Научная статья на тему 'Исследовательское отношение младших школьников к окружающему миру: диагностический аспект'

Исследовательское отношение младших школьников к окружающему миру: диагностический аспект Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
396
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЕ ОТНОШЕНИЕ / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / RESEARCH ACTIVITY / АНКЕТИРОВАНИЕ / SURVEY / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / JUNIOR SCHOOLCHILDREN / RESEARCH RELATIONSHIP

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Макарова Л. Н., Морозова Е. Е.

В статье рассматриваются вопросы диагностики исследовательского отношения младших школьников к окружающему миру с использованием вопросов авторской анкеты (Кто такой исследователь? Какой художественный герой похож на исследователя? Каких известных исследователей ты знаешь? Какую пользу приносит исследователь себе, обществу природе? Может ли быть исследователем эколог, лесник, ботаник, журналист, общественник, знаток природы, умелец, мудрец, первооткрыватель, учитель, историк, защитник, патриот? Можешь ли ты назвать себя исследователем? На какого исследователя ты хотел бы быть похожим? Какие цели ставит исследователь в своей работе и как он их добивается? В каких исследовательских проектах ты принимал участие? Если бы ты был исследователем, то в какой области науки работал?) Выделены компоненты исследовательского отношения: когнитивный, эмоционально-ценностный, деятельностный. Сделан вывод о недостаточной готовности младших школьников к познанию реальности через исследовательское взаимодействие с ней.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Research Relations of Junior Schoolchildren to the World: Diagnostic Aspect

The article discusses issues of diagnostics research of relationship younger students to the world using the author’s questions (Who is the researcher? What is an artistic hero of a researcher? What famous explorers do you know? What are the benefits of the researcher himself, society, nature? Could there be a researcher, ecologist, forester, botanist, journalist, social activist, lover of nature, craftsman, sage, discoverer, teacher, historian, protector, patriot? Can you call yourself a researcher? Which researcher would you like to be like? What’s the purpose of the researcher in his work and how do he achieve them? In any research projects is you participated? If you were a researcher, what field of science will you work?) Components are highlighted in research relationships: cognitive, emotional-valuable, practice. The conclusion about insufficient readiness of Junior schoolchildren to the cognition of reality through research association are made.

Текст научной работы на тему «Исследовательское отношение младших школьников к окружающему миру: диагностический аспект»

УДК 373+504

Макарова Любовь Николаевна

Ассистент кафедры начального естественно-математического образования, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского; [email protected], ORCID 0000-0003-0543-0272, Саратов

Морозова Елена Евгеньевна

Доктор биологических наук, зав. кафедрой начального естественно-математического образования, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского; [email protected], ORCID 0000-0003-4420-8156, Саратов

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЕ ОТНОШЕНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ: ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы диагностики исследовательского отношения младших школьников к окружающему миру с использованием вопросов авторской анкеты (Кто такой исследователь? Какой художественный герой похож на исследователя? Каких известных исследователей ты знаешь? Какую пользу приносит исследователь себе, обществу природе? Может ли быть исследователем эколог, лесник, ботаник, журналист, общественник, знаток природы, умелец, мудрец, первооткрыватель, учитель, историк, защитник, патриот? Можешь ли ты назвать себя исследователем? На какого исследователя ты хотел бы быть похожим? Какие цели ставит исследователь в своей работе и как он их добивается? В каких исследовательских проектах ты принимал участие? Если бы ты был исследователем, то в какой области науки работал?) Выделены компоненты исследовательского отношения: когнитивный, эмоционально-ценностный, деятельностный. Сделан вывод о недостаточной готовности младших школьников к познанию реальности через исследовательское взаимодействие с ней.

Ключевые слова: исследовательское отношение, исследовательская деятельность, анкетирование, младшие школьники.

Введение в проблему. Согласно новому федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования (ФГОС НОО) выпускник начальной школы должен обладать следующими характеристиками: быть любознательным, активно и заинтересованно познавать окружающий мир; владеть основами умения учиться, быть способным к организации собственной деятельности; быть доброжелательным, уметь слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение [8]. В связи с этим в образовательной системе уделяется большое внимание исследовательской деятельности учащихся, которая закладывается в начальной школе и формируется на протяжении всего

школьного периода.

Исследовательские потребности младших школьников неразрывно связаны с учебной деятельностью и находятся на таком уровне, что требуют существенного развития познавательных, личностных, коммуникативных, регулятивных учебных действий [2; 3; 6]. В качестве структурных составляющих учебно-исследовательской деятельности младших школьников рассматривают: мотивационную, когнитивную и деятельностную способности и готовность к их осуществлению [7]. В качестве основных этапов организации учеб-но-исследова-тельской деятельности отмечают: выделение и постановку проблемы; выработку гипотез; поиск путей решения проблемы (обоснование гипотезы, сбор

и изучение материалов); формулирование выводов (обобщение, классификация, систематизация); представление результатов исследовательской деятельности [1].

Очевидно, что младшие школьники проявляют различное отношение к исследовательской деятельности. Многие из них объясняют свое участие в ней интересом к предмету исследования, желанием развивать свои знания, удовлетворением от самого процесса работы, возможностью получения похвалы и награды, интересного общения с одноклассниками, учителем, родителями и др. Именно наличие внутренней мотивации является первым шагом к исследованию, в том числе бескорыстному. Формирование исследовательского отношения младших школьников к окружающему миру - одна из приоритетных задач в условиях ценностного восприятия мира [2; 9].

С нашей точки зрения, исследовательское отношение к окружающему миру -это интегративное качество личности младшего школьника, формирующееся на основе действий познавательной, социально-организационной направленности, нравственно-этического оценивания исследовательских возможностей и достижений, принятия социальной роли исследователя, способствующей становлению исследовательских умений (распознавать проблему, выдвигать гипотезы, высказывать суждения, доказывать верность своих идей, представлять результаты своей работы, обосновывать ценность исследовательской деятельности) для реализации своего творческого потенциала и проявления социальной активности. Тем самым в структуре исследовательского отношения можно выявить когнитивный, эмоционально-ценностный и деятельностный компоненты. Исследовательские способности младшего школьника неразрывно связаны с самостоятельным выбором и использованием приемов и методов исследования на доступном материале, оценке своих ис-

следовательских возможностей. В связи с этим в ходе организации образовательно-воспитательного процесса начальной школы не обойтись без разрешения мировоззренческих вопросов о роли исследователя в современном мире.

Основной целью исследования является выявление особенностей исследовательского отношения младших школьников к окружающему миру.

Исследовательская часть. В 2017 году мы провели анкетирование 100 младших школьников МОУ «СОШ № 60» г. Саратова с целью выявить степень развития компонентов исследовательского отношения. Приведем перечень вопросов анкеты:

1) вопросы на выявление степени сфор-мированности когнитивного компонента: «Кто такой исследователь?», «Какой художественный герой похож на исследователя?», «Каких известных исследователей ты знаешь?»;

2) вопросы на выявление степени сфор-мированности эмоционально-ценностного компонента: «Какую пользу приносит исследователь себе, обществу и природе?», «Можешь ли ты назвать себя исследователем?»; «На какого исследователя ты хотел бы быть похожим?», «Может ли быть исследователем эколог, лесник, ботаник, журналист, общественник, знаток природы, умелец, мудрец, первооткрыватель, учитель, историк, защитник, патриот?»;

3) вопросы на выявление степени сфор-мированности деятельностного компонента: «Какие цели ставит исследователь в своей работе, и как он их добивается?», «В каких исследовательских проектах ты принимал участие?», «Если бы ты был исследователем, то в какой области науки работал?»

Установлено, что при ответе на вопрос «Кто такой исследователь?» многие младшие школьники (80 %) отметили, что исследователь - это человек, который занимается исследовательской деятельностью: «Исследует неизвестное; узнает что-то но-

вое; открывает что-то новое в различных отраслях науки; исследует природу; изучает мир; исследует всякие вещи; ищет ископаемые, предметы; разгадывает всякие загадки; ездит по разным странам и др.». Наше внимание привлекли высказывания (20 %), в которых дана личностная оценка деятельности исследователя: «Исследователь - это тот, кто разрабатывает лекарства для здоровья человека, изучает что-то во благо науки или себя; открывает что-то новое для себя или целого мира; исследует прошлое и будущее; ищет ценности; расследует убийства и кражи». Таким образом, представления об исследователе, как о человеке, который способствует получению новых знаний и ценностных представлений в конкретных областях деятельности человека, еще не нашли своего отражения в сознании большинства учащихся.

При ответе на вопрос «Какой художественный герой похож на исследователя?» младшие школьники отмечали героев сказок, мультфильмов, детективов: Робинзон Крузо, Джек Воробей; Тимур и его команда; Маленький принц; Капитан Врунгель; Скуби-Ду; Фиксики; Дон Кихот; Незнайка; Шерлок Холмс и Доктор Ватсон; Алиса; Мюнхгаузен; Профессор Селезнев; Том Сойер и Г. Финн; Синдбад-мореход; Маша и Медведь; Буратино; Кот ученый; Колобок; Иван Царевич и Серый волк; Знайка; Смешарики; Добрыня Никитич; Чебурашка; Том и Джери и др. Комментарии учащихся по поводу выбранных героев показали, что интерес младших школьников к научным достижениям во многом связан с желанием проявить свою социальную активность в необычной сказочной ситуации и не всегда связан с конкретными исследовательскими задачами.

Отмечая, каких известных исследователей младшие школьники знают, были названы: М. В. Ломоносов, И. Ф. Крузенштерн; И. П. Павлов; Ф. Магеллан, Н. М. Пржевальский, Д. И. Менделеев, И. В. Мичурин, Н. И. Вавилов; А. Эйн-

штейн, Ж.-И. Кусто, Ч. Дарвин, Х. Колумб, А. Н. Чилингаров, Ю. Гагарин, В. Терешкова, Н. Дроздов, Д. Конюхов и др. К сожалению, эти ответы и комментарии к ним говорят о малой осведомленности младших школьников о направлениях современных исследований и их деятелях.

Анализ ответов младших школьников на вопрос «Какую пользу приносит исследователь себе, обществу и природе?» показал, что чаще всего учащиеся констатируют: «Открыть, создать, найти что-то, тестировать, провести эксперимент, изобрести лекарство, получить знания, открыть тайны, узнать цель, узнать весь мир». Многие ребята отметили социальную направленность работы исследователей: «Исследуют вещи, чтобы они были безопасные для нас»; «Улучшают обычные вещи, чтобы предметы были наиболее удобны для нас», «Биологи изучают животных, чтобы лучше понимать, как они устроены». Встречались ответы небескорыстного содержания («ученые помогают кому-либо и добиваются должности», «получить Нобелевскую премию») или ответы с элементами «волшебства» («оживить мамонта», «чтобы из бумаги сделать воду»). Лишь некоторые отметили: «Важно выполнить свой проект, рассказать о работе другим ученым, помочь планете и людям», соглашаясь, что исследователь не должен стремиться к получению личной выгоды, кроме удовлетворения от решения проблемы. У нас сложилось впечатление, что исследовательская деятельность воспринимается школьниками в большей мере как пространство социальной активности человека в практическом прагматическом аспектах.

Вопрос «Может ли быть исследователем эколог, лесник, ботаник, журналист, общественник, знаток природы, умелец, мудрец, первооткрыватель, учитель, историк, защитник, патриот?» вызывал положительные утверждения у учащихся. Вопрос был необходим, чтобы расширить представления учащихся о социальной роли исследо-

вателя, отметить экономическую, экологическую, социокультурную направленность научных достижений.

Размышляя над вопросами «Можешь ли ты назвать себя исследователем? На какого исследователя ты хотел бы быть похожим?», многие ребята критически отмечали, что не могут назвать себя исследователями. Некоторые учащиеся с гордостью заявили: «Да, я исследователь, потому что любознательная; потому что хожу с братом в поход; меня интересует природа; исследую разные приборы» и др. При ответе на вопрос «На какого исследователя ты хотел бы быть похожим?» только пять учащихся отметили реальных, а не сказочных героев: И. В. Мичурин, И. Ф. Крузенштерн, Ю. В. Гагарин, А. С. Пушкин. При этом только один ученик объяснил свой выбор: «Хочу быть похожим на И. В. Мичурина и вырастить какое-нибудь необычное растение. У меня есть настоящий микроскоп. С его помощью я исследовал каплю воды, мыло, листья растений, мел, волос, комара, лук».

Вопросы, позволяющие оценить степень развития деятельностного компонента исследовательского отношения у детей младшего школьного возраста, выявляли представления о личном опыте взаимодействия ребенка с какими-либо объектами науки. Так, вопрос «Какие цели ставит исследователь в своей работе, и как он их добивается?» у большинства младших школьников вызвал затруднение. Ответы, которые бы характеризовали конкретные действия исследователя, были немногочисленны и носили неопределенный характер: «Ставят опыты, отправляются в экспедицию, наблюдают, экспериментируют».

Большинство ответов на вопрос «В каких исследовательских проектах ты принимал участие?» характеризовались констатацией участия в проектах по отдельным предметам: математике, истории, физике, информатике, окружающему миру. В некоторых случаях ответы детей носили

продуктивный характер, они указывали названия предметов и проектов, на которых осуществлялась коллективная проектная деятельность: окружающий мир («Птицы в нашем городе», «Зеленая Аллея Памяти» [4; 5], «Лес своими руками: за лесными семенами»), технология («История и технология изготовления мыла», «Зеленая Красавица»); английский язык («Опасные и красивые кошки разных континентов», «Язык дружбы» и др.). У некоторых младших школьников вопрос об участии в проектах вызвал ассоциации с участием в социальных акциях: «Бессмертный полк», «От маленькой батарейки - к большому вреду», «Для детских домов и ветеранов», «Во благо животных», «Бумажный бум», «Помощник окулиста» и др.

При ответе на вопрос «Если бы ты был исследователем, то в какой бы области науки работал?» большинство младших школьников назвали математику, окружающий мир, историю, географию, биологию. Встречались единичные ответы, где были отмечены: информатика, медицина, социология, астрономия, музыка, ИЗО и др. Некоторые ребята констатировали: «Хочу изучать поведение насекомых, научился бы ориентироваться в лесу, наблюдал бы за ростом животных».

Заключение. Опираясь на изложенные рассуждения, можно отметить, что в большинстве случаев младшие школьники имеют ограниченные представления о социальной роли исследователя, результативности и возможностях его работы. Они еще недостаточно готовы к познанию реальности через исследовательское взаимодействие с ней, самостоятельной постановке различных целей исследования, изобретению новых способов и средств достижения исследовательских целей, получению разнообразных, порой даже не прогнозированных и неожиданных, результатов исследования и дальнейшее их использование, нравственной оценке собственных исследовательских действий.

Необходимо продолжить поиск механизмов, путей, средств, условий развития всех компонентов (когнитивного, эмоциональ-

но-ценностного и деятельностного) исследовательского отношения младших школьников к окружающему миру.

Библиографический список

1. Барашкина С. Б. Развитие поисковой активности младших школьников в процессе решения исследовательских задач в курсе «Окружающий мир» // Гносеологические основы образования: международный сборник научных трудов, посвященный 90-летию со дня рождения профессора С. П. Баранова. - Елец: Елецкий государственный университет имени И. А. Бунина, 2017. - С. 14-17.

2. Макотрова Г. В. Развитие исследовательского потенциала школьника: антропологический подход // Исследовательская работа школьников. - 2015. - № 52 (2). - С. 17-26.

3. Макотрова Г. В. Развитие исследовательского потенциала школьников в условиях реализации ФГОС // Отечественная и зарубежная педагогика. - 2016. - № 2. - С. 141-150.

4. Морозова Е. Е. Зеленый Уголок Памяти -Зеленая Аллея Памяти - Зеленая Роща Памяти. Эколого-гражданский проект: учебное пособие. - Книга 10. - Саратов: Наука, 2016. - 60 с.

5. Морозова Е. Е. К вопросу о социализации личности средствами патриотического воспитания в гуманистическом образовательном пространстве // Сибирский педагогический журнал. - 2017. - № 2. - С. 26-30.

6. Сабирова Э. Г. Формирование исследовательских умений учащихся в информационно-образовательной среде начальной школы: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Казань, 2012. - 24 с.

7. Савенков А. И. Методика исследовательского обучения младших школьников. - Самара: Учебная литература, 2004. - 80 с.

8. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки РФ. - М.: Просвещение, 2010. - 31 с.

9. Ogelman H. G. Teaching Preschool Children About Nature // A Project to Provide Soil Education for Children in Turkey. Early Childhood Education Journal. - 2012. - № 40. - P. 177-185.

Поступила в редакцию 30.01.2018

Makarova Lubov Nikolaevna

Assis. Prof., Department of the Elementary Mathematics and Science Education, National Research Saratov State University named after N. G. Chernyshevsky; [email protected], ORCID 0000-0003-0543-0272, Saratov

Morozova Elena Evgenievna

Dr. Sci. (Biolog.), Head of the Department of Elementary Mathematics and Science Education, National Research Saratov State University named after N. G. Chernyshevsky; [email protected], ORCID 0000-0003-4420-8156, Saratov

RESEARCH RELATIONS OF JUNIOR SCHOOLCHILDREN TO THE WORLD: DIAGNOSTIC ASPECT

Abstract. The article discusses issues of diagnostics research of relationship younger students to the world using the author's questions (Who is the researcher? What is an artistic hero of a researcher? What famous explorers do you know? What are the benefits of the researcher himself, society, nature? Could there be a researcher, ecologist, forester, botanist, journalist, social activist, lover of nature, craftsman, sage, discoverer, teacher, historian, protector, patriot? Can you call yourself a researcher? Which researcher would you like to be like? What's the purpose of the researcher in his work and how do he achieve them? In any research projects is you participated? If

you were a researcher, what field of science will you work?) Components are highlighted in research relationships: cognitive, emotional-valuable, practice. The conclusion about insufficient readiness of Junior schoolchildren to the cognition of reality through research association are made. Keywords: research relationship, research activity, survey, junior schoolchildren.

References

1. Barashkina, S. B., 2017. Development of search activity of younger schoolchildren in the process of solving research problems in the course "the World around". Gnoseological foundations of education. International collection of scientific works dedicated to the 90th anniversary of Professor S. P. Baranov. Yelets: Yelets state University named after I. A. Bunin Publ., pp. 14-17. (In Russ.)

2. Makotrova, G. V., 2015. Development of the student's research potential: the anthropological approach. Research work of schoolchildren, 52 (2), pp. 17-26. (In Russ.)

3. Makotrova, G. V., 2016. Development of the research potential of schoolchildren in the context of the Federal State Educational Standard. Domestic and foreign pedagogy, 2, pp. 141-150. (In Russ.)

4. Morozova, E. E., 2016. Green Memory Area -Green Memory Lane - Green Memory Groves. Ecological and civil project: a training manual. Book 10. Saratov: Science Publ., 60 p. (In Russ.)

5. Morozova, E. E., 2017. To the question of socialization of personality by means of Patriotic education in the humanistic educational space. Siberian pedagogical journal, 2, pp. 26-30. (In Russ.)

6. Sabirova, E. G., 2012. Formation of research skills of students in the information and educational environment of primary school. Cand. Sci. (Pedag). Kazan, 24 p. (In Russ.)

7. Savenkov, A. I., 2004. Technique of research of teaching younger pupils. Samara: Educational literature Publ., 80 p. (In Russ.)

8. Federal state educational standard of primary General education, 2010. Ministry of education and science of the Russian Federation. Moscow: Enlightenment Publ., 31 p. (In Russ.)

9. Ogelman, H. G., 2012. Teaching Preschool Children About Nature. A Project to Provide Soil Education for Children in Turkey. Early Childhood Education Journal, 40, pp. 177-185. (In Eng.)

Submitted 30.01.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.