29.12.2004 г. № 190-ФЗ. Консультант плюс. Официальный сайт компании [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/popular/gskrf/
9. Водный кодекс Российской Федерации от 03.06.2006 г. № 74-ФЗ. Консультант плюс. Официальный сайт компании [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/popular/waternew/
10. О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан: федер. закон от 15.04.1998 г. № 66-ФЗ. Гарант. Информационно-правовой портал [Электронный ресурс]. URL: http://base.garant.ru/12111288/
11. О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества: федер. закон от 30.06.2006 г. № 93-ФЗ // Российская газета. 2006. 07 июля. Федеральный выпуск № 4112. RG.RU. Российская газета. Документы [Электронный ресурс]. URL:
http://www.rg.ru/2006/07/07/nedvizhimost-prava-dok.html
12. Об обороте земель сельскохозяйственного назначения:
федер. закон от 24.07.2002 г. № 101-ФЗ. Референт. Правовая система нового поколения [Электронный ресурс]. URL: http://www.referent.ru/1Z2270
13. О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии; указ Президента РФ от 25.12.2008 г. № 1847 // Российская газета. 2008. 30 декабря. Федеральный выпуск № 4823. RG.RU. Российская газета. Документы [Электронный ресурс]. URL:
http ://www.rg. ru/2008/12/30/slujba-kadastr-dok.html
14. Об охране окружающей среды: федер. закон от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ. Закон прост! Правовая консультационная служба [Электронный ресурс]. URL: http://zakonprost.ru/zakony/ob-ohrane-sredi/
15. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ). Консультант плюс. Официальный сайт компании [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/popular/koap/
16. Уголовный кодекс Российской Федерации. Уголовное право РФ. Информационный портал [Электронный ресурс]. URL: http://ug-kodeks.ru/
УДК 711.7
ТЬЮТОРСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ В УСЛОВИЯХ УРБАНИЗИРОВАННЫХ ТЕРРИТОРИЙ КАК ЭЛЕМЕНТ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА (НА ПРИМЕРЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОГРАММНОГО ПРОДУКТА DYNED)
1 9
© Е.В. Дворак1, Е.П. Игнатьева2
Иркутский государственный технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.
Рассмотрены особенности тьюторского сопровождения и роль педагога, осуществляющего это сопровождение в учебном процессе с применением программы DynEd. Изучен и описан инновационный метод обучения английскому языку, позволяющий использовать тьюторское сопровождение в условиях урбанизированных и малонаселённых территорий. Доказано положительное влияние мультимедийных технологий на развитие мыслительных процессов человека: памяти, внимания, воображения, восприятия, а также логического мышления и творческого потенциала обучающихся. Ил. 1. Библиогр. 8 назв.
Ключевые слова: тьюторское сопровождение; фасилитация; личность педагога; инновационный метод; мультимедийные технологии; урбанизированные территории.
TUTORING SUPPORT IN URBANIZED TERRITORIES AS A METHODOLOGICAL ELEMENT OF TEACHING ENGLISH (BY EXAMPLE OF DynEd SOFTWARE APPLICATION) E.V. Dvorak, E.P. Ignatyeva
Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, Russia, 664074.
The article deals with the features of tutoring support and the role of a tutor in the educational process with the application of DynEd software. It examines and describes the innovative method of teaching English that allows tutor support in urbanized and sparsely populated territories; proves the positive effect of multimedia technologies on human mental processes development including memory, attention, imagination, perception, as well as logical thinking and the creative potential of students. 1 figure. 8 sources.
Key words: tutoring support; facilitation; teacher's personality; innovative method; multimedia technologies; urbanized territories.
1Дворак Екатерина Валерьевна, доцент кафедры иностранных языков для технических специальностей № 2, тел.: 89148732401, e-mail: [email protected]
Dvorak Ekaterina, Candidate of Pedagogical sciences, Associate Professor of the Department of Foreign Languages for technical specialities no. 2, tel.:89148732401, e-mail: [email protected]
2Игнатьева Елена Павловна, старший преподаватель кафедры иностранных языков для технических специальностей № 2, тел.: 89086622507, e-mail: [email protected]
Ignatyeva Elena, Senior Lecturer of the Department of Foreign Languages for technical specialities no.2, tel.: 89086622507, e-mail: [email protected]
Стремительное вхождение России в мировое экономическое сообщество, расширение научных связей с зарубежными странами, участие отечественных специалистов в международных семинарах и конференциях, поиск иностранных партнёров для создания совместных предприятий - всё это привело к изменению требований, предъявляемых к специалистам с высшим образованием. В связи с этим увеличивается спрос на профессионала, не просто владеющего иностранным языком, а способного к коммуникации на разных уровнях делового и межличностного общения, при этом владение иностранным языком становится одним из условий конкурентоспособности специалиста в современном социуме. Таким образом, проблема обучения иностранному языку как средству общения приобретает особую актуальность в современной методике. Это, в свою очередь, влечёт за собой значительные изменения в практике обучения иностранным языкам, где доминирующая позиция отводится коммуникативному подходу, который не только стимулирует интеллектуальное развитие личности учащегося, но и активизирует его потенциальные возможности и формирует критическое мышление. Процесс обучения при данном подходе максимально приближен к реальному общению. Поскольку обсуждаемые проблемы, как правило, не имеют однозначного решения, то обсуждающие их субъекты - преподаватель и учащиеся -равноправны как речевые партнёры. Отсюда основной чертой данного подхода является коммуникативность, которая предусматривает речевую направленность обучения, стимулирование речемыслительной активности, создание ситуативности обучения, соблюдение принципа новизны и нешаблонности организации учебного процесса [8, с. 76].
Использование мультимедийных технологий на сегодняшний день также является особенно актуальным, так как оно оказывает значительное влияние на содержание, формы и методы обучения. Мультимедийные технологии являются совокупностью различных способов обучения: текстов, графических изображений, музыки, видео и мультипликации в интерактивном режиме, что даёт возможность воплотить на новом, качественно более высоком уровне классический принцип дидактики - принцип наглядности.
Именно поэтому мультимедийные средства эффективно используются как в обучении иностранным языкам, так и другим предметам. Положительное влияние мультимедийных технологий на развитие мыслительных процессов человека: память, внимание, воображение, восприятие, логическое мышление, а также творческий потенциал, отмечено в работах В.В. Мантуленко, И.П. Подласого, М.Н. Шардакова и др. Эта новая учебная среда создаёт дополнительные возможности для развития креативности студентов, стимулирует их любознательность, прививает интерес к научной деятельности, способствует мотивации для дальнейшего изучения и совершенствования иностранного языка [5].
В настоящее время в высшей школе широко применяется практика внедрения современных информационных технологий в различные области знаний.
Существуют программы для тех, кто изучает иностранный язык «с нуля» (уровень Beginner), для тех, кто имеет достаточно хороший базовый уровень и желает продолжить изучение языка (Intermediate, Upper-Intermediate), а также для «продвинутых» учащихся (Advanced). Создаются также специализированные мультимедийные курсы для тренировки произношения, изучения лексики, грамматики, а также программы, объединяющие все уровни владения иностранным языком, рассчитанные на несколько лет интенсивных занятий и состоящие из множества уроков-юнитов. По мнению Д.Л. Матухина, мультимедийные программы имеют ряд преимуществ по сравнению с обычными компьютерными курсами для обучения иностранным языкам. Достоинствами таких программ являются: наглядность представления материала (использование цвета, иллюстраций, видео, звука и т.д.); быстрая обратная связь (встроенные тест-системы обеспечивают мгновенный контроль усвоения материала; интерактивный режим позволяет учащимся самим контролировать скорость прохождения учебного материала); универсальность (применение при обучении всем аспектам языка и видам речевой деятельности) [6].
Современного студента, обучающегося в большом мегаполисе, сегодня сложно удивить каким-либо техническим новшеством. Тем не менее, на современный образовательный рынок был представлен программный продукт компании DynEd, который меняет наше представление о существующих подходах к изучению иностранного языка. В последнее время мультимедийные обучающие программы чаще всего используются как дополнительное средство к уже имеющимся учебным курсам, либо как продукт для самостоятельного изучения иностранного языка. Поэтому методисты и разработчики DynEd учли весь положительный опыт, имеющийся в данной области, и предложили уникальный курс, предназначенный как для самостоятельного изучения, так и для работы в аудитории. Опираясь на лучшие достижения современной психолого-педагогической науки, методическая работа с программным продуктом построена на базе педагогического сопровождения (в дальнейшем фасилитация и тьюторство). Кроме того, разработчики программы использовали технику нейролингвистического программирования, которая учитывает психологические особенности обучающегося, способствует развитию его памяти и концентрации внимания при овладении иностранным языком.
В первую очередь создатели курса отказались от визуального сопровождения, в качестве которого выступает текст. В виде визуальной опоры были предложены разнообразные ситуационные картинки, сопровождаемые аудиоматериалом. По мнению составителей данной программы, именно смена картинок и сопровождающий их аудиотекст способствуют развитию памяти и концентрации внимания обучающегося при овладении иностранным языком. Обучающемуся предоставляется возможность самостоятельного выбора сложности материала, последовательности выполнения упражнений, отбора лексического материа-
ла для повторения с помощью специальных встроенных функций. Проговаривание за диктором различных речевых клише снимает психологический барьер и страх сделать фонетическую ошибку в незнакомом иностранном слове, а также приводит к автоматизации аудирования и говорения.
Основные стадии обработки информации с использованием нейролингвистического подхода следующие:
1)первоначальное ознакомление с материалом;
2) закрепление полученной информации;
3)доведение до автоматизма.
Доведение до автоматизма навыков аудирования и говорения является основной целью данной методики. Вначале формируется механизм восприятия речи на слух, затем происходит запоминание и отработка лексических единиц, и в дальнейшем изученные языковые модели продуцируются в речи. Поставленная задача достигается не только при помощи работы учащегося с данной программой, но также ведущая роль отводится личности педагога, который осуществляет сопровождение учащегося на протяжении всего периода его обучения. Задача педагога - помочь обучающемуся не только овладеть знаниями, но и адаптироваться к сложным, быстро меняющимся условиям жизни. Это предполагает создание специальных условий, которые в современном контексте обеспечиваются не только благодаря преподавателю, но и современной технической базе, которая в свою очередь позволяет обучающемуся не столько получить готовые знания от преподавателя, сколько развить уже имеющиеся навыки для дальнейшего их использования в своей жизни.
Современные условия преподавания несколько изменились: исчезли обязательные для всех программы, учебники, жёсткие требования к организации учебно-педагогического процесса, что в значительной мере позволило преподавателю проявить самостоятельность и творчество. На сегодняшний день лич-ностно-ориентированный подход лежит в основе всех современных образовательных технологий. Личность обучающегося занимает лидирующее место, а преподаватель выступает лишь в качестве «коучера», «фа-силитатора», осуществляющего педагогическую поддержку, которая содействует раскрытию личностного потенциала студента, расширению его познавательных и профессиональных интересов.
Фасилитатор (от англ. facilitate - помогать) - это тот, кто оказывает содействие личностному становлению индивидуума, помогает ему в поиске и создании благоприятных условий для самоактуализации [2]. В данном контексте мы рассматриваем самоактуализацию как естественный процесс, обусловленный стремлением индивидуума к более полному выявлению и развитию своих способностей.
Задача преподавателя, владеющего методикой DynEd, заключается не только в консультировании, в помощи студенту в овладении иностранным языком, но и в снятии психологических барьеров у обучающихся. Создание атмосферы психологической безопасности и комфорта снижает психологическую
напряжённость в группе, позволяет студентам полнее раскрыть себя, проявить свои способности, содействуя тем самым достижению более высокого уровня в овладении иностранным языком. Такой подход в образовании дал толчок к появлению нового этапа под названием тьюторство, в основе которого заложена помощь и содействие индивидууму в его становлении как личности. В данном контексте под тьюторством мы понимаем грамотное педагогическое сопровождение, оказание учащимся индивидуальной помощи различного характера (дистрессового, эмоционального, обучающего). Тьюторское сопровождение - взаимодействие, в ходе которого учащийся выполняет действие, а педагог создаёт условия для осуществления и осмысления этого действия. Основные итоги сопровождения - не только знания, способы работы, самостоятельная образовательная деятельность, но и осознание самим учеником смысла и значения результатов образования. Данное сопровождение подразумевает передачу ответственности от учителя к ученику [1].
Тьюторское сопровождение как образовательная технология является основной формой взаимодействия подопечного с тьютором и предусматривает длительную индивидуальную работу в режиме периодичных, индивидуальных встреч. Задача тьютора -построить движение подопечного в поле достижений, где существует идеальное (культурные образцы) и реальное (человеческие желания, интересы). Т.М. Ковалева считает, что концепция тьютора предполагает не репетиторство, а сопровождение человека, не помощь в подготовке домашнего задания, а стимулирование и развитие способностей [4].
Тьюторское сопровождение учащегося в самом общем виде на любой возрастной ступени представляет собой последовательность взаимосвязанных друг с другом этапов: диагностико-мотивационный; проектировочный; реализационный; аналитический (рисунок).
Первая ступень - мотивирование и привлечение учащихся к образовательной деятельности. На этом этапе происходит первая встреча тьютора со своим подопечным. Тьютор фиксирует первичный образовательный запрос учащегося, его интересы, склонности, показывает значимость данного интереса и перспективы совместной работы в этом направлении. На данной начальной ступени тьюторского сопровождения особенно значимо создание ситуации «позитивной атмосферы», психологического комфорта, который способствует вхождению учащегося в тьюторское взаимодействие, готовности продолжать сотрудничество. В целом же работа на данном этапе направлена, прежде всего, на развитие и стимулирование у учащегося мотивации к дальнейшей образовательной деятельности.
Вторая ступень - диагностирование потребностей и приоритетов обучающих. Оно может проходить в форме самодиагностики, выбора проблемного поля обучения, в формулировке образовательных задач и составлении индивидуальной программы дальнейшего обучения.
Ступени тьюторского
Третья ступень - непосредственное обучение по выбранной теме. Основой для разработки индивидуальной образовательной программы являются выявленные в ходе самодиагностики затруднения обучающегося. Основными задачами тьютора на этом этапе является поддержка самостоятельности и активности студента.
Четвертая ступень - использование учащимся полученного опыта в образовательной деятельности, повышение уровня исследовательской компетентности и анализ достижений учащихся [7].
Ковалёва Т.М. под сопровождением понимает метод, обеспечивающий создание комплекса условий для принятия субъектом оптимальных решений в различных ситуациях, связанных с личностным жизненным и профессиональным самоопределением [4]. Именно тьюторское сопровождение позволяет педагогу работать с интеллектуальными и познавательными потребностями каждого студента, помогает ему осваивать новые когнитивные технологии, формируя индивидуальный образовательный проект. Методика йупЕс! подразумевает создание тьютором определённого образовательного пространства, которое способствует опробованию возможностей обучающихся, дальнейшему их развитию и доведению уже имеющихся и приобретённых навыков в овладении иностранным языком до автоматизма.
В процессе обучения английскому языку нередко возникает проблема языкового барьера, когда слушатели стесняются говорить, боясь совершить ошибку. Даже если это общение осуществляется в благоприятной психологической обстановке, они могут испытывать дискомфорт. Методика DynEd и её мультимедийные программы, в которые включены звукозаписывающие задания, создаёт менее стрессовую обстановку для учащегося. Каждый студент имеет возможность индивидуально записать свою речь, прослушать и сравнить её с речью носителя языка. Такой вид работы позволяет снять фонетические трудности при обучении иностранному языку, а задачей тьютора после выполнения подобных заданий является развитие и дальнейшее совершенствование навыков разговорной речи учащегося, создание комфортных психологических условий, в которых происходит совершенствование как языковой, так и социолингвистической компетенции учащегося. На наш взгляд, организуя подобную деятельность, тьютор DynEd учитывает ценностные и личностные ориентиры студента, а также прио-
сопровождения учащегося
ритетную сферу его деятельности.
В дидактике тьютор - это позиция, сопровождающая, поддерживающая процесс самообразования, осуществляющая поддержку осмысления и реализации индивидуальной образовательной траектории. Выстраивая свою деятельность, тьютор моделирует этапы и варианты самообразования, помогает обучающимся определиться с обсуждаемым материалом, его наполненностью и полезностью. Обсуждение может проходить как в небольшой группе, так и индивидуально, после чего учащийся выстраивает последовательную логику самообразования, что усиливает эффект индивидуального продвижения.
Именно индивидуальное продвижение представляется наиболее ценным в работе тьютора. Тьютор помогает студенту осмыслить тот факт, что обучение является основной формой самосозидания, а поиск и обретение знаний - это основной результат обучения. Таким образом, тьюторское сопровождение позволяет сформировать у учащихся такие качества как:
- умение быстро адаптироваться в меняющихся экономических условиях;
- хорошо ориентироваться в происходящих процессах;
- умение работать и сотрудничать с другими людьми, относящимися к различным социально-культурным и профессиональным группам;
- умение критически и стратегически мыслить.
Из выше перечисленного следует, что тьютор должен иметь опыт педагогической, научной, методической и, по возможности, практической управленческой деятельности, навыки работы в тех областях, которые непосредственно относятся к учебному курсу, по которому он ведёт преподавание. Чем выше подготовка тьютора, тем шире для него поле деятельности и сложнее поставленные задачи. Он должен уметь эффективно организовывать изучение учебного курса, проводить семинары и консультации для студентов.
Рассматривая тьюторское сопровождение в условиях урбанизированных и малонаселённых территорий, можно отметить, что в задачи тьютора входит следующее:
- помощь индивидууму получить возможность реализации своего учебного потенциала, который будет полезен в течение всей жизни;
- сопровождать учебный процесс;
- консультировать и поддерживать студентов.
Как преподаватель, ведущий учебный процесс,
тьютор должен уметь:
• проводить занятия со слушателями;
• обеспечивать правильное и эффективное использование соответствующего учебно-методического сопровождения учебного курса (учебно-практические пособия, аудио-, видеоматериалы).
Как консультант тьютор должен уметь:
• проводить групповые и индивидуальные консультационные занятия для определения интереса к будущей профессии;
• индивидуально консультировать слушателей по различным вопросам изучаемого учебного курса.
Как организатор-менеджер учебного процесса тьютор должен уметь:
• составлять индивидуальный график учебного процесса по учебному курсу, по которому он работает с группой;
• организовывать и проводить групповые (коммуникативные) занятия со студентами;
• осуществлять текущую аттестацию слушателей.
Итак, грамотный тьютор-координатор, преподаватель, консультант оказывает значительное влияние на процесс обучения в силу осмысления и освоения новой парадигмы трансляции знаний, что может выразиться в личностно-ориентированном образовании, которое как нельзя лучше подходит для формирования готовности учащегося к самообразованию. Процесс самообразования, тем самым, превращается во взаимодействие тьютора и его подопечного в ходе совместной рефлексивной деятельности, предметом которой является реализация индивидуального образовательного проекта учащегося, в результате чего актуализируются и расширяются психологические,
практические и самообразовательные возможности каждого обучаемого. Для построения занятия с учётом всех современных требований педагог-тьютор должен учесть укомплектованность группы, исходный уровень языковой подготовки учащихся, их мотивированность, а также особенности преподавания иностранного языка в густонаселённых (урбанизированных) территориях.
Задачи модернизации образования также не могут быть решены без оптимального внедрения информационных технологий во все его сферы. Использование информационных технологий даёт толчок развитию новых форм и содержания традиционных видов деятельности учащихся, что ведёт к их осуществлению на более высоком уровне. Таким образом, грамотно построенная работа с использованием мультимедийных образовательных курсов является мощным психолого-педагогическим средством формирования потреб-ностно-мотивационного плана деятельности учащихся, средством поддержания и дальнейшего развития их интереса к изучаемому предмету. Правильно спланированное тьюторское сопровождение позволит модернизировать образовательный процесс, при котором мы получим обучающегося с чётко сформулированным индивидуальным образом своего будущего, самостоятельно выстроенной индивидуальной образовательной траекторией, способного к осознанному анализу своей деятельности и самостоятельным действиям, творчески активного и ответственного за результаты выполненной работы. А методика йупЕй поможет учащемуся наиболее полно развить свои потенциальные возможности к самореализации.
Библиографический список
1. Газман О.С. Педагогическая поддержка детей в образовании как инновационная система // Новые ценности: десять концепций и эссе. М.: Инноватор, 1995. 58 с.
2. Долгова Л.В. Тьюторство в аспекте результативности образования // Приложение к газете «Первое сентября». 2004. № 27-28.
3. Долгоруков А.М. Практическое руководство для тьютора системы Открытого образования на основе дистанционных технологий. М.: ЦИТО, 2002.
4. Ковалёва Т.М. Организация предпрофильной подготовки и профильного обучения в школе: тьюторское сопровождение // Инновации в образовании. 2007. № 11.
5. Мантуленко В.В. Становление познавательного интереса
школьников в условиях информатизации образования // Вестник Самарского гос. ун-та. 2006. № 5/2. С. 36-44.
6. Матухин Д.Л. Использование мультимедиа ресурсов для организации самостоятельной работы в вузе // Вестник Томского гос. пед. ун-та. 2011. № 6 (102).
7. Панцова Н.И. Модель тьюторского сопровождения про-ектно-исследовательской деятельности учащихся в общеобразовательной школе [Электронный ресурс]. URL: http://nsportal.ru/shkola/ekologiya/library/model-tyutorskogo-soprovozhdeniya-proektno-issledovatelskoi-deyatelnosti-uc
8. Рогова Г.В. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. М.: Просвещение, 1991.