УДК 378
Щеглова М.И., Неволина В.В.
Оренбургский Государственный Университет, г Оренбург, Россия Оренбургский Государственный Медицинский Университет, г Оренбург, Россия E-mail: [email protected]; [email protected]
ФОРМИРОВАНИЕ МИРОВОЗЗРЕНИЯ В САМОРАЗВИТИИ СТУДЕНТА
Отличие мировоззрения от совокупности мнений в том, что мировоззрение системно, все его элементы взаимосвязаны и имеют общее основание в своём логическом и генетическом обосновании. Формирование мировоззрения сложный и длительный процесс, в котором высшее образование играет одну из ключевых ролей. Стихийное и обыденное устройство представлений о мире приводит человека к мифологическим воззрениям, синкретизм которых затрудняет саморазвитие личности. Это затруднение выражается в невозможности выстраивания прочных связей в стратегиях личностного совершенствования.
Перенос положения знаниевой парадигмы с цели в область средства реализации компетент-ностного подхода позволяет утверждать, что задача ВУЗа не только в профессиональной подготовке специалистов, но и в содействии во внутренней систематизации мировоззрения студентов.
Аксиологические интенции мировоззрения студента обеспечивают ему построение авторской траектории саморазвития. Профессиональное саморазвитие, как один из ведущих векторов самосовершенствования, классифицируется по следующим методологическим основаниям: традиционные, инновационные и форсайт-стратегии.
В ходе эмпирического исследования, студентам давалось разъяснение связи мировоззрения с процессом саморазвития, а также дифференцировались понятия «карьера» и «профессиональное развитие». В качестве выборки выступали студенты 1 и 2 курса Оренбургского государственного медицинского Университета.
По результату завершения изучения дисциплин «философия», «биоэтика» и «человек и культура» был апробирован аксиологический опросник, позволивший установить ориентирование студентов на практический аспект врачебной деятельности. В ходе бесед было установлено, что для студентов профессиональное саморазвитие есть необходимое условие для достижения ключевой цели - сохранение здоровья населения.
Ключевые слова: мировоззрение, саморазвитие, акмеизм, мировоззрение, философия, ресурс.
В ходе высшего образования в последние десятилетия кардинально изменились его рол, содержание и цели. Не будет новаторской и мысль о том, что высшее образование стремится не передать знание и накопленный практический опыт молодому специалисту, а выработать в нём ряд компетенций [12]. Учитывая, что компетенции классифицируются по разным основаниям, логично это связать с разнообразием функций, реализуемых для формирования компетентного специалиста. Мировоззренческая функция выступает примером одной из них. Мировоззрение отличается от совокупности мнений субъекта о мире тем, что представляет собой систему, детерминирующую эти мнения. Это объясняется синергетическим эффектом и достигается путём всестороннего изучения знаний о мире. Как правило, на это нацелены предметы, входящие в блок гуманитарных дисциплин. Но в полной мере мировоззренческая функция реализуется при освоении студентами предмета «философии». Изучение таких категорий как «цель», «развитие», «по-
знание» и многих других не только выстраивает систему ценностей: эти категории наделяются ценностно-смысловой нагрузкой, становясь личностными.
Цель нашего исследования - теоретически обосновать и эмпирически проиллюстрировать роль мировоззренческой функции высшего образования в саморазвитии студента.
Исследование проводилось на базе ОрГМУ с 2015-2017 год. В рамках изучения дисциплин «философия», «человек и культура» и «биоэтика» со студентами проводились беседы, опросы, разбирались кейс-задачи. На основании контент-анализа результатов были сформулированы выводы о целях саморазвития студентов на разных этапах формирования мировоззрения.
Для достаточного обоснования связи мировоззрения и профессионального саморазвития молодого специалиста конкретизируем смысловое содержание этого понятия. Проанализировав литературу на тему, мы сочли целесообразным использовать определение, сформулированное В.В. Неволиной, указывающей, что
«профессиональное саморазвитие - личностно-профессиональный многокомпонентный процесс, основанный на осмыслении собственной позиции, способствующей формированию и освоению индивидуального стиля профессиональной деятельности» [2].
Ключевым отличием «профессионального саморазвития» от смежного понятия «карьерное развитие» является индивидуальный, авторский характер. Профессиональное саморазвитие всегда оригинально и самобытно, этот процесс не может быть продублирован. Дублирование профессиональной траектории и стратегии отрицает сущность и смысл самоорганизации. Аналогична ситуация и с мировоззрением: оно априори носит субъективный характер. Мало того, именно мировоззрение определяет роль и вектор профессионального саморазвития молодого специалиста.
В рамках выбранной нами методологии, разработанной В.В. Неволиной, в профессиональном саморазвитии студента следует рассматривать следующие показатели:
- «профессиональные качества: способность обучаться на протяжении всей жизни, работать над профессиональным самосовершенствованием; владение навыками здоровьес-бережения и профилактики профессионального выгорания.
- профессиональные компетенции: обучение на протяжении всей жизни; профессиональная мобильность; инновационный поиск.
- профессионально-личностные качества: способность саморазвиваться, ассимилировать новые навыки самостоятельно, быть мобильным, легко адаптироваться к изменяющимся условиям образовательной среды» [2].
Совершенствование этих качеств носит имманентный, незавершённый характер, мы не можем говорить, к примеру, что достигли максимума в «мобильности», «познании», «профессиональных навыках». Предел ограничивается нашими личностными возможностями. Иными словами, сам по себе абстрактный процесс развития вышеизложенных показателей безграничен, в то время как профессиональное саморазвитие может быть ограниченно, но только возможностями самой личности. Метафизический смысл предела профессионального саморазвития выражается в его целях.
Нами был сформулирован перечень целей профессионального саморазвития. Цель может выступать как потребность, когда студент нацелен на формирование компетентной, физически и духовно здоровой личности, способной к активному саморазвитию. Другой ракурс цели представляет собой возможность: в этом случае происходит аккумуляция ресурсов в точках роста, эффективное использование достигнутых в ходе предыдущих этапов развития преимуществ. Цель рассматривает и как результат или готовность выпускника к эффективному профессиональному саморазвитию. Время, тоже может фигурировать в аспекте цели, когда студентом осознаётся получение социального эффекта (отсроченный эффект) в рамках успешного профессионального саморазвития личности специалиста.
Целеполагание напрямую связано с ценностной установкой молодого специалиста. Если мы обратимся к перечню целей, то сможем проследить, что у каждого специалиста существует своё понимание роли профессии в своей жизни. Для кого-то финишная черта профессионального саморазвития видится в достижении определённого «места», в то время, как для другого перфекционизм в профессии есть «потребность».
Когда у студентов сформирована цель, необходимым становится постановка задач, предполагающих и стратегии их достижения. Так, в статье «Классификация стратегий профессионального саморазвития студента в медицинском образовании» в рамках разработанной Неволиной В.В. методологии авторами акцентируется внимание на трёх классах стратегий [10].
В первую группу выделяются «традиционные стратегии профессионального саморазвития», подразумевающие поэтапное освоение специализацией. К примеру, бакалавриат - магистратура - аспиранутра - повышение квалификации - докторантура.
К инновационным стратегиям следует отнести новаторские методы, диктуемые современными профориентациоными трендами. К примеру, это профессиональный туризм, сопряжённый со стажировками, дистанционное обучение и экспресс-курсы.
Категория форсайт-стратегий подразумевает обучение студентов с помощью форсайт-
Педагогические науки
технологий (сценирование, стратегические сессии, «Качели времени» и др.). Преимущество этой стратегии над предыдущими в том, что эта площадка максимально задействует ресурсы студентов и преподавателей. Форсайт-стратегии разрабатываются на основании оценки различных ресурсов, научно-обоснованного прогноза их продуктивного использования.
В ходе эмпирического исследования, в период с 2015 по 2017 год мы проводили беседы, опросы, апробировали кейс-задачи со студентами 1-2 курса лечебного факультета Оренбургского Государственного Медицинского Университета г. Оренбурга.
Рисунок 1 - Оценка студентами престижности врачебной деятельности, %
Учитывая, что саморазвитие личности студента и профессиональное саморазвитие многоаспектный процесс, мы стремились исследовать ценностное положение профессии в мировоззрении студентов.
Аксиологический опросник студентов позволил запустить у студентов процесс рефлексии, так как без этого невозможно было бы честно ответить на вопросы. Актуализация ценностных установок студента медика на его врачебную деятельность, внутренние компоненты и этические категории потребовала от обучающихся в высшей школе ответственного и заинтересованного отношения к процессу изучения таких гуманитарных дисциплин как «философия», «человек и культура» и «биоэтика».
Наше исследование продемонстрировало, что студенты 1 и 2 курса ОрГМУ имеют ключевой ценностной установкой практический аспект врачебной деятельности, конечная цель которой - жизнь пациентов. Для достижения этих целей от врача требуется постоянное совершенствование своих практических и личностных навыков.
Содержательной основой работы, направленной на достижение глубокого ценностного самоопределения студентов медицинского вуза в профессии, стало комплексное учебное, практико-ориентированное сопровождение,
0 5 10 15 20 25 30 35 40 45
Рисунок 2 - Распределение мнения студентов об основной цели врачебной деятельности, и%
способствующее конкретизации ценностных представлений студентов высшей медицинской школы о своем профессиональном будущем и деятельности по сохранению жизни и здоровья людей. Ценностные отношения будущего врача, формируемые в процессе обучения в медицинском вузе, ориентированы на социально и профессионально значимые ценности [8]. Именно они составляют необходимый ценностный компонент развития личности будущего врача.
Таким образом, установка на профессиональное саморазвитие студента видится возможной лишь при условии целостного системного взгляда на мир, иными словами, развитого мировоззрения. Авторский характер стратегии профессионального саморазвития, зависящий от мировоззрения, определяет её успешность.
Развитие таких показателей как личностно-профессиональные, профессиональные качества и компетенции априори не имеет предела, однако ограничивается ценностными ориентирами и целями молодого специалиста. Последнее, в свою очередь, также определяется мировоззрением.
Стихийное формирование мировоззрения возможно только до обыденного уровня. Именно высшее учебное заведение, ориентированное на реализацию компетентностного подхода, обеспечивает восхождение мировоззрения личности до более высокого уровня. В наилучшей степени это прослеживается при изучении дисциплины «философия», «биоэтика», «человек и культура».
13.09.2017
Список литературы:
1. Eysenck, H. J. The structure of human personality / H. J. Eysenck - London: Methuen, 2013 - 348 p.
2. Feinstein J.S. The relationship between socioeconomic status and health: a review of the literature / J.S. Feinstein // The Milbank Quarterly. - 2014. - Vol. 71. - № 2. - P. 279-322.
3. Frankel, M.S. (Ed.) Values and Ethics in Organization and Human Systems Development. An Annotated Bibliography /M.S. Frankel. - USA, 2016.
4. Galeaa S. Cities and population health / S. Galeaa, N. Freudenbergs, D. Vlahova // Social Science & Medicine. - 2015. - № 60. - P. 1017-1033.
5. Goldberg L. The structure of phenotypic personality traits. «The American Psychologist, 48», - 2013.
6. Hobfoll, S.E. Resource loss, resource gain, and emotional outcomesamong inner city women / S.E. Hobfoll, R.J. Johnson, N. Ennis, A.P. Jackson // Journal of Personality and Social Psychology. - 2013. - 84. - P. 632-643.
7. Holtmann, М. Resilienz im Kindes- und Jugendalter / M. Holtmann, M.H. Schmidt // Kindheit und Entwicklung. - 2014. - № 13. - Р. 195-200.
8. Kindley R. The Power of Simulation-based e-Learning // The e-Learning Developers' Journal. September 17 - 2012. - P. 1-8.
9. Kohlberg L. Moral stages and moralization: The cognitive developmental approach // Moral development and behavior: Theory research and Social issues. -N.Y. - 2016 - P.31-53.
10. Laucht, M. Wovor schützen Schutzfaktoren? Anmerkungen zu einem populären Konzept der modernen Gesundheitsforschung / M. Laucht, G. Esser, M.H. Schmidt // Zeitschrift für Entwicklungspsychologie und Pädagogische Psychologie. - 2017. - 29. - P. 260-270.
11. Martin, R.A. Individual differences in uses of humor and their relation to psychological well-being: Development of the Humor Styles Questionnaire / R.A. Martin, P. Puhlik-Doris, G. Larsen, J. Gray, K. Weir // Journal of Research in Personality. -2013. - № 37. - Р.48-75.
12. Афанасенко И.В. Стратегии построения карьеры как компонент профессиональной Я-концепции / И.В. Афанасенко // Сборник материалов III Всероссийского съезда практических психологов системы образования. - М.: 2013. С.234-237.
13. Виханский О. С. Стратегическое управление / Виханский О.С. - М. :Гардарика, 2014. - 296 с.
14. Минюрова С.А. Психологические основания выбора стратегий саморазвития в профессии: дисс...д.пс.н. Екатеринбург, 2013. - 360с.
15. Неволина В.В. Ресурсы профессионального саморазвития личности студента в медицинском образовании: теория и методология. Оренбург, - 2016.
16. Неволина В.В., Белоновская И.Д. Классификация стратегий профессионального саморазвития студента в медицинском образовании // Современное образование. — 2017. - № 3. - С.18-27.
17. Сыманюк Э.Э. Психологические барьеры профессионального развития личности. Практико-ориентированная монография / Под ред. Э.Ф. Зеера. - М.: Московский психолого-социальный институт - 2015 - 252 с.
Сведения об авторах: Неволина Виктория Васильевна, доцент кафедры философии Оренбургского государственного медицинского университета, кандидат психологических наук 460000, г Оренбург, ул. Советская, 6, e-mail: [email protected] Щеглова Мария Игоревна, ассистент кафедры философии Оренбургского государственного медицинского университета, аспирант Оренбургского Государственного Университета 460000, г. Оренбург, ул. Советская, 6, e-mail: [email protected]