низм которого заключен в категорийном синтезе, а его критериями является способность к постановке новых проблем, к анализу и коррекции собственных действий, к действиям в уме, к моделированию объектов (В.В. Давыдов, А.З. Рахимов и др.). Символика и знаковые модели материализуют и ускоряют умственные действия, развитие мышления (Л.С. Выготский [9], В.В. Давыдов [8], Л.М. Фридман [10] и др.)
В условиях современного обучения формирование приемов познавательной деятельности является не побочной, а одной из центральных задач. Знания и познавательная деятельность, обеспечивающая их усвоение, находятся в сложных отношениях. «Знания, - как отмечает Н.Ф. Талызина, - всегда продукт тех или иных познавательных действий, и управление процессом усвоения знаний возможно только через управление познавательной деятельностью обучаемых. Своеобразие отношений знаний и деятельности состоит в том, что, с одной стороны, характер познавательной деятельности решающим образом влияет на качество знаний, с другой - необходимая познавательная деятельность в большинстве случаев сама должна строиться или совершенствоваться в ходе усвоения знаний» [6, с. 320].
Таким образом, при определенной организации обучения учебная деятельность осуществляется как собственно исследовательская. Разница лишь в том, что теоретико-научная деятель-
ность приводит, как правило, к открытию объективно нового знания. В ходе же учебной деятельности ученик открывает для себя то, что ему не было ранее известно, но это неизвестное ему стало уже основой, фундаментом науки. Усваивая знания, накопленные человечеством, он тем самым как бы заново открывает для себя уже известное, при этом его мыслительная деятельность осуществляется так же, как и деятельность ученого. Все это сближает учебную и исследовательскую деятельность, в основе которых лежат одни и те же рефлексивные умения.
Подобно тому, как в науке знания добываются в процессе практической деятельности, так и при обучении знания приобретаются учениками в процессе их личной учебной и практической деятельности. Задача преподавателя - создать условия для деятельности учащихся, для их активности и самостоятельности. Познание людей идет через возникновение и развитие противоречий между тем, что познано, и требованиями практики. Оно носит активный творческий характер проникновения ума в сущность вещей. Такой же активный и творческий характер носит и познание учащихся в процессе обучения, а развитие его также происходит через возникновение и развитие противоречий между достигнутым уровнем обучения и требованиями практики, между тем, что познано и что надо еще познать согласно требованиям общества, между тем, как усвоено и как надо было усвоить и т.д.
Библиографический список
1. Кривых, С.В. Методика приобщения учащихся к методам научного познания как средства формирования рефлексивных умений при изучении химии в современной школе: спецкурс для учителей и методические рекомендации. - Новокузнецк, 1998.
2. Самарин, Ю.А. Очерки психологии ума. - М., 1962.
3. Менчинская, Н.А. Проблемы учения и умственного развития школьника: избранные психологические труды. - М., 1989.
4. Кабанова-Меллер, Е.Ф. Формирование приемов умственной деятельности и умственное развитие учащихся. - М., 1986.
5. Гальперин, П.Я. Психология развития мышления учеников и учение о поэтапном формировании умственных действий // Исследова-
ния мышления в советской психологии: сб. науч. трудов. - М., 1966.
6. Талызина, Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. - М., 1975.
7. Хассард, Дж. Уроки естествознания. - М., 1993.
8. Давыдов, В.В. Виды обобщения в обучении. - М., 1972.
9. Выготский, Л.С. Избранные психологические исследования. - М., 1956.
10. Фридман, Л.М. Логико-психологический анализ школьных учебных задач. - М., 1977.
Bibliography
1. Krivihkh, S.V. Metodika priobtheniya uchathikhsya k metodam nauchnogo poznaniya kak sredstva formirovaniya refleksivnihkh umeniyj pri izuchenii khimii v sovremennoyj shkole: speckurs dlya uchiteleyj i metodicheskie rekomendacii. - Novokuzneck, 1998.
2. Samarin, Yu.A. Ocherki psikhologii uma. - M., 1962.
3. Menchinskaya, N.A. Problemih ucheniya i umstvennogo razvitiya shkoljnika: izbrannihe psikhologicheskie trudih. - M., 1989.
4. Kabanova-Meller, E.F. Formirovanie priemov umstvennoyj deyateljnosti i umstvennoe razvitie uchathikhsya. - M., 1986.
5. Galjperin, P.Ya. Psikhologiya razvitiya mihshleniya uchenikov i uchenie o poehtapnom formirovanii umstvennihkh deyjstviyj // Issledovaniya mihshleniya v sovetskoyj psikhologii: sb. nauch. trudov. - M., 1966.
6. Talihzina, N.F. Upravlenie processom usvoeniya znaniyj. - M., 1975.
7. Khassard, Dzh. Uroki estestvoznaniya. - M., 1993.
8. Davihdov, V.V. Vidih obobtheniya v obuchenii. - M., 1972.
9. Vihgotskiyj, L.S. Izbrannihe psikhologicheskie issledovaniya. - M., 1956.
10. Fridman, L.M. Logiko-psikhologicheskiyj analiz shkoljnihkh uchebnihkh zadach. - M., 1977.
Статья поступила в редакцию 24.02.13
УДК 378.1
Stroganova A.N. INDIVIDUAL THE FOCUSED TRAINING IN DESIGN IN THE COURSE OF FGOS VPO REALIZATION (ON THE EXAMPLE OF THE DESIGN DIRECTION 072500.62). In article approaches and means of the organization individual the focused training in design in the course of FGOS VPO realization are described.
Key words: design, individual the focused training, federal state educational standards.
А.Н. Строганова, канд. пед. наук, зав. каф. дизайна прически ФБГОУ ВПО «Гос. университет сервиса и экономики», г. Санкт-Петербург, Е-mail: [email protected]
ИНДИВИДУАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ ДИЗАЙНУ В ПРОЦЕССЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ВПО (НА ПРИМЕРЕ НАПРАВЛЕНИЯ 072500.62 ДИЗАЙН)
В статье описаны подходы и средства организации индивидуально-ориентированного обучения дизайну в процессе реализации ФГОС ВПО.
Ключевые слова: дизайн, индивидуально-ориентированное обучение, федеральные государственные образовательные стандарты.
Индивидуально-ориентированный образовательный про- ния, основной образовательной программой вуза, нормативно-
цесс регламентирован федеральным государственным образо- правовыми документами федерального и вузовского уровня.
вательным стандартом высшего профессионального образова- Индивидуально-ориентированное обучение реализуется с пози-
ций компетентностного подхода и на основе индивидуальных учебных планов, модульной системы организации обучения, нелинейного расписания, кредитно-рейтинговой системы оценки достижений студентов.
Индивидуализация обучения является одним из главных условий построения индивидуально-ориентированного образовательного процесса в вузе на современном этапе. Сегодня в высшей школе актуальным является знание и своевременное реагирование на проблемы конкретного студента, перенос акцента с фронтальной работы на самостоятельную, обеспечение возможности выбора каждому обучающемуся. Все это создает предпосылки для выбора и реализации индивидуальных образовательных маршрутов студентов с учетом индивидуальных особенностей и в соответствии с запросами, возможностями и интересами личности. При этом сам студент рассматривается как активный носитель субъектного опыта и играет главную роль в становлении своей индивидуальности и формировании профессионально-значимых качеств личности.
В «Большой советской энциклопедии» под маршрутом понимается «заранее намеченный или установленный путь следования, направление, порядок пути» [1, с. 432]. Применительно к высшей школе мы встречаем понятие «индивидуальный образовательный маршрут» в работах М.Л. Соколовой и
В.В. Лоренц. Появление идеи индивидуального образовательного маршрута связано с Петербургской школой. Лоренц В.В. под индивидуальным образовательным маршрутом понимает «целенаправленную проектируемую дифференцированную образовательную программу, обеспечивающую студенту позиции субъекта выбора, разработки, реализации образовательной программы при осуществлении преподавателями педагогической поддержки профессионального самоопределения и самореализации будущего учителя» [2, с. 22].
В своем исследовании Соколова М.Л. под индивидуальным образовательным маршрутом понимает «освоение студентом образовательной программы, с опорой на его образовательный опыт, возможности, с ориентацией на решение его образовательных проблем» [3, с. 68].
В обобщенном образовательном маршруте могут быть выделены, по мнению Н.А. Лабунской [4], три основных этапа, отвечающие каждому из них периоды и линии продвижения студента при получении образования, характерные для каждого индивидуально-образовательного маршрута:
1) осознание студентами себя в новой для них образовательной среде;
2) погружение в образовательную среду;
3) освоение образовательной среды.
Осознание студентом себя в новой образовательной среде (1 этап) связано с осознанием необходимости получения образования; познанием себя; самоутверждением, стремлением к самореализации.
При погружении в образовательную среду (2 этап) студент ясно осознает цели, ценности получаемого образования и ориентируется на личностное совершенствование, получение и систематизацию знаний. Не исключено, что период накопления знаний может смениться периодом предметной дифференциации, связанной с формированием у студентов избирательного отношения к изучаемым предметам, появлением желания углубленного их изучения.
Этап освоения образовательной среды (3 этап) выступает как продолжение и развитие предыдущих этапов и включает в себя ориентацию на личностное совершенствование, накопление знаний и размышления о приобретении специальности, работы. Знания начинают «работать» на постепенное осознание студентом себя как будущего специалиста. Ориентация на овладение профессией может сочетаться с ориентацией на научную деятельность. Таким образом, динамика продвижения по обобщенному образовательному маршруту отражается в трех линиях: личностный рост, знания, ориентация на профессиональную деятельность.
Линия личностного роста пронизывает все этапы обобщенного образовательного маршрута. Ей соответствуют периоды, связанные с утверждением себя (1 этап), самосовершенствованием студента (2 этап), стремлением понять свои возможности в плане их соответствия будущей профессии (3 этап). Линия знаний прослеживается на 2 и 3 этапах и включает периоды: количественного накопления знаний, их систематизации: дифференциации изучаемых предметов, стремления к их углубленному освоению. Линия, связанная с ориентацией на профессиональную деятельность, прослеживается на 2 и особенно на 3 этапе. Здесь происходит осознание себя как будущего специалиста, накопление специальных знаний, личностное самосо-
вершенствование, определяемое будущей профессиональной деятельностью.
Рассмотрение периодов обобщенного образовательном маршрута позволяет также сделать вывод о том, что продвижение студента в образовании может быть связано с прохождением студентом не всех указанных периодов. Отсюда можно полагать, что индивидуальный образовательный маршрут отличается от обобщенного образовательного маршрута тем, что включает только часть периодов последнего, но при этом обязательно основывается на трех этапах обобщенного образовательного маршрута («осознание», «погружение» и «освоение» образовательной среды). Не исключено, что индивидуально-образовательный маршрут может характеризоваться не последовательным, а параллельным прохождением этапов, с возможным опережением (отставанием) в развитии тех или других.
Как утверждает Дука Н.А. [5], тип индивидуально-образовательного маршрута определяется рядом факторов: ориентированностью студента при получении образования; знанием (пониманием) себя, своих способностей и возможностей: широтой образовательной среды, на которой строится маршрут: глубиной ее освоения. В связи с этим, можно утверждать, что маршруты могут осуществляться как в узком варианте (отсутствие ориентированности, цели образования), так и в широком (ориентированность на будущую и настоящую профессиональную деятельность), отвечающие более полному освоению образовательной среды.
Дука Н.А. предлагает следующие типы индивидуальных образовательных маршрутов (ИОМ) в вузе:
1. Я - центрированный образовательный маршрут. В основе его - сам студент. Всё сосредоточено на нём, всё ориентированно на него. Маршрут имеет ярко выраженную личностную направленность.
2. ИОМ, ориентированный на получение знаний. Ведущая ориентированность маршрута связана с приобретением знаний.
3. ИОМ, ориентированный на формирование студентом себя как образованного человека.
4. ИОМ, ориентированный на формирование студента себя как будущего специалиста.
5. ИОМ, ориентированный на формирование студента себя как учителя. В основе маршрута этого типа чёткая и определённая цель - стать учителем. Получение образования связывается с приобретением знаний такого уровня и качества, который позволит достойно выполнять свои профессиональные обязанности.
6. ИОМ, связанный с ориентацией студента на научную деятельность. Ведущая линия этого маршрута - линия получения знаний.
Таким образом, индивидуальный образовательный маршрут - это путь индивидуального движения студента в ходе самообразования к «саморазвивающемуся» специалисту. Реализованный индивидуальный образовательный маршрут в нашем понимании является индивидуальной образовательной траекторией.
Хуторской А.В., считает необходимым «индивидуальное образовательное движение каждого ученика» [6, с. 55-76]. «Индивидуальная образовательная траектория - это персональный путь реализации личностного потенциала каждого ученика в образовании. Под личностным потенциалом ученика здесь понимается совокупность его способностей: оргдеятельностных, познавательных, творческих, коммуникативных и иных. Процесс выявления, реализации и развития данных способностей учащихся происходит в ходе образовательного движения учащихся по индивидуальным траекториям».
Говоря о вариативной структуре учебной деятельности студента в условиях реализации ФгОс ВПО, мы имеем в виду выбор оптимальных форм, средств, методов и темпов обучения, применение тех способов учения, которые в наибольшей степени соответствуют индивидуальным особенностям студентов. При этом результатом совместной работы преподавателя и учащегося является «Индивидуальная технологическая карта» каждого студента, в которой отражается спроектированный индивидуальный образовательный маршрут по изучению учебной дисциплины. Она включает в себя «Индивидуальные карты самодвижения по темам учебной дисциплины», «График индивидуального образовательного маршрута студента», «Индивидуальную карту личностного развития».
Поскольку студенты будут иметь возможность сами участвовать в проектировании индивидуальных образовательных маршрутов, то это будет способствовать формированию индивидуального стиля деятельности, личностной заинтересованности в изучении учебных курсов.
Индивидуально-ориентированное обучение в вузе предполагает опору на профессиональное и личностное развитие студентов, что связано с такими особенностями личности, как сфера интересов и предпочтений, образовательные потребности и профессиональные и жизненные планы.
Сегодня перед педагогической наукой, особенно в условиях реализации ФгОс ВПО, стоит проблема совершенствования методов и форм вузовской подготовки. Новые образовательные технологии должны быть направлены на реализацию индивиду-
Дисциплины вариативной
ально-ориентированного подхода в обучении, сущность которого в гуманизации педагогического процесса, уважительном отношении к личности студента, создании условий для выявления и развития индивидуальных возможностей и способностей. При этом студент должен ощущать потребность стать специалистом и профессионалом своего дела, потребность в самовыражении и развитии своих личностных свойств.
Лебедева В.П., Орлов В.Я., Ясвин В.А. [7, с. 307-312] отмечают, что реализация индивидуальных образовательных марш-
Таблица 1
;ти общепрофессионального цикла
Дизайн архитектурной среды Ландшафтный дизайн
Цветоведение и колористика Цветоведение и колористика
Информационные технологии в дизайне Информационные технологии в дизайне
Компьютерные технологии в дизайне среды Компьютерные технологии в дизайне среды
Инженерно-художественная графика Инженерно-художественная графика
Начертательная геометрия Основы композиции в ландшафтном дизайне
Основы композиции в дизайне среды История садово-паркового искусства
Типология форм архитектурной среды
Анализ городской среды
Таблица 2
Дисциплины вариативной части профессионального цикла________________________________
Дизайн архитектурной среды Ландшафтный дизайн
Макетирование Макетирование
Ландшафтное проектирование среды Ландшафтное проектирование среды
Конструирование Дизайн-проектирование загородных участков
Оборудование и благоустройство средовых объектов Конструирование
Организация архитектурно-дизайнерской деятельности Материалы и оборудование ландшафтных объектов и систем
Авторский надзор (в том числе практикум) Декоративные древесные и кустарниковые растения
Декоративные травянистые растения
Почвоведение и агрохимия
В таблицах 3 и 4 показана разница между вариативными циклами других близких профилей (дизайн костюма, дизайн аксессуаров и бижутерии, дизайн прически, визаж и нейл-технологии) направления 072500 Дизайн.
Таблица 3
Дисциплины вариативной части общепрофессионального цикла
Дизайн костюма Дизайн аксессуаров и бижутерии Дизайн прически, визаж и нейл-технологии
Композиционный рисунок Композиционный рисунок Композиционный рисунок
Композиционная живопись Композиционная живопись Композиционная живопись
Цветоведение и колористика Цветоведение и колористика Цветоведение и колористика
Информационные технологии в дизайне Информационные технологии в дизайне Информационные технологии в дизайне
Компьютерное проектирование в ДК Компьютерное проектирование Компьютерное проектирование
История костюма История орнамента Формообразование
История стилей и образов История украшений и аксессуаров Нейл-дизайн
Психология моды
Таблица 4
Дисциплины вариативной части профессионального цикла
Дизайн костюма Дизайн аксессуаров и бижутерии Дизайн прически, \визаж и нейл-технологии
Материаловедение Материаловедение Материаловедение
Макетирование Макетирование Санитария и гигиена парикмахерских услуг
Конструирование Конструирование Визаж и декоративная косметика
Технология изготовления костюма Технологии изготовления бижутерии и аксессуаров Технологии парикмахерских работ
Основы технологии и методологии дизайна проектирования костюма Архитектоника Нейл-технологии
Проектная графика Ювелирная пластика Моделирование и художественное оформление прически и визажа
Проектная графика Проектная графика
рутов осуществляется на основе индивидуальных образовательных планов и яетсяция индивидуальных образовательных маршрутов осущесм числея профессионального обучения средствами индавидуальных образоваттребует как его вариативного содержания, так и вариативных методов, средств, форм.
Кривых С.В. с соавторами разработали технологию построения индивидуального образовательного маршрута средствами индивидуального учебного плана для старшеклассников в профильной школе. Под индивидуальным учебным планом авторами понимается совокупность учебных предметов (курсов), выбранных отдельным учеником для освоения из предложенного перечня, составленного на основе Федерального Базисного учебного плана. Основная идея построения индивидуальных учебных планов заключается не в жестком декларировании готового пакета предметов для определенных профилей образования, а в предоставлении каждому обучающемуся возможности разработать свой собственный образовательный маршрут, и уже на основе разработанных маршрутов сформировать профили обучения [8, с. 24].
Индивидуальные образовательные планы разрабатываются в соответствии с персональными образовательными задачами обучающихся, что позволяет создать условия для самореализации каждого студента и стимулирует его к выдвижению жизненных целей (в первую очередь, в плане получения образования) и, в частности, целей профессионального становления и развития. При проектировании и реализации индивидуального образовательного плана у обучающихся формируется ответственность за собственное образование, за реализацию профессиональных и жизненных планов. Понятие индивидуальный образовательный план отражает индивидуальный вариант и способ восхождения студента к образованию.
Традиционное понимание индивидуализации обучения (внутри учебного предмета) находит применение на практике в достаточно многообразных формах, в частности, модульное обучение, которое предполагает реализацию таких принципов современной дидактики как динамичность и вариативность обучения, действенность и оперативность знаний, осознанное достижение целей образования, паритетность отношений между преподавателем и обучающимся.
При реализации индивидуально-ориентированного образования учебный процесс организуется таким образом, чтобы обеспечить каждому студенту максимально благоприятные условия для освоения основной образовательной программы и получения по завершении обучения академической квалификации в полном соответствии с требованиями действующего законодательства, ФГОС ВПО и других нормативных документов.
Коллектив авторов под руководством Тряпицыной А.П. [9], в качестве стратегий совершенствования процесса индивидуально-ориентированного обучения рассматривает:
- модульная организация процесса обучения, которая позволяет осуществить проектирование образовательного процесса как системы освоения учебных модулей;
- составление нелинейного расписания, позволяющего реализовать нелинейный образовательный процесс;
- усиление роли самостоятельной работы студентов;
- проектирование индивидуальных учебных планов студентов, обеспечивающих им возможность самостоятельного выбора части содержания образования и последовательности его освоения;
- введение в образовательный процесс вуза новых ролей преподавателей.
Переход к такому образовательному процессу может основываться на идее навигации движения в образовательном пространстве (внутривузовском, городском, государственном, мировом), которая состоит в следующем: студент осуществляет ревизию своих профессиональных интересов и образовательных потребностей, а также возможностей вуза, и обнаруженные
Библиографический список
точки пересечения становятся ориентирами для отбора содержания профессионального образования, заключенного в образовательных программах, учебных дисциплинах, модулях и курсах и определения последовательности их освоения.
В общем смысле, «навигация - процесс управления некоторым объектом (имеющим собственные методы передвижения) в определённом пространстве передвижения. Состоит из двух основных частей:
• теоретическое обоснование и практическое применение методов управления объектом,
• маршрутизация, выбор оптимального пути следования объекта в пространстве» [10]. Другими словами навигация есть технология вычисления оптимального маршрута и последующего ведения по маршруту, в нашем случае - индивидуальному образовательному маршруту студента.
Индивидуально-ориентированное обучение ставит студента в такие условия, в которых у них появляются образовательные потребности и, как следствие, появляется активность и инициатива, стремление овладеть профессиональной культурой, а в идеале - и устремление к самореализации и самоактуализации через профессию. В число таких условий входят:
- создание проблемных учебных ситуаций;
- решение системы межпредметных задач для формирования комплексных профессиональных умений;
- «социально напряженное содержание целей образования» (по М.М. Левиной), то есть этическая, философская, аксиологическая, экологическая интерпретация предметной информации;
- повышение личностной значимости образования как базы дня профессиональной мобильности;
- формирование ответственности за свою жизнь, карьеру и тем самым развитие социальной адаптивности;
- формирование аутопсихологической компетентности, которая позволит мягко и грамотно пройти через профессиональные и жизненные кризисы, позволит увидеть факторы, блокирующие и благоприятствующие конструктивному развитию личности.
В ходе экспериментальной работы по исследованию путей индивидуализации обучения студентов мы разработали несколько профилей обучения в рамках направления 072500 Дизайн. Определены следующие профили: графический дизайн, фотодизайн, коммерческая иллюстрация, коммуникативный дизайн, дизайн и маркетинг, дизайн архитектурной среды, дизайн интерьера зданий, ландшафтный дизайн, дизайн костюма, дизайн аксессуаров и бижутерии, а также профиль дизайн прически, визаж и нейл-технологии.
Учебные планы перечисленных выше профилей разнятся в части вариативных (общепрофессионального и профессионального) циклов, в том числе предметами по выбору студентов. Например, в таблицах 1 и 2 показана разница между вариативными циклами близких профилей (дизайн архитектурной среды и ландшафтный дизайн) направления 072500 Дизайн.
Таким образом, индивидуально-ориентированное обучение обладает огромными возможностями для удовлетворения потребностей обучающегося за счет того, что предоставляет ему возможность выбрать содержание и форму организации образовательного процесса, то есть выбрать профиль обучения, учебные дисциплины, учебные модули, предметы или спецкурсы, а также возможность освоения выбранного содержания образования путем избранных способов и форм деятельности, темпов продвижения в образовании. При этом следует подчеркнуть, что индивидуально-ориентированное обучение предполагает помощь студенту в самоопределении в образовательном процессе. Один из возможных путей осуществления индивидуализации образовательного процесса в вузе мы видим во включении студентов совместно с преподавателями в проектирование и реализацию собственных индивидуальных образовательных маршрутов.
1. Большая Советская Энциклопедия / гл. ред. А.М. Прохоров. - М., 1977. - Т. 15.
2. Лоренц, В.В. Проектирование индивидуально-образовательного маршрута как условие подготовки будущего учителя к профессио-
нальной деятельности: дис. ... канд. пед. наук. - Омск, 2001.
3. Соколова, М.Л. Проектирование индивидуальных образовательных маршрутов студентов в ВУЗе: дис. ... канд. пед. наук. - Архангельск, 2001.
4. Психология личности: учеб. пособие / под ред. проф. П.Н. Ермакова, проф. В.А. Лабунской. - М., 2007.
5. Дука, Н.А. Введение в педагогику: уч. пособие. - Омск, 1997.
6. Хуторской, А.В. Технология эвристического обучения // Школьные технологии. - 1998. - № 4.
7. Лебедева, В.П. Индивидуальные траектории образования учащихся профильной школы / В.П. Лебедева, В.Я. Орлов, В.А. Ясвин // Ученик в обновляющейся школе: сб. науч. трудов; под ред. Ю.И. Дика, А.В. Хуторского. - М., 2002.
8. Кривых, С.В. Реализация профильного обучения средствами индивидуальных образовательных маршрутов: учебно-методич. пособие / С.В. Кривых, В.В. Тихомирова, В.В. Семенова, М.Ф. Шевченко / под науч. ред. С.В. Кривых. - СПб., 2008.
9. Организация индивидуально-ориентированного образовательного процесса в РГПУ им. А.И. Герцена / О.В. Акулова, Н.О. Верещагина, О.Б. Даутова, Т.В. Менг, Е.В. Пискунова, Е.В. Попова, П.В. Станкевич, А.П. Тряпицына, Н.Л. Шубина. - СПб., 2007.
10. [Э/р]. - Р/д: http://en.wikipedia.org/wiki/%d0%9d%d0%b0%d0%b2%d0% b8%d0%b3%d0%b0%d1%86%d0%b8%d1%8f
Bibliography
1. Boljshaya Sovetskaya Ehnciklopediya / gl. red. A.M. Prokhorov. - M., 1977. - T. 15.
2. Lorenc, V.V. Proektirovanie individualjno-obrazovateljnogo marshruta kak uslovie podgotovki buduthego uchitelya k professionaljnoyj
deyateljnosti: dis. ... kand. ped. nauk. - Omsk, 2001.
3. Sokolova, M.L. Proektirovanie individualjnihkh obrazovateljnihkh marshrutov studentov v VUZe: dis. ... kand. ped. nauk. - Arkhangelsk, 2001.
4. Psikhologiya lichnosti: ucheb. posobie / pod red. prof. P.N. Ermakova, prof. V.A. Labunskoyj. - M., 2007.
5. Duka, N.A. Vvedenie v pedagogiku: uch. posobie. - Omsk, 1997.
6. Khutorskoyj, A.V. Tekhnologiya ehvristicheskogo obucheniya // Shkoljnihe tekhnologii. - 1998. - № 4.
7. Lebedeva, V.P. Individualjnihe traektorii obrazovaniya uchathikhsya profiljnoyj shkolih / V.P. Lebedeva, V.Ya. Orlov, V.A. Yasvin // Uchenik v
obnovlyayutheyjsya shkole: sb. nauch. trudov; pod red. Yu.I. Dika, A.V. Khutorskogo. - M., 2002.
8. Krivihkh, S.V. Realizaciya profiljnogo obucheniya sredstvami individualjnihkh obrazovateljnihkh marshrutov: uchebno-metodich. posobie /
S.V. Krivihkh, V.V. Tikhomirova, V.V. Semenova, M.F. Shevchenko / pod nauch. red. S.V. Krivihkh. - SPb., 2008.
9. Organizaciya individualjno-orientirovannogo obrazovateljnogo processa v RGPU im. A.I. Gercena / O.V. Akulova, N.O. Verethagina, O.B. Dautova, T.V. Meng, E.V. Piskunova, E.V. Popova, P.V. Stankevich, A.P. Tryapicihna, N.L. Shubina. - SPb., 2007.
10. [Eh/r]. - R/d: http://en.wikipedia.org/wiki/%d0%9d%d0%b0%d0%b2%d0% b8%d0%b3%d0%b0%d1%86%d0%b8%d1%8f
Статья поступила в редакцию 24.02.13
УДК 378:61:681.3.06
Abdulgalimov R.M. PROFESSIONAL OUTLOOK OF FUTURE SPECIALIST MEDICAL PROFILE: PROBLEMS OF FORMATION AND STRUCTURE. The article deals with the uncharted domain of professional education -professional vision doctor, is its structure, criteria for evaluating.
Key words: Professional Outlook, professional attitudes, structure evaluation criteria.
Р.М. Абдулгалимов, канд. пед. наук, ГБОУ ВПО «Дагестанская гос. медицинская академия», г. Махачкала, E-mail: [email protected]
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА МЕДИЦИНСКОГО ПРОФИЛЯ: СТРУКТУРА И ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ
В статье рассматривается неисследованная предметная область профессиональной педагогики - профессиональное мировоззрение врача, обосновывается его структура, критерии оценки сформированности.
Ключевые слова: профессиональное мировоззрение, структура профессионального мировоззрения, критерии оценки.
Современное состояние системы профессионального образования отражает противоречия между возрастающими требованиями к общественному и индивидуальному интеллекту, сознанию и духовности, способности специалиста к проектированию и прогнозированию, с одной стороны, и фактическим уровнем качества образования, - с другой. Сегодня уровень качества профессионального, в том числе медицинского, образования оказывается ниже требуемого, и решить эту проблему можно лишь путем кардинальных изменений в философских основаниях системы подготовки специалистов медицинского профиля. Изменение философских оснований медицинского образования - его исходных принципов, ценностных ориентиров и императивов - повлечет за собой изменение всех остальных компонентов данного сегмента профессионального образования. Таким философским основанием подготовки специалиста медицинского профиля в вузе может стать ориентация на формирование профессионального мировоззрения будущего врача.
Формирование профессионального мировоззрения будущего врача происходит внутри процессов профессиональной и социально-психологической адаптации, при этом особое значение имеет включение в систему профессиональных медицинских и личностных связей и отношений, освоение новых социальных норм поведения, групповых норм и ценностей, идентификация себя с профессиональной группой [1].
Острота проблемы формирования мировоззрения врача в период первоначальной подготовки связана еще и с тем, что этап первичной подготовки, превращающий школьника в специалиста, является малоизученным процессом. Период обучения врача является сложным, влияющим на все системы организма, он имеет свои специфические особенности, кризизы развития и спады, с точки зрения психологического содержания. В процессе подготовки студентов стоят проблемы выбора предмета деятельности из нескольких областей лечебного дела и проблема выбора первичной специализации по терапии или хирургии. При этом для углубленной специализации необходи-
мо определиться в процессе изучения всего нескольких учебных дисциплин.
В современной литературе по образованию мировоззрению, научной картине мира отводится значительная роль. Анализ этих понятий как особых компонентов научного знания предполагает наличие и взаимодействие ряда подходов. В.С. Степин обращает внимание на существование и взаимодействие двух подходов: с одной стороны, исследование взаимосвязей научной картины мира с мировоззрением и философией, функционирующих в определенном культурном пространстве, с другой - рассмотрение связей научной картины мира с конкретными теориями и опытом [2].
В философской литературе мировоззрение понимается как система принципов, взглядов, ценностей, идеалов и убеждений, определяющих как отношение к действительности, общее понимание мира, так и жизненные позиции, программы деятельности людей. Мировоззрением обладает как общество в целом, так и отдельный индивид. Мировоззрение отдельного индивида формирует общество спонтанно или целенаправленно посредством своих социальных институтов. В нем присутствует личностная компонента, которая отражает специфический жизненный опыт данного индивида. Поэтому мировоззрение содержит качественно различные элементы: знания и убеждения. С мировоззрением связаны такие функционалы, как мироощущение, мировосприятие, миропонимание. Не только мышление, но и другие познавательные способности утверждают человека в окружающем мире. Воздействие на него реальности в форме ощущений, восприятий, представлений, эмоций образуют мироощущение, мировосприятие.
Мироощущение включает только наиболее значимую для субъекта часть знаний, находящуюся в глубинных пластах его познания. Мироощущение определяет эмоциональную сторону мировоззрения. Оно представляет собой понятийный, интеллектуальный аспект мировоззрения. Мировоззрение включает не только интеллектуальное, но и эмоционально-ценностное отно-