Научная статья на тему 'Особенности проектной деятельности старших подростков при формировании универсальных учебных действий'

Особенности проектной деятельности старших подростков при формировании универсальных учебных действий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4288
464
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОЕКТИРОВАНИЕ / СТАРШИЕ ПОДРОСТКИ / DESIGN ACTIVITY / DESIGN / OLDER TEENAGERS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ручка Оксана Николаевна

Проектная деятельность как система различных практических действий личности (группы, коллектива), направленных на создание определенного творческого продукта, углубляет учебную мотивацию учащихся, способствует самоорганизации, развитию индивидуальности, профессиональному самоопределению школьников. Реализация проектной деятельности при формировании универсальных учебных действий старших подростков будет более эффективной и органичной, если происходит на основе учета психолого-педагогических особенностей проектной деятельности. Отличительная черта данного возрастного периода стремление к оцениванию собственных достоинств и недостатков, что способствует переосмыслению взглядов и установок. Ориентация на ПД предполагает развитие процесса самосовершенствования, одним из механизмов которого является адекватная самооценка. В связи с этим в статье поставлена задача теоретического осмысления особенностей проектной деятельности старших подростков. В статье выделены факторы, оказывающие влияние на эффективность организации проектной деятельности старших подростков, такие как наличие полученного ранее опыта проектной деятельности, развитие самосознания, увеличение доли самостоятельной работы в учебном процессе. Определена роль ПД в развитии умственных способностей и познавательных процессов старшего подростка. Выполнение проектов тесно связано с изучением дополнительной литературы, участием в факультативах, консультациями специалистов. Все это способствует формированию абстрактного мышления, логической памяти, непроизвольного внимания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ручка Оксана Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE PROJECT ACTIVITY IN OLDER ADOLESCENTS IN THE FORMATION OF UNIVERSAL EDUCATIONAL ACTIONS

Project activities as a system of various practical actions of the individual (group, collective), aimed at creating a certain creative product, deepens the academic motivation of students, and promotes self-organization, development of personality, professional self-determination of schoolchildren. Implementation of project activities in the formation of universal educational actions of older teenagers will be more effective and natural if it occurs on the basis of psycho-pedagogical features of the project activities. The distinguishing feature of this age period is the desire for evaluation of their own strengths and weaknesses, which contributes to the rethinking of beliefs and attitudes. Orientation to PD involves the development of process improvement, one of the mechanisms which are selfesteem. In this regard, in the article the author had shown the problem of theoretical comprehension of the peculiarities of the project activities of older adolescents. The article highlights factors influencing the effectiveness of project activity in older adolescents, such as the presence of the earlier project experience, the development of self, the increase in the share of independent work in the learning process. Defines the role of PD in the development of mental abilities and cognitive processes of the older teenager. The implementation of projects is closely connected with the study of additional literature, participation in electives, with expert advice. All this contributes to the formation of abstract thinking, logical memory, and involuntary attention.

Текст научной работы на тему «Особенности проектной деятельности старших подростков при формировании универсальных учебных действий»

УДК 37

DOI: 10.17748/2075-9908-2017-9-2/2-235-241

РУЧКА Оксана Николаевна

Оренбургское президентское кадетское училище

г. Оренбург, Россия

[email protected]

ОСОБЕННОСТИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ

Проектная деятельность как система различных практических действий личности (группы, коллектива), направленных на создание определенного творческого продукта, углубляет учебную мотивацию учащихся, способствует самоорганизации, развитию индивидуальности, профессиональному самоопределению школьников. Реализация проектной деятельности при формировании универсальных учебных действий старших подростков будет более эффективной и органичной, если происходит на основе учета психолого-педагогических особенностей проектной деятельности. Отличительная черта данного возрастного периода - стремление к оцениванию собственных достоинств и недостатков, что способствует переосмыслению взглядов и установок. Ориентация на ПД предполагает развитие процесса самосовершенствования, одним из механизмов которого является адекватная самооценка. В связи с этим в статье поставлена задача теоретического осмысления особенностей проектной деятельности старших подростков. В статье выделены факторы, оказывающие влияние на эффективность организации проектной деятельности старших подростков, такие как наличие полученного ранее опыта проектной деятельности, развитие самосознания, увеличение доли самостоятельной работы в учебном процессе. Определена роль ПД в развитии умственных способностей и познавательных процессов старшего подростка. Выполнение проектов тесно связано с изучением дополнительной литературы, участием в факультативах, консультациями специалистов. Все это способствует формированию абстрактного мышления, логической памяти, непроизвольного внимания.

Oksana N. RUCHKA Orenburg Presidential Cadet School Orenburg, Russia [email protected]

FEATURES OF THE PROJECT ACTIVITY IN OLDER ADOLESCENTS IN THE FORMATION OF UNIVERSAL EDUCATIONAL ACTIONS

Project activities as a system of various practical actions of the individual (group, collective), aimed at creating a certain creative product, deepens the academic motivation of students, and promotes self-organization, development of personality, professional self-determination of schoolchildren. Implementation of project activities in the formation of universal educational actions of older teenagers will be more effective and natural if it occurs on the basis of psycho-pedagogical features of the project activities. The distinguishing feature of this age period is the desire for evaluation of their own strengths and weaknesses, which contributes to the rethinking of beliefs and attitudes. Orientation to PD involves the development of process improvement, one of the mechanisms which are self-esteem. In this regard, in the article the author had shown the problem of theoretical comprehension of the peculiarities of the project activities of older adolescents. The article highlights factors influencing the effectiveness of project activity in older adolescents, such as the presence of the earlier project experience, the development of self, the increase in the share of independent work in the learning process. Defines the role of PD in the development of mental abilities and cognitive processes of the older teenager. The implementation of projects is closely connected with the study of additional literature, participation in electives, with expert advice. All this contributes to the formation of abstract thinking, logical memory, and involuntary attention.

Ключевые слова: проектная деятельность, проекти- Keywords: design activity, design, older teenagers рование, старшие подростки.

Приоритетными задачами, стоящими перед современной школой, являются: формирование активного отношения учащихся к получению знаний, обучение их самостоятельно мыслить, оперативно принимать решения; развитие интеллектуальных и творческих способностей и умений школьников; подготовка к жизнедеятельности в рыночных социально-экономических условиях. Решению этих задач способствует привлечение учеников и особенно старших подростков к проектной деятельности (ПД).

Выделим факторы, которые в значительной степени влияют на эффективность организации ПД старших подростков, а именно:

1. Наличие определенного опыта ПД, полученного ранее, что позволяет ученикам самостоятельно определять цели ее осуществления. По данным современных исследований, в начальной школе и младшем подростковом возрасте организа-

ция ПД связана с различными направлениями, по которым происходит социализация школьников: преодоление эгоцентризма, овладение социально приемлемых норм поведения, сотрудничества как модели отношений в групповой форме его организации. Поскольку возраст младших школьников и младших подростков характеризуется развитостью наглядно-образного мышления, сформированно-стью интереса к окружающему миру, то учителя-практики выбирают темы проектов для учащихся указанного возраста на основе содержания учебных предметов и с учетом собственного опыта и собственных проблем школьников [1; 2; 3; 4; 5].

В основной школе приобретение опыта осуществления ПД происходит путем расширения возможностей для самореализации ученика: через общение, получение собственного продукта деятельности, признание его значения, вследствие чего возникает достаточно быстрая смена интересов и предпочтений. Учеными [6; 7] доказано, что в ПД подростки развивают свою самостоятельность, реализуют мотивы соревнования и общения со сверстниками, самоутверждаются, а само содержание проектного обучения закладывает основы проектной культуры подростков.

Изучение состояния внедрения проектного обучения подростков в практику работы учителей общеобразовательных школ дает основания свидетельствовать, что учебные проекты, как правило, создаются на материале различных предметных и полипредметных отраслей.

Особенности ПД старших подростков, по данным современных исследований [8; 9], определяет то, что возрасте 14 лет наступает период так называемого «проектирования будущего» [10; 11], когда формируется образ идеального будущего. Одновременно сферой реализации перспективных планов старшего подростка на будущее является образование, поскольку образовательные ситуации позволяют подготовить ученика к ситуациям социальным, поэтому именно у старшего подростка есть возможность интегрировать в учебной деятельности усвоенные ранее способы ее осуществления и самостоятельно встраивать их в алгоритм разработки и реализации проекта в различных сферах деятельности.

Изучение опыта организации ПД старших подростков [12; 13] показывает, что проекты, как правило, выполняются на основе расширенной информационной базы в пределах конкретных предметов, поскольку в указанный возрастной период дальнейшее развитие приобретают образовательные интересы учащихся, связанные с планами на дальнейшее обучение и трудовую деятельность. Одновременно, кроме «академического настоящего», апробация старшими подростками тех или иных социальных ролей происходит через формирование опыта осуществления реальной ПД в рамках более общих профессиональных направлений, поэтому ПД старших подростков рассматривают и как социальную практику [14].

2. Развитие самосознания. Отличительной чертой старших подростков является стремление к познанию себя, оценки своих достоинств и недостатков, то есть происходит развитие самооценки, что способствует переосмыслению взглядов и установок. Ориентация на ПД предполагает развитие процесса самосовершенствования, одним из механизмов которого является адекватная самооценка. Исследователями доказано, что в ПД происходит повышение личностной самооценки старших подростков; распределение ролей и обязанностей между участниками проекта приводит к формированию адекватной и правильной самооценки, полезных качеств личности, самоконтроля и самосознания, стимулирует к активности [1].

Существенным новообразованием самосознания личности старших подростков является возникновение системы самооценок, основанных на осознании свойств и характерологических черт своей личности, проявлениях во взаимоотношениях с окружающими, успешности деятельности. Самооценка старших подростков как результат самоанализа функционирует в достаточно зрелых формах: ее содержание становится более стабильным, а центральным звеном является ориентация на выбранную профессию.

Влияние ПД на развитие личности старшего подростка характеризуется формированием высокого уровня саморегуляции, находит свое выражение в формировании личностной зрелости старшего подростка. Поэтому организация ПД должна предоставлять возможности для осуществления самовыражения и выявления профессиональных способностей, поскольку именно в ПД старшие подростки имеют возможность углубленного изучения различных сфер будущей профессиональной деятельности.

3. Увеличение доли самостоятельной работы в учебном процессе. В старшем подростковом возрасте увеличивается доля самостоятельной работы в учебно-познавательной деятельности, поскольку объективная сложность, разнообразие учебных занятий побуждают учеников к тщательной организации своего труда, самостоятельному планированию занятий, расчету времени на их выполнение, осуществлению самоконтроля, использованию эффективных методов и приемов организации учебной работы посредством универсальных учебных действий.

Учебные занятия в старших классах предъявляют к ученикам высокие требования по усвоению учебного материала, умению самостоятельно и творчески работать над докладами, рефератами, рецензиями, проектами, успешное выполнение которых обеспечивается большим прогрессом умственного труда и работоспособности, присущими этому возрасту. В процессе работы над проектом старшие подростки самостоятельно добывают необходимую информацию, анализируют, обобщают проработанные материалы, повышая свой интеллектуальный уровень, расширяя кругозор.

Старший подростковый возраст - важный этап развития умственных способностей, поэтому мыслительная деятельность старших подростков становится более активной и самостоятельной, а интересным для учеников оказывается то, что требует самостоятельного анализа, обдумывания, сравнения, генерирование идей, прогнозирования, выдвижение гипотез, обоснование и доказательства. Положительный потенциал ПД состоит в самостоятельном учебно-научном поиске информации, предусматривает формирование умений самостоятельно добывать знания, постоянно их совершенствовать [16].

Проектирование способствует приобретению опыта познавательной деятельности, является предпосылкой формирования готовности к самообразованию в различных видах деятельности и требует не только оперирования имеющимися знаниями, но и получения новых знаний в процессе выполнения производительных мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения и т.п., в чем и проявляется его развивающая функция.

Влияние ПД на формирование интеллектуальных умений, по данным современных исследований [17], происходит по следующим направлениям: специфически устойчивый интерес старших подростков к выполнению проектов способствует расширению мировоззрения путем ознакомления с дополнительной литературой, участия в факультативах, консультациях специалистов и т.д., поэтому в

условиях ПД абстрактное мышление, логическая память, непроизвольное внимание получают свое дальнейшее развитие.

Развивающая функция проектирования, прежде всего, направлена на совершенствование умственных способностей, развитие познавательных процессов (восприятие, память, мышление, воображение), которые являются составляющими ПД и обеспечивают ее эффективность. Именно познавательные процессы, способствующие формированию универсальных учебных действий, дают возможности намечать цели деятельности, планировать и определять ее содержание, прогнозировать и предвидеть результаты определенных действий, руководить ими в ходе исполнения. В то же время, осуществляясь в различных видах деятельности, познавательные процессы в них и формируются, приобретают дальнейшее развитие, что способствует развитию умственной работоспособности, умственной культуры и выражается [18]:

- во-первых, в развитии наблюдательности, которая становится целенаправленной и систематической, поскольку регулируется второй сигнальной системой, связанной с языковым мышлением;

- во-вторых, память приобретает большую зрелость, что связано с повышением уровня системности временных связей. В целях лучшего запоминания учебного материала старшие подростки выделяют основную идею текста, составляют план прочитанного, выделяют существенную мысль, обозначают опорные пункты для запоминания, осознают причинно-следственные связи в учебном материале, используют такие приемы работы с текстом, как подчеркивание, записи, составление схем, конспектов и т.д.;

- в-третьих, мышление старших подростков характеризуется: организованностью, которая проявляется в умении связывать различные разделы учебного предмета в систему знаний, в правильной классификации фактов и понятий и т.п.; последовательностью, которая проявляется в применении плавных переходов от одной мысли к другой, причем направление мысли происходит за счет внутренних связей; основательностью, которая обеспечивается четким распознаванием тезисов и обоснований, продумыванием суждений и критическим отношением к ним, требует системности в образовании временных связей [19]. На фоне общего умственного развития мышление старших подростков приобретает такие характеристики, как «глубина мысли» (выделение существенного, понимание основных причин явления и т.д.), «живость ума» (быстрота ориентировки в учебном материале, необходимом для решения проблемы; сообразительность), «проницательность, острота ума» (видение по очевидным фактам более глубинных процессов, прогнозирование и построение гипотез);

- в-четвертых, у старших подростков дальнейшее развитие приобретает воображение (создаваемые образы становятся конкретными и реальными), что дает возможность на уроках литературы, географии, истории целенаправленно представлять другие эпохи, людей, страны, природу, на уроках геометрии, черчения - комбинировать образы пространственных форм и отношений и т.д. Воспроизводящее воображение является частью всех видов творческой деятельности старших подростков, а следовательно, играет важную роль в формировании потребности в творческом развитии и саморазвитии, основным средством которого является ПД.

Таким образом, развивающая функция проектирования тесно взаимосвязана с образовательной и направлена на формирование универсальных учебных действий, совершенствование умственных способностей, развитие познавательных

процессов личности, ее мотивационной, интеллектуальной, операционной, эмоционально-волевой и других сфер. В то же время, получая знания, развиваясь, ученик приобретает в ПД такие черты характера, как целеустремленность, самостоятельность, инициативность, организованность, что способствует духовному обогащению личности, формированию научных убеждений и влияет на воспитание.

Итак, в процессе исследования раскрыты особенности ПД старших подростков:

1) ПД является действенным средством подготовки учащихся к жизни, поскольку правильная ее организация способствует осознанию ими жизненных перспектив и выработке умений составлять жизненные планы, искать средства для их реализации;

2) наличие определенного опыта ПД, полученного в предыдущих классах, делает самостоятельной постановку старшими подростками целей ее осуществления, самореализации ученика через общение, получение собственного продукта деятельности;

3) в ПД старших подростков расширяются границы для самостоятельной работы, ведь объективная сложность, разнообразие учебных занятий побуждают учеников к тщательной организации своего труда, самостоятельному планированию занятий, расчету времени на их выполнение, осуществлению самоконтроля, использованию эффективных методов и приемов организации учебной работы посредством универсальных учебных действий.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

1. Бушманова Н.В. Родители обучающихся и проектная деятельность [Электронный ресурс] -URL: http://mmctarusa.edusite.ru/DswMedia/seminar-praktikum.pdf

2. Василиогло Г.Н. Проектная деятельность младших школьников [Электронный ресурс] - URL: http://www.jogtheweb.com/run/8xlWmH7SiRof/Проектная-деятельность#21

3. Лукина А.К. Проектная деятельность учащихся как средство повышения качества образования / Лукина А.К., Лисунова Т.П., Сеткова И.Н. // Проблемы современного

ния. - 2012. - Вып. 3. - С. 110-118 [Электронный ресурс] - URL:

http:/ / cyberleninka.ru/article/n/proektnaya-deyatelnost-uchaschihsya-kak-sredstvopovysheniya-kachestva-obrazovaniya#ixzz318P9EBdn

4. Павлова И.Б. Облачные технологии. Метод проектов для учеников и их родителей [Электронный ресурс] - URL: http://uchis-ucoz.blogspot.ru/2013_06_01_archive.html

5. Хохлова М.В. Проектно-преобразовательная деятельность младших школьников / / Педагогика. - 2004. - № 5. - С. 51-56.

6. Тирская Е.А. Проектирование учебной деятельности старшеклассников в условиях личност-но-ориентированного обучения: дис. ... канд. пед. наук. - Омск, 1999. - 151 с.

7. Матяш Н.В. Психология проектной деятельности школьников: дис. ... д-ра пед. наук. - Брянск, 2000. - 385 с.

8. Козлова О.А. Организация проектной деятельности как фактор социализации старшеклассников: дис. ... канд. пед. наук. - Саратов, 2007. - 174 с.

9. Львович В.А. Формирование приемов самоорганизации учебной деятельности учащихся старших классов: дис. ... канд. пед. наук. - М., 2006. - 186 с.

10. Кон И.С. Психология старшеклассника. - М.: Просвещение, 1982. - 202 с.

11. Левитов Н.Д. Детская и педагогическая психология: учеб. пособие для педагогических институтов. 3-е изд. - М.: Просвещение, 1964. - 478 с.

12. Гордеева Н.А. Формирование компетентности учащегося в проектной деятельности: дис. ... канд. пед. наук. - Оренбург, 2005. - 200 с.

13. Копылова В.В. Методика проектной работы на уроках английского языка: метод. бие. - М.: Дрофа, 2006. - 95 с.

14. Рягин С.Н. Проектирование процесса обучения старшеклассников на основе профильной компетентности: дис. ... канд. пед. наук. - Омск, 2001. - 185 с.

15. Абашеева Л.Н. Проектная деятельность - одно из средств творческого саморазвития личности учащегося [Электронный ресурс] - URL:

http://cyberleninka.ru/article/n/proektnayadeyatelnost-odno-iz-sredstv-tvorcheskogo-samorazvitiya-lichnostiuchaschihsya#ixzz318bgxsSf

16. Морозова М.М. Метод проектов как феномен образовательного процесса в современной школе: дис. ... канд. пед. наук. - Ульяновск, 2005. - 231 с.

17. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. - Ростов н/Д: Феникс, 2000. - 544 с.

18. Фридман Л.М. Психологический справочник учителя / Л.М. Фридман, И.О. Кулагина. - М.: Просвещение, 1991. - 288 с.

19. Особенности обучения и психического развития школьников 13-17 лет / Борисова Е.М., Дубровина И.В., Воробьева Л.И. и др. / Науч.-исслед. ин-т общ. и пед. психологии Акад. пед. наук СССР. - М.: Педагогика, 1988. - 192 с

REFERENCES

1. Bushmanova N. Roditeli obuchajushhihsja i proektnaja dejatel'nost'. [Parents of students and project activities]. Available at: URL: http://mmctarusa.edusite.ru/DswMedia/seminar-praktikum.pdf

2. Vasilioglo G.N. Proektnaja dejatel'nost' mladshih shkol'nikov. [The project activity of younger students]. Available at: URL: http://www.jogtheweb.com/run/8xlWmH7SiRof/Проектная-деятельность#21

3. Lukina A.K. Proektnaja dejatel'nost' uchashhihsja kak sredstvo povyshenija kachestva obrazovanija. [Design activities as a means of improving the quality of education]. K.A. Lukin, P.T. Lisunova , I.N. Sedova. Problems of modern education. 2012. Vol. 3. P. 110-118. Available at: URL: http://cyberleninka.ru/article/n/proektnaya-deyatelnost-uchaschihsya-kak-sredstvopovysheniya-kachestva-obrazovaniya#ixzz318P9EBdn

4. Pavlova I.B. Oblachnye tehnologii. Metod proektov dlja uchenikov i ih roditelej. [Cloud technologies. Method of projects for pupils and their parents]. Available at: URL: http://uchis-ucoz.blogspot.ru/2013_06_01_archive.html

5. Khokhlova M.V. Proektno-preobrazovatel'naja dejatel'nost' mladshih shkol'nikov. [Project-transforming activities of Junior high school students]. Pedagogy. 2004. No. 5. P. 51-56.

6. Tirskaya E.A. Proektirovanie uchebnoj dejatel'nosti starsheklassnikov v uslovijah lichnostno-orientirovannogo obuchenija. [Design of learning activities of students in terms of student-centered learning]: dis. cand. Ped. Sciences. - Omsk, 1999. - 151 p.

7. Matyash N.V. Psihologija proektnoj dejatel'nosti shkol'nikov. [Psychology of design activity of pupils]: dis. ... doctor. ped. sciences. Bryansk, 2000. 385 p.

8. Kozlova O.A. Organizacija proektnoj dejatel'nosti kak faktor socializacii starsheklassnikov. [Organization of project activities as a factor of socialization of senior pupils]: dis. ... cand. ped. sciences. Saratov, 2007. 174 p.

9. Lvovich V.A. Formirovanie priemov samoorganizacii uchebnoj dejatel'nosti uchashhihsja starshih klassov. [Development of methods of self-organization of educational activity of senior pupils]: dis. ... cand. ped. sciences. Moscow, 2006. 186 p.

10. Kon I.S. Psihologija starsheklassnika. [Psychology of high school students]. Moscow: Education, 1982. 202 p.

11. Levitov N.D. Detskaja i pedagogicheskaja psihologija: ucheb. posobie dlja pedagogicheskih insti-tutov. [Child and pedagogical psychology: textbook. textbook for pedagogical institutes]. 3rd ed. Moscow: Education, 1964. 478 p.

12. Gordeeva N.A. Formirovanie kompetentnosti uchashhegosja v proektnoj dejatel'nosti. [Formation

of competence of the student in project activities]: dis. ... cand. ped. sciences. Orenburg, 2005. 200 p.

13. Kopylov V.V. Metodika proektnoj raboty na urokah anglijskogo jazyka: metod. posobie. [Methodology of project work in English lessons: method. allowance]. Moscow: Drofa, 2006. 95 p.

14. Ragin S.N. Proektirovanie processa obuchenija starsheklassnikov na osnove profil'noj kompetentnosti. [Design of the learning process of students on the basis of relevant competence]: dis. ... cand. ped. sciences. Omsk, 2001. 185 p.

15. Abasheeva L.N. Proektnaja dejatel'nost' - odno iz sredstv tvorcheskogo samorazvitija lichnosti uchashhegosja. [The project activity is a means of creative self-development of individual student].

Available at:URL: http://cyberleninka.ru/article/n/proektnayadeyatelnost-odno-iz-sredstv-tvorcheskogo-samorazvitiya-lichnostiuchaschihsya#ixzz318bgxsSf

16. Morozova M.M. Metod proektov kak fenomen obrazovatel'nogo processa v sovremennoj shkole. [Project method as a phenomenon of the educational process in modern school]: dis. ... cand. ped. sciences. Ulyanovsk, 2005. 231 P.

17. Stolyarenko L.D. Pedagogicheskaja psihologija. [Pedagogical psychology]. Rostov-on-Don: Phoenix, 2000. 544 p.

18. Friedman L.M. Psihologicheskij spravochnik uchitelja. [Psychological directory of teachers]. Moscow: Education, 1991. 288 p.

19. Osobennosti obuchenija i psihicheskogo razvitija shkol'nikov 13 - 17 let. [Learning features and mental development of students 13 - 17 years]. By Borisova E.M., Dubrovina I.V., Vorobyeva L.I., etc. Scientific-research institute of social and pedagogical psychology of Academia of pedagogical of sciences of the USSR. Moscow: Education, 1988. 192 p.

Информация об авторе:

Ручка Оксана Николаевна, соискатель, Оренбургский государственный педагогический университет, преподаватель отдельной дисциплины (французский язык), Оренбургское президентское кадетское училище,

г. Оренбург, Россия ги-ок-тк@таП. ги

Information about the author:

Oksana N. Ruchka, Competitor, Orenburg State Pedagogical University, Lecturer of French, Orenburg Presidential Cadet School, Orenburg, Russia [email protected]

Получена: 14.04.2017

Для цитирования: Ручка О.Н., Особенности проектной деятельности старших подростков при формировании универсальных учебных действий. Историческая и социально-образовательная мысль. 2017. Том. 9. № 2. Часть 2. с. 235-241. 001: 10.17748/2075-9908-2017-9-2/2-235-241.

Received: 14.04.2017

For citation: Ruchka O.N., Features of the project activity in older adolescents in the formation of universal educational actions. Is-toricheskaya i sotsial'no-obrazovatelnaya mysl' = Historical and Social Educational Idea. 2017. Vol . 9. no.2. Part. 2. Pp. 235-241. DOI: 10.17748/2075-9908-2017-9-2/2-235-241. (in Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.