УДК 377.5
Semak V.V., postgraduate, Academy of Psychology and Pedagogy, Southern Federal University (Rostov-on-Don, Russia), E-mail: [email protected]
FORMATION OF THE CONCEPT OF "PROFESSIONAL WORLDVIEW OF INDIVIDUAL" AS A THEORETICAL PROBLEM: THE GENESIS AND CURRENT STATE. In the article, various points of view on a problem of theoretical understanding of the concepts of "worldview" and "professional worldview of individual" in the works of Western and Russian researchers are considered. Based on the historical and theoretical analysis of the formation of the given concepts, some approaches to the problem of understanding the meaning of "worldview" are highlighted. The paper presents a chronological characteristic of the term "worldview". The analysis of various definitions of the term "professional worldview" in the works of different researchers is given. The author clarifies the concept of "professional worldview", which is examined as a necessary structural and informative component of the competence model of a modern competitive specialist and viewed as a constantly improving system of attitudes, beliefs, values, and ideals based on a set of knowledge, skills, experience, and personal qualities aimed at achieving and improving the level of professional competence throughout life.
Key words: worldview, professional worldview, profession, professional competence.
В.В. Семак, аспирант, Академия психологии и педагогики Южного федерального университета, г. Ростов-на-Дону, E-mail: [email protected]
ФОРМИРОВАНИЕ ПОНЯТИЯ «ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ ЛИЧНОСТИ» КАК ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА: ГЕНЕЗИС И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ
В статье рассматриваются различные точки зрения по проблеме теоретического осмысления понятий «мировоззрение» и «профессиональное мировоззрение личности» в трудах западных и российских ученых. На основе историко-теоретического анализа формирования данных понятий выделены некоторые подходы, связанные с пониманием сущности мировоззрения. В работе дан хронологический анализ формирования термина «мировоззрение личности», проанализированы различные определения понятия «профессиональное мировоззрение», представленные в работах ряда исследователей. Автором уточнено понятие «профессиональное мировоззрение», которое рассматривается как необходимый структурно-содержательный компонент ком-петентностной модели современного конкурентоспособного специалиста, как постоянно совершенствующаяся система взглядов, убеждений, ценностей и идеалов, основанных на совокупности знаний, умений, опыта и личностных качеств, направленных на достижение и совершенствование уровня профессиональной компетентности в течение всей жизни.
Ключевые слова: мировоззрение, профессиональное мировоззрение, профессия, профессиональная компетентность.
Понятие «профессиональное мировоззрение личности» все еще не в полной мере определено исследователями. На современном этапе социально-экономического и политического развития общества взгляды на проблему профессионального мировоззрения постоянно меняются: развиваются новые технологии, трансформируется глобальный рынок труда, и, как результат, отдельные профессии исчезают, модернизируются, появляются совершенно новые виды профессиональной деятельности, требующие иного «мировоззренческого» подхода, пересмотра существующих определений понятия «профессиональное мировоззрение». Социально-экономические изменения оказывают влияние на все сферы профессиональной деятельности человека: образовательную, производственную, творческую, затрагивают область всех профессий. Поэтому изучение специфики и определение сущностных характеристик понятия «профессиональное мировоззрение» является актуальным в условиях переоценки профессионально ориентированных ценностей. Сегодня обществу необходим профессионал, способный не только адаптироваться к современным условиям мирового рынка, но и обладающий готовностью продуктивно и творчески работать в новых социально-экономических условиях.
Изучение работ по проблеме мировоззрения личности позволяет говорить о том, что понятие «мировоззрение» не являлось неизменным, исследовалось разными науками, уточнялось и модифицировалось с возникновением различных концепций и подходов, присущих определенному этапу развития общества. Ряд исследователей считают, что данный термин имеет немецкие корни, так как появился в Германии в начале XIX века. Ученые, принимая во внимание этимологическую природу термина «мировоззрение», основываются на том, что «слово «мировоззрение» произошло от немецкого слова "Weltanschauung" и не имеет ни древнегреческого, ни римско-латинского эквивалента» [1, с. 33], [2, с. 136].
Некоторые учёные полагают, что, с хронологической точки зрения, впервые понятие «мировоззрение» ("Weltanschauung"), «как взгляд на вселенную», упомянул в 1790 году И. Кант в своей работе «Критика способности суждения». Позже, в 1792 году, И. Фихте в книге «Опыт критики всякого откровения» использовал это понятие, подчеркнув его отличие от пассивно-созерцательной «картины мира» [3, с. 11]. Другие исследователи [4, с. 22] считают, что термин «мировоззрение» впервые был определен в работе Ф. Шлейермахера «Речь о религии» в 1799 году.
Разные точки зрения по вопросу установления «первооткрывателя» термина «мировоззрение» обусловлены, прежде всего, многозначностью данного понятия. Так в Гамбургском философском словаре говорится о том, что понятие «мировоззрение» изначально вводится И. Кантом и несет в себе смыслы «чисто чувственного познания мира». Кант рассматривает мировоззрение только как явление [5, с. 223]. Шлейермахер определяет понятие «мировоззрение» как деятельностную характеристику. Ученый, в отличие от «картины мира», то есть продукта или результата созерцания системы мира, рассматривает мировоззрение как «исходящее от субъекта творческое осмысление человеческого бытия, в основе которого лежит стремление к целостному осознанию общих взаимосвязей природы, общества, индивида в единой системе взглядов и представлений» [6, с. 174].
В конце XIX века понятие «мировоззрение» употребляется в качестве синонима терминов «философия» и «метафизика» и приобретает смысл систе-
матизированного рационального представления о началах бытия природы и человека, благодаря появлению философских воззрений Гегеля. Появляются теории, основанные на концепции космоса и человека. Исследуя данный этап развития понятия «мировоззрение», Я. Буркхардт отмечает: «Раньше каждый был ослом на свой страх и риск и оставлял мир в покое; теперь, наоборот, всякий считает себя «образованным», соштопывает себе «мировоззрение» и давай проповедовать его ближнему» [2, с. 139 - 140]. В начале двадцатого века О. Конт критикует идеи Гегеля. Основатель позитивизма О. Конт создает новую научную философию, используя понятие «мировоззрение» как обозначение совокупности «метафизических псевдопроблем», лишенных какого-либо научного содержания [7, с. 4]. Исследователи А. Бергсон, У. Дильтей, Ф. Ницше считают, что мировоззрение человека не определяется исключительно посредством науки.
Таким образом, можно выделить два подхода в западной философской мысли в понимании сущности мировоззрения. Первый подход связан с поисками внешних, объективных оснований мировоззрения. Второй подход основывается на субъективно-личностных характеристиках мировоззрения.
В работах отечественных исследователей понятие «мировоззрение» появилось в конце девятнадцатого - начале двадцатого веков в работах Н.А. Бердяева, В.С. Соловьева, С.Л. Франка. Основное внимание ученые уделяли специфике «русского мировоззрения», объясняя данную специфику особенностями «русской души» и «русской ментальности». После революции 1917 года термин «мировоззрение» в российских научных кругах приобрел идеологический смысл. В связи с этим, в советский период главная роль в формировании личностного мировоззрения отводилась общественно-политическим и социально-экономическим факторам. Идея внешней обусловленности личностного мировоззрения была присуща марксистско-ленинской философии, которая основывалась на трансформированных гегелевских идеях, в числе которых было и данное положение о значимости влияния внешней среды. Таким образом, можно говорить о том, что мировоззрение личности отражает особенности определенного исторического периода.
В 60-70 гг. ХХ века в работах И.С. Кона, В.С. Овчинникова, А.Г Спирки-на, А.К. Уледова, А.Н. Чанышева, В.Ф. Черноволенко и др. начинает активно развиваться личностно ориентированное направление в понимании проблемы мировоззрения. В работах данных авторов мировоззрение рассматривается в единстве внутренних, психологических, и внешних, социальных, факторов жизни человека.
Такой подход нашел отражение и в определении А.Г Спиркиным понятия «мировоззрение» в Большой Советской энциклопедии. Исследователь характеризует термин «мировоззрение» как «систему взглядов на объективный мир и место человека в нем, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации» [8, с. 320].
Определение термина «мировоззрение», данное А.Г Спиркиным в «Большой советской энциклопедии» и в «Философском энциклопедическом словаре», на протяжении многих лет остается значимым в педагогической науке для формирования мировоззрения обучаемых.
Мировоззрение личности является сложной системой, которая включает в себя общие представления человека об окружающем мире, поведенческие, ценностные ориентиры, выбор направления деятельности и взаимоотношений в социуме. В связи с этим, можно говорить о следующих взаимосвязанных компонентах в структуре мировоззрения личности: познавательном, поведенческом и ценностном.
В современной философии мировоззрение изучается в контексте форм сознания и самосознания личности. Научно-теоретическое мировоззрение отличается от мировоззрения, которым человек руководствуется в своей практической деятельности.
Мировоззрение личности является отражением совокупности теоретической мировоззренческой системы и личностного опыта человека. Мировоззрение человека в практической деятельности основывается на повседневном, жизненном опыте людей на уровне чувств, эмоций и представлений. Научно-теоретическое мировоззрение характеризуется системностью и целенаправленностью, формируется на основе научных, философских и религиозных концепциях, основывается на понятиях и теориях.
Понятие «профессиональное мировоззрение» как научная категория формируется в результате выделения и предметного разграничения сферы профессиональной деятельности. Сегодня необходимо говорить о целом комплексе различных типов и уровней мировоззрения, определяющих практическую деятельность человеческого общества в каждую конкретно-историческую эпоху. По мнению С.С Гусева и Б.Я. Пукшанского, «обычно такой комплекс представляют как набор весьма специализированных и сложно устроенных структур, связанных с различными видами профессиональной деятельности» [9, с. 4].
Анализ современной научной литературы показывает, что проблема профессионального мировоззрения личности изучена недостаточно. Данная проблема рассматривается в работах РМ. Абдулгалимова, Л.И. Божович, Е.В. Дмитриевой, Б.И. Додонова, Т.Я. Железновой, А.Л. Жохова, В.Н. Жуковой, P.M. Залесского, В.В. Коноваловой, А.Я. Лопушенко, С.В. Манецкой H.A. Мен-чинской, А.А Когут, А.Г Ковалева, И.М. Краснобаева, Т.К. Мухиной, С.Ю. Рыбина, Т.С. Тамбовцевой, Б.М. Теплова, Т.С. Турукина, и др.
Среди зарубежных исследователей проблема профессионального мировоззрения определяется в трудах M. Koltko-Rivera, R. M Goldberg, R. Lindemann, Candace M. McLain, Joelle P. Lewis, David K. Naugle, MM Schlitz, L Wiener и др. В зарубежных работах, рассматривающих формирование «профессионального мировоззрения», многие исследователи делают акцент на рассмотрение специфики определенной сферы профессиональной деятельности, отмечают значимость религиозных и расовых взглядов, социально-экономической среды. Многие российские исследователи также рассматривают формирование понятия «профессиональное мировоззрение личности» в тесной связи с конкретной профессиональной деятельностью, подчеркивая значимое влияние междисциплинарной составляющей.
Анализ научной литературы по проблеме формирования профессионального мировоззрения личности показал, что данная проблема является значимой в педагогической науке с целью подготовки будущих специалистов, обладающих современным научным мировоззрением.
На данный момент не существует универсального определения «профессионального мировоззрения». На наш взгляд, значимым является определение исследователя Т.С. Туркиной, которая рассматривает «профессиональное мировоззрение как совокупность специальных знаний, ценностных ориентаций, принципов, оценок и убеждений, влияющих на профессиональное становление индивида, формирование готовности к обучению через всю жизнь, способности к самоорганизации и конкурентоспособности на рынке труда» [10, с. 9]. Также в работе данного автора отмечается, что «генезис профессионального мировоззрения обусловлен возрастными особенностями личности, спецификой профессиональной деятельности, социально-экономическими характеристиками развития общества» [10, с. 10].
Исследователь А.Я. Лопушенко определяет «профессиональное мировоззрение» как систему взглядов на мир, в которой «системообразую-
Библиографический список
щим фактором являются социальные ценности конкретной профессии» [11, с. 186]. Автор рассматривает понятие «профессиональное мировоззрение», исходя их специфики правоохранительной сферы деятельности как «научное мировоззрение, опирающееся на фундаментальные знания различных наук: философских, психолого-педагогических, а также экономических и правовых дисциплин, профессионально защищающих вопросы разных правоотношений» [11, с. 191].
В работе Е.В. Дмитриевой рассмотрено профессиональное мировоззрение в педагогической сфере. Исследователь определяет профессиональное педагогическое мировоззрение как «динамически развивающуюся систему взглядов, убеждений, ценностей и идеалов учителя, основанных на философских, психолого-педагогических, экономических, правовых научных знаниях, определяющих направленность его профессиональной деятельности и находящих свое выражение в самостоятельной личностной позиции» [3, с. 25].
Исследуя мировоззрение представителей врачебной профессии, В.В. Коновалова считает, что мировоззрение врача «представляет собой комплекс естественнонаучных, философско-гуманитарных, психологических, социальных и профессиональных знаний, духовно-нравственных убеждений, принципов и идеалов, формирующих совокупную систему взглядов на окружающий мир, общество и целостное видение человека в нем» [12, с. 9].
С.В. Манецкая, исследуя профессиональное мировоззрение представителей военных профессий, под профессиональным мировоззрением понимает «интегративную систему профессиональных качеств миропонимания и мировосприятия специалиста, формируемых под влиянием знаний и опыта в сфере практической деятельности» [13, с. 36]. С.В. Манецкая характеризует «профессиональное мировоззрение будущего офицера запаса как собой сложное системное явление, включающее познавательный, ценностно-нормативный, эмоционально-волевой, операционный, и оценочно-рефлексивный компоненты, развитие которых возможно на основе методолого-теоретических и педагогического подходов с целью решения проблемы формирования у курсантов ценностного отношения к профессии офицера» [13, с. 58, 59].
Также нельзя не согласиться с утверждением Е.В. Дмитриевой о том, что профессиональное мировоззрение - это, прежде всего, «динамически развивающаяся система».
На наш взгляд понятие «профессиональное мировоззрение» - это
научная категория, которая 1) включает философскую, социальную и профессиональную составляющие; 2) представляет собой постоянно совершенствующуюся систему взглядов, убеждений, ценностей и идеалов, основанных на совокупности знаний, умений, опыта и личностных качеств личности, направленных на достижение и совершенствование уровня профессиональной компетентности в течение всей жизни; 3) является значимым структурно-содержательным компонентом компетентностной модели современного конкурентоспособного специалиста.
Среди различных трактовок понятия «профессиональная компетентность» в отечественной педагогике нам представляется значимым определение В.А. Сластенина: «профессиональная компетентность - это интегральная характеристика деловых и личностных качеств специалиста, отражающая не только уровень знаний, умений и опыта, но и социально-нравственную позицию личности» [14, с. 6].
Развитие профессионального мировоззрения студентов вуза является значимым фактором формирования профессиональной компетентности будущего конкурентоспособного специалиста, способного к самоорганизации, обучению и профессиональному самосовершенствованию в течение всей жизни.
Перспективы исследования в данной области связаны с уточнением структурно-содержательных компонентов понятий «профессиональное мировоззрение» и «профессиональная компетентность»; теоретической и прикладной характеристикой особенностей формирования профессионального мировоззрения; поиском критериев определения уровней сформированности профессионального мировоззрения студентов Военного учебного центра при гражданском университете.
1. Сергеев К.А. Философия Канта и новоевропейская метафизическая позиция. И. Кант. Трактаты. Санкт-Петербург, 1996.
2. Бибихин В.В. Мир. Томск, 1995.
3. Дмитриева Е.В. Формирование профессионального педагогического мировоззрения будущего учителя. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Астрахань, 2003.
4. Арутюнян М.П. Мировоззрение: онтологический и методологический подходы. Диссертация ... доктора философских наук. Хабаровск, 2006.
5. Колесников М.А. Философское понятие «мировоззрение»: исторический анализ эволюции. Преподаватель XXI век. 2010; 4: 222 - 227.
6. Черноволенко В.Ф. Мировоззрение и научное познание. Киев, 1970.
7. Конт О. Курс положительной философии. Т. 1. Санкт-Петербург, 1899: 4.
8. Большая Советская энциклопедия. Под редакцией А.М. Прохорова: в 30 т. Москва, 1974; Т. 16.
9. Гусев С.С., Пукшанский Б.Я. Обыденное мировоззрение: структура и способы организации: монография. Санкт-Петербург, 1994.
10. Турукина Т.С. Формирование профессионального мировоззрения у студентов учреждений среднего профессионального образования. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Йошкар-Ола, 2012.
11. Лопушенко А.Я. Сущность, содержание и структура профессионального мировоззрения обучающегося. Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2009; 4 (44): 186 - 191.
12. Коновалова В.В. Формирование мировоззрения современного врача: социально-философский анализ. Автореферат диссертации ... кандидата философских наук. Челябинск, 2015.
13. Манецкая С.В. Формирование профессионального мировоззрения будущих офицеров запаса в образовательном процессе гражданского морского вуза. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Великий Новгород, 2012.
14. Панфилова О.И. Понятие «профессиональная компетентность» и различные подходы к изучению феномена данного понятия. Инновационные педагогические технологии: Материалы V Международной научной конференции. Казань: Бук, 2016: 3 - 6. Available at: https://moluch.ru/conf/ped/archive/207/1l080/
References
1. Sergeev K.A. Filosofiya Kanta i novoevropejskaya metafizicheskaya poziciya. I. Kant. Traktaty. Sankt-Peterburg, 1996.
2. Bibihin V.V. Mir. Tomsk, 1995.
3. Dmitrieva E.V. Formirovanie professional'nogo pedagogicheskogo mirovozzreniya buduschego uchitelya. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Astrahan', 2003.
4. Arutyunyan M.P. Mirovozzrenie: ontologicheskijimetodologicheskijpodhody. Dissertaciya ... doktora filosofskih nauk. Habarovsk, 2006.
5. Kolesnikov M.A. Filosofskoe ponyatie «mirovozzrenie»: istoricheskij analiz 'evolyucii. Prepodavatel'XXI vek. 2010; 4: 222 - 227.
6. Chernovolenko V.F. Mirovozzrenie inauchnoepoznanie. Kiev, 1970.
7. Kont O. Kurs polozhitel'noj filosofii. T. 1. Sankt-Peterburg, 1899: 4.
8. Bol'shaya Sovetskaya 'enciklopediya. Pod redakciej A.M. Prohorova: v 30 t. Moskva, 1974; T. 16.
9. Gusev S.S., Pukshanskij B.Ya. Obydennoe mirovozzrenie: struktura i sposoby organizacii: monografiya. Sankt-Peterburg, 1994.
10. Turukina T.S. Formirovanie professional'nogo mirovozzreniya u studentov uchrezhdenij srednego professional'nogo obrazovaniya. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Joshkar-Ola, 2012.
11. Lopushenko A.Ya. Suschnost', soderzhanie i struktura professional'nogo mirovozzreniya obuchayuschegosya. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta MVD Rossii. 2009; 4 (44): 186 - 191.
12. Konovalova V.V. Formirovanie mirovozzreniya sovremennogo vracha: social'no-filosofskij analiz. Avtoreferat dissertacii ... kandidata filosofskih nauk. Chelyabinsk, 2015.
13. Maneckaya S.V. Formirovanie professional'nogo mirovozzreniya buduschih oficerov zapasa v obrazovatel'nom processe grazhdanskogo morskogo vuza. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Velikij Novgorod, 2012.
14. Panfilova O.I. Ponyatie «professional'naya kompetentnost'» i razlichnye podhody k izucheniyu fenomena dannogo ponyatiya. Innovacionnyepedagogicheskie tehnologii: Materialy V Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii. Kazan': Buk, 2016: 3 - 6. Available at: https://moluch.ru/conf/ped/archive/207/11080/
Статья поступила в редакцию 22.07.19
УДК 371
Morkovin A.M., Cand. of Sciences (Pedagogy), Head of Department, Barnaul Law Institute of the Internal Affairs of Russian Federation (Barnaul, Russia),
E-mail: [email protected]
Morkovina O.V., Cand. of Sciences (History), senior lecturer, Altai Institute of Economy (Barnaul, Russia), E-mail: [email protected]
REVISITING THE ORGANIZATION OF FOREIGN LANGUAGES TRAINING TAKING INTO ACCOUNT FOREIGN EXPERIENCE, CULTURE, EDUCATION AND HISTORICAL HERITAGE. The article reveals possibilities of organization of educational process of foreign languages taking into account foreign experience in conditions of native educational environment. The authors describe individual peculiarities of trainees. The given methods of teaching are implemented in a specific educational process on special subjects. The authors give examples of organization of foreign languages training taking into account the cultural and historical heritage. At the same time the article mentions training and educational aims of proposed methods of teaching, their fulfillment allows to ensure person-centered approach in education, to optimize the educational process, to increase the effectiveness of learning training material, to adapt trainees to modern educational conditions. The material leads to the conclusion that the organization of foreign languages training with the help of these methods of teaching is a means to increase variability of the educational process.
Key words: educational process, individual peculiarities of trainees, types of temperament, Rudolf Steiner, person-centered approach, historical heritage.
А.М. Морковин, канд. пед. наук, доц., зав. каф. иностранных языков, Барнаульский юридический институт МВД России, г. Барнаул,
E-mail: [email protected]
О.В. Морковина, канд. ист. наук, доц., Алтайский институт экономики, г. Барнаул, E-mail: [email protected]
К ВОПРОСУ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ С УЧЕТОМ ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА, КУЛЬТУРЫ, ОБРАЗОВАНИЯ И ИСТОРИЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ
Статья раскрывает возможности организации воспитательно-образовательного процесса по обучению иностранным языкам с учётом зарубежного опыта в условиях отечественной образовательной среды. В краткой форме авторами даётся представление об индивидуальных особенностях обучающихся. Приводимые методики обучения реализованы в конкретном учебном процессе по специальным дисциплинам. Авторы приводят примеры организации обучения иностранным языкам с учётом культурного и исторического наследия. При этом выделяются не только образовательные, но и воспитательные цели предложенных методов преподавания, выполнение которых позволит обеспечить личностно-ориентированный подход в обучении, оптимизировать воспитательно-образовательный процесс, повысить эффективность изучения учебного материала, адаптировать обучающихся к современным образовательным условиям. Представленный в статье материал позволяет сделать вывод, что организация обучения иностранным языкам с применением предложенных методик позволяет повысить вариативность образовательного процесса.
Ключевые слова: воспитательно-образовательный процесс, индивидуальные особенности обучающихся, личностно-ориентированный подход в обучении, образовательная среда, историческое наследие.
Научная проблема, решаемая авторами, её актуальность и новизна не вызывает сомнения, поскольку вопрос организации обучения иностранным языкам как в системе среднего, так и высшего отечественного образования не может рассматриваться исключительно с теоретической точки зрения, а должен быть ориентирован на конкретного обучающегося и конкретного педагога, при этом преследовать образовательные и воспитательные цели и задачи. Научные изыскания в этой сфере чаще всего имеют общую направленность, реже встречаются работы, посвященные вопросам изучения или обучения отдельным дисциплинам.
Краткий обзор работ позволяет сделать вывод, что проблематика организации педагогической деятельности, в том числе, содержащую индивидуальную направленность обучения, в разное время находила свое отражение в трудах таких выдающихся ученых как: Я.А. Коменский, Ж.Ж. Руссо, Дж. Локк, А. Дистервег К.Д. Ушинский и др., а также в исследованиях современных педаго-
гов-практиков, имеющих большой опыт практической деятельности (И.А. Хамина, Т.М. Семененкова и др.). Труды данных исследователей дают достаточно полное и разностороннее изложение проблематики, посвященной возрастным, пси-хо-физиологическим особенностям развития детей школьного возраста и организации их образовательной деятельности [1].
Вместе с тем считаем возможным заметить, что значимость исследования для теории и практики очевидна, так как в рассматриваемых исследованиях не в достаточной степени освещены вопросы, посвященные организации воспитательно-образовательного процесса с учётом не только индивидуальных особенностей обучающихся, но и историко-культурной составляющей, как одной из основополагающей компоненты обучения в целом. Здесь, на наш взгляд, будет интересен зарубежный опыт выстраивания воспитательно-образовательного процесса, что придает исследованию его перспективность и уровень проблемно-сти, в связи с необходимостью теоретического поиска и практического решения.