Научная статья на тему 'Проектирование компетентностно-ориентированных основных образовательных программ вуза'

Проектирование компетентностно-ориентированных основных образовательных программ вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
502
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Строганова А. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проектирование компетентностно-ориентированных основных образовательных программ вуза»

УДК 378.1 ББК 74.58

ПРОЕКТИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ВУЗА

А.Н. Строганова

Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики (СПбГУСЭ), 191015, Санкт-Петербург, Кавалергардская, 7, лит. А

Сегодня перед всеми российскими вузами на первый план выступает актуальная задача перехода от действующих основных образовательных программ (ООП), реализующих ГОС ВПО второго поколения, к новому поколению ООП, реализующих ФГОС ВПО. Основная образовательная программа высшего профессионального образования (ООП ВПО) - это система учебно-методических документов, регламентирующих цели, ожидаемые результаты, содержание, условия и технологии реализации образовательного процесса, систему оценки качества подготовки выпускника. ООП разрабатывается на основе ФГОС ВПО с учетом потребностей регионального рынка труда, традиций и достижений научно-педагогической школы конкретного вуза. ФГОС ВПО включает в себя требования:

- к структуре ООП, в том числе требования к соотношению частей ООП и их объему, а также соотношению обязательной части ООП и части, формируемой участниками образовательного процесса;

- к условиям реализации ООП, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;

- к результатам освоения ООП.

ООП включает в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы соответствующих практик, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии. В числе центральных задач в области проектирования компетентностно-ориентированных

вузовских ООП находится обеспечение системной «увязки» требований к результатам ее освоения и содержания образования, обеспечивающего достижение этих требований.

Сокращенная образовательная программа - образовательная программа высшего учебного заведения, разработанная с учетом предшествующего уровня профессионального (среднего профессионального или высшего) образования обучающегося (сокращение срока освоения программы производится или за счет переаттестации дисциплин (или их частей), изученных в среднем профессиональном учебном заведении, или перезачете дисциплин, изученных в высшем учебном заведении).

Ускоренная образовательная программа — образовательная программа высшего учебного заведения, разработанная для обучающихся, способных освоить полную образовательную программу в более короткие сроки.

И.В. Осипова, О.В. Тарасюк выделяют следующие подходы к проектированию ООП ВПО [1, с. 21-22].

1. Системно^еятельностный подход предполагает, что в основе проектирования требований к выпускникам вузов должна лежать тесная взаимосвязь со сферой труда. Данный подход задает логику проектирования квалификационных требований к выпускникам, которая основана на: а) проведении анализа соответствующей сферы профессиональной деятельности выпускника; б) установлении соответствующих квалификационных характеристик и профессионально-важных качеств; в) отборе содержания обра-

зования, обеспечивающего формирование квалификационных характеристик. Данный подход, предтеча компетентностного подхода, разработан и освоен отечественной высшей школой и ее учебно-методическими объединениями уже в конце 80-х годов прошлого века.

2. Компетентностный подход — подход, акцентирующий внимание на результате образования, причем в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в различных ситуациях.

Особенность нового поколения основных образовательных программ высшего профессионального образования (далее ООП ВПО, ООП) состоит в реализации идей компетентностного подхода, которому присущ перенос акцента с преподавателя и содержания дисциплины («подход, центрированный на преподавателе») на студента и ожидаемые результаты образования («подход, центрированный на студенте»). ООП разрабатывается и утверждается вузом самостоятельно и проектируется в условиях эффективного социального диалога высшей школы и сферы труда. Предусмотрено расширение полномочий вуза при разработке ООП, что проявляется, прежде всего, в самостоятельном установлении обязательного (порогового) уровня сформированное™ компетенций, отборе содержания образования и образовательных технологий.

В методических рекомендациях «Проектирование основных образовательных программ, реализующих федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования» под редакцией H.A. Селезневой [2, c.47] в структуру ООП введены экспериментальные программные документы интегрирующего, междисциплинарного и сквозного характера, обеспечивающие целостность компе-тентностно-орие^^ованной ООП ВПО:

- паспорта и программы формирования профессиональных компетенций;

- таблица содержательно-логических связей учебных курсов, предметов, дисцип-

лин, модулей, практик, НИР, входящих в ООП ВПО;

- компетентностно-ориентированная часть учебного плана;

- сквозная программа промежуточных комплексных испытаний студентов в вузе на соответствие их подготовки поэтапным ожидаемым результатам образования ком-петентностно-орие^^ованной ООП ВПО;

- программы итоговых комплексных испытаний (итоговой государственной аттестации) студентов-вьтус^иков вуза.

Перечень и макеты данных экспериментальных программных документов были разработаны на основе результатов анализа лучшей зарубежной практики и поисковых исследований в области реализации компетентностного подхода при создании нового поколения ООП ВПО, выполненных научно-педагогической общественностью высшей школы в период с 2006 по 2009 годы по заказам Минобрнауки России и Рособразо-вания (основные поисковые исследования в этой области были выполнены в рамках аналитической ведомственной программы «Развитие научного потенциала высшей школы» и Федеральной целевой программы развития образования).

Нами выделены организационно-деятельностные этапы построения основной образовательной программы вуза, к которым мы отнесли:

1) изучение возможностей ФГОС ВПО и разработка на их основе локальных нормативных актов вуза (рекомендации по разработке ООП, положение о кредитно-модульной организации учебного процесса, утверждение форм программ и технологических карт учебных дисциплин, положение об индивидуальном учебном плане студента и т.д.);

2) разработка основной образовательной программы вуза, способствующей диверсификации системы ВПО;

3) составление учебного плана по каждому направлению подготовки, позволяющего максимально индивидуализировать процесс обучения;

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

организации индивидуально ориентированного процесса обучения

_1 11111111.11_

ИЗУЧЕНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ФГОС,

в которых определены требования к результатам освоения образовательных программ в виде компетенций, подразумевается активный диалог со сферой труда, возможность разрабатывать несколько учебных планов в рамках одного направления подготовки, вариативность содержания образования, определение видов, содержания и форм отчетности практик, установление формы, объема и структуры ВКР, использование зачетных единиц в качестве меры трудоемкости учебных программ

РАЗРАБОТКА ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ: диверсификация системы ВПО, позволяющей реализовать индивидуально-ориентированный

образовательный процесс в вузе через:

1) реализацию нескольких профилей одного направления подготовки;

2) определение видов, содержания и форм отчетности практик;

3) установление формы, объема и структуры выпускной работы и др.

СОСТАВЛЕНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА: нелинейный образовательный процесс,

позволяющий индивидуализировать обучение через:

1) расширение (до 50%) вариативной части, состоящей из дисциплин (модулей), устанавливаемых вузом в соответствии с выбранным профилем обучения;

2) дисциплины по выбору студента (не менее 30% от вариативной части);

3) факультативные дисциплины (до 10 з.е.);

4) модульную реализацию учебного плана, позволяющую нелинейную организацию образовательного процесса

ПРИМЕНЕНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ И ТЕХНОЛОГИИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Повышение роли самостоятельной работы студентов, дистанционных курсов, позволяющих реализовать индивидуальный темп освоения учебных программ

Использование активных и интерактивных форм проведения занятий, проведение мастер-классов, тренингов, организацион-но-деятетностных игр

Привлечение к преподаванию специалистов, представителей российских и зарубежных компаний, приглашение деятелей науки и культуры

Стимулирование креативных форм неформального образования (участие в фестивалях, конкурсах, выставках, учебных экспедиций, научно-исследовательской работе_

Внедрение в образовательный процесс кредитнО^^^^^овой системы

отслеживания всех основных аспектов организации учебного процесса на основе использования зачетной единицы в качестве меры трудоемкости учебной работы

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН СТУДЕНТА

Рис. 1. Организационные этапы построения основной образовательной программы вуза

4) актуализация возможностей открытой образовательной среды вуза, позволяющей применить различные формы и технологии организации образовательного процесса вуза. Организационные этапы построения индивидуально-ориентированного образовательного процесса легли в основу разработки научно-методического обеспечения организации индивидуально-ориентированного процесса обучения студентов вуза в условиях реализации ФГОС ВПО, что отображено на рис. 1.

Существуют богатые возможности ФГОС ВПО, позволяющие существенно индивидуализировать образовательный процесс в вузе.

1. Определены требования к результатам освоения основных образовательных программ, важным приобретением стала ориентация на личностную составляющую подготовки в виде общекультурных компетенций - совокупности социально-личностных качеств выпускника (владение культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации; осознание социальной значимости своей будущей профессии; способность анализировать социальные проблемы и процессы; владеть основными методами, способами и средствами получения, переработки информации).

2. Существенно расширена (до 50%) вариативная часть, состоящая из вариативных дисциплин (модулей), устанавливаемых вузом в соответствии с выбранным профилем, и дисциплин по выбору студентов (не менее 30% от вариативной части), что дает возможность наполнить вариативный компонент учебного плана последними достижениями культуры, науки и техники; сочетание дисциплин вариативной части учебного плана дает возможность «нелинейной» организации образовательного процесса.

3. Вузу дана возможность разрабатывать несколько учебных планов в рамках одного направления с учетом особенностей программы подготовки; предоставляется право определить виды учебных практик и наполнить их содержанием (цели и задачи, программы и формы отчетности);

дана свобода в определении форм, объема и структуры выпускной квалификационной работы.

4. Предусмотрено широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий, в рамках учебных курсов должны быть предусмотрены встречи с представителями науки и культуры, мастер-классы ведущих специалистов, экспертов.

5. Предлагается использование зачетных единиц в качестве меры трудоемкости образовательных программ, что позволяет учитывать и оценивать внеаудиторную и научно-исследовательскую работу студентов.

Разработка основной образовательной программы вуза и составление учебного плана [3]. Календарный учебный график разрабатывается в соответствии с требованиями ФГОС и размещается на первой странице УП.

Для построения календарного учебного графика используется традиционно применяемая форма. В графике указывается последовательность реализации ООП по годам, включая теоретическое обучение, практики, промежуточные и итоговую аттестации, каникулы. В календарном графике учебного процесса баланс учебного времени представляет собой сводные данные по бюджету времени в неделях. При его составлении необходимо произвести расчет по годам обучения и за весь период обучения количества недель, выделяемых на теоретическое обучение (в том числе и на экзаменационные сессии), практики, выпускные квалификационные работы, итоговую аттестацию и каникулы.

В графике учебного процесса соответствующими символами для каждого курса и семестра обозначаются календарные дни (по неделям и месяцам) теоретического обучения, практик, экзаменационных сессий, каникул и итоговой государственной аттестации. Объем и продолжительность видов учебной работы в часах и неделях определяются в соответствии с ФГОС ВПО.

Кроме того, к жестко регламентированным требованиям ФГОС ВПО к разработке ООП относятся:

1 .Нормативный срок освоения ООП, включая последипломный отпуск - 4 года;

2.Трудоемкость (в зачетных единицах) - 240;

3. Трудоемкость основной образовательной программы по очной форме обучения за учебный год равна 60 зачетным единицам;

4.Базовая (обязательная) часть цикла «Гуманитарный, социальный и экономический цикл» должна предусматривать изучение следующих обязательных дисциплин: «История», «Философия», «Иностранный язык». Базовая (обязательная) часть профессионального цикла должна

предусматривать изучение дисциплины «Безопасность жизнедеятельности». При этом каждый вуз может иметь свою культуру проектирования ООП и учебного плана.

В ходе экспериментальной работы в рамках направления 051000.62 «Профессиональное обучение (по отраслям)» мы разработали ООП и учебный план со специализацией «Дизайн прически». В табл. 1 показаны учебные дисциплины вариативной части учебного плана.

Таблица 1. Учебные дисциплины вариативной части всех учебных циклов направления 051000.62 «Профессиональное обучение (по отраслям)»

Название цикла Дисциплины вариативного компонента, установленные вузом

Б.1 Гуманитарный, социальный и экономический цикл Общая психология Прикладная экономика Культурология Русский язык и культура речи Правоведение

Б. 2 Математический и естественнонаучный цикл Инженерная графика Пластическая анатомия

Б.З Профессиональный цикл Методика преподавания парикмахерского дела и стилистики Сервис парикмахерских услуг Проектирование и формообразование Моделирование прически Цветоведение и колористика Рекреационные технологии Анатомия и физиология волос

Еще более разнятся в разных профи- В табл. 2 приведены дисциплины по выбо-лях названия курсов по выбору студентов. ру студентов по циклам учебного плана.

Таблица 2. Дисциплины по выбору студентов всех учебных циклов направления 051000.62 «Профессиональное обучение (по отраслям)»

Название цикла Дисциплины по выбору студентов, предлагаемые вузом

Б.1 Гуманитарный, социальный и экономический цикл Социология Политология Этика и эстетика Логика

Б. 2 Математический и естественнонаучный цикл Графический дизайн Компьютерная графика Физика и химия ВМС Физика и химия полимеров

Б.З Профессиональный цикл Организация рекламы в сфере сервиса Технология продвижения парикмахерских услуг Дизайн парикмахерских работ Художественное оформление причесок Нейл-дшайн Ногтевой сервиз

Таким образом, в вузе создаются условия для диверсификации образования: уже на этапе поступления в вуз у студентов существует выбор профиля подготовки. В процессе обучения студент также может выбрать интересующие его предметы изучения.

Еще один способ индивидуализировать образовательный маршрут студента -учебные, производственные и иные практики. Конкретные виды практик определяются основной образовательной программой вуза, т.е. тоже нестатичны и могут устанавливаться вузом, исходя из профиля обучения, интересов студентов, региональных особенностей. Практики проводятся в сторонних организациях или на кафедрах и в лабораториях вуза (учебная практика), обладающих необходимым кадровым и научно-техническим потенциалом. Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются вузом по каждому виду практики. Аттестация по итогам практики заключается в представлении выполненных заданий, предусмотренных программой, в форме отчетов, зарисовок, копий, исполнения проекта в материале. По результатам аттестации выставляется оценка (зачет). Разделом учебной практики может являться художественно-творческая работа обучающегося.

Для организации индивидуально-ориентированного учебного процесса особую значимость имеет наличие открытой образовательной среды вуза, в которой

студентам обеспечен доступ к разнообразным информационным и иным ресурсам. Самостоятельная научно-исследовательская работа может осуществляться через участие в работе студенческого научного общества, учебно-научных лабораторий и т.д.

При переходе на ФГОС ВПО студентам предстоит спроектировать собственное обучение, формируя индивидуальный учебный план. Под индивидуальным учебным планом (ИУП) понимается совокупность учебных дисциплин (модулей), выбранных отдельным студентом для освоения из основной образовательной программы по направлению подготовки вуза.

Индивидуальный образовательный план выстраивается студентом исходя из необходимости выбора вариативных дисциплин (модулей). Студент имеет возможность разработки собственного варианта сочетания дисциплин вариативного цикла, включая дисциплины по выбору студента. Основная идея построения индивидуальных учебных планов заключается не в декларировании ООП готового пакета дисциплин (модулей) для определенных профилей образования, а в предоставлении каждому студенту возможности разработать свой собственный образовательный маршрут. Предлагаемые вузом профили постоянно обновляются в зависимости от запросов студентов и меняющейся конъюнктуры рынка труда.

ЛИТЕРАТУРА

1. Проектирование компетеитностно-ориентированных основных образовательных программ, реализующих федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования: Методические рекомендации для организаторов проектных работ и профессорско-преподавательских коллективов вузов / Авт.-сост. И. В. Осипова, О. В. Тарасюк. Екатеринбург, 2009.

2. Проектирование основных образовательных программ, реализующих федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования: Методические рекомендации для руководителей и актива учебно-методтес^га объединений вузов. Первая редакция. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов; Координационный совет учебно-методических объединений и научно-методтес^к советов высшей школы, 2009.

3. Кривых, С. В. Методические рекомендации по разработке учебных планов по ФГОС ВПО / С. В. Кривых, А. Н. Строганова. СПб.: НОУ «Экспресс», 2011.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.