Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2021. Т. 10, вып. 3 (39). С. 262-269 Izvestiya of Saratov University. Educational Acmeology. Developmental Psychology, 2021, vol. 10, iss. 3 (39), рр. 262-269 https://akmepsy.sgu.ru https://doi.org/10.18500/2304-9790-2021-10-3-262-269
Научная статья УДК 378.1
Освоение педагогического потенциала культурно-образовательной среды города: опыт реализации проектной магистратуры
Л. И. Черемисинова, Т. Г. Фирсова'
Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского, Россия, 410012, г. Саратов, ул. Астраханская, д. 83
Черемисинова Лариса Ивановна, доктор филологических наук, доцент, заведующий кафедрой начального языкового и литературного образования, [email protected], https://orcid.org/0000-0001-7727-8973
Фирсова Татьяна Геннадьевна, кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры начального языкового и литературного образования, [email protected], https://orcid.org/0000-0002-0493-0227
Аннотация. Цель исследования - представить методические основы освоения культурно-образовательной среды города в рамках начального образования. Доказана необходимость пересмотра методики культуроведческой подготовки педагога в условиях высшего образования. Обоснована первостепенность ориентации на гуманитарно-антропологический и аксиологический подходы в организации школьного и вузовского изучения краеведения. Культурно-образовательная среда города, родного края рассмотрена как инструмент интериоризации общечеловеческих ценностей. Аргументирована важность включения в краеведческую деятельность детей начиная с младшего школьного возраста. Краеведение рассмотрено как научная основа для проектирования содержания школьных дисциплин, как культурная практика, активная деятельность, направленная на постижение наследия родного края, сохранение и укрепление культурного уровня региона, его духовного потенциала, как активная социальная акция формирования гражданственности. Определены возможности краеведения в духовно-нравственном воспитании младших школьников. Описан опыт создания и реализации в Саратовском государственном университете имени Н. Г. Чернышевского проектной практико-ориентированной магистратуры, направленной на подготовку учителей начальных классов к включению в учебно-воспитательный процесс школы материалов краеведческого характера. Раскрыты структурно-содержательные компоненты образовательной программы, основные формы и приемы обучения. Обозначены направления студенческих проектов в области литературного, лингвистического, математического, экологического краеведения. Представлены разнообразные методические формы включения местного материала в урочную и внеурочную деятельность младших школьников - составление интерактивных учебных пособий (книг, справочников, альбомов, презентаций, сборников дидактических задач), разработка маршрутов квестов, виртуальных экскурсий, паспортов предметных и межпредметных проектов. Приведены примеры межпредметной олимпиады, текстов математических задач с региональным содержанием. Приоритетным направлением работы является погружение обучающихся (и студентов, и школьников) в культурное пространство города, области.
Ключевые слова: профессиональное образование, практико-ориентированная магистратура, гуманитарно-антропологическое измерение, интериоризация ценностей, краеведческий материал в начальном общем образовании.
Информация о вкладе каждого автора. Л. И. Черемисинова - методология исследования, концепция исследования, написание текста; Т. Г. Фирсова - сбор и обработка методических материалов, анализ полученных данных, написание текста. Для цитирования: Черемисинова Л. И., Фирсова Т. Г. Освоение педагогического потенциала культурно-образовательной среды города: опыт реализации проектной магистратуры // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2021. Т. 10, вып. 3 (39). С. 262-269. https://doi.org/10.18500/2304-9790-2021-10-3-262-269 Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0)
Article
Mastering the pedagogical potential of cultural and educational city environment: The experience of implementing project-based master's degree programme
L. I. Cheremisinova, T. G. Firsova'
Saratov State University, 83 Astrakhanskaya St., Saratov 410012, Russia
Larisa I. Cheremisinova, [email protected], https://orcid.org/0000-0001-7727-8973
Tatyana G. Firsova, [email protected], https://orcid.org/0000-0002-0493-0227
Abstract. The purpose of the study is to present the methodological fundamentals of the development of cultural and educational environment of the city within primary education. We proved the necessity of revising training techniques for teaching culture under conditions of higher edu-
cation. We explained top priority of orientation towards humanitarian, anthropological and axiological approaches to organization of mastering local lore at school and university. The cultural and educational environment of the city, i.e. the place, where a person was born, is considered as a tool for the interiorization of universal human values. The study gave reasons for importance of involving children in local lore activities at primary school age. Local lore is considered as a scientific basis for designing the content of school subjects; as a cultural training, activity aimed at learning about the heritage of one's native city, preserving and enhancing the cultural level of the region, its inner potential; as a social activity aimed at developing civic mindedness. The article determined the possibilities of using local lore to teach moral and spiritual values to primary schoolchildren. The study described experience of creating and implementing a project-based research-based master's degree programme at Saratov State University, aimed at training primary school teachers to use local lore materials in the educational process at school. The article reveals the structural and content components of the educational programme, the main forms and teaching methods. The article outlines the topics for student projects in the field of literary, linguistic, mathematical, and ecological local lore. We presented various methodological forms of incorporating local material in the class and extracurricular activities of younger students: compilation of interactive educational resources (books, reference books, albums, presentations, didactic problem books), preparation of quest games, virtual excursions, subject and intersubject projects. The article gives examples of cross-curricular competitions, mathematical problems with regional content. The priority area is the immersion of students (both students and schoolchildren) in the cultural environment of the city, region.
Keywords: professional education, research-based master's degree programme, humanitarian and anthropological dimension, interiorization of values, local lore materials in general primary education
Information about the contribution of each author. L. I. Cheremisinova - research methodology, research concept, text; T. G. Firsova -collection and processing of research materials, data analysis, text.
For citation: Cheremisinova L. I., Firsova T. G. Mastering the pedagogical potential of cultural and educational city environment: the experience of implementing project-based master's degree programme. Izvestiya of Saratov University. Educational Acmeology. Developmental Psychology, 2021, vol. 10, iss. 3 (39), pp. 262-269 (in Russian). https://doi.org/10.18500/2304-9790-2021-10-3-262-269 This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution 4.0 International License (CC-BY 4.0)
К постановке проблемы
Современные концепции развития образования имеют гуманитарно-антропологическое измерение. Данное понятие, в соответствии с толкованием В. И. Слободчикова, представляет собой сочетание двух важнейших составляющих: «гумус» - почва и «антропос» - существо, устремленное вверх. «Именно это сочетание задает пространство бытия человека: его укорененность в собственной истории и культуре и устремленность туда и к Тому, Кто превыше всякой отдельной наличной культуры» [1]. Гуманитарно-антропологическая направленность педагогической науки, обусловленная необходимостью «выращивания в человеке "собственно человеческого"» [1], предполагает обновление содержания и средств образовательной деятельности, выдвигает на первый план аксиологический подход как один из ведущих в современном отечественном образовании.
Реализация ценностной образовательной парадигмы влечет за собой смену методической организации процесса обучения и воспитания -выбор методов, приемов, организационных форм, ориентированных на признание принципиальной значимости субъектной позиции обучающихся.
Стоит признать, что теоретическая разработка проблемы аксиологического подхода в образовании в настоящее время опережает реальную педагогическую практику. Поэтому чрезвычайно актуальными представляются такие практико-ориентированные проекты, в которых реализуется ценностная парадигма. К ним относятся, например, проекты краеведческого содержания.
Освоение традиционных отечественных ценностей, приобщение к культурному наследию
отцов, по нашему мнению, должно сопровождаться постижением богатств того края, в котором человек вырос, или, говоря языком современной педагогики, освоением культурно-образовательной среды конкретного города, поселка, улицы, дома. Однако региональная культура, как правило, занимает очень скромное место в системе школьного образования, и еще меньше внимания ей уделяется в системе вузовской подготовки учителя начальных классов. Знакомство с культурными богатствами региона обычно сводится к посещению театров, музеев, библиотек и пр.
По справедливому утверждению Е. П. Бе-лозерцева, педагогический потенциал культурно-образовательной среды реализуется «через прояснение, переживание, присвоение, интерио-ризацию ценностей людьми, проживающими и развивающимися на конкретной территории» [2, с. 76]. Вуз, школа могут быть хорошими посредниками, точнее, проводниками, благодаря которым происходят освоение и интериоризация культурного наследия региона.
О культуроведческом подходе в образовании и ориентации учебного материала на «жизненный мир» школьника в его естественном социокультурном окружении писали многие исследователи (И. И. Баринова, Н. Ф. Винокурова, И. В. Душина, Г. С. Камерилова, Т. С. Комиссарова, В. П. Мак-саковский, В. В. Николина, М. В. Рыжаков, В. Д. Сухоруков, Д. П. Финаров и др.). Вопрос о необходимости включения в содержание образования краеведческого материала, «местного элемента» (Н. Х. Вессель) рассматривался еще в трудах М. В. Ломоносова и великих педагогов XIX в. (К. Д. Ушинский, Н. Х. Вессель, Д. Д. Семенов, Л. Н. Толстой, А. А. Тихомиров и др.).
Дидактическая сущность краеведческого материала, его когнитивное значение представлены в работах В. И. Смирнова, Н. И. Ромас, П. В. Рубанова, Я. С. Вылгиной и др. Использование краеведческого материала в разных воспитательных целях раскрыто в работах П. В. Иванова, А. Е. Ставровского, Д. В. Кацюбы, С. Т. Родов-ского, М. М. Кракова, Р. О. Рагимова, И. Т. Пруса, М. Д. Янко. Вопросам духовно-нравственного потенциала краеведческого материала посвящены труды В. И. Смирнова, М. Р. Ахметзянова, И. Р. Тимошина.
Всестороннее глубокое теоретическое изучение педагогического значения краеведения, казалось бы, исчерпывает данную проблему. Однако в современных образовательных реалиях названные исследования оказываются недостаточными - в них нет гуманитарно-антропологического измерения, нет целостного взгляда на человека. Теоретическое изучение находится в противоречии с педагогической практикой, не учитывает особенностей жизни человека в современном информационном обществе.
В свое время Д. С. Лихачев предостерегал: «Преподавать краеведение, руководить этой работой нельзя на дилетантском, любительском уровне. Необходимо развитие теории краеведения, разработка учебных программ, достаточно гибких, чтобы они могли применяться в каждой местности. Теория краеведения должна быть предметом изучения в гуманитарных и педагогических вузах» [3]. Однако универсальных образовательных программ по краеведению не появилось и предметом изучения в педагогических вузах оно не стало.
Между тем погружение школьников (и студентов) в культурно-образовательную среду своего города (поселка) является насущной необходимостью. Обратим внимание - не передача суммы знаний по краеведению, а погружение в культурное пространство конкретного региона, при-свое-ние культурного опыта, его переживание и интериоризация (по точной формулировке Е. П. Белозерцева).
Особенно важно включать в эту деятельность младших школьников, которые в силу возраста с благодарностью откликаются на подобные призывы. Для полноценного освоения культуровед-ческого наследия учащимся начальных классов крайне важно непосредственное наблюдение и переживание. По утверждению Я. Герда, надо стремиться к тому, чтобы «местный учебный материал <...> проникал во все сферы учебно-школьного процесса, - будет ли то обучение географии или природоведению, будут ли то уроки математики или истории» [4].
Перевод теоретического знания по краеведению в методическую систему - особая наука, необходимая ступень к переходу от знаниевой
парадигмы к ценностной. Насущная потребность в подготовке педагогов, способных органично вплетать в школьный учебно-воспитательный процесс краеведческий материал, обусловила открытие в Саратовской государственном университете проектно-ориентированной магистратуры (направление подготовки 44.04.01 Педагогическое образование, профиль «Начальное образование»). Ее цель - создание виртуального методического центра по краеведению на базе МОУ «Гимназия № 7» г. Саратова.
Цель исследования, представленного в статье, - изложение методических основ освоения культурно-образовательной среды города в рамках начального образования.
Актуальность образовательной программы
Саратовская губерния является регионом, внесшим заметный вклад в историю отечественной культуры. Театральные, художественные, музыкальные традиции, существующие в области, закладывались еще в XIX в.: в 1803 г. открыт первый городской театр, в 1831 г. публичная библиотека, в 1885 г. Радищевский музей - первый общедоступный художественный музей в российской провинции, в 1912 г. открылась первая в провинции консерватория, в 1918 г. - Театр юного зрителя. Наследие губернии нашло осмысление во многих работах краеведческого характера, например в проекте по созданию иллюстрированной виртуальной БСЭ - Большой Саратовской энциклопедии (http://saratovregion.ucoz.ru/index.htm).
Краеведению посвящены труды саратовских историков, географов, лингвистов, литературоведов, биологов, геологов, специалистов в других отраслях знаний [5]. Были попытки методического осмысления богатого краеведческого материала по Саратовской области, создавались краеведческие хрестоматии [6], методические рекомендации по разным дисциплинам учебного плана. От первого путеводителя по Саратовской губернии, составленного для детей и опубликованного в 1915 г. педагогом Иваном Фокеевичем Лелько-вым [7], до современного научно-образовательного проекта «Культурный дневник школьника Саратовской области» [8] - таков вековой путь методики регионального краеведения, которая так и не выстроилась в целостную систему, не стала полноправным компонентом жизни современной школы.
Структурно-содержательные компоненты образовательной программы, основные технологии
Учебный план магистерской программы «Начальное образование» имеет модульный характер: модуль 1. Методология современного образования; модуль 2. Методика начального образования;
модуль 3. Краеведческий компонент в начальном образовании; модуль 4. Технология проектной деятельности; модуль 5. Проектирование учебных материалов для начального общего образования.
Особое значение в подготовке будущих педагогов начальных классов к реализации краеведческого подхода имеет модуль 3, в состав которого входят такие учебные дисциплины, как «Литературная культура Саратовского края в начальном образовании», «Изучение основ культуры речи в начальной школе: региональный компонент», «Экологическая культура Саратовского края в начальном образовании», и по выбору - научный семинар «Краеведческий компонент в начальном филологическом образовании» или «Краеведческий компонент в начальном естественно-математическом образовании».
Важность краеведческой работы в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения сложно переоценить. Краеведение, по словам Д. С. Лихачева, само по себе является воспитывающей наукой, акцией патриотического характера [9, с. 173]. Собирательство, изучение и включение местного материала в собственный жизненный опыт воспитывает человека в самом прямом значении - питает (вскармливает, взращивает) его душу, «укореняет» его на родной почве, способствует духовному росту, формирует здоровую систему ценностей, а также «нравственную ответственность перед людьми прошлого и одновременно перед людьми будущего» [9, с. 173].
Спецификой подготовки студентов по программе проектной магистратуры «Начальное образование» является то, что образовательный процесс не замыкается в стенах аудиторий. Основным инструментом обучения становится социокультурное пространство города, основной формой обучения - экскурсия. Активно внедрены в учебный процесс экспозиции Музея-усадьбы Н. Г. Чернышевского, «Дом русской литературы XIX в.» в Государственном музее К. А. Федина, Саратовского государственного художественного музея имени А. Н. Радищева, Дома-музея Павла Кузнецова, Дома-музея Виктора Борисова-Мусатова, Саратовского областного музея краеведения, Саратовского этнографического музея.
Материалом для изучения стали архитектурные памятники города, культурные и образовательные учреждения, скверы, парки, площади, в том числе связанные с именами русских писателей А. Н. Радищева, И. И. Лажечникова, В. А. Жуковского, А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. Г. Чернышевского, В. Г. Короленко, В. В. Маяковского, К. Бальмонта, Д. Бурлюка, И. И. Введенского, М. А. Булгакова, А. Н. Толстого, Л. А. Кассиля, К. М. Симонова, К. А. Федина и др., а также природные памятники Саратова и Саратовской области (более 80 объектов, имеющих охранный статус).
Освоение музейных и природных ценностей трансформировалось в создание студентами различных методических «продуктов» - интерактивной карты музеев области, виртуальных экскурсий по мемориальным местам, электронных книг и справочников, учебных презентаций, сборников задач, паспортов внеурочных межпредметных проектов, экологической карты Саратовской области и др.
Элементы архитектуры города, которые, на первый взгляд, имеют лишь косвенное отношение к содержанию начального общего образования, получили методическую интерпретацию. Так, магистрантами разработан маршрут городского квеста на тему «Герои мифологии Древней Греции на улицах города Саратова». Локациями квеста стали, например, бывший особняк Скворцова с фасадом, украшенным рельефными и барельефными деталями (львы, охраняющие дом, голова сфинкса), здание администрации Саратова (лучковый фронтон оформлен двумя полулежащими женскими фигурами, представляющими мотив одного из древнегреческих мифов), Дом офицеров (на барельефе изображены мрачные андрофаги и Гелон), здание Крытого рынка (в архитектурной композиции использованы фигуры могучих атлантов).
Много внимания в магистратуре уделяется изучению региональной ономастики, которая, наряду с литературным краеведением, является наиболее доступным и интересным проявлением локальных, культурно-специфичных черт языка, позволяет сформировать мотивационную, когнитивную и операционно-деятельностную составляющие культуроведческой компетенции младших школьников. Студенты оформляют полученные знания в виде интерактивных методических проектов. Например, младшим школьникам предлагается пройтись по улицам города и обратить внимание на их названия. Так появились куль-туроведческий справочник «Выдающиеся люди Саратова, в честь которых названы улицы нашего города» [10] и интерактивная книга «Литературные улицы города Саратова» [11].
Знакомство с литературной культурой Саратовского края дает основание студентам на включение в содержание урочной и внеурочной деятельности по предмету «Литературное чтение» прозы В. И. Дмитриевой, А. Н. Толстого, К. А. Фе-дина, Л. А. Кассиля, С. К. Розанова, Г. Д. Ширяевой, В. Ф. Бабушкина, В. Мухиной-Петринской, М. Каришнева-Лубоцкого, О. Клюкиной, поэзии М. Муллина, Н. Кнушевицкой, К. Симонова и других авторов. В центре внимания студентов находится и проблема адаптации биографий саратовских писателей для восприятия младших школьников.
Интересен опыт обращения к рекламному дискурсу Саратова, позволившему обучающимся
проявить сформированность у них орфографических, пунктуационных, стилистических навыков. Начало проекту положили студенты, собравшие фактический лингвистический материал на рекламных щитах и вывесках города и оформившие их в виде учебной презентации с анимационными эффектами. Школьникам необходимо было выявить ошибки, допущенные в рекламном тексте, и исправить их. Затем они включились в поисковую деятельность и дополнили презентацию самостоятельно найденными лингвистическими казусами.
Освоение экологической культуры Саратовского края происходит в процессе включения студентов в реализацию «Концепции непрерывного экологического образования населения Саратовской области» через систему проектов регионального значения, таких как «Тайны городского парка (или секрет губернатора А. Д. Панчулидзев)», «Школа добрых дел», «Сохраним природный парк "Кумысная поляна"», «Птицы в нашем городе», «Зеленая Аллея Памяти», «Живая карта Земли Саратовской», «Мой зеленый друг» [12].
Одним из направлений методической работы студентов является составление математических задач краеведческого содержания [13, 14]. Нередко тексты задач основываются на материале о том месте в Саратовской области, где родился студент, например селе Камелик Пугачевского района, селе Сплавнуха Красноармейского района. Приведем примеры из сборника «История малой родины в задачах».
Задача 1. «По Манифесту Екатерины II в 1765 году была организована колония Бальцер, ныне город Крас-ноармейск. Через два года у реки Елховка, близ реки Сплавнуха была организована колония Гукк и заселена немецкими реформаторами одного вероисповедания. Реши задачу и узнай, в каком году была организована колония Гукк.
Задача 2. Основателями колонии Гукк были выходцы из Изенбурга и Пфальца. Из Изенбурга прибыло 34 семьи, а из Пфальца на 11 семей больше. Какое количество семей заселило колонию Гукк?
Задача 3. Поселение росло и процветало. К концу XIX в. поселение насчитывало 5050 человек по 11 человек в каждой усадьбе. Сколько усадьб было в колонии?
Задача 4. В настоящее время осталось 6 деревянных домов на улице Садовой и в 2 раза больше на улице Кооперативной. Ещё 4 дома из кирпича в немецком стиле на улице Ленина. Сколько домов осталось как напоминание о той эпохе?
Задача 5. Жители колонии имели промышленные заведения — одно красильное, одно сарпиночное и одно портняжное заведение, 3 торговые лавки, 19 ветряных мельниц, 18 кузниц, 3 маслобойни, 6 колесных мастерских, 6 кожевенных мастерских, 30 столярных мастерских. Сколько промышленных заведений имели жители колонии?
Задача 6. Основным видом деятельности жителей колонии было сельское хозяйство. С одного поля площадью 15 га они собирали 75 центнеров пшеницы. Какова урожайность пшеницы?
Обращение к краеведческим материалам происходит и в процессе освоения дисциплин общеметодической подготовки. Так, студенты разработали программу межпредметной олимпиады краеведческого характера для начальной школы. Им необходимо было изучить нормативную документацию, регламентирующую диагностическую деятельность педагога, выявить актуальные для современного образования формы и методы контроля, отобрать необходимые краеведческие материалы, спроектировать проверочную работу, определить корректность предлагаемых заданий. Приведем пример работы, составленной в жанре всероссийской проверочной работы (ВПР) (диагностика строится на основе одного текста).
«Саратов - старинный купеческий город на Волге, который был основан в 1590 году. Население города составляло 845 300 человек (2017 г.). Это культурный, образовательный и развлекательный центр области. Версий происхождения имени города несколько. По самой распространенной из них название было дано по татарскому звучанию названия Соколовой горы - Сары-тау. Это место является главной достопримечательностью города. Здесь можно не только посмотреть на Волгу с высоты птичьего полета и почтить память погибших у мемориального комплекса, но и погулять среди военной техники, которая сама по себе является частью истории. В парке есть «Национальная деревня народов Саратовской области», которая, как фонтан на ВДНХ в Москве, является символом дружбы народов. Во все времена Саратов был и остается доброжелательным, спокойным местом, где можно учиться, работать и жить с удовольствием!».
Задания:
1. Что получится, если дату основания города Саратова отразить в зеркале, подставив его сверху?
2. Расставьте знаки так, чтобы получилось верное равенство:
8_4_5_300 = 2100
3. Какая площадь города в км2, если известно, что на каждого жителя приходится примерно 466,15 м2?
4. Выберите неверное утверждение:
A) С Соколовой горы открывается красивый вид на Волгу и город.
Б) На Соколовой горе находится Мемориальный комплекс «Журавли» в парке Победы.
B) Соколовая гора имеет высоту 12 м.
Г) Существуют две версии происхождения названия: гора названа в честь разбойника Соколова; название произошло от фамилии человека, которому принадлежали земли.
5. До начала XVIII века в России для записи чисел использовали буквы. Вот запись некоторых чисел: 1390 - АТЧ 4532 - ДФЛВ 6584 - вФПД 1290 - АСЧ Как буквами будет обозначаться дата основания города Саратова?
1590 -
6. Найдите в тексте олицетворение.
7. Найдите в тексте сравнение.
8. В «Национальной деревне народов Саратовской области» представлены русский двор, башкирский, казахская юрта, мордовская усадьба, грузинский дом, армянский средневековый дом, украинский хутор, корейский сад камней, азербайджанский двор, дагестанский замок, татарское подворье, узбекский двор, белорусская хата, немецкий дворик. Как думаете, почему среди них оказался немецкий дворик?
9. Выпишите из текста все имена собственные. На какие группы их можно разбить?
10. Как расшифровывается ВДНХ?
11. Выпишите слово, в котором наибольшее количество слогов и разделите на слоги.
12. Запишите транскрипцию слова «остаётся».
Сквозной долгосрочный проект магистрантов 1-го и 2-го курсов - составление интерактивной книги «Азбука Саратовской губернии» и методического приложения к ней. Электронная книга создается в программе PowerPoint. В ней есть обложка, содержание, указывающее на персоналии выдающихся людей Саратовской области с гиперактивными ссылками на них. Читатель может как перейти сразу на интересующую его страницу, так и просмотреть книгу от начала до конца. Современные информационные технологии позволяют расширять текстовую информацию, содержащуюся в книге, с помощью «затекстовых» ссылок, благодаря которым открываются фотографии людей, изобретений, местности, ссылки на медиаресурсы (мультипликационные, документальные и художественные фильмы, архивные материалы, оцифрованные издания произведений саратовских писателей для детей, записи музыкальных произведений и др.).
В методическом «Приложении» к «Азбуке Саратовской губернии» школьникам предлагаются задания исследовательского характера, как, например, к странице об «отце» транспортной авиации Олеге Константиновиче Антонове:
1. Узнай, чем был уникален самолёт Ан-22 «Антей».
2. Как называют самый «экстремальный» проект 1942 года Олега Антонова? В чём его необычность?
Задания к странице о композиторе Альфреде Шнитке:
1. Как появилась фамилия Шнитке в роду Альфреда?
2. Что хотел передать автор скульптуры А. Шнитке, изобразив композитора около разломанного фортепиано?
Поиск ответов на эти и другие вопросы «Приложения» требует обращения к дополнительным информационным материалам, помогает осваивать культурно-образовательную среду региона, расширяет культурное поле младших школьников.
Выводы
Проектная деятельность, направленная на создание виртуального методического центра по краеведению, показала, как «оживают» история и культура Саратовской области, когда они входят в сознание обучающихся, осваиваются ими, становятся частью их души, их личного опыта. «Любовь к родному краю, знание его истории, -писал Д. С. Лихачев, - основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества. <...> Краеведение - прекрасная школа воспитания гражданственности» [9, с. 160-161].
Пересмотр методических основ культуро-ведческой подготовки педагога требует ориентации на гуманитарно-антропологический и аксиологический подходы в организации школьного и вузовского изучения краеведения. Культурно-образовательная среда города, родного края должна стать инструментом интери-оризации общечеловеческих ценностей, а краеведение - повседневной культурной практикой, направленной на постижение наследия родного края, сохранение и развитие культуры региона, активной социальной акцией формирования гражданственно сти.
В условиях современных социокультурных реалий и приоритета воспитательной парадигмы в образовании краеведение является основой духовно-нравственного воспитания обучающихся. Эффективность такой работы может быть обеспечена благодаря использованию разнообразных форм включения местного материала в урочную и внеурочную деятельность - реальных и виртуальных экскурсий в музеи, театры, на выставки, вовлечения студентов и младших школьников в собирательскую и исследовательскую деятельность, составления интерактивных учебных пособий (книг, справочников, альбомов, презентаций, сборников дидактических задач), разработки квестов, реализации предметных и межпредметных проектов.
Культурное пространство города должно стать открытым учебником, постижение которого происходит на личностно значимом уровне, естественно, увлекательно и с большой пользой для духовно-нравственного становления личности.
Библиографический список
1. Слободчиков В. И. Антропологический кризис европейской модели человека // Развитие личности. 2006. № 1. С. 236-244.
2. БелозерцевЕ. П. Культурно-образовательная среда провинциального города // Высшее образование в России. 2004. № 6. С. 75-80.
3. Лихачев Д. С. Любить родной край. URL: https:// region47.org/publications/dmitriy_sergeevich_likhachyev/ lyubit-rodnoy-kray/ (дата обращения: 11.01.2020).
4. Герд Я. И. Записки об открытии первого училища взаимного обучения в России // Журнал для воспитания. 1858. № 12. С. 328-342.
5. Семёнов В. Н., Давыдов В. И. Краеведы Саратова: персоналии и общественные организации саратовского краеведческого движения. Саратов : Новый ветер, 2013. 260 с.
6. Хрусталева А. В. Об опыте издания в Саратове краеведческих хрестоматий для средней школы // Вестник Саратовского государственного технического университета. 2011. № 52. С. 347-350.
7. ЛельковИ. Ф. «Наша Саратовская губерния», или Как
Петя путешествовал по г. Саратову и что он узнал о Саратовской губернии: краткие, иллюстрированные сведения по истории и географии Саратовской губернии, применительно к программам низших учебных заведений. Саратов : Пар. типолитогр. С. М. Панина, 1915. IV, 76 с.
8. О культурно-образовательном проекте «Культурный дневник школьника Саратовской области». URL: https://soiro.ru/content/kds/o-proekte (дата обращения: 15.01.2020).
9. Лихачев Д. С. Краеведение как наука и как деятельность // Лихачев Д. С. Русская культура. М. : Искусство, 2000. С. 159-173.
10. Хмелевская Т. А. Работа с именами собственным на уроках русского языка в начальной школе (региональный аспект) // Проблемы филологического образования: межвуз. сб. науч. тр. по материалам Всерос. науч. конф. / под ред. Л. И. Черемисиновой. Саратов : Саратовский источник, 2019. С. 133-140.
11. Черемисинова Л. И., Никишина А. Ю. «Литературные улицы города Саратова»: проектная деятельность в начальной школе // Проблемы филологического образования: межвуз. сб. науч. тр. по материалам Всерос. науч. конф. / под ред. Л. И. Че-ремисиновой. Саратов : Саратовский источник, 2019. С. 86-93.
12. Морозова Е. Е., Исаева О. А., Макарова Л. Н. Эко-лого-патриотическое воспитание студентов и школьников в ходе реализации проекта «Зелёная Аллея Памяти» // Биология в школе. 2018. № 2. С. 39-45.
13. Зиновьев П. М. Математические проекты в начальной школе этнокультурной направленности // Этнокультурное образование в современном мире : сб. науч. ст. по материалам Всерос. очно-заочной науч.-метод. конф. / науч. ред. Е. А. Александрова. М. : Перо, 2017. С. 238-244.
14. Фаддейчева Т. И. Практические задачи с геометрическим содержанием на основе краеведческого материала // Этнокультурное образование в современном мире : сб. науч. ст. по материалам Всерос. очно-заочной науч.-метод. конф. / науч. ред. Е. А. Александрова. М. : Перо, 2017. С. 755-759.
References
1. Slobodchikov V. I. Anthropological Meaning of the Student's Research Work. Development ofPersonality, 2006, no. 1, pp. 236-244.
2. Belozertsev E. P. Cultural and Educational Environment of Provincial Town. Vyssheye obrazovaniye v Rossii [Higher Education in Russia], 2004, no. 6, pp. 75-80 (in Russian).
3. Likhachev D. S. Lyubit'rodnoy kray (To Love Your Native Shore). Available at: https://region47.org/publications/ dmitriy_sergeevich_likhachyev/lyubit-rodnoy-kray/ (accessed 11 January 2020) (in Russian).
4. Gerd Ya. I. Notes on the opening school in Russia. Zhurnal dlya vospitaniya, 1858, no. 12, pp. 328-342 (in Russian).
5. Semyonov V. N., Davydov V. I. Krayevedy Saratova: personalii i obshchestvennyye organizatsii saratovskogo krayevedcheskogo dvizheniya [Saratov Local History Experts: Persons and Social Organizations of Saratov Area Study Movement]. Saratov, Novyi veter Publ., 2013, 260 p. (in Russian).
6. Khrustaleva A. V. Two regional literature almanacs published in Saratov. Vestnik Saratov State Technical University, 2011, no. 52, pp. 347-350 (in Russian).
7. Lel'kov I. F. «Nasha Saratovskaya guberniya», ili Kak Petya puteshestvoval po g. Saratovu i chto on uznal o Saratovskoy gubernii: kratkie, illyustrirovannye svedeniya po istorii i geografii Saratovskoy gubernii, primenitel'no k programmam nizshikh uchebnykh zavedeniy ["Our Saratov Region", or How Petya Travelled through the City of Saratov and What He Learned about Saratov Region: Short Illustrated History and Geography of Saratov Region in Respect to Programs of Primary Schools]. Saratov, Par. tipolitogr. S. M. Panin Publ., 1915. IV, 76 p. (in Russian).
8. O kul'turno-obrazovatel'nom proyekte «Kul'turnyy dnevnik shkol'nika Saratovskoy oblasti» (About Cultural-Educational Project "Cultural Diary of Saratov Regional Schoolchild"). Available at: https://soiro.ru/content/kds/ o-proekte (accessed 15 January 2020) (in Russian).
9. Likhachev D. S. Area Study as Science and Activity. In: Likhachev D. S. The Russian Culture. Moscow, Iskusstvo Publ., 2000, pp. 159-173 (in Russian).
10. Khmelevskaya T. A. Work with Proper Nouns at Lessons of Russian in Primary School (Regional Aspect). In: L. I. Cheremisinova, ed. Problemyfilologicheskogo obrazovaniya: mezhvuz. sb. nauch. tr. po materialam Vseros. nauch. konf. [Issues of Philological Education: The inter-university collection of scientific papers after All-Russian scientific conference]. Saratov, Saratovskiy istochnik Publ., 2019, pp. 133-140 (in Russian).
11. Cheremisinova L. I., Nikishina A. Yu. "Literary Streets of the City of Saratov" - Project Activity in Primary School. In: L. I. Cheremisinova, ed. Problemy filologicheskogo obrazovaniya: mezhvuz. sb. nauch. tr. po materialam
Vseros. nauch. konf. [Issues of Philological Education: The inter-university collection of scientific papers of All-Russian scientific conference]. Saratov, Saratovskiy istochnik Publ., 2019, pp. 86-93 (in Russian).
12. Morozova E. E., Isayeva O. A., Makarova L. N. Ecolo-gopatriotic education of students (implementation of the Zelyonaya Avenue of Memory project). Biologiya v shkole [Biology at School], 2018, no. 2, pp. 39-45 (in Russian).
13. Zinov'yev P. M. Mathematical Projects at Primary School of Ethno-Cultural Direction. In: E. A. Aleksandrova, ed. Etnokul'turnoye obrazovaniye v sovremennom mire: sb. nauch. st. po materialam Vseros. ochno-zaochnoy nauch.-
metod. konf [Ethno-Cultural Education at Current-Day World: The collection of scientific papers of All-Russian scientific and methodical conference]. Moscow, Pero Publ., 2017, pp. 238-244 (in Russian).
14. Faddeycheva T. I. Practical Tasks with Geometric Content on the Base of Area Study Material. In: E. A. Aleksandrova, ed. Etnokul 'turnoye obrazovaniye v sovremennom mire: sb. nauch. st. po materialam Vseros. ochno-zaochnoy nauch.-metod. konf. [Ethno-Cultural Education at Current-Day World: The collection of scientific papers after All-Russian scientific and methodical conference]. Moscow, Pero Publ., 2017, pp. 755-759 (in Russian).
Поступила в редакцию 01.03.2021, после рецензирования 16.04.2021, принята к публикации 13.06.2021 Received 01.03.2021, revised 16.04.2021, accepted 13.06.2021