ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
2023, № 07 (июль) Раздел 5.8. Педагогика
ART 231060 DOI 10.24412/2304-120X-2023-11060 УДК 37.032
Развитие учебной самостоятельности младших школьников в исследовательской деятельности
Development of learning independence in research activities
in primary school students
Авторы статьи
L
Authors of the article
L
Декина Елена Викторовна,
кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и педагогики ФГБОУ ВО «Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого», г. Тула, Российская Федерация [email protected] ОРСЮ: 0000-0003-4995-9071
Пазухина Светлана Вячеславовна,
доктор психологических наук, заведующая кафедрой психологии и педагогики ФГБОУ ВО «Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого», г. Тула, Российская Федерация [email protected] ORCID: 0000-0003-3190-3520
Конфликт интересов
Elena V. Dekina,
Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor, Department of Psychology and Pedagogy, Tula State Lev Tolstoy Pedagogical University, Tula, Russian Federation [email protected] ORCID: 0000-0003-4995-9071
Svetlana V. Pazukhina,
Doctor of Psychology, Associate Professor, Head of the Department of Psychology and Pedagogy, Tula State Lev Tolstoy Pedagogical University, Tula, Russian Federation [email protected] ORCID: 0000-0003-3190-3520
Conflict of interest statement
С. В. Пазухина является членом редакционного совета журнала «Концепт».
S. V. Pazukhina is a member of the editorial board of the "Koncept" journal.
Для цитирования
I
For citation
Декина Е. В., Пазухина С. В. Развитие учебной самостоятельности младших школьников в исследовательской деятельности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2023. - № 07. - С. 3547. - URL: https://e-koncept.ru/2023/231060.htm. DOI 10.24412/2304-120X-2023-11060
E. V. Dekina, S. V. Pazukhina, Development of learning independence in research activities in primary school students // Scientific-methodological electronic journal "Koncept". - 2023. - No. 07. - P. 35-47. - URL: https://e-koncept.ru/2023/231060.htm. DOI: 10.24412/2304-120X-2023-11060
Поступила в редакцию Received 15.05.23 Получена положительная рецензия Received a positive review 23.06.23
Принята к публикации Accepted for publication 23.06.23 Опубликована Published 31.07.23
Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0) © Концепт, научно-методический электронный журнал, 2023 © Декина Е. В., Пазухина С. В., 2023
Аннотация
Актуальность исследуемой проблемы связана с изучением особенностей развития учебной самостоятельности младших школьников. Исследовательская деятельность формирует особый стиль учебной деятельности, способствует превращению обучения в самообучение, запускает механизмы саморазвития. Цели исследования: определить у учащихся начальной школы проблемы развития учебной самостоятельности, выявить условия их преодоления и апробировать психолого-педагогическую программу развития учебной самостоятельности младших школьников в процессе организации исследовательской деятельности. Теоретико-методологическую основу работы составили труды ученых в области учебной деятельности, учебной самостоятельности младших школьников. Методы исследования: теоретические (изучение и анализ психолого-педагогической литературы; анализ, обобщение и систематизация информации из научных источников); эмпирические (тестирование, анкетирование, педагогический эксперимент); методы количественного и качественного анализа. Исследование проведено на базе МБОУ СОШ № 2 г. о. Серпухов Московской области. В пилотном исследовании приняли участие обучающиеся 4-го класса в количестве 22 человек. Диагностическая программа включала в себя следующие методики: карта проявлений самостоятельности, наблюдение посредством диагностической карты «Выявление исследовательских умений», анкетирование «Умеете ли Вы?», анкетирование с целью выявления эмоционального отношения детей к исследовательской деятельности, шкала выраженности учебно-познавательного интереса. Проведенное исследование показало, что положительное отношение к исследовательской деятельности и учебно-познавательный интерес у детей явно выражены, но необходима работа по формированию конкретных исследовательских умений, так как у многих обучающихся обнаружены сложности с вычленением проблем, формулированием вопросов, выдвижением гипотез, классификацией, умением экспериментировать, делать выводы и умозаключения. В качестве условий развития учебной самостоятельности младшего школьника в процессе организации исследовательской деятельности были выделены следующие: учет возрастных и индивидуальных особенностей младшего школьника в процессе учебной деятельности; вовлечение учащихся в поэтапную исследовательскую деятельность с постепенным снижением роли взрослых в ее сопровождении; использование активных и интерактивных методов и разных способов организации познавательной, проблемно-поисковой, проектной деятельности; целенаправленное формирование конкретных исследовательских умений, в развитии которых выявлены проблемы, а также приемов самоконтроля и самооценки младших школьников на всех этапах исследовательской деятельности. Данные условия были апробированы в ходе реализации специально разработанной психолого-педагогической программы, по итогам которой была зафиксирована положительная динамика в исследуемых показателях, что свидетельствует об эффективности проведенной работы. Результаты исследования могут быть полезны при организации исследовательской деятельности и развитии самостоятельности учащихся младшего школьного возраста в учебной и внеучебной работе.
Ключевые слова
Abstract
The urgency of the problem under study is connected with the study of the specific aspects of learning independence development among primary school students. Research activity forms a special style of learning activity, contributes to the transformation of learning into self-learning, and launches self-development mechanisms. The purpose of the study: to define the problems of developing learning independence among primary school students, to identify the conditions for overcoming them and to test the psychological and pedagogical program for the development of learning independence in primary school students in the process of organizing research activities. The works of scientists in the field of educational activity, learning independence of primary school students serve as the theoretical and methodological basis of the study. Research methods: theoretical (study and analysis of psychological and pedagogical literature; analysis, generalization and systematization of information from scientific sources); empirical (testing, questioning, pedagogical experiment); methods of quantitative and qualitative analysis. The study was conducted on the basis of the secondary school No. 2 in Serpukhov, Moscow region. The pilot study involved 22 students of the 4th grade. The diagnostic program included the following methods: a map of independence manifestations, observation through the diagnostic map "Identification of research skills", a survey "Do you know how?", a survey to identify the emotional attitude of children to research activities, a scale of educational and cognitive interest level. The study showed that a positive attitude towards research activities and educational and cognitive interest in children is clearly expressed, but work is needed to develop specific research skills, since many students have difficulties with identifying problems, formulating questions, advancing hypotheses, classification, the ability to experiment, draw conclusions and make deductions. The following conditions for the development of learning independence among primary school student in the process of organizing research activities were identified: taking into account the age and individual characteristics of a primary school student in the process of learning activity; involvement of students in a phased research activity with a gradual decrease in the role of adults in it; the use of active and interactive methods and different ways of organizing cognitive, problem-search, project activities; purposeful formation of specific research skills, in the development of which problems have been identified, as well as methods of self-control and self-assessment of primary school students at all stages of research activity. These conditions were tested during the implementation of a specially worked out psychological and pedagogical program, which resulted in a positive trend in the studied indicators, which proves the effectiveness of the work done. The results of the study can be useful in organizing research activities and developing the independence of primary school students in learning and extracurricular activities.
Key words
младший школьник, учебная самостоятельность, исследовательская деятельность, исследовательские навыки
Благодарности
Авторы выражают благодарность МБОУ СОШ № 2 г. о. Серпухов Московской области и выпускнице факультета психологии Н. А. Тихоновой за помощь в сборе материалов для подготовки статьи.
primary school student, learning independence, research activity, research skills
Acknowledgements
The authors express their gratitude to Serpukhov Secondary School No. 2, Moscow Region, and N. A. Tikhonova, a graduate of the Faculty of Psychology, for her help in collecting materials for the preparation of the article.
Введение / 1п^о^сйоп
В Год педагога и наставника актуально осмысление произведений и практическое применение идей К. Д. Ушинского, который подчеркивал, что ученик может стать обладателем знаний только тогда, когда он проявит самостоятельность в их приобретении: «Нужно, чтобы дети по возможности трудились самостоятельно, а учитель руководил этим самым трудом и давал для него материал» [1]. И в настоящее время развитие самостоятельности учащихся рассматривается как одна из важных задач обучения и воспитания. Обучающийся постепенно учится проявлять активность и самостоятельность, ставить перед собой цели и их достигать, но на этом пути он должен приобрести опыт в совместной деятельности со взрослым и сверстником.
В. В. Давыдов пишет, что начальная школа закладывает фундамент учебной деятельности, потребность в учении и умение учиться [2]. Учебная успешность достигается при учете возрастных и индивидуальных особенностей ребят, развитии моти-вационной сферы младших школьников, поддержке детских инициатив, развитии их познавательных возможностей и т. д. [3] Одними из наиболее значимых компетенций, по мнению Р. А. Илаева, для обучающихся в начальной школе являются креативность и умение решать сложные ситуативные задачи [4].
Е. И. Исаев отмечает, что в совместной учебной деятельности младший школьник работает в зоне ближайшего развития и способен разрешить затруднения сначала с помощью взрослого, а затем самостоятельно [5].
Исследовательская деятельность в начальных классах формирует инициативную позицию учащихся, развивает рефлексивные навыки. Она нацелена на стимулирование познавательного интереса детей. Поэтапному формированию исследовательских умений, согласно Е. Г. Пермяковой и Н. Д. Неустроеву, способствует организация в начальной школе проектной деятельности [6]. Расширение познавательных интересов, появление желания открывать новое создает условия для повышения учебной самостоятельности, которая, в свою очередь, формирует потребность подходить к проблемам с творческой и исследовательской позиции. Для этого у детей важно формировать адекватную самооценку и уровень притязаний, мотивационную ориентацию на получение новых знаний и их использование в практической работе, на что указывают К. С. Шалагинова, Т. И. Куликова и др. [7]
О. В. Исаева выделяет конкретные методы развития исследовательских умений младших школьников. Она предлагает создавать проблемные ситуации, обеспечивающие возникновение у детей вопросов и гипотез в отношении неизвестного, ответы на которые должны быть добыты в результате активного поиска [8]. О. С. Островерх пишет, что становлению учебной самостоятельности младших школьников способствует особая организация пространства класса [9]. С. В. Зайцев подчеркивает, что развитие учебной самостоятельности связано с разработкой и использованием принципиально иных педагогических технологий, а именно с созданием в классе активной и вариативной образовательной среды, управлением ею в целях развития учебной самостоятельности школьников, ведением мониторинга индивидуального развития каждого ученика [10].
Актуальность исследования связана с изучением особенностей развития учебной самостоятельности младших школьников, проектированием программы развития учебной самостоятельности младших школьников в процессе организации исследовательской деятельности.
Обзор литературы / Literature review
В словаре русского языка самостоятельность определяется как «свобода от внешних влияний, принуждений, от посторонней поддержки, помощи; способность к независимым действиям и суждениям, обладание инициативой» [11].
В психологии самостоятельность - это «обобщенное свойство личности, проявляющееся в инициативности, критичности, адекватной самооценке и чувстве личной ответственности за свою деятельность и поведение» [12].
Е. И. Исаев определяет самостоятельность как действие с опорой на свои собственные интеллектуальные и духовные силы [13].
Самостоятельность выражается в способности ставить перед собой цели и достигать их собственными усилиями, брать на себя ответственность, действовать не только в привычной обстановке, но и в новых условиях, требующих инновационных решений.
Г. А. Цукерман пишет, что самостоятельность - это не только способность ребенка обходиться без помощи взрослого, но и способность запрашивать и получать необходимую помощь по собственной инициативе, оценивать качество помощи, и применительно к учебной самостоятельности эти три измерения могут служить как диагностическими индикаторами, так и основаниями проектов образования, ориентированных на то, чтобы научить детей учиться [14].
П. П. Пидкасистый и другие отмечают, что одним из самых доступных и проверенных практикой путей повышения эффективности урока, активизации учащихся на занятии является соответствующая организация самостоятельной учебной работы. Она занимает исключительное место на современном уроке, потому что ученик приобретает знания только в процессе личной самостоятельной учебной деятельности. Творческие самостоятельные работы являются венцом системы самостоятельной деятельности школьников. Эта деятельность позволяет обучающимся получать принципиально новые для них знания, закрепляет навыки самостоятельного поиска информации. Ученые считают, что умственная деятельность школьников при решении проблемных, творческих задач во многом аналогична умственной деятельности творческих и научных работников. Задачи такого типа - одно из самых эффективных средств формирования творческой личности [15].
Д. В. Попова и Б. В. Сергеева рассматривают учебную самостоятельность младших школьников как интегративное качество личности, проявляющееся в способности самостоятельно ставить учебные цели, планировать собственную учебную деятельность, находить и использовать необходимые средства и способы достижения поставленных целей, контролировать и оценивать процесс и результат учебной деятельности; структура учебной самостоятельности включает в себя следующие компоненты: мотивацию и целепола-гание, планирование, выполнение учебных действий, контроль и рефлексию [16].
А. А. Ростунова, С. С. Харитонова и Т. А. Кончина связывают организацию исследовательской деятельности учащихся с реализацией деятельностного подхода, что особенно важно, по мнению авторов, в условиях сельской школы [17].
А. В. Сыромятникова отмечает, что для развития исследовательских способностей у младших школьников необходима активная познавательная позиция, предполагающая осмысление и творческую переработку информации научного характера [18].
С. Ю. Троицкая, анализируя условия, необходимые для развития у младшего школьника самостоятельности как интегративного личностного качества, особое внимание уделяет работе педагога в организации учебной деятельности обучающегося и особенностям семейного воспитания в развитии самостоятельности ребенка [19].
А. В. Арапова и Т. В. Никонова показывают эффективность образовательных путешествий для развития учебной самостоятельности школьников [20].
А. Р. Шумакова акцентирует проблему развития самостоятельности в познавательной деятельности младших школьников на внеурочных занятиях [21].
Исследовательская деятельность детей, прежде всего, способствует формированию учебной деятельности, особого ее стиля, превращает обучение в самообучение, запускает механизм самоопределения, самостоятельности и саморазвития. Расширение опыта самостоятельного выбора, развитие самостоятельности в процессе организации исследовательской деятельности является важным условием становления школьника как субъекта учебной деятельности. В то же время учебная самостоятельность сама формируется в процессе учебной деятельности, так как через нее как ведущую деятельность младшего школьного возраста осуществляется формирование отдельных психических процессов, важных качеств и свойств личности ребенка, становление индивидуального субъекта деятельности в составе совместно работающих учащихся.
Вопросы подготовки студентов к управлению самостоятельной работой обучающихся в условиях цифровизации образования на основе организации взаимодействия всех участников учебного процесса рассматривает в своих работах Г. С. Шилинг [22]. Н. Ю. Алтунина и другие показывают роль и описывают особенности организации учителем целенаправленной поэтапной проектной деятельности младших школьников как эффективного средства развития их исследовательских умений [23]. О. В. Шакирова и Н. В. Булдакова предлагают модель подготовки будущих педагогов к управлению проектной деятельностью учащихся, которая включает в себя целевой, методологический, структурно-содержательный, технологический, результативно-оценочный блоки [24].
Для эффективного управления процессом развития учебной самостоятельности младших школьников в исследовательской деятельности необходимо изменение позиции самого педагога, использование им опытно-экспериментальной, проектной работы, проблемных методов. В современных исследованиях отмечается, что причина низкой компетентности учителей начальных классов в работе над предметными ошибками кроется в сложившейся практике подготовки педагогов, которая нуждается в модернизации [25]. Самостоятельность рассматривается как важнейший непредметный результат образования, неспецифичный для традиционной школы [26]. Обсуждается, как с помощью специальной организации пространства класса учитель может поддерживать и развивать учебную самостоятельность учащихся [27]. В зарубежных исследованиях, например, обращается внимание на использование гейм-технологий [28], внедрение персонализированно-тематического маршрутного листа [29], схематизацию для самостоятельных занятий [30].
Таким образом, учебная самостоятельность - это качество личности, которое сочетает в себе умение приобретать новые знания и творчески применять их в различных ситуациях. К факторам успешности учащихся в исследовательской деятельности можно отнести следующие: осознание младшими школьниками значимости и полезности выполняемой ими деятельности; уровень самостоятельности ученика в процессе проведения исследования; заинтересованность педагога исследовательской работой ребенка; добровольность выбора темы учащимся; уважительное отношение к исследовательской активности; поддержка обучающихся родителями и педагогами школы.
Методологическая база исследования / Methodological base of the research
Экспериментальная база исследования: МБОУ СОШ № 2 г. о. Серпухов Московской области. В исследовании принимали участие учащиеся 4-го класса в количестве 22 человек. В сборе эмпирических данных принимала активное участие студентка V курса факультета психологии ФГБОУ ВО «ТГПУ им. Л. Н. Толстого» Наталья Александровна Тихонова.
Цели исследования: определить у учащихся начальной школы проблемы развития учебной самостоятельности, выявить условия их преодоления и апробировать психолого-педагогическую программу развития учебной самостоятельности младших школьников в процессе организации исследовательской деятельности.
Методы исследования: теоретические (анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования), эмпирические методы (тестирование, анкетирование, эксперимент), методы обработки данных (количественный и качественный анализ результатов исследования).
Диагностическая программа включала в себя следующие методики: карта проявлений самостоятельности (А. М. Щетинин), наблюдение с использованием диагностической карты «Выявление исследовательских умений» (А. И. Савенков), опросник на самодиагностику знаний и умений в области исследовательской деятельности «Умеете ли Вы?» (Е. М. Муравьев), анкетирование с целью выявления эмоционального отношения детей к исследовательской деятельности (Ю. А. Казимирова), шкала выраженности учебно-познавательного интереса (Г. Ю. Ксензова).
При разработке программы педагогического эксперимента мы опиралась на следующие принципы: системности, доступности, активности и сознательности.
Разработанная психолого-педагогическая программа развития учебной самостоятельности младших школьников в процессе организации исследовательской деятельности была направлена на формирование у учащихся таких исследовательских умений (в развитии которых были выявлены проблемы в ходе диагностики), как умение классифицировать, задавать вопросы, видеть проблемы, формулировать гипотезы, проводить эксперименты и на их основе делать выводы и умозаключения.
В рамках реализации программы учащиеся по микрогруппам работали над индивидуальной исследовательской темой.
Программа включала в себя ряд этапов. На подготовительном этапе использовались упражнения, которые были направлены на снятие эмоционального напряжения, развитие коллективной сплоченности.
Основной этап предполагал распределение учащихся по микрогруппам по интересам, темам, индивидуальным склонностям и способностям; определение для каждой темы гипотезы, плана исследования; организацию исследования с сопровождением со стороны педагога. Данный этап включал в себя упражнения «Посмотри на мир глазами другого», «Почемучки», «Волшебная шкатулка» и другие, они способствовали вычленению проблем, определению тем для совместных исследований. Организация работы в проектных микрогруппах на этом этапе («Школа будущего», «Бабушкин сундучок - история семейных реликвий», «Опыты и эксперименты» и др.) позволяла осуществлять исследовательское погружение. При этом сначала учащиеся микрогрупп двигались в одинаковом темпе и решали сходные задачи, а затем педагог-наставник предлагал им самостоятельно построить траекторию развития в рамках темы, почувствовав прямую ответственность за результат. Далее учащиеся вместе
с наставником углублялись в одну из тем, проводили мини-исследование, беседы, собирали и анализировали данные, отстаивали свою точку зрения, работали в команде, презентовали свои идеи, при этом ролевое участие взрослого постепенно снижалось.
Заключительный этап заключался в защите проектов по микрогруппам. Экспертами выступили представители ученического самоуправления, педагоги-наставники. В рамках мероприятий программ были организованы «Семейные научные выходные», в рамках которых учащиеся, их родители, наставники продолжали работать над темой проекта, тем самым узнавали что-то новое из разных источников и в разнообразных ситуациях. Это было очень важно, так как позволяло увидеть привычный школьный предмет под иным углом, в непривычных условиях, узнать что-то новое от других людей, увлечься наукой, найти необычные темы для обсуждения с членами семьи и т. д.
Результаты исследования / Research results
Сравним результаты исследования, полученные на констатирующем и контрольном этапах исследования.
По методике «Карта проявлений самостоятельности» А. М. Щетинина на констатирующем этапе результаты исследования показали, что среди испытуемых преобладают учащиеся (67%) с высоким уровнем учебной самостоятельности, 25% обладают средним и 8% - низким уровнем учебной самостоятельности. На контрольном этапе результаты 67% учащихся остались на высоком уровне, остальные 33% показали средний уровень учебной самостоятельности. При этом если испытуемый остался на прежнем уровне, то количество баллов набрал больше, что свидетельствует об определенном успехе в плане развития его учебной самостоятельности (см. рис. 1).
Констатирующий этап исследования
Контрольный этап исследования
25%
Высокий уровень ■ Средний уровень Низкий уровень
Высокий уровень Средний уровень
Рис. 1. Сравнительный анализ результатов исследования по методике «Карта проявлений самостоятельности»
При проведении наблюдения на констатирующем и контрольном этапах посредством диагностической карты А. И. Савенкова были получены следующие результаты: сначала преобладающее количество (58%) было тех, у кого исследовательские умения находились на стадии формирования; у 33% испытуемых исследовательские умения уже были сформированы, и у 8% они были на низком уровне развития. На контрольном этапе среди испытуемых было преобладающее количество (58%) тех, у кого исследовательские умения находились на стадии формирования, у 42% исследовательские умения были сформированы (рис. 2).
Констатирующий этап исследования
Контрольный этап исследования
8%
33%
58%
Высокий уровень ■ Средний уровень Низкий уровень
Высокий уровень ■ Средний уровень
Рис. 2. Сравнительный анализ результатов исследования по методике «Диагностическая карта "Выявление исследовательских умений "»
При проведении опросника «Умеете ли Вы?» (Е. М. Муравьев) на самооценку сформированности знаний и умений в области исследовательской деятельности были получены результаты, свидетельствующие о том, что на констатирующем этапе 50% школьников показали средний уровень сформированности знаний и соответствующих умений, 42% высоко оценили свои исследовательские знания и умения, 8% обнаружили низкий уровень сформированности знаний и умений. На контрольном этапе исследования у 58% был выявлен средний уровень сформированности знаний и умений в области исследовательской деятельности, у 42% испытуемых - высокий уровень, низкий уровень отсутствовал (см. рис. 3).
Констатирующий этап исследования
Контрольный этап исследования
8%
42%
О
50%
Высокий уровень ■ Средний уровень Низкий уровень
Высокий уровень ■ Средний уровень
Рис. 3. Сравнительный анализ результатов исследования по опроснику «Умеетели Вы?»
При проведении анкетирования по методике Ю. А. Казимирова с целью выявления эмоционального отношения детей к исследовательской деятельности результаты на констатирующем и контрольном этапах показали, что среди испытуемых у 92% преобладал высокий уровень сформированности эмоционально-положительного отношения к исследовательской деятельности, т. е. дети демонстрировали высокую заинтересованность и позитивное отношение к исследовательской деятельности и ни один испытуемый не проявил отрицательного отношения к исследовательской деятельности, что соответствовало бы низкому уровню.
По шкале выраженности учебно-познавательного интереса (по Г. Ю. Ксензовой) на констатирующем этапе исследования высокий уровень сформированности
учебно-познавательного интереса был обнаружен у 16% испытуемых, средний - у 58% детей, недостаточно выраженный познавательный интерес был зафиксирован у 25% испытуемых. На контрольном этапе исследования результаты показали, что ни у одного испытуемого не было обнаружено отсутствие интереса к учебному процессу. Количество испытуемых, имеющих высокий уровень сформированности учебно-познавательного интереса, осталось прежним. Средний уровень был выявлен у 75% младших школьников, низкий уровень - у 8% испытуемых (рис. 4).
Констатирующий этап исследования
Контрольный этап исследования 8% 8% 8%--_
Ж. 8%
58% 75%
■ Низкий уровень ■ Низкий уровень
■ Удовлетворительный уровень ■ Удовлетворительный уровень
■ Высокий уровень ■ Высокий уровень
■ Очень высокий уровень ■ Очень высокий уровень
Рис. 4. Сравнительный анализ результатов исследования по методике «Шкала выраженности учебно-познавательного интереса»
На основе сравнения результатов, полученных на констатирующем и контрольном этапах исследования, можно сделать вывод, что при правильном подборе педагогических приемов повышается учебная самостоятельность учащихся, интерес к учебной деятельности растет и, как следствие, исследовательские проекты выходят на новый, более высокий и креативный уровень (см. таблицу).
Сравнение результатов на контрольном и констатирующем этапах, %
Уровень Карта про- Диагностиче- Анкета Анкета на выяв- Шкала выра-
явлений са- ская карта «Умеете ление эмоциональ- женности
мостоя- «Выявление ис- ли Вы?» ного отношения учебно-позна-
тельности следовательских умений» детей к исследовательской деятельности вательного интереса
Констатирующий этап
Высокий 67 58 50 92 8
Средний 25 33 42 - 58
Низкий 8 8 8 8 25
Контрольный этап
Высокий 67 58 58 92 16
Средний 33 42 42 8 75
Низкий - - - - 8
Было выявлено, что некоторые испытуемые, имеющие изначально среднюю степень сформированности самостоятельности, недостаточно развитый учебно-познавательный интерес и находящиеся на начальной стадии становления исследовательских знаний и умений, повысили свой уровень.
Заключение / Conclusion
Грамотная организация исследовательской деятельности - один из способов помочь младшим школьникам развить свои познавательные интересы. Проведенное исследование показало, что положительное отношение к исследовательской деятельности и учебно-познавательный интерес у детей явно выражены, но необходима работа по формированию конкретных исследовательских умений, так как у многих обучающихся обнаружены сложности с вычленением проблем, формулированием вопросов, выдвижением гипотез, классификацией, умением экспериментировать, делать выводы и умозаключения. Через поисково-исследовательскую деятельность можно помочь детям дифференцировать интерес к исследованиям в конкретных областях науки, приобрести опыт успешной собственной поисковой деятельности, навыки теоретического мышления. Каждый из младших школьников должен научиться определять свои сильные стороны и дефициты, планировать стратегию решения исследовательских задач, искать новую информацию, работать не по шаблону, объективно оценивать результаты своей деятельности и рефлексировать.
Нами выявлено, что развитие учебной самостоятельности младшего школьника в процессе организации исследовательской деятельности осуществляется более успешно при реализации следующих условий:
- если учитываются возрастные и индивидуальные особенности младшего школьника в процессе учебной деятельности;
- проводится вовлечение учащихся в поэтапную исследовательскую деятельность с постепенным снижением участия взрослых в ее сопровождении;
- используются разные активные и интерактивные методы и способы организации познавательной, проблемно-поисковой, проектной деятельности;
- целенаправленно формируются конкретные исследовательские умения, в развитии которых выявлены проблемы, а также приемы самоконтроля и самооценки младших школьников на всех этапах исследовательской деятельности.
Педагог, руководящий исследовательской работой ученика, должен понимать, что в начальной школе учитель выступает в роли организатора, при этом творчество ребенка-исследователя нельзя подавлять. Точка зрения учителя не должна навязываться. Тема может быть предложена педагогом или сформулирована вместе с учеником и в обязательно порядке должна учитывать интерес ребенка и ориентирована на его индивидуальные способности. Последующая работа должна включать в себя консультации, встречи, акции «вопрос - ответ», «ошибка дороже успеха» и т. д. Главная задача педагога - оказать положительное влияние на ребенка, создать условия для его успеха.
При организации исследовательской деятельности важно организовывать сопровождение ребенка через несколько последовательных этапов: выбор темы исследования; выдвижение идеи; сбор материала; обобщение и редактирование материала; выполнение проекта и его защита в форме доклада, отчета, презентации макета и т. д. На каждом этапе важно скоординировать совместную деятельность учащегося и педагога. Например, на этапе выбора темы исследования целесообразно помочь выбрать и обосновать актуальную проблему, помочь ребенку сгенерировать как можно больше идей, подобрать литературу, провести мини-исследование, создать команду, стимулировать интерес и любопытство детей. На этапе обобщения важно помочь младшим школьникам в обобщении наиболее значимых результатов их изысканий и подготовке к проведению презентации.
Результаты исследования могут быть полезны при организации исследовательской деятельности и развитии самостоятельности учащихся младшего школьного возраста в учебной и внеучебной работе.
Ссылки на источники / References
1. Ушинский К. Д. Педагогические сочинения: в 6 т. Т. 1. - М.: Педагогика, 1988. - 414 с.
2. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. - М.: ИНТОР, 1996. - С. 237.
3. Декина Е. В. Психолого-педагогическое сопровождение учебной успешности в младшем школьном возрасте // Вестник Саратовского областного института развития образования. - 2020. - № 2 (22). - С. 10-17.
4. Илаева Р. А. Диагностика уровней сформированности гибких компетенций у младших школьников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2022. - № 11 (ноябрь). - С. 56-72. - URL: http://e-koncept.ru/2022/221080.htm
5. Исаев Е. И. Педагогическая психология. - М.: Юрайт, 2012. - С. 260.
6. Пермякова Е. Г., Неустроев Н. Д. Формирование исследовательских умений младших школьников посредством проектной деятельности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - Т. 32. -С. 114-118. - URL: http://e-koncept.ru/2017/771034.htm
7. Шалагинова К. С., Декина Е. В., Куликова Т. И. Психолого-педагогические технологии работы с подростками по нивелированию проявлений выученной беспомощности // Психолого-педагогические исследования. -2020. - Т. 12. - № 2. - С. 38-55. DOI: 10.17759/psyedu.2020120203
8. Исаева О. В. К вопросу о развитии исследовательских умений младших школьников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - Т. 13. - С. 35-39. - URL: http://e-koncept.ru/2017/770281.htm
9. Островерх О. С. Образовательное пространство учебной деятельности как условие субъектности ее участников // Психологическая наука и образование. - 2022. - Т. 27. - № 3. - С. 16-27. DOI: 10.17759/pse.2022270302
10. Зайцев С. В. Проблемы развития учебной самостоятельности младших школьников // Психологическая наука и образование. - 2019. - Т. 24. - № 2. - С. 50-58. DOI: 10.17759/pse.2019240205
11. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка. - М.: ООО Издательство «Мир и Образование», 2012. - С. 1086.
12. Психологический словарь / под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. - М.: Политиздат, 1990. - С. 13.
13. Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности. - М.: Изд-во ПСТГУ, 2014. - С. 351.
14. Цукерман Г. А., Венгер А. Л. Развитие учебной самостоятельности. - М.: Авторский клуб, 2015. - С. 11.
15. Пидкасистый П. И., Мижериков В. А., Юзефавичус Т. А. Педагогика. - М.: Изд. центр «Академия», 2014. - С. 174.
16. Попова Д. В., Сергеева Б. В. Особенности формирования учебной самостоятельности младших школьников // Научное обозрение. Педагогические науки. - 2017. - № 6-1. - С. 114-122.
17. Ростунова А. А., Харитонова С. С., Кончина Т. А. Организация исследовательской деятельности учащихся в условиях сельской школы // Начальная школа. - 2018. - № 7. - С. 37-40.
18. Сыромятникова А. В. Выявление уровня развития исследовательских способностей у детей младшего школьного возраста // Сборник статей XXIV Международного научно-исследовательского конкурса / под общ. ред. Г. Ю. Гуляева. - Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение», 2020. - С. 95-99.
19. Троицкая С. Ю. Развитие самостоятельности в младшем школьном возрасте // Начальная школа. - 2019. -№ 9. - С. 5-8.
20. Арапова А. В., Никонова Т. В. Образовательные путешествия для развития учебной самостоятельности школьников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - Т. 27. - С. 10-12. - URL: http://e-koncept.ru/2017/574003.htm
21. Шумакова А. Р. Развитие самостоятельности в познавательной деятельности младших школьников на внеурочных занятиях // Международный научно-исследовательский журнал. - 2021. - № 7 (109). - Часть 4. - С. 148-151.
22. Шилинг Г. С. Управление самостоятельной работой студентов естественно-научных профилей посредством развития цифровой среды вуза // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2022. - № 6 (июнь). - С. 1-15. - URL: http://e-koncept.ru/2022/221040.htm
23. Алтунина Н. Ю., Пазухина С. В. Организация проектной деятельности младших школьников учителем как средство развития исследовательских умений детей // Современный учитель: личность и деятельность: сб. материалов VI Общеуниверситетских педагогических чтений: в 2 т. T. 1 / под ред. С. А. Ворониной. - М.: Директ-Медиа, 2014. - С. 6-9.
24. Шакирова О. В., Булдакова Н. В. Модель подготовки будущих педагогов к управлению проектной деятельностью учащихся // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2022. - № 6 (июнь). - С. 120138. - URL: http://e-koncept.ru/2022/221048.htm.
25. Исаев Е. И., Марголис А. А., Сафронова М. А. Психологический анализ компетентности учителя начальной школы в работе над предметными ошибками обучающихся // Психологическая наука и образование. - 2023. - Т. 28. -№ 1. - С. 5-24. DOI: 10.17759/pse.2023000002
26. Поливанова К. Н., Бочавер А. А. Возможна ли детская самостоятельность в современной школе? // Психологическая наука и образование. - 2022. - Т. 27. - № 3. - С. 6-15. DOI: 10.17759/pse.2022270301
27. Островерх О. С. Образовательное пространство учебной деятельности как условие субъектности ее участников // Психологическая наука и образование. - 2022. - Т. 27. - № 3. - С. 16-27. DOI: 10.17759/pse.2022270302
28. Yildiz i., Topgu E., Kaymakci S. The effect of gamification on motivation in the education of pre-service social studies teachers // Thinking Skills and Creativity. - 2021. - 12 August. - Vol. 42. - URL: https://doi.org/10.1016/j.tsc.2021.100907
29. Garcia-Perez L., Garcia-Garnica M., Olmedo-Moreno E.-M. Skills for a Working Future: How to Bring about Professional Success from the Educational Setting // Education sciences. - 2021. - Vol. 11 (1). DOI: 10.3390/educsci11010027
30. Vainshtein Iu. V., Shershneva V. A., Esin R. V., Noskov M. V. Individualisation of education in terms of e-learning: experience and prospects // J. Sib. Fed. Univ. Humanit. soc. sci. - 2019. - Vol. 12 (9). - P. 1753-1770. DOI: 10.17516/1997- 1370-0481
1. Ushinskij, K. D. (1988). Pedagogicheskie sochineniya [Pedagogical essays]: v 61. T. 1, Pedagogika, Moscow, 414 p. (in Russian).
2. Davydov, V. V. (1996). Teoriya razvivayushchego obucheniya [Theory of developmental learning], INTOR, Moscow, p. 237 (in Russian).
3. Dekina, E. V. (2020). "Psihologo-pedagogicheskoe soprovozhdenie uchebnoj uspeshnosti v mladshem shkol'nom vozraste" [Psychological and pedagogical support of educational success in primary school age], Vestnik Sara-tovskogo oblastnogo instituta razvitiya obrazovaniya, № 2 (22), pp. 10-17 (in Russian).
4. Ilaeva, R. A. (2022). "Diagnostika urovnej sformirovannosti gibkih kompetencij u mladshih shkol'nikov" [Diagnostics of the levels of soft skills formation in primary school students], Nauchno-metodicheskij elektronnyj zhurnal "Kon-cept", № 11 (noyabr'), pp. 56-72. Available at: http://e-koncept.ru/2022/221080.htm (in Russian).
5. Isaev, E. I. (2012). Pedagogicheskaya psihologiya [Educational Psychology], Yurajt, Moscow, p. 260 (in Russian).
6. Permyakova, E. G., & Neustroev, N. D. (2017). "Formirovanie issledovatel'skih umenij mladshih shkol'nikov posredstvom proektnoj deyatel'nosti" [Formation of research skills in primary school students through project-based activities], Nauchno-metodicheskij elektronnyj zhurnal "Koncept", t. 32, pp. 114-118. Available at: http://e-koncept.ru/2017/771034.htm (in Russian).
7. Shalaginova, K. S., Dekina, E. V., & Kulikova, T. I. (2020). "Psihologo-pedagogicheskie tekhnologii raboty s podrost-kami po nivelirovaniyu proyavlenij vyuchennoj bespomoshchnosti" [Psychological and pedagogical technologies of working with adolescents to level the manifestations of learned helplessness], Psihologo-pedagogicheskie issledo-vaniya, t. 12, № 2, pp. 38-55. DOI: 10.17759/psyedu.2020120203 (in Russian).
8. Isaeva, O. V. (2017). "K voprosu o razvitii issledovatel'skih umenij mladshih shkol'nikov" [To the issue of the development of research skills in primary school students], Nauchno-metodicheskij elektronnyj zhurnal "Koncept", t. 13, pp. 35-39. Available at: http://e-koncept.ru/2017/770281.htm (in Russian).
9. Ostroverh, O. S. (2022). "Obrazovatel'noe prostranstvo uchebnoj deyatel'nosti kak uslovie sub"ektnosti ee uchast-nikov" [Educational environment of learning activity as a condition of its participants subjectivity], Psiholog-icheskaya nauka i obrazovanie, t. 27, № 3, pp. 16-27. DOI: 10.17759/pse.2022270302 (in Russian).
10. Zajcev, S. V. (2019). "Problemy razvitiya uchebnoj samostoyatel'nosti mladshih shkol'nikov" [Issues of the development of learning independence in primary school students], Psihologicheskaya nauka i obrazovanie, t. 24, № 2, pp. 50-58. DOI: 10.17759/pse.2019240205 (in Russian).
11. Ozhegov, S. I. (2012). Tolkovyj slovar' russkogo yazyka [Explanatory dictionary of the Russian language], OOO Iz-datel'stvo "Mir i Obrazovanie", Moscow, p. 1086 (in Russian).
12. Petrovsky, A. V., & Yaroshevsky, M. G. (eds.) (1990). Psihologicheskij slovar' [Psychological Dictionary], Politizdat, Moscow, p. 13 (in Russian).
13. Slobodchikov, V. I., & Isaev, E. I. (2014). Osnovy psihologicheskoj antropologii. Psihologiya cheloveka: Vvedenie v psihologiyu sub"ektivnosti [Fundamentals of psychological anthropology. Human Psychology: Introduction to the Psychology of Subjectivity], Izd-vo PSTGU, Moscow, p. 351 (in Russian).
14. Cukerman, G. A., & Venger, A. L. (2015). Razvitie uchebnoj samostoyatel'nosti [Development of learning independence], Avtorskij klub, Moscow, p. 11 (in Russian).
15. Pidkasistyj, P. I., Mizherikov, V. A., & Yuzefavichus, T. A. (2014). Pedagogika [Pedagogy], Izd. centr "Akademiya", Moscow, p. 174 (in Russian).
16. Popova, D. V., & Sergeeva, B. V. (2017). "Osobennosti formirovaniya uchebnoj samostoyatel'nosti mladshih shkol'nikov" [Specific aspects of learning independence formation in primary school students], Nauchnoe obozre-nie. Pedagogicheskie nauki, № 6-1, pp. 114-122 (in Russian).
17. Rostunova, A. A., Haritonova, S. S., & Konchina, T. A. (2018). "Organizaciya issledovatel'skoj deyatel'nosti uchash-chihsya v usloviyah sel'skoj shkoly" [Organization of students' research activities in a rural school], Nachal'naya shkola, № 7, pp. 37-40 (in Russian).
18. Syromyatnikova, A. V. (2020). "Vyyavlenie urovnya razvitiya issledovatel'skih sposobnostej u detej mladshego shkol'nogo vozrasta" [Identification of the level of research abilities development in children of primary school age], Sbornik statej XXIV Mezhdunarodnogo nauchno-issledovatel'skogo konkursa, MCNS "Nauka i Prosvesh-chenie", Penza, pp. 95-99 (in Russian).
19. Troickaya, S. Yu. (2019). "Razvitie samostoyatel'nosti v mladshem shkol'nom vozraste" [Development of independence in primary school age], Nachal'naya shkola, № 9, pp. 5-8 (in Russian).
20. Arapova, A. V., & Nikonova, T. V. (2017). "Obrazovatel'nye puteshestviya dlya razvitiya uchebnoj samostoyatel'nosti shkol'nikov" [Educational trips for the development of students' learning independence], Nauchno-metodicheskij elektronnyj zhurnal "Koncept", t. 27, pp. 10-12. Available at: http://e-kon-cept.ru/2017/574003.htm (in Russian).
21. Shumakova, A. R. (2021). "Razvitie samostoyatel'nosti v poznavatel'noj deyatel'nosti mladshih shkol'nikov na vneuro-chnyh zanyatiyah" [Development of independence in cognitive activity of primary school age students in extracurricular events], Mezhdunarodnyj nauchno-issledovatel'skijzhurnal, № 7 (109), chast' 4, pp. 148-151 (in Russian).
22. Shiling, G. S. (2022). "Upravlenie samostoyatel'noj rabotoj studentov estestvenno-nauchnyh profilej posredstvom razvitiya cifrovoj sredy vuza" [Management of independent work of students majoring in natural sciences through the development of the digital environment of the university], Nauchno-metodicheskij elektronnyj zhurnal "Koncept", № 6 (iyun'), pp. 1-15. Available at: http://e-koncept.ru/2022/221040.htm (in Russian).
23. Altunina, N. Yu., & Pazuhina, S. V. (2014). "Organizaciya proektnoj deyatel'nosti mladshih shkol'nikov uchitelem kak sredstvo razvitiya issledovatel'skih umenij detej" [Organization of project activities for primary school students by a teacher as a means of developing children's research skills], Sovremennyj uchitel': lichnost'ideyatel'nost': sb. materialov VI Obshcheuniversitetskih pedagogicheskih chtenij: v21. T. 1, Direkt-Media, Moscow, pp. 6-9 (in Russian).
24. Shakirova, O. V., & Buldakova, N. V. (2022). "Model' podgotovki budushchih pedagogov k upravleniyu proektnoj deyatel'nost'yu uchashchihsya" [A model of training future teachers to manage student project activities], Nauchno-metodicheskij elektronnyj zhurnal "Koncept", № 6 (iyun'), pp. 120-138. Available at: http://e-kon-cept.ru/2022/221048.htm (in Russian).
25. Isaev, E. I., Margolis, A. A., & Safronova, M. A. (2023). "Psihologicheskij analiz kompetentnosti uchitelya nachal'noj shkoly v rabote nad predmetnymi oshibkami obuchayushchihsya" [Psychological analysis of the competence of a primary school teacher in working on the subject errors of students], Psihologicheskaya nauka i obrazovanie, t. 28, № 1, pp. 5-24. DOI: 10.17759/pse.2023000002 (in Russian).
26. Polivanova, K. N., & Bochaver, A. A. (2022). "Vozmozhna li detskaya samostoyatel'nost' v sovremennoj shkole?" [Is it possible for children to be independent in a modern school?], Psihologicheskaya nauka i obrazovanie, t. 27, № 3, pp. 6-15. DOI: 10.17759/pse.2022270301 (in Russian).
27. Ostroverh, O. S. (2022). "Obrazovatel'noe prostranstvo uchebnoj deyatel'nosti kak uslovie sub"ektnosti ee uchast-nikov" [Educational environment of learning activity as a condition of subjectivity of its participants], Psihologicheskaya nauka i obrazovanie, t. 27, № 3, pp. 16-27. DOI: 10.17759/pse.2022270302 (in Russian).
28. Yildiz, i., Topçu, E., & Kaymakci, S. (2021). "The effect of gamification on motivation in the education of pre-service social studies teachers", Thinking Skills and Creativity, 12 August, vol. 42. Available at: https://doi.org/10.1016/j.tsc.2021.100907 (in English).
29. Garcia-Perez, L., Garcia-Garnica, M., & Olmedo-Moreno, E.-M. (2021). "Skills for a Working Future: How to Bring about Professional Success from the Educational Setting", Education sciences, vol. 11 (1). DOI: 10.3390/educsci11010027 (in English).
30. Vainshtein, Iu. V., Shershneva, V. A., Esin, R. V., & Noskov, M. V. (2019). "Individualisation of education in terms of e-learning: experience and prospects", J. Sib. Fed. Univ. Humanit. soc. sci, vol. 12 (9), pp. 1753-1770. DOI: 10.17516/1997- 1370-0481 (in English).
Вклад авторов
Е. В. Декина - обзор литературы, осуществление и описание эмпирического исследования.
С. В. Пазухина - осуществление и описание эмпирического исследования, обоснование методологической базы исследования.
Contribution of the authors
E. V. Dekina - literature review, implementation and description of empirical study.
S. V. Pazukhina - implementation and description of the empirical study, substantiation of the methodological basis of the study.