в образовании, с одной стороны, стали необходимостью, а с другой - крайне рискованной областью, так как эффект от внедрения