Научная статья на тему 'Исследовательское отношение младших школьников к окружающему миру'

Исследовательское отношение младших школьников к окружающему миру Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
337
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЕ ОТНОШЕНИЕ / УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ / НАВЫКИ МОДЕЛИРОВАНИЯ / EXPLORATORY ATTITUDE / EDUCATIONAL RESEARCH ACTIVITY / ELEMENTARY SCHOOLCHILDREN / PROJECT ACTIVITIES OF ENVIRONMENTAL ORIENTATION / MODELLING SKILLS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Макарова Любовь Николаевна

Приведен теоретический анализ совершенствования процесса организации учебно-исследовательской деятельности младших школьников. Проанализированы пути развития учебно-исследовательской деятельности младших школьников в рамках образовательного процесса в начальной школе. Рассмотрена сущность понятия «исследовательское отношение младших школьников к окружающему миру». Поставлена цель исследования выявление возможностей проектной деятельности экологической направленности для активизации и развития исследовательского отношения младших школьников к окружающему миру. Гипотезой исследования выступило предположение, что организация исследовательской деятельности экологической направленности повысит самостоятельную исследовательскую активность младших школьников. Проектная деятельность экологической направленности в рамках проекта «Тайны городского парка» для активизации и развития исследовательского отношения младших школьников к окружающему миру осуществлялась в условиях внеурочной работы (10 занятий и 6 экскурсий) с учетом этапов подготовительного, «Парк тайн и загадок», «Парк тайных мест и дел», «Парк будущего». Анализируются результаты включения младших школьников в исследовательскую деятельность. Предложены пути развития исследовательского отношения младших школьников к окружающему миру средствами экологического проектирования путем осознания социокультурной сущности исследовательской деятельности, принятия социальной роли исследователя (экспериментатора, созидателя, генератора идей), освоения моделей исследовательского поведения для взаимодействия с объектами и субъектами окружающего мира как социоприродными ценностями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Exploratory Attitude of Elementary Schoolchildren to the World Around Us

The article presents a theoretical analysis of improvement process of organizing educational and exploratory activities of elementary schoolchildren. We analyzed the ways of educational and exploratory activities development of elementary schoolchildren as part of the educational process in elementary school. The essence of the concept of “exploratory attitude of elementary schoolchildren to the world around us” was studied. The goal of the study is to identify the possibilities of project activities of environmental orientation for the promotion and development of the exploratory attitude of elementary schoolchildren to the outside world. The hypothesis of the study was the suggestion that the organization of environmental exploratory activities will increase the independent exploratory activity of elementary schoolchildren. The project activity of environmental orientation within the framework of the project “Secrets of the public park” for the activation and development of the exploratory attitude of elementary schoolchildren to the outside world was carried out in extracurricular activities (10 classes and 6 excursions) including the following stages: “Preparatory”, “Park of secrets and mysteries”, “Park of secret places and deeds”, “Park of the future”. We analyzed the results of the inclusion of elementary schoolchildren in exploratory activity and proposed the ways of developing the exploratory attitude of elementary schoolchildren to the world around us by means of ecological modelling through understanding the sociocultural nature of exploratory activities, accepting the social role of a researcher (experimenter, creator, generator of ideas), mastering models of exploratory behavior for interacting with objects and subjects of the outside world as social and natural values.

Текст научной работы на тему «Исследовательское отношение младших школьников к окружающему миру»

УДК 373.3.013

Исследовательское отношение младших школьников к окружающему миру

Л. Н. Макарова

Макарова Любовь Николаевна, ассистент, кафедра начального естественно-математического образования, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского, Россия, makarovaluban@mail.ru

Приведен теоретический анализ совершенствования процесса организации учебно-исследовательской деятельности младших школьников. Проанализированы пути развития учебно-исследовательской деятельности младших школьников в рамках образовательного процесса в начальной школе. Рассмотрена сущность понятия «исследовательское отношение младших школьников к окружающему миру». Поставлена цель исследования - выявление возможностей проектной деятельности экологической направленности для активизации и развития исследовательского отношения младших школьников к окружающему миру. Гипотезой исследования выступило предположение, что организация исследовательской деятельности экологической направленности повысит самостоятельную исследовательскую активность младших школьников. Проектная деятельность экологической направленности в рамках проекта «Тайны городского парка» для активизации и развития исследовательского отношения младших школьников к окружающему миру осуществлялась в условиях внеурочной работы (10 занятий и 6 экскурсий) с учетом этапов подготовительного, «Парк тайн и загадок», «Парк тайных мест и дел», «Парк будущего». Анализируются результаты включения младших школьников в исследовательскую деятельность. Предложены пути развития исследовательского отношения младших школьников к окружающему миру средствами экологического проектирования путем осознания социокультурной сущности исследовательской деятельности, принятия социальной роли исследователя (экспериментатора, созидателя, генератора идей), освоения моделей исследовательского поведения для взаимодействия с объектами и субъектами окружающего мира как со-циоприродными ценностями.

Ключевые слова: исследовательское отношение, учебно-исследовательская деятельность, младшие школьники, проектная деятельность экологической направленности, навыки моделирования.

Поступила в редакцию: 20.05.2018 / Принята: 13.02.2019 / Опубликована: 30.11.2019

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution License (CC-BY 4.0).

DOI: https://doi.org/10.18500/2304-9790-2019-8-4-374-378 Введение

Одной из главных задач современного образования является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребенка, формирования активной позиции учащихся в учебном процессе. В ФГОС НОО [1,

© Макарова Л. Н, 2019

2] особое внимание уделяется исследовательской деятельности как решающему фактору в формировании у школьника умения учиться, так как именно благодаря исследовательской деятельности происходит развитие познавательных навыков учащихся, развитие критического и творческого мышления, закладываются основы исследовательского отношения. В данных условиях возрастает интерес к личности, имеющей основы и навыки исследовательского характера, способной самореализоваться, что-то преобразовать или создать нечто новое.

Теоретический анализ проблемы

Исследовательские потребности младших школьников неразрывно связаны с учебной деятельностью. Учебно-исследовательская деятельность младших школьников направлена на то, чтобы учащиеся приобретали навыки исследования как универсального способа освоения действительности, в ходе которого у них развиваются способности к исследовательскому типу мышления, активизируется личностная позиция исследователя, формируются основы исследовательской культуры [3].

Вопросы совершенствования процесса организации учебно- исследовательской деятельности младших школьников активно обсуждаются в практике образования.

По мнению Т. П. Быковой [4], проведение учебных исследований с младшими школьниками необходимо рассматривать как особое направление внеурочной работы, тесно связанное с учебным процессом и ориентированное на развитие поисковой, творческой активности школьников, углубление и закрепление имеющихся знаний, умений, навыков.

По мнению А. Ю. Чуфеневой [5], управлять учебно-исследовательской деятельностью младших школьников можно в условиях учебной деятельности на основе разных видов занятий: уроков, направленных на усвоение исследовательских умений и знаний, уроков, содержание которых включает краткосрочные учебные исследования, уроков-исследований в ходе реализации надпред-метного курса «Я - исследователь, я познаю мир», основное назначение которого заключается в создании дополнительных условий для организации учебно-исследовательской деятельности младших школьников.

И. А. Удрас [6] в своем исследовании утверждает, что исследовательскую деятельность младших школьников можно организовать в школьном краеведческом музее, экскурсиях на природу, при организации экологической тропы на пришкольной территории.

В своей работе Н. Н. Сандалова [7] отмечает, что в 1 и 2-м классе у учащихся формируются умения исследовательского характера - задавать вопросы, видеть проблему, выдвигать гипотезу, подбирать литературу по заданной теме, ориентироваться в тексте, использовать ключевые слова, формулировать ответы на вопросы. Развиваются новые представления об особенностях деятельности исследователя. В 3 и 4-м классе у младших школьников необходимо развивать умение самостоятельно определять тему работы и планировать свою исследовательскую деятельность, осваивать методы исследования.

Т. Н. Демидко [8] говорит о том, что в приобщении детей к исследовательской деятельности необходимо нацеливать их не только на результат, но на сам процесс исследования - заинтересовать, вовлечь в атмосферу деятельности, не сдерживать их инициативы, помогать научиться управлять процессом усвоения знаний.

Исследовательские умения младших школьников С. Б. Барашкина [9] определяет как интеллектуальные и практические умения, связанные с самостоятельным выбором и применением приемов и методов исследования на доступном детям материале с учетом уровней учебного исследования (фактологический, операционно-деятельностный, описательный, аналитический, образный, теоретический, творческий).

Изучена взаимосвязь исследовательских умений и универсальных учебных действий младших школьников. Отмечено, что исследовательские потребности младших школьников требуют существенного развития их познавательных, личностных, коммуникативных, регулятивных учебных действий [5].

А. И. Савенков [3] разработал концепцию и программы исследовательского и неразрывно связанного с ним проектного обучения младших школьников с учетом трех подпрограмм - самостоятельной исследовательской практики; тренинга исследовательских способностей, мониторинга исследовательской деятельности учащихся.

Сегодня организация исследовательской деятельности младших школьников требует пересмотра многих позиций в построении образовательного процесса, вовлечении учащихся в новые формы сотрудничества, повышении их исследовательской активности, развитии их творческого потенциала, понимании причины и возможностей их эмоционального отношения к познавательной и учебно-исследовательской деятельности [10, 11]. Остаются важные вопросы, как ребенок оценивает исследовательскую ситуацию (адекватно социокультурным нормам

или эгоистично), какие факты вызывают у него положительные эмоции по отношению к исследованию (помощь другим людям, желание продвинуться дальше других в достижении исследовательской цели и др.).

Как и все виды деятельности, учебно-исследовательская обязательно предполагает ценностный (отношенческий) результат, заложенный в социокультурной цели, который определяется проживанием ценностей учащимися [12]. Знания об исследовательской культуре усваиваются, если они переживаются как ценность, становятся личностно значимыми. Понимание переживаний ученика означает установление причины его эмоционального отношения к познавательной и учебно-исследовательской деятельности [13]. В этой связи считаем необходимым рассмотреть сущность понятия «исследовательское отношение младших школьников к окружающему миру» [14]. С нашей точки зрения, категория «исследовательское отношение младших школьников к окружающему миру» - интегративное качество личности ребенка, которое формируется в процессе осознания социокультурной сущности исследовательской деятельности, оценивания своих исследовательских возможностей и достижений человечества, принятия социальной роли исследователя, освоения моделей исследовательского поведения для взаимодействия с объектами и субъектами окружающего мира как социоприродными ценностями. При обсуждении процесса формирования исследовательского отношения младших школьников к окружающему миру в практике образования особенно важным становится вопрос значимости деятельности исследователя в современном мире. По мнению отечественных и зарубежных социологов, ученый-исследователь выполняет разные взаимосвязанные социальные роли, среди которых ученый-профессионал, служащий, член коллектива, руководитель, администратор и др. [15]. Наиболее значительна роль профессионала-исследователя, поскольку именно он обеспечивает получение новых научных результатов. С нашей точки зрения, ученый-исследователь как личность концентрирует в себе ряд доминантных свойств -исследователя-экспериментатора, исследователя-созидателя, исследователя-генератора идей. Дети младшего школьного возраста, как отмечают многие педагоги, по природе своей уже исследователи. Им присущи жажда новых впечатлений, любознательность, желание экспериментировать, самостоятельно искать истину, быть нужными и полезными людям и природе, выполнять значимые исследовательские роли.

В связи с этим основной целью исследования, представленного в статье, является выявление возможностей проектной деятельности экологической направленности для активизации и развития исследовательского отношения младших школьников к окружающему миру.

Гипотезой исследования выступило предположение, что организация исследовательской деятельности экологической направленности повысит самостоятельную исследовательскую активность младших школьников.

Программа оптимизации исследовательской активности младших школьников

Для достижения поставленной цели была организована работа младших школьников (30 учащихся) МОУ «СОШ № 60» г. Саратова в ходе реализации регионального проекта «Тайны городского парка» (или «Секрет губернатора А. Д. Панчулидзева») [16] в 2016-2018 гг. Работа учащихся над проектом осуществлялась в рамках внеурочной деятельности (10 занятий и 6 экскурсий) в четыре этапа: подготовительный, «Парк тайн и загадок», «Парк тайных мест и дел», «Парк будущего».

На подготовительном этапе была организована и проведена экскурсия в парк «Победа» в Ленинском районе г. Саратова, в ходе которой учащиеся были включены в различные исследовательские ситуация, позволившие нам выявить, какие объекты природы в парке вызывают интерес у школьников, стимулируют у них положительные эмоции и потребность к исследованию. Отметим, что учащиеся с трудом вовлекались в новые формы сотрудничества, их мало заинтересовали природные объекты парка, уровень исследовательской активности был невысок. Внимание учеников в большей мере привлекли игровые зоны, аттракционы, фонтан, эстрадная и спортивная площадки, пункты продажи сластей и напитков. С учетом этого нами решался вопрос, каким образом можно повысить мотивирующие возможности учебно-исследовательских ситуаций. Главная задача состояла в том, чтобы активизировать работу школьников, придав ей творческий характер, и передать им инициативу в организации своей исследовательской деятельности. С этой целью школьники были включены в деятельность по принятию и осмыслению социальной роли исследователя (экспериментатора, созидателя, генератора идей).

На втором этапе «Парк тайн и загадок» реализации проекта в ходе виртуальных и реальных путешествий по территории парка «Победа» внимание учащихся акцентировалось на вопросах, связанных с изучением основных свойств объектов и явлений природы в парке (форма, цвет, состав, строение, расположение, взаимосвязь и т. д.). Дети почувствовали себя в роли исследователей-экспериментаторов в предложенных исследовательских ситуациях: тайна тополиного листа - защитника природы; тайны ветроопыляемых растений парка (береза, тополь, осина, дуб); тайна цветущих ландышей; осенние и зимние тайны деревьев парка; тайна истории парка; тайна хвойных растений парка; тай-

ны зоологических и ботанических объектов парка; ночная жизнь парка и др. Такая работа позволила учащимся не только погрузиться в загадочный и тайный мир парка, но и описать свои впечатления в сочинении-рассказе. Ребята придумали интересные сюжеты для рассказов о парке («Природа и аттракционы парка», «Спор деревьев», «Тайна парка», «Волшебный парк», «Испытание храбрости», «Кто главный?» и др.). В большинстве работ проявилось ценностное отношение учащихся к исследованным объектам, прослеживались интересные связи между объектами парка, явлениями природы, что несомненно позволило активизировать когнитивный и эмоционально-ценностный элементы исследовательского отношения младших школьников к окружающему миру.

Третий этап проекта «Парк тайных мест и дел» предполагал работу учащихся в роли защитников парка, исследователей-созидателей. Дети ознакомились с различными зонами парка, которых было выделено четыре (для удобства их помечали цветом на плане) - природоохранной (зеленой), культурно-исторической (желтой), бытовой (синей), игровой (красной). Школьники подсчитали объекты парка и распределили их по четырем зонам, с помощью разработанной анкеты выявили отношение посетителей к городскому парку, изучили историю его создания (в помощь учащимся предлагалась лента времени с выделенными важными датами в истории парка), создали модели парка настоящего и прошлого в виде круговой диаграммы. Организована работа по изучению разноплановой деятельности людей на территории парка - экологическая (охрана и забота), здоровьесберегающая (здоровье), исследовательская (тайна), игровая (игры и развлечения), профориентационная (профессии), патриотическая (память), эстетическая (красота), рекреационная (отдых), практико-ориентирован-ная (польза). Предложенная работа на данном этапе проекта позволила изменить видение младших школьников и понять истинную ценность парка как важного элемента экологического каркаса г. Саратова, освоить действия по оценке его экологического состояния.

Разработка коллективной модели парка будущего позволила перейти на заключительный этап проектной деятельности «Парк будущего». Мы предложили учащимся (в роли исследователей - генераторов идей) выполнить непростое творческое задание - разработать новые интересные решения использования объектов парка в ближнем и далеком будущем развития нашего города. Учащиеся предложили интересные решения по обустройству в парке воздушных теплиц, контактного зоопарка, «умного дома», астрологической лаборатории, интерактивного сада с разговаривающими растениями, станции метеонаблюдений и др. Однако, с нашей точки зрения, важным итогом работы стала самостоятельная постановка проблемных вопросов дальнейшего

изучения парка, а именно: есть ли рекордсмены среди растений парка; растения лечат нас, надо ли лечить растения; нужен ли растениям отдых; чему мы учимся у растений парка; «скучают» ли растения парка без общения с людьми; существует ли дружба между растениями; как «дышит» парк; есть ли у парка свой запах; как обустроить парк на крыше дома; парк - внутри школы, это возможно; как уберечь парк от загрязнения; парк - зеленая тропинка в будущее и др. Значимым итогом коллективной работы явилось активное участие младших школьников в благоустройстве территории парка и развитии его культурно-исторического и экологического потенциала.

Заключение

Таким образом, организация исследовательской деятельности экологической направленности в рамках проекта «Тайны городского парка» (или «Секрет губернатора А. Д. Панчулидзева») позволила вовлечь учащихся в новые формы сотрудничества (исследовательские ситуации), повысить их самостоятельную исследовательскую активность путем осознания социокультурной сущности исследовательской деятельности, принятие социальной роли исследователя (исследователя-экспериментатора, исследователя-созидателя, исследователя - генератора идей), освоение моделей исследовательского поведения для взаимодействия с объектами и субъектами окружающего мира как социоприродными ценностями.

Библиографический список

1. Федеральный го сударственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки РФ. М. : Просвещение, 2010. 31 с.

2. Макотрова Г. В. Развитие исследовательского потенциала школьников в условиях реализации ФГОС // Отечественная и зарубежная педагогика. 2016. № 2. С. 141-150.

3. Савенков А. И. Методика исследовательского обучения младших школьников. Самара : Учебная литература, 2004. 80 с.

4. Быкова Т. П. Организация исследовательской деятельности младших школьников // Начальная школа. 2015. № 12. С. 68-72.

5. ЧуфеневаА. Ю. Управление учебно-исследовательской деятельностью младших школьников : теория и практика // Мир науки, культуры, образования. 2013. № 5. С. 96-98.

6. УдрасИ. А. Формирование исследовательской деятельности младших школьников (возможности школьного краеведческого музея). Библиотека учителя // Начальная школа. 2010. № 3. С. 14-16.

7. Сандалова Н. Н. Формирование исследовательских умений у младших школьников // Начальная школа. 2015. № 6. С. 47-51.

8. Демидко Т. Н. Проектно-исследовательская деятельность при изучении курса «Окружающий мир» // Начальная школа. 2013. № 1. С. 70-71.

9. Барашкина С. Б. Развитие поисковой активности младших школьников в процессе решения исследовательских задач в курсе «Окружающий мир» // Гносеологические основы образования : междунар. сб. науч. тр., посвящ. 90-летию со дня рождения проф. С. П. Баранова. Елец : Елецкий государственный университет имени И. А. Бунина, 2017. С. 14-17.

10.Морозова Е. Е., Тотфалушина Л. А., Макарова Л. Н., Никешина Т. В., Филинюк Е. А., Чурикова О. В., Мельник Е. Г., Шишаева Т. В., Карпенко И. В. Формирование исследовательского отношения младших школьников к окружающему миру средствами экологического проектирования : учеб. пособие для педагогов дошкольного и начального образования. Саратов : Амирит, 2018. 153 с.

11. Ogelman H. G. Teaching Preschool Children About Nature // A Project to Provide Soil Education for Children in Turkey. Early Childhood Education Journal. 2012. № 40. P. 177-185.

12.Щуркова Н. Е. Классный час : поговорим о жизни. М. : АРКТИ, 2008. 162 с.

13.Выготский Л. С. Педагогическая психология / под ред. В. В. Давыдова. М. : Педагогика-пресс, 1984. 480 с.

14. Морозова Е. Е., Макарова Л. Н. Исследовательское отношение младших школьников к окружающему миру: диагностический аспект // Сибирский педагогический журнал. 2018. № 2. С. 45-50.

15. Филиппова Н. К. Социальные позиции и социальные роли ученого // Социология науки и технологий. 2011. Т. 2, № 1. С. 109-116.

16.Морозова Е. Е., Исаева О. А. Эколого-гражданский проект «Тайны городского парка»: учеб. пособие для учащихся начальной и основной школы. Саратов: ИЦ «Наука», 2016. Кн. 11. 70 с.

Образец для цитирования:

Макарова Л. Н. Исследовательское отношение младших школьников к окружающему миру // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2019. Т. 8, вып. 4 (32). С. 374-378. DOI: https://doi.org/10.18500/2304-9790-2019-8-4-374-378

Exploratory Attitude of Elementary Schoolchildren to the World Around Us

Lubov N. Makarova

Lubov N. Makarova, Saratov State University, 83 Astrakhanskaya St., Saratov 410012, Russia, makarovaluban@mail.ru

The article presents a theoretical analysis of improvement process of organizing educational and exploratory activities of elementary schoolchildren. We analyzed the ways of educational and exploratory activities development of elementary schoolchildren as part of the educational process in elementary school. The essence of the concept of "exploratory attitude of elementary schoolchildren to the world around us" was

studied. The goal of the study is to identify the possibilities of project activities of environmental orientation for the promotion and development of the exploratory attitude of elementary schoolchildren to the outside world. The hypothesis of the study was the suggestion that the organization of environmental exploratory activities will increase the independent exploratory activity of elementary schoolchildren. The project activity of environmental orientation within the framework of the project "Secrets of the public park" for the activation and development of the exploratory attitude of elementary schoolchildren to the outside world was carried out in extracurricular activities (10 classes and 6 excursions) including the following stages: "Preparatory", "Park of secrets and mysteries", "Park of secret places and deeds", "Park of the future". We analyzed the results of the inclusion of elementary schoolchildren in exploratory activity and proposed the ways of developing the exploratory attitude of elementary schoolchildren to the world around us by means of ecological modelling through understanding the sociocultural nature of exploratory activities, accepting the social role of a researcher (experimenter, creator, generator of ideas), mastering models of exploratory behavior for interacting with objects and subjects of the outside world as social and natural values.

Keywords: exploratory attitude, educational research activity, elementary schoolchildren, project activities of environmental orientation, modelling skills.

Received: 20.05.2018 / Accepted: 13.02.2019 / Published: 30.11.2019

This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution License (CC-BY 4.0).

References

1. Federal'niy gosudarstvennyy obrazovatelnyy standart nachal'nogo obschego obrazovaniya [Federal state educational standard of primary general education]. Ministerstvo obrazovaniya i nauki RF [Ministry of education and science of the Russian Federation]. Moscow : Prosveshcheniye Publ., 2010. 31 p. (in Russian).

2. Makotrova G. V. Development of the research potential of schoolchildren in the context of the implementation of Federal state educational standard. Otechestvennaya i za-rubezhnayapedagogika [Domestic and foreign pedagogy], 2016, no. 2, pp. 141-150 (in Russian).

3. Savenkov A. I. Metodika issledovatel'skogo obucheniya mladshikh shkol'nikov [Technique of research of teaching younger pupils]. Samara : Uchebnaya literatura Publ., 2004. 80 p. (in Russian).

4. Bykova T. P. The organization of research activity of junior schoolchildren]. Nachalnaya shkola [Primary school], 2015, no. 12, pp. 68-72 (in Russian).

5. Chufeneva A. Yu. Management of educational and research activities of junior schoolchildren: theory and practice. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya [The world of science, culture, education], 2013, no. 5, pp. 96-98 (in Russian).

6. Udras I. A. The formation of research activity of junior schoolchildren (the possibility of the school of local lore museum). Teacher's Library. Nachal'naya shkola [Primary school], 2010, no. 3, pp. 14-16 (in Russian).

7. Sandalova N. N. Formation of research skills in junior schoolchildren. Nachal'naya shkola [Primary school],

2015, no. 6, pp. 47-51 (in Russian).

8. Demidko T. N. Design and research activity in the study of the course "The World around". Nachal'naya shkola [Primary school], 2013, no. 1, pp. 70-71 (in Russian).

9. Barashkina S. B. Development of search activity of younger schoolchildren in the process of solving research problems in the course "the World around". Gnoseologicheskie os-novy obrazovaniya. Mezhdunarodnyy sbornik nauchnykh trudov, posvyashcennyy 90-lеtiyu so dnya rozhdeniya professora S. P. Baranova [Gnoseological foundations of education. International collection of scientific works dedicated to the 90th anniversary of Professor S. P. Baranov]. Yelets : Yelets State University named after I. A. Bunin,

2017. Pp. 14-17 (in Russian).

10. Morozova E. E., Totfalushina L. A., Makarova L. N., Nikeshina T. V., Filinyuk E. A., Churikova O. V., Mel'nik E. G., Shishaeva T. V., Karpenko I. V. Formirovanie issledovatel skogo otnosheniya mladshikh shkol'nikov k okruzhyushcemu miru sredstvami eko-logicheskogo proektirovaniya [Formation of the research relation of younger schoolboys to the surrounding world by means of ecological designing.]. Saratov, Amirit Publ.,

2018. 153 p. (in Russian).

11. Ogelman H. G. Teaching Preschool Children About Nature. A Project to Provide Soil Education for Children in Turkey. Early Childhood Education Journal, 2012, no. 40, pp. 177-185.

12. Shcurkova N. E. Klassnyy chas: pogovorim o zhizni [Class hour: let's talk about life]. Moscow, ARCTI Publ., 2008. 162 p. (in Russian).

13. Vygotskiy L. S. Pedagogicheskaya psikhologiya [Pedagogical psychology]. Moscow, Pedagogica-press, 1984. 480 p. (in Russian).

14. Morozova E. E., Makarova L. N. Research relations of junior schoolchildren to the world: diagnostic aspect. Sibirskiy pedagogicheskiy zhurnal [Siberian pedagogical journal], 2018, no. 2, pp. 45-50 (in Russian).

15. Filippova N. K. Sotsial'nye pozitsii i sostialnye roli uche-nogo [Social positions and social roles of the scientist]. Sotsioligiya nauki i tekhnologiy [Sociology of science and technology], 2011, vol. 2, no. 1, pp. 109-116 (in Russian).

16. Morozova E. E., Isaeva O. A. Ekologo-grazhdanskiy proekt "Tayny gorodskogo parka". [Ecological and civil project "Secrets of the City Park"], Book 11. Saratov : Nauka Publ.,

2016. 70 p. (in Russian).

Cite this article as:

Lubov N. Makarova. Exploratory Attitude of Elementary Schoolchildren to the World Around Us. Izv. Saratov Univ. (N. S.), Ser. Educational A^eology. Developmental Psychology, 2019, vol. 8, iss. 4 (32), pp. 374-378 (in Russian). DOI: https://doi. org/10.18500/2304-9790-2019-8-4-374-378

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.