Научная статья на тему 'Психолого-педагогическое сопровождение студента в образовательном процессе'

Психолого-педагогическое сопровождение студента в образовательном процессе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
317
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС ВУЗА / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СТУДЕНТА / EDUCATIONAL PROCESS IN A UNIVERSITY / PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL ASSISTANCE TO A STUDENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мухаммед Фадель Мухаммед, Суртаева Н. Н.

В статье раскрываются формы психолого-педагогического сопровождения студентов в образовательном процессе в современном вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мухаммед Фадель Мухаммед, Суртаева Н. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT TO STUDENTS IN THE EDUCATIONAL PROCESS

The article reveals the forms of psychological and pedagogical support for students in the educational process in the modern higher education school.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогическое сопровождение студента в образовательном процессе»

при помощи дыхания «протягивать» гласные звуки, а для определения места ударения «портить» слово при помощи изменения долготы гласных звуков в слове. Любой гласный можно продлить, но ударный гласный в русском языке всегда произносится дольше безударного. И может быть, самое интересное свойство долгого (ударного) звука - его удивительная растяжимость, не искажающая значения слова. Ударный гласный можно тянуть очень долго, а слово останется понятным. Если же растянуть безударный гласный, тогда либо слово превратиться в бессмыслицу, либо прозвучит другое слово, совсем с другим значением. Например, “нааага” вместо “нагааа” (нога), “ааатлас” (карта) -“атлааас” (ткань). Это надежный и ясный ориентир для ребенка.

Таким образом, чтобы выделить в сознании детей акустические признаки речевых звуков, мы подвергали анализу не целое слово, а только слог-слияние, где дифференциальные признаки гласного и согласного через произвольные ощущения мышц-артикуляторов наиболее ярко проявляются. Учащиеся, сосредоточиваясь на мышцах-артикуляторах, учились распределять, переключать внимание, анализу и синтезу речевых звуков.

Библиографический список

Дифференцированный процесс звукоразличения создает ту первичную базу, на которой начинают формироваться орфографические навыки. Например, школьник, у которого не сформированы такие мыслительные операции как анализ, произвольность действий со звуками, а также способность к распределению, переключению, сосредоточению внимания, не может в достаточной мере анализировать структуру слова, а, следовательно, не приобретает интеллектуальные навыки.

Речемыслительная деятельность развивает способность младшего школьника к рассуждению и доказательству, а главное - выступает средством профилактики дисграфии у младшего школьника. Задача учителя научить детей речемыслительным операциям, которые должны протекать точно и быстро. Мы руководствовались идей единства и взаимопроникновения определенных линий развития психической деятельности. Речемыслительная деятельность формирует у младшего школьника мыслительные операции, которые не только выступают условием развития интеллекта, но и являются средством профилактики дисграфии.

1. Кривых, С.В. Образовательная система интеллектуального развития младших школьников средствами речемыслительной деятельности / С.В. Кривых, Т.А. Аристова // Мир науки, культуры, образования. - 2011. - № 5(30).

2. Бельтюков, В.И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи (в норме и патологии). - М., 1977.

3. Жинкин, Н.И. Развитие оперативной памяти и орфографической зоркости у учащихся / Н.И. Жинкин, И.Г. Цветкова // Начальная школа. - 1996. - № 1.

4. Выготский, Л.С. Мышление и речь. - М., 1996.

5. Теплов, Б.М. Психология музыкальных способностей // Избр. труды. - М., 1985. - Т. 1.

Bibliography

1. Krivihkh, S.V. Obrazovateljnaya sistema intellektualjnogo razvitiya mladshikh shkoljnikov sredstvami rechemihsliteljnoyj deyateljnosti / S.V. Krivihkh, T.A. Aristova // Mir nauki, kuljturih, obrazovaniya. - 2011. - № 5(30).

2. Beljtyukov, V.I. Vzaimodeyjstvie analizatorov v processe vospriyatiya i usvoeniya ustnoyj rechi (v norme i patologii). - M., 1977.

3. Zhinkin, N.I. Razvitie operativnoyj pamyati i orfograficheskoyj zorkosti u uchathikhsya / N.I. Zhinkin, I.G. Cvetkova // Nachaljnaya shkola. -

1996. - № 1.

4. Vihgotskiyj, L.S. Mihshlenie i rechj. - M., 1996.

5. Teplov, B.M. Psikhologiya muzihkaljnihkh sposobnosteyj // Izbr. trudih. - M., 1985. - T. 1.

Статья поступила в редакцию 12.03.14

УДК 378 MuhammedFadelMuhammed, Surtaeva N.N. PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT TO STUDENTS IN THE EDUCATIONAL PROCESS. The article reveals the forms of psychological and pedagogical support for students in the educational process in the modern higher education school.

Key words: educational process in a university, psychological and pedagogical assistance to a student.

Мухаммед Фадель Мухаммед, д-р наук, преп. Аденского университета, Республика Йемен;

Н.Н. Суртаева, д-р пед. наук, проф. каф. социальной педагогики РГПУ им. А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург, E-mail: [email protected]

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СТУДЕНТА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

В статье раскрываются формы психолого-педагогического сопровождения студентов в образовательном процессе в современном вузе.

Ключевые слова: образовательный процесс вуза, психолого-педагогическое сопровождение студента.

Психолого-педагогическое сопровождение студента в образовательном процессе - предполагает оказание ему помощи при принятии решения в сложных ситуациях. Мы понимаем психо-лого-педагогическое сопровождение как комплексный метод, обеспечивающий создание условий для принятия студентом оптимальных решений в различных ситуациях жизненного и академического выбора, помощь в преодолении трудностей (барьеров, затруднений и т.п.) и создание ситуаций успешности и достижений.

Генеральной задачей психолого-педагогического сопровождения студента в процессе развития его академической зрелости является расширение его субъектного опыта, помощь в осознании своего профессионального предназначения, обретении академической компетентности. Достижение данной цели в про-

цессе сопровождения возможно через следующие аспекты: педагогические, психологические, организационные, дидактические, технолого-методические, социальные. По сути это веер задач, которые являются содержательной основой в процессе формирования академической зрелости. Решение задач и самодвижение индивида к конкретной цели требует совершенно иного вида деятельности педагога - педагогической помощи и поддержки, а отнюдь не педагогического воздействия. Таким образом, под сопровождением мы понимаем метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора.

Мы выделили задачи психолого-педагогического сопровождения студентов в процессе индивидуально-ориентированного обучения.

1. Социальные:

- учить осознанию значимости самостоятельности в жизни;

- помогать усвоению инновационных норм и образцов социального опыта (общения, способов действия, поведения и т.д.);

- помогать формированию самостоятельности как механизма социальной адаптации.

2. Педагогические:

- учить оптимистическому преодолению затруднений в процессе обучения;

- закреплять у студентов преобладание стремления к успеху над стремлением избегать неуспеха;

- нацеливать на академическое самообразование и самовоспитание не только в вузе, но и в процессе всей жизни;

- обеспечивать эмоциональную насыщенность жизни студентов, мажорный стиль жизни коллектива

3. Психологические:

- формировать положительную учебную мотивацию, познавательный интерес;

- побуждать к проявлению субъектной позиции;

- учить всем видам рефлексии;

- ориентировать в реальном учебном процессе на перспективу с позиции самореализации;

- изменять позицию по отношению к учебной деятельности.

4. Организационные:

- создавать условия для фасилитационного взаимодействия;

- создавать условия, обеспечивающие освоение, усвоение и присвоение студентом продуктивных приемов учебной деятельности;

- развивать методы, средства, приемы академической деятельности;

- развивать творческий подход к усвоению опыта самостоятельности.

5. Дидактические:

- развивать общеучебные умения и навыки, способствующие осознанию технологических процедур интеллектуального труда;

- формировать у студентов представление об академической зрелости;

обучать инновационным приемам самостоятельной учебной деятельности;

- помогать в приобретении опыта в сфере академической компетентности.

6. Технолого-методические:

- отбирать методы и формы снятия затруднений процессе учебной деятельности;

- обучать приемам и техникам самосохранения;

- отрабатывать навыки кооперации сотрудничества;

- создавать атмосферу доброжелательного взаимодействия;

- совершенствовать компьютерно-программные навыки.

Одной из технологий сопровождения студентов в ходе индивидуально-ориентированного процесса обучения, на наш взгляд, являются супервизорские консультации. Супервизией, или супервизорством, в психологии изначально называли поддержку, оказываемую клиенту, который сталкивается с конфликтными ситуациями, сложными проблемами общения, имеет негативный опыт взаимодействия, склонен к эмоциональному выгоранию (Н.С. Глуханюк, Д. Джейкобе [1; 2]).

Сейчас супервизия как консультативный метод расширила свои рамки и выступает как педагогическое средство помощи студенту в преодолении любых затруднений, связанных с учебной деятельностью. Супервизорство как сопровождающая техника (или как корректирующее консультирование и обучение) на этапе выполнения самостоятельной работы студентами решает ряд проблем академической сферы:

использование личных ресурсов в преодолении затруднений;

развитие внутренней мотивации;

развитие навыков конструктивного взаимодействия;

развитие рефлексивных процессов;

развитие волевой активности по преодолению познавательных затруднений.

Целью супервизорства является рефлексия студентом себя в самостоятельной учебной деятельности; развитии себя как академически зрелой личности; понимании проблем и конфликтов во взаимодействии с субъектами образовательного процесса; понимании перспектив своего профессионального роста и

избегании эмоционального выгорания. Отсюда основными направлениями супервизорской поддержки выступают:

- помощь в осознании характера затруднений обучения и способов их снятия;

- помощь в развитии (и даже обретении) надпредметных умений;

- развитие рефлексивных способностей;

- использование личностных ресурсов с опорой на интер-нальный локус контроля;

- освоение продуктивного общения.

Формами и методами осуществления супервизорской поддержки служат:

- индивидуальные консультации;

- метод самонаблюдения для ведения дневника самонаблюдения;

- проблемные семинары-обсуждения, проводимые в рамках спецсеминаров;

- личный «бизнес-план».

Как видно из перечня, формы и методы связаны с процессом переживания студентом разных психических состояний (например, состояние затруднения в процессе обучения), новых жизненных ситуаций, с освоением нового опыта самостоятельной учебной деятельности. Результатом супервизорства является приобретение студентом нового опыта и осознание своих возможностей в процессе формирования своей академической зрелости.

Преподаватели и студенты являются партнёрами согласованного взаимодействия при организации индивидуально-ориентированного образовательного процесса вуза на основе кредитно-рейтинговой системы обучения. Кривых С.В., Павлова О.В., Тюлина О.А. [3, с. 183-185] подчеркивают, что в условиях, вводимых ФГОС вПо, четко проявляется необходимость новых позиций преподавателя, которые должны быть закреплены в должностных обязанностях, учитываются при распределении нагрузки. Изменение позиции преподавателя требует от него овладение новыми ролями: консультанта, тьютора, модератора групповой работы, куратор образовательной программы и т.д.

Во-первых, совершенно очевидно, что в процессе обучения студент нуждается в консультации, совете компетентного специалиста, каким может являться академический консультант. Консультирование - особым образом организованное взаимодействие между преподавателем-консультантом (профессионалом) и студентом, направленное на разрешение проблем и внесение позитивных изменений в деятельность.

Консультант представляет академические интересы студента, готовит информационные материалы и предоставляет их на стендах и сайте, консультирует студентов по вопросам формирования и реализации их индивидуальных учебных планов, принимает от студентов их индивидуальные учебные планы и участвует в составлении рабочих учебных планов на учебный год.

А.П. Тряпицына и др. [4, с. 20-21] выделяют экспертную, проектную и процессную модели консультирования и определяют обязанности академического консультанта:

- консультирование по вопросам использования образовательной среды региона в плане профессионального развития и деятельности по самообразованию;

- рекомендации по ориентации образовательной деятельности на индивидуальное развитие обучающегося в условиях дифференциации образовательных программ профессионального образования;

- консультирование по нормативно-регламентрирующему обеспечению образовательного процесса;

- рекомендации по эффективному обучению с помощью информационно-коммуникативных технологий.

Во-вторых, в новых условиях многоуровневого обучения увеличивается роль самостоятельной работы студента. Появляются новые виды самостоятельной работы, преподаватели используют новые формы ее организации.

Самостоятельная работа студентов - это многообразные виды индивидуальной и коллективной деятельности студентов, осуществляемые под руководством, но без непосредственного участия преподавателя в специально отведенное для этого аудиторное или внеаудиторное время. Методологическую основу самостоятельной работы студентов составляет деятельностный подход, когда цели обучения ориентированы на формирование умений решать типовые и нетиповые задачи, т. е. на реальные ситуации, где студентам надо проявить знание конкретной дисциплины.

Организационные мероприятия, обеспечивающие нормальное функционирование самостоятельной работы студента, должны основываться на следующих предпосылках:

- самостоятельная работа должна быть конкретной по своей предметной направленности;

- самостоятельная работа должна сопровождаться эффективным, непрерывным контролем и оценкой ее результатов.

Самостоятельная работа требует упорядочения и системной организации, а также организации взаимодействия преподавателя и студента на основе партнерских отношений. Основная задача преподавателя сводится к организации учебной деятельности слушателей и конструировании образовательной среды.

Самостоятельная работа наиболее эффективно проявляется в условиях рейтинговой системы обучения, так как она позволяет осуществлять мониторинг, как всего образовательного процесса, так и успеваемости отдельно взятого студента. Последнее означает переход к индивидуально-ориентированному образованию и стимулирует формирование академической зрелости студента.

Поддержку студента в различных ситуациях затруднения в рамках учебного процесса осуществляет тьютор. Под тью-терством понимается осуществление общего руководства самостоятельной внеаудиторной работой студентов. Тьюторство основывается на следующих принципах:

• Индивидуальный подход к личности.

• Помощь в организации учебного процесса.

Анализ научной литературы позволил синтезировать определения современного понимания тьюторства:

Библиографический список

■ Тьюторство как поддержка (путь решения проблемы субъектности в образовании). Под поддержкой понимается особый вид помощи, направленный на развитие автономности и самостоятельности субъекта при решении проблемы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

■ Тьюторство как сопровождение (сопровождение реализации образовательной программы, УИрС, НИРС и проектных работ студентов).

■ Тьюторство как фасилитация (путь культурного, профессионального и личностного самоопределения - сопровождение личностного развития).

Преподаватель-тьютор осуществляет педагогическое сопровождение обучающихся. Деятельность тьютора, как и консультанта, направлена не на воспроизводство информации, а на работу с субъектным опытом студента. Преподаватель анализирует познавательные интересы, намерения, потребности, личные устремления каждого студента. Разрабатывает специальные упражнения и задания, опирающиеся на современные коммуникационные методы, личную и групповую поддержку; продумывает способы мотивации и варианты фиксации достижений; разрабатывает направления проектной деятельности.

Задачи тьютора - помочь студентам получить максимальную отдачу от учебы; следить за ходом учебы; давать обратную связь по выполненным заданиям; проводить групповые тьюто-риалы; поддерживать студента; поддерживать заинтересованность в обучении на протяжении всего изучения предмета; предоставить возможность связываться с ним при необходимости посредством личного контакта, электронной почты и компьютерных конференций.

1. Глуханюк, Н.С. Психология профессионализации педагога. - Екатеринбург, 2000.

2. Джейкобе, Д. Супервизорство, техника методы корректирующих консультаций: руководство для преподавателей психодиагностики, психотерапии и психоанализа. - СПб., 1997.

3. Кривых, С.В. Высшее профессиональное образование в условиях реализации ФГОС: монография / С.В. Кривых, О.В. Павлова,

О.А. Тюлина; под ред. С.В. Кривых. - СПб., 2013.

4. Организация самостоятельной работы студентов по педагогическим дисциплинам: учебно-методич. комплекс / под ред. А.П. Тряпи-цыной. - СПб., 2009. - Ч. 1.

Bibliography

1. Glukhanyuk, N.S. Psikhologiya professionalizacii pedagoga. - Ekaterinburg, 2000.

2. Dzheyjkobe, D. Supervizorstvo, tekhnika metodih korrektiruyuthikh konsuljtaciyj: rukovodstvo dlya prepodavateleyj psikhodiagnostiki, psikhoterapii i psikhoanaliza. - SPb., 1997.

3. Krivihkh, S.V. Vihsshee professionaljnoe obrazovanie v usloviyakh realizacii FGOS: monografiya / S.V. Krivihkh, O.V. Pavlova, O.A. Tyulina; pod red. S.V. Krivihkh. - SPb., 2013.

4. Organizaciya samostoyateljnoyj rabotih studentov po pedagogicheskim disciplinam: uchebno-metodich. kompleks / pod red. A.P. Tryapicihnoyj. - SPb., 2009. - Ch. 1.

Статья поступила в редакцию 12.03.14

УДК 37.013:37.013.42

TsyukO.A. STANDARDS OF HIGHER EDUCATION: INTERNATIONAL ORGANIZATION FOR STANDARTIZATION.

The article proves the effectiveness of the main approaches to the definitions of «quality», «education» and «quality of education». The author analyzes the standards of higher education, determines the main principles of the International Standards ISO and presents the main elements of the quality management system of higher educational institution. Key words: quality, quality system of university, education quality assessment, standard.

О.А. Цюк, аспирантка Львовского национального университета им. Ивана Франко, преп. каф. романогерманских языков, Львовская коммерческая академия, г. Львов, E-mail: [email protected]

СТАНДАРТЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ: МЕЖДУНАРОДНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ (INTERNATIONAL ORGANIZATION FOR STANDARTIZATION)

В статье обоснованы основные подходы к определению понятий «качество», «образование», «качество образования». Автором проанализированы стандарты высшего образования; определены основные принципы Международных стандартов ISO; представлены основные элементы системы менеджмента качества вуза. Ключевые слова: качество, система качества вуза, оценка качества образования, стандарт.

Вопрос качества образования приобретает особое значение и актуальность в современном мире, поэтому становится предметом исследований научных работников и управленцев-практиков. Так, по мнению С. Николаенко, проблема качества образования в Украине никогда еще не имела такого важного

идеологического, социального, экономического и технического значения, как сейчас [1]. Как утверждает в своем отчете Кристиан Тун, Президент Европейской сети обеспечения качества высшего образования: «Все высшие учебные заведения должны стремиться к усовершенствованию и улучшению образования,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.