Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ МОНИТОРИНГА СФОРМИРОВАННОСТИ УЧЕБНЫХ НАВЫКОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА'

ОСОБЕННОСТИ МОНИТОРИНГА СФОРМИРОВАННОСТИ УЧЕБНЫХ НАВЫКОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
61
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОНИТОРИНГ / УЧЕБНЫЕ НАВЫКИ / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ НАВЫКИ / ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ганиева Г.Р., Габдрахманова Ч.Б.

В статье рассматривается мониторинг сформированности учебных навыков у младших школьников в процессе проектной деятельности на уроках окружающего мира. В работе указывается что в системе школьного образования важную роль выполняет проектная деятельность младших школьников, которая представляет собой особую деятельность в образовательном процессе, наиболее эффективно формирующую метапредметные результаты у обучающихся. Возможности применения проектной деятельности на уроках окружающего мира обуславливаются тем, что в результате проектной деятельности младшие школьники применяют свои теоретические знания на практике, а это, в свою очередь, позволяет исследовать эффективность такой деятельности посредством проведения мониторинга. В работе подчеркивается, что мониторинг проектной деятельности школьников на уроках окружающего мира призван содействовать реализации потенциала каждого участника проектной работы и способствует наиболее продуктивному проведению проектного исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ганиева Г.Р., Габдрахманова Ч.Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF MONITORING THE FORMATION OF EDUCATIONAL SKILLS OF YOUNGER SCHOOLCHILDREN IN THE PROCESS OF PROJECT ACTIVITIES IN THE LESSONS OF THE SURROUNDING WORLD

The article discusses the monitoring of the formation of educational skills in younger schoolchildren in the process of project activities in the lessons of the surrounding world. The paper indicates that in the school education system, an important role is played by the project activity of younger schoolchildren, which is a special activity in the educational process that most effectively forms meta-subject results for students. The possibilities of applying project activities in the lessons of the surrounding world are due to the fact that as a result of project activities, younger schoolchildren apply their theoretical knowledge in practice, and this, in turn, allows them to investigate the effectiveness of such activities through monitoring. The paper emphasizes that monitoring the project activities of schoolchildren in the lessons of the surrounding world is designed to promote the realization of the potential of each participant in the project work and contributes to the most productive conduct of project research.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ МОНИТОРИНГА СФОРМИРОВАННОСТИ УЧЕБНЫХ НАВЫКОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА»

ОСОБЕННОСТИ МОНИТОРИНГА СФОРМИРОВАННОСТИ УЧЕБНЫХ НАВЫКОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

Г.Р. Ганиева, канд. пед. наук, преподаватель Ч.Б. Габдрахманова, студент

Набережночелнинский государственный педагогический университет (Россия, г. Набережные Челны)

DOI:10.24412/2500-1000-2022-9-2-69- 72

Аннотация. В статье рассматривается мониторинг сформированности учебных навыков у младших школьников в процессе проектной деятельности на уроках окружающего мира. В работе указывается что в системе школьного образования важную роль выполняет проектная деятельность младших школьников, которая представляет собой особую деятельность в образовательном процессе, наиболее эффективно формирующую метапредметные результаты у обучающихся. Возможности применения проектной деятельности на уроках окружающего мира обуславливаются тем, что в результате проектной деятельности младшие школьники применяют свои теоретические знания на практике, а это, в свою очередь, позволяет исследовать эффективность такой деятельности посредством проведения мониторинга. В работе подчеркивается, что мониторинг проектной деятельности школьников на уроках окружающего мира призван содействовать реализации потенциала каждого участника проектной работы и способствует наиболее продуктивному проведению проектного исследования.

Ключевые слова: мониторинг, учебные навыки, младшие школьники, проектная деятельность, познавательные навыки, процесс обучения.

В последние годы образование стремительно меняется, важнейшие изменения в обществе сказываются на образовательной ситуации. Это связано с тем, что у детей происходит ускоренный процесс развития. В этом контексте по сей день крайне важным остается мониторинг сформированно-сти познавательных учебных навыков как средство координации образовательных возможностей обучающихся.

Следовательно, целесообразно создать условия для вовлечения школьников в созидательную деятельную в соответствии с их интересами и потребностями, направленную на развитие творческой и интеллектуальной активности молодых людей, социальной компетентности, навыка самостоятельной постановки и решения проблем [1]. Поэтому в настоящее время для решения задач воспитания современных школьников становится востребованным мониторинг сформированности познавательных учебных навыков, который способствует выявлению и устранению пробелов в образовательном процессе.

Под мониторингом сформированности познавательных учебных навыков можно понимать совокупность целенаправленных действий, направленных на выявление и анализ учебных навыков школьников. Мониторинг позволяет сделать процесс совершенствования существующих дидактических приемов и методов обучения наиболее результативным, а анализ, изучение и работу с актуальными дидактическими материалами удобнее [2].

В педагогике есть и другая позиция по этому вопросу. Так, бытует мнение, что мониторинг включает в себя процесс разработки конкретных приемов и способов по оптимизации процесса обучения в общеобразовательном учреждении. К современным исследователям, которые придерживаются данной позиции можно отнести Л.Г. Семушкину, Н.Г. Ярошенко [3].

Стоит указать, что все виды и формы подачи материала на уроках окружающего мира связаны с формированием информационного контента, необходимого для развития нужных компетенций. Кроме того,

подача материала должна обеспечивать обучающимся новый опыт - научно-исследовательский, коммуникативный, социальный, презентативный и пр.

В связи с этим, в современной начальной школе возрастает необходимость применения проектного подхода к подаче материала.

Стоит отметить, что главное назначение проектного подхода в образовании, по мнению таких исследователей, как Мухина Т.Г., Сорокоумова С.Н., Егорова П.А., Яркова Д.Д. состоит в том, чтобы научить детей самостоятельно овладевать практическими навыками и организовывать познавательный процесс на всех стадиях обучения (от идеи создания объекта до его применения в жизни) [4].

Таким образом, мы определили, что сегодня возрастает необходимость в проектной деятельности школьников. Однако, для того, чтобы образование могло максимально реализовать заложенный в ребенке потенциал, необходима четкая и слаженная работа педагога по реализации проектной деятельности учащихся и эффективный ее мониторинг.

Остановимся на особенностях мониторинга сформированности познавательных учебных навыков у младших школьников при проведении проектной деятельности на уроках окружающего мира.

Необходимо указать, что при проведении мониторинга возрастные рамки школьников, участвующих в реализации проектов позволяют максимально объективно оценить полученные в результате навыки, что может служить базой для определения необходимых компетенций учащихся и, в соответствии с этим, обозначить степень продуктивности самой проектной работы.

Поскольку в рабочей программе проектной работы заявлен такой комплекс получаемых метапредметных результатов, как: умение подбирать и анализировать информацию; умение слушать и слышать педагога; умение действовать по плану, а также личностные результаты: ответственность; активность и инициативность; самооценка, то при проведении монито-

ринга данные навыки необходимо брать за основу.

Анализируя в ходе мониторинга совокупные метапредметные и предметные результаты младших школьников, полученные в ходе реализации проектной работы, и определяя степень сформированности навыков, измеряется уровень достижений, которые школьники приобретают в результате проектной работы.

В рамках обучения на уроках окружающего мира, реализация практической части проектной деятельности очень важна, так как способствует углублению и закреплению теоретических знаний, развитию навыков проведения учениками наблюдений и экспериментов [5].

Поскольку реализация программы ориентирована, прежде всего, на естественнонаучные исследования в рамках проектной деятельности, то тут мы может учитывать, что реализация практической работы вызывает интерес к изучению живой природы.

Стоит обозначить, что проектная работа школьников на уроках окружающего мира представляет собой анализ отношений живых организмов на объектах экологических маршрутов (деревья и напочвенный покров в лесу, обитатели леса, кряквы на городском пруду и т.д.): определение деревьев, кустарников в маршрутных обследованиях; работу с определителями растений и животных на экскурсиях; игры: нарисуй экосистему (лес, луг, озеро, реку...), как работает экосистема [6].

Так, например, в результате проектной работы на уроках окружающего мира планируемые предметные результаты обучения могут включать знания о биологических объектах, процессах и явления, формах естественного отбора и др., а также умения распознавать и описывать клетки растений и животных, особей вида по морфологическому критерию; выявлять отличительные признаки отдельных организмов, приспособления у организмов к среде обитания и др.

То есть в рамках реализации программы происходит активная познавательная деятельность школьников. Они не ограничены рамками учебного кабинета, а иссле-

дуют экосистемы на прогулке в парке и на улице, что позволяет им применять свои теоретические навыки на практике.

Целью проекта здесь является изучение экосистемы леса посредством подкрепления теоретических знаний учащихся о лесе практическими.

Для интерпретации полученных данных необходимо произвести диагностику уровня сформированности навыков проектной деятельности у школьников, позволяющей провести отслеживание результативности проведённой работы.

Для диагностики уровня методического сопровождения проектной деятельности школьников может быть разработан диагностический инструментарий, который может включать следующие методики мониторинга: оценка уровня сформирован-ности навыков проектной деятельности обучающихся посредством анализа экспертного листа; закрытое анкетирование; уточняющий опрос [7].

Стоит отметить, что при проведении

тельных учебных навыков у младших школьников на уроках окружающего мира педагог должен учитывать возрастные и индивидуальные особенности обучающихся, обеспечить заинтересованность детей, использовать групповую работу в качестве основной формы работы, работать в стиле педагогической поддержки.

Таким образом, в настоящее время в современной системе образования мониторинг сформированности познавательных учебных навыков стал неотъемлемой частью образовательного процесса. Проведение мониторинга способствует решению проблем педагогов при реализации проектной деятельности, а также созданию условий для активной познавательной деятельности школьников, что позволяет им применять свои теоретические навыки на практике. При проведении мониторинга проектной деятельности, измеряется уровень достижений школьников, которые они приобретают на уроках окружающего мира.

мониторинга сформированности познава-

Библиографический список

1. Семенова Н.А. Преемственность дошкольного и начального образования через использование проектной деятельности // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). - 2020. - Вып. 3 (31). - С. 9-15.

2. Сорокоумова Е. А. Психология детей младшего школьного возраста. Самопознание в процессе обучения: учеб. пособие для СПО. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2019. - 216 с.

3. Семушина Л.Г., Ярошенко Н.Г. Содержание и технологии обучения в средних специальных учебных заведениях: учеб. пособие для преп. учреждений сред. проф. образования. - М.: Мастерство, 2021. - 272 с.

4. Чуракова С.М. Модернизация методической службы как одно из приоритетных направлений повышения социального капитала школы // Региональное образование: современные тенденции. - 2018. - №1 (34). - С. 20-22.

5. Шаповаленко И.В. Психология развития и возрастная психология: учебник и практикум для СПО. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2019. - 575 с.

6. Шодмонова, Ш.С. Инновационная деятельность педагога как процесс и результат творческой деятельности / Ш.С. Шодмонова, Д.Т. Тухтабаева // Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2020. - №5. - С. 70-73.

7. Гормакова В.В. Формирование метапредметных умений младших школьников в исследовательской деятельности: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Кемерово, 2019. - 24 с.

FEATURES OF MONITORING THE FORMATION OF EDUCATIONAL SKILLS OF YOUNGER SCHOOLCHILDREN IN THE PROCESS OF PROJECT ACTIVITIES IN THE LESSONS OF THE SURROUNDING WORLD

G.R. Ganieva, Candidate of Pedagogical Sciences, Lecturer Ch.B. Gabdrakhmanova, Student Naberezhnye Chelny State Pedagogical University (Russia, Naberezhnye Chelny)

Abstract. The article discusses the monitoring of the formation of educational skills in younger schoolchildren in the process of project activities in the lessons of the surrounding world. The paper indicates that in the school education system, an important role is played by the project activity of younger schoolchildren, which is a special activity in the educational process that most effectively forms meta-subject results for students. The possibilities of applying project activities in the lessons of the surrounding world are due to the fact that as a result of project activities, younger schoolchildren apply their theoretical knowledge in practice, and this, in turn, allows them to investigate the effectiveness of such activities through monitoring. The paper emphasizes that monitoring the project activities of schoolchildren in the lessons of the surrounding world is designed to promote the realization of the potential of each participant in the project work and contributes to the most productive conduct of project research.

Keywords: monitoring, learning skills, primary school students, project activities, cognitive skills, learning process.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.