Научная статья на тему 'Академическое консультирование в условиях модернизации высшего профессионального образования'

Академическое консультирование в условиях модернизации высшего профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
596
129
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ / ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / АКАДЕМИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ / ТЬЮТОРСТВО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ворон И. А.

В вузах молодые люди проходят важнейший этап профессионального становления. В связи с этим необходимо глубокое теоретическое осмысление про-исходящих с ними изменений и на этой основе продуманная организация целенаправленной помощи в поиске путей решения проблем профессионального становления. Эта помощь может проявляться в обеспечении условий для более адекватного осознания обучаемым путей своего личностного и профессионального развития в период обучения в вузе. Эти задачи решает педагогическое сопровождение, а применительно к современному вузу академическое консультирование (тьюторство).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Академическое консультирование в условиях модернизации высшего профессионального образования»

И. А. Ворон

АКАДЕМИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Работа представлена кафедрой педагогики Пятигорского государственного лингвистического университета.

Научный руководитель - кандидат педагогических наук, доцент В. В. Айрапетова

В вузах молодые люди проходят важнейший этап профессионального становления. В связи с этим необходимо глубокое теоретическое осмысление происходящих с ними изменений и на этой основе продуманная организация целенаправленной помощи в поиске путей решения проблем профессионального становления. Эта помощь может проявляться в обеспечении условий для более адекватного осознания обучаемым путей своего личностного и профессионального развития в период обучения в вузе. Эти задачи решает педагогическое сопровождение, а применительно к современному вузу - академическое консультирование (тьюторство).

In colleges and universities people undergo the most important stage of professional formation. It requires deep theoretical understanding of the internal changes they go through. Another necessary condition is thorough organisation of purposeful help in search of solutions to problems of professional formation. This help can show itself in providing conditions for students' more adequate understanding of ways of their personal and professional development while studying. These tasks are solved by pedagogical accompaniment and applied to modern university - by academic consulting (tutoring).

Актуальность данной темы обусловлена изменениями в структуре и содержании высшего профессионального образования и повышением требований к уровню подготовки будущего специалиста. Необходимость модернизации высшего образования определяется целями, поставленными в Концепции модернизации российского образования до 2010 г., внутренними закономерностями развития высшего образования и перспективными по-

требностями развития личности, общества и государства.

Ведущей идеей модернизации российского образования является переход от знаниевой к личностно-деятельностной парадигме деятельности. Модернизация высшего профессионального образования означает его изменение в соответствии с требованиями современности: усиление внимания к личности обучаемого, развитию его способностей; ориентацию об-

учения на максимальный учет возрастных возможностей и индивидуальных особенностей каждого обучаемого; помощь в решении проблем развития профессиональных компетентностей.

В вузах молодые люди проходят важнейший этап профессионального становления. В связи с этим необходимо глубокое теоретическое осмысление происходящих с ними изменений и на этой основе продуманная организация целенаправленной помощи в поиске путей решения проблем профессионального становления. Эта помощь может проявляться в обеспечении условий для более адекватного осознания обучаемым путей своего личностного и профессионального развития в период обучения в вузе. Эти задачи решает педагогическое сопровождение, а применительно к современному вузу - академическое консультирование (тьюторство).

Сопровождение в педагогике понимают как «деятельность, обеспечивающую создание условий для принятия субъектом развития оптимального решения в различных ситуациях жизненного выбора» (Е. И. Казакова, А. П. Тряпицы-на). Любая программа сопровождения в педагогике представляет собой технологию разрешения проблем развития. Сопровождение в вузе представляет собой «специально организованный и контролируемый процесс приобщения субъектов образовательного процесса к взаимодействию, направленный на разрешение проблемных ситуаций, возникающих в процессе обучения» (Л. Н. Бережнова, В. И. Богословский).

Процесс сопровождения в высшей школе рассматривается как многоуровневое взаимодействие субъектов образовательного процесса (Л. Н. Бережно-ва, В. И. Богословский, В. В. Семикин). Считается, что такими уровнями являются: «ректорат», «факультет», «курс», «студент» (В. И. Богословский). Суть идеи

педагогического сопровождения - «комплексный подход к решению проблем развития» (Е. И. Казакова). На практике этот подход реализуется через деятельность специалистов, так называемых тьюторов [1, с. 3].

Приоритетной целью модернизации образования является обеспечение высокого качества образования, которое не сводится только к обученности будущих специалистов, набору знаний и навыков, но связывается с понятием «компетентность». Соответственно, сфера ответственности системы тьюторского сопровождения не может быть ограничена рамками задач преодоления трудностей в обучении, она должна включать в себя также задачи обеспечения успешности становления компетентного выпускника.

Предоставление доступного качественного образования, его индивидуализация и дифференциация предполагают защиту прав личности обучающегося, обеспечение его психологической и физической безопасности, педагогическую поддержку и содействие студенту в проблемных ситуациях; квалифицированную комплексную диагностику возможностей и способностей студента начиная с первого года обучения в вузе; реализацию программ преодоления трудностей в обучении, участие специалистов системы сопровождения в разработке образовательных программ, адекватных возможностям и особенностям студентов.

Организация системы тьюторского сопровождения должна происходить в ходе специально организованной деятельности, однако существует ряд противоречий: между необходимостью оказания помощи в решении проблем личностного и профессионального развития в период обучения в вузе и недостаточной разработанностью основ деятельности специалиста вуза по педагогическому сопровождению; между необходимостью осуществления педагогического сопровож-

дения развития компетентности студента на уровне каждой кафедры вуза и неразработанностью его технологии; между необходимостью осуществлять технологию педагогического сопровождения развития компетентности обучаемого и недостаточной готовностью преподавателей вуза к этой деятельности. Однако за последнее десятилетие в системе образования РФ усилиями передовых ученых и педагогов-практиков складывается особая культура поддержки и помощи студентам в образовательном процессе - вариативные модели сопровождения. Формируются психолого-педагогические и социальные центры, службы академического консультирования, центры психолого-педагогического консультирования, психолого-медико-педагогические комиссии, кабинеты доверия и др. (например, служба академического консультирования (тьюторов) существует в Московском государственном университете им. М. В. Ломоносова, Российском университете дружбы народов, г. Москва, Российском государственном педагогическом университете им. А. И. Герцена, г. Санкт-Петербург, Иркутском государственном университете).

Задача формирования самостоятельной, ответственной и социально мобильной личности, способной к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда, определяет необходимость широкого использования в системе сопровождения соответствующих программ развития профессиональных навыков, способности к личностному самоопределению и развитию.

Главной задачей тьюторского сопровождения является предупреждение возникновения проблем профессионального становления, а также содействие в решении актуальных задач профессионального становления: учебные трудности, проблемы с выбором образовательного и профессионального маршрута, нарушения эмоционально-волевой сферы,

проблемы взаимоотношений с сокурсниками, преподавателями.

Основные направления тьюторского сопровождения: диагностика (индивидуальная и групповая (скрининг); профилактика; консультирование (индивидуальное и групповое); развивающая работа (индивидуальная и групповая); коррекци-онная работа (индивидуальная и групповая); экспертиза (образовательных и учебных программ, проектов, пособий, образовательной среды, профессиональной деятельности специалистов образовательных учреждений).

Опыт работы ряда вузов России показывает, что процесс тьюторского сопровождения должен включать в себя несколько этапов:

1-й этап - мотивационный. Установление эмоционального контакта между педагогом и студентом; совместное обсуждение предполагаемых результатов и условий сотрудничества; уточнение ожиданий.

2-й этап - концептуальный. Раскрытие смысла и содержания предстоящей работы, выработка общего языка, определение роли, статуса и общей позиции педагога относительно студента; распределение между ними функциональных обязанностей, формирование общей цели, задач, смыслов сотрудничества.

3-й этап - проектный. Разработка проекта образовательной программы на основании ориентировочной диагностики уровня развития.

4-й этап - реализация проекта. Практическая реализация образовательной программы; одновременная текущая педагогическая диагностика, анализ и рефлексия процесса реализации программы, при затруднениях - текущая психологическая диагностика для определения причин и направления разрешения затруднений.

5-й этап - рефлексивно-диагностический - завершение процесса. Итоговая диагностика, совместный анализ резуль-

татов, рефлексия, внесение предложений по проектированию образовательной программы перехода на следующую ступень [1, с. 15-16].

Специалист по педагогическому сопровождению - тьютор - не только должен владеть методиками диагностики, консультирования, коррекции, но и обладать способностью к системному анализу проблемных ситуаций, программированию и планированию деятельности, направленной на их разрешение, соорганизацию в этих целях участников образовательного процесса. При реализации индивидуально-ориентированного образовательного процесса появилась необходимость введения новых функций преподавателя, которые должны быть закреплены в должностных обязанностях и учитываться при распределении нагрузки. В современном российском университете задачи академического консультанта и тьютора часто понимаются одинаково. Однако анализ деятельности зарубежных университетов говорит о том, что академический консультант и тьютор решают разные задачи в организации образовательного процесса.

Студент, обучающийся в современном университете, сталкивается с необходимостью проектирования и реализации индивидуального образовательного маршрута. В связи с этим перед ним встают вопросы формирования индивидуального учебного плана, выбора модулей и учебных курсов. Учащийся может испытывать затруднения при оценке возможностей того или иного курса, результаты освоения которого могут быть полезны для его профессионального роста. Совершенно очевидно, что в таких условиях обучения студент нуждается в консультации, совете компетентного специалиста, каким может являться академический консультант. Возможно, в современном университете данные функции частично выполняются кураторами учебных групп.

В обязанности академического консультанта входит:

• консультирование студента по вопросам использования образовательного потенциала университета в плане профессионального развития и самообразования;

• ориентация студента на индивидуальное развитие в условиях дифференциации образовательных программ профессионального образования;

• консультирование по нормативно-регламентирующему обеспечению образовательного процесса [2, с. 48].

В условиях индивидуально-ориентированной направленности обучения увеличивается значимость и объем самостоятельной работы студента по учебным предметам, появляются новые виды самостоятельной работы. Поддержку студента в выполнении различных видов самостоятельной работы в рамках учебного модуля или курса осуществляет тьютор. Сегодня частично функции тьютора осуществляются научными руководителями курсовых работ, докладов и публикаций студентов, а также преподавателями, которые руководят индивидуальными и групповыми исследовательскими проектами.

Функции тьютора включают:

• ориентацию студента в содержании учебной дисциплины, выходящей за рамки учебного плана или стандарта, но включенной в сферу индивидуальных интересов студента;

• контроль выполнения студентом учебных заданий;

• проверку (или частичную проверку) письменных работ;

• консультирование по проблематике учебного курса;

• рекомендации по эффективному обучению с помощью информационно-коммуникативных технологий;

• систематизацию, классификацию информационной базы педагогического опыта предметной области и рекомен-

дации студентам по ее использованию [2, с. 48-49].

Остановимся подробнее на проблемах академического консультирования. Академическое консультирование как таковое появилось в университетах Великобритании в связи с усложнением структуры учебного плана и необходимостью выбирать интересующие предметы. Академические консультанты отвечали на вопросы студентов о расписании и регистрации на изучение той или иной дисциплины. В мировой практике академическое консультирование представлено двумя основными подходами: предписывающим и развивающим. Традиционно академическое консультирование было предписывающим и достаточно авторитарным. Американский профессор J. W. Salacuse, автор книги «The art of Advice» (1994 г.), четко выразил сущность предписывающего академического консультирования: «Клиент представляет собой пустой сосуд, который наполняется мудростью консультанта (оракула)». В основе данного подхода лежит предположение о том, что студент не готов к осуществлению самостоятельного выбора и принятию на себя ответственности за свое решение, поэтому академический консультант делает это за него.

С повышением роли академического консультирования в высшем учебном заведении и пониманием его как процесса обучения, в котором особое значение уделяется личности студента, а также возможности реализации его способностей и возможностей, выбору профессии для осуществления жизненных планов, появилось развивающее академическое консультирование. Этот термин был введен в 1972 г. американскими учеными Burns В. Crookston и Terry O'Banion. Консультирование представлялось совместным процессом, в центре которого находились личность студента и его учебная деятельность. Ученые выделили три цели акаде-

мического консультирования: развитие компетентности; развитие автономности и развитие целеустремленности студентов.

Таким образом, произошел поворот к личности студента, центральным понятием стало именно развитие обучающегося. Определение, предложенное Burns В. Crookston, остается актуальным и сегодня: «Развивающий консалтинг, или консультирование, касается не только личных или профессиональных решений, но и стимулирования мыслительных процессов студентов, межличностного взаимодействия и взаимодействия с окружающей средой, решения проблем, принятия решения и способности критически оценивать ситуацию». В. Crookston утверждает, что высшее образование дает студентам возможность самореализации в жизни, а обучение включает любой опыт, который способствует развитию студентов. Он также подчеркивает важность отношений между академическим консультантом и студентом, за которые несут ответственность оба. Используя этот подход, академические консультанты создают условия для того, чтобы студенты сами получали опыт от нахождения в учреждении, тем самым развивая их самостоятельность. Вместе со своими консультантами студенты определяют факторы, которые ведут к успешной деятельности.

Другой американский ученый S. H. Frost подчеркивает, что главной целью развивающего консультирования является помощь студентам в осознании ответственности за свои действия и решения.

T. O'Banion выделяет пять основных элементов академического консультирования, которые она называет «измерениями академического консультирования»: исследование жизненных планов; исследование профессиональных планов; выбор программы; выбор курса; календарное планирование курса.

Таким образом, академическое консультирование представляет собой про-

цесс взаимодействия между академическим консультантом и студентом, целью которого становится планирование образовательного маршрута исходя из жизненных и профессиональных планов. Очевидно, что студенты, которые понимают цели выбираемого образования, будут осознанно идти к достижению поставленных задач, поскольку будут больше сосредоточены на том, чтобы использовать весь потенциал вуза.

В зарубежных университетах академический консультант обязательно является членом профессорско-преподавательского состава. Он начинает курировать студента с первой недели нахождения в университете и сопровождает его в течение всего времени обучения в университете. В процессе академического консультирования студент должен научиться критически оценивать ситуацию, принимать решения и осуществлять выбор, быть активным и ответственным по отношению к своему образованию [1, с. 11].

В общем виде функции академического консультанта могут быть представлены следующим образом:

• консультирование по поводу выбора дисциплин, курсов, изменения намеченного маршрута;

• оказание помощи студенту в разрешении проблем, связанных с учебой, здоровьем, финансами и личными проблемами;

• информирование студента о существующих службах для студентов в университете;

• поддержка и сопровождение во время обучения и др.;

• регистрация в начале каждого учебного года, написание рекомендаций для работодателя, отслеживание студенческих достижений, посещения и др.;

• поддержка при появлении личных проблем, представление интересов студента на совете экзаменаторов и др. [2, с. 52-53].

Необходимо отметить, что для эффективного выполнения своих обязанностей академический консультант должен:

• быть в курсе инфраструктуры университета, его служб, особенностей организации учебного процесса: правил приема, регистрации на курс (дисциплину), требований, которым должны соответствовать студенты на определенном этапе их обучения, планирования индивидуального образовательного маршрута, исходя из жизненных и профессиональных планов студента;

• знать, как личные проблемы студента могут повлиять на его академические достижения;

• отслеживать достижения студентов в процессе обучения и вести записи каждой встречи со студентом для того, чтобы можно было проследить продвижение студента;

• знать, где заканчиваются его обязанности, чтобы вовремя направить студента в другую службу с целью качественного оказания ему помощи (например, психологической);

• относиться с пониманием к трудностям в обучении и личным проблемам студента, выслушивать студента, стараться помочь разрешить существующую проблему, не забывая о том, что общение со студентом должно носить конфиденциальный характер [2, с. 53-54].

Академический консультант должен встречаться со студентом не менее четырех раз в год, в частности, для формирования образовательного маршрута студента на предстоящий семестр, когда происходит выбор дисциплин, курсов, в конце каждого семестра для подведения итогов семестра, чтобы найти возможности улучшения полученных результатов. При этом на первом курсе обучения частота и количество встреч должны быть больше, чем на последующих курсах.

Во взаимодействии с консультантом студент равноправен. Он учится отвечать

за собственный выбор. Более того, при самостоятельном выборе своей образовательной траектории студент получает возможность удовлетворения своего заказа на образование, т. е. построения себя как профессионала. Он не только выбирает набор дисциплин, которые повлияют на его характеристику как специалиста, но и, проектируя свой образовательный маршрут, продвигается вперед, развивая свою компетентность.

Общение академического консультанта и студента может проходить с помощью электронной почты, телефона и при личном контакте (как в группе студентов, имеющих схожие академические проблемы, так и индивидуально). Академический консультант может выступать в роли фасилитатора общения со студентом. Понятие «фасилитатор» обязано своему появлению гуманистической психологии, где эффективным способом образовательного взаимодействия признается такой, при котором все участники могут вести себя естественно, принимать других людей и рассчитывать на принятие, стремиться к взаимодействию и согласовывать свои позиции посредством диалога. Под фасилитацией обычно понимают стратегию обучения, при которой педагог занимает позицию помощника и оказывает обучающемуся помощь в процессе учения, когда ему необходимо осуществлять самостоятельный поиск информации или осваивать умения и навыки. Такое взаимодействие направлено на развитие потенциала учащегося и стимулирование его всестороннего развития.

Академический консультант обязан представлять академические интересы студентов и курировать их от первого до последнего курса, регулярно проводить академические консультации, отвечать на вопросы студентов. При этом консультант не решает академические проблемы студентов, он помогает, направляет, дает советы, обеспечивает необходимой ин-

формацией, т. е. выступает в роли ментора. В широком смысле ментор - это человек, который помогает другому человеку стать успешным профессионалом, поддерживая его. При этом отношения между ментором и его протеже характеризуются обоюдным уважением, доверием, пониманием и сопереживанием. Ментор делает акцент на возможности достижения наилучшего результата каждым студентом (помогает выявить проблемы, препятствующие его достижению, и «устранить» их), подчеркивая уникальность каждого человека, так как нет двух одинаковых студентов, а поэтому каждый движется вперед только по своей траектории и нуждается в поддержке и стимулировании на этом пути.

Таким образом, академический консультант оказывает поддержку, отслеживает процесс продвижения студента, помогает принять решение в сложной ситуации, сделать выбор, но не делает его за студента.

Построение эффективной системы академического консультирования в России позволит решать проблемы развития и обучения будущих специалистов внутри образовательной среды учреждения, избежать необоснованной переадресации проблемы студента администрации вуза, сократить число студентов, подлежащих отчислению из образовательного учреждения. Интенсивное развитие теории и практики академического консультирования в последние годы связано с расширением представлений о целях образования. При таком подходе академическое консультирование уже не может рассматриваться как «сфера обслуживания», «сервисная служба», но выступает как неотъемлемый элемент системы образования, равноправный партнер структур и специалистов иного профиля в решении задач профессионального становления и воспитания нового поколения.

ПЕДАГОГИКА, ПСИХОЛОГИЯ, ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Горшенина Я. Л. Педагогическое сопровождение развития коммуникативной компетентности будущего учителя в деятельности кафедры педагогического вуза: Автореф. дис. на соис. учен. степени канд. пед. наук. Омск, 2007. 25 с.

2. Организация индивидуально-ориентированного образовательного процесса в РГПУ им. А. И. Герцена: Методические материалы. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2007. 127 с.

3. Педагогическое консультирование: Учеб. пособие для студ. высш. уч. зав.; Под ред. В. А. Сластенина, И. А. Колесниковой. М.: Академия, 2006. 320 с.

4. Типовое положение об организации учебного процесса с использованием системы зачетных единиц (кредитов) в Российском университете дружбы народов. [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.pfu.edu.ru/?pagec=683.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.