УДК 371
АКТИВНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ В ШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
Тюнькова И. А.
В статье рассмотрены результаты проведения соревнований школьников по городскому ориентированию, организованных при тесном взаимодействии школьного и высшего образования, с привлечением общественных организаций. Такие проекты являются одной из новых форм организации школьного краеведения, призваны стимулировать активное изучение родного края.
Ключевые слова: школьное образование; активное краеведение; городское ориентирование.
ACTIVE REGIONAL STUDY IN SCHOOL EDUCATION
Tiunkova LA.
In the article results of carrying out of competitions ofschoolboys on the city orientation, organized at close interaction of school and higher education, with attraction of public organizations are considered. Such projects are one of the new forms of organization of school local lore, designed to stimulate active study of the native land.
Ключевые слова: school education; active study of local lore; urban orientation.
С 2014 года в городе Иркутске по инициативе Департамента образования МКУ «ИМЦРО» и городской общественной организацией «Краеведческий клуб «Иркутск - Форт Росс», совместно с кафедрой географии, безопасности жизнедеятельности и методики ПИ ИГУ проходит краеведческая игра «Вслед за Солнцем», которая является проектом, призванным стимулировать активное краеведение в городе.
Цель: выявление и сопровождение одаренных обучающихся, развитие творческого потенциала и профессиональной компетентности педагогов в области естественнонаучных дисциплин и активного краеведения, активизация интеллектуального потенциала талантливых школьников, повышение интереса к изучению географии, биологии,экологии.
Задачи:
- Пропаганда здорового образа жизни и активного отдыха.
- Стимулирование к познанию окружающего пространства.
- Повышение интереса к активным формам краеведения.
- Организация тематического сообщества на основе постоянных инициативных участников.
Активное краеведение - вид интеллектуального досуга, сочетающий краеведческую работу, городское ориентирование и игровые моменты. Это одновременно и спортивное соревнование и интеллектуальная викторина на знание своего города. Спортивная составляющая заключает в себе скорость прохождения маршрута, умение оптимально составить стратегию прохождения контрольных пунктов, навыки спортивного ориентирования на местности. Интеллектуальная часть раскрывается в содержании стартов: маршрутные задания включают вопросы на знание старинных названий улиц города, выдающихся исторических мест, городской инфраструктуры, экологического состояния городской среды.
Краеведческая игра «Вслед за Солнцем» организуется для обучающихся 9-11 классов в рамках городского краеведческого интеллектуального и познавательного марафона «Созвездия Байкала».
Методическое обеспечение игры осуществляет кафедра географии, безопасности жизнедеятельности и методики Педагогического института ИГУ. Преподавателями кафедры накоплен необходимый теоретический и практический опыт в организации, подготовке, методическом сопровождении различных конкурсов. Имеющийся научный и учеб-но-методический потенциал в течение последних лет реализуется при проведении мероприятий для школьников и учителей города и области [1, с. 210]. Для проведения игры разрабатывается Положение, опре-
деляется тематика соревнований, с учетом которой прокладываются маршруты и составляются задания на каждый этап. Определяются критерии оценивания, осуществляется судейство на этапах.
Традиционно, участие в игре как организаторы принимают студенты, обучающиеся по профилю «Безопасность жизнедеятельности - География», «Географическое образование» и «Комплексная безопасность в образовательных организациях». Они помогают разрабатывать методические материалы, работают судьями на этапах и оценивают результаты. Также, каждую команду школьников при прохождении по маршруту сопровождают кураторы из студенческого спасательного отряда «Барс», следящие за безопасностью и строгим соблюдением правил. Вовлечение студентов в различные формы совместной работы кафедры с образовательными организациями позволяет реализовывать деятельностный подход в подготовке бакалавров и магистрантов к профессиональной деятельности [2, с. 75].
Количество участников игры по сравнению с прошлыми годами увеличивается. Это свидетельствует о возрастающей популярности данного мероприятия.
Таб.тща 1.
Динамика участников игры «Вслед за Солнцем»
№ Год Количество Количество Количество
п/п проведения участников студентов преподавателей
1 2015 123 7 16
2 2016 184 30 23
3 2017 290 54 36
Правила и порядок проведения представлены в Положении о проведении краеведческой игры «Вслед за Солнцем». Информационная поддержка размещается на сайтах департамента образования города и координаторов проекта. Игра проводится в начале учебного года, в первое воскресенье сентября. От каждой образовательной организации приезжает команда из 5-6 ребят. Команда получает картосхему с контрольными точками и маршрутный лист с заданиями на каждый этап. Выполнение заданий на контрольных пунктах предусматривают не только всесторонние знания о своем населенном
пункте, но и умения пользоваться компасом, масштабом, условными знаками и городскими ориентирами. Этап, где необходимо назвать и определить растения, используемые для озеленения города, всегда показывает высокий уровень подготовки старшеклассников. Обязательно используются загадки, описания, по которым нужно определить следующий объект. Школьники с азартом и увлечением подходят к выполнению заданий игры, стремятся показать лучшие результаты в командных соревнованиях. В 2017 году игра проводилась в четвертый раз и посвящалась Году экологии. Все действие прошло на обширной территории: ул. Нижняя Набережная - сквер имени Кирова - Цирк. Общая протяженность пешеходного маршрута составила около 3 км, а среднее время, затраченное командами почти 1,5часа.
Результаты ежегодных игр освещаются на сайте Университета, а также в интернете и средствах печати. Участники игры получают сертификаты, а победители и призеры отмечаются грамотами и призами.
Следует отметить, что привлечение к организации мероприятия городских общественных организаций дает возможность расширить рамки традиционного школьного краеведения, сделать его более интересным, познавательным, и общественно значимым. Школьное краеведение выступает универсальным педагогическим средством, помогающим формировать и развивать познавательный интерес обучающихся, их мотивационную сферу, активизировать их учебную деятельность, воспитывать разносторонне развитого человека, патриота своей земли.
Автор заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Исследование не имело спонсорского поддержки.
За оказанную помощь в организации и проведении краеведческого игры с элементами спортивного ориентирования «Вслед за Солн-г(ем», выражаем признательность АптекиногОЛ.А., методистуМКУ «ИМЦРО»; Шахереву В.П., президенту городского общественного организагщи «Краеведческий клуб «Иркутск - Форт Росс».
Список литературы
1. Тюнькова И. А. Возможности и перспективы проведения межрегиональной олимпиады школьников «Географический олимп» // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2016. №3-2 (59). С. 209-214.
2. Рошвская Н.В., Тюнькова И.А. Проблемы и перспективы взаимодействия высшей школы и научных организаций для профессиональной подготовки кадров в области географических наук // Современные исследования социальных проблем (эл. науч. ж-л). 2016, № 7(63). С. 64-78.
References
1. Ту im'ко va I.A. Vozmozlmosti i perspektivy provedeniya mezhregion-al'noy olimpiady shkol'nikov «Geograficheskiy olimp» // Sovremeimye issledovaniya sotsial'nykh problem. 2016. №3-2 (59). S. 209-214.
2. Rogovskaya N.V., Tyun'kova I.A. Problemy i perspektivy vzaimodey-stviya vysshey shkoly i nauchnykh orgaiiizatsiy dlya professionarnoy podgotovki kadrov v oblasti geograficheskikh nauk // Sovremennye issledovaniya sotsial'nykh problem. 2016, № 7(63). S. 64-78.
ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ
Тюнькова Ирина Анатольевна, старший преподаватель кафедры географии, безопасности жизнедеятельности и методики
Педагогический институт Иркутский государственный университет
ул. Пролетарская 1, г. Иркутск, Иркутская область, 664003, Российская Федерация tiinkova_i(a)mail. ги
DATA ABOUT THE AUTHOR
Tiunkova Irina Anatolevna, Senior lecturer
Irkutsk State University
1, Proletarskaya Str., Irkutsk, 664003, Irkutsk region, Russia tunkova_i(a)mail. ru SPIN-code: 7451-0856 ORCID: 0000-0002-2904-8927