Организационные мероприятия, обеспечивающие нормальное функционирование самостоятельной работы студента, должны основываться на следующих предпосылках:
- самостоятельная работа должна быть конкретной по своей предметной направленности;
- самостоятельная работа должна сопровождаться эффективным, непрерывным контролем и оценкой ее результатов.
Самостоятельная работа требует упорядочения и системной организации, а также организации взаимодействия преподавателя и студента на основе партнерских отношений. Основная задача преподавателя сводится к организации учебной деятельности слушателей и конструировании образовательной среды.
Самостоятельная работа наиболее эффективно проявляется в условиях рейтинговой системы обучения, так как она позволяет осуществлять мониторинг, как всего образовательного процесса, так и успеваемости отдельно взятого студента. Последнее означает переход к индивидуально-ориентированному образованию и стимулирует формирование академической зрелости студента.
Поддержку студента в различных ситуациях затруднения в рамках учебного процесса осуществляет тьютор. Под тью-терством понимается осуществление общего руководства самостоятельной внеаудиторной работой студентов. Тьюторство основывается на следующих принципах:
• Индивидуальный подход к личности.
• Помощь в организации учебного процесса.
Анализ научной литературы позволил синтезировать определения современного понимания тьюторства:
Библиографический список
■ Тьюторство как поддержка (путь решения проблемы субъектности в образовании). Под поддержкой понимается особый вид помощи, направленный на развитие автономности и самостоятельности субъекта при решении проблемы.
■ Тьюторство как сопровождение (сопровождение реализации образовательной программы, УИрС, НИРС и проектных работ студентов).
■ Тьюторство как фасилитация (путь культурного, профессионального и личностного самоопределения - сопровождение личностного развития).
Преподаватель-тьютор осуществляет педагогическое сопровождение обучающихся. Деятельность тьютора, как и консультанта, направлена не на воспроизводство информации, а на работу с субъектным опытом студента. Преподаватель анализирует познавательные интересы, намерения, потребности, личные устремления каждого студента. Разрабатывает специальные упражнения и задания, опирающиеся на современные коммуникационные методы, личную и групповую поддержку; продумывает способы мотивации и варианты фиксации достижений; разрабатывает направления проектной деятельности.
Задачи тьютора - помочь студентам получить максимальную отдачу от учебы; следить за ходом учебы; давать обратную связь по выполненным заданиям; проводить групповые тьюто-риалы; поддерживать студента; поддерживать заинтересованность в обучении на протяжении всего изучения предмета; предоставить возможность связываться с ним при необходимости посредством личного контакта, электронной почты и компьютерных конференций.
1. Глуханюк, Н.С. Психология профессионализации педагога. - Екатеринбург, 2000.
2. Джейкобе, Д. Супервизорство, техника методы корректирующих консультаций: руководство для преподавателей психодиагностики, психотерапии и психоанализа. - СПб., 1997.
3. Кривых, С.В. Высшее профессиональное образование в условиях реализации ФГОС: монография / С.В. Кривых, О.В. Павлова,
О.А. Тюлина; под ред. С.В. Кривых. - СПб., 2013.
4. Организация самостоятельной работы студентов по педагогическим дисциплинам: учебно-методич. комплекс / под ред. А.П. Тряпи-цыной. - СПб., 2009. - Ч. 1.
Bibliography
1. Glukhanyuk, N.S. Psikhologiya professionalizacii pedagoga. - Ekaterinburg, 2000.
2. Dzheyjkobe, D. Supervizorstvo, tekhnika metodih korrektiruyuthikh konsuljtaciyj: rukovodstvo dlya prepodavateleyj psikhodiagnostiki, psikhoterapii i psikhoanaliza. - SPb., 1997.
3. Krivihkh, S.V. Vihsshee professionaljnoe obrazovanie v usloviyakh realizacii FGOS: monografiya / S.V. Krivihkh, O.V. Pavlova, O.A. Tyulina; pod red. S.V. Krivihkh. - SPb., 2013.
4. Organizaciya samostoyateljnoyj rabotih studentov po pedagogicheskim disciplinam: uchebno-metodich. kompleks / pod red. A.P. Tryapicihnoyj.
- SPb., 2009. - Ch. 1.
Статья поступила в редакцию 12.03.14
УДК 37.013:37.013.42
TsyukO.A. STANDARDS OF HIGHER EDUCATION: INTERNATIONAL ORGANIZATION FOR STANDARTIZATION.
The article proves the effectiveness of the main approaches to the definitions of «quality», «education» and «quality of education». The author analyzes the standards of higher education, determines the main principles of the International Standards ISO and presents the main elements of the quality management system of higher educational institution. Key words: quality, quality system of university, education quality assessment, standard.
О.А. Цюк, аспирантка Львовского национального университета им. Ивана Франко, преп. каф. романогерманских языков, Львовская коммерческая академия, г. Львов, E-mail: [email protected]
СТАНДАРТЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ: МЕЖДУНАРОДНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ (INTERNATIONAL ORGANIZATION FOR STANDARTIZATION)
В статье обоснованы основные подходы к определению понятий «качество», «образование», «качество образования». Автором проанализированы стандарты высшего образования; определены основные принципы Международных стандартов ISO; представлены основные элементы системы менеджмента качества вуза. Ключевые слова: качество, система качества вуза, оценка качества образования, стандарт.
Вопрос качества образования приобретает особое значение и актуальность в современном мире, поэтому становится предметом исследований научных работников и управленцев-практиков. Так, по мнению С. Николаенко, проблема качества образования в Украине никогда еще не имела такого важного
идеологического, социального, экономического и технического значения, как сейчас [1]. Как утверждает в своем отчете Кристиан Тун, Президент Европейской сети обеспечения качества высшего образования: «Все высшие учебные заведения должны стремиться к усовершенствованию и улучшению образования,
которое они предлагают студентам своей и зарубежных стран» [2, с. 101]. Качественное образование возможно только в том случае, если оно будет соответствовать запросам и возможностям конкретной личности. Это дает основания утверждать, что качество образования должно оцениваться и с помощью критериев, находящихся вне сферы образования.
Международные стандарты не являются обязательными нормативными документами. Они создаются в Технических комитетах Международной организации по стандартизации (ИСО) на основе лучших национальных стандартов. Организации, выпускающие продукцию или создающие системы качества на основе требований стандартов ИСО, имеют конкурентные преимущества.
Международные стандарты ИСО серии 9000 посвящены менеджменту качества. Основная концепция этих стандартов заключается в определении набора требований и рекомендаций к системе менеджмента качества организации. Наличие системы менеджмента качества в образовательных организациях, разработанных в соответствии с требованиями стандартов ИСО серии 9000, поможет обеспечить их конкурентоспособность на долгосрочную перспективу. За последние двадцать лет было выпущено четыре версии этих стандартов [3, с. 27].
Вопросами мониторинга, диагностики и контроля качества учебного процесса в управлении высшим учебным заведением занимались А.А. Роскладка, М.Е. Скиба, С.Г. Костогрыз, Г.В. Красильникова, О.И. Волков, Л.М. Виткин, Г.И. Химичева,
A.С. Зенкин, О.Ю. Павлова, Т. Ф Мельничук, Т.М. Мисюра и др. Проблемы управления качеством высшего образования проанализированы в работах Л.В. Пшеничной, П.В. Егорова, В.М. Белопольской, И.П. Анненкова, Е.Л. Стрельцова, М.В. Ткаченко,
B.В. Левшина, Ю.А. Ляха и др.
Цель статьи - определить основные подходы к определению понятия «качество», «образование», «качество образования»; проанализировать стандарты высшего образования; определить основные принципы Международных стандартов ^О. Разработку системы качества образовательных организаций следует начать с изучения и отбора терминов и определений, применяемых в этой области. Известно, что о терминах не спорят, о них договариваются.
Термин «качество» существует около 2500 лет со времен Аристотеля, который определил, что «качество - это существенная определенность объекта, в силу которой он является данным, а не другим объектом, то есть эта та самая определенность, которая отличает лошадь от стола». Эта трактовка была основной вплоть до XX века. В начале XX в. появился иной термин: «качество - это один из существенных признаков, свойств, особенностей, характеризующих данный объект, например, теплота и холодность, тяжесть и легкость». В этом смысле качество может быть выражено с помощью методов метрологии, товароведения, гравитометрии, калориметрии и других наук [3, с. 11].
Создавая систему качества вуза, необходимо определиться, какую продукцию он выпускает. Еще в 2000 г. В.А. Качаловым были определены основные результаты деятельности вузов:
• образовательные услуги;
• научно-техническая продукция;
• интегрированная продукция на базе научно-технической продукции и образовательных услуг, например, введение в образовательный процесс новых учебных курсов или лекций, основанных на результатах научных исследований и разработок вуза;
• учебно-методическая продукция.
До сих пор наблюдается значительный разброс в толковании содержания термина «качество образования», что объясняется сложностью самих категорий «качество» и «образование», бесконечным разнообразием их определений. И.М. Ильинский в работе (2001 г.) также выделяет следующее: «Проблема качества образования существовала всегда. Сейчас она чрезвычайно обострилась не только в России, но и во всем мире. При этом нет четких критериев понятия “качество образования”. Показателей могут быть сотни».
Известный специалист в области менеджмента качества В.А. Качалов в 2000 г. отмечал: «Качество в образовании - это не только результаты учебы, но и система, модель, организация и процедуры, которые гарантируют, что студенты получат комплексное личное и общественное развитие, дающее им возможность удовлетворить свои потребности и позволяющие им внести вклад в прогресс и улучшение общества в целом».
Качество образования тесно связано с проблемой разработки системы механизмов его мониторинга, анализа и оценки, в связи с возрастающей конкуренцией на международном рынке образовательных услуг. Поэтому начинают создаваться национальные системы оценки качества образования. Так, в результате накопленного опыта и проведенных экспериментов в Европе появились первые четыре системы оценки качества -в Дании, Франции, Нидерландах, Великобритании. В России в 2007 г. Появился проект Концепции Общероссийской системы оценки качества образования (ОСОКО).
Технология проведения оценки качества образования включает четыре этапы его оценки по определенной специальности или образовательной программе. Все этапы взаимосвязаны между собой. Организационно-правовое обеспечение образования сегодня осуществляется посредством закона об образовании, государственных стандартов, нормативных документов Министерства образования и науки Российской Федерации. В формировании качества образования главная роль принадлежит государственному стандарту. В него закладываются основные характеристики минимального обеспечения качества образования, а также типология образования, общие технологические характеристики образовательного процесса, критерии оценки и мониторинга качества образования.
Стандарт - это общепринятая норма, которую стараются реализовать образовательные учреждения, чтобы иметь необходимое им общественное признание, соответствовать определенному эталону или образцу качества образования и готовности к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории [4, с. 13-35]. Стандарты высшего образования - государственный стандарт высшего образования, отраслевые стандарты высшего образования и стандарт высшего образования вузов. Государственный Стандарт высшего образования содержит перечень квалификаций по соответствующим образовательноквалификационным уровням, перечень направлений и специальностей, требования к образовательным и образовательно-квалификационных уровней высшего образования.
Отраслевые Стандарты высшего образования определяют образовательно-квалификационные характеристики выпускников вузов, образовательно-профессиональные программы подготовки, средства диагностики качества высшего образования. Стандарты высшего образования вузов содержат перечень специализаций по специальностям, вариативные части образовательно-квалификационных характеристик выпускников вузов и средств диагностики качества, учебные планы, программы учебных дисциплин [5 , c. 871].
Международная организация по стандартизации International Organisation for Standardization (сокращенное название ISO) была основана в 1947 г. и объединяет около 160 стран - членов. Целью ISO как федерации национальных органов по стандартизации является поддержка и разработка единых стандартов, методик проведения тестирования и сертификации, направленных на развитие качественных продуктов и услуг в разных странах и во всем мире. Названия стандартов, разработанных этой организацией, обязательно содержащие слово ISO (ICO). Каждые пять лет Международная организация по стандартизации ISO проводит пересмотр своих стандартов. Используя опыт Великобритании (стандарт BS 5750), iSo в 1987 году разработала стандарты серии 9000. В 1994 году после незначительного просмотра, касающегося устранения некоторых противоречий, вышла вторая версия стандартов ISO 9000.
В 2000 году пересмотр стандартов был более основательным. Он учел существующий мировой опыт и научные достижения в области качества, а также требования к стандартам, которые были получены в результате комплексного опроса пользователей предыдущих версий стандарта. Так, было существенно сокращен состав основных стандартов серии 9000 (12 стандартов версии 1994 и еще три стандарта серии 14000, заменено 4 стандарта: ISO 9000, ISO 9001, ISO 9004 и ISO 19011). Последняя ревизия стандартов ISO была начата в 2002 году и закончена в 2009 году.
Стандарт ISO 9000 является введением в трех других ключевых стандартов серии 9000. Он называется «Системы управления качеством. Основные положения и словарь». Последняя версия стандарта вышла в 2005 году (официальное обозначение стандарта ISO 9000:2005). Настоящий стандарт устанавливает принципы и основные понятия управления качеством, описывает содержание серии стандартов и дает перечень терми-
нов и их определений для использования в любой организации. Он играет существенную роль в понимании и применении всей серии. В стандарте приведены восемь принципов управления качеством.
Стандарт ^О 9001 определяет требования к системам менеджмента качества. Он называется «Системы управления качеством. Требования». Последняя версия стандарта вышла в 2008 году (официальное обозначение стандарта ^О 9001:2008). Этот стандарт определяет требования к системам менеджмента качества, если организации необходимо продемонстрировать способность удовлетворения требований потребителей и органов власти. Стандарт включает пять основных разделов, которые определяют требования к видам деятельности организации, которая хочет внедрить систему управления качеством. Эти разделы устанавливают последовательность действий организации для того, чтобы разработать и выпустить продукцию или оказать услугу, которая отвечает потребностям потребителей и регуляторным требованиям. Требования стандарта могут быть применены к любой организации.
Стандарт ^О 9004 вместе со стандартом ^О 9001 является согласованной парой стандартов. Он называется «Системы управления качеством. Руководство по улучшению деятельности». Последняя версия стандарта вышла в 2009 году (официальное обозначение стандарта ^О 9004:2009). Этот стандарт описывает модель устойчивого развития организации любого размера и вида деятельности в постоянно меняющейся экономической среде. Указанная пара стандартов разработана для совместного использования, хотя каждый из них может использоваться отдельно. Структура стандарта ^О 9004 аналогична приведенной выше структуре ^О 9001. Однако по сравнению с последним, ^О 9004 имеет более широкую цель, а именно -удовлетворять не только потребителей (заказчиков ), но и все заинтересованные стороны (персонал, инвесторов, владельцев, поставщиков, партнеров, общество). Кроме того, ^О 9004 направляет организацию на достижение не только результата, как степени удовлетворенности потребителя, но и улучшение финансово - экономических показателей деятельности. Стандарт содержит рекомендации для высшего руководства организации по повышению эффективности и не является обязательным для исполнения.
Стандарт ^О 19011 представляет собой руководство по основам аудита, управления программами аудита систем управления качеством и окружающей средой, а также квалификационные требования к аудиторам систем управления качеством и окружающей средой. Он называется “Системы управления качеством. Руководство по аудиту систем менеджмента качества и / или систем экологического менеджмента” . Последняя версия стандарта вышла в 2002 году (официальное обозначение стандарта ^О 19011:2002). Этот стандарт обеспечивает руководство по планированию и проведению аудитов систем управления качеством охраны окружающей среды. Он предназначен для аудиторов и организаций, проводящих внутренние и внешние аудиты. Также он может быть использован организациями, которые имеют отношение к сертификации и обучения аудиторов, аккредитации и стандартизации в сфере оценки соответствия [6, с. 11-13].
Серия стандартов ИСО 9000 версии 2000г. Была разработана с целью оказания помощи организациям всех видов и размеров при внедрении и эффективной работе систем менеджмента качества (СМК). В 2001г. международные стандарты ИСО серии 9000:2000 были гармонизированы с российскими стандартами:
• ГОСТ Р ИСО 9000-2001 «Системы менеджмента качества. Основные требования. Словарь». Описывал основные положения СМК и устанавливает для них терминологию;
• ГОСТ Р ИСО 9001-2001 «Системы менеджмента качества. Требования». Определял требования к СМК для тех случаев, когда организации необходимо продемонстрировать свою способность предоставлять продукцию, отвечающую требованиям потребителей и установленным к ней обязательным требованиям, и направлен на повышение удовлетворенности потребителей. Стандарт мог быть применен для целей сертификации;
Библиографический список
• ГОСТ Р ИСО 9004-2001 «Системы менеджмента качества, Рекомендации по улучшению деятельности». Содержал рекомендации, рассматривающие как результативность, так и эффективность СМК. Целью этого стандарта являлось улучшение деятельности организации и удовлетворенность потребителей и других заинтересованных сторон;
• ГОСТ Р ИСО 19011-2003 «Методические указания по аудиту систем менеджмента качества и охраны окружающей среды». Содержал методические указания по аудиту (проверке) систем менеджмента качества и охраны окружающей среды [3, с. 28-29].
Таким образом, ^О 9001 является стандартом требований, а ^О 9000, ^О 9004, ^О 19011 содержат руководящие положения. ^О 9001 определяет, что именно должно быть сделано для создания системы управления качеством, а не описывает, как это сделать. Положения, изложенные в паре стандартов ^О 9001:2008 и ^О 9004:2009, соответствующие принципам менеджмента стандарту ^О 9000:2005. Основные идеи ^О содержатся в восьми ключевых Принципах:
1) ориентация на потребителя;
2) лидерство руководства;
3) участие сотрудников во внедрении стандартов;
4) процессный подход к управлению;
5) системный подход к менеджменту;
6) постоянное совершенствование деятельности;
7) принятие решений, основанное на фактах;
8) взаимовыгодные отношения с поставщиками [6, с. 13].
Тем не менее, вопрос о применимости требований
ИСО 9001:2000 к вузам достаточно остро дискутируется в российской и зарубежной высшей школе.
Известно, что создание, внедрение и сертификация системы менеджмента качества организации, соответствующей требованиями стандартов ИСО серии 9000 является общепринятой гарантией устойчивого качества оказываемых услуг и хорошо отлаженной управленческой системы. Первым образовательным учреждением в Великобритании (возможно и в мире), получившим сертификат на систему управления качеством в образовании, был университет в Волверхемптонес (1994 г.) Первым российским вузом, получившим в начале 2002 г. Сертификат соответствия ИСО 9001:2000, был Томский политехнический университет [3, с. 33].
Важно, что стандарты ^О не содержат готовых рецептов повышения качества образования, а предоставляют лишь общие требования, поэтому каждое учебное заведение имеет строить собственную систему качества [7, с. 12].
Образование должно доказывать свое качество не только перед государственными органами, но и перед обществом, потребителями образовательных услуг, а также - мировым сообществом. Один из возможных путей, который позволит вузам выстоять в жесткой конкурентной борьбе на рынке услуг в сфере высшего образования, является разработка и внедрение систем менеджмента качества в соответствии с требованиями международного стандарта ^О 9001-2000 «Системы менеджмента качества. Требования». При этом следует понимать, что система качества может только помочь вузов в достижении упомянутых ожиданий и является одним из средств для достижения целей, стоящих перед организацией, но сама по себе система качества не способна привести к улучшению учебного процесса или качества образовательных услуг, она не может решить всех проблем вузов [8, с. 212-214].
Таким образом, следует отметить, что опыт использования основных стандартов ^О серии 9000 необходимо тщательно изучать с целью целесообразности использования отдельных стандартов качества высшего образования в высших учебных заведениях Украины. В частности, дальнейшего исследования требуют разработка и использование единых критериев и стандартов гарантии качества высшего образования, создание и внедрение систем качества вуза на базе различных моделей системы качества, создание, развитие и гармонизация национальных систем аккредитации образовательных программ Европейских стран.
1. Пшеничная, Л.В. Управление качеством высшего образования: Болонский процесс - Украина [Э/р]. - Р/д : http://www.kbuapa.kharkov.ua/ е-ЬоокМЬ/2009-1Мос/5/06^
2. Университетское образование: учеб. пособ. для студ. спец. «Финансы и кредит» / П.В. Егоров, В.Н. Белопольская. - Донецк, 2011.
3. Левшина, В.В. Система качества вуза: монография. - М., 2013.
4. Механизм управления качеством образования в образовательном учреждении: монография. - М., 2013.
5. Энциклопедия образования / гл. ред. В.Г. Кремень. - М., 2008.
6. Мониторинг, диагностика и контроль процессов в управлении высшим учебным заведением: монография. - Полтава, 2012.
7. Мониторинг качества учебного процесса в высшем учебном заведении: монография / М.Е. Скиба, С.Г. Костогрыз, Г.В. Красильникова.
- М., 2009.
8. Павлова, А.Ю. Культурная интеграция отечественных высших учебных заведений в Европейскую образовательную среду / А.Ю. Павлова, Т.Ф. Мельничук, Т.М. Мисюра. - Киев, 2012.
Bibliography
1. Pshenichnaya, L.V. Upravlenie kachestvom vihsshego obrazovaniya: Bolonskiyj process - Ukraina [Eh/r]. - R/d : http://www.kbuapa.kharkov.ua/ e-book/db/2009-1/doc/5/06.pdf
2. Universitetskoe obrazovanie: ucheb. posob. dlya stud. spec. «Finansih i kredit» / P.V. Egorov, V.N. Belopoljskaya. - Doneck, 2011.
3. Levshina, V.V. Sistema kachestva vuza: monografiya. - M., 2013.
4. Mekhanizm upravleniya kachestvom obrazovaniya v obrazovateljnom uchrezhdenii: monografiya. - M., 2013.
5. Ehnciklopediya obrazovaniya / gl. red. V.G. Kremenj. - M., 2008.
6. Monitoring, diagnostika i kontrolj processov v upravlenii vihsshim uchebnihm zavedeniem: monografiya. - Poltava, 2012.
7. Monitoring kachestva uchebnogo processa v vihsshem uchebnom zavedenii: monografiya / M.E. Skiba, S.G. Kostogrihz, G.V. Krasiljnikova. -M., 2009.
8. Pavlova, A.Yu. Kuljturnaya integraciya otechestvennihkh vihsshikh uchebnihkh zavedeniyj v Evropeyjskuyu obrazovateljnuyu sredu / A.Yu. Pavlova, T.F. Meljnichuk, T.M. Misyura. - Kiev, 2012.
Статья поступила в редакцию 12.03.14
УДК 37. 037. 1: 394. 3 (571. 513)
Shvalyova T.A. THE RESEARCH OF THE YOUTH GAMES AS A MEANS OF SPIRITUAL AND PHISICAL PERFECTION OF THE KHAKAS ETHNIC GROUP. The rebirth of national games, customs and traditions is the way of creation of a national system of physical upbringing. It is stated in the paper that the knowledge about its own traditional physical culture is necessary to representatives of the Khakas ethnic group. The study concludes that the youth games stimulate the physical perfection of a man.
Key words: game, physical qualities, physical perfection, competitions, moving skills, social conditions.
Т.А. Швалева, канд. пед. наук, доц., зав. каф. физической культуры и спорта Хакасского гос. университета им. Н.Ф. Катанова, г. Абакан, E-mail: [email protected]
ИССЛЕДОВАНИЕ МОЛОДЕЖНЫХ ИГР КАК СРЕДСТВО ДУХОВНОГО И ФИЗИЧЕСКОГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ХАКАССКОГО ЭТНОСА
Возрождение национальных игр, их традиций и обычаев является способом создания народно-национальной системы физического воспитания. Знания о своей традиционной физической культуре необходимы ее носителям - хакасского этноса. Молодежные игры способствуют физическому совершенствованию человека.
Ключевые слова: игра, физические качества, физическое совершенствование, состязания, двигательные навыки, социальные условия.
Целью нашей работы является исследовать национальные молодежные игры и состязания как средство физического и духовного совершенствования хакасского этноса. Материал для исследования собирался из архивных документов Красноярского края и Республики Хакасия, Хакасского государственного музея, Минусинского музея им. Н.М. Мартьянова, археологических и этнографических материалов, сведений информаторов, научных исследований В.Я. Бутанаева, Е.К. Яковлева, Е.А. Покровского, Р.Я. Сунчугашева.
Первый период средневековья был особенно важным в истории физической культуры сибирских народов. Утверждались новые взгляды на воспитание человека, а использование национальных игр оказывало влияние на становление общей и физической культуры общества. Исторические источники (в работах В.Я. Бутанаева, В.Ф. Бурова, Г.Н. Потанина, В.В. Радлова и др.) свидетельствуют о высоком воинском мастерстве кыргы-зов, их ловкости в бою, физической выносливости, закаленности и дисциплинированности, которые развивались в процессе занятий трудом и самобытными формами военно-физической подготовки. В случае военных действий в поход выступало все взрослое население, способное носить оружие. Поэтому каждый мужчина имел оружие и умел обращаться с ним. О различных видах игровых упражнений и игр, бытовавших в народе повествуется в летописях и былинном эпосе. Мы делает заключение, что в этот период физическое воспитание носило военноприкладной характер и способствовало развитию физических качеств и военно-прикладных навыков. Систематические набеги, войны между племенами, суровый климат, страх за родных -
все это заставляло народ уделять большое внимание физическому воспитанию детей и молодежи.
Е.А. Покровский отмечал, что в жизни народа различного вида игры и игрища с древнейших времен занимали весьма, видное место. Он один из немногих, обращая внимание на такую особенность народных игр, как отражение в них истории той или иной нации. Он подчеркивал, что национальные игры имеют большое воспитательное значение, так как требуют самого обширного участия всех духовных и телесных сил [1].
Этот подтверждает Д.А. Данилова (1995.), которая в своих научных работах раскрывает роль этнической педагогики в физическом воспитании порастающего поколения. В диссертации
В.Я. Ельдепова (2007) освещаются национальные виды спорта Горного Алтая. Докторская диссертация Х.Д.-Н. Ооржак посвящена содержанию национальных игр Южной Сибири.(1995). По национальным играм хакасского народа научных исследований не проводилось.
Анализируя национальные игры, можно говорить, что характер народа, бесспорно, накладывает отпечаток на многие проявления жизни людей. Этот характер сказывается также и на молодежных играх, отражаясь в них тем резче и отчетливее, а значит с большей свободою для проявления своего национального характера. К 18 годам хакасская молодежь достигала высокого уровня физического развития и подготовленности. В связи с этим существенно менялась роль национальных игр, состязаний для этого возраста. Игры служили не только для формирования специфических умений и навыков, необходимых для ведения промыслов и домашнего хозяйства, но и для дальней-