--КЕМЕРОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА
Формирование у младших школьников умений серия: гуманитарные и общественные науки
<
оригинальная статья
Формирование у младших школьников умений самостоятельного поиска информации на основе использования краеведения
Кропочева Татьяна Борисовна Елькина Ольга Юрьевна
Кузбасский гуманитарно-педагогический институт Кемеровского Кузбасский гуманитарно-педагогический институт Кемеровского
государственного университета, Россия, Новокузнецк государственного университета, Россия, Новокузнецк
[email protected] https://orcid.org/0000-0002-4248-1581
Синева Мария Викторовна Скалон Николай Васильевич
Кузбасский гуманитарно-педагогический институт Кемеровского Кемеровский государственный университет, Россия, Кемерово
государственного университета, Россия, Новокузнецк https://orcid.org/0000-0002-2735-9051
Поступила 19.09.2022. Принята после рецензирования 11.10.2022. Принята в печать 17.10.2022.
Аннотация: Цель - теоретическое обоснование и описание педагогических условий использования краеведения как средства формирования умений самостоятельного поиска информации младшими школьниками. Выявлена психолого-педагогическая сущность развития самостоятельности младших школьников в учебной деятельности; уточнены критерии и показатели оценки сформированности умений самостоятельного поиска информации; проведено теоретическое обоснование методики использования краеведческого образования в аспекте формирования активности и самостоятельности младших школьников при поиске информации. Анализ результатов констатирующего этапа экспериментального исследования, проведенного на базе начальных классов СОШ № 60 г. Новокузнецк, послужил обоснованием необходимости проведения формирующего этапа, в процессе которого были организованы методы и приемы использования научно-популярной, научно-художественной и справочной краеведческой литературы в урочной и внеурочной деятельности младших школьников. С целью оценки проведенной формирующей работы предлагается анализ результатов контрольного этапа эксперимента, даются его количественная и качественная характеристики. Материалы статьи могут быть использованы учителями начальных классов при организации краеведческого образования младших школьников, при формировании у них умений самостоятельно выполнять урочные и внеурочные виды деятельности, а также аспирантами при выполнении педагогических исследований.
Ключевые слова: начальная школа, младший школьный возраст, самостоятельность, самостоятельный поиск информации, краеведческое образование, краеведческая литература, Кемеровская область - Кузбасс
Цитирование: Кропочева Т. Б., Синева М. В., Елькина О. Ю., Скалон Н. В. Формирование у младших школьников умений самостоятельного поиска информации на основе использования краеведения. Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Гуманитарные и общественные науки. 2022. Т. 6. № 4. С. 326-332. https://doi.org/ 10.21603/2542-1840-2022-6-4-326-332
к s
< full article
Developing Independent Information Retrieval Skills in Primary School Students at Local History Classes
Tatyana B. Kropocheva Olga Yu. Elkina
Kuzbass Institute of Pedagogy and Humanities, Kemerovo State Kuzbass Institute of Pedagogy and Humanities, Kemerovo State
â University, Russia, Novokuznetsk University, Russia, Novokuznetsk
[email protected] https://orcid.org/0000-0002-4248-1581
Mariya V. Sineva Nikolay V. Skalon
Kuzbass Institute of Pedagogy and Humanities, Kemerovo State Kemerovo State University, Russia, Kemerovo
University, Russia, Novokuznetsk https://orcid.org/0000-0002-2735-9051
Received 19 Sep 2022. Accepted after peer review 11 Oct 2022. Accepted for publication 17 Oct 2022.
Abstract: The article features the pedagogical conditions for using local history classes as a means of developing information retrieval skills in primary school students. The authors described the psychological and pedagogical aspects of developing èj independence in young schoolchildren via academic and extracurricular activities. They also designed a set of criteria and indicators О for assessing the competence of information search. The new methodology uses the primary school course of local history
326 © 2022. Автор(ы). ^атья распространяется на условиях CC BY 4.0 International License
ВЕСТНИК
КЕМЕРОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА
СЕРИЯ: ГУМАНИТАРНЫЕ И ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ
Формирование у младших школьников умений
to teach children the skill of unfacilitated information search. The experimental part of the research took place in comprehensive school No. 60 in the city of Novokuznetsk. The first stage included ascertaining, while the second stage concentrated on skill development. Books on popular science, art, and local history were applied in the classroom and during extracurricular activities. The results obtained at the control stage underwent quantitative and qualitative processing. The article can help primary school teachers to plan their local history classes whilst developing the independent research skills in their students. Keywords: primary school, primary school age, independence, independent search for information, local history education, local history literature, Kemerovo region (Kuzbass)
Citation: Kropocheva T. B., Sineva M. V., Elkina O. Yu., Skalon N. V. Developing Independent Information Retrieval Skills in Primary School Students at Local History Classes. Vestnik Kemerovskogogosudarstvennogo universiteta. Seriia: Gumanitarnye
i obshchestvennye nauki, 2022, 6(4): 326-332. (In Russ.) https://doi.org/10.21603/2542-1840-2022-6-4-326-332
Введение
Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования (ФГОС НОО) являются источником существенных изменений в российском общем образовании как в области его содержания, так и в области требований к образовательным результатам. Результативность современного образования складывается из сложного комплекса предметных, метапредметных и личностных результатов обучающихся.
Согласно ФГОС НОО, метапредметные результаты -освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях. Деятельная составляющая метапредметных результатов представлена тремя видами универсальных учебных действий (УУД): познавательными, регулятивными, коммуникативными. В то же время личностные УУД - четвертая группа - являются частью личностных образовательных результатов1.
Принимая во внимание позицию авторов ФГОС НОО, познавательные УУД определяем как систему способов познания окружающего мира, построение самостоятельного процесса поиска, исследования информации и совокупность операций по ее обработке, систематизации, обобщению и использованию.
Однако независимо от вида классификации освоенные обучающимися познавательные УУД обобщенно сводятся к возможности правильно воспринимать информацию, обрабатывать ее и на основе полученных данных делать новый (свой, личный) вывод, а также творчески применять этот вывод в новой (незнакомой) ситуации: как учебной, так и за ее пределами (в обыденной жизни).
В современном обществе независимость и авторитет личности определяются ее способностью самостоятельно мыслить, отстаивать свою точку зрения, понимать и принимать чужое мнение, быть активным, находчивым, стойко выдерживать трудности жизни. Самостоятельность мышления дает человеку возможность принимать взвешенные решения в самых трудных ситуациях, при этом она позволяет
не только отвечать за свои поступки, но и предвидеть их последствия, вовремя исправлять ошибки. Формирование таких важных черт личности начинается с младшего школьного возраста (и даже раньше) на основе развития адекватного образа Я, норм и правил этически верного поведения в обществе, интеллектуальных способностей, самостоятельности мышления. Поскольку основным видом деятельности младшего школьника является учебная деятельность, то именно при ее развитии и необходимо формировать самостоятельность.
В середине XX в., в период возникновения концепции развивающего обучения, активизации самостоятельности учебной деятельности было уделено особое внимание. Однако акцент был поставлен в основном на самостоятельность мыслительных процессов. После выхода ФГОС НОО и утверждения системно-деятельностного подхода к обучению особое внимание следует уделять не только развитию самостоятельности мышления школьника, но и формированию самостоятельности его исследовательской, учебной, творческой, игровой, коммуникативной деятельности в учебном процессе. Причем процесс развития названных черт личности должен быть систематическим и непрерывным. Уже на этапах начального обучения ребенок должен понять, что самостоятельность мышления и деятельности можно развить посредством вступления в диалог, спор, через возражения тем, кто имеет иную точку зрения на рассматриваемый объект.
Проблема формирования самостоятельности мышления является предметом исследований педагогов и психологов:
1) разработана педагогическая система формирования познавательной самостоятельности у школьников [1; 2];
2) обоснована теория формирования самостоятельной работы учащихся в учебном процессе [3-6]; 3) рассмотрены способы педагогического взаимодействия учителя с младшими школьниками при формировании учебной самостоятельности [7]; 4) представлены различные аспекты краеведческого образования школьников, в том числе вопросы организации краеведческой работы в начальных классах в условиях реализации ФГОС НОО [8-11].
В а
Ja а
Ja а
1 Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Утв. Приказом Минобрнауки РФ № 373 от 06.10.2009 (ред. от 11.12.2020). Федеральные государственные образовательные стандарты. URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-noo/ (дата обращения: 18.11.2022).
кемеровского государственного университета Формирование у младших школьников умений серия: гуманитарные и общественные науки
с
Пользуясь данными теоретическими разработками, учителя начальных классов ищут различные подходы, методы и формы обучения для формирования самостоятельности учащихся. Проведение занятий, направленных на приобщение школьников к поисковой деятельности, создает благоприятные условия для развития у них познавательных интересов, самостоятельности, любознательности, творческого самовыражения, побуждает их к размышлению, вызывает чувство уверенности в своих силах. На таких занятиях у младших школьников развиваются формы самоконтроля и самосознания, исчезает боязнь сделать ошибочные шаги, снижается тревожность и необоснованное беспокойство.
Одним из способов развития вышеперечисленных черт характера является изучение краеведения, включающего историю, культуру, природу родного края. На уроках краеведения происходит не только обогащение духовного мира, но и формирование самостоятельности учебной деятельности; теоретические знания связываются с личным наблюдательным опытом; формируется навык самостоятельного поиска информации. Однако научных трудов, посвященных теоретическому обоснованию и практическому использованию краеведения в развитии самостоятельности младших школьников, мы не обнаружили.
Самостоятельность детей младшего школьного возраста зависит от их взаимоотношений со взрослыми, причем данный возраст может стать переломным и даже критическим для формирования этого качества личности. Если ребенок излишне доверчивый, послушный и открытый, то он может стать несамостоятельным, зависимым от чужого мнения, и, наоборот, акцент только на развитие полной самостоятельности и независимости порождает закрытость, непослушание, недоверие к окружающим. Поиск - это процесс, позволяющий удовлетворить необходимость и желание субъекта находить различные виды информации в различных источниках (книга, учебник, ресурсы Интернета, общение с другими людьми, средства массовой информации, телевидение). Осуществляется поиск информации с целью получения необходимых сведений для повышения уровня знаний, общей культуры и расширения кругозора2.
Поиск информации как термин имеет двойное значение. Во-первых, в общепринятом значении поиск информации - это работа с книгами, энциклопедиями, словарями с целью нахождения каких-либо сведений. Во-вторых, с 1948 г. К. Муэрс меняет слова местами, получает термин информационный поиск и вводит новое значение - информационный запрос (от англ. information retrieval): а) поиск информации в Интернете; б) система логических и технических операций с целью нахождения документов, фактов, каких-либо данных3. Из-за тотального увлечения людьми информационным поиском в современной школе незаслуженно забыт поиск информации на основе использования школьниками книг, словарей, энциклопедий.
И. Ф. Харламов отмечает, что самостоятельная работа является особой формой организации учебной деятельности, осуществляемой под прямым или косвенным руководством педагога, в ходе которой учащиеся преимущественно или полностью сами выполняют задания различного вида, чтобы развить знания, умения, навыки и личностные качества [12]. Выделим средства и способы развития самостоятельности у детей младших классов. Младшему школьнику необходимо больше доверять и чаще предлагать самостоятельное выполнение посильной работы. Желательно поощрять учащихся за проявление инициативы при выполнении самостоятельной работы, даже если конечный результат такой работы не был позитивным. Например, при выполнении домашнего задания совсем не обязательна помощь родителей, даже несмотря на то, что какое-либо задание школьник выполнит не очень аккуратно. В стенах школы ребенку необходимо поручать какие-либо ответственные дела (назначать ответственным за чистоту доски, полив цветов, подготовку наглядных пособий к уроку), что позволит даже самому стеснительному обучающемуся стать лидером и примером для одноклассников. На уроке этому содействуют групповая и парная работа, где у каждого члена группы свои обязанности, а качество результата зависит от вклада каждого участника самостоятельной работы.
Главная роль научно-популярной, научно-художественной и справочной краеведческой литературы заключается в популяризации научных знаний и научных методов познания среди широкого круга читателей, особенно среди детей. Поэтому излагаемые в данном типе литературы научные сведения должны быть научно достоверными, без антропоморфизма, предрассудков и ошибок. Излагать их следует ярким доступным языком, чтобы вызвать познавательный интерес читателя. Прежде всего чтение учащимися краеведческой литературы способствует расширению круга научных знаний и реализации их познавательных потребностей, что положительно сказывается на развитии таких качеств личности, как эрудиция, научное мировоззрение, самостоятельность и активность, а также на развитии умения самостоятельного поиска информации. Но накопление научных сведений еще не свидетельствует об образованности читателя. Важно, чтобы в процессе чтения развивались умения мыслить и использовать приобретенные знания на практике. Научный стиль изложения изменяет процесс усвоения информации учащимися, т. к. их знания становятся результатом сложных мыслительных действий, переосмысления ранее усвоенных знаний. Читая дополнительную литературу, обучающиеся рассуждают над решением научной проблемы вместе с автором, сравнивают и сопоставляют, проводят аналогию, т. е. работают продуктивно, создавая новый научный продукт. В результате знания школьников о природе порождают уважение к ней, а уважение может перерасти в любовь к природе.
с
э
2 Информационные технологии поиска информации. URL: http://inftis.narod.ru/is/is-n8.htm (дата обращения: 18.11.2022).
3 Там же.
ВЕСТНИК
КЕМЕРОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА СЕРИЯ: ГУМАНИТАРНЫЕ И ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ
Формирование у младших школьников умений
Стандартизация образования потребовала разработки и внедрения в базисные учебные планы национально-регионального (краеведческого) компонента, который раскрывает общее представление об окружающем мире через знание учащимися природных, исторических, культурных особенностей своего края, формирует интерес к тому уголку земли, который принято называть малой родиной4.
Краеведческое образование представляет собой всестороннее изучение обучающимися определенной территории своего края по разным источникам и, главным образом, на основе проводимых непосредственно под руководством учителя наблюдений. В процессе краеведческой работы решаются учебно-воспитательные и развивающие задачи обучения, происходит активное самостоятельное усвоение школьниками учебного материала, приобретение ими специальных и общеучебных умений, идет подготовка к самостоятельной практической деятельности в различных сферах жизни, расширяется общий кругозор и повышается эрудиция.
Методы и материалы
Педагогический эксперимент, проведенный на базе СОШ № 60 г. Новокузнецк среди обучающихся 4 класса, включал три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный.
Для изучения степени влияния краеведческого образования на сформированность у младших школьников умений самостоятельного поиска информации был применен комплекс методов исследования, включающий теоретический анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы, тестирование, собеседование, анкетирование, педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент. С целью формирования умений самостоятельного поиска информации использовались методы и формы краеведческого образования младших школьников. В процессе формирующего этапа эксперимента использованы различные методы работы (беседа, рассказ, инсценировка, дискуссия, наблюдение за природой) и виды деятельности учащихся (игровая, художественная, исследовательская).
В рамках исследования проведен анализ содержания учебной литературы по предмету Окружающий мир и сделан вывод, что многие природные процессы (климатические, погодные, экологические) и объекты (растительность и животный мир), описанные в книгах, отличаются от природных процессов и объектов Кемеровской области - Кузбасса, поскольку учебники составляются авторами, живущими в Москве. С целью организации краеведческого образования учителем и самостоятельного поиска краеведческой информации младшими школьниками в Кемеровской области созданы специальные учебники и учебные пособия, научно-популярная и справочная литература5.
Результаты
Исходя из сущности понятия умение самостоятельного поиска информации, принимая во внимание компоненты, разработанные Б. П. Есиповым [3], мы выявили 3 структурных компонента исследуемого умения применительно к младшему школьному возрасту:
1. Когнитивный компонент представляет собой совокупность знаний младшего школьника о природе, истории и культуре родного края, а также способов самостоятельного приобретения и осмысления новых знаний о родном крае из различных источников. Данный компонент можно сопоставить с познавательными УУД (умение работать в информационной среде начального образования в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета). Кроме того, он находится в корреляционной зависимости с мотивационно-потребностным компонентом. Мотив учения выступает смыслообразующим для школьника, т. к. придает учению личностный смысл.
2. Мотивационно-потребностный компонент, выступающий системообразующим компонентом структуры умения младших школьников самостоятельно искать информацию, включает стремление изучать краеведческую литературу, проявления познавательного интереса, стремление охранять природу своего края, города. Развитие когнитивного и мотивационно-потребностного компонентов оказывает влияние на становление личностных УУД (внутренняя позиция школьника, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы).
Деятельностно-практический компонент включает совокупность умений, обеспечивающих успешность овладения практической деятельностью. В состав данного компонента включены волевые проявления личности школьника: настойчивость в преодолении трудностей, стремление к успеху в деятельности и достижениям результата.
3. Формирование регулятивных УУД у младших школьников (овладение учебными действиями, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу; планирование их реализации (в том числе во внутреннем плане); контроль и оценку своих действий, умение вносить соответствующие коррективы в их выполнение) невозможно представить без мотивационно-потребностного и к деятельностно-практического компонентов.
С целью оценки сформированности компонентов умений самостоятельного поиска информации у младших школьников мы разработали одноименно названные критерии (табл. 1).
В ходе констатирующего этапа эксперимента установлены исходные данные об уровне сформированности у младших школьников умений самостоятельного поиска
В а
за а
за а
4 Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования...
5 Кемеровская область: атлас для школьников, пред. редкол. В. Н. Гнатишин. М.: Роскартография, 2005, 31 с.; Кропочева Т. Б. Родной край. Новокузнецк: КузГПА, 2004. 127 с.; Куприянов А. Н., Манаков Ю. А. Природа Кузбасса, или Приключения зеленого кузнечика Кузи. Кемерово: Кузбасс, 2004. 70 с.; Лаврина В. Л. История Кузбасса в рассказах для детей от древних веков до нашего времени. Кемерово: Кузбасс, 2004. 78 с.; Шабалин В. М. Тайны имен Земли Кузнецкой: краткий топонимический словарь Кемеровской области: 3000 названий. Кемерово: КО ИУУ 1994. 222 с.; Шорские сказки, легенды, сост. А. И. Чудояков. Кемерово: РИФ «Весть», 2002. 153 с.
Формирование у младших школьников умений
ВЕСТНИК
КЕМЕРОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА
СЕРИЯ: ГУМАНИТАРНЫЕ И ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ
Табл. 1. Критерии и показатели оценки сформированности у младших школьников умений самостоятельного поиска информации краеведческого содержания
Tab. 1. Independent information retrieval skills developed in primary school students at local history classes: criteria and assessment indicators
Показатели Уровни
Высокий Средний Низкий
Когнитивный критерий
Знания о природе, истории и культуре родного края Знает больше, чем по программе начальной школы Знает на уровне программы начальной школы Знает на уровне ФГОС НОО и ниже
Знание способов самостоятельного приобретения и осмысления новых знаний о родном крае из различных источников Знает способы Знает основные способы Не знает способов
Мотивационно-потребностный критерий
Стремление изучать краеведческую литературу Всегда стремится читать Читает только по настроению Не стремится читать
Проявление познавательного интереса Внимателен, любознателен, активен на уроках Внимательность, любознательность и активность на уроках зависит от настроения Невнимателен, нелюбознателен, неактивен на уроках
Стремление охранять природу своего края, города Всегда стремится охранять и заботиться о природе Стремится охранять ситуативно Не стремится
Практико-деятельностный критерий
Умение пользоваться приобретенными знаниями в жизни Использует теоретические знания в процессе опытов, наблюдений и экскурсий в природу Редко использует Не умеет использовать теоретические знания
Культура умственного и физического труда Работает аккуратно, быстро, с большим интересом на уроках и экскурсиях Не всегда работает быстро и аккуратно на уроках и экскурсиях Не умеет работать быстро и аккуратно на уроках и экскурсиях
Умение трудиться самостоятельно, продуктивно Любую работу стремится выполнить самостоятельно. Всегда добивается поставленной цели Во время самостоятельной работы часто задает вопросы учителю. Не всегда добивается поставленной цели Часто списывает результаты работы у соседа. Не умеет и не хочет самостоятельно решать поставленные задачи
<
< g
информации (табл. 2). Анализ количественных результатов свидетельствует о том, что сформированность самостоятельности обучающихся экспериментального класса довольно низкая, т. к. преобладают средний и низкий уровни по всем компонентам. Качественный анализ показал, что у учащихся
Табл. 2. Количество младших школьников с разным уровнем сформированности умений самостоятельного поиска информации, % Tab. 2. Primary school students with different levels of formation of independent information retrieval skills, %
Компоненты Констатирующий этап Контрольный этап
В С Н В С Н
Когнитивный 8 44 48 16 48 36
Мотивационно-потребностный 20 48 32 28 64 8
Практико-деятельностный 8 40 52 16 44 40
О Прим.: В - высокий, С - средний, Н - низкий (уровни сформированности).
имеется положительное отношение к природе родного края, интерес к ее изучению, стремление ее защищать и охранять. Отвечая на вопросы анкеты «Чем для тебя интересен мир природы?», обучающиеся отмечали: В природе много такого, что удивляет; Мне нравится заботиться о своем коте; Я люблю свою собаку, она такая умная; Я люблю быть в лесу и т. д. Ответы на вопросы теста свидетельствуют о том, что в основном обучающиеся имеют недостаточные представления о законах природы, но в то же время у них выражена потребность в общении с ближайшим природным окружением, есть желание изучать его через самостоятельный поиск новой информации.
Полученные результаты исследования показали, что у детей недостаточно сформированы навыки самостоятельной продуктивной деятельности, не развита культура умственного и физического труда. На наш взгляд, целенаправленная работа по формированию умений самостоятельного поиска информации в процессе использования краеведения позволит повысить уровень самостоятельности учащихся экспериментального класса.
кемеровского государственного университета серия: гуманитарные и общественные науки Формирование у младших школьников умений
Рассмотрим методику работы с научно-популярной и научно-художественной литературой по краеведению, которая использовалась на формирующем этапе эксперимента. При этом обучающиеся были задействованы в игровую, художественную, исследовательскую деятельность на урочных и внеурочных занятиях. На уроках по предмету Окружающий мир и во внеурочной естественнонаучной работе дополнительная краеведческая литература использовалась на основе реализации следующих методов и приемов обучения:
1. Индивидуальное чтение отрывков из дополнительных книг. Учитель работает с основным составом класса, а один ученик получает задание - прочитать отрывок из дополнительной книги или журнала и рассказать классу интересную информацию. Например, при изучении темы «Мир глазами географа»6 мы предложили ученику подготовить рассказ по дополнительной книге «Родной край» Т. Б. Кропочевой.
2. Проведение краеведческих минуток. Один раз в две недели мы проводили в начале урока окружающего мира краеведческую минутку в виде обсуждения интересных фактов из жизни природы и общества Кузбасса. Обучающиеся заранее готовили дома выступление продолжительностью не более одной минуты по предстоящей теме урока, на уроке они выступали со своими сообщениями, что являлось либо введением детей в новую тему, либо использовалось на этапе закрепления как решение проблемных ситуаций.
3. Использование атласа-определителя. К учебнику «Окружающий мир» А. А. Плешаков создал специальный атлас-определитель «От земли до неба»7, задания по которому содержатся в учебнике. Например, при изучении темы «Звездное небо - Великая книга Природы»8 обучающиеся по атласу выполняли следующее задание учебника: Рассмотрите страницы раздела «Звезды» в атласе-определителе. Найдите знакомые вам созвездия. Какие созвездия вам удавалось видеть своими глазами в Кемеровской области?
4. Создание проблемной ситуации по произведениям научно-популярной и научно-художественной литературы. В процессе изучения раздела «Наш край» из учебника «Окружающий мир» мы использовали не только дополнительную краеведческую литературу, но и книги писателей В. В. Бианки, Н. И. Сладкова, И. И. Акимушкина и др. Младшие школьники проявили интерес к отгадыванию загадок из книги «Вести из леса»9, в классе разгорелась целая дискуссия по отрывку из этой книги, использованному по теме «Жизнь в пресных водах»10.
5. Использование научно-популярной и научно-художественной литературы при объяснении учащимися наблюдений за природой. Во время проведения наблюдений обучающиеся часто встречаются с непонятными фактами, объяснение которым могут найти в книгах. Так, после экскурсии в конце ноября ребятам захотелось узнать, где ночуют птицы, оставшиеся в наших краях на зиму, т. к. на экскурсии дети заметили, что в гнезда и скворечники птицы осенью не залетают, но спать им где-то необходимо. Ответ школьники нашли в краеведческой литературе11.
В ходе контрольного этапа эксперимента установлены итоговые данные уровня сформированности у младших школьников умений самостоятельного поиска информации (табл. 2). Сравнение результатов констатирующего и контрольного этапов эксперимента показало, что уровень сформированности умений самостоятельного поиска информации учащимися повысился. На высокий уровень поднялись двое школьников, в результате доля обучающихся с высоким уровнем сформированности умений составила 20 %, что на 8 % больше, чем на констатирующем этапе. С низкого уровня ушли на средний 4 человека, после чего на низком уровне остались семь учащихся, т. е. 28 %, что на 16 % меньше, чем в начале эксперимента. И хотя средний уровень самостоятельности мышления по-прежнему занимает большую часть, т. к. мы не зафиксировали резкого скачка в росте умений самостоятельного поиска информации у четвероклассников, но результаты формирующей работы можно назвать позитивными.
Заключение
Использование научно-художественной, научно-популярной и справочной краеведческой литературы в образовательном процессе является важным средством реализации развивающего обучения, одним из аспектов которого является развитие умений самостоятельного поиска информации. Выявлено, что у детей не только расширился кругозор, обогатились знания и умения, но и произошли изменения в их отношении к природе. Обучающиеся стали более внимательными, пытливыми, стали бережнее относиться к домашним животным (по рассказам родителей), сами начали ухаживать за комнатными растениями, узнавали у учителя, какую еще литературу по интересующему их вопросу можно прочесть. Особую увлеченность у детей вызывали задания практического характера: аппликации, лепка, рисование.
Предлагаемая методика работы с краеведческой научно-популярной, научно-художественной и справочной литературой на уроках по предмету Окружающий мир с целью
В а
Ja а
Ja а
6 Плешаков А. А., Крючкова Е. А. Окружающий мир. 4 класс. М.: Просвещение, 2013. Ч. 1. С. 22-28.
7 Плешаков А. А. От земли до неба: атлас-определитель по природоведению и экологии для учащихся начальных классов. М.: Просвещение, 2015. 225 с.
8 Плешаков А. А., Крючкова Е. А. Окружающий мир... С. 16-21.
9 Бианки В. В., Ливеровский А. А., Павлова Н. М., Сладков Н. И., Шим Э. Ю. Вести из леса. Л.: Детгиз, 1961. 272 с.
10 Плешаков А. А., Крючкова Е. А. Окружающий мир. С. 178-186.
11 См., например: Свидание с природой, сост. и ред. Н. И. Зеленин. 2-е изд., перераб. и доп. Кемерово: Кн. изд-во, 1980. 432 с.
Кропочева Т. Б., Синева М. В., Елькина О. Ю., Скалон Н. В. Формирование у младших школьников умений
ВЕСТНИК
КЕМЕРОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА СЕРИЯ: ГУМАНИТАРНЫЕ И ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ
развития самостоятельности мышления и деятельно- Conflict of interests: The authors declared no potential
сти младшего школьника является основанием для реше- conflict of interests regarding the research, authorship, and /
ния аналогичных задач при организации краеведческого or publication of this article. образования младших школьников на других учебных
предметах начальной школы. Критерии авторства: Авторы в равной степени участвовали в подготовке и написании статьи.
Конфликт интересов: Авторы заявили об отсутствии Contribution: All the authors contributed equally to the
потенциальных конфликтов интересов в отношении иссле- study and bear equal responsibility for information published
дования, авторства и / или публикации данной статьи. in this article.
Литература / References
1. Абрамова Т. В. Педагогическая система формирования познавательной самостоятельности у школьников как средство актуализации знаний: на материале предметов естественно-математического цикла: дис. ... канд. пед. наук. Саратов, 2003. 195 с. [Abramova T. V. Pedagogical system of formation of cognitive independence in schoolchildren as a means of updating knowledge: science and mathematics. Cand. Ed. Sci. Diss. Saratov, 2003, 195. (In Russ.)] EDN: NMHVWJ
2. Мокшина Н. Г., Деревянко М. С. Формирование самостоятельности у младшего школьника в учебно-воспитательном процессе школы. Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 59-2. С. 253-256. [Mokshina N. G., Derevyanko M. S. Formation of independence the little schoolboy in the school training and educational process. Problems of modern pedagogical education, 2018, (59-2): 253-256. (In Russ.)] EDN: XSHVAL
3. Есипов Б. П. Самостоятельная работа учащихся на уроках. М.: Учпедгиз, 1961. 240 с. [Esipov B. P. Independent work of students in the classroom. Moscow: Uchpedgiz, 1961, 240. (In Russ.)]
4. Стародумова Е. А. Развитие учебной самостоятельности у детей младшего школьного возраста. Молодой ученый. 2020. № 52. С. 447-449. [Starodumova E. A. The development of educational independence in primary school children. Molodoi uchenyi, 2020, (52): 447-449. (In Russ.)] EDN: XDINOI
5. Старцева Г. А. Проблема активности и самостоятельности личности младшего школьника: теоретические аспекты. Педагогика и современность. 2013. № 6. С. 19-21. [Startseva G. A. The problem of activity and independence of the younger student's personality: theoretical aspects. Pedagogika i sovremennost, 2013, (6): 19-21. (In Russ.)] EDN: RQ_Q_LYP
6. Шиянов Е. Н., Котова И. Б. Развитие личности в обучении. М.: Академия, 1999. 288 с. [Shiyanov E. N., Kotova I. B. Personality development in education. Moscow: Akademiia, 1999, 288. (In Russ.)]
7. Колесников К. А, Санникова Н. Г. Формы педагогического взаимодействия учителя с младшими школьниками при формировании учебной самостоятельности. Педагогика. Общество. Право. 2013. № 1. С. 27-36. [Kolesnikov K. A., Sannikova N. G. Forms of teacher's pedagogical interaction with junior schoolchildren in the self-education formation. Pedagogika. Obshchestvo. Pravo, 2013, (1): 27-36. (In Russ.)] EDN: PWRGIB
8. Байбородова Л. В. Краеведческая деятельность как средство воспитания гражданской идентичности сельских школьников. Вестник Академии детско-юношеского туризма и краеведения. 2017. № 1. С. 123-133. [Bayborodova L. V. Local lore activity as a means of education of the civic identity of rural school students. Vestnik Akademii detsko-iunosheskogo turizma i kraevedeniia, 2017, (1): 123-133. (In Russ.)] EDN: YTNFQH
к
< 9. Мартыненко Ю. А. Пути формирования гражданственности школьников-подростков во внеурочной работе на примерах изучения истории родного края и социально значимой деятельности. Вестник Томского государственного педагогического университета. 2013. № 4. С. 82-85. [Martynenko Yu. A. The ways of forming of civil consciousness of school-teenagers in process of out-of-class work through the examples of studying local history and socially significant
activities. Vestnik Tomskogogosudarstvennogopedagogicheskogo universiteta, 2013, (4): 82-85. (In Russ.)] EDN: PZXMLN 10. Разливинских И. Н., Милованова Л. А. Организация краеведческой работы в начальных классах в условиях реализации ФГОС НОО. Вестник Шадринского государственного педагогического университета. 2021. № 1. С. 75-78. g [Razlivinskikh I. N., Milovanova L. A. Organization oflocal history work in primary school in the context of the implementation
g of the Federal State Educational Standard of primary general education. Vestnik Shadrinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo
universiteta, 2021, (1): 75-78. (In Russ.)] https://doi.org/10.52772/25420291_2021_1_75 g 11. Череватенко Т. В., Милованова Л. А. Инновационные технологии преподавания краеведческого материала во вне-
< урочной деятельности в начальной школе. Вестник Шадринского государственного педагогического университета. 2018. № 4. С. 96-101. [Cherevatenko T. V., Milovanova L. A. Innovative technology of teaching of local history material
2 in extracurricular activities in elementary school. Vestnik Shadrinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta,
2018, (4): 96-101. (In Russ.)] EDN: YTEBML д 12. Харламов И. Ф. Нравственное воспитание школьников. М.: Просвещение, 1983. 160 с. [Kharlamov I. F. Moral education § of schoolchildren. Moscow: Prosveshchenie, 1983, 160. (In Russ.)]
s